МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Моделирование процессов в организации на основе современных информационных технологий

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.04.02. Социальная работа
ПрофильОрганизация и управление в социальной работе
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость9 ЗЕТ
Учебный планz39_04_02_Социальная работа_ОиУ-2021
Часов по учебному плану 324
в том числе:
аудиторные занятия 18
самостоятельная работа 297
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 297 297 297 297
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 324 324 324 324

Программу составил(и):
к.с.н., доцент, Калинина Ю.А., Антонович И.В.;к.с.н., доцент, Антонович И.В.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Моделирование процессов в организации на основе современных информационных технологий

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 39.04.02 Социальная работа (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 80)

составлена на основании учебного плана:
39.04.02 Социальная работа
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 21.05.2021 г. № 08
Срок действия программы: 20212024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Максимова С.Г., д.с.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 21.05.2021 г. № 08
Заведующий кафедрой Максимова С.Г., д.с.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформировать у студентов профессиональные компетенции, направленные на освоение и применение информационных технологий в профессиональной деятельности.
Дать студентам знания об информационных технологиях и их применению в социальной сфере.
Познакомить с возможностями программных средств автоматизации деятельности в социальной сфере.
Освоить методологии описания процессов организаций в нотации IDEF.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен применять современные информационно-коммуникационные технологии и программные средства при постановке и решении задач профессиональной деятельности в сфере социальной работы
ОПК-1.1 Знает современные информационно-коммуникационные технологии и программные средства для сбора и хранения информации при постановке и решении профессиональных задач в сфере социальной работы
ОПК-1.2 Умеет применять современные информационно-коммуникационные технологии и программные средства для сбора и хранения информации при постановке и решении профессиональных задач в сфере социальной работы
ОПК-1.3 Умеет применять современные информационно-коммуникационные технологии и программные средства для обработки информации при постановке и решении профессиональных задач в сфере социальной работы
ОПК-1.4 Умеет применять современные информационно-коммуникационные технологии и программные средства для представления информации при постановке и решении профессиональных задач в сфере социальной работы
ОПК-1.5 Умеет применять современные информационные технологии и программные средства при взаимодействии с объектами и субъектами профессиональной деятельности с учетом требований информационной безопасности с в сфере социальной работы
ПК-3Способен к проведению оперативного контроля и реализации мероприятий по повышению эффективности деятельности сотрудников и подразделений, реализующих деятельность по социальной защите граждан
ПК-3.1 Знает основы контроля и реализации мероприятий по повышению эффективности деятельности сотрудников и подразделений, реализующих деятельность по социальной защите граждан
ПК-3.2 Умеет осуществлять оперативный контроль деятельности сотрудников и подразделений, реализующих деятельность по социальной защите граждан
ПК-3.3 Умеет разрабатывать мероприятия по повышению эффективности деятельности сотрудников и подразделений, реализующих деятельность по социальной защите граждан
ПК-3.4 Умеет организовать оценку и контроль качества оказания социальных услуг на основе достижения современной квалиметрии и стандартизации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает современные информационно-коммуникационные технологии и программные средства для сбора и хранения информации при постановке и решении профессиональных задач в сфере социальной работы
Знает основы контроля и реализации мероприятий по повышению эффективности деятельности сотрудников и подразделений, реализующих деятельность по социальной защите граждан
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет применять современные информационно-коммуникационные технологии и программные средства для сбора и хранения информации при постановке и решении профессиональных задач в сфере социальной работы
Умеет применять современные информационно-коммуникационные технологии и программные средства для обработки информации при постановке и решении профессиональных задач в сфере социальной работы
Умеет осуществлять оперативный контроль деятельности сотрудников и подразделений, реализующих деятельность по социальной защите граждан
Умеет разрабатывать мероприятия по повышению эффективности деятельности сотрудников и подразделений, реализующих деятельность по социальной защите граждан
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Умеет применять современные информационно-коммуникационные технологии и программные средства для представления информации при постановке и решении профессиональных задач в сфере социальной работы
Умеет применять современные информационные технологии и программные средства при взаимодействии с объектами и субъектами профессиональной деятельности с учетом требований информационной безопасности с в сфере социальной работы
Умеет организовать оценку и контроль качества оказания социальных услуг на основе достижения современной квалиметрии и стандартизации

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Информационные технологии в профессиональной деятельности по социальной работе
1.1. Информационные технологии при формировании социальной политики, в управлении социальной сферой, в социальной работе Практические 3 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ПК-3.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Практика применения информационных технологий в социальной работе Практические 3 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ПК-3.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Информационные технологии взаимодействия клиента и организаций системы социальной защиты населения Практические 3 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ПК-3.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.4. Роль и место информационных технологий в современном мире Сам. работа 3 37 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ПК-3.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.5. Информационные технологии при формировании социальной политики, в управлении социальной сферой, в социальной работе Сам. работа 3 36 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ПК-3.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.6. Глобальная сеть Интернет и социальная работа Практические 3 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ПК-3.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.7. Практика применения информационных технологий в социальной работе Практические 3 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ПК-3.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.8. Информационные технологии взаимодействия клиента и организаций системы социальной защиты населения Сам. работа 3 38 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ПК-3.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Раздел 2. Практическое использование информационных технологий в социальной защите
2.1. Методологии описания процессов Практические 3 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Программные средства автоматизации управленческой деятельности в социальной сфере Практические 3 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Моделирование процессов в нотациях IDEF Практические 3 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.4. Глобальная сеть Интернет и социальная работа Сам. работа 3 38 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.5. Процессный подход и современные системы управления организацией Сам. работа 3 38 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.6. Программные средства автоматизации управленческой деятельности в социальной сфере Сам. работа 3 38 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.7. Методологии описания процессов Сам. работа 3 36 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.8. Моделирование процессов в нотациях IDEF Сам. работа 3 36 Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2482
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-1: Способен применять современные информационно-коммуникационные технологии и программные средства при постановке и решении задач профессиональной деятельности в сфере социальной работы
ПК-3: Способен к проведению оперативного контроля и реализации мероприятий по повышению эффективности деятельности сотрудников и подразделений, реализующих деятельность по социальной защите граждан
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1) Краткое название Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.
a. социальный регистр населения
b. обязательный регистр населения
c. регистр помощи
Ответ a


2) Органом, осуществляющим ведение федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, включая программное обеспечение и технологию проведения сверки информации, полученной от органов исполнитель- ной власти субъектов РФ, является
a. Пенсионный фонд России
b. Министерство образования
c. Министерство здравоохранения
Ответ a



3) Порядок ведения федерального регистра утвержден Министерством здравоохранения и социального развития еще в
a. 2004 г.
b. 2014 г.
c. 2020 г.
Ответ a


4) Отделения Пенсионного фонда РФ после окончания работ по сверке информации осуществляют формирование регистра на уровне субъекта Российской Федерации и направляют данные регионального сегмента регистра в
a. Пенсионный фонд РФ
b. Министерство образования
c. Министерство здравоохранения
Ответ a


5) Информационное взаимодействие Пенсионного фонда РФ с Фондом социального страхования РФ и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ в части обмена информацией о гражданах, имеющих право на получение социальных услуг, осуществляется в соответствии с заключенными между ними
a. Соглашениями
b. Договорами
c. Обязательствами
Ответ a


6) Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, ----------------официально включен в число учетных систем федеральных органов государственной власти в России1 (Приказ Минздравсоцразвития РФ от 20.12.2004 No 317 “Об утверждении Порядка ведения специального сегмента Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи”).
a. с 2006 г.
b. с 2016 г.
c. с 2020 г.
Ответ a


7) Дата утверждения Федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки.
a. с 2006 г.
b. с 2016 г.
c. с 2020 г
Ответ a


8) Регистр содержит в себе следующую информацию о лице, имеющем право на дополнительные меры государственной поддержки: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования; 2) фамилию, имя, отчество, а также фамилию, которая была у лица при рождении; --------; 4) пол; 5) адрес места жительства; 6) серию и номер паспорта или данные иного документа, удостоверяющего личность, дату выдачи указанных документов, на основании которых в Регистр включены соответствующие сведения, наименование выдавшего их органа; 7) дату включения в Регистр; 8) сведения о детях (фамилию, имя, отчество, пол, дату и место рождения, реквизиты свидетельств о рождении, очередность рождения (усыновления), гражданство); 9) сведения о материнском (семейном) капитале (его разме- ре, выбранном направлении /направлениях) распоряжения им и о его использовании); 10) сведения о прекращении права на дополнительные меры государственной поддержки. Что должно быть под пунктом 3)?
a. дата рождения
b. место рождения
c. гражданство
Ответ a


9) Информация о гражданах, содержащаяся в Регистре лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, относится в соответствии с законодательством РФ к -(физических лиц).
a. персональным данным граждан
b. личным данным
c. общедоступным данным
Ответ a


10) Включение в региональный сегмент Регистра информации о лице, имеющем право на дополнительные меры государственной поддержки, осуществляется одновременно с принятием решения территориального органа Пенсионного фонда РФ о выдаче государственного сертификата на
a. материнский (семейный) капитал
b. на детское пособие
c. на пенсию
Ответ a


11) Информация о лицах, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, передается территориальными органами Пенсионного фонда РФ в соответствующее отделение Пенсионного фонда РФ в течение
a. 5 дней
b. 10 дней
c. 3 дней
Ответ a


12) Многофункциональная именная пластиковая карта, которая выдается либо будет выдаваться жителю региона, являющемуся получателем социальной помощи - это
a. Социальная карта
b. Медицинская карта
c. Акушерская карта
Ответ a


13) Что позволяет использовать социальную карту как транспортную (на городском транспорте, в поездах пригородного сообщения Российской железной дороги), как банковскую карту, при расчетах за услуги ЖКХ, за лекарства и медицинские услуги с учетом прав на социальную помощь, а также как идентификационную карту — для подтверждения прав держателя карты на получение социальной помощи?
a. Технология смарт-карт
b. Сим – карта телефона
c. Биометрические данные
Ответ a


14) Идентификационные данные карты — номер и серия карты; код муниципального образования, которым выдана карта; персональные данные держателя карты — социальный идентификационный номер, фамилия, имя, отчество, пол и дата рождения -это
a. Идентификационные приложения
b. Социальные приложения
c. Транспортные приложения
Ответ a


15) Данные социальной идентификации — номера документов держателя карты, идентификаторы персональных записей в базах данных участников региональной системы социальных карт; относящиеся к держателю карты коды категорий граждан, имеющих право на получение социальной помощи, и сроки действия предоставляемых видов социальной помощи; информация о выбранной форме (натуральная/денежная) получения набора социальных услуг, входящих в состав социального пакета; приложения, связанные с обеспечением необходимыми лекарственными средствами - это
a. Социальные приложения
b. Транспортные приложения
c. Идентификационные приложения
Ответ a



16) Проезд в общественном наземном транспорте, на железнодорожном транспорте пригородного сообщения, в метрополитене осуществляется с помощью…
a. Транспортные приложения
b. Идентификационные приложения
c. Социальные приложения
Ответ a

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Органом, осуществляющим ведение федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, включая программное обеспечение и технологию проведения сверки информации, полученной от органов исполнитель- ной власти субъектов РФ, является ---------------фонд России и его территориальные органы.
Пенсионный

2. Так, сведения (базы данных) для формирования и ведения регистра в отделения Пенсионного фонда РФ передают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При обмене информацией должна обеспечиваться ее------------------------
Конфиденциальность

3. В случае установления (прекращения) ежемесячной денежной выплаты, приобретения (утраты) гражданином права на получение социальных услуг либо изменения сведений о гражданах, содержащихся в регистре, в течение 5 дней территориальные органы направляют соответствующую информацию в отделения --------------------РФ.
Пенсионного фонда

4. Информационное взаимодействие Пенсионного фонда РФ с Фондом социального страхования РФ и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ в части обмена информацией о гражданах, имеющих право на получение социальных услуг, осуществляется в соответствии с заключенными между ними --------------------
соглашениями.

5. Информация о гражданах, содержащаяся в Регистре лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, относится в соответствии с законодательством РФ к ----------------данным граждан (физических лиц). Пенсионным фондом РФ обеспечивается конфиденциальность и безопасность этой информации.
Персональным

6. Включение в региональный сегмент Регистра информации о лице, имеющем право на дополнительные меры государственной поддержки, осуществляется одновременно с принятием решения территориального органа Пенсионного фонда РФ о выдаче государственного сертификата на -------------------(семейный) капитал.
Материнский

7. Территориальные органы Пенсионного фонда РФ осуществляют учет прав граждан на дополнительные меры государственной поддержки со дня вынесения решения о выдаче государственного ------------------
сертификата.

8. С 2002 г. на территории города Москвы впервые в России началось апробирование на тот момент революционной информационной технологии для социальной сферы — персональных электронных социальных карт. Проектная разработка нововведения была осуществлена в рамках программ “Электронная Россия (2002–2010 годы)” и “Электронная Москва (2009–2011 годы)”, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 05.08.2008 No 709-ПП. По сути эта технология позволила осуществлять автоматизированное предоставление и учет услуг получателям социальных льгот на основе ----------- данных (Единого реестра) социальных льготников.
Банка

9. Социальная карта является материальным носителем персональных данных держателя карты, информации о видах социальной помощи, на которые имеет право держатель карты, и поддерживает с помощью интегрированных картой технических средств и информационных элементов различные приложения, связанные с предоставлением и учетом -------------помощи.
Социальной

10. Технология смарт-карт позволяет использовать социальную карту как транспортную (на городском транспорте, в поездах пригородного сообщения Российской железной дороги), как банковскую карту, при расчетах за услуги ЖКХ, за лекарства и медицинские услуги с учетом прав на социальную помощь, а также как ------------------карту — для подтверждения прав держателя карты на получение социальной помощи.
Идентификационную

11. Социальные карты могут также применяться наравне с -------обязательного медицинского страхования в поликлиниках, оборудованных специальными устройствами.
Полисами

12. Еще одним перспективным направлением внедрения информационной технологии на основе социальной карты является жилищно-коммунальная сфера, а именно система предоставления --------------на оплату жилищных и коммунальных услуг.
Субсидий

13. ---------------------------- (УЭК) — это материальный носитель, содержащий зафиксированную на нем в визуальной (графической) и электронной (машиносчитываемой) формах информацию о пользователе картой и обеспечивающий доступ к информации о пользователе картой, используемой для удостоверения прав пользователя картой на получение государственных и муниципальных услуг, а также иных услуг, в том числе для совершения в случаях, предусмотренных законодательством РФ, юридически значимых действий в электронной форме.
Универсальная электронная карта

14. Государственный банк данных о детях,-------------------------— это совокупность информационных ресурсов, сформированных на уровне субъектов РФ (региональный банк данных о детях) и на федеральном уровне (федеральный банк данных о детях), а также информационные технологии, реализующие процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и предоставления гражданам, желающим принять детей на воспитание в свои семьи, документированной информации о детях, оставшихся без попечения родителей и подлежащих устройству на воспитание в семьи в соответствии с законодательством РФ.
оставшихся без попечения родителей

15. Для формирования федерального банка данных о детях региональные операторы обязаны предоставлять федеральному оператору сведения о детях, оставшихся без попечения родителей, если в срок, установленный ст. 122 Семейного кодекса РФ (в течение 1 месяца со дня поступления сведений о ребенке), им не удалось организовать устройство таких детей на -------------в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на ее территории.
Воспитание

16. Документированная информация о детях, оставшихся без попечения родителей, так называемая -------------------- ребенка, включает ряд сведений о них. К анкете ребенка прилагается фотография ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Анкета

17. Федеральный закон “О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей” определяет порядок доступа к конфиденциальной информации о детях, оставшихся без попечения родителей, и гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, а также порядок предоставления гражданам конфиденциальной информации о детях, оставшихся----------------------------
без попечения родителей

18. . Информационный ресурс – это информация в любом виде, которую можно многократно использовать для решения проблем------------. Например, это может быть файл, документ, веб-сайт, база данных, база знаний.
Пользователей

19. Явные знания зафиксированы в виде, пригодном для распространения. Они хранятся на реальных физических носителях - в книгах, документах, схемах, аудио- и------------------, электронных фай¬лах и т. д.
Видеозаписях

20. Для структурирования разнообразных компонент корпоративной памяти, обеспечения быстрого доступа к ним используются--------------, т. е. данные о данных. К ним относятся структура баз данных и баз знаний, каталоги, структура архивов. По сути, это «карта» расположения разнообразных знаний в хранилище.
Метаданные

21. Исследованием процессов создания, распространения, обработки и использования информации внутри предприятия занимается специальная научная дисциплина - Knowledge Management (КМ), или управление знаниями. В литературе по данной тематике встречаются различные, хотя во многом и похожие, описания жизненного цикла знаний. Можно выделить -------------укрупненных стадии. Метаданные
Три
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.




5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.
тенденции освоения и внедрения человеком ИТ.
ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1.Виды информационных технологий.
2.Правовое регулирование информатизации (на примере Алтайского края).
3.Положительные и отрицательные тенденции использования интернета в профессиональной деятельности.
4. Портал «Электронное Правительство РФ», возможности использования в практике социальной работы.
5.Официальный сайт МФЦ: государственные и муниципальные услуги в области социальной защиты.
6.Региональные базы данных мер социальной поддержки.
7. Реестры поставщиков и регистры получателей социальных услуг.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
Работа с Web-ресурсами в области социальной работы:
Задания:
1. На сайте министерства труда и социальной защиты РФ (http://www.rosmintrud.ru/) в разделе «социальная защита» найдите Web-адреса реестров поставщиков и регистров получателей социальных услуг в Алтайском крае, республике Алтай, Камчатском крае, г. Байконуре и др.
2. На официальном сайте для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях (www.bus.gov.ru) найти сведения о независимой оценке качества социальных услуг.
3. На официальном сайте Главного управления Алтайского края по труду и социальной защите (www.aksp.ru) найти и проанализировать бланк опроса об удовлетворенности качеством оказания социальных услуг в организациях социального обслуживания; найти и проанализировать рейтинг качества работы государственных учреждений социального обслуживания населения Алтайского каря за прошедший год; найти список используемых информационных систем.
4. Используя нормативно-правовые базы Гарант (www.garant.ru) и Консультант (www.consultant.ru) найти Федеральный закон №442, подробно познакомиться с положениями статей 13,24.
5. На портале «Работа в России» (trudvsem.ru) найти информацию о возможности портала, познакомиться со структурой резюме.

Глобальная сеть Интернет и социальная работа
Задания:
1. На сайте Информационной системы «Социальное обслуживание населения» (is-son.ru) реестра поставщиков и регистра получателей социальных услуг, проанализируйте ситуации с реестрами и регистрами в Алтайском крае; познакомьтесь и проанализируйте карту социальной реабилитации.
2. На сайте компании Инсофт (www.insoft.ru) найдите информацию об автоматизированных информационных системах «Социальная защита», «Несовершеннолетние».
3. Найдите в Интернете сведения о других информационных системах в социальной сфере, подготовьте доклад.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Каменнова М. С., Крохин В. В., Машков И. В. Моделирование бизнес-процессов: Учебник и практикум для вузов Москва : Юрайт, 2021 https: //urait.ru/bcode/469152 (дата обращения: 25.03.2021).
Л1.2 Долганова О. И., Виноградова Е. В., Лобанова А. М Моделирование бизнес-процессов: Учебник и практикум для вузов Москва : Юрайт, 2020 https: //urait.ru/bcode/450550 (дата обращения: 25.03.2021).
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Гасумова, С. Е. Информационные технологии в социальной сфере: учебник и практикум для среднего профессионального образования Москва : Издательство Юрайт, 2021 URL: https://www.urait.ru/bcode/476487
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронное Правительство (Портал государственных услуг РФ) www.gosuslugi.ru
Э2 Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты РФ www.rosmintrud.ru
Э3 Официальный сайт Министерства труда и социальной защиы населения Алтайского края www.aksp.ru
Э4 Сайт Многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг Алтайского края mfc22.ru
Э5 Автоматизированная информационная система "Социальная защита населения Алтайского края" // learn-socrab.mc.asu.ru - доступно в классах открытого доступа Алтайского государственного университета
Э6 Курс в Moodle «Моделирование процессов в организации на основе современных информационных технологий» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
511Д лаборатория математического обеспечения социально-психологических исследований - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютеры: 10 единиц; мониторы: 10 единиц.
415Д специализированный компьютерный класс кафедры связей с общественностью и рекламы - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; системный блок: IntelCore 2 DuoE7400 -17 шт.; сервер: системный блок: AquariusIntelPentiumD; монитор: Acer V173 B -16 шт.; монитор: Acer V193W 1 шт.; телевизор Samsung

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо иметь план семинарского занятия
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.