МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социальная работа в некоммерческих организациях

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.03.02. Социальная работа
ПрофильСоциальная работа в сфере социальной защиты населения
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_03_02_СР-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 6
самостоятельная работа 98
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 98 98 98 98
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.соц.н., Доцент, Сиротина Т.В.

Рецензент(ы):
к.соц.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Социальная работа в некоммерческих организациях

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 76)

составлена на основании учебного плана:
39.03.02 Социальная работа
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 28.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2018-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Максимова С.Г., д.соц.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 28.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой Максимова С.Г., д.соц.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Овладение основами реализации социальной работы в некоммерческом секторе.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.5

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-5Способен к подготовке и организации мероприятий по привлечению ресурсов организаций, общественных объединений, добровольческих (волонтерских) организаций и частных лиц к реализации социального обслуживания граждан
ПК-5.1 Разрабатывает стратегии по привлечению ресурсов организаций, общественных объединений, добровольческих (волонтерских)организаций и частных лиц к реализации социального обслуживания граждан
ПК-5.2 Владеет навыками организации мероприятий по привлечению ресурсов организаций, общественных объединений, добровольческих волонтерских)организаций и частных лиц к реализации социального обслуживания граждан
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Разрабатывает планы по привлечению ресурсов организаций, общественных объединений, добровольческих (волонтерских)организаций и частных лиц к реализации социального обслуживания граждан
3.2.Уметь:
3.2.1.Владеет навыками организации мероприятий по привлечению ресурсов организаций, общественных объединений, добровольческих волонтерских)организаций и частных лиц к реализации социального обслуживания граждан
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.организации мероприятий по привлечению ресурсов организаций, общественных объединений, добровольческих волонтерских)организаций и частных лиц к реализации социального обслуживания граждан

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. НКО как субъект социальной работы
1.1. Гражданское общество: понятие, функции, исследования. Лекции 5 1 ПК-5.1, ПК-5.2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Гражданское общество: понятие, функции, исследования. Практические 5 2 ПК-5.1, ПК-5.2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Гражданское общество: понятие, функции, исследования. Сам. работа 5 24 ПК-5.1, ПК-5.2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.4. Некоммерческие организации: классификация и правовые основы Лекции 5 1 ПК-5.1, ПК-5.2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.5. Некоммерческие организации: классификация и правовые основы Сам. работа 5 25 ПК-5.1, ПК-5.2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.6. Благополучатели и НКО: оценка потребностей, взаимодействие, качество. Практические 5 1 ПК-5.1, ПК-5.2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.7. Благополучатели и НКО: оценка потребностей, взаимодействие, качество. Сам. работа 5 25 ПК-5.1, ПК-5.2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.8. Стратегическое планирование и управление ресурсами НКО Практические 5 1 ПК-5.1, ПК-5.2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.9. Стратегическое планирование и управление ресурсами НКО Сам. работа 5 24 ПК-5.1, ПК-5.2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.10. Подготовка к зачету Зачет 5 4 ПК-5.1, ПК-5.2 Л2.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6561

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-5: Способен к подготовке и организации мероприятий по привлечению ресурсов организаций, общественных объединений, добровольческих (волонтерских) организаций и частных лиц к реализации социального обслуживания граждан

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Удовлетворение многообразных потребностей индивидов и их групп за счет оказания социальных услуг субъектами гражданского общества является ______ функцией гражданского общества.
a. мобилизационная
b. сервисная
c. социализирующая
Ответ: b

2. Каков вклад социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО) в решение задач долгосрочного социально-экономического развития РФ?
a. содействие повышению качества социальных услуг и решению актуальных социальных проблем
b. разработка и апробация социальных инноваций
c. развитие некоммерческого сектора экономики
d. все варианты верны
Ответ: d

3. К какой форме поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО) органами государственной власти относится передача в пользование организации государственного или муниципального имущества:
a. имущественная поддержка
b. финансовая поддержка
c. информационная поддержка
Ответ: а

4. Что относится к финансовой поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО) органами государственной власти и органами местного самоуправления:
a. обучение сотрудников
b. грант губернатора региона
c. размещение информации о деятельности НКО на сайте министерства региона
Ответ: b

5. Юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание, - это:
a. поставщик социальных услуг
b. получатель социальных услуг
c. клиент
Ответ: а

6. Включение социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО) в реестр поставщиков социальных услуг осуществляется на:
a. добровольной основе
b. обязательной основе
Ответ: а

7. Лица, получающие благотворительные пожертвования, помощь, - это:
a. благополучатели
b. благотворители
c. волонтеры
Ответ: а

8. С какой функцией менеджмента НКО (PAEI-код) соотносятся задачи «повышение уровня жизни благополучателей, оказание им адресной и иной помощи»:
a. производство результатов
b. администрирование
c. интеграция
Ответ: а

9. О какой стадии жизненного цикла некоммерческой организации идет речь? «На этой стадии развиты практически все функции менеджмента. На данном этапе организация имеет прописанные функции и четкую структуру, эффективна в своей деятельности, ее сотрудники слаженно работают. При этом она много внимания уделяет развитию и улучшениям. На этой стадии успешная организация иногда начинает тиражировать свои программы в другие регионы или осваивать новые для себя сферы деятельности».
a. младенчество
b. расцвет
c. старение
Ответ: b

