МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социальная работа с людьми с инвалидностью

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.03.02. Социальная работа
ПрофильСоциальная работа в сфере социальной защиты населения
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_03_02_СР-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 87
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 87 87 87 87
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.с.н., Доцент, Сиротина Т.В.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Социальная работа с людьми с инвалидностью

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 76)

составлена на основании учебного плана:
39.03.02 Социальная работа
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 25.06.2019 г. № 10/д
Срок действия программы: 2014-2018 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н., проФ. Максимова С.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 25.06.2019 г. № 10/д
Заведующий кафедрой д.с.н., проФ. Максимова С.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Овладение студентами теоретическими знаниями и некоторыми практическими навыками в сфере социальной работы с людьми с ограниченными возможностями.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.1

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен к проведению оценки обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности граждан, определению индивидуальных потребностей граждан в предоставлении социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи
ПК-1.1 Применяет методы диагностики причин, ухудшающие условия жизнедеятельности граждан
ПК-1.2 Использует комплексные подходы оценки потребностей граждан в предоставлении социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи
ПК-2Способен к планированию деятельности по предоставлению социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи, а также профилактике обстоятельств, обуславливающих нуждаемость в социальном обслуживании
ПК-2.1 Определяет технологии, формы и методы работы при предоставлении социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи также профилактике обстоятельств, обуславливающих нуждаемость в социальном обслуживании
ПК-2.2 Оформляет документацию, необходимую для предоставления мер социальной защиты
ПК-3Способен к реализации деятельности по предоставлению социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи, а также профилактике обстоятельств, обуславливающих нуждаемость в социальном обслуживании
ПК-3.1 Применяет законодательные и другие нормативные акты федерального и регионального уровней для предоставления социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи
ПК-3.2 Применяет современные технологии социальной работы, направленные на обеспечения прав человека в сфере социальной защиты и профилактику обстоятельств, обуславливающих нуждаемость в социальном обслуживании
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Способен к проведению оценки обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности граждан, определению индивидуальных потребностей граждан в предоставлении социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи
3.2.Уметь:
3.2.1.Способен к планированию деятельности по предоставлению социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи, а также профилактике обстоятельств, обуславливающих нуждаемость в социальном обслуживании
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Способен к реализации деятельности по предоставлению социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи, а также профилактике обстоятельств, обуславливающих нуждаемость в социальном обслуживании

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Природа инвалидности.
1.1. Введение в курс. Понимание проблемы инвалидности в современном обществе. Лекции 4 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2 Л1.1, Л2.1
1.2. Понимание проблемы инвалидности в современном обществе. Практические 4 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2 Л1.1, Л2.1
1.3. Проблема инвалидности в современном обществе. Сам. работа 4 6 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2 Л1.1, Л2.1
1.4. Периодизация эволюции отношения государства и общества к людям с отклонениями в развитии. Лекции 4 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2 Л1.1, Л2.1
1.5. Различные подходы к пониманию и определению инвалидности в истории общества и культуры. Сам. работа 4 6 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2 Л1.1, Л2.1
1.6. Периодизация эволюции отношения государства и общества к людям с отклонениями в развитии. Сам. работа 4 6 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2 Л1.1, Л2.1
1.7. Инвалидность через историческую призму отношения к здоровью и болезни. Сам. работа 4 6 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2 Л1.1, Л2.1
1.8. Модели инвалидности. Практические 4 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2 Л1.1, Л2.1
1.9. Модели инвалидности. Сам. работа 4 7 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2 Л1.1, Л2.1
1.10. Влияние категорий класса, национальности, пола на восприятие и понимание инвалидности. Сам. работа 4 8 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2 Л1.1, Л2.1
1.11. Современные представления об инвалидности в России и за рубежом. Практические 4 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2 Л1.1, Л2.1
1.12. Современные представления об инвалидности. Сам. работа 4 8 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Основы социальной работы с людьми с ограниченными возможностями.
2.1. Нормативно-правовой контекст инвалидности: история и современность. Лекции 4 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2 Л1.1, Л2.1
2.2. Реализация людьми с инвалидностью основных конституционных прав в РФ. Практические 4 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2 Л1.1, Л2.1
2.3. Социальная политика в отношении людей с инвалидностью. Сам. работа 4 8 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2 Л1.1, Л2.1
2.4. Социальное обслуживание людей с инвалидностью. Лекции 4 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2 Л1.1, Л2.1
2.5. Социальное обслуживание людей с инвалидностью. Практические 4 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2 Л1.1, Л2.1
2.6. Реабилитация людей с нарушениями развития. Сам. работа 4 8 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2 Л1.1, Л2.1
2.7. Технологии социальной работы с людьми с ограниченными вохможностями. Сам. работа 4 8 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2 Л1.1, Л2.1
2.8. Философия независимой жизни инвалидов. Сам. работа 4 8 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2 Л1.1, Л2.1
2.9. Независимая жизнь людей с инвалидностью: утопия или реальность. Практические 4 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2 Л1.1, Л2.1
2.10. Концепция независимой жизни инвалидов. Сам. работа 4 8 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7749

