МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социально-экологическая экспертиза

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки39.04.01. Социология
ПрофильСоциальная и правовая экспертиза
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_04_01_Социология_СиПЭ-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 90
индивидуальные консультации 4
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 90 90 90 90
Консультации 4 4 4 4
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.с.н., Доцент, Н.А. Стерлядева

Рецензент(ы):
к.с.н., Зав. каф., В.В. Нагайцев

Рабочая программа дисциплины
Социально-экологическая экспертиза

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 39.04.01 Социология (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 79)

составлена на основании учебного плана:
39.04.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 26.04.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2027 уч. г.

Заведующий кафедрой
Нагайцев Виктор Валентинович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 26.04.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Нагайцев Виктор Валентинович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Освоение теоретко-методологического и практического применения знаний в области экологической экспиртизы для регулирования социальных процессов в общественной среде.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3Способен прогнозировать социальные явления и процессы, выявлять социально значимые проблемы и вырабатывать пути их решения на основе использования научных теорий, концепций, подходов и социальных технологий
ОПК-3.1 Знает научные теории, концепции, подходы и социальные технологии
ОПК-3.2 Умеет выявлять социально значимые проблемы и вырабатывать пути их решения
ОПК-3.3 Владеет навыками использования научных теорий, концепций, подходов и социальных технологий в прогнозировании социальных явлений и процессов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-3.1. Знает научные теории, концепции, подходы и социальные технологии
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-3.2. Умеет выявлять социально значимые проблемы и вырабатывать пути их решения
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-3.3. Владеет навыками использования научных теорий, концепций, подходов и социальных технологий в прогнозировании социальных явлений и процессов

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Теоретико-методологические основы анализа экологических проблем Лекции 2 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Теоретико-методологические основы анализа экологических проблем Практические 2 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Теоретико-методологические основы анализа экологических проблем Сам. работа 2 30 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.4. Понятие, сущность и технология проведения социально-экологической экспертизы Лекции 2 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.5. Понятие, сущность и технология проведения социально-экологической экспертизы Практические 2 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.6. Понятие, сущность и технология проведения социально-экологической экспертизы Сам. работа 2 60 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.7. Консультации 2 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОПК-3. Способен прогнозировать социальные явления и процессы, выявлять социально значимые проблемы и вырабатывать пути их решения на основе использования научных теорий, концепций, подходов и социальных технологий
дисциплины

Тестовые задания (выбор одного или нескольких ответа)

1. На что первоначально было ориентировано использование технологий?
А) на исследование социальных институтов;
В) на деятельность в экономической сфере;
С) на деятельность в производственной сфере;
D) на деятельность в публичной сфере.
1-С

2. Согласно К. Р. Попперу, ______________вид социальной технологии разрабатывался в качестве методологии социально-реформистской деятельности для решения задач социально-экономического характера:
А) холистский;
В) утопический;
С) частичный;
D) общий.
2-А

3. М. А. Марков выделяет в процессах социальной технологизации следующие процедуры (уберите лишнее):
А) определение цели, которая должна быть реализована в результате применения данной технологии;
В) построение системы критериев для выбора возможных вариантов;
С) выбор оптимального варианта;
D) определение эффективности выбранного варианта.
3-D

4. Когда стало использоваться в науке понятие «социальная технология»?
А) в 30-х гг. XX в.;
В) в 40-х гг. XX в.;
С) в 50-х гг. XX в.;
D) в 60-х гг. XX в.
4-В

5. Кто определил социальную технологию как способ осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и синхронизацией и выбор оптимальных средств, методов их выполнения?
А) В. Н. Иванов и В. И. Патрушев;
В) В.И. Курбатов и О. В. Курбатова;
С) В. Г. Афанасьев;
D) Г. И. Иконникова.
5-А

6. В каком подходе социальные технологии понимаются как инновационный метод оценки и использования социальных объектов, как способ реализации социального проекта?
А) в инструментальном;
В) в эпистемологическом;
С) в деятельностном;
D) в утилитарном.
6-D

7. К характеристикам социальных технологий НЕ относится:
А) гомогенность;
В) научная обоснованность;
С) системность;
D) контролируемость.
7-А

8. Опережающее отражение действительности, создание прообраза объекта, на который направлена деятельность – это:
А) социальное моделирование;
В) социальное прогнозирование;
С) социальное проектирование;
D) социальная диагностика.
8-С

9. Как называется метод, используемый в социальной технологии формирования исторического знания, при котором на определённые исторические периоды, или на целые страны навешивается идеологизированный ярлык?
А) метод большой лжи;
В) метод отрицания оптом;
С) метод гиперболизации и манипуляции цифрами;
D) метод своевременной лжи.
9-В

10. Что НЕ относится к компонентам технологии «мягкой силы»:
А) лоббирование;
В) дипломатия;
С) поддержка частной инициативы;
D) цифровые технологии.
10-А

11. Что НЕ относится к механизмам повышения эффективности технологии «мягкой силы»?
А) анализ ресурсной базы государства;
В) формирование материального и нематериального контента;
С) анализ СМИ;
D) создание информационных каналов.
11-С

12. Объектом социальных технологий в сфере политики НЕ является:
А) межличностные процессы, касающиеся индивидов, групп;
В) политическое сознание масс;
С) социальные классы;
D) нации.
12-А

13. Технология решения психологических задач индивидуальной и коллективной жизни человека предполагает:
А) понимание психологических особенностей и закономерностей формирования основных психических состояний человека;
В) овладение приемами самоуправления жизненным тонусом, уровнем работоспособности, творческого потенциала;
С) знание психологических приемов и методов, которые применяются на практике;
D) все варианты верны.
13-D

14. Общественная экологическая экспертиза проводится по инициативе:
А) граждан;
В) общественных объединений;
С) органов местного самоуправления общественными объединениями;
D) все варианты верны.
14-D

15. Общественная экологическая экспертиза проводится (возможны несколько вариантов ответа):
А) до проведения государственной экологической экспертизы;
В) одновременно с государственной экологической экспертизой;
С) после государственной экологической экспертизы;
D)вместо государственной экологической экспертизы.
15-А, В

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий;
«не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» - верно выполнено 85-100% заданий;
«хорошо» - верно выполнено 70-84% заданий;
«удовлетворительно» - верно выполнено 51-69% заданий;
«неудовлетворительно» - верно 50% или менее 50% заданий


Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)

1. Технология – это
Ответ: система знаний о способах и средствах обработки и качественного преобразования объекта.

2. Американский философ К. Р. Поппер определил социальные технологии как ___________________
Ответ: способ применения теоретических выводов в практических целях.

3. Кто отмечал, что социальная технология — это своеобразный механизм соединения знаний с условиями их реализации.
Ответ: Г. И. Иконникова.

4. Кто определил социальную технологию как «метод управления социальными процессами, обеспечивающий систему их воспроизводства в определенных параметрах — качество, свойство, объемы, целостность деятельности и т. п.»
Ответ: В. Н. Иванов и В. И. Патрушев.

5. __________конкретизирует понимание социальных технологий как способа осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и синхронизацией и выбора оптимальных средств, методов их выполнения.
Ответ: Н. С. Данакин.

6. Перечислите основные особенности социальных технологий:
Ответ: определенный способ достижения общественных целей; содержание этого способа состоит в пооперационном осуществлении деятельности; операции разрабатываются предварительно, сознательно и планомерно; эта разработка проводится на основе и с использованием научных знаний; при разработке операций учитывается специфика области, в которой осуществляется деятельность; социальная технология выступает в двух формах: как проект, содержащий процедуры и операции, и как сама деятельность, построенная в соответствии с этим проектом; социальная технология — элемент человеческой культуры

7. Какой подход рассматривает социальные технологии как средство социальных преобразований, обеспечивающее реализацию научных теорий в практике?
Ответ: инструментальный.

8. Назовите характеристики социальных технологий:
Ответ: научная обоснованность, целенаправленность, системность, алгоритмичность, расчлененность на этапы и операции, последовательность, скоординированность действий, контролируемость, тиражируемость, рациональность, гарантированность результатов.

9. Могут ли внутриличностные процессы быть предметом социальных технологий?
Ответ: да.

10. Могут ли процессы, происходящие внутри группы в организации (н-р, сотрудничество, конфронтация) быть предметом социальных технологий?
Ответ: да.

11. Регистрация общественной экологической экспертизы – это
Ответ: одна из функций общественных организаций при проведении экологической экспертизы

12. Финансирование общественной экологической экспертизы осуществляется за счет:
Ответ: собственных средств общественных организаций (объединений); общественных экологических и других фондов; целевых добровольных денежных взносов граждан и организаций; средств, выделяемых в соответствии с решением соответствующих органов местного самоуправления.
Ответ: да.

13. Обязаны ли общественные организации (объединения), организующие общественную экологическую экспертизу, известить население о начале и результатах ее проведения
Ответ: да.

14. Может ли быть опубликовано заключение общественной экологической экспертизы в СМИ?
Ответ: да

15. Имеют ли право общественные организации (объединения), осуществляющие общественную экологическую экспертизу участвовать в качестве наблюдателей через своих представителей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы?
Ответ: да.

16. Назовите основные виды социальных технологий:
Ответ: социальные технологии формирования исторического знания; социальные технологии «мягкой силы»; социальные технологии управления электоральным поведением; социальные технологии в политике; технологии прогнозирования социально-экономических процессов; технологии психологической помощи.

17. В каком году был принят закон «Об экологической экспертизе»?
Ответ: в 1995 году.

18. Могут ли проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти РФ быть объектом общественной экологической экспертизы?
Ответ: да.

19. Перечислите основные компоненты технологии «мягкой силы»:
Ответ: культура, дипломатия, система государственного управления, система науки и образования, цифровые технологии, поддержка частной инициативы, спортивные достижения, защита окружающей среды.

20. Что является предметом социальных технологий?
Ответ: в политике – внутри и межличностные процессы, касающиеся индивидов, групп, всего человечества.

Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости). Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.
ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Предметно-методологическая специфика социальной экологии.
2. Проблема соотношения социальной экологии и экологии человека.
3. Место и роль социальной экологии в системе современного научного знания.
4. Теоретико-методологические основания социальной экологии.
5. Понятие биосферы, ее основные элементы.
6. Атмосфера и ее антропогенные изменения в современных условиях.
7. Вода как ресурс и объект хозяйственной деятельности. Проблема истощения водных ресурсов.
8. Земельные ресурсы в системе хозяйственной деятельности.
9. Деградация растительного покрова Земли как экологическая проблема.
10. Животный мир планеты Земля: состояние и факторы деградации.
11. Цивилизация как объект изучения социальной экологии.
12. Урбанизация как социально-экологическая проблема.
13. Актуальные проблемы экологии большого города.
14. Концепции решения экологических проблем в современной науке.
15. Пути и возможности экологизации экономики.
16. Экологизация правовых отношений в современной России.
17. Пути экологизации общественного сознания.
18. Состояние и перспективы экологического образования и воспитания.
19. Особенности экологической рекламы.
20. Функциональное взаимодействие социальных институтов при решении экологических проблем.
21. Международное сотрудничество в сфере социальной экологии.
22. Влияние факторов окружающей среды на состояние здоровья населения. Болезни цивилизации.
23. Экологическая культура: ценностные ориентации и образ жизни.
24. Законы социальной экологии по Н.Ф. Реймерсу.
25. Экологическая проблема в контексте глобальных проблем современности.
26. Особенности социально-экологических проблем в Алтайском крае и г. Барнауле.
27. Современные экологические общественные движения: направленность и эффективность.
28. Роль социологии в изучении и решении социально-экологических проблем.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА

1. На примере вашего города исследуйте имеющиеся проблемы экологического характера.
2. Охарактеризуйте технологию как структурообразующий фактор в процессе разрешения экологичских проблем.
3. Найдите примеры основных стратегий в разрешения экологических проблем.

Критери и оценивания
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 МНЭПУ Экология, охрана природы, экологическая безопасность: учеб. пособие М.: МНЭПУ, [2000]
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Сынзыныс Б.И., Тянтова Е.Н., Мелехова О.П. Экологический риск: учеб. пособие М.: Логос, 2005
Л2.2 Адиханов Ф.Х. Экологическое право: учебник Барнаул: [Алт. полигр. комб.], 2006
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС "Юрайт" biblio-online.ru
Э2 ЭБС "Университетская библиотека online" biblioclub.ru
Э3 Курс в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
 На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
 Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.