Закреплена за кафедрой | Кафедра уголовного права и криминологии |
---|---|
Направление подготовки | 40.03.01. Юриспруденция |
Профиль | Общеправовой |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z40_03_01_Юриспруденция_Общеправовой-2021_САЙТ |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 2 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 6 | 6 | 6 | 6 |
Сам. работа | 98 | 98 | 98 | 98 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра уголовного права и криминологии
Протокол от 13.06.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой И.о., к.ю.н, Куликов Егор Алексеевич, доцент кафедры уголовного права и криминологии
1.1. | Углубленное изучение одного из важнейших институтов Общей части уголовного права, наделяющего граждан правом на причинение вреда охраняемым уголовным законом объектам, при наличии оснований и соблюдении установленных законом и теорией уголовного права условий правомерности причинения вреда. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.1.3 |
ПК-3 | Способен квалифицированно применять нормативные правовые акты в соответствии с федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными нормативными актами |
ПК-3.1 | Знает практику, тенденции и проблемы применения правовых норм. |
ПК-3.2 | Умеет анализировать правовые нормы и юридические факты. |
ПК-3.3 | Владеет навыками принятия правовых решений и осуществления иных юридических действий в точном соответствии с федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными нормативными актами. |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | практику, тенденции и проблемы применения правовых норм в сфере профессиональной деятельности. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | анализировать нормативные правовое акты и применять нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками принятия правовых решений и осуществления иных юридических действий в точном соответствии с федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными нормативными актами |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Понятие обстоятельств, исключающих преступность деяния и их виды. | ||||||
1.1. | Понятие и виды обстятельств, исключащих преступность деяния | Лекции | 2 | 1 | Л1.2, Л1.1, Л2.2 | |
1.2. | Понятие обстоятельств, исключающих преступность деяния и их виды. | Практические | 2 | 0,5 | Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2 | |
1.3. | Понятие обстоятельств, исключающих преступность деяния и их виды. | Сам. работа | 2 | 12 | Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л2.2 | |
Раздел 2. Необходимая оборона (ст. 37 УК РФ) | ||||||
2.1. | Необходимая оборона | Лекции | 2 | 3 | Л1.2, Л1.1, Л2.2 | |
2.2. | Необходимая оборона (ст. 37 УК РФ) | Практические | 2 | 1 | Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л2.2 | |
2.3. | Необходимая оборона (ст. 37 УК РФ) | Сам. работа | 2 | 20 | Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л2.2 | |
Раздел 3. Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление (ст.38 УК РФ) | ||||||
3.1. | Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление (ст.38 УК РФ) | Практические | 2 | 1 | Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л2.2 | |
3.2. | Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление (ст.38 УК РФ) | Сам. работа | 2 | 16 | Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л2.2 | |
Раздел 4. Крайняя необходимость (ст. 39 УК РФ) | ||||||
4.1. | Крайняя необходимость (ст. 39 УК РФ) | Практические | 2 | 1 | Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л2.2 | |
4.2. | Крайняя необходимость (ст. 39 УК РФ) | Сам. работа | 2 | 12 | Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л2.2 | |
Раздел 5. Физическое или психическое принуждение (ст. 40 УК РФ) | ||||||
5.1. | Физическое или психическое принуждение (ст. 40 УК РФ) | Практические | 2 | 1 | Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л2.2 | |
5.2. | Физическое или психическое принуждение (ст. 40 УК РФ) | Сам. работа | 2 | 14 | Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л2.2 | |
Раздел 6. Обоснованный риск (ст. 41 УК РФ) | ||||||
6.1. | Обоснованный риск (ст. 41 УК РФ) | Практические | 2 | 1 | Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л2.2 | |
6.2. | Обоснованный риск (ст. 41 УК РФ) | Сам. работа | 2 | 12 | Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л2.2 | |
Раздел 7. Исполнение приказа или распоряжения (ст. 42 УК РФ) | ||||||
7.1. | Исполнение приказа или распоряжения (ст. 42 УК РФ) | Практические | 2 | 0,5 | Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л2.2 | |