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1: Способен диагностировать социальные проблемы граждан и социальных групп и определять индивидуальные потребности в предоставлении социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Что важно для родителей, имеющих детей с нарушениями развития, для нормализации жизни семьи?
a. принятие ребенка и его возможностей
b. появление области интересов, не связанных с заботой о ребенке
c. оба варианта верны
Ответ: с

2. Выделите целевую группу программ ранней помощи:
a. дети от 0 до 3 лет и их семьи
b. дети от 3 до 7 лет
c. дети от 7 до 14 лет
Ответ:а

3. Физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий, согласно законодательству РФ – это:
a. обучающийся с инвалидностью
b. обучающийся с ограниченными возможностями здоровья
c. обучающийся с интеллектуальными и психическими расстройствами
Ответ: b

4. Отметьте принцип инклюзивного образования:
a. ценность человека зависит от его способностей и достижений
b. не всякий человек способен чувствовать и думать
c. каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным
Ответ: с

5. Что является признаком нормализации жизни семьи с ребенком с инвалидностью?
a. стремление обеспечить ребенку дошкольное образование
b. разрыв отношений с родными и друзьями
c. отсутствие контактов ребенка со сверстниками
Ответ: а

6. Федеральная программа, направленная на формирование условий для беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам маломобильных групп населения, называется:
a. адаптивная среда
b. доступная среда
c. интегрированная среда
Ответ: b

7. Понятие «ментальная инвалидность» применяется к лицам, имеющим:
a. психические расстройства
b. нарушения интеллектуального развития
c. психические расстройства и нарушения интеллектуального развития
Ответ: с

8. Ограничение дееспособности в РФ может быть применено:
a. к лицам с алкогольной зависимостью
b. к лицам с психическими расстройствами
c. оба варианта верны
Ответ: с

9. Возвращение людей с инвалидностью из закрытых учреждений в сообщество – это:
a. нормализация
b. институционализация
c. деиституционализация
Ответ: с

10. Определение "Люди с инвалидностью должны жить так же, как и все остальные люди, иметь те же права и обязанности, иметь возможность выбирать где, с кем и как жить" соответствует понятию:
a. нормализация
b. институционализация
c. деиституционализация
Ответ: а

11. Теория, которая обосновывала необходимость стерилизации людей с нарушениями развития с тем, чтобы у них никогда не было детей:
a. евгеника
b. позитивизм
c. бихевиоризм
Ответ: а

12. Выберите наиболее корректный термин из предложенных с точки зрения избегания указания на функциональные недостатки:
a. глухой ребенок
b. слепой ребенок
c. ребенок с инвалидностью
Ответ: с

13. К основным признакам расстройств аутистического спектра следует отнести:
a. отсутствие или задержка речи, либо характерные отличия в речи, например, случайное произнесение отдельных слов и даже фраз
b. гиперподвижность суставов
c. наличие нарушений нескольких функций организма одновременно
Ответ: а

14. Наличие дополнительной хромосомы является отличительным признаком:
a. синдрома Дауна
b. детского церебрального паралича
c. аутистических расстройств
Ответ: а
15. При взаимодействии с ребенком с нарушениями:
a. важно следить за правильной удобной позой ребенка
b. нужно торопить ребенка, что он быстрее реагировал, отвечал
c. важно избегать посещать общественные места
Ответ: а

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, направленных на создание инвалидам равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества - это социальная _______ инвалидов.
Ответ: защита.

2. Лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты, - _________ (вставьте существительное).
Ответ: инвалид.

3. Полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью – это _________ жизнедеятельности (вставьте существительное).
Ответ: ограничение.

4. Категория "ребенок-инвалид" устанавливается лицам в возрасте до ____ лет.
Ответ: 18.

5. ________ по признаку инвалидности - это любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью либо результатом которых является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими прав и свобод человека и гражданина в любой области (вставьте существительное).
Ответ: дискриминация.

6. Признание лица инвалидом и определение потребностей лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма, - это __________ экспертиза (вставьте прилагательное).
Ответ: медико-социальная.

7. __________ инвалидов – это система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (вставьте существительное).
Ответ: реабилитация.

8. __________ инвалидов - система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (как правило, у детей) (вставьте существительное).
Ответ: абилитация.

9. Согласно международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья «выполнение задачи или действия индивидом» – это _________ (вставьте существительное).
Ответ: активность.

10. Согласно международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья «вовлечение индивида в жизненную ситуацию» – это _________ (вставьте существительное).
Ответ: участие.

11. Согласно международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья «трудности в осуществлении активности, которые может испытывать индивид» – это _________ активности (вставьте существительное).
Ответ: ограничения.

12. Русский _________ язык признается языком общения при наличии нарушений слуха и (или) речи (вставьте прилагательное).
Ответ: жестовый.

13. Результат взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и отношенческими и средовыми барьерами, которое мешает их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими, - это инвалидность. Какая модель инвалидности отражена в этом определении?
Ответ: социальная или посттрадиционная.

14. И. Гофман определяет «качество, выдающее какое-то постыдное свойство индивида» как ________ (вставьте существительное).
Ответ: стигма.

15. Помещение человека с инвалидностью в специальное, чаще всего закрытое учреждение (интернат, специальную школу и пр.) называется ___________ (вставьте существительное).
Ответ: институционализация.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2: Способен к планированию деятельности по предоставлению социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи, а также профилактике обстоятельств, обуславливающих нуждаемость в социальном обслуживании

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Жизненный этап ребенка, во время которого одним из основных стрессовых моментов для семьи и ребенка становится необходимость решать проблемы, связанные с реакциями на ребенка его сверстников, - это:
a. младенчество
b. школьный этап
c. ранний возраст до 4 лет
Ответ: b

2. В чем родители нуждаются прежде всего при определении у ребенка нарушений развития?
a. достоверной информации
b. обращении к знахарям
c. деньгах
Ответ: а

3. Обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей – это:
a. специальное образование
b. инклюзивное образование
c. дистанционное образование
Ответ: b

4. Отметьте принцип инклюзивного дизайна:
a. простота и интуитивность использования
b. важность приложения физических усилий
c. ориентированность только на людей с ограниченными возможностями здоровья
Ответ: а

5. Внесение необходимых и подходящих изменений с целью обеспечения доступности объектов для инвалидов, не становящихся несоразмерным или неоправданным бременем для организаций, -- это:
a. адаптивная среда
b. разумное приспособление
c. доступная среда
Ответ: b

6. Психоневрологический интернат в РФ относится к ведомству:
a. Министерства здравоохранения
b. Министерства образования
c. Министерства труда и социальной защиты
Ответ: с

7. Согласно законодательству РФ может ли недееспособный человек быть трудоустроенным:
a. да
b. нет
Ответ: а

8. Рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда с учетом индивидуальных возможностей инвалидов, -- это:
a. дополнительные рабочие места
b. специальные рабочие места
c. вспомогательные рабочие места
Ответ: b

9. Сопровождаемое проживание людей с инвалидностью -- это:
a. возможность самостоятельного проживания с сопровождением
b. проживание в домах-интернатах
c. проживание в психоневрологических интернатах
Ответ: а
10. Модель, которая воспринимает инвалидность как дефект, следствие болезни, определяет человека с инвалидностью как аномального, нуждающегося в изоляции и лечении, - это :
a. медицинская модель
b. социальная модель
c. модель независимой жизни
Ответ: а

11. Модель, которая рассматривает инвалидность как социально сконструированный недостаток, - это ________ модель.
a. медицинская модель
b. социальная модель
c. моральная модель
Ответ: b

