МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Современные теории социальной работы

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.04.02. Социальная работа
ПрофильОрганизация и управление в социальной работе
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz39_04_02_Социальная работа_ОиУ-2022
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 18
самостоятельная работа 189
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 189 189 189 189
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.с.н., Доцент, Сиротина Т.В.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Современные теории социальной работы

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 39.04.02 Социальная работа (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 80)

составлена на основании учебного плана:
39.04.02 Социальная работа
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 25.06.2019 г. № 10/д
Срок действия программы: 2017-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н., проФ. Максимова С.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 25.06.2019 г. № 10/д
Заведующий кафедрой д.с.н., проФ. Максимова С.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Овладение магистрантами основными теоретико-методологическими подходами к исследованию проблемного поля социальной работы.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2Способен объяснять и прогнозировать социальные явления и процессы, выявлять социально значимые проблемы и вырабатывать пути их решения на основе анализа и оценки профессиональной информации, научных теорий и концепций
ОПК-2.1 Анализирует и обобщает профессиональную информацию о социальных явлениях и процессах на теоретико-методологическом уровне
ОПК-2.2 Описывает социально- значимые проблемы, объясняет причины их возникновения и прогнозирует пути их решения на основе комплексной профессиональной информации
ПК-2Способен к планированию и организации деятельности сотрудников и подразделений организаций, реализующих деятельность по социальной защите граждан
ПК-2.1 Знает основы планирования организации деятельности сотрудников и подразделений организаций, реализующих деятельность по социальной защите граждан
ПК-2.2 Умеет осуществлять планирование деятельности сотрудников и подразделений, реализующих деятельность по социальной защите граждан
ПК-2.3 Умеет осуществлять координацию и организацию деятельности сотрудников и подразделений, реализующих деятельность по социальной защите граждан
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Анализирует и обобщает профессиональную информацию о социальных явлениях и процессах на теоретико-методологическом уровне
Знает основы планирования организации деятельности сотрудников и подразделений организаций, реализующих деятельность по социальной защите граждан
3.2.Уметь:
3.2.1.Описывает социально- значимые проблемы, объясняет причины их возникновения и прогнозирует пути их решения на основе комплексной профессиональной информации
Умеет осуществлять планирование деятельности сотрудников и подразделений, реализующих деятельность по социальной защите граждан
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Умеет осуществлять координацию и организацию деятельности сотрудников и подразделений, реализующих деятельность по социальной защите граждан

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Природа социальной работы
1.1. Конструирование теории социальной работы Лекции 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.2. Основные подходы к анализу социальной работы Практические 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.3. Основные подходы к анализу социальной работы Сам. работа 2 63 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Социальная работа как научная теория: психосоциальные теории и модели
2.1. Социальная работа как научная теория: психосоциальные теории и модели Лекции 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.2. Социальная работа как научная теория: психосоциальные теории и модели Практические 2 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.3. Социальная работа как научная теория: психосоциальные теории и модели Сам. работа 2 63 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 3. Социальная работа как научная теория: структурные и комплексно ориентированные теории и модели
3.1. Социальная работа как научная теория: структурные и комплексно ориентированные теории и модели Лекции 2 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.2. Социальная работа как научная теория: структурные и комплексно ориентированные теории и модели Практические 2 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.3. ССоциальная работа как научная теория: структурные и комплексно ориентированные теории и модели Сам. работа 2 63 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=609

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ОПК-2: Способен объяснять и прогнозировать социальные явления и процессы, выявлять социально значимые проблемы и вырабатывать пути их решения на основе анализа и оценки профессиональной информации, научных теорий и концепций

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Совокупность понятий, категорий и терминов, которые позволяют в обобщенной форме отразить явления, изучаемые теорией социальной работы,  это _______ теории социальной работы:
a. принципы
b. методы
c. понятийно-категориальный аппарат
Ответ: с

2. Принцип социальной работы, отражающий исключение всех форм дискриминации при оказании социальной помощи по любым признакам идеологического, политического, религиозного, национального, возрастного и др. характера,  это принцип:
a. конфиденциальности
b. коммуникативности
c. универсализма
Ответ: с

3. Принцип социальной работы, основанный на том, что в процессе оказания социальных услуг клиенту не могут ущемляться права клиента,  это принцип:
a. охраны социальных прав клиента
b. опоры на силы клиента
c. универсализма
Ответ: a

4. Деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам – это:
a. социальная помощь
b. социальное обслуживание
c. социальное страхование
Ответ: b

5. Предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров, - это:
a. социальная помощь
b. социальное обслуживание
c. cоциальная защита
Ответ: a

6. Метод сбора первичной информации, применяемый в исследованиях по социальной работе:
a. анкетирование
b. анализ
c. сравнение
Ответ: a

7. Метод активной групповой работы, направленный на совершенствование и развитие установок, навыков, знаний, поведения клиентов:
a. наблюдение
b. тренинг
c. интервью
Ответ: b

8. Метод сбора информации в социальной работе, реализуемый в форме беседы, где специалист задаёт вопросы своим собеседникам и получает ответы:
a. интервью
b. наблюдение
c. эксперимент
Ответ: a

9. Функция социальной работы, заключающаяся в выявлении возможных состояний социального объекта в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе, – это функция:
a. внедрения
b. прогноза
c. информирования
Ответ: b

10. Форма социального обслуживания, при которой социальные услуги предоставляются их получателям организацией социального обслуживания в определенное время суток:
a. стационарная
b. полустационарная
c. на дому
Ответ: b

11. Обеспечение питанием получателей услуг относится к _______ услугам:
a. социально-бытовым
b. социально-правовым
c. социально-педагогическим
Ответ: a

12. Оказание помощи в оформлении и восстановлении документов получателей социальных услуг относится к _______ услугам:
a. социально-бытовым
b. социально-правовым
c. социально-педагогическим
Ответ: b

13. Направление в социальной работе, которое уделяет особое внимание психологическим аспектам трудной жизненной ситуации клиента, - это __________ социальная работа:
a. структурная
b. системная
c. психосоциальная
Ответ: с

14. Какая теория социальной работы относится к психолого-ориентированным:
a. психодинамическая
b. радикальная
c. системная
Ответ: a

15. Какая теория социальной работы относится к социолого-ориентированным:
a. психодинамическая
b. радикальная
c. гуманистическая
Ответ: b

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Социальная работа в России приобрела профессиональный статус в _______ году.
Ответ: в 1991 г.

2. Принцип социальной работы, основанный на признании человека высшей ценностью, защите его достоинства и гражданских прав, создании условий для свободного и всестороннего проявления способностей личности – это принцип _______ (вставьте существительное).
Ответ: гуманизма.

3. Принцип социальной работы, отражающий установление доверительных отношений с клиентом, общение с клиентом на понятном для него языке, - это принцип _____________ (вставьте существительное).
Ответ: коммуникативности.

4. Принцип социальной работы, не допускающий разглашение информации персонального характера о получателях социальных услуг лицами, которым эта информация стала известна в связи с исполнением профессиональных и иных обязанностей, - это принцип _____________ (вставьте существительное).
Ответ: конфиденциальности.

5. Метод исследования, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов, называется (вставьте существительное):
Ответ: анкетирование.

6. Метод теоретического исследования, характеризующийся выделением и изучением отдельных частей объекта исследования, называется (вставьте существительное):
Ответ: анализ.

7. Функция социальной работы, заключающаяся в применении рекомендаций, сформулированных в результате исследования, в практику социальной работы, называется (вставьте существительное):
Ответ: внедрение.

8. Функция социальной работы - «распространение информации о выявленных проблемах, способах их профилактики, положительном опыте решения проблем» называется (вставьте существительное):
Ответ: информирование.

9. Гражданин, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляются социальные услуги, - это _______ социальных услуг (вставьте существительное).
Ответ: получатель или клиент.

10. Действие в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности - это _______ услуга (вставьте прилагательное).
Ответ: социальная.

11. Вид социальных услуг, направленных на оказание помощи в получении юридических услуг, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг, называется ________ услуги (вставьте сложное прилагательное):
Ответ: социально-правовые.

12. К какому виду социальных услуг относится оказание организация досуга в организации социального обслуживания?
Ответ: социально-педагогические услуги.

13. К какому виду социальных услуг относится оказание неотложной помощи, в т.ч. обеспечение бесплатным горячим питанием или наборами продуктов, одеждой, обувью и пр.?
Ответ: срочные социальные услуги.

14. Форма социального обслуживания, при которой социальные услуги предоставляются их получателям при постоянном, временном или пятидневном (в неделю) круглосуточном проживании в организации социального обслуживания:
Ответ: стационарная.

15. Социальная работа с отдельными людьми, семьями является ____ уровнем социальной работы.
Ответ: микро.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ПК-2: Способен к планированию и организации деятельности сотрудников и подразделений организаций, реализующих деятельность по социальной защите граждан

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Теория, ставшая основной для социальной работы с нач. 1920 гг. до 1960-х гг.:
a. радикальная
b. психодинамическая
c. системная
Ответ: b

2. Теория называется психодинамической, потому что в ее основе лежат идеи о том, что:
a. поведение определяется стимулами, действующими извне, в основе лежит формула "стимул - реакция"
b. поведение зависит от различных психических процессов
c. поведение определяется большим набором социальных влияний на человека
Ответ: b

3. Подавляемые глубоко скрытые мысли, существующие независимо от того, осознает их человек или нет, заставляющие человека действовать, - это:
a. регресс
b. фиксация
c. бессознательное
Ответ: с

4. Возвращение под воздействием стресса к поведению, характерному для более ранних стадий развития, - это:
a. регресс
b. фиксация
c. бессознательное
Ответ: а

5. Лишение, ограничение контактов ребенка с матерью - это:
a. материнская сублимация
b. материнская депривация
c. привязанность
Ответ: b

6. Процесс выражения подавленных эмоций и их понимания - это:
a. инсайт
b. эго
c. суперэго
Ответ: а

7. Ученый, развивший теорию возрастных кризисов о том, что каждый новый этап жизни связан с новыми социальными ролями и новой ответственностью для человека, - это:
a. Э. Эриксон
b. М. Ричмонд
c. Дж. Боулби
Ответ: а

8. Социальный работник и клиент вместе принимают решение о том, что представляет проблему и что может быть изменено в рамках психодинамической модели. Это стадия называется:
a. сбор информации
b. постановка диагноза
c. прогноз
Ответ: b

9. Диагноз как основа работы наполняется новым содержанием в рамках психодинамической модели, а именно это:
a. установка к действию
b. рабочая гипотеза, которая может изменяться в процессе работы в соответствии с новыми обстоятельствами и фактами
Ответ: b

10. Техника, основной целью которой является обеспечение желаемого поведения клиента силой мнения специалиста в рамках психодинамической модели, - это:
a. прямое влияние
b. рефлексия «личность-ситуация»
c. поддержка, придание сил
Ответ: а

11. Гражданские инициативы, социальные реформы, администрирование социальной политики – это _________ уровень социальной работы:
a. микро
b. мезо
c. макро
Ответ: с

12. Радикальный подход в социальной работе основан на теории:
a. психоанализа
b. марксизма
c. гуманизма
Ответ: b
13. Изучение последствий материнской депривации развивается на основе теории:
a. радикальной
b. системной
c. психодинамической
Ответ: с

14. К теориям, возникшим в конце 20 века, относится:
a. радикальная
b. психодинамическая
c. гуманистическая
Ответ: а

15. Методы теории социальной работы, в которых совокупность полученных данных преимущественно подвергаются описательному анализу, -- это:
a. количественные
b. эмпирические
c. качественные
Ответ: с

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Верно ли, что всегда модели и методы социальной работы могут быть перенесены из одной культуры в другую?
Ответ: нет.

