МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Актуальные проблемы наследственного права

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра гражданского права
Направление подготовки40.04.01. Юриспруденция
ПрофильЮрист в сфере частного права
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz40_04_01_Юриспруденция_ЧП-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
Казанцева А.Е.;к.ю.н., зав.каф., А.Е. Казанцева

Рецензент(ы):
Ст.препод, А.А.Серебряков

Рабочая программа дисциплины
Актуальные проблемы наследственного права

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция (приказ Минобрнауки России от 25.11.2020 г. № 1451)

составлена на основании учебного плана:
40.04.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра гражданского права

Протокол от 13.06.2023 г. № 7
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Профессор, к.ю.н. Т.А. Филиппова


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра гражданского права

Протокол от 13.06.2023 г. № 7
Заведующий кафедрой Профессор, к.ю.н. Т.А. Филиппова


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Профессиональная подготовка специалистов в сфере наследственных отношений, обеспечение необходимого уровня знаний высококвалифицированного юриста на основе общетеоретических положений, общих положений наследственного права и новейших течений в юридической науке, привитие умений и навыков, необходимых для профессионального совершения юридически значимых действий в соответствии с действующим законодательством с учетом общетеоретических положений и новейших течений в науке гражданского права.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен разрабатывать нормативные правовые акты в сфере частного права
ПК-1.1 Знает основные стадии нормотворчества в сфере частного права.
ПК-1.2 Умеет разрабатывать проекты нормативных правовых актов в сфере частного права.
ПК-1.3 Владеет навыками формулирования юридических дефиниций и юридических норм в сфере частного права.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1. ПК-1.1. Знает основные стадии нормотворчества в сфере частного права.
3.2.Уметь:
3.2.1. ПК-1.2. Умеет разрабатывать проекты нормативных правовых актов в сфере частного права.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1. ПК-1.3 Владеет навыками формулирования юридических дефиниций и юридических норм в сфере частного права.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Проблемы общих положений наследственного права
1.1. Уточнение понятийного аппарата наследственного права. Понятие наследственного имущества. Возможные наследники и наследодатели. Возможные и реальные недостойные наследники. Время открытия наследства и проблема часовых поясов. Вопросы, возникающие при определении места открытия наследства Практические 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Уточнение понятийного аппарата наследственного права. Понятие наследственного имущества. Возможные наследники и наследодатели. Возможные и реальные недостойные наследники. Время открытия наследства и проблема часовых поясов. Вопросы, возникающие при определении места открытия наследства Лекции 2 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Уточнение понятийного аппарата наследственного права. Понятие наследственного имущества. Возможные наследники и наследодатели. Возможные и реальные недостойные наследники. Время открытия наследства и проблема часовых поясов. Вопросы, возникающие при определении места открытия наследства Сам. работа 2 12 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Наследственная правоспособность и наследственное правоотношение
2.1. Проблема наследственной правоспособности. Юридические факты, порождающие наследственную правоспособность и статус потенциальных наследников. Наследственное правоотношение: объекты, субъекты и содержание. Практические 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Проблема наследственной правоспособности. Юридические факты, порождающие наследственную правоспособность и статус потенциальных наследников. Наследственное правоотношение: объекты, субъекты и содержание. Сам. работа 2 12 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Проблемы, связанные с совершением завещания (правоотношения, предшествующие наследственному)
3.1. Завещательная правоспособность и право завещать. Понятие завещания и его правовая природа. Заявление как односторонняя сделка. Содержание завещания (завещательные распоряжения) и его форма. Правоотношения возникающие с участием лиц, присутствующих при совершении завещания. Лекции 2 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.2. Завещательная правоспособность и право завещать. Понятие завещания и его правовая природа. Заявление как односторонняя сделка. Содержание завещания (завещательные распоряжения) и его форма. Правоотношения возникающие с участием лиц, присутствующих при совершении завещания. Практические 2 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.3. Завещательная правоспособность и право завещать. Понятие завещания и его правовая природа. Заявление как односторонняя сделка. Содержание завещания (завещательные распоряжения) и его форма. Правоотношения возникающие с участием лиц, присутствующих при совершении завещания. Сам. работа 2 15 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 4. Правоотношения по выявлению наследства, его охране и доверительному управлению
4.1. Общая совместная собственность супругов и ее преобразование в случае смерти одного из супругов в общую долевую собственность. Права пережившего супруга. Определение доли и состава супружеской собственности. Правоотношения с участием коммерческой организации по выявлению доли, пая, акций умершего её члена, участника. Правоотношения по определению доли умершего члена крестьянского (фермерского) хозяйства. Лица, обеспечивающие охрану наследственного имущества. Действия, совершаемые нотариусом либо душеприказчиком по охране наследства. Проблемы доверительного управления наследственным имуществом Практические 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.2. Общая совместная собственность супругов и ее преобразование в случае смерти одного из супругов в общую долевую собственность. Права пережившего супруга. Определение доли и состава супружеской собственности. Правоотношения с участием коммерческой организации по выявлению доли, пая, акций умершего её члена, участника. Правоотношения по определению доли умершего члена крестьянского (фермерского) хозяйства. Лица, обеспечивающие охрану наследственного имущества. Действия, совершаемые нотариусом либо душеприказчиком по охране наследства. Проблемы доверительного управления наследственным имуществом Сам. работа 2 14 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 5. Правоотношения по принятию и оформлению наследства
5.1. Практическое занятие по решению задач. Практические 2 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.2. Принятие наследства: порядок, способы и сроки принятия наследства. Отказ от наследства. Непринятие наследства. Правоотношения по оформлению и выдаче свидетельства о праве на наследство. Сам. работа 2 13 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 6. Правоотношения общей долевой собственности и преимущественное право на получение некоторых объектов в счет своей наследственной доли при разделе наследства
6.1. Общая долевая собственность правопреемников на имущество, приобретенное в порядке наследования. Преимущественное право правопреемников на получение некоторого имущества в счет своей наследственной доли при разделе наследственного имущества. Права пережившего супруга. Проблемы сохранения предприятия «на ходу». Сам. работа 2 14 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 7. Правоотношения по выполнению правопреемниками, приобретенных обязанностей
7.1. Осуществление прав и исполнение обязанностей, приобретенных правопреемниками. Выплата расходов, вызванных заболеванием Решение задач по теме занятия. Расходы на достойные похороны. Исполнение завещательного отказа и завещательного возложения. Практические 2 0 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
7.2. Осуществление прав и исполнение обязанностей, приобретенных правопреемниками. Выплата расходов, вызванных заболеванием потенциального наследодателя. Расходы на достойные похороны. Исполнение завещательного отказа и завещательного возложения. Сам. работа 2 14 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 8. Зачёт
8.1. Зачёт Зачет 2 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6335