12. Что важно для родителей, имеющих особенных детей, для продуктивного развития?
a. принятие ребенка и его возможностей
b. появление области интересов, не связанных с заботой о ребенке
c. оба варианта верны
Ответ: с

13. Определите, какие действия следует отнести к вмешательству на макроуровне:
a. принятие правовых норм защиты от дискриминации людей с инвалидностью
b. организация интернет ресурса для поддержки людей с ДЦП
c. обеспечение конкретного ребенка специальным питанием
Ответ: а

14. Формальные источники поддержки семьи ребенка с инвалидностью включают в себя:
a. ближайшее окружением семьи
b. членов семьи ребенка
c. организации социального обслуживания
Ответ: с

15. Применение семейно-центрированного подхода в работе с семьей особого ребенка означает ...
a. специалист занимает экспертную роль по отношению к родителям
b. специалист и родители являются коллегами
c. родитель занимает экспертную роль по отношению к специалисту
Ответ: b

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Модель, которая понимает инвалидность как следствие греха, совершенного самим инвалидом или кем-то из его близких, - это ________ модель (вставьте прилагательное).
Ответ: моральная или религиозная.

2. С точки зрения _______ модели инвалидности ограниченные физические возможности (передвижение на кресле-коляске) становятся проблемой из-за отсутствия доступной среды (скошенных бордюров, пандусов, подъемников и пр.) (вставьте прилагательное).
Ответ: социальной или посттрадиционной.

3. Комплекс медицинских, социальных и психолого-педагогических услуг, оказываемых на межведомственной основе детям раннего возраста и их семьям, направленных на раннее выявление детей, содействие их оптимальному развитию, включению в среду сверстников, а также на поддержку их семей, - это _____ помощь (вставьте прилагательное).
Ответ: ранняя.

4. Команда специалистов, предоставляющих услуги ранней помощи, участвующих в разработке и реализации индивидуальной программы ранней помощи (специалист в сфере ранней помощи, врачи различных специальностей, психолог, специалист по социальной работе и др.). Все решения принимаются ими совместно по итогам обсуждения, при этом каждый член команды несет ответственность за свою профессиональную работу. Такую команду специалистов называют _________ (вставьте прилагательное).
Ответ: междисциплинарной.

5. Обеспечения равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей – это _________ образование (вставьте прилагательное).
Ответ: инклюзивное.

6. Федеральный _____ инвалидов является федеральной государственной информационной системой, ведется в целях учета сведений об инвалидах, в том числе о детях-инвалидах, включая сведения о группе инвалидности, об ограничениях жизнедеятельности, о проводимых реабилитационных или абилитационных мероприятиях, производимых инвалиду денежных выплатах и пр. (вставьте существительное)
Ответ: реестр.

7. Комплекс мер, направленных на обеспечение проживания в домашних условиях инвалидов старше 18 лет, неспособных вести самостоятельный образ жизни без помощи других лиц, - это __________ проживание (вставьте прилагательное).
Ответ: сопровождаемое.
8. _________ программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации реабилитационных мер (вставьте прилагательное).
Ответ: индивидуальная.

9. _______ средства реабилитации инвалидов - это устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида (вставьте прилагательное).
Ответ: технические.

10. Люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве: инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, люди с нарушением интеллекта, люди старших возрастов, беременные женщины, люди с детскими колясками и т.д. – это ______ группы населения (вставьте прилагательное).
Ответ: маломобильные.

11. Характеристика зданий, сооружений, обеспечивающая возможность воспользоваться ими маломобильными группами населения – это ____________ (вставьте существительное).
Ответ: доступность.

12. Дизайн предметов, обстановок, программ и услуг, призванный сделать их в максимально возможной степени пригодными к пользованию для всех людей без необходимости адаптации – это _________ дизайн (вставьте прилагательное).
Ответ: универсальный.

13. Верно ли, что детский церебральный паралич (ДЦП) является следствием непрогрессирующих повреждений головного мозга?
Ответ: да.

14. Лишение человека возможности удовлетворять необходимые потребности в течение длительного времени – это __________ (вставьте существительное).
Ответ: депривация.