2. Стадии вмешательства в психодинамической индивидуальной социальной работе остались теми же, что и в ________ социальной работе, разработанной Мэри Ричмонд в начале 20 века: сбор информации, постановка диагноза, прогноз, лечение (вставьте прилагательное).
Ответ: индивидуальной

3. Представление интересов клиента в различных организациях с целью систематического влияния на принятие решений в несправедливой и неотзывчивой системе – это __________ адвокатура (вставьте прилагательное).
Ответ: социальная.

4. Работа с окружением в психодинамической социальной работе осуществляется в _______ степени, чем с самим индивидом?
Ответ: меньшей

5. Структура личности, которая развивает общие моральные принципы, направляющие Я, в психоанализе З. Фрейда – это ________.
Ответ: суперэго или суперЯ.

6. Стиль взаимоотношений специалиста и ________, выработанный в психодинамической социальной работе, – директивный и контролирующий (вставьте существительное).
Ответ: клиента.

7. Повышенное внимание в психодинамической социальной работе уделялось психологическим и эмоциональным факторам в ущерб ___________ причинам проблем клиента?
Ответ: социальным

8. В психодинамической социальной работе было отдано предпочтение тем клиентам, которые могли ________ свои проблемы, были готовы их обсуждать и исследовать, в противовес тем, кто был ограничен в силу разных причин в дискуссиях по поводу своей ситуации (вставьте глагол).
Ответ: рассказывать или озвучить.

9. В психодинамической теории произошло интегрирование семейной терапии в социальную _________ (вставьте существительное).
Ответ: работу

10. Современная психодинамическая социальная работа в большей степени ориентирована на работу с _____________ человеком, чем с его прошлым (вставьте существительное)?
Ответ: настоящим

11. С точки зрения радикальной социальной работы социальные проблемы клиента являются следствием несовершенного устройства общества, следовательно, для их решения необходимы ________ изменения (вставьте прилагательное).
Ответ: социальные или политические или экономические или общественные.

12. Представители радикаль¬ной теории критикуют психодинамическую социальную работу за принужде¬ние клиентов к адаптации к существующему социальному порядку, за отсутствие критического анализа и борьбы против нежелательных проявлений современного __________ (вставьте существительное).
Ответ: общества или мира или порядка.

13. Эмпаурмент или наделение полномочиями – это укрепление способностей индивидов, семей, социальных групп к самостоятельному функционированию в обществе, наделение их правом и возможностью взять __________ над обстоятельствами своей жизни, достичь намеченных целей (вставьте существительное).
Ответ: контроль или власть.

14. Деятельность, помогающая людям понять и критически осмыслить взаимосвязь социальных систем и дискриминации, а также предпринять активные __________ в отношении последствий и проявлений этой связи, - это развитие сознания (вставьте существительное).
Ответ: действия

15. Деятельность социальных работников по повышению активности и роли клиентов в планировании, организации, реализации и оценке социального обслуживания - одна из _________ задач радикальной социальной работы (вставьте прилагательное).
Ответ: главных или приоритетных.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета по всему изученному курсу. Вопросы и задания размещены в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Е. И. Холостова Социальная политика и социальная работа: учеб. пособие М.: Дашков и К, 2008
Л1.2 Фирсов М. В. ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 4-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров: Гриф МО М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Роик В. Д. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: КАЧЕСТВО ЖИЗНИ ПОЖИЛОГО НАСЕЛЕНИЯ И СТРАХОВЫЕ ИНСТИТУТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle «Современные теории социальной работы» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинарском занятии, выполнить все практические задания, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
Обязательно записывайте ключевые моменты (определение, факты, правила и т.д.).
Если по содержанию материала возникают вопросы, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового материала.
3. Семинарское занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
Для подготовки к семинару необходимо иметь план семинарского занятия.
Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии).
На семинарское занятие выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
Важно помнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
Полезна работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте рассмотренный материал, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях. Выполнение заданий для самостоятельной работы необходимо для успешного освоения курса.