МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Зарубежные концепции национальной безопасности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра конституционного и международного права
Направление подготовки40.05.01. специальность Правовое обеспечение национальной безопасности
СпециализацияУголовно-правовая
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz40_05_01_Правовое обеспечение нацбезопасности-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ф.н, Доцент, Головинов А.В.

Рецензент(ы):
к.ю.н., Доцент , Канакова А.Е.

Рабочая программа дисциплины
Зарубежные концепции национальной безопасности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности (приказ Минобрнауки России от 31.08.2020 г. № 1138)

составлена на основании учебного плана:
40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра конституционного и международного права

Протокол от 15.06.2021 г. № 9
Срок действия программы: 2021-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ю.н. профессор Аничкин Е.С.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра конституционного и международного права

Протокол от 15.06.2021 г. № 9
Заведующий кафедрой д.ю.н. профессор Аничкин Е.С.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины "Зарубежные концепции национальной безопасности" является освоение студентами содержания конституций зарубежных стран о суверенитете и безопасности. В ходе изучения данной дисциплины у студентов будут сформировано представление об объектах обеспечения национальной безопасности, государственных органах, обеспечивающих национальную безопасность в зарубежных странах, а также основные направления государственной политики зарубежных стран в области обеспечения безопасности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.1

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1 Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
УК-5 Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия
ПК-4 Способен обеспечивать законность, правопорядок, безопасность личности, общества и государства
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.УК-1.1. Знает основные теоретико-методологические положения системного подхода как научной и философской категории
УК-5.1. Знает основные подходы к изучению культурных явлений; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии во временной ретроспективе, формы межкультурного взаимодействия; особенности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира.
ПК-4.1. Знает нормативные правовые акты в сфере обеспечения законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства.
3.2.Уметь:
3.2.1.УК-1.2. Осуществляет поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов.
УК-5.2. Применяет знания особенностей межкультурного взаимодействия в практической деятельности; критически осмысливает и формирует собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни с учетом их культурно-исторической обусловленности.
ПК-4.2. Умеет определять способы обеспечения законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства в зависимости от конкретной юридической ситуации.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.УК-1.3. Сопоставляет разные источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений.
УК-1.4. Анализирует информацию и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки
УК-5.3. Владеет нормами взаимодействия и толерантного поведения в условиях культурного, религиозного, этнического, социального многообразия современного общества.
УК-5.4. Владеет приемами презентации результатов собственных теоретических изысканий в области межкультурного взаимодействия.
ПК-4.3. Владеет навыками выявления и пресечения противоправного поведения при выполнении профессиональных задач.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Концептуальные основы национальной безопасности
1.1. Сам. работа 3 12 УК-1, УК-5, ПК-4 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.2. Концептуальные основы национальной безопасности Лекции 3 0 УК-1, УК-5, ПК-4 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.3. Концептуальные основы национальной безопасности Практические 3 0 УК-1, УК-5, ПК-4 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Органы, обеспечивающие национальную безопасность в зарубежных странах
2.1. Органы, обеспечивающие национальную безопасность в зарубежных странах Лекции 3 0 УК-1, УК-5, ПК-4 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.2. Органы, обеспечивающие национальную безопасность в зарубежных странах Практические 3 0 УК-1, УК-5, ПК-4 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.3. Сам. работа 3 10 УК-1, УК-5, ПК-4 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Система обеспечения национальной безопасности в зарубежных странах
3.1. Система обеспечения национальной безопасности в зарубежных странах Лекции 3 0 УК-1, УК-5, ПК-4 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
3.2. Система обеспечения национальной безопасности в зарубежных странах Практические 3 2 УК-1, УК-5, ПК-4 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
3.3. Сам. работа 3 14 УК-1, УК-5, ПК-4 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Комплекс мер по обеспечению национальной безопасности в зарубежных странах
4.1. Комплекс мер по обеспечению национальной безопасности в зарубежных странах Лекции 3 0 УК-1, УК-5, ПК-4 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
4.2. Практические 3 0 УК-1, УК-5, ПК-4 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
4.3. Сам. работа 3 20 УК-1, УК-5, ПК-4 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Виды и направления национальной безопасности в зарубежных странах (Западно-Европейские страны)
5.1. Практические 3 0 УК-1, УК-5, ПК-4 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
5.2. Сам. работа 3 4 УК-1, УК-5, ПК-4 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
5.3. Виды и направления национальной безопасности в зарубежных странах (Западно-Европейские страны) Лекции 3 4 УК-1, УК-5, ПК-4 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
5.4. Виды и направления национальной безопасности в зарубежных странах (Западно-Европейские страны) Практические 3 0 УК-1, УК-5, ПК-4 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 6. Концепции, доктрины и стратегии национальной безопасности в Европе
6.1. Практические 3 0 УК-1, УК-5, ПК-4 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
6.2. Сам. работа 3 20 УК-1, УК-5, ПК-4 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 7. Концепции, доктрины и стратегии национальной безопасности в странах Азии, Африки и Океании
7.1. Практические 3 0 УК-1, УК-5, ПК-4 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
7.2. Сам. работа 3 12 УК-1, УК-5, ПК-4 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 8. Концепции, доктрины и стратегии национальной безопасности в США
8.1. Практические 3 4 УК-1, УК-5, ПК-4 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 9. Национальная безопасность в странах СНГ
9.1. Лекции 3 0 УК-1, УК-5, ПК-4 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
9.2. Сам. работа 3 2 УК-1, УК-5, ПК-4 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – ссылка на курс
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=9192