15. _______ среда — это обстановка, которая не является полностью комфортной, но не пугает и не подавляет ребенка; обстановка, в которой ребенок может решать посильные задачи и радоваться успеху. Только в такой среде ребенок может обучаться новому, общаться с людьми, пробовать то, что ему трудно (вставьте прилагательное).
Ответ: развивающая.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3: Способен к реализации деятельности по предоставлению социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи, а также профилактике обстоятельств, обуславливающих нуждаемость в социальном обслуживании

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения:
a. дошкольного, среднего и высшего образования
b. среднего и высшего образования
c. дошкольного и среднего образования
Ответ: а

2. Рельефная тротуарная плитка на автобусной остановке, светофоры с дублированием сигнала звуком создают безбарьерную среду для людей с:
a. ДЦП
b. нарушениями зрения
c. нарушением слуха
Ответ: b

3. Какова квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (численность работников организации превышает 100 человек) согласно законодательству РФ?
a. 1 –3%
b. 2 – 4%
c. 2 – 6%
Ответ: b

4. Какова продолжительность рабочей недели у инвалидов I и II группы согласно российскому законодательству?
a. не более 25 ч в неделю
b. не более 35 ч в неделю
c. не более 45 ч в неделю
Ответ: b

5. Психоневрологический детский интернат в РФ относится к ведомству:
a. Министерства здравоохранения
b. Министерства образования
c. Министерства социальной защиты
Ответ: с

6. Какой характер исполнения носит для органов государственной власти индивидуальная программа реабилитации/абилитации инвалида (ИПРА):
a. обязательный;
b. рекомендательный;
c. на усмотрение органов исполнительной власти.
Ответ: а

7. Кем разрабатывается индивидуальная программа реабилитации/абилитации инвалида (ИПРА)?
a. управлением социальной защиты населения
b. поликлиникой
c. учреждением медико-социальной экспертизы
Ответ: с

8. Кем разрабатывается индивидуальная программа предоставления социальных услуг?
a. управлением социальной защиты населения
b. поликлиникой
c. учреждением медико-социальной экспертизы
Ответ: а

9. Использование дополнительных средств общения, таких как: взгляд, жесты, карточки и др., - это:
a. альтернативная и дополнительная коммуникация
b. развивающая среда
c. метод «рука-под-рукой»
Ответ: а

10. Какой принцип был введен в социальное обслуживание в связи с принятием Федерального закона №442 "Об основах социального обслуживания граждан в РФ"?
a. приоритет оказания социальных услуг несовершеннолетним
b. сохранение пребывания гражданина в привычной благоприятной среде
c. приоритет оказания социальных услуг семьям
Ответ: b

11. Система коммуникации, при которой человек абсолютно не использует речь:
a. дополнительная
b. альтернативная
c. вокальная
Ответ: b

12. Требования, предъявляемые к речи окружающих для развития речи ребенка:
a. с ребенком нужно говорить, искажая слова, как говорят с младенцами
b. взрослому нужно использовать повторы, не торопиться в речи
c. речь взрослого должна быть ровной, безэмоциональной
Ответ: b

13. Комплекс мероприятий, включающий в себя необходимый объем и спектр услуг по основным направлениям социальной реабилитации, имеющий самостоятельное законченное значение для восстановления одной или нескольких нарушенных функций организма и ограничений жизнедеятельности, - это:
a. реабилитационный курс
b. услуга по социальной реабилитации
c. индивидуальная программа реабилитации
Ответ: а

14. Мероприятие по одному из направлений социальной реабилитации, проводимое поставщиком услуги в отношении получателя услуги и направленное на восстановление имеющихся стойких нарушений функций организма и ограничений жизнедеятельности, - это:
a. реабилитационный курс
b. услуга по социальной реабилитации
c. индивидуальная программа реабилитации
Ответ: b

15. Потребность в общении, участии в жизни общества – это потребность:
a. социальная
b. эмоциональная
c. двигателная
Ответ: а

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Определите, в контексте какой модели инвалидности дано определение: «К инвалидам относятся лица с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими». (ст. 1, Конвенция ООН о правах инвалидов от 13.12.2006)
Ответ: социальная или посттрадиционная.

