МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы тайм-менеджмента в социальной работе

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.03.02. Социальная работа
ПрофильСоциальная работа в сфере социальной защиты населения
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_03_02_СР-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 96
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 96 96 96 96
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.с.н., Доцент, Сиротина Т.В.;страший преподаватель, Великжанина К.А.

Рецензент(ы):
к.с.н., Доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Основы тайм-менеджмента в социальной работе

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 76)

составлена на основании учебного плана:
39.03.02 Социальная работа
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 08.05.2021 г. № 8
Срок действия программы: 20212025 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н., профессор Максимова С.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 08.05.2021 г. № 8
Заведующий кафедрой д.с.н., профессор Максимова С.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.освоение компетенций, необходимых для управления временными ресурсами, повышения личной эффективности, освоение инструментария в области организации и эффективного использования времени

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.5

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-6Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
УК-6.1 Знает закономерности становления и развития личности; механизмы, принципы и закономерности процессов самоорганизации, самообразования и саморазвития; теорию тайм-менеджмента
УК-6.2 Умеет определять свои ресурсы и их пределы (личностные, ситуативные, временные и др.) для успешного выполнения порученной работы, ставить цели и устанавливать приоритеты собственного профессионально-карьерного развития с учетом условий, средств, личностных возможностей и временной перспективы достижения; осуществлять самоанализ и рефлексию собственного жизненного и профессионального пути
УК-6.3 Владеет методиками саморегуляции эмоционально- психологических состояний в различных условиях деятельности, приемами самооценки уровня развития своих индивидуально-психологических особенностей; технологиями проектирования профессионально-карьерного развития; способами планирования, организации, самоконтроля и самооценки деятельности
УК-6.4 Применяет разнообразные способы, приемы техники самообразования и самовоспитания на основе принципов образования в течение всей жизни
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает концепции, принципы и методы построения эффективной работы в команде с учетом правовых и этических принципов и норм социального взаимодействия, сущностные характеристики и типологию лидерства.
Знает закономерности становления и развития личности; механизмы, принципы и закономерности процессов самоорганизации, самообразования и саморазвития; теорию тайм-менеджмента.
3.2.Уметь:
3.2.1.Знает закономерности становления и развития личности; механизмы, принципы и закономерности процессов самоорганизации, самообразования и саморазвития; теорию тайм-менеджмента.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Применяет разнообразные способы, приемы техники самообразования и самовоспитания на основе принципов образования в течение всей жизни.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы тайм-менеджмента
1.1. Понятие и история тайм-менеджмента. Технология тайм-менеджмента Практические 5 1 Л1.1, Л2.1
1.2. Понятие и история тайм-менеджмента Сам. работа 5 8 Л1.1, Л2.1
1.3. Технология тайм-менеджмента Сам. работа 5 8 Л1.1, Л2.1
1.4. Тайм-менеджмент руководителя. Корпоративный тайм-менеджмент Практические 5 1 Л1.1, Л2.1
1.5. Тайм-менеджмент руководителя Сам. работа 5 8 Л1.1, Л2.1
1.6. Корпоративный тайм-менеджмент Сам. работа 5 8 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Методы тайм-менеджмента
2.1. Диагностический инструментарий Практические 5 1 Л1.1, Л2.1
2.2. Диагностический инструментарий Сам. работа 5 8 Л1.1, Л2.1
2.3. Целеполагание Практические 5 1 Л1.1, Л2.1
2.4. Целеполагание Сам. работа 5 32 Л1.1, Л2.1
2.5. Планирование Практические 5 1 Л1.1, Л2.1
2.6. Планирование Сам. работа 5 8 Л1.1, Л2.1
2.7. Расстановка приоритетов Практические 5 1 Л1.1, Л2.1
2.8. Расстановка приоритетов Сам. работа 5 8 Л1.1, Л2.1
2.9. Организация деятельности Практические 5 1 Л1.1, Л2.1
2.10. Организация деятельности Сам. работа 5 4 Л1.1, Л2.1
2.11. Методы самомотивации Практические 5 1 Л1.1, Л2.1
2.12. Методы самомотивации Сам. работа 5 4 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – ссылка на курс.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-6
Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни

ЗАДАНИЯ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Одна из наиболее характерных причин дефицита времени:
a) Адекватная оценка своих способностей, скорости работы, результативности
b) Неадекватная оценка своих способностей, скорости работы, результативности
c) Соответствие работника и занимаемой им должности
ОТВЕТ: b

Вопрос 2. … – это представление информации, которое позволяет увидеть всю совокупность и взаимосвязь элементов и дает возможность эффективно принимать решения:
а) Обзор проблем
b) Обзор плана
c) Обзор задач
ОТВЕТ: c

Вопрос 3. В контекстном планировании задачи, для которых время исполнения известно заранее, называются:
а) жесткими
b) мягкими
с) приоритетными
ОТВЕТ: а

Вопрос 4. Стратегия достижения SMART-цели (действие в задачной ситуации) называется:
а) «ямой шагов»
b) «обрывом шагов»
с) «воронкой шагов»
ОТВЕТ: c

Вопрос 5. Один из процессов тайм-менеджмента:
а) организация
b) контроль достижения цели, выполнения планов, подведение итогов по результатам
с) целедостижение
ОТВЕТ: b

Вопрос 6. Стратегия достижения надцели называется:
а) «веером возможностей»
b) «веером задач»
с) «веером желаний»
ОТВЕТ: а

Вопрос 7. В соответствии с матрицей Эйзенхауэра на каких делах необходимо сосредотачиваться в первую очередь:
a) Важные срочные
b) Важные не срочные
c) Неважные срочные
d) Неважные не срочные
ОТВЕТ: а

Вопрос 8. Хронометраж — это:
a) Метод учета затрат времени на различные виды деятельности
b) Метод повышения эффективности деятельности
c) Метод планирования времени
ОТВЕТ: а

Вопрос 9. Планирование через приоритеты предполагает:
a) Распределение задач по срокам выполнения
b) Определения задач, которые не обязательно выполнять
c) Распределения задач по приоритетности выполнения
d) Обеспечение выполнения всех задач в срок
ОТВЕТ: с

Вопрос 10. Один из процессов тайм-менеджмента:
а) тестирование
b) планирование и расстановка приоритетов
с) разработка
ОТВЕТ: b

Вопрос 11. Что является одним из шагов техники контекстного планирования:
а) просмотр списка задач при приближении контекста
b) просмотр списка хронофагов при приближении контекста
с) просмотр своих ключевых областей
ОТВЕТ: а

Вопрос 12. Правильно сформулированная цель должна соответствовать SMART-критериям, одним из которых является:
а) контекстуальность
b) релевантность
с) хронометрированность
ОТВЕТ: b

Вопрос 13. Правильно сформулированная цель должна соответствовать SMART-критериям, одним из которых является:
а) делимость
b) определенность
с) измеримость
ОТВЕТ: с

Вопрос 14. Для создания эффективного обзора задач важен принцип …
a) Активизации
b) Материализации
c) Иррационализма
d) Дезинтеграции
e) Реактивации
ОТВЕТ: b

Вопрос 15. Это инструмент целеполагания, который помогает не потерять свои цели из виду и служит напоминанием о целях.
a) Стратегическая картонка
b) Обзор задач
c) Планирование и расстановка приоритетов
ОТВЕТ: а

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ЗАДАНИЯ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Учет расходов личного времени путем простой письменной фиксации.
ОТВЕТ: Хронометраж

Вопрос 2. Что означает принять решение, оценив по определенным критериям, какие из поставленных задач и дел имеют первостепенное значение, какие – второстепенное?
ОТВЕТ: Расставить приоритеты

Вопрос 3. По каким двум критериям матрица Эйзенхауэра позволяет расставить приоритеты?
ОТВЕТ: Важность и срочность

Вопрос 4. Как называются неэффективно организованные процессы деятельности, ведущие к потерям времени?
ОТВЕТ: Поглотители времени

Вопрос 5. Как называется подход, при котором человек действует вопреки внешним обстоятельствам, активно влияет на свою жизнь?
ОТВЕТ: Проактивным

Вопрос 6. Как называется подход, при котором человек полностью зависит от внешних обстоятельств, не влияя активно на свою жизнь?
ОТВЕТ: Реактивным

Вопрос 7. К какой категории относятся важные, но несрочные задачи по матрице Эйзенхауэра?
ОТВЕТ: категория B