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1: Способен разрабатывать нормативные правовые акты в сфере частного права

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
.1. Выберите правильный порядок расположения нормативно правовых актов по юридической силе в порядке убывания.
Указы Президента РФ; постановления Правительства РФ; нормативные акты палат Федерального Собрания
Постановления Правительства РФ; указы Президента РФ; нормативные акты палат Федерального Собрания
Постановления Правительства РФ; нормативные акты палат Федерального Собрания; указы Президента РФ
Нормативные акты палат Федерального Собрания; указы Президента РФ; постановления Правительства РФ
Ответ: Федеральные конституционные законы;
Федеральные законы;
Подзаконные нормативные акты;
Законы субъектов Российской Федерации;
Подзаконные нормативные акты субъектов Российской Федерации;

2. Какой структурный элемент конституционно-правовой нормы содержится в ч. 2 ст. 4 Конституции РФ: «Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации».
А)Гипотеза
Б)Диспозиция
В)Санкция
Г)Обязанность
Ответ: А
3. Какие структурные элементы конституционно-правовой нормы содержатся в ч. 4 ст. 15 Конституции РФ: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора»
А)Гипотеза, диспозиция, санкция
Б)Гипотеза, диспозиция
В)Гипотеза
Г)Диспозиция
Ответ: Б
4.Определите, к какому элементу правового акта относятся такие положения как заголовок, дата принятия и номер акта.
А)Реквизиты
Б)Преамбула
В)Приложение
Ответ: А
5. В Российской Федерации могут издаваться законы, которые…
А) изменяют содержание конституционных прав и свобод человека и гражданина
Б) отменяют права и свободы человека и гражданина
В) умаляют права и свободы человека и гражданина
Г) ограничивают права и свободы человека и гражданина
Ответ: Г
6. Сохранность наследственного имущества может обеспечиваться силами:
А) исполнителя завещания
Б) хранителем наследственного имущества
В) опекуна наследственного имущества
Г) судебного пристава-исполнителя
Ответ: А
7. В случае смерти члена крестьянского (фермерского) хозяйства:
А) его имущество наследуется в общем порядке
Б). имущество наследуется с учетом его правового режима
В) наследование не возникает
Г) при отсутствии наследников имущество переходит к государству.
Ответ: А
8. Недвижимое имущество наследователя, которым другие лица владели добросовестно, открыто и как своим собственным в течение 15 лет:
А) Включается в наследственную массу
Б)Не включается в наследственную массу
В) не включается в наследственную массу, если течение давностного срока началось после 1 января 1991 года
Ответ: А
9. Наследственный фонд создается на основании:
A) закона
B) завещания
C) закона и завещания
D) исполнения завещания
Ответ: В
10. Договор о наследовании могут заключить:
A) возможный наследодатель и наследники по закону
B) завещатель и наследники по завещанию
C) возможный наследодатель и третьи лица
D) завещатель и наследники по закону
Ответ: A
11. Наследственное право является:
A) самостоятельной отраслью права
B) частью нотариального права
C) частью права собственности
D) частью гражданского права
Ответ: D
12. Правоотношение между завещателем и нотариусом является:
A) гражданско-процессуальным
B) гражданским
C) нотариально-процессуальным
D) административным
Ответ: С
13. Свидетелем при совершении завещания могут быть:
A) любой гражданин
B) наследник
C) любое физическое лицо, кроме лиц, указанных в законе
D) помощник нотариуса
Ответ: C
14. Обязательная доля составляет от той доли, которая бы приходилась необходимому наследнику при наследовании по закону:
A) не менее 2/3
B) не менее ½
C) 1/3
D) ¾.
Ответ: В

15. Душеприказчик действует в интересах:
A) кредиторов
B) наследников
C) наследников, кредиторов, заинтересованных лиц
D) кредиторов и заинтересованных лиц
Ответ: С
16. Исполнителем завещания может быть:
A) физическое и юридическое лицо
B) физическое лицо
C) юридическое лицо
D) только индивидуальный предприниматель
Ответ: А

6. Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«5» – верно выполнено более 90% заданий.
«4» – верно выполнено от 70% до 89% заданий.
«3» – верно выполнено 51% до 69% заданий.
«2» – верно выполнено менее 51% заданий.
Примеры заданий открытого типа
.
1.При проведении нотариальных действий что проверяет нотариус
Ответ: законность сделки, в том числе наличия у каждой из сторон права на ее совершение, соответствия содержания сделки действительным намерениям сторон
2. Может ли нотариус проверять дееспособность лиц, обратившихся к нему
Ответ: Да, может
3. Отказ от наследства по своей правовой природе является -----------
Ответ: Односторонней сделкой
4. недостойные наследники –это
Ответ: это граждане, пытавшиеся умышленными противоправными действиями завладеть не причитающейся им долей в наследстве, или действовали таким образом, чтобы не причитающейся долей в наследстве завладели другие лица
5. может ли быть объектом наследования личные права наследодателя
Ответ: Нет, не может.
6. Сохранность наследственного имущества может обеспечиваться силами:
Ответ: исполнителя завещания и хранителя наследственного имущества
7.Договор о наследовании могут заключить
может быть заключен между супругами, а также лицами, которые могут призываться к наследованию за каждым из супругов.

