Закреплена за кафедрой | Кафедра социальной и молодежной политики |
---|---|
Направление подготовки | 39.03.02. Социальная работа |
Профиль | Социальная работа в сфере социальной защиты населения |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z39_03_02_СР-2019 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 4 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 8 | 8 | 8 | 8 |
Сам. работа | 87 | 87 | 87 | 87 |
Часы на контроль | 9 | 9 | 9 | 9 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики
Протокол от 25.06.2019 г. № 10/д
Заведующий кафедрой д.с.н., проФ. Максимова С.Г.
1.1. | Овладение студентами теоретическими знаниями и некоторыми практическими навыками в сфере социальной работы с людьми с ограниченными возможностями. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.1 |
ПК-1 | Способен к проведению оценки обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности граждан, определению индивидуальных потребностей граждан в предоставлении социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи |
ПК-1.1 | Применяет методы диагностики причин, ухудшающие условия жизнедеятельности граждан |
ПК-1.2 | Использует комплексные подходы оценки потребностей граждан в предоставлении социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи |
ПК-2 | Способен к планированию деятельности по предоставлению социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи, а также профилактике обстоятельств, обуславливающих нуждаемость в социальном обслуживании |
ПК-2.1 | Определяет технологии, формы и методы работы при предоставлении социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи также профилактике обстоятельств, обуславливающих нуждаемость в социальном обслуживании |
ПК-2.2 | Оформляет документацию, необходимую для предоставления мер социальной защиты |
ПК-3 | Способен к реализации деятельности по предоставлению социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи, а также профилактике обстоятельств, обуславливающих нуждаемость в социальном обслуживании |
ПК-3.1 | Применяет законодательные и другие нормативные акты федерального и регионального уровней для предоставления социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи |
ПК-3.2 | Применяет современные технологии социальной работы, направленные на обеспечения прав человека в сфере социальной защиты и профилактику обстоятельств, обуславливающих нуждаемость в социальном обслуживании |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Способен к проведению оценки обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности граждан, определению индивидуальных потребностей граждан в предоставлении социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Способен к планированию деятельности по предоставлению социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи, а также профилактике обстоятельств, обуславливающих нуждаемость в социальном обслуживании |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Способен к реализации деятельности по предоставлению социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи, а также профилактике обстоятельств, обуславливающих нуждаемость в социальном обслуживании |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Природа инвалидности. | ||||||
1.1. | Введение в курс. Понимание проблемы инвалидности в современном обществе. | Лекции | 4 | 1 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2 | Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Понимание проблемы инвалидности в современном обществе. | Практические | 4 | 1 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2 | Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Проблема инвалидности в современном обществе. | Сам. работа | 4 | 6 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2 | Л1.1, Л2.1 |
1.4. | Периодизация эволюции отношения государства и общества к людям с отклонениями в развитии. | Лекции | 4 | 1 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2 | Л1.1, Л2.1 |
1.5. | Различные подходы к пониманию и определению инвалидности в истории общества и культуры. | Сам. работа | 4 | 6 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2 | Л1.1, Л2.1 |
1.6. | Периодизация эволюции отношения государства и общества к людям с отклонениями в развитии. | Сам. работа | 4 | 6 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2 | Л1.1, Л2.1 |
1.7. | Инвалидность через историческую призму отношения к здоровью и болезни. | Сам. работа | 4 | 6 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2 | Л1.1, Л2.1 |
1.8. | Модели инвалидности. | Практические | 4 | 2 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2 | Л1.1, Л2.1 |
1.9. | Модели инвалидности. | Сам. работа | 4 | 7 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2 | Л1.1, Л2.1 |
1.10. | Влияние категорий класса, национальности, пола на восприятие и понимание инвалидности. | Сам. работа | 4 | 8 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2 | Л1.1, Л2.1 |
1.11. | Современные представления об инвалидности в России и за рубежом. | Практические | 4 | 1 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2 | Л1.1, Л2.1 |