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-1: Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
УК-5: Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия
ПК-4: Способен обеспечивать законность, правопорядок, безопасность личности, общества и государства

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Законодательство определяет понятие «безопасность» как
1. отсутствие угрозы государственным интересам
2. обеспечение функционирования общественных институтов
3. состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства
4. соблюдение прав личности
2. Объектом обеспечения безопасности законодательство определяет
1. личность
2. личность, общество и государство
3. общество
4. государство

3.Однопартийная политическая система действует в:
1 Германия, Франция, Япония, Индия.
2 Великобритания, США, Австралия, Турция;
3 Куба, Вьетнам, КНДР, Туркмения;
4 Катар, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия.

4. Субъектом обеспечения безопасности законодательство определяет
1. личность
2. общество
3. силовые структуры
4. государство
5.Общественные отношения, связанные с участием населения в публичной власти зарубежных стран составляют предмет:
1. уголовного права;
2 финансового права;
3 административного права;
4 конституционного права.

6. Конституционный контроль – это:
1 одно из полномочий государственного органа, устанавливать соответствие или несоответствие конституции актов, принятых различными органами публичной власти
2 власть, предоставленная соответствующему органу устанавливать соответствие конституции актов, принятых различными органами публичной власти;
3 власть, предоставленная соответствующему органу устанавливать несоответствие конституции актов, принятых различными органами публичной власти;
4 власть, предоставленная соответствующему органу контролировать и в случае необходимости устанавливать соответствие или несоответствие конституции актов, принятых различными органами публичной власти.

7. Специализированные органы конституционного контроля функционируют в:
1 США;
2 Великобритании;
3 Бельгии;
4 Нидерландах.

8. Права и свободы личности чаще всего подразделяют на:
1 личные, политические, социально-экономические, культурные;
2 индивидуальные и коллективные;
3 физические, интеллектуальные и регулирующие отношения между людьми;
4 основные и дополнительные.

9. Термин «национальная безопасность» появился в ...
1. в начале ХХ века
2. со времени возникновения Российского государства
3. в конце ХХ века
4. после Второй мировой войны

10.Термин «национальная безопасность» означает
1. безопасность титульной нации
2. безопасность каждой нации и народности России в отдельности
3. безопасность всей совокупности наций и народностей, населяющих РФ
4. отсутствие угрозы со стороны других наций

11.Подход к национальной безопасности должен строиться на
1. идеологических соображениях
2. эмоциональных факторах
3. геополитических интересах страны
4. моральных категориях

12.Хорошие отношения между государствами в современном мире складываются благодаря
1. стремлению к всеобщей гармонии и сотрудничеству
2. ориентации на «общечеловеческие ценности»
3. дружеским чувствам лидеров
4. правильному учету геополитических реалий, баланса сил

13. Деятельностная концепция исходит из того, что
1. основную угрозу безопасности несут воздействия окружающей среды
2. основную угрозу безопасности несут действия людей
3. опасными или безопасными являются не внешние воздействия, а наши системы деятельности
4. основную угрозу безопасности представляет собой политика других государств

14.Понятие опасности для организованной системы предполагает
1. наличие объекта, для работы с которым наличные средства и методы недостаточны
2. наличие объекта, угрожающего системе
3. недостаточную структурированность системы
4. наличие взаимодействующих систем

15. Осознание опасности требует выделения
1. системы, подверженной опасности, угрожающей системы и системы обеспечения безопасности
2. природной и общественной систем
3. систем внутренних и международных отношений
4. экономической, социальной и политической систем

16. Обеспечение безопасности является
1. звеном управленческой деятельности
2. частью управленческой деятельности
3. одним из аспектов управленческой деятельности
4. основной целью управленческой деятельности

17. Основными принципами обеспечения военной безопасности являются:
1.ненанесение ущерба международной безопасности и национальной безопасности
других стран
2.создание военизированных молодежных организаций
3.всяческое поддержание патриотических движений
4.сочетание твердого централизованного руководства военной организацией государства с гражданским контролем ее деятельности
5.эффективность прогнозирования, своевременность вскрытия и классификация военных угроз, адекватность реагирования на них

18. Задачей «науки о безопасности» является
1. выработка знаний о существующих ресурсах, их поиск и оптимизация
2. учет существующих ресурсов
3. ресурсное обеспечение проектов развития
4. сбережение ресурсов

19. Вооруженный конфликт это:
1.Одна из форм разрешения политических, национально-этнических, религиозных, территориальных и других противоречий с применением средств вооруженной
борьбы, при которой государство (государства), участвующие в военных действиях не переходят в особое состояние, называемое войной
2.Одна из форм разрешения политических, национально-этнических, религиозных, территориальных и других противоречий с применением средств вооруженной
борьбы, при которой государство (государства), участвующие в военных действиях обязательно переходят в особое состояние, называемое войной

20. В каком году был создан американский ядерный центр:
1 1942
2 1950
3 1945
4 1940
5 1943

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1.Какие бывают виды концепций национальной безопасности в зарубежных странах

2. Что является субъектами национальной безопасности в зарубежных странах

3. В каких случаях государство - главный субъект национальной безопасности в зарубежных странах?

