Закреплена за кафедрой | Кафедра трудового, экологического права и гражданского процесса |
---|---|
Направление подготовки | 40.05.04. специальность Судебная и прокурорская деятельность |
Специализация | Судебная деятельность |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z40_05_04_Судебная и прокурорская деятельность-2022 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 3 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 6 | 6 | 6 | 6 |
Сам. работа | 89 | 89 | 89 | 89 |
Часы на контроль | 9 | 9 | 9 | 9 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра трудового, экологического права и гражданского процесса
Протокол от 15.06.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой Е.С. Аничкин, д.ю.н., профессор
1.1. | Целью освоения дисциплины является формирование у студентов навыков практической деятельности юриста. Задачи дисциплины: ознакомить студентов с основами деятельности юридической службы; сформировать представление о видах юридической помощи; ознакомить с основными правилами составления процессуальных документов; научить основам юридичкского стиля; ознакомить с основами юридического письма, научить составлять основные виды правовых документов по отраслям права. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01 |
ПК-3 | Способен квалифицированно применять нормативные правовые акты в соответствии с федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными нормативными актами |
ПК-3.1 | Знает нормативные правовые акты в сфере обеспечения законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства. |
ПК-3.2 | Умеет определять способы обеспечения законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства в зависимости от конкретной юридической ситуации. |
ПК-3.3 | Владеет навыками выявления и пресечения противоправного поведения при выполнении профессиональных задач. |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | ПК-3.1. Знает практику, тенденции и проблемы применения правовых норм в сфере профессиональной деятельности. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | ПК-3.2. Умеет анализировать нормативные правовое акты и применять нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | ПК-3.3. Владеет навыками принятия правовых решений и осуществления иных юридических действий в точном соответствии с федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными нормативными актами. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Организация юридической службы | ||||||
1.1. | Виды профессиональной деятельности юриста. Организация юридических служб в государственных и муниципальных органах, организациях различных организационно-правовых форм. Основные должностные обязанности юриста. Юридическая клиника как вид юридической службы. Происхождение и содержание термина «юридическая клиника». Виды юридической помощи. Бесплатная юридическая помощь (юридические услуги pro bono). Нормативная основа бесплатной юридической помощи. | Сам. работа | 3 | 4 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 | |
1.2. | Виды профессиональной деятельности юриста. Организация юридических служб в государственных и муниципальных органах, организациях различных организационно-правовых форм. Основные должностные обязанности юриста. Юридическая клиника как вид юридической службы. Происхождение и содержание термина «юридическая клиника». Виды юридической помощи. Бесплатная юридическая помощь (юридические услуги pro bono). Нормативная основа бесплатной юридической помощи. | Лекции | 3 | 0 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 | |
1.3. | Виды профессиональной деятельности юриста. Организация юридических служб в государственных и муниципальных органах, организациях различных организационно-правовых форм. Основные должностные обязанности юриста. Юридическая клиника как вид юридической службы. Происхождение и содержание термина «юридическая клиника». Виды юридической помощи. Бесплатная юридическая помощь (юридические услуги pro bono). Нормативная основа бесплатной юридической помощи. | Практические | 3 | 2 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 | |
Раздел 2. Сбор и анализа правовой информации | ||||||
2.1. | Конституционное право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом как основа для сбора правовой информации. Законные способы получения информации. Виды информации. Специально охраняемый законом тайны и порядок доступа к ним. Доступ к информации о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, судов. | Сам. работа | 3 | 4 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 | |
2.2. | Конституционное право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом как основа для сбора правовой информации. Законные способы получения информации. Виды информации. Специально охраняемый законом тайны и порядок доступа к ним. Доступ к информации о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, судов. | Лекции | 3 | 0 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 | |
2.3. | Конституционное право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом как основа для сбора правовой информации. Законные способы получения информации. Виды информации. Специально охраняемый законом тайны и порядок доступа к ним. Доступ к информации о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, судов. | Практические | 3 | 2 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 | |
Раздел 3. Основы юридического письма | ||||||
3.1. | Основы юридической техники. Требования, предъявляемые к юридическим документам и последствия их несоблюдения. Техника юридического письма. Особенности языка и стиля. Последовательность и приемы разработки документов. Составление документов. Виды юридических документов и особенности их составления. | Сам. работа | 3 | 30 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 | |
3.2. | Основы юридической техники. Требования, предъявляемые к юридическим документам и последствия их несоблюдения. Техника юридического письма. Особенности языка и стиля. Последовательность и приемы разработки документов. Составление документов. Виды юридических документов и особенности их составления. | Лекции | 3 | 2 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 | |
3.3. | Основы юридической техники. Требования, предъявляемые к юридическим документам и последствия их несоблюдения. Техника юридического письма. Особенности языка и стиля. Последовательность и приемы разработки документов. Составление документов. Виды юридических документов и особенности их составления. | Практические | 3 | 2 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 | |
Раздел 4. Составление гражданско-правовых документов | ||||||
4.1. | Составление гражданско-правовых договоров. Подготовка учредительных документов юридических лиц и иных документов, необходимых для государственной регистрации юридического лица, его реорганизации, ликвидации. | Лекции | 3 | 2 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 | |
4.2. | Составление гражданско-правовых договоров. Подготовка учредительных документов юридических лиц и иных документов, необходимых для государственной регистрации юридического лица, его реорганизации, ликвидации. | Сам. работа | 3 | 30 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 | |
Раздел 5. Составление процессуальных документов | ||||||
5.1. | Основные правила подготовки исковых заявлений, отзывов на них. Подготовка апелляционных, кассационных и надзорных жалоб, отзывов на них. Определения суда (о принятии искового заявления, об оставлении искового заявления без движения, о замене стороны, о назначении экспертизы, о прекращении производства по делу и т.д.). Подготовка судебного решения. Требования, которым должно отвечать судебное решение. Основные правила подготовки судебного решения и алгоритм его составления с акцентом на требования логичности и аргументированности изложения. | Сам. работа | 3 | 21 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Понятие процессуального документа. Требования к процессуальным документам. Классификация процессуальных документов. Исковое заявление по гражданскому делу. Протокол судебного заседания по гражданскому делу. Решение суда по гражданскому делу. Определение суда по гражданскому делу (виды определений, структура, содержание, порядок вынесения). Судебный приказ по гражданскому делу. Апелляционная жалоба, представление прокурора по делу. Кассационная жалоба, представление прокурору по гражданскому делу. Делопроизводство по восстановлению утраченных судебных документов. Заявление об обеспечении иска. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрено. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Является приложением к настоящей программе. |
Приложения |
Приложение 1.