10. О какой стадии жизненного цикла некоммерческой организации идет речь? «У организации еще нет четкой структуры и системы распределения полномочий, она зависит от конкретных людей, а не их ролей и функций. Имеет небольшой бюджет. Основной акцент в деятельности делается на удовлетворение потребностей благополучателей и на результаты своей работы. Решения на этом этапе обычно принимаются быстро, но ввиду отсутствия достаточного опыта они могут быть не всегда успешны».
a. ухаживание
b. расцвет
c. старение
Ответ: а

11. Лица, осуществляющие благотворительные пожертвования, - это:
a. благополучатели
b. благотворители
c. волонтеры
Ответ: b

12. Метод исследования потребностей благополучателей социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО), заключающийся в групповом обсуждении (или групповом интервью) с представителями целевой группы по заданной теме:
a. анкетирование
b. наблюдение
c. фокус-группа
Ответ: с

13. Каков наиболее действенный способ повышения качества работы социально ориентированной некоммерческой организации (СО НКО)?
a. пусть каждый сотрудник самостоятельно определит для себя внутренние критерии качества своей работы и следует им
b. разработать в организации документ о критериях качества оказания услуг в НКО с опорой на мнение благополучателей и всей команде следовать этому документу
c. поработать с внешним видом сотрудников: благополучатели будут считать работу качественной, если их будут встречать хорошо одетые люди
Ответ: b

14. Развитие клиентоориентированности социально ориентированной некоммерческой организации (СО НКО) является важным для:
a. крупных и зрелых организаций
b. небольших и юных организаций
c. для всех организаций
Ответ: с

15. Какие направления деятельности (проекты, услуги) реализуют социально ориентированные некоммерческие организации (СО НКО) в сфере социального обслуживания?
a. реабилитация людей с инвалидностью
b. поддержка одаренных детей
c. развитие хоккея
Ответ: а

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Функция гражданского общества, заключающаяся в социализации индивидов и выработке общественных норм, связанных с воплощением в жизнь ценностей солидарности, ответственности, справедливости, называется ________ функцией (вставьте прилагательное).
Ответ: социализирующей.

2. Организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками, является ____________ организацией (вставьте прилагательное).
Ответ: некоммерческой.

3. Социально _________ некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации (вставьте прилагательное).
Ответ: ориентированными

4. Действие в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности – это социальная _______ (вставьте существительное).
Ответ: услуга

5. Информационная система, которая осуществляет сбор, хранение, обработку и предоставление информации о поставщиках социальных услуг называется __________ поставщиков социальных услуг региона (вставьте существительное).
Ответ: реестром

6. Под _________ деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, оказанию иной поддержки (вставьте прилагательное).
Ответ: благотворительной.

7. Под ___________ деятельностью понимается добровольная деятельность в форме безвозмездного выполнения работ и (или) оказания услуг в целях согласно законодательству РФ (вставьте прилагательное).
Ответ: добровольческой или волонтерской.

8. Неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, реализующая благотворительную деятельность в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц, называется ________ организацией (вставьте прилагательное).
Ответ: благотворительной.

9. Процесс прогнозирования, планирования, организации, мотивации, координации и контроля, направленный на формулировку и достижение цели некоммерческой организации – это __________ НКО (вставьте существительное).
Ответ: управление или менеджмент.

10. Следующие задачи «обучение и развитие людей в команде, мотивация волонтеров, создание благоприятного социально-психологического климата в коллективе» соотносятся с функцией менеджмента НКО (PAEI-код), а именно: функцией ________ (вставьте существительное).
Ответ: интеграции.

11. Следующие задачи «исследование ситуаций благополучателей в динамике, поиск новых источников финансирования» соотносятся с функцией менеджмента НКО (PAEI-код), а именно: функцией ________ (вставьте существительное).
Ответ: предприимчивость, развитие.

12. Учредительным документом некоммерческой организации является _______, который утверждается ее учредителями (вставьте существительное).
Ответ: устав.

13. Дарение вещи, материальных ценностей или права в общеполезных целях некоммерческой организации называется ________ (вставьте существительное).
Ответ: пожетвование.

14. Основная цель организации, смысл её существования, общий курс, в котором движется некоммерческая организация – это её _______ (вставьте существительное).
Ответ: миссия.

15. Каким параметрам должны соответствовать задачи деятельности некоммерческой организации согласно SMART подходу?
Ответ: быть реалистичными, достижимыми, измеримыми, ограниченными во времени, конкретнымиэ
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Вопросы и задания размещены в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Оксинойд, К.Э. Управление социальным развитием организации : учебное пособие Москва : Издательство «Флинта», 2017 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Пчелина, О.В. Предпринимательство, управление проектами и реклама в социальной сфере: учебное пособие Йошкар-Ола : ПГТУ, 2016 biblioclub.ru
Л2.2 Игнатюк, Н.А. Государственно-частное партнерство: учебник Москва : Юстицинформ, 2012 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 курс в Мудл portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1.Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2.Лекция.
На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3.Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4.Самостоятельная работа.
При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5.Итоговый контроль.
Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.