1.12. | Современные представления об инвалидности. | Сам. работа | 4 | 8 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. Основы социальной работы с людьми с ограниченными возможностями. | ||||||
2.1. | Нормативно-правовой контекст инвалидности: история и современность. | Лекции | 4 | 1 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2 | Л1.1, Л2.1 |
2.2. | Реализация людьми с инвалидностью основных конституционных прав в РФ. | Практические | 4 | 1 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2 | Л1.1, Л2.1 |
2.3. | Социальная политика в отношении людей с инвалидностью. | Сам. работа | 4 | 8 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2 | Л1.1, Л2.1 |
2.4. | Социальное обслуживание людей с инвалидностью. | Лекции | 4 | 1 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2 | Л1.1, Л2.1 |
2.5. | Социальное обслуживание людей с инвалидностью. | Практические | 4 | 2 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2 | Л1.1, Л2.1 |
2.6. | Реабилитация людей с нарушениями развития. | Сам. работа | 4 | 8 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2 | Л1.1, Л2.1 |
2.7. | Технологии социальной работы с людьми с ограниченными вохможностями. | Сам. работа | 4 | 8 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2 | Л1.1, Л2.1 |
2.8. | Философия независимой жизни инвалидов. | Сам. работа | 4 | 8 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2 | Л1.1, Л2.1 |
2.9. | Независимая жизнь людей с инвалидностью: утопия или реальность. | Практические | 4 | 1 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2 | Л1.1, Л2.1 |
2.10. | Концепция независимой жизни инвалидов. | Сам. работа | 4 | 8 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2 | Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7749 ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1: Способен диагностировать социальные проблемы граждан и социальных групп и определять индивидуальные потребности в предоставлении социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1. Что важно для родителей, имеющих детей с нарушениями развития, для нормализации жизни семьи? a. принятие ребенка и его возможностей b. появление области интересов, не связанных с заботой о ребенке c. оба варианта верны Ответ: с 2. Выделите целевую группу программ ранней помощи: a. дети от 0 до 3 лет и их семьи b. дети от 3 до 7 лет c. дети от 7 до 14 лет Ответ:а 3. Физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий, согласно законодательству РФ – это: a. обучающийся с инвалидностью b. обучающийся с ограниченными возможностями здоровья c. обучающийся с интеллектуальными и психическими расстройствами Ответ: b 4. Отметьте принцип инклюзивного образования: a. ценность человека зависит от его способностей и достижений b. не всякий человек способен чувствовать и думать c. каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным Ответ: с 5. Что является признаком нормализации жизни семьи с ребенком с инвалидностью? a. стремление обеспечить ребенку дошкольное образование b. разрыв отношений с родными и друзьями c. отсутствие контактов ребенка со сверстниками Ответ: а 6. Федеральная программа, направленная на формирование условий для беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам маломобильных групп населения, называется: a. адаптивная среда b. доступная среда c. интегрированная среда Ответ: b 7. Понятие «ментальная инвалидность» применяется к лицам, имеющим: a. психические расстройства b. нарушения интеллектуального развития c. психические расстройства и нарушения интеллектуального развития Ответ: с 8. Ограничение дееспособности в РФ может быть применено: a. к лицам с алкогольной зависимостью b. к лицам с психическими расстройствами c. оба варианта верны Ответ: с 9. Возвращение людей с инвалидностью из закрытых учреждений в сообщество – это: a. нормализация b. институционализация c. деиституционализация Ответ: с 10. Определение "Люди с инвалидностью должны жить так же, как и все остальные люди, иметь те же права и обязанности, иметь возможность выбирать где, с кем и как жить" соответствует понятию: a. нормализация b. институционализация c. деиституционализация Ответ: а 11. Теория, которая обосновывала необходимость стерилизации людей с нарушениями развития с тем, чтобы у них никогда не было детей: a. евгеника b. позитивизм c. бихевиоризм Ответ: а 12. Выберите наиболее корректный термин из предложенных с точки зрения избегания указания на функциональные недостатки: a. глухой ребенок b. слепой ребенок c. ребенок с инвалидностью Ответ: с 13. К основным признакам расстройств аутистического спектра следует отнести: a. отсутствие или задержка речи, либо характерные отличия в речи, например, случайное произнесение отдельных слов и даже фраз b. гиперподвижность суставов c. наличие нарушений нескольких функций организма одновременно Ответ: а 14. Наличие дополнительной хромосомы является отличительным признаком: a. синдрома Дауна b. детского церебрального паралича c. аутистических расстройств Ответ: а 15. При взаимодействии с ребенком с нарушениями: a. важно следить за правильной удобной позой ребенка b. нужно торопить ребенка, что он быстрее реагировал, отвечал c. важно избегать посещать общественные места Ответ: а КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. Система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, направленных на создание инвалидам равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества - это социальная _______ инвалидов. Ответ: защита. 2. Лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты, - _________ (вставьте существительное). Ответ: инвалид. 3. Полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью – это _________ жизнедеятельности (вставьте существительное). Ответ: ограничение. 4. Категория "ребенок-инвалид" устанавливается лицам в возрасте до ____ лет. Ответ: 18. 5. ________ по признаку инвалидности - это любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью либо результатом которых является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими прав и свобод человека и гражданина в любой области (вставьте существительное). Ответ: дискриминация. 6. Признание лица инвалидом и определение потребностей лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма, - это __________ экспертиза (вставьте прилагательное). Ответ: медико-социальная. 7. __________ инвалидов – это система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (вставьте существительное). Ответ: реабилитация. 8. __________ инвалидов - система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (как правило, у детей) (вставьте существительное). Ответ: абилитация. 9. Согласно международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья «выполнение задачи или действия индивидом» – это _________ (вставьте существительное). Ответ: активность. 10. Согласно международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья «вовлечение индивида в жизненную ситуацию» – это _________ (вставьте существительное). Ответ: участие. 11. Согласно международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья «трудности в осуществлении активности, которые может испытывать индивид» – это _________ активности (вставьте существительное). Ответ: ограничения. 12. Русский _________ язык признается языком общения при наличии нарушений слуха и (или) речи (вставьте прилагательное). Ответ: жестовый. 13. Результат взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и отношенческими и средовыми барьерами, которое мешает их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими, - это инвалидность. Какая модель инвалидности отражена в этом определении? Ответ: социальная или посттрадиционная. 14. И. Гофман определяет «качество, выдающее какое-то постыдное свойство индивида» как ________ (вставьте существительное). Ответ: стигма. 15. Помещение человека с инвалидностью в специальное, чаще всего закрытое учреждение (интернат, специальную школу и пр.) называется ___________ (вставьте существительное). Ответ: институционализация. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2: Способен к планированию деятельности по предоставлению социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи, а также профилактике обстоятельств, обуславливающих нуждаемость в социальном обслуживании ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1. Жизненный этап ребенка, во время которого одним из основных стрессовых моментов для семьи и ребенка становится необходимость решать проблемы, связанные с реакциями на ребенка его сверстников, - это: a. младенчество b. школьный этап c. ранний возраст до 4 лет Ответ: b 2. В чем родители нуждаются прежде всего при определении у ребенка нарушений развития? a. достоверной информации b. обращении к знахарям c. деньгах Ответ: а 3. Обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей – это: a. специальное образование b. инклюзивное образование c. дистанционное образование Ответ: b 4. Отметьте принцип инклюзивного дизайна: a. простота и интуитивность использования b. важность приложения физических усилий c. ориентированность только на людей с ограниченными возможностями здоровья Ответ: а 5. Внесение необходимых и подходящих изменений с целью обеспечения доступности объектов для инвалидов, не становящихся несоразмерным или неоправданным бременем для организаций, -- это: a. адаптивная среда b. разумное приспособление c. доступная среда Ответ: b 6. Психоневрологический интернат в РФ относится к ведомству: a. Министерства здравоохранения b. Министерства образования c. Министерства труда и социальной защиты Ответ: с 7. Согласно законодательству РФ может ли недееспособный человек быть трудоустроенным: a. да b. нет Ответ: а 8. Рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда с учетом индивидуальных возможностей инвалидов, -- это: a. дополнительные рабочие места b. специальные рабочие места c. вспомогательные рабочие места Ответ: b 9. Сопровождаемое проживание людей с инвалидностью -- это: a. возможность самостоятельного проживания с сопровождением b. проживание в домах-интернатах c. проживание в психоневрологических интернатах Ответ: а 10. Модель, которая воспринимает инвалидность как дефект, следствие болезни, определяет человека с инвалидностью как аномального, нуждающегося в изоляции и лечении, - это : a. медицинская модель b. социальная модель c. модель независимой жизни Ответ: а 11. Модель, которая рассматривает инвалидность как социально сконструированный недостаток, - это ________ модель. a. медицинская модель b. социальная модель c. моральная модель Ответ: b 12. Что важно для родителей, имеющих особенных детей, для продуктивного развития? a. принятие ребенка и его возможностей b. появление области интересов, не связанных с заботой о ребенке c. оба варианта верны Ответ: с 13. Определите, какие действия следует отнести к вмешательству на макроуровне: a. принятие правовых норм защиты от дискриминации людей с инвалидностью b. организация интернет ресурса для поддержки людей с ДЦП c. обеспечение конкретного ребенка специальным питанием Ответ: а 14. Формальные источники поддержки семьи ребенка с инвалидностью включают в себя: a. ближайшее окружением семьи b. членов семьи ребенка c. организации социального обслуживания Ответ: с 15. Применение семейно-центрированного подхода в работе с семьей особого ребенка означает ... a. специалист занимает экспертную роль по отношению к родителям b. специалист и родители являются коллегами c. родитель занимает экспертную роль по отношению к специалисту Ответ: b КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. Модель, которая понимает инвалидность как следствие греха, совершенного самим инвалидом или кем-то из его близких, - это ________ модель (вставьте прилагательное). Ответ: моральная или религиозная. 2. С точки зрения _______ модели инвалидности ограниченные физические возможности (передвижение на кресле-коляске) становятся проблемой из-за отсутствия доступной среды (скошенных бордюров, пандусов, подъемников и пр.) (вставьте прилагательное). Ответ: социальной или посттрадиционной. 3. Комплекс медицинских, социальных и психолого-педагогических услуг, оказываемых на межведомственной основе детям раннего возраста и их семьям, направленных на раннее выявление детей, содействие их оптимальному развитию, включению в среду сверстников, а также на поддержку их семей, - это _____ помощь (вставьте прилагательное). Ответ: ранняя. 4. Команда специалистов, предоставляющих услуги ранней помощи, участвующих в разработке и реализации индивидуальной программы ранней помощи (специалист в сфере ранней помощи, врачи различных специальностей, психолог, специалист по социальной работе и др.). Все решения принимаются ими совместно по итогам обсуждения, при этом каждый член команды несет ответственность за свою профессиональную работу. Такую команду специалистов называют _________ (вставьте прилагательное). Ответ: междисциплинарной. 5. Обеспечения равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей – это _________ образование (вставьте прилагательное). Ответ: инклюзивное. 6. Федеральный _____ инвалидов является федеральной государственной информационной системой, ведется в целях учета сведений об инвалидах, в том числе о детях-инвалидах, включая сведения о группе инвалидности, об ограничениях жизнедеятельности, о проводимых реабилитационных или абилитационных мероприятиях, производимых инвалиду денежных выплатах и пр. (вставьте существительное) Ответ: реестр. 7. Комплекс мер, направленных на обеспечение проживания в домашних условиях инвалидов старше 18 лет, неспособных вести самостоятельный образ жизни без помощи других лиц, - это __________ проживание (вставьте прилагательное). Ответ: сопровождаемое. 8. _________ программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации реабилитационных мер (вставьте прилагательное). Ответ: индивидуальная. 9. _______ средства реабилитации инвалидов - это устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида (вставьте прилагательное). Ответ: технические. 10. Люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве: инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, люди с нарушением интеллекта, люди старших возрастов, беременные женщины, люди с детскими колясками и т.д. – это ______ группы населения (вставьте прилагательное). Ответ: маломобильные. 11. Характеристика зданий, сооружений, обеспечивающая возможность воспользоваться ими маломобильными группами населения – это ____________ (вставьте существительное). Ответ: доступность. 12. Дизайн предметов, обстановок, программ и услуг, призванный сделать их в максимально возможной степени пригодными к пользованию для всех людей без необходимости адаптации – это _________ дизайн (вставьте прилагательное). Ответ: универсальный. 13. Верно ли, что детский церебральный паралич (ДЦП) является следствием непрогрессирующих повреждений головного мозга? Ответ: да. 14. Лишение человека возможности удовлетворять необходимые потребности в течение длительного времени – это __________ (вставьте существительное). Ответ: депривация. 15. _______ среда — это обстановка, которая не является полностью комфортной, но не пугает и не подавляет ребенка; обстановка, в которой ребенок может решать посильные задачи и радоваться успеху. Только в такой среде ребенок может обучаться новому, общаться с людьми, пробовать то, что ему трудно (вставьте прилагательное). Ответ: развивающая. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3: Способен к реализации деятельности по предоставлению социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи, а также профилактике обстоятельств, обуславливающих нуждаемость в социальном обслуживании ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1. Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения: a. дошкольного, среднего и высшего образования b. среднего и высшего образования c. дошкольного и среднего образования Ответ: а 2. Рельефная тротуарная плитка на автобусной остановке, светофоры с дублированием сигнала звуком создают безбарьерную среду для людей с: a. ДЦП b. нарушениями зрения c. нарушением слуха Ответ: b 3. Какова квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (численность работников организации превышает 100 человек) согласно законодательству РФ? a. 1 –3% b. 2 – 4% c. 2 – 6% Ответ: b 4. Какова продолжительность рабочей недели у инвалидов I и II группы согласно российскому законодательству? a. не более 25 ч в неделю b. не более 35 ч в неделю c. не более 45 ч в неделю Ответ: b 5. Психоневрологический детский интернат в РФ относится к ведомству: a. Министерства здравоохранения b. Министерства образования c. Министерства социальной защиты Ответ: с 6. Какой характер исполнения носит для органов государственной власти индивидуальная программа реабилитации/абилитации инвалида (ИПРА): a. обязательный; b. рекомендательный; c. на усмотрение органов исполнительной власти. Ответ: а 7. Кем разрабатывается индивидуальная программа реабилитации/абилитации инвалида (ИПРА)? a. управлением социальной защиты населения b. поликлиникой c. учреждением медико-социальной экспертизы Ответ: с 8. Кем разрабатывается индивидуальная программа предоставления социальных услуг? a. управлением социальной защиты населения b. поликлиникой c. учреждением медико-социальной экспертизы Ответ: а 9. Использование дополнительных средств общения, таких как: взгляд, жесты, карточки и др., - это: a. альтернативная и дополнительная коммуникация b. развивающая среда c. метод «рука-под-рукой» Ответ: а 10. Какой принцип был введен в социальное обслуживание в связи с принятием Федерального закона №442 "Об основах социального обслуживания граждан в РФ"? a. приоритет оказания социальных услуг несовершеннолетним b. сохранение пребывания гражданина в привычной благоприятной среде c. приоритет оказания социальных услуг семьям Ответ: b 11. Система коммуникации, при которой человек абсолютно не использует речь: a. дополнительная b. альтернативная c. вокальная Ответ: b 12. Требования, предъявляемые к речи окружающих для развития речи ребенка: a. с ребенком нужно говорить, искажая слова, как говорят с младенцами b. взрослому нужно использовать повторы, не торопиться в речи c. речь взрослого должна быть ровной, безэмоциональной Ответ: b 13. Комплекс мероприятий, включающий в себя необходимый объем и спектр услуг по основным направлениям социальной реабилитации, имеющий самостоятельное законченное значение для восстановления одной или нескольких нарушенных функций организма и ограничений жизнедеятельности, - это: a. реабилитационный курс b. услуга по социальной реабилитации c. индивидуальная программа реабилитации Ответ: а 14. Мероприятие по одному из направлений социальной реабилитации, проводимое поставщиком услуги в отношении получателя услуги и направленное на восстановление имеющихся стойких нарушений функций организма и ограничений жизнедеятельности, - это: a. реабилитационный курс b. услуга по социальной реабилитации c. индивидуальная программа реабилитации Ответ: b 15. Потребность в общении, участии в жизни общества – это потребность: a. социальная b. эмоциональная c. двигателная Ответ: а КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. Определите, в контексте какой модели инвалидности дано определение: «К инвалидам относятся лица с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими». (ст. 1, Конвенция ООН о правах инвалидов от 13.12.2006) Ответ: социальная или посттрадиционная. 2. Определите, в контексте какой модели инвалидности дано определение: Инвалид – это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты» (Федеральный закон от 24.11.1995 №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации") Ответ: медицинская 3. Верно ли, что специалисты, имеющие профильное профессиональное образование, не могут испытывать предубеждение к людям с инвалидностью? Ответ: нет 4. Определите направление реабилитации: "комплекс услуг, направленных на восстановление способности человека с инвалидностью к самообслуживанию посредством восстановления необходимых бытовых навыков, навыков персональной сохранности в быту (в пределах жилого помещения)". Это __________ реабилитация (вставьте прилагательное). Ответ: социально-бытовая. 5. Определите направление реабилитации: "комплекс услуг, направленных на восстановление у человека с инвалидностью способности самостоятельно передвигаться, ориентироваться на объектах социальной, инженерной, транспортной, информационной инфраструктур». Это __________ реабилитация (вставьте прилагательное). Ответ: социально-средовая. 6. Определите направление реабилитации: "комплекс услуг, направленных на восстановление у человека с инвалидностью компонентов психической деятельности для целей успешной социальной адаптации и интеграции в общество». Это __________ реабилитация (вставьте прилагательное). Ответ: социально-психологическая. 7. Определите направление реабилитации: "комплекс услуг, направленных на восстановление у человека с инвалидностью базовых жизненных и образовательных компетенций, необходимых для получения образования и осуществления социально-значимой деятельности». Это __________ реабилитация (вставьте прилагательное). Ответ: социально-педагогическая. 8. Определите направление реабилитации: " комплекс услуг, направленных на устранение или компенсацию нарушенных функций организма у человека с инвалидностью с использованием средств адаптивной физической культуры и адаптивного спорта». Это __________ реабилитация (вставьте прилагательное). Ответ: физическая. 9. Определите направление реабилитации: «комплекс услуг, направленных на восстановление у человека с инвалидностью способностей к осуществлению трудовой и профессиональной деятельности». Это __________ реабилитация (вставьте прилагательное). Ответ: профессиональная. 10. Социальная ________ инвалидов – это комплекс услуг, направленных на обеспечение занятости инвалидов трудоспособного возраста, не занятых в соответствии с трудовым законодательством, способных к выполнению простых видов трудовой деятельности со значительной помощью других лиц (вставьте существительное). Ответ: занятость. 11. Сопровождаемая ________ деятельность инвалидов – это комплекс услуг по оказанию инвалидам трудоспособного возраста индивидуальной помощи в процессе осуществления ими трудовой деятельности, в том числе на специальных рабочих местах (вставьте прилагательное). Ответ: трудовая. 12. Определите направление реабилитации: «комплекс услуг, направленных на восстановление у инвалидов способностей к бытовой и общественной деятельности, включающих в себя комплексные услуги по социально-бытовой, социально-средовой, социально-педагогической, социально-психологической реабилитации инвалидов» (вставьте прилагательное). Ответ: социальная. 13. Определите направление реабилитации: «комплекс услуг, направленных на включение инвалидов в творческую деятельность, обеспечивающую реализацию культурных потребностей инвалидов в соответствии с их интересами и способностями» (вставьте прилагательное). Ответ: социокультурная. 14. Верно ли, что плач, крик ребенка естественен при оказании ему реабилитационных услуг, так как физическая реабилитация сама по себе очень болезненна? Ответ: нет 15. Как называется уход, когда обучение ребенка с нарушениями происходит не на занятиях, а в обычных бытовых ситуациях (еда, одевание, поход в магазин) (вставьте прилагательное)? Ответ: развивающий. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета по всему изученному курсу. Вопросы и задания размещены в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Бегидов М.В., Бегидова Т.П. | СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ИНВАЛИДОВ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Бегидова Т.П. | СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ИНВАЛИДАМИ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для СПО: Гриф УМО СПО | М.:Издательство Юрайт, 2021 | urait.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Курс в Moodle «Социальная работа с людьми с инвалидностью» | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
303Д | читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинарском занятии, выполнить все практические задания, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения. 2. Лекция. На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. Обязательно записывайте ключевые моменты (определение, факты, правила и т.д.). Если по содержанию материала возникают вопросы, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии. Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового материала. 3. Семинарское занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. Для подготовки к семинару необходимо иметь план семинарского занятия. Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии). На семинарское занятие выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию. Важно помнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества. В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. Полезна работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте расмотренный материал, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного. Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения. Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару. При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы. 4. Самостоятельная работа. При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях. Выполнение заданий для самостоятельной работы необходимо для успешного освоения курса. |