7.2. | Исполнение приказа или распоряжения (ст. 42 УК РФ) | Сам. работа | 2 | 12 | Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2709 ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3: Способен квалифицированно применять нормативные правовые акты в соответствии с федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными нормативными актами ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА Вопрос 1. Преступность и наказуемость деяния определяются уголовным законом, действовавшим в (во)… A) время расследования уголовных дел B) время совершения общественно опасного деяния C) в момент наступления общественно опасных последствий D) время вынесения приговора Ответ: B Вопрос 2. Какое из указанных обстоятельств исключает преступность деяния? A) осуществление профессиональных обязанностей B) исполнение предписаний закона C) исполнение распоряжения D) оправданный риск Ответ: C Вопрос 3. При необходимой обороне посягательство может НЕ характеризоваться такой чертой как A) общественная опасность B) действительность C) виновность D) наличность Ответ: C Вопрос 4. Предвидение неизбежности наступления общественно опасных последствий уголовный закон связывает… A) только с прямым умыслом B) только с косвенным умыслом C) с прямым и косвенным умыслом D) с прямым, косвенным умыслом и легкомыслием Ответ: А Вопрос 5. Предвидение возможности наступления общественно опасных последствий уголовный закон связывает… A) только с прямым умыслом B) только с косвенным умыслом C) с прямым и косвенным умыслом D) с прямым, косвенным умыслом и легкомыслием Ответ: D Вопрос 6. Причинение вреда личности при превышении пределов необходимой обороны предусмотрено в УК РФ как самостоятельное преступление... A) в одной статье B) в двух статьях C) в трех статьях D) в четырех статьях Ответ: B Вопрос 7Допустима ли необходимая оборона при посягательстве на жизнь и здоровье лица со стороны невменяемого или лица, не достигшего возраста, с которого наступает уголовная ответственность? A) недопустима B) допустима C) допустима лишь в отношении невменяемого лица D) допустима лишь в отношении лица, не достигшего возраста, с которого наступает уголовная ответственность Ответ: B Вопрос 8. Совершение общественно опасного деяния в состоянии невменяемости… A) не влияет на уголовную ответственность B) исключает уголовную ответственность C) освобождает от уголовной ответственности D) освобождает от наказания Ответ: В Вопрос 9. Допустима ли необходимая оборона при защите другого лица? A) да B) нет C) только в случае, если посягательство направлено против несовершеннолетнего D) нет, если посягательство совершается несовершеннолетним лицом Ответ: A Вопрос 10. Косвенный умысел уголовный закон связывает… A) с желанием наступления общественно опасных последствий B) с нежеланием, но сознательным допущением общественно опасных последствий C) с нежеланием, но сознательным допущением общественно опасных последствий либо безразличным к ним отношениям D) с самонадеянным расчетом на предотвращение общественно опасных последствий Ответ: В Вопрос 11. Действия задерживающего лица НЕ образуют состава преступления при: A) причинении смерти B) причинении тяжкого вреда здоровью C) причинении средней тяжести вреда здоровью D) причинении легкого вреда здоровью Ответ: D Вопрос 12. Состав преступления, в котором указывается несколько действий, каждое из которых в отдельности достаточно для признания преступления оконченным, называется… A) формальным составом преступления B) усеченным составов преступления C) составом с факультативными действиями D) составом с альтернативными действиями Ответ: D Вопрос 13. Признаки, присущие не всем составам преступлений, называются… A) вариативными B) неглавными C) факультативными D) переменными Ответ: C Вопрос 14. Если санкция статьи (части статьи) Особенной части Уголовного кодекса РФ предусматривает наказание не в виде лишения свободы, а более мягкий вид наказания, содеянное относится… A) к уголовным проступкам B) к преступлениям незначительной тяжести C) к преступлениям небольшой тяжести D) если преступление является умышленным, то к преступлениям средней тяжести, а если неосторожным, то к преступлениям небольшой тяжести Ответ: C Вопрос 15. Какой вред при задержании лица, совершившего преступление априори правовмерен A) любой вред правомерен B) легкий вред здоровью C) средней тяжести вред здоровью D) любой вред неправомерен Ответ: B КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА Вопрос 1. Превышение пределов необходимой обороны образуют: Ответ: умышленные действия, явно не соответствующие характеру и опасности посягательства Вопрос 2. Мнимая оборона – это защита от... Ответ: посягательства, не существующего в действительности Вопрос 3. При необходимой обороне посягательство должно характеризоваться следующими признаками... Ответ: общественная опасность, наличность, действительность Вопрос 4. Какое общественно опасное посягательство дает право на причинение любого вреда в пределах необходимой обороны? Ответ: посягательство, сопряженное с насилием, опасным для жизни или с угрозой применения такого насилия. Вопрос 5. Состояние необходимой обороны возникает не только с момента начала посягательства, не сопряженного с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, но и... Ответ: при наличии реальной угрозы такого посягательства Вопрос 6. В каком законодательстве впервые была упомянута необходимая оборона? Ответ: В Русской правде Вопрос 7. Как квалифицировать деяние в тех случаях, когда лицо не осознавало, но по обстоятельствам дела должно было и могло осознавать отсутствие реального общественно опасного посягательства? Ответ: по соответствующей статье УК РФ как совершенное по неосторожности Вопрос 8. В УК РСФСР 1960 г. не было нормы, предусматривавшей правомерность причинения вреда при задержании лица, совершившего преступление. На практике такие ситуации рассматривались по правилам … Ответ: о необходимой обороне. Вопрос 9. Кто имеет право на задержание лица, совершившего преступление? Ответ: все лица, независимо от их профессиональной или иной специальной подготовки и служебного положения. Вопрос 10. В течение какого времени возможно причинение вреда при задержании лица совершившего преступление, сотрудником правоохранительных органов? Ответ: в пределах срока давности совершенного преступления Вопрос 11. Причинение вреда при крайней необходимости признается соразмерным, если... Ответ: причиненный вред меньше вреда предотвращенного. Вопрос 12. Причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или иных лиц, охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами - это... Ответ: Крайняя необходимость. Вопрос 13. Подлежит ли возмещению вред, причиненный в состоянии крайней необходимости? Ответ: Вред должен быть возмещен лицом, причинившим его в порядке гражданского судопроизводства. Вопрос 14. Превышение пределов крайней необходимости влечет за собой уголовную ответственность… Ответ: только в случае умышленного причинения вреда Вопрос 15. По каким правилам решается вопрос об ответственности за причинение вреда, охраняемым законом интересам в результате психического принуждения: Ответ: по правилам о причинении вреда в состоянии крайней необходимости Вопрос 16. Что является основанием для причинения вреда в результате принуждения? Ответ: невозможность или ограниченная возможность руководить своими действиями (бездействием) Вопрос 17. Целью обоснованного риска согласно ст. 41 УК РФ является…: Ответ: достижение общественно полезной цели. Вопрос 18. С каким видом какой формы вины схож повлекший причинение вреда правомерный риск? Ответ: Преступное легкомыслие как разновидность неосторожной формы вины. Вопрос 19. Недостижение лицом общественно полезной цели, к которой оно стремилось при обоснованном риске: Ответ: не исключает обоснованности риска и не влечет уголовной ответственности при соблюдении остальных условий правомерности. Вопрос 20. На каких условиях будет привлекаться к ответственности лицо, которым не были соблюдены условия правомерности обоснованного риска? Ответ: на общих основаниях, однако с учетом смягчающего обстоятельства, предусмотренного п. «ж»ст. 61 УК РФ. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА: • «Отлично» (зачтено): ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. • «Хорошо» (зачтено): ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. • «Удовлетворительно» (зачтено): ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. • «Неудовлетворительно» (не зачтено): не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 1 вопрос теоретического характера. ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА 1. Понятие обстоятельств, исключающих преступность деяния. Их виды. Социальная и юридическая природа. 2. Понятие необходимой обороны. Социальная и юридическая природа необходимой обороны. 3. Условия правомерности необходимой обороны, характеризующие общественно-опасное посягательство и защиту. 4. Мнимая оборона, провокация необходимой обороны. Особенность ответственности при мнимой обороне. 5. Превышение пределов необходимой обороны. Уголовная ответственность за превышение пределов необходимой обороны. 6. Социальная и юридическая природа правомерности причинения вреда при задержании лица, совершившего преступление. 7. Сущность причинения вреда при задержании лица, совершившего преступление. Отграничение уголовно-правового задержания от уголовно-процессуального и административного задержания. 8. Условия правомерности причинения вреда при задержании лица, совершившего преступление. Объективные и субъективные признаки правомерности причинения вреда при задержании лица, совершившего преступление. 9. Понятие превышения мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление. 10. Нарушение других условий правомерности задержания. 11. Уголовно-правовая ответственность за вред, причиненный при несоблюдении условий правомерного задержания. 12. Отличие причинения вреда при задержании лица, совершившего преступление, от необходимой обороны. 13. Понятие крайней необходимости. Социальная и юридическая природа крайней необходимости. 14. Условия правомерности крайней необходимости. 15. Понятие превышения пределов крайней необходимости. Ответственность за превышение пределов крайней необходимости. 16. Ответственность за причинение вреда при нарушении условий правомерности крайней необходимости. 17. Отличие крайней необходимости от необходимой обороны и причинения вреда при задержании лица, совершившего преступление. 18. Понятие физического и психического принуждения. Виды физического и психического принуждения. 19. Условия правомерности причинения вреда при физическом или психическом принуждении. 20. Особенности уголовной ответственности при физическом и психическом принуждении. 21. Соотношение физического или психического принуждения с крайней необходимостью. 22. Понятие обоснованного риска. 23. Условия правомерности обоснованного риска. 24. Понятие необоснованного риска. Уголовная ответственность за причинение вреда при необоснованном риске. 25. Исполнение приказа или распоряжения. Условия правомерности причинения вреда при исполнении приказа или распоряжения. Субъект исполнения приказа или распоряжения. 26. Ответственность за совершение преступления во исполнение заведомо незаконного приказа или распоряжения. Неисполнение заведомо незаконного приказа или распоряжения. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: «Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок. «Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями. «Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий. «Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | А. В. Наумов [и др.] ; ответственные редакторы А. В. Наумов, А. Г. Кибальник | Уголовное право в 2 т. Том 1. Общая часть: учебник для вузов | М.: Юрайт, 2024 | urait.ru |
Л1.2 | И.Я. Козаченко, Г.П. Новоселов | Уголовное право. Общая часть. – 4-е изд., перераб. и доп.: Учебник | Уголовное право. Общая часть : учебник. – 4-е изд., перераб. и доп., 2017 | https://urait.ru/bcode/404960 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Лебедев В.М. - отв. ред. | КОММЕНТАРИЙ К УГОЛОВНОМУ КОДЕКСУ РФ В 4 Т. ТОМ 1. ОБЩАЯ ЧАСТЬ: Гриф Верховного Суда | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.2 | под общей ред. В.В. Векленко | Уголовное право ч. Общая: учебник для вузов | М.: Юрайт, 2024 | urait.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Смирнова Л.Н. | Применение обстоятельств, исключающих преступность деяния: Рабочая программа | , 2017 | www.new.law.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Курс "Применение обстоятельств, исключающих преступность деяния" на Едином образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2709 | portal.edu.asu.ru | ||
Э2 | Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru/ | |||
Э3 | Сайт Верховного суда http://www.supcourt.ru/ | |||
Э4 | Научная электронная библиотека elibrary http://elibrary.ru | |||
Э5 | Сайт «Университетской библиотеки онлайн». Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/spravka/usloviya_dostupa.html. | |||
Э6 | Сайт ЭБС издательства «Лань». Режим доступа: http://e.lanbook.com/. | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MicrosoftWindows Microsoft office 7-Zip AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
108С | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
При рассмотрении системы обстоятельств, исключающих престпность деяния студентам следует иметь в виду, что в процессе пресечения общественно опасных деяний, при устранении опасности, создаваемой другими источниками, равно как и в некоторых других случаях, возможно причинение физического и материального вреда лицу, создавшему опасность охраняемым законом правам и интересам, а также другим лицам. Такие действия формально подпадают под признаки отдельных составов преступлений, предусмотренных Особенной частью УК РФ. Однако при определенных условиях они не признаются преступными. Глава 8 УК РФ содержит 6 обстоятельств, исключающих преступность деяния: необходимая оборона, причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление, крайняя необходимость, физическое или психическое принуждение, обоснованный риск, исполнение приказа или распоряжения. Действия лица при наличии этих обстоятельств признаются законодателем общественно полезными или социально допустимыми. Это обусловлено тем, что рассматриваемое поведение человека осуществляется в особой обстановке и характеризуется общественно полезными целями и мотивами. Так, целью необходимой обороны является защита охраняемых законом интересов от общественно опасного посягательства. Целью задержания лица, совершившего преступление – доставление его органам власти для осуществления правосудия и пресечение возможности совершения новых преступлений, целью крайней необходимости – спасения большего блага путем вынужденного причинения вреда меньшему благу, целью обоснованного риска является достижение общественно полезного результата. Перечисленные в главе 8 УК РФ обстоятельства имеют общие черты и особенности. К общим чертам можно отнести следующее: 1. При таких обстоятельствах причиняется вред правоохраняемым интересам. Такое деяние внешне имеет сходство с каким-либо преступлением, предусмотренным Особенной частью УК РФ. 2. Вред при таких обстоятельствах причиняется в результате сознательных и волевых (за исключением физического непреодолимого принуждения) действий или бездействия. 3. Деяние при таких обстоятельствах признается правомерным, оно не является общественно опасным и уголовно-противоправным. 4. Каждое из перечисленных обстоятельств должно соответствовать условиям, установленным законом. При нарушении условий правомерности причинения вреда деяние может быть признано преступлением. Задача студента – четко выявить основания и условия правомерности причинения вреда при каждом из перечисленных обстоятельств, исключающих преступность деяния. Указанные обстоятельства следует отграничивать от деяний, при совершении которых лицо освобождается от уголовной ответственности. Последняя группа состоит из таких деяний, которые содержат в себе все признаки состава преступления. Освобождение же от уголовной ответственности происходит в случае, если правоохранительные органы или суд признают возможным освободить лицо от уголовной ответственности на основании закона или с учетом его поведения во время или после совершенного преступления. Речь идет о таких случаях как: 1. Фактическая ошибка субъекта деяния; 2. Деятельное раскаяние субъекта преступления; 3. Примирение с потерпевшим лица, впервые совершившего преступление небольшой или средней тяжести; 4. При наличии возможности исправить несовершеннолетнего путем применения принудительных мер воспитательного воздействия. Указанные обстоятельства следует отграничивать от иных вариантов не наступления уголовной ответственности. Уголовная ответственность не наступает, если: 1. Истекли сроки давности; 2. При добровольном отказе от доведения преступления до конца; 3. При причинении вреда невиновно; 4. При малозначительности деяния. Учебные занятия по дисциплине проводятся в виде лекций и практических (семинарских) занятий. Лекция представляет собой одну из основных организационных форм обучения, направленных на первичное овладение знаниями. Главное назначение лекции – обеспечить теоретическую основу обучения, развить интерес к учебной деятельности, дать ориентиры для самостоятельной работы над изучением дисциплины. Практические (семинарские) занятия являются второй основной организационной формой учебной деятельности по дисциплине. Они формируют исследовательский подход к изучению учебного и научного материала. Главной целью семинаров является обсуждение сложных вопросов теории уголовного права в части ответственности за конкретные виды преступлений и выработка навыков применения уголовного закона. На семинарских занятиях студенты овладевают и совершенствуют умения убедительно формулировать, отстаивать собственную точку зрения, приобретают навыки решения казусов (задач). В процессе подготовки к семинарским занятиям необходимо студенту учесть следующее: 1. Перед семинарским занятием следует внимательно ознакомиться с его планом и рекомендованными для изучения нормативным материалом и литературой. Для подготовки теоретических вопросов студенту вначале необходимо обратиться к содержанию лекционного материала, если таковой имеется. В иных случаях изучение вопроса целесообразно начинать с изучения положений законодательства, регулирующего те или иные вопросы (соответствующей нормы УК РФ, других законов и нормативных актов), далее ознакомиться с содержанием актов судебного толкования данной нормы и только затем переходить к изучению рекомендованной литературы. Завершающим этапом изучения вопроса является анализ судебной практики по применению обстоятельств, исключающих преступность деяния. Наличие Уголовного кодекса РФ, а также иных нормативных актов, постановлений Пленума Верховного Суда РФ является обязательным на занятии. При решении задач, анализе тех или иных проблем обязательно обращение к положениям законодательных актов и актов толкования закона. При работе с литературой в ходе самостоятельной подготовки к семинарским занятиям рекомендуется делать выписки. При этом результаты самостоятельного изучения литературы могут быть зафиксированы в таких формах, как: - составление плана изученного источника; - перечисление основных выводов автора прочитанной работы; - формулирование тезисов (самостоятельного обобщённого и сжатого изложения основных положений изученного источника); - составление аннотации (самостоятельной краткой обобщающей характеристики прочитанной работы). - написание конспекта. Изучение обстоятельств, исключающих преступ6ность деяния невозможно без обращения к судебной практике. Отражение материалов правоприменительной практики является обязательным требованием для всех заданий студентов (в том числе ответов на семинарских / практических занятиях, рефератов). В связи с этим студенты должны владеть методикой проведения обобщения судебной практики, то есть знать и уметь пользоваться совокупностью приёмов сбора, обработки и анализа информации о квалификации преступлений правоприменительными органами. С учётом рекомендации преподавателя определяется период времени, за который собирается и обобщается судебная практика. Необходимо учесть, что изучение судебной практики за очень непродолжительное время не позволит сделать объективных выводов. Как правило, обобщение судебной практики проводится за последние пять лет. Если за этот период не опубликовано ни одного материала по тому или иному обстоятельству, исключающему престпуность деяния, то разрешается использовать и более раннюю практику. В процессе сбора практического материала можно обращаться к различным источникам. Материалы судебной практики регулярно публикуются в выходящем ежемесячно Бюллетене Верховного Суда РФ. Кроме того, все материалы, публикуемые в Бюллетене, иные решения Верховного Суда РФ по конкретным делам доступны на его Однако наиболее объективную и полную информацию даёт изучение судебной практики посредством специальных Интернет-порталов. К ним относятся Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие» (режим доступа: http://www.sudrf.ru/). Следующий этап работы при изучении судебной практики – это систематизация, анализ собранных приговоров, определений, постановлений судов и формулирование результатов обобщения. В итогах обобщения могут быть отражены такие моменты: - какую позицию занимают судебные инстанции по тому или иному теоретически неопределённому или дискуссионному вопросу; - по каким основаниям действия виновных переквалифицировались судами; - имели ли место ошибки в применении норм об обстоятельствах, исключающих преступность деяния; - имел ли место различный подход к квалификации деяния отдельными судами; - как решаются вопросы разграничения деяний, предусматривающих уголвную ответственность за превышение необходимой обороны, м6ер необходимых для задержания лица. По заданию преподавателя, результаты обобщения судебной практики необходимо оформить. Правила оформления результатов проведённого обобщения судебной практики. Оформление должно соответствовать требованиям, предъявляемым к научно-исследовательским студенческим работам (листы формата А-4, скреплённые между собой, страницы пронумерованы, имеется титульный лист). Обязательными разделами такой работы являются: 1. Количество изученных примеров со ссылками на источники. 2. Сформулированные выводы по результатам систематизации и анализа судебной практики. 3. Приложения: 3.1 приобщаются наиболее важные судебные решения. 3.2 на основе наиболее интересных, на взгляд студента материалов, создаётся учебная задача (казус). При изучении дисциплины особая роль отводится самостоятельной работе. Самостоятельная работа включает: ознакомление с содержанием методических рекомендаций, чтение и изучение конспектов лекций, рекомендованных нормативного материала, основной и дополнительной литературы, подготовку по теоретическим вопросам, вынесенным на семинарские занятия, подготовку рефератов, решение задач, подготовку ответов на вопросы к зачёту. Реферат представляет собой достаточно краткое, но ясное и четкое изложение определенного вопроса или проблемы, вынесенной в качестве его названия. Для написания реферата требуется изучение нормативного материала, учебной литературы, научных статей, монографий, посвященных заявленной тематике, а также правоприменительной практики. Объем реферата колеблется от 3 до 7 страниц. Оформляется работа на отдельных листах (формата А-4), скрепленных между собой. Страницы работы должны быть пронумерованы. Титульный лист оформляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к научно-исследовательским студенческим работам. На цитируемую литературу должны быть сделаны сноски по библиографическим правилам. Завершается текст реферата списком использованной при его написании литературы, составленным с учетом методических рекомендаций по оформлению библиографического списка, утвержденных Советом дирекции библиотеки АлтГУ от 25 января 2011 г. (Сайт научной библиотеки АлтГУ. Режим доступа: официальном сайте – http://vsrf.ru/http://www.lib.asu.ru/slasu/arhiv/doc/oform.pdf). |