4. Какие бывают разновидности угроз национальной безопасности в зарубежных странах?

5. В чем заключается мониторинг и профилактика угроз национальной безопасности в зарубежных странах?

6. Какие вы знаете основные направления государственной политики зарубежных стран в области обеспечения безопасности?

7. Какие виды систем нормативно-правовых актов в области обеспечения безопасности зарубежных стран вы можете назвать?

8. Как можете назвать специальные экономические меры в целях обеспечения безопасности зарубежных стран ?

9. Что вам известно о зарубежном опыте внедрения современных видов вооружения, военной и специальной техники в целях обеспечения безопасности?

10. Что понимается под экономической безопасность?

11. военная безопасность обозначается как?

12. Какие ветви государственной власти в зарубежных странах вы можете назвать?

13. Что под понимают под общественной безопасностью ?

14. В мусульманском праве главный источник права это ?

15. Что представляет из себя диспозитивный метод конституционно-правового регулирования?

16. Какие из существую подзаконные акты?

17. Монархиями являются государства в которых?

18. Какие вы можете назвать объекты обеспечения национальной безопасности в зарубежных странах ?

19. Что такое стратегии обеспечения национальной безопасности стран?

20. Способами формирования верхней (второй) палаты парламента в зарубежных странах выступают?

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.
ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1.Дайте определение национальной безопасности
2. Обозначьте понятие концепции национальной безопасности
3.Определите подходы к определению национальной безопасности в зарубежных странах
4. Сформулируйте внутренние и внешние угрозы национальной безопасности в зарубежных странах
5. Каково соотношение международной и национальной безопасности
6. Определите субъекты деятельности по обеспечению национальной безопасности в зарубежных странах
7. Обозначьте государственные органы, обеспечивающие национальную безопасность в зарубежных странах
8. Выделите негосударственные органы, обеспечивающие национальную безопасность в зарубежных странах
9. Назовите объекты обеспечения национальной безопасности в зарубежных странах
10. Определите профилактику угроз национальной безопасности в зарубежных странах
11. Назовите основные направления государственной политики зарубежных стран в области обеспечения безопасности
12. Какова общая характеристика системы нормативно-правовых актов в области обеспечения безопасности зарубежных стран
13. Обозначьте международное сотрудничество в целях обеспечения безопасности
14. Назовите специальные экономические меры в целях обеспечения безопасности зарубежных стран
15. Определите зарубежный опыт внедрения современных видов вооружения, военной и специальной техники в целях обеспечения безопасности
16. Обозначьте зарубежный опыт финансирования расходов на обеспечение безопасности
17. Назовите оперативные и долговременные меры по выявлению, предупреждению и устранению угроз безопасности за рубежом
18. Какова научная деятельность в области обеспечения безопасности в зарубежных стран
19. Сформулируйте виды и направления национальной безопасности в зарубежных странах (Западно-Европейские страны)
20. Определите подходы к национальной безопасности в ФРГ, Франции, Италии, Испании
21. Обозначьте стратегии обеспечения национальной безопасности стран Восточной Европы и в Азии (Индия, Китай, КНДР, Япония и др.
22. Раскройте содержание концепции национальной безопасности США



КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Каламкарян Р. А., Мигачев Ю. И. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО 5-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
Л1.2 Кардашова И. Б. ОСНОВЫ ТЕОРИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: Учебник для вузов М.: Издательство Юрайт, 2019 // ЭБС "Юрайт" www.biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Садовникова Г.Д. КОММЕНТАРИЙ К КОНСТИТУЦИИ РФ ПОСТАТЕЙНЫЙ 10-е изд., испр. и доп: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Шашкова, А. В. Конституционное право зарубежных стран : учебник : Конституционное право зарубежных стран : учебник Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/38A893C7-0BFD-4F9D-BF4E-68E511AA30D2.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в мудл portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Практическое задание предполагает рассмотрение конкретной жизненной ситуации, правильную юридическую квалификацию, оценку действий участников ситуации и предложение оптимального варианта разрешения спорной ситуации. Студенты должны дома разобрать предложенные практические задания и на аудиторном занятии предложить свой вариант решения. При оценивании выполнения практического задания учитываются: полнота выполнения практического задания; своевременность выполнения задания; последовательность и рациональность выполнения задания; самостоятельность решения; знание судебной практики по рассматриваемой ситуации. Оценивается по четырех балльной шкале аналогично оцениванию ответа на зачете.
В билете включено два теоретических вопроса соответствующие содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводится в устной форме. На ответ студенту отводится 35 минут. Оценивается по четырех балльной шкале. Критерии оценивания представлены в третьем разделе фонда оценочных средств.