МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История правовых учений

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки39.04.01. Социология
ПрофильСоциальная и правовая экспертиза
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_04_01_Социология_СиПЭ-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.фил.н., профессор, Попов Е.А.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Нагайцев В.В.

Рабочая программа дисциплины
История правовых учений

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 39.04.01 Социология (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 79)

составлена на основании учебного плана:
39.04.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 26.04.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2022-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Нагайцев В.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 26.04.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Нагайцев В.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.сформировать системное представление о развитии мировой политической мысли как целостном процессе концептуального осмысления теоретических проблем государственно-правового характера;
совершенствовать навыки самостоятельного анализа социально-политических проблем в практике профессиональной деятельности, в гражданской жизни.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
УК-1.1 Знает методы и основные принципы критического анализа и оценки проблемных ситуаций на основе системного подхода
УК-1.2 Анализирует проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи внутри; осуществляет поиск вариантов решения поставленной проблемной ситуации; определяет стратегию достижения поставленной цели
УК-1.3 Применяет навыки критического анализа проблемных ситуаций на основе системного подхода и определяет стратегию действий для достижения поставленной цели
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.научные методы компетентного использования полученных знаний и навыков по философии социальных наук, новейшим тенденциям и направлениям современной социологической теории и истории правовых учений, методологии и методам социальных наук применительно к задачам фундаментального или прикладного исследования социальных общностей, институтов и процессов, общественного мнения
3.2.Уметь:
3.2.1.компетентно использовать полученные знания и навыки по философии социальных наук, новейшим тенденциям и направлениям современной социологической теории и истории правовых учений, методологии и методам социальных наук применительно к задачам фундаментального или прикладного исследования социальных общностей, институтов и процессов, общественного мнения
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками компетентного использования полученных знаний по философии социальных наук, новейшим тенденциям и направлениям современной социологической теории и истории правовых учений, методологии и методам социальных наук применительно к задачам фундаментального или прикладного исследования социальных общностей, институтов и процессов, общественного мнения

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Предмет и метод истории правовых учений
1.1. Предмет и метод истории правовых учений. Лекции 2 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Предмет и метод истории правовых учений. Практические 2 1 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.3. Предмет и метод истории правовых учений. Сам. работа 2 22 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Правовые учения в Античности
2.1. Правовые учения в Античности Лекции 2 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.2. Правовые учения в Античности Практические 2 1 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.3. Правовые учения в Античности Сам. работа 2 20 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Правовая мысль в эпоху Возрождения
3.1. Правовая мысль в эпоху Возрождения Лекции 2 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.2. Правовая мысль в эпоху Возрождения Практические 2 1 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.3. Правовая мысль в эпоху Возрождения Сам. работа 2 20 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Правовые учения в российском раннефеодальном государстве
4.1. Правовые учения в российском раннефеодальном государстве Практические 2 1 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.2. Правовые учения в российском раннефеодальном государстве Сам. работа 2 11 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 5. Правовые учения в российском раннефеодальном государстве
5.1. Правовые учения в российском раннефеодальном государстве Сам. работа 2 10 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 6. Правовые взгляды мыслителей Русского Зарубежья
6.1. Правовые взгляды мыслителей Русского Зарубежья Сам. работа 2 11 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
6.2. Зачет с оценкой 2 4 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Тестовые задания (выбор одного ответа)

1. История политических и правовых учений – одна из научных дисциплин … цикла.
А) гражданско-правового В) исторического
Б) экономического Г) государственно-правового
2. Объект изучения истории политических и правовых учений – …
А) политические и правовые учения в их историческом своеобразии
Б) история становления и развития политических партий
В) становление и развитие государства развитого социализма
Г) история философско-правовой мысли Древнего мира
3. Работа Б.Н. Чичерина называется …
А) «История политических учений» В) «Былое и думы»
Б) «Философия права» Г) «История политических теорий»
4. Имя автора одной из первых концепций договорного возникновения государства – …
А) Мо-цзы В) Конфуций
Б) Мэн-цзы Г) Сунь-цзы
5. Основой государственного правления, как считали легисты, является …
А) закон и наказание В) вера в божественную силу Неба
Б) правила поведения Г) этические нормы
6. Учение считающее что регулирующей и гармонизирующей силой в государстве выступают законы …
А) легизм В) даосизм
Б) конфуцианство Г) моизм
7. Последовательность в хронологическом порядке появления произведений:
А) «Сумма теологии» Аквинского-2 В) «Капитал» Маркса-4
Б) «Левиафан» Гоббса-3 Г) «Государство» Платона-1
8. Последовательность в хронологическом порядке жизнедеятельности выдающихся юристов в истории общества:
1А) Ульпиан 3В) Остин
2Б) Монтескье 4Г) Кельзен
9. Последовательность в хронологическом порядке появления политико-правовой теории в истории общества:
3А) учение о правовом государстве 2В) теория общественного договора
4Б) нормативистская теория права 1Г) легистское учение
10. Последовательность в хронологическом порядке появления политико-правового учения Древнего мира:
2А) буддизм 4В) легизм
3Б) моизм 1Г) брахманизм
11. Последовательность в хронологическом порядке появления правовых школ в истории общества:
2А) глоссаторов 4В) историческая школа права
3Б) естественного права 1Г) законников (легистов)
12. Автор высказывания: «Государство – сообщество равных людей для достижения возможно лучшей жизни» – …
А) Полибий В) Платон
Б) Аристотель Г) Сократ
13. Критерием справедливой формы правления государства, по Аристотелю, являются интересы …
А) общего блага В) аристократии
Б) демоса Г) рабов
14. Аристотеля называют основателем …
А) политической науки В) рационализма
Б) этики Г) стоицизма
15. Последовательность в хронологическом порядке жизнедеятельности философов Древней Греции:
1А) Гераклит 3В) Платон
2Б) Сократ 4Г) Аристотель
16. Рецепирование римского права в странах Западной Европы означало его …
А) отмену В) принятие
Б) совмещение Г) возврат
17. Публичное обучение юриспруденции началось в …
А) Древнем Риме В) Византии
Б) Древней Греции Г) Вавилоне
18. Теоцентризм, основа политического учения А. Блаженного, означает – …
А) в центре мироздания – Бог
Б) основа государства – закон
В) основа жизнедеятельности человека – вера в Бога
Г) в центре мира – человек

Ключ к тестам
№ ответ № ответ
1 A 9 А
2 A 10 С
3 C 11 С
4 B 12 А
5 B 13 В
6 A 14 В
7 A 15 А
8 A 16 А
17 А
18 А
Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно выполнено менее 60% заданий.

Контрольные вопросы:
1. Какие проблемные ситуации рассматривает история правовых учений?
2. Как можно проводить критический анализ источников по дисциплине?
3. Как соотносятся история правовых и история политических учений?
4. Что такое правовое учение?
5. Как история правовых учений может помочь понять современность?


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Теоретические вопросы
1. Предмет истории правовых учений.
2. Понятие и структура правового учения.
3. Учение софистов и Сократа о праве и государстве.
4. Учение Платона о государстве и законах.
5. Правовое учение Аристотеля.
6. Правовые воззрения Цицерона.
7. Учение Августина Аврелия о двух градах.
8. Учение Фомы Аквинского о законах и государстве.
9. Правовые идеи в идеологии средневековых ересей.
10. Учение Марсилия Падуанского о законах и государстве.
11. Становление политико-правовой идеологии в Древнерусском государстве.
12. Правовые взгляды митрополита Иллариона. «Слово о Законе и Благодати».
13. Правовая концепция «Повести временных лет».
14. Правовые идеи Владимира Мономаха.
15. Правовые идеи Реформации (М. Лютер, Т. Мюнцер, Ж. Кальвин).
16. Правовое учение Н. Макиавелли.
17. Социальные и политико-правовые идеи Т. Мора и Т. Кампанеллы.
18. Учение о верховной власти в теории Филофея «Москва – третий Рим».
19. Правовая программа И. Пересветова.
20. Правовые взгляды Ивана Грозного и Андрея Курбского.
21. Правовые программы иосифлян и нестяжателей.
22. Прокопович и В.Н. Татищев о государстве и праве.
23. Особенности политико-правового учения И.Т. Посошкова.
24. Проблемы государства и права в произведениях М.М. Щербатова.
25. С.Е. Десницкий об этапах развития общества и государства.
26. Революционно-демократическое учение А.Н. Радищева.
27. Теории естественного права и договорного происхождения государства Г. Гроция.
28. Обоснование демократии в учении Б. Спинозы о государстве.
29. Политико-правовая концепция Дж. Локка. Проект конституционной монархии.
30. Т. Гоббс о праве и государстве.
31. Учения о государстве Ф. Прокоповича и В. Татищева.
32. Учения Ш. Монтескье и Вольтера о законах и государстве.
33. Правовое учение Ж.Ж. Руссо.
34. Правовые взгляды французских материалистов (Дидро, Гольбах, Гельвеций).
35. Идеология просвещенного абсолютизма. Екатерина Великая.
36. Основные правовые положения буржуазного либерализма в учении С. Десницкого.
37. Идеология феодальной аристократии. М.М. Щербатов о государстве.
38. Правовые взгляды Л.И. Петражицкого.
39. Правовые взгляды идеологов Белой русской эмиграции.
40. Правовые взгляды французских социалистов (Морелли, Мелье).
Практические задания
1. Раскройте смысл трех основных правил государя изложенных в работе Н. Макиавелли «Государь»:
«Первое правило государя: старайтесь лично присутствовать в новых владениях.
Второе правило государя: Всегда принимайте меры по устранению потенциальных конкурентов.
Третье правило государя: Будьте внимательны к будущим угрозам».
Ответ:____________________________________________________