2. Определите, в контексте какой модели инвалидности дано определение: Инвалид – это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты» (Федеральный закон от 24.11.1995 №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации")
Ответ: медицинская

3. Верно ли, что специалисты, имеющие профильное профессиональное образование, не могут испытывать предубеждение к людям с инвалидностью?
Ответ: нет

4. Определите направление реабилитации: "комплекс услуг, направленных на восстановление способности человека с инвалидностью к самообслуживанию посредством восстановления необходимых бытовых навыков, навыков персональной сохранности в быту (в пределах жилого помещения)". Это __________ реабилитация (вставьте прилагательное).
Ответ: социально-бытовая.

5. Определите направление реабилитации: "комплекс услуг, направленных на восстановление у человека с инвалидностью способности самостоятельно передвигаться, ориентироваться на объектах социальной, инженерной, транспортной, информационной инфраструктур». Это __________ реабилитация (вставьте прилагательное).
Ответ: социально-средовая.

6. Определите направление реабилитации: "комплекс услуг, направленных на восстановление у человека с инвалидностью компонентов психической деятельности для целей успешной социальной адаптации и интеграции в общество». Это __________ реабилитация (вставьте прилагательное).
Ответ: социально-психологическая.

7. Определите направление реабилитации: "комплекс услуг, направленных на восстановление у человека с инвалидностью базовых жизненных и образовательных компетенций, необходимых для получения образования и осуществления социально-значимой деятельности». Это __________ реабилитация (вставьте прилагательное).
Ответ: социально-педагогическая.

8. Определите направление реабилитации: " комплекс услуг, направленных на устранение или компенсацию нарушенных функций организма у человека с инвалидностью с использованием средств адаптивной физической культуры и адаптивного спорта». Это __________ реабилитация (вставьте прилагательное).
Ответ: физическая.

9. Определите направление реабилитации: «комплекс услуг, направленных на восстановление у человека с инвалидностью способностей к осуществлению трудовой и профессиональной деятельности». Это __________ реабилитация (вставьте прилагательное).
Ответ: профессиональная.

10. Социальная ________ инвалидов – это комплекс услуг, направленных на обеспечение занятости инвалидов трудоспособного возраста, не занятых в соответствии с трудовым законодательством, способных к выполнению простых видов трудовой деятельности со значительной помощью других лиц (вставьте существительное).
Ответ: занятость.

11. Сопровождаемая ________ деятельность инвалидов – это комплекс услуг по оказанию инвалидам трудоспособного возраста индивидуальной помощи в процессе осуществления ими трудовой деятельности, в том числе на специальных рабочих местах (вставьте прилагательное).
Ответ: трудовая.

12. Определите направление реабилитации: «комплекс услуг, направленных на восстановление у инвалидов способностей к бытовой и общественной деятельности, включающих в себя комплексные услуги по социально-бытовой, социально-средовой, социально-педагогической, социально-психологической реабилитации инвалидов» (вставьте прилагательное).
Ответ: социальная.

13. Определите направление реабилитации: «комплекс услуг, направленных на включение инвалидов в творческую деятельность, обеспечивающую реализацию культурных потребностей инвалидов в соответствии с их интересами и способностями» (вставьте прилагательное).
Ответ: социокультурная.

14. Верно ли, что плач, крик ребенка естественен при оказании ему реабилитационных услуг, так как физическая реабилитация сама по себе очень болезненна?
Ответ: нет

15. Как называется уход, когда обучение ребенка с нарушениями происходит не на занятиях, а в обычных бытовых ситуациях (еда, одевание, поход в магазин) (вставьте прилагательное)?
Ответ: развивающий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета по всему изученному курсу. Вопросы и задания размещены в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Бегидов М.В., Бегидова Т.П. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ИНВАЛИДОВ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Бегидова Т.П. СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ИНВАЛИДАМИ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2021 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle «Социальная работа с людьми с инвалидностью» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинарском занятии, выполнить все практические задания, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
Обязательно записывайте ключевые моменты (определение, факты, правила и т.д.).
Если по содержанию материала возникают вопросы, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового материала.
3. Семинарское занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
Для подготовки к семинару необходимо иметь план семинарского занятия.
Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии).
На семинарское занятие выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
Важно помнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
Полезна работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте расмотренный материал, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях. Выполнение заданий для самостоятельной работы необходимо для успешного освоения курса.