Закреплена за кафедрой | Кафедра социальной и молодежной политики |
---|---|
Направление подготовки | 39.03.02. Социальная работа |
Профиль | Социальная работа в сфере социальной защиты населения |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z39_03_02_СР-2019 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 2 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 6 | 6 | 6 | 6 |
Сам. работа | 94 | 94 | 94 | 94 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики
Протокол от 25.06.2019 г. № 10/д
Заведующий кафедрой д.с.н., проФ. Максимова С.Г.
1.1. | Цель дисциплины: Формирование научно обоснованных, подкрепленных фактами представлений об историческом развитии социальной работы за рубежом, особенностях её становления и развития в разных странах. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.1.1 |
ПК-2 | Способен к планированию деятельности по предоставлению социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи, а также профилактике обстоятельств, обуславливающих нуждаемость в социальном обслуживании |
ПК-2.1 | Определяет технологии, формы и методы работы при предоставлении социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи также профилактике обстоятельств, обуславливающих нуждаемость в социальном обслуживании |
ПК-2.2 | Оформляет документацию, необходимую для предоставления мер социальной защиты |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Определяет технологии, формы и методы работы при предоставлении социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи также профилактике обстоятельств, обуславливающих нуждаемость в социальном обслуживании |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Оформляет документацию, необходимую для предоставления мер социальной защиты |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Имеет навыки сравнительного анализа основных практик социальной помощи и поддержки в разные исторические периоды за рубежом |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Основные этапы историия социальной работы за рубежом | ||||||
1.1. | Введение в курс «История социальной работы за рубежом» | Лекции | 2 | 1 | ПК-2.1, ПК-2.2 | Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Введение в курс «История социальной работы за рубежом» | Сам. работа | 2 | 10 | ПК-2.1, ПК-2.2 | Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Архаический период благотворительности. Филантропический период благотворительности | Сам. работа | 2 | 12 | ПК-2.1, ПК-2.2 | Л1.1, Л2.1 |
1.4. | Период церковной благотворительности | Лекции | 2 | 1 | ПК-2.1, ПК-2.2 | Л1.1, Л2.1 |
1.5. | Европейское Средневековье: помощь нуждающимся | Практические | 2 | 2 | ПК-2.1, ПК-2.2 | Л1.1, Л2.1 |
1.6. | Европейское Средневековье: практики призрения | Сам. работа | 2 | 12 | ПК-2.1, ПК-2.2 | Л1.1, Л2.1 |
1.7. | Европа в период Нового времени: государственные и общественные практики призрения | Практические | 2 | 2 | ПК-2.1, ПК-2.2 | Л1.1, Л2.1 |
1.8. | Идеи солидарности и социальной благотворительности в Новое время в Западной Европе и США | Сам. работа | 2 | 12 | ПК-2.1, ПК-2.2 | Л1.1, Л2.1 |
1.9. | Донаучный этап развития теории филантропии и милосердия в Западной Европе и США | Сам. работа | 2 | 12 | ПК-2.1, ПК-2.2 | Л1.1, Л2.1 |
1.10. | Период государственной и общественной благотворительности | Лекции | 2 | 1 | ПК-2.1, ПК-2.2 | Л1.1, Л2.1 |
1.11. | Государственные и общественные практики призрения в 18 –19 веках | Сам. работа | 2 | 12 | ПК-2.1, ПК-2.2 | Л1.1, Л2.1 |
1.12. | Период государственной и общественной благотворительности в США | Лекции | 2 | 1 | ПК-2.1, ПК-2.2 | Л1.1, Л2.1 |
1.13. | Государственные и общественные практики призрения в 18 –20 веках: опыт США | Сам. работа | 2 | 12 | ПК-2.1, ПК-2.2 | Л1.1, Л2.1 |
1.14. | Период социальной работы: начало 20 в. | Практические | 2 | 2 | ПК-2.1, ПК-2.2 | Л1.1, Л2.1 |
1.15. | Институционализация социальной работы на рубеже 19 – 20 веков | Сам. работа | 2 | 12 | ПК-2.1, ПК-2.2 | Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=10435 ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2: Способен к планированию деятельности по предоставлению социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи, а также профилактике обстоятельств, обуславливающих нуждаемость в социальном обслуживании ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1. Какая форма помощи признавалась всеми религиозными и философскими учениями Древнего Востока и Античности в качестве основной? a. милосердие к рабам b. раздача милостыни c. посещение больных Ответ: b 2. Совершение главой рода религиозно-магического обряда с целью исцеления от эпидемии членов общины являлось _______ формой помощи: a. хозяйственно-бытовой b. культовой c. общинно-родовой Ответ: а 3. Престижная экономика в первобытной общине заключалась в: a. взаимном дарообмене b. братании кровью c. посредничестве между живыми и мертвыми Ответ: а 4. Меценатство зародилось в: a. эпоху Средневековья b. Новое время c. эпоху Античности Ответ: с 5. Кем был организован диаконический городок (убежище) для странников, нищих, больных, в т. ч. прокаженных, у ворот Кесарии Каппадокийской в 368 г.: a. Аристотелем b. Св. Василием Великим c. Мартином Лютером Ответ: b 6. Основным субъектом помощи в Средние века в Западной Европе является: a. церковь b. государство c. благотворительные организации Ответ: а 7. Идея о локализации нищенства реализуется с помощью законов о борьбе с профессиональным нищенством в: a. эпоху Средневековья b. Новое время c. эпоху Античности Ответ: b 8. В Новое время преимущественно считалось, что бедность – это следствие: a. отсутствия работы b. божественного устройства мира c. лени, пьянства, транжирства Ответ: с 9. Система обязательного социального страхования по месту работы, где размеры выплат зависят от количества внесенных денежных сумм, была впервые разработана и применена Отто Бисмарком в: a. Голландии b. Пруссии c. Франции Ответ: b 10. Автором метода работы со случаем (casework) является: a. Дж. Аддамс b. М. Ричмонд c. А. Соломон Ответ: b 11. Самая известная представитель Движения сеттельмента в США: a. Дж. Аддамс b. М. Ричмонд c. А. Соломон Ответ: а 12. Социальная работа как профессия и научная теория возникла: a. в средние века b. в к. 18 – нач. 19 вв. c. в к. 19 – нач. 20 вв. Ответ: с 13. Первое в мире учебное заведение для социальных работников в 1898 г. было открыто в: a. Берлине b. Лондоне c. Нью-Йорке Ответ: с 14. Чикагский Hull House – это самое (-ый) известное (-ый) в мире: a. Общество организации благотворительности b. Общество борьбы с нищетой c. Сеттельмент Ответ: с 15. Модель организации городской благотворительности, сочетавшая организованную общественную помощь с личным участием горожан на принципах адресности и индивидуального подхода, вошла в историю как: a. Эльберфельдская b. Филадельфийская c. Французская Ответ: а КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. Филантропия переводится как _______. Ответ: человеколюбие 2. Как назывались благотворительные заведения для содержания нетрудоспособных лиц (престарелых, немощных, инвалидов и др.) (название происходит от слов «Бога для»? Ответ: богадельня. 3. Добровольная деятельность по бескорыстной передаче имущества, денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки, - это __________. Ответ: благотворительность, благотворительная деятельность. 4. Деятельность, осуществляемая добровольно в форме безвозмездного выполнения работ на благо других людей, - это _____________ Ответ: добровольчество, волонтерство. 5. Устойчивая модель помощи, которая соответствует уровню развития данного общества, его культуре, включает в себя: идею помощи, организационные формы, субъекты и объекты помощи» (по М.В. Фирсову) - это _____________ Ответ: парадигма помощи. 6. Как назывались религиозные ордена, которые жили исключительно на средства милостыни? Монахи не имели собственности, принимали обет бедности с целью посвятить все время религиозному служению (какое прилагательное использовали для описания таких орденов): Ответ: нищенствующие. 7. Идеализация бедности, представления о бедном как о Божьем человеке характерны для эпохи ________ Ответ: Средневековья. 8. Основателем протестантизма является __________ Ответ: М. Лютер. 9. Какие группы людей считались достойными помощи согласно законам о бедности (Англия, 17 век): Ответ: престарелые, дети-сироты, калеки и др. 10. Каритас – это благотворительная организация, которая финансируется _________ церковью: Ответ: католической. 11. ______ благотворительность должна была стать рациональным, светским противопоставлением религиозному, чувственному подходу к социальной деятельности во второй половине 19 века (какое прилагательное использовали для описания данной благотворительности)? Ответ: научная. 12. Определяли социальные проблемы как средовые, боролись за социально-политические реформы, активно предоставляли образовательные услуги в 19 в. в:США представители Движения ___________: Ответ: сеттельмента. 13. Как называли представителей Обществ организации благотворительности в США, о которых писали: «проводя с бедными свободное время, пытаясь занять их интересной беседой, читая свежие газеты и журналы, ________ всерьез полагали, что помогают таким образом беднякам улучшить свое положение»? Ответ: дружественные посетители. 14. Автором индивидуальной социальной работы и книги "Социальные диагнозы" (1917 г.) является __________. Ответ: М. Ричмонд. 15. Период социальной работы начинается в начале _____ века. Ответ: двадцатого. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета по всему изученному курсу. Вопросы и задания размещены в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Кононова Т. Б. | ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ. Учебник для бакалавров: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2019 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Холостова Е. И. | ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Курс в Moodle «История социальной работы за рубежом» | https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=10435 | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
303Д | читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу) |
1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинарском занятии, выполнить все практические задания, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения. 2. Лекция. На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. Обязательно записывайте ключевые моменты (определение, факты, правила и т.д.). Если по содержанию материала возникают вопросы, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии. Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового материала. 3. Семинарское занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. Для подготовки к семинару необходимо иметь план семинарского занятия. Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии). На семинарское занятие выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию. Важно помнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества. В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. Полезна работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте рассмотренный материал, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного. Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения. Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару. При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы. 4. Самостоятельная работа. При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях. Выполнение заданий для самостоятельной работы необходимо для успешного освоения курса. |