МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки39.03.02. Социальная работа
ПрофильСоциальная работа в сфере социальной защиты населения
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz39_03_02_СР-2019
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 183
контроль 13
Виды контроля по курсам
экзамены: 1
зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 183 183 183 183
Часы на контроль 13 13 13 13
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.соц.н., доцент, Замятина О.Н.

Рецензент(ы):
канд. социол. наук, доцент, Нагайцев В.В.

Рабочая программа дисциплины
Социология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 76)

составлена на основании учебного плана:
39.03.02 Социальная работа
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 26.04.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд.социол.наук, доцент Нагайцев В.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 26.04.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой канд.социол.наук, доцент Нагайцев В.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.рассмотреть теоретические основы и закономерности становления и развития социологической науки, выделить ее специфику, раскрыть принципы соотношения методологии и методов социологического познания

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.1

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2Способен описывать социальные явления и процессы на основе анализа и обобщения профессиональной информации, научных теорий, концепций и актуальных подходов
ОПК-2.1 Анализирует и обобщает профессиональную информацию на теоретико методологическом уровне
ОПК-2.2 Описывает социальные явления и процессы на основе комплексной информации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает научные теории, концепции и актуальные подходы в сфере социальной работы
3.2.Уметь:
3.2.1.Анализирует и обобщает профессиональную информацию на теоретикометодологическом уровне
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в социологию
1.1. Социология как наука об обществе Лекции 1 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л1.1
1.2. Социология как наука об обществе Практические 1 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л1.1
1.3. Социология как наука об обществе Сам. работа 1 5 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л1.1
1.4. Историко-социологическое введение Лекции 1 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л1.1
1.5. Историко-социологическое введение Практические 1 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л1.1
1.6. Историко-социологическое введение Сам. работа 1 5 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Социологическая теория общества
2.1. Общество как социокультурная система Лекции 1 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л1.1
2.2. Общество как социокультурная система Практические 1 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л1.1
2.3. Общество как социокультурная система Сам. работа 1 10 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л1.1
2.4. Социальная структура и стратификация общества Лекции 1 0 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л1.1
2.5. Социальная структура и стратификация общества Практические 1 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л1.1
2.6. Социальная структура и стратификация общества Сам. работа 1 10 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л1.1
2.7. Социальные институты и организации Практические 1 0 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л1.1
2.8. Социальные институты и организации Сам. работа 1 12 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л1.1
2.9. Социальные общности и группы Практические 1 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л1.1
2.10. Социальные общности и группы Сам. работа 1 12 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Личность в социальной системе
3.1. Личность и ее социализация Сам. работа 1 10 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Специальные социологические теории
4.1. Социология образования Сам. работа 1 15 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л1.1
4.2. Социология рекламы, коммуникаций Сам. работа 1 15 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л1.1
4.3. Социология семьи Сам. работа 1 10 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л1.1
4.4. Социология культуры Сам. работа 1 20 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л1.1
4.5. Социология общественного мнения Сам. работа 1 10 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л1.1
4.6. Социология человечества Сам. работа 1 13 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л1.1
4.7. Общественное мнение Сам. работа 1 20 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Основные методы сбора социальной информации
5.1. Методы социологических исследований Лекции 1 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л1.1
5.2. Методы социологических исследований Практические 1 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л1.1
5.3. Методы социологических исследований Сам. работа 1 6 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л1.1
5.4. Экзамен 1 13 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л1.1
5.5. Социология свободного времени Сам. работа 1 10 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Тестовые задания (выбор одного из вариантов)
1. Социальный процесс – это:
a) последовательная смена явлений, состояний, изменений в обществе;
b) естественный постепенный объективный процесс изменения системы, преобразующий ее элементы;
c) комплекс спланированных мероприятий, направленных на частичное усовершенствование, преобразование какой - либо сферы общества.
2. Направленные социальные процессы – это:
a) социальные процессы, предполагающие определенную цель или тенденцию в своем движении;
b) социальные процессы, которые носят случайный, хаотичный и непредсказуемый характер;
c) социальные процессы, которые предполагают развитие в сторону улучшения, усовершенствования, прогресса.
3. Социальное явление по П. Сорокину – это:
a) взаимодействие двух или большего числа индивидов, обуславливающих переживания и поведение друг друга; наличие актов, посредством которых они обусловливают взаимные переживания и поступки; наличие проводников, передающих действие или влияние от одного индивида к другому;
b) взаимодействие с окружающей средой, которое конкретизируется как в субъект-субъектных, так и в субъект-объектных отношениях;
c) система взаимосвязанных актов и поступков, ориентированных на прошлое, настоящее или ожидаемое в будущем поведение других людей и воздействующих на них.
4. Кто является автором драматургической концепции в социологии:
a) А. Шюц;
b) Ч. Кули;
c) И. Гофман.
5. Автором теории социального действия является:
a) Ф. Ницше;
b) М. Вебер;
c) Э. Дюркгейм.
6. Социологическое исследование – это:
a) сбор первичной социологической информации;
b) описывает элементы изучаемого явления или процесса, но и позволяет выяснить причины, лежащие в его основе;
c) система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, подчиненных единой цели: получить точные объективные данные об изучаемом социальном явлении.
7. Интерпретация эмпирических данных – это:
a) процедура соотнесения результатов одного исследования с результатами других исследований;
b) процесс приписывания содержательного смысла полученным в результате применения математического метода формальным символам, выражениям, отношением;
c) интегральная характеристика, содержащая качество цели, средств, процесса и результата исследования и зависящая от каждого из этапов исследования.
8. Какие вопросы называются «закрытыми»:
a) вопросы, на которые респондент уже дал ответы;
b) вопросы, ответы на которые нужно выбрать из фиксированных наборов вариантов;
c) вопросы, ответы на которые даются анонимно.
9. «Область социологического знания, ориентированная на изучения крупномасштабных социальных явлений». К какой части социологии относится данное положение?
a) макросоциология;
b) микросоциология;
c) эмпирическая социология.
10. Понятие идеального типа как инструмента изучения социальных явлений ввел в научный оборот:
a) Г. Спенсер;
b) М. Вебер;
c) К. Маркс.
11. Социология способна на основе эмпирического материала и теоретических обобщений предвидеть возможные варианты развития социальных процессов. О какой функции социологии как науки идет речь?
a) теоретико-познавательной;
b) прогностической;
c) гуманистической.
12. Что понимается в социологии под операционализацией:
a) процедура перевода теоретических понятий в переменные и эмпирические индикаторы;
b) определение последовательности действий по реализации исследовательского проекта;
c) процедура перевода теоретических гипотез в эмпирические данные.
13. Что в социологии понимается под репрезентативностью:
a) характеристика эмпирических данных, указывающая на их точность и наглядность;
b) характеристика метода сбора данных, указывающая на его адекватность предмету исследования;
c) характеристика выборки, указывающая на ее способность представлять генеральную совокупность.
14. Предмет социологии – это:
a) личность;
b) совокупность социальных явлений и процессов;
c) общество.
Ключ к тестам
№ Ответ
1 А
2 А
3 А
4 С
5 В
6 С
7 В
8 В
9 А
10 В
11 В
12 А
13 С
14 В