ФОС Проц документы.docx
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | И.В. Решетникова | Практика применения арбитражного процессуального кодекса РФ : | Юрайт, 2021 | urait.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | И.В. Решетникова | Доказывание в гражданском процессе: Учебно - практическое пособие | Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/11ABDA47-47B1-489E-BCEE-1AA1557EDB39 |
Л2.2 | А.В. Малько, М.А. Костенко, В.В. Яровая ; под ред. А.В. Малько | Юридическая техника : Словарь - справочник | Директ-Медиа, 2014 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | www.ksrf.ru – официальный сайт Конституционного Суда РФ; | |||
Э2 | www.supcourt.ru – официальный сайт Верховного Суда РФ; | |||
Э3 | www.arbitr.ru - официальный сайт Высшего Арбитражного Суда РФ; | |||
Э4 | www.kraevoy.alt.sudrf.ru – официальный сайт Алтайского краевого суда РФ; | |||
Э5 | www.centralny.alt.sudrf.ru – официальный сайт Центрального районного суда г. Барнаула; | |||
Э6 | www.zheleznodorozhny.alt.sudrf.ru – официальный сайт Железнодорожного районного суда г. Барнаула; | |||
Э7 | www.leninsky.alt.sudrf.ru – официальный сайт Ленинского районного суда г. Барнаула; | |||
Э8 | www.oktabrsky.alt.sudrf.ru – официальный сайт Октябрьского районного суда г. Барнаула; | |||
Э9 | www.industrialny.alt.sudrf.ru– официальный сайт Индустриального районного суда г. Барнаула; | |||
Э10 | www.altai-krai.arbitr.ru – официальный сайт Арбитражного суда Алтайского края. | |||
Э11 | www.echr.coe.int – официальный сайт Европейского суда по правам человека; | |||
Э12 | www.espch.ru – Европейский Суд по правам человека жалобы; | |||
Э13 | www.law.edu.ru – «Юридическая Россия» – образовательный правовой портал. | |||
Э14 | Официальный сайт Верховного Суда РФ | www.supcourt.ru | ||
Э15 | Официальный сайт Арбитражного суда Алтайского края | altai-krai.arbitr.ru | ||
Э16 | Курс в МУДЛ | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Windows, Microsoft office. 7-Zip AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационные справочные системы: СПС "Консультант Плюс" (инсталированный ресурс АлтГУ или http: // www.consultant.ru/); СПС "Гарант". Профессиональные базы данных: Электронная база данных "Scopus" (http: // www.scopus.com); Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
108С | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц |
402С | кабинет тактико-специальной подготовки - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; кафедра; плакат Стратегическое ориентирование на местности в военных условиях |
213С | учебный зал судебных заседаний - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 50 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютер: марка ASUS модель P8B75-M; проектор: марка Epson - 1 единица; герб, флаг РФ; стол и кресла для судей; стол для адвоката; стол для прокурора; стол секретаря судебного заседания; трибуна; юридическая литература (кодексы) |
Учебный курс по дисциплине "Процессуальные документы" реализуется на основе общих методических принципов в сочетании с методиками использования информационных ресурсов. При этом особое внимание уделяется работе обучащихся с информационно-поисковыми заданиями, дальнейшее развитие получают навыки сбора, хранения, обработки информации, применению полученных знаний в проектно-учебной, исследовательской деятельности на уровне профильной подготовки. Работа с различными информационными ресурсами рационально перемежается беседой с преподавателем, обсуждением в группах, записями в тетрадях, игровыми элементами. Наиболее эффективный алгоритм работы с электронными ресурсами: восприятие информации, её анализ и проверка понимания, самооценка (рефлексия), определение дальнейшего маршрута продвижения в учебном материале. Организационные формы обучения: • контактная работа с преподавателем в рамках аудиторных практических занятий; • индивидуальная и индивидуализированная система: при работе с практическими заданиями; • групповая работа: при выполнении заданий общего блока, на основании демонстрации которого организуется обсуждение в группах общей проблемы либо мини-задач, являющихся составной частью общей учебной задачи; возможна также организация работы групп обучащихся по индивидуальным заданиям; • самостоятельная работа по изучению нового материала, отработке учебных навыков и навыков практического применения приобретённых знаний; выполнение индивидуальных заданий творческого характера; • внеаудиторная работа, исследовательская работа. