Закреплена за кафедрой | Кафедра социальной и молодежной политики |
---|---|
Направление подготовки | 39.04.02. Социальная работа |
Профиль | Организация и управление в социальной работе |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 6 ЗЕТ |
Учебный план | z39_04_02_Социальная работа_ОиУ-2022 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 2 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Практические | 10 | 10 | 10 | 10 |
Сам. работа | 189 | 189 | 189 | 189 |
Часы на контроль | 9 | 9 | 9 | 9 |
Итого | 216 | 216 | 216 | 216 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики
Протокол от 25.06.2019 г. № 10/д
Заведующий кафедрой д.с.н., проФ. Максимова С.Г.
1.1. | Овладение магистрантами основными теоретико-методологическими подходами к исследованию проблемного поля социальной работы. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03 |
ОПК-2 | Способен объяснять и прогнозировать социальные явления и процессы, выявлять социально значимые проблемы и вырабатывать пути их решения на основе анализа и оценки профессиональной информации, научных теорий и концепций |
ОПК-2.1 | Анализирует и обобщает профессиональную информацию о социальных явлениях и процессах на теоретико-методологическом уровне |
ОПК-2.2 | Описывает социально- значимые проблемы, объясняет причины их возникновения и прогнозирует пути их решения на основе комплексной профессиональной информации |
ПК-2 | Способен к планированию и организации деятельности сотрудников и подразделений организаций, реализующих деятельность по социальной защите граждан |
ПК-2.1 | Знает основы планирования организации деятельности сотрудников и подразделений организаций, реализующих деятельность по социальной защите граждан |
ПК-2.2 | Умеет осуществлять планирование деятельности сотрудников и подразделений, реализующих деятельность по социальной защите граждан |
ПК-2.3 | Умеет осуществлять координацию и организацию деятельности сотрудников и подразделений, реализующих деятельность по социальной защите граждан |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Анализирует и обобщает профессиональную информацию о социальных явлениях и процессах на теоретико-методологическом уровне Знает основы планирования организации деятельности сотрудников и подразделений организаций, реализующих деятельность по социальной защите граждан |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Описывает социально- значимые проблемы, объясняет причины их возникновения и прогнозирует пути их решения на основе комплексной профессиональной информации Умеет осуществлять планирование деятельности сотрудников и подразделений, реализующих деятельность по социальной защите граждан |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Умеет осуществлять координацию и организацию деятельности сотрудников и подразделений, реализующих деятельность по социальной защите граждан |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Природа социальной работы | ||||||
1.1. | Конструирование теории социальной работы | Лекции | 2 | 2 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
1.2. | Основные подходы к анализу социальной работы | Практические | 2 | 2 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
1.3. | Основные подходы к анализу социальной работы | Сам. работа | 2 | 63 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
Раздел 2. Социальная работа как научная теория: психосоциальные теории и модели | ||||||
2.1. | Социальная работа как научная теория: психосоциальные теории и модели | Лекции | 2 | 2 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.2. | Социальная работа как научная теория: психосоциальные теории и модели | Практические | 2 | 4 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.3. | Социальная работа как научная теория: психосоциальные теории и модели | Сам. работа | 2 | 63 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
Раздел 3. Социальная работа как научная теория: структурные и комплексно ориентированные теории и модели | ||||||
3.1. | Социальная работа как научная теория: структурные и комплексно ориентированные теории и модели | Лекции | 2 | 4 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
3.2. | Социальная работа как научная теория: структурные и комплексно ориентированные теории и модели | Практические | 2 | 4 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
3.3. | ССоциальная работа как научная теория: структурные и комплексно ориентированные теории и модели | Сам. работа | 2 | 63 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=609 ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-2: Способен объяснять и прогнозировать социальные явления и процессы, выявлять социально значимые проблемы и вырабатывать пути их решения на основе анализа и оценки профессиональной информации, научных теорий и концепций ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1. Совокупность понятий, категорий и терминов, которые позволяют в обобщенной форме отразить явления, изучаемые теорией социальной работы, это _______ теории социальной работы: a. принципы b. методы c. понятийно-категориальный аппарат Ответ: с 2. Принцип социальной работы, отражающий исключение всех форм дискриминации при оказании социальной помощи по любым признакам идеологического, политического, религиозного, национального, возрастного и др. характера, это принцип: a. конфиденциальности b. коммуникативности c. универсализма Ответ: с 3. Принцип социальной работы, основанный на том, что в процессе оказания социальных услуг клиенту не могут ущемляться права клиента, это принцип: a. охраны социальных прав клиента b. опоры на силы клиента c. универсализма Ответ: a 4. Деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам – это: a. социальная помощь b. социальное обслуживание c. социальное страхование Ответ: b 5. Предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров, - это: a. социальная помощь b. социальное обслуживание c. cоциальная защита Ответ: a 6. Метод сбора первичной информации, применяемый в исследованиях по социальной работе: a. анкетирование b. анализ c. сравнение Ответ: a 7. Метод активной групповой работы, направленный на совершенствование и развитие установок, навыков, знаний, поведения клиентов: a. наблюдение b. тренинг c. интервью Ответ: b 8. Метод сбора информации в социальной работе, реализуемый в форме беседы, где специалист задаёт вопросы своим собеседникам и получает ответы: a. интервью b. наблюдение c. эксперимент Ответ: a 9. Функция социальной работы, заключающаяся в выявлении возможных состояний социального объекта в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе, – это функция: a. внедрения b. прогноза c. информирования Ответ: b 10. Форма социального обслуживания, при которой социальные услуги предоставляются их получателям организацией социального обслуживания в определенное время суток: a. стационарная b. полустационарная c. на дому Ответ: b 11. Обеспечение питанием получателей услуг относится к _______ услугам: a. социально-бытовым b. социально-правовым c. социально-педагогическим Ответ: a 12. Оказание помощи в оформлении и восстановлении документов получателей социальных услуг относится к _______ услугам: a. социально-бытовым b. социально-правовым c. социально-педагогическим Ответ: b 13. Направление в социальной работе, которое уделяет особое внимание психологическим аспектам трудной жизненной ситуации клиента, - это __________ социальная работа: a. структурная b. системная c. психосоциальная Ответ: с 14. Какая теория социальной работы относится к психолого-ориентированным: a. психодинамическая b. радикальная c. системная Ответ: a 15. Какая теория социальной работы относится к социолого-ориентированным: a. психодинамическая b. радикальная c. гуманистическая Ответ: b КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. Социальная работа в России приобрела профессиональный статус в _______ году. Ответ: в 1991 г. 2. Принцип социальной работы, основанный на признании человека высшей ценностью, защите его достоинства и гражданских прав, создании условий для свободного и всестороннего проявления способностей личности – это принцип _______ (вставьте существительное). Ответ: гуманизма. 3. Принцип социальной работы, отражающий установление доверительных отношений с клиентом, общение с клиентом на понятном для него языке, - это принцип _____________ (вставьте существительное). Ответ: коммуникативности. 4. Принцип социальной работы, не допускающий разглашение информации персонального характера о получателях социальных услуг лицами, которым эта информация стала известна в связи с исполнением профессиональных и иных обязанностей, - это принцип _____________ (вставьте существительное). Ответ: конфиденциальности. 5. Метод исследования, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов, называется (вставьте существительное): Ответ: анкетирование. 6. Метод теоретического исследования, характеризующийся выделением и изучением отдельных частей объекта исследования, называется (вставьте существительное): Ответ: анализ. 7. Функция социальной работы, заключающаяся в применении рекомендаций, сформулированных в результате исследования, в практику социальной работы, называется (вставьте существительное): Ответ: внедрение. 8. Функция социальной работы - «распространение информации о выявленных проблемах, способах их профилактики, положительном опыте решения проблем» называется (вставьте существительное): Ответ: информирование. 9. Гражданин, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляются социальные услуги, - это _______ социальных услуг (вставьте существительное). Ответ: получатель или клиент. 10. Действие в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности - это _______ услуга (вставьте прилагательное). Ответ: социальная. 11. Вид социальных услуг, направленных на оказание помощи в получении юридических услуг, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг, называется ________ услуги (вставьте сложное прилагательное): Ответ: социально-правовые. 12. К какому виду социальных услуг относится оказание организация досуга в организации социального обслуживания? Ответ: социально-педагогические услуги. 13. К какому виду социальных услуг относится оказание неотложной помощи, в т.ч. обеспечение бесплатным горячим питанием или наборами продуктов, одеждой, обувью и пр.? Ответ: срочные социальные услуги. 14. Форма социального обслуживания, при которой социальные услуги предоставляются их получателям при постоянном, временном или пятидневном (в неделю) круглосуточном проживании в организации социального обслуживания: Ответ: стационарная. 15. Социальная работа с отдельными людьми, семьями является ____ уровнем социальной работы. Ответ: микро. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. ПК-2: Способен к планированию и организации деятельности сотрудников и подразделений организаций, реализующих деятельность по социальной защите граждан ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1. Теория, ставшая основной для социальной работы с нач. 1920 гг. до 1960-х гг.: a. радикальная b. психодинамическая c. системная Ответ: b 2. Теория называется психодинамической, потому что в ее основе лежат идеи о том, что: a. поведение определяется стимулами, действующими извне, в основе лежит формула "стимул - реакция" b. поведение зависит от различных психических процессов c. поведение определяется большим набором социальных влияний на человека Ответ: b 3. Подавляемые глубоко скрытые мысли, существующие независимо от того, осознает их человек или нет, заставляющие человека действовать, - это: a. регресс b. фиксация c. бессознательное Ответ: с 4. Возвращение под воздействием стресса к поведению, характерному для более ранних стадий развития, - это: a. регресс b. фиксация c. бессознательное Ответ: а 5. Лишение, ограничение контактов ребенка с матерью - это: a. материнская сублимация b. материнская депривация c. привязанность Ответ: b 6. Процесс выражения подавленных эмоций и их понимания - это: a. инсайт b. эго c. суперэго Ответ: а 7. Ученый, развивший теорию возрастных кризисов о том, что каждый новый этап жизни связан с новыми социальными ролями и новой ответственностью для человека, - это: a. Э. Эриксон b. М. Ричмонд c. Дж. Боулби Ответ: а 8. Социальный работник и клиент вместе принимают решение о том, что представляет проблему и что может быть изменено в рамках психодинамической модели. Это стадия называется: a. сбор информации b. постановка диагноза c. прогноз Ответ: b 9. Диагноз как основа работы наполняется новым содержанием в рамках психодинамической модели, а именно это: a. установка к действию b. рабочая гипотеза, которая может изменяться в процессе работы в соответствии с новыми обстоятельствами и фактами Ответ: b 10. Техника, основной целью которой является обеспечение желаемого поведения клиента силой мнения специалиста в рамках психодинамической модели, - это: a. прямое влияние b. рефлексия «личность-ситуация» c. поддержка, придание сил Ответ: а 11. Гражданские инициативы, социальные реформы, администрирование социальной политики – это _________ уровень социальной работы: a. микро b. мезо c. макро Ответ: с 12. Радикальный подход в социальной работе основан на теории: a. психоанализа b. марксизма c. гуманизма Ответ: b 13. Изучение последствий материнской депривации развивается на основе теории: a. радикальной b. системной c. психодинамической Ответ: с 14. К теориям, возникшим в конце 20 века, относится: a. радикальная b. психодинамическая c. гуманистическая Ответ: а 15. Методы теории социальной работы, в которых совокупность полученных данных преимущественно подвергаются описательному анализу, -- это: a. количественные b. эмпирические c. качественные Ответ: с КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. Верно ли, что всегда модели и методы социальной работы могут быть перенесены из одной культуры в другую? Ответ: нет. 2. Стадии вмешательства в психодинамической индивидуальной социальной работе остались теми же, что и в ________ социальной работе, разработанной Мэри Ричмонд в начале 20 века: сбор информации, постановка диагноза, прогноз, лечение (вставьте прилагательное). Ответ: индивидуальной 3. Представление интересов клиента в различных организациях с целью систематического влияния на принятие решений в несправедливой и неотзывчивой системе – это __________ адвокатура (вставьте прилагательное). Ответ: социальная. 4. Работа с окружением в психодинамической социальной работе осуществляется в _______ степени, чем с самим индивидом? Ответ: меньшей 5. Структура личности, которая развивает общие моральные принципы, направляющие Я, в психоанализе З. Фрейда – это ________. Ответ: суперэго или суперЯ. 6. Стиль взаимоотношений специалиста и ________, выработанный в психодинамической социальной работе, – директивный и контролирующий (вставьте существительное). Ответ: клиента. 7. Повышенное внимание в психодинамической социальной работе уделялось психологическим и эмоциональным факторам в ущерб ___________ причинам проблем клиента? Ответ: социальным 8. В психодинамической социальной работе было отдано предпочтение тем клиентам, которые могли ________ свои проблемы, были готовы их обсуждать и исследовать, в противовес тем, кто был ограничен в силу разных причин в дискуссиях по поводу своей ситуации (вставьте глагол). Ответ: рассказывать или озвучить. 9. В психодинамической теории произошло интегрирование семейной терапии в социальную _________ (вставьте существительное). Ответ: работу 10. Современная психодинамическая социальная работа в большей степени ориентирована на работу с _____________ человеком, чем с его прошлым (вставьте существительное)? Ответ: настоящим 11. С точки зрения радикальной социальной работы социальные проблемы клиента являются следствием несовершенного устройства общества, следовательно, для их решения необходимы ________ изменения (вставьте прилагательное). Ответ: социальные или политические или экономические или общественные. 12. Представители радикаль¬ной теории критикуют психодинамическую социальную работу за принужде¬ние клиентов к адаптации к существующему социальному порядку, за отсутствие критического анализа и борьбы против нежелательных проявлений современного __________ (вставьте существительное). Ответ: общества или мира или порядка. 13. Эмпаурмент или наделение полномочиями – это укрепление способностей индивидов, семей, социальных групп к самостоятельному функционированию в обществе, наделение их правом и возможностью взять __________ над обстоятельствами своей жизни, достичь намеченных целей (вставьте существительное). Ответ: контроль или власть. 14. Деятельность, помогающая людям понять и критически осмыслить взаимосвязь социальных систем и дискриминации, а также предпринять активные __________ в отношении последствий и проявлений этой связи, - это развитие сознания (вставьте существительное). Ответ: действия 15. Деятельность социальных работников по повышению активности и роли клиентов в планировании, организации, реализации и оценке социального обслуживания - одна из _________ задач радикальной социальной работы (вставьте прилагательное). Ответ: главных или приоритетных. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета по всему изученному курсу. Вопросы и задания размещены в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Е. И. Холостова | Социальная политика и социальная работа: учеб. пособие | М.: Дашков и К, 2008 | |
Л1.2 | Фирсов М. В. | ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 4-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров: Гриф МО | М.:Издательство Юрайт, 2019 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Роик В. Д. | СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: КАЧЕСТВО ЖИЗНИ ПОЖИЛОГО НАСЕЛЕНИЯ И СТРАХОВЫЕ ИНСТИТУТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Курс в Moodle «Современные теории социальной работы» | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
303Д | читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинарском занятии, выполнить все практические задания, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения. 2. Лекция. На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. Обязательно записывайте ключевые моменты (определение, факты, правила и т.д.). Если по содержанию материала возникают вопросы, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии. Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового материала. 3. Семинарское занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. Для подготовки к семинару необходимо иметь план семинарского занятия. Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии). На семинарское занятие выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию. Важно помнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества. В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. Полезна работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте рассмотренный материал, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного. Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения. Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару. При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы. 4. Самостоятельная работа. При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях. Выполнение заданий для самостоятельной работы необходимо для успешного освоения курса. |