2. «Пока в государствах не будут царствовать философы, либо так называемые нынешние цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать и это не сольется воедино – государственная власть и философия - … до тех пор государствам не избавится от зол…» (Платон, «Государство»). Как обосновал Платон идею о том, что править в государстве должны философы? В чем он видел преимущества такого правления?
Ответ:____________________________________________________

3. «Чтобы не было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли сдерживать друг друга» («О духе законов») В чем Ш. Монтескье видел опасность соединения законодательной и исполнительной, законодательной и судебной власти?
Ответ:____________________________________________________

4. «Первый, кто, огородив участок земли, придумал заявить «Это моё!» и нашел людей достаточно простодушными, чтобы тому поверить был подлинным основателем гражданского общества» («Об общественном договоре») Каковы, по мнению Ж.-Ж. Руссо, были причины формирования государства?
Ответ:____________________________________________________

5. И. Кант давал следующее определение государству «Государство – это объединение множества людей, подчиненных правовым законам» Что Кант понимал под формой государства? Какие факторы формируют ту или иную модель государства?
Ответ:____________________________________________________

6. «Если руководить народом посредством законов и поддерживать порядок при помощи наказаний, народ будет стремиться уклониться (от наказаний) и не будет испытывать стыда. Если же руководить народом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуала, народ будет знать стыд, и он исправиться» («Лунь юй») Проанализируйте высказывание Конфуция. Раскройте содержание его учения о ритуалах и добродетелях. Укажите прекрасные и отвратительные качества, выделяемые Конфуцием.
Ответ:____________________________________________________

7. «Испытывая нужду во многом, многие люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь: такое совместное поселение и получает у нас название государства…» (Платон, «Государство»). Что, по мнению Платона, являлось причинами складывания государства? Какие человеческие потребности влияют на формирование государства?
Ответ:____________________________________________________

Процедура проведения:
Зачет проводится в устной форме. Студенту предлагается ответить на один теоретический вопрос

Оценивание ответа на экзамене (зачете)
Отлично (зачтено) Студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса.
Хорошо (зачтено) Студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускается неточность в ответе.
Удовлетворительно (зачтено) Студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа.
Неудовлетворительно (не зачтено) Студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны, студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Пиголкин А.С. Теория государства и права: учебник М.: Юрайт // ЭБС Юрайт, 2020 www.biblio-online.ru/book/CA3163F9-5EBF-4D28-931E-F8590A2D54F8
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Перевалов, В. Д. Теория государства и права: учебник Юрайт, 2020 www.biblio-online.ru/book/332E4369-F539-4A59-8B51-19B18559F246
Л2.2 В. И. Власов, Г. Б. Власова, С. В. Денисенко, В. К. Цечоев История политических и правовых учений: Учебник Юрайт, 2020 www.biblio-online.ru/book/54B38AEB-8CFC-4238-9BCE-7636ECFE9C46
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в moodle "История правовых учений" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010),
(бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013),
(бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader
(http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/
Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-
special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
-На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
- Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
- Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
- На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
- Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
- Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
- Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.