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно выполнено менее 60% заданий.

Открытые вопросы
1. Социальные процессы находятся во всех обществах и выступают как упорядоченная форма________взаимодействия (социального)
2. Функционирование и развитие общества происходят в_______ формах социальных процессов, характеризующих субъектно-объектные связи и отношения во всех сферах деятельности людей (различных)
3. Важнейшими чертами социальных процессов является их всеобщность и связь, с _________, который осуществляет процесс (субъектом)
4. Социальные процессы, предполагающие определенную цель или тенденцию в своем движении называются ___________(направленные)
5. Социальные процессы, которые носят случайный, хаотичный и непредсказуемый характер называются _________(ненаправленные)
6. Социальные процессы, которые предполагают развитие в сторону улучшения, усовершенствования, прогресса называются _______(восходящими)
7. Социальные процессы, приводящие систему к негативным дисфункциональным изменениям – регрессу называются ____________(нисходящие)
8. Простейшим социальным явлением сторонники органической школы считали человеческого________(индивида)
9. По мнению социолога_________социальное явление представляет собой взаимодействие двух или большего числа индивидов, обуславливающих переживания и поведение друг друга; наличие актов, посредством которых они обусловливают взаимные переживания и поступки; наличие проводников, передающих действие или влияние от одного индивида к другому (П. Сорокина)
10. Метод научного познания, состоящий в мысленном разложении предмета социологического исследования как целого на составные части с целью изучения их конкретного содержания и взаимодействия – это социологический _______(анализ)
11. Укажите, кем введено понятие «социология»____________ (О. Контом)
12. Социология – это_________(самостоятельная наука об обществе как целостной социальной системе, ее подсистемах и отдельных элементах)
13. И. Гофман является автором, какой концепции в социологии__________(драматургической)
14. Кому из социологов принадлежит концепция механической и органической солидарности___________ (Э. Дюркгейм)
15. Кто является автором концепции социологического воображения_____(Ч. Миллс)
16. Сколько разделов в программе социологического исследования ____? (два)
17. Основателем органической школы в социологии является___________(Г. Спенсер)
18. Процесс приписывания содержательного смысла полученным в результате применения математического метода формальным символам, выражениям, отношением называется ____________( интерпретация эмпирических данных)
19. Стратегия поведения в конфликте, при которой происходит урегулирование разногласий через взаимные уступки – это ______(компромисс)
20. Несовпадение целей и интересов людей или соответствующих социальных групп – это социальный ________(конфликт)
21. Совокупность статистических и документальных данных, социологических показателей и индикаторов развития изучаемых явлений и процессов характеризует _________социальную информацию (эмпирическую)
Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.



5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце первого семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) и экзамена в конце второго семестра. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 40 вопросов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
Для экзамена: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кравченко, А. И. Социология : учебник и практикум для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2021 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Козлова М.А., Шушанян Н.Р., Багдасарьян Н.Г. - под общ. ред. СОЦИОЛОГИЯ 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Социология" portal.edu.asu.ru
Э2 ЭБС "Юрайт" biblio-online.ru
Э3 ЭБС "Университетская библиотека online" biblioclub.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
2.Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ)(http://wciom.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
- На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
- Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
- Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
- На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
- Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
- Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Промежуточная аттестация.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
- Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.