МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория и практика управления

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.04.02. Социальная работа
ПрофильОрганизация и управление в социальной работе
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz39_04_02_Социальная работа_ОиУ-2022
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 18
самостоятельная работа 189
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 189 189 189 189
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.соц. наук, доцент, Сиротина Т.В.

Рецензент(ы):
к.соц. наук, доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Теория и практика управления

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 39.04.02 Социальная работа (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 80)

составлена на основании учебного плана:
39.04.02 Социальная работа
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 25.06.2019 г. № 10/Д
Срок действия программы: 2019-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н., профессор Максимова С.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 25.06.2019 г. № 10/Д
Заведующий кафедрой д.с.н., профессор Максимова С.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.сформировать у студентов научно обоснованные представления о теоретических и практических основах управления

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен к планированию и организации деятельности сотрудников и подразделений организаций, реализующих деятельность по социальной защите граждан
ПК-2.1 Знает основы планирования организации деятельности сотрудников и подразделений организаций, реализующих деятельность по социальной защите граждан
ПК-2.2 Умеет осуществлять планирование деятельности сотрудников и подразделений, реализующих деятельность по социальной защите граждан
ПК-2.3 Умеет осуществлять координацию и организацию деятельности сотрудников и подразделений, реализующих деятельность по социальной защите граждан
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает основы планирования организации деятельности сотрудников и подразделений организаций, реализующих деятельность по социальной защите граждан
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет осуществлять планирование деятельности сотрудников и подразделений, реализующих деятельность по социальной защите граждан
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Умеет осуществлять координацию и организацию деятельности сотрудников и подразделений, реализующих деятельность по социальной защите граждан

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Управление: теоретический и практический контексты.
1.1. Введение в курс. Основные школы управления. Лекции 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Основные школы управления. Практические 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Основные школы управления. Сам. работа 2 29 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.4. Жизненный цикл организации Лекции 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.5. Жизненный цикл организации Практические 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.6. Жизненный цикл организации Сам. работа 2 40 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.7. Работа с разными типами клиентов Лекции 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.8. Работа с разными типами клиентов Практические 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.9. Работа с разными типами клиентов Сам. работа 2 40 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.10. Управление нетворкингом в профессиональной деятельности Лекции 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.11. Управление нетворкингом в профессиональной деятельности Практические 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.12. Управление нетворкингом в профессиональной деятельности Сам. работа 2 40 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.13. ОТбор персонала Практические 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.14. ОТбор персонала Сам. работа 2 40 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=10879

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2: Способен к планированию и организации деятельности сотрудников и подразделений организаций, реализующих деятельность по социальной защите граждан

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Основателем школы научного управления является:
a. Ф. Тейлор
b. А. Файоль
c. Э. Мэйо
Ответ: а

2. Представители школы «человеческих отношений» считали, что на производительность труда влияют в большей степени:
a. экономические факторы
b. политические факторы
c. социально-психологические факторы
Ответ: с

3. Основателем классической административной школы управления является:
a. Ф. Тейлор
b. А. Файоль
c. Э. Мэйо
Ответ: b

4. С какой функцией управления (PAEI-код) соотносятся задачи «повышение уровня жизни клиентов организации»:
a. производство результатов
b. администрирование
c. интеграция
Ответ: а

5. О какой стадии жизненного цикла организации идет речь? «На этой стадии развиты практически все функции менеджмента. На данном этапе организация имеет прописанные функции и четкую структуру, эффективна в своей деятельности, ее сотрудники слаженно работают. При этом она много внимания уделяет развитию и улучшениям. На этой стадии успешная организация иногда начинает тиражировать свои программы в другие регионы или осваивать новые для себя сферы деятельности».
a. ухаживание
b. расцвет
c. старение
Ответ: b

6. Что из представленного нужно планировать?
a. личное время
b. рабочее время
c. оба варианта верны
Ответ: с

7. К ловушкам или поглотителям времени относят?
a. разговоры на частные темы
b. отсутствие приоритетов
c. оба варианта верны
Ответ: с

8. Набор действий, с помощью которых осуществляется управление процессом:
a. процедура
b. функция
c. принцип
Ответ: а

9. Методы управления, в основе которых лежат убеждения, моральное стимулирование, сознательность, воздействие на неэкономические интересы:
a. экономические
b. административные
c. социально-психологические
Ответ: с

10. Социальная и профессиональная деятельность, направленная на то, чтобы с помощью круга друзей и знакомых, работающих или имеющих связи в той или иной сфере, максимально быстро и эффективно решать сложные жизненные задачи:
a. нетворкинг
b. самоменеджмент
c. тайм-менеджмент
Ответ: а

11. Как называются задачи, привязанные к определенному времени?
a. жесткие
b. гибкие
c. мягкие
Ответ: а

12. Название подхода к постановке цели – это аббревиатура на английском, которая расшифровывается как конкретная, измеримая, достижимая, релевантная, ограниченная по срокам:
a. Смарт
b. Свот
c. Помидоро
Ответ: а

13. Метод исследования разных сфер жизни - визуальный инструмент, который помогает человеку быстро понять, насколько он удовлетворен своей жизнью, насколько сбалансирована его жизнь:
a. Бостонская матрица
b. Матрица Эйзенхауэра
c. Колесо баланса
Ответ: с

14. Метод управления временем, направленный на увеличение эффективности работы при меньших временных затратах за счёт глубокой концентрации и коротких перерывов (как правило, 25 минут работы и 5 минут отдыха), называется:
a. Смарт
b. Свот
c. Помидоро
Ответ: с

15. Измерение, запись и анализ затрат времени в тайм-менеджменте называют:
a. определение
b. описание
c. хронометраж
Ответ: с

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно выполнено менее 60% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. _________ - это процесс прогнозирования, планирования, организации, мотивации, координации и контроля, направленный на формулировку и достижение цели (вставьте существительное).
Ответ: управление или менеджмент.

2. Следующие задачи «обучение и развитие людей в команде, создание благоприятного социально-психологического климата в коллективе» соотносятся с функцией менеджмента (PAEI-код), а именно: функцией ________ (вставьте существительное).
Ответ: интеграции.

3. Следующие задачи «исследование ситуаций клиентов в динамике, поиск новых источников финансирования» соотносятся с функцией менеджмента (PAEI-код), а именно: функцией ________ (вставьте существительное).
Ответ: предприимчивость, развитие.
4. _________ управления – лицо, группа людей или организация, принимающая решения и управляющая объектами, процессами или отношениями путём воздействия на управляемую систему для достижения поставленных целей (вставьте существительное).
Ответ: субъект.

5. ________ управления – это то, кем или чем управляют (вставьте существительное).
Ответ: объект.

6. _______ управления — это набор способов, приемов, средств воздействия на управляемый объект (вставьте существительное).
Ответ: метод.

7. _______ - это создание и развитие сети полезных знакомств (вставьте существительное).
Ответ: нетворкинг.

8. ______ сеть – это онлайн-платформа, которая используется для общения, информирования, создания социальных отношений между людьми, которые имеют схожие интересы или офлайн-связи (вставьте прилагательное).
Ответ: социальная.

9. В основе концепции ________ циклов лежит представление о том, что организация, аналогично живому организму, в своем развитии проходит несколько стадий, каждая из которых обладает своими отличительными характеристиками (вставьте прилагательное).
Ответ: жизненных.

10. ______ - это образ, который формируется в сознании целевой аудитории (вставьте существительное).
Ответ: имидж.

11. Гражданин, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляются социальные услуги, - это _______ социальных услуг (вставьте существительное).
Ответ: получатель или клиент.

12. Действие в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности - это _______ услуга (вставьте прилагательное).
Ответ: социальная.

13. Форма социального обслуживания, при которой социальные услуги предоставляются их получателям при постоянном, временном или пятидневном (в неделю) круглосуточном проживании в организации социального обслуживания:
Ответ: стационарная.

14. Социальная работа с отдельными людьми, семьями является ____ уровнем социальной работы.
Ответ: микро.

15. Юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание, - это ______ социальных услуг (вставьте существительное).
Ответ: поставщик.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Вопросы и задания размещены в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Коробко В.И. Теория управления: учебное пособие. [Электронный ресурс]: М. : Юнити-Дана, 2015 URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=436722
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 под.ред. Чудовой С.Г. Теория и практика социальной работы в условиях трансформации модели социальной политики в России: сб. материалов постоянно действующего науч.-практ. семинара , 2011 elibrary.asu.ru
Л2.2 Батурин В.К. Общая теория управления: учебное пособие М.: Юнити-Дана, 2015 URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=117038
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в системе Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
Лекция.
 На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
Итоговый контроль.
 Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
 Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.