МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Правовые основы работы с молодежью

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.03.03. Организация работы с молодежью
ПрофильУправление в молодежной политике
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_03_03_Организация работы с молодежью_УвМП-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 89
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 89 89 89 89
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.с.н., Доцент, Эбелинг Э.О.

Рецензент(ы):
д.с.н., доцент, Черепанова М.И.

Рабочая программа дисциплины
Правовые основы работы с молодежью

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 39.03.03 Организация работы с молодежью (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 77)

составлена на основании учебного плана:
39.03.03 Организация работы с молодежью
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н., профессор Максимова С.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой д.с.н., профессор Максимова С.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Воспитание у студентов правовой культуры, изучение перспектив развития молодежной политики в Российской Федерации, законодательства о молодежи в условиях построения правового государства, получение основных навыков, необходимых для успешной работы в органах, связанных с реализацией молодежной политики в России.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 Способен осуществлять работу по организации мероприятий в сфере молодежной политики на основе социальных технологий (в том числе инновационных)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.права, свободы и обязанности человека и гражданина; организацию судебных, правоприменительных и правоохранительных органов, правовые нормы действующего законодательства, регулирующие отношения в различных сферах жизнедеятельности; основные положения и нормы конституционного, гражданского, семейного, трудового, административного и уголовного права.
3.2.Уметь:
3.2.1.защищать гражданские права, использовать нормативно-правовые знания в различных сферах жизнедеятельности, ориентироваться в международных и внутригосударственных актах, в специальной литературе по правовому регулированию молодежных отношений.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками анализа нормативных актов, регулирующих отношения в различных сферах жизнедеятельности, навыками реализации и защиты своих прав, юридической терминологией в профессиональной деятельности по работе с молодежью.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Конституционно-правовые основы статуса человека и гражданина в Российской Федерации
1.1. Конституционно-правовой статус личности Лекции 5 1 Л1.1, Л2.1
1.2. Система конституционных прав и свобод человека и гражданина Лекции 5 1 Л1.1, Л2.1
1.3. Система конституционных прав и свобод человека и гражданина Практические 5 1 Л1.1, Л2.1
1.4. Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина Практические 5 1 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Законодательство Российской Федерации по защите прав и свобод
2.1. Способы защиты прав и свобод молодежи в РФ Лекции 5 0 Л1.1, Л2.1
2.2. Судебная и внесудебная защита прав молодежи Практические 5 0 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Международное законодательство по защите прав детей и молодежи
3.1. Международно-правовые формы защиты прав и свобод детей и молодежи Лекции 5 0 Л1.1, Л2.1
3.2. Основные международные документы в области прав детей и молодежи Практические 5 0 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Становление ювенального права в Российской Федерации
4.1. Система ювенального права Лекции 5 1 Л1.1, Л2.1
4.2. Профилактика безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних Практические 5 2 Л1.1, Л2.1
4.3. Нормативно-правовые акты администрации Алтайского края, направленные на профилактику безнадзорности и беспризорности среди детей и подростков Практические 5 1 Л1.1, Л2.1
4.4. Законодательства различных отраслей о молодежи Лекции 5 1 Л1.1, Л2.1
4.5. Законодательства различных отраслей о молодежи Практические 5 1 Л1.1, Л2.1
4.6. Правовое регулирование профессиональной деятельности в области молодежной политики и работы с молодежью Лекции 5 0 Л1.1, Л2.1
4.7. Правовое регулирование профессиональной деятельности в области молодежной политики и работы с молодежью Практические 5 0 Л1.1, Л2.1
4.8. Правовые основы работы с молодежью Сам. работа 5 89 Л1.1, Л2.1
4.9. Правовые основы работы с молодежью Экзамен 5 9 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ФОС прилагается
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС прилагается
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Конюхова, И. А. Алешкова. Конституционное право Российской Федерации: учебник : Конституционное право Российской Федерации: учебник Юрайт, , 2020 www.biblio-online.ru/book/7337C642-F9F2-4927-BBFC-CC757EE4817D.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Н. А. Стерлядева Правовые основы работы с молодежью: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 СПС «Консультант Плюс»
Э2 СПС «Гарант»
Э3 Российская государственная библиотека www.rsl.ru
Э4 ЭБС издательства «Лань»
Э5 ЭБС «Университетская библиотека online»
Э6 Курс в Moodle «Правовые основы работы с молодежью» portal.edu.asu.ru
Э7 Правовые основы работы с молодежью portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Программное обеспечение для визуализации лекционного материала и семинарских занятий:
Microsoft office.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.rubricon.ru/ - Крупнейший энциклопедический ресурс ИнтернетаАдминистративно-управленческий портал: http://www.aup.ru/
Электронная библиотека: http://do.gendocs.ru
Электронная библиотека eLIBRARY.RU

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по освоению лекционных занятий
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Студентам необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям

Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.

Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий

Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы.
К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Студентам следует:
- руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях
неясные вопросы;
- при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем.