МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Актуальные проблемы современного правоведения и экспертизы

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки39.04.01. Социология
ПрофильСоциальная и правовая экспертиза
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_04_01_Социология_СиПЭ-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 85
индивидуальные консультации 4
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 85 85 85 85
Консультации 4 4 4 4
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.ф.н., профессор, Попов Е.А.

Рецензент(ы):
к.с.н., Зав. кафедрой, Нагайцев В.В.

Рабочая программа дисциплины
Актуальные проблемы современного правоведения и экспертизы

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 39.04.01 Социология (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 79)

составлена на основании учебного плана:
39.04.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2023 г. № 1
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Нагайцев В.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2023 г. № 1
Заведующий кафедрой Нагайцев В.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Обучить студентов идентифицировать актуальные проблемы современного правоведения, привить навыки анализа социально-правовых явлений, процессов и феноменов, а также проведения экспертизы

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3Способен прогнозировать социальные явления и процессы, выявлять социально значимые проблемы и вырабатывать пути их решения на основе использования научных теорий, концепций, подходов и социальных технологий
ОПК-3.1 Знает научные теории, концепции, подходы и социальные технологии
ОПК-3.2 Умеет выявлять социально значимые проблемы и вырабатывать пути их решения
ОПК-3.3 Владеет навыками использования научных теорий, концепций, подходов и социальных технологий в прогнозировании социальных явлений и процессов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.актуальные проблемы и новые научные теории, концепции, подходы и социальные технологии при исследовании правовой сферы общества
3.2.Уметь:
3.2.1.вырабатывать пути решения социально значимых проблем в правовой сфере общества
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками организации и проведения прикладного или теоретического исследования с целью прогнозирования социальных явлений и процессов

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Правоведение как отрасль знаний о праве и правовой реальности Лекции 2 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л2.1
1.2. Правоведение как отрасль знаний о праве и правовой реальности Сам. работа 2 20 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л2.1
1.3. Правоведение как отрасль знаний о праве и правовой реальности Практические 2 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л2.1
1.4. Актуальные проблемы гражданского права Лекции 2 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л2.1
1.5. Актуальные проблемы гражданского права Сам. работа 2 14 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л2.1
1.6. Актуальные проблемы гражданского права Практические 2 1 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л2.1
1.7. Актуальные проблемы административного права Сам. работа 2 20 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л2.1
1.8. Актуальные проблемы уголовного права Сам. работа 2 10 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л2.1
1.9. Актуальные проблемы проведения экспертизы Практические 2 1 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л2.1
1.10. Актуальные концепции совремнного правоведения Сам. работа 2 21 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л2.1
1.11. Новые теории, модели, методы исследования, навыки разработки новых методических подходов с учетом целей и задач исследования в области актуальных проблем современного правоведения и экспертизы Практические 2 0 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л2.1
1.12. Экзамен 2 9 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л2.1
1.13. Консультации 2 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Тестовые задания (выбор одного ответа)

1. Государство в современной юридической литературе определяется как:
1. машина для поддержания господства одного класса над другим;
2. сосредоточение всех умственных и нравственных интересов граждан;
3. политическая организация общества, обладающая верховной властью на определённой территории;
4. союз людей, объединённых началами общей пользы.

2. Укажите, какой из перечисленных ниже признаков не является признаком государства:
1. суверенитет;
2. наличие выделенной из общества политической публичной власти;
3. родовая организация населения;
4. система налогов.

3. Постановления, издаваемые органами исполнительной власти, называются:
1. конституции;
2. законы;
3. кодексы;
4. подзаконные акты.

4. Как называется процедура прямого участия народа в принятии решений по важнейшим вопросам государственной жизни:
1. референдум;
2. самоуправление;
3. выборы;
4. импичмент.

5. Какой из перечисленных ниже признаков не является признаком правового государства:
1. верховенство закона во всех сферах государственной и правовой жизни общества;
2. территориальная организация населения страны;
3. взаимная ответственность государства и личности;
4. разделение властей.

6. Кто в правовом государстве является источником власти:
1. президент;
2. правительство;
3. государство;
4. народ.

7. В правовом государстве законы принимаются:
1. президентом;
2. конституционным судом;
3. парламентом;
4. совещанием глав основных ветвей власти.

8. Какое из перечисленных суждений не соответствует теории правового государства:
1. государство должно быть ограничено законом;
2. законодательные, исполнительные и судебные органы должны быть равноправны;
3. запрещено всё, что не разрешено законом;
4. только суд может вынести решение о том, является ли человек преступником или нет.

9. Какой из перечисленных ниже признаков является признаком права:
1. общеобязательность;
2. формальная определённость;
3. связь с государством;
4. все перечисленные выше признаки.

10. Отметьте, с какого возраста по российскому законодательству наступает полная дееспособность субъектов права:
1. 14 лет;
2. 16 лет;
3. 18 лет;
4. 21 год.

11. Президент Российской Федерации является:
1. главой правительства РФ;
2. главой исполнительной власти;
3. главой законодательной власти;
4. главой государства.

12. Каков срок полномочий (легислатуры) Совета Федерации:
1. 2 года;
2. 4 года;
3. 6 лет;
4. не имеет определённого срока полномочий.

13. В каком из перечисленных ниже случаев Государственная Дума не может быть распущена:
1. после троекратного отклонения представленных ей Президентом РФ кандидатур Председателя Правительства РФ;
2. если Председатель Правительства РФ поставил перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству РФ и она отказала Правительству РФ в доверии;
3. если она в течение трёх месяцев повторно выразила недоверие Правительству РФ;
4. если она выразила недоверие Правительству РФ в течение года после своего избрания.