8.Определите размер ответственности наследника по долгам наследодателя, который получил кредит в банке в размере 400 тыс. руб., и умер, не успев его погасить
Ответ: Каждый из наследников отвечает по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имуществаи
9. Каким образом и кто сможет проконтролировать выполнение легата?
Ответ: Заинтересованные лица, исполнитель завещания и любой из наследников вправе требовать исполнения завещательного возложения в судебном порядке, если завещанием не предусмотрено иное.
10.В течение какого срока отказополучатель может требовать выполнения легата?
Ответ: В течении трех лет со дня открытия наследства
11. Срок принятия наследства по общему правилу составляет:
Ответ: в течении шести месяцев со дня открытия наследства
12.В какой форме может быть сформировано завещание в чрезвычайной ситуации?
Ответ: В простой письменной форме
13. Весь комплекс имущества, а равно имущественных прав и обязанностей наследодателя, подлежащих переходу к наследникам после его кончины, составляет его:
Ответ: наследственная масса
14.Документ, который официально выдается наследнику и свидетельствует о наличии у того неоспоримого права на получение конкретного наследства, называется:
Ответ: Свидетельство о праве на наследство
15.Государственные награды покойного наследодателя, которые попадают под действие норм законодательства РФ о государственных наградах:
Ответ: Не входят в состав наследства
16.Какое толкование завещания предписывает применять Гражданский кодекс РФ?
Ответ: Буквальное толкование
17.Н. умер и к наследованию был призван его сын О., который умер, не успев принять наследство. Имущество Н. переходит к
Ответ: право на принятие причитавшегося ему наследства переходит к его наследникам по закону, а если все наследственное имущество было завещано - к его наследникам по завещанию
18.Наследство открывается
Ответ: Наследство открывается в момент смерти гражданина
19.Нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего не менее одного года до его смерти наследуют
Ответ: они наследуют наравне с наследниками той очереди, которая призывается к наследованию.
20.Наследник, отказавшийся от наследства, будет ли отвечать по долгам наследодателя
Ответ: Наследник отказавшийся от наследства не обязан отвечать по долгам наследодателя.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Наследственное право зарубежных стран.
2. Наследственное правоотношение.
3. Завещательный отказ и завещательное возложение: сравнительная характеристика.
4. Основания недействительности завещания.
5. Проблемы наследования выморочного имущества.
6. Фактическое принятие наследства.
7. Право отказа от наследства.
8. Доверительное управление наследственным имуществом.
9. Наследование ограниченно оборотоспособных вещей.
10.Наследование прав, связанных с участием в юридических лицах.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.
Вопросы для зачета:

1. Открытие наследства. Проблемы места и времени открытия наследства.
2. Особенности наследственного фонда, как наследника по завещанию.
3. Ответственность по приобретенным долгам.
4. Достоинства и недостатки совместного завещания супругов.
5. Ответственность по приобретенным долгам.
6. Достоинства и недостатки совместного завещания супругов.
7. Понятие наследственного права и его принципы.
8. Достоинства и недостатки совместного завещания супругов.
9. Исполнение легата и возложения.
10. Исполнение наследственного договора.
11. Права пережившего супруга.
12. Договор о наследовании.
13. Наследственная правоспособность.
14. Значение исполнителя завещания по законодательству 2017 г.
15. Особенности раздела предприятия.
16. Достоинства и недостатки совместного завещания супругов.
17. Понятие наследственного правоотношения.
18. Доверительное управление наследственным имуществом.
20. Ответственность по приобретенным долгам.
21. Проблемы наследования выморочного имущества.
22.Понятие завещания. Свобода завещания.
23. Наследование доли в уставном (складочном) капитале хозяйственного товарищества и общества
24. Изменение и отмена завещания. Признание завещания недействительным.
25. Преимущественное право на неделимую вещь.
26. Правоотношение между наследником и пережившим супругом.
27. Приобретение доли в имуществе КФХ – юридического лица.
28. Наследственное правопреемство. Состав наследственного имущества.
29. Защита прав несовершеннолетних и недееспособных наследников.
30. Назначение и подназначение наследников. Их наследственные доли.
31. Отказ от наследства и способы отказа.
32. Регистрация наследственного фонда.
33. Необходимые наследники.
34. Завещания, приравненные к нотариально удостоверенному.
35. Сроки на принятие наследства.
36. Юридические факты, порождающие наследственное правоотношение.
37. Недостойные наследники.
38. Чрезвычайное завещание.
39. Способы принятия наследства.
40. Наследственная трансмиссия.
41. Охрана наследства. Меры по охране наследственного имущества.
42. Исполнение наследственного договора.
Критерии оценивания
Зачтено: студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями. студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
Не зачтено: студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Абраменков М. С., Чугунов П. В., Белов В. А. ; Отв. ред. Белов В. А. НАСЛЕДСТВЕННОЕ ПРАВО. Учебник для магистров: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
Л1.2 Корнеева И.Л. Наследственное право: учебник Юрайт, 2023 URL: https://urait.ru/bcode/516905
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Белов В.А. Наследственное право : учебник для вузов Юрайт, 2023 URL: https://urait.ru/bcode/531312
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС «Университетская библиотека online», http://www.biblioclub.ru -
Э2 - ЭБС издательства "Лань", e.lanbook.com
Э3 федеральный образовательный портал "Юридическая Россия" http://law.edu.ru -
Э4 курс в модул "Актуальные проблемы наследственного права" portal.edu.asu.ru
Э5 Электронно-библиотечная система "Юрайт https://www.biblio-online.ru/
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader

Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)
4. Гас. Рф. Правосудие https://sudrf.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
207С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 13 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Трудности в изучении дисциплины могут быть вызваны и субъективными причинами. Наиболее распространенные: непосещение и систематические пропуски лекционных и семинарских занятий. Здесь студентам важно понять что целенаправленное и глубокое изучение дисциплины, возможно, только при использовании всех форм обучения. Лекции дают возможность получить знание предмета в системе, разобраться в вопросах, которые либо вообще не рассматриваются в учебниках, либо изложены очень кратко. Жанр учебников таков, что не предполагает объяснений, практических примеров, а без восполнения этих пробелов студенты, в подавляющем большинстве случаев не могут самостоятельно справиться с материалом, в результате чего у них возникают серьёзные проблемы на экзаменах. На семинарских занятиях студенты под руководством преподавателя учатся применять законодательство. Следует иметь в виду, что знания по изучаемой дисциплине можно получить только своим трудом, роль преподавателя – помочь в этом нелегком деле. Поэтому изучать дисциплину следует не только в университетских аудиториях, но и «на дому». Самостоятельная работа студента предполагает чтение по рекомендации преподавателя монографической литературы, научных статей, подготовку научных докладов, реферирование и др.
Задачи самостоятельной внеаудиторной работы студентов:
1. Продолжение изучения дисциплины в «домашних» условиях по программе, предложенной преподавателем.
2. Привитие студентом интереса к юридической литературе, арбитражной и судебной практике, правотворческому процессу.
Формы самостоятельной работы:
1. Прочтение по рекомендации преподавателя монографических изданий, научных статей в юридических журналах. Конспектирование этих работ с последующим докладом и обсуждением на практических занятиях, в научных студенческих кружках.
2. Привитие студентам интереса к «живой» практике работы судов, адвокатуры путем посещения судебных заседаний. Итоги таких посещений по наиболее интересным делам обсуждаются на практических занятиях.
3. Выполнение студентами домашних заданий по составлению юридических документов.
4. Написание рефератов, что преследует цель развития у студентов умения читать юридические сочинения, анализировать их, устанавливать сходство и различия во взглядах их авторов и излагать извлеченные знания самостоятельно, грамотным юридическим языком. Предметом реферирования может быть также законодательство, материалы судебной и арбитражной практики.
5. Выполнение курсовых и контрольных работ по тематике, определенной преподавателем.