Вопрос 8. К какой категории относятся неважные и несрочные задачи по матрице Эйзенхауэра?
ОТВЕТ: категория D

Вопрос 9. На сколько категорий делятся все задачи при определении приоритетов с помощью матрицы Эйзенхауэра?
ОТВЕТ: 4 категории

Вопрос 10. На сколько групп можно условно разделить все поглотители времени по степени контролируемости?
ОТВЕТ: 3 группы

Вопрос 11. Одним из шагов какой техники является просмотр списка задач при приближении контекста?
ОТВЕТ: Техники контекстного планирования

Вопрос 12. … – это крупные задачи, которые невозможно решить за один раз.
ОТВЕТ: Слоны

Вопрос 13. … – это мелкие задачи, на решение которых не требуется много сил и времени, но которые очень неприятны и их хочется отложить.
ОТВЕТ: Лягушки

Вопрос 14. При использовании многокритериальной оценки каждый вариант оценивается по … критериям.
ОТВЕТ: Всем

Вопрос 15. Сколько этапов можно выделить в истории развития отечественного тайм-менеджмента?
ОТВЕТ: Три

Вопрос 16. … – это эффективный инструмент для планирования и контроля сложно структурированных задач с конкретными сроками.
ОТВЕТ: Двухмерный график

Вопрос 17. Что такое удачный момент для решения задачи, удачный шанс, нелинейное время?
ОТВЕТ: Кайрос

Вопрос 18. Какие виды дел помимо срочных/несрочных выделяются в матрице Эйзенхауэра?
ОТВЕТ: Важные, неважные

Вопрос 19. К каким двум категориям дел в матрице Эйзенхауэра относятся задачи с дедлайнами, чьем невыполнение приведет к негативным последствиям?
ОТВЕТ: Срочные и важные

Вопрос 20. К каким двум категориям дел в матрице Эйзенхауэра относятся дела без крайнего срока, которые тем не менее, нужны для личного роста?
ОТВЕТ: Несрочные и важные


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Личное конкурентное преимущество
2. Стратегические цели и ценности
3. Ресурсно-календарный график планирования времени
4. Показатели расхода времени
5. Формы учета личного времени
6. Производительность труда
7. Нормирование, планирование и контроль исполнения проектов
8. Планирование через приоритеты
9. Методы упорядочения дел
10. Создание органайзера
11. Личный реинжиниринг
12. Метод ограниченного хаоса
13. Тотальное управление качеством
14. Тайм-менеджмент как инструмент организационного развития
15. Корпоративный стандарт организации времени персонала
16. Разработка стратегических целей и ресурсно-календарного графика планирования времени
17. Разработка формы учета личного времени, оценка на ее основе производительности труда
18. Создание органайзера, оценка приоритетности дел
19. Разработка предложений по рационализации работы на основе анализа ситуации, разработка личных стандартов качества
20. Разработка корпоративного стандарта организации времени персонала.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. Составить перечень своих жизненных целей. Нарисовать их карту.
2. Написать ежедневный план на 2 недели (с учетом целей) и составить отчет (хронометраж) по выполнению с комментариями о влиянии методики на ваше поведение.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Г.А. Архангельский, М.А. Лукашенко, Т.В. Телегина, С. Бехтерев Тайм-менеджмент. Полный курс : учебное пособие : Учебное пособие и практикум - М. : Альпина Паблишер. - Библиогр. в кн. , 2016. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=269985
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Цибульникова В. Е. Тайм-менеджмент в образовании: Учебники и учебные пособия для ВУЗов МПГУ, 2016 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. Федеральная ЭБС «Единое окно доступа к образовательным ресурсам». – URL: http://window.edu.ru. Доступ свободный. 2. http://www.consultant.ru; 3. http://www.garant.ru; 4. http://www.kodeks.ru. 5. ЭБС «КнигаФонд». – (knigafund.ru). 6. Библиотека РГИУ. – (http://sbiblio.com/biblio) 7. Генеральный директор : персональный журнал руководителя. – (http://www.gendir.ru). 8. Корпоративный менеджмент. – (http://www.cfin.ru). 9. Технологии корпоративного управления. – (http://www.iteam.ru/publications).
Э2 Курс в Moodle
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
Лекция.
 На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
Итоговый контроль.
 Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
 Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.