14. Глава правительства Российской Федерации называется:
1. премьер-министром РФ;
2. Председателем кабинета министров РФ;
3. Председателем Совета Министров РФ;
4. Председателем Правительства РФ.

15. Кто имеет право отправить правительство РФ в отставку:
1. Государственная Дума РФ;
2. Совет Федерации РФ;
3. Федеральное Собрание РФ;
4. Президент РФ.

16. Какие из перечисленных ниже общественных отношений регулирует гражданское законодательство:
1. брачно-семейные;
2. отношения в сфере государственного управления;
3. имущественные и связанные с ними личные неимущественные;
4. отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства.

17. Гражданское законодательство в Российской Федерации находится:
1. в ведении Российской Федерации;
2. в ведении субъектов Российской Федерации;
3. в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов;
4. в ведении органов местного самоуправления.

Ключ к тестам
№ ответ № ответ
1 3 9 4
2 3 10 3
3 2 11 4
4 1 12 4
5 2 13 4
6 4 14 4
7 3 15 4
8 3 16 3
17 1

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно выполнено менее 60% заданий.

Контрольные вопросы:
1. Какие концепции позволяют определять специфику правовой экспертизы?
2. Как системный подход определяет исследование актуальных проблем права и экспертизы?
3. Как структурно-функциональный подход определяет исследование актуальных проблем права и экспертизы?
4. Как синергетический подход определяет исследование актуальных проблем права и экспертизы?
5. Как кластерный подход определяет исследование актуальных проблем права и экспертизы?
6. Как детерминистский подход определяет исследование актуальных проблем права и экспертизы?
7. Как интерпретативный подход определяет исследование актуальных проблем права и экспертизы?

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Теоретические вопросы:
1. Понятие и признаки государства.
2. Форма государства.
3. Функции государства.
4. Понятие и виды государственных органов.
5. Понятие и виды социальных норм. Соотношение права и других социальных норм.
6. Основные теории и актуальные проблемы правопонимания.
7. Понятие и признаки права.
8. Норма права. Система права.
9. Правоотношение: понятие, признаки, структура и виды.
10. Понятие, признаки, виды и состав правонарушения.
11. Понятие, принципы и виды юридической ответственности.
12. Основные отрасли права. Их общая характеристика. Материальное и процессуальное право.
13. Предмет, метод и источники конституционного права России.
14. Понятие и виды конституций.
15. Структура и содержание Конституции РФ 1993 года.
16. Конституционные основы правового статуса личности в Российской Федерации.
17. Конституционно-правовая регламентация государственной власти.
18. Законодательные органы власти России и субъекта РФ.
19. Исполнительные органы власти России и субъекта РФ.
20. Судебные органы власти. Судебная система. Статус судей.
21. Гражданское право: понятие, предмет, метод, источники.
22. Принципы, функции и система гражданского права.
23. Гражданское правоотношение: понятие, особенности, структура.
24. Обязательства: понятие, структура, виды. Основания возникновения, исполнение.
25. Сделка: понятие, признаки, виды, форма.
26. Гражданско-правовой договор: понятие, содержание, общий порядок заключения.
27. Понятие, предмет, метод, система и источники уголовного права. Принципы, функции и задачи уголовного права.
28. Понятие, признаки, категории и виды, состав преступления.
29. Уголовная ответственность: понятие, признаки, основания, функции.
30. Уголовное наказание: понятие, признаки, цели, виды.
Практические задания на экзамене:
1. При обсуждении вопроса о том, что такое государство, между Семеновым и Сидоровым возникла дискуссия. Помнению Семенова, государство— это географическое образование, а по мнению Сидорова — это организация политической власти. Разрешите спор.
2. Студент Петров, определяя признаки государства, назвал среди прочих публичную власть, правящую партию, территорию. Студент Филонов указал, что к таковым признакам относятся налоги, население, право. Перечислите признаки государства.
3. На основе анализа Конституции РФ составьте схемы: «Признаки государственной власти», «Система разделения властей» (с характеристикой каждой ветви власти).
4. Соотнесите понятия «политическая система общества» и «политическая организация общества».
5. Древние юристы говорили: «Право есть искусство добра и справедливости». Объясните, как вы понимаете это выражение. Какие требования к правовым нормам оно содержит?
6. Во время рассмотрения темы «Источники права» студент Семенов объяснил, что нормативно-правовым актом следует считать обычай, установленный государством, и именно он обладает общеобязательной силой. По мнению студентки Ивановой, нормативный правовой акт — это решение, которое принимается судом по конкретному делу, которое также обладает общеобязательной силой. Студент Семенов был с этим не согласен. Он утверждал, что нормативный правовой акт — это официальный документ, который создан специально уполномоченными на то государственными органами и содержит общеобязательные юридические нормы. Кто из студентов прав в данном случае? Ответ аргументируйте.

Процедура проведения:
Экзамен проводится в устной форме. Студенту предлагается ответить на один теоретический вопрос и выполнить практическое задание.

Оценивание ответа на экзамене (зачете)
Отлично (зачтено) Студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса.
Хорошо (зачтено) Студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускается неточность в ответе.
Удовлетворительно (зачтено) Студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа.
Неудовлетворительно (не зачтено) Студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны, студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Васильев, А.В. Теория права и государства : учебник. [Электронный ресурс] : учеб. — Электрон. дан. : М. : ФЛИНТА, 2017 Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/91591 — Загл. с экрана.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Крашенниников П. Двенадцать апостолов права: М.: ФЛИНТА, 2016 Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/75014 — Загл. с экрана.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.isras.ru http://www.elibrary.ru http://www.mon.gov.ru
Э2 Курс в Moodle "Актуальные проблемы современного правоведения" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
 На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
 Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
 Продумайте свой ответ на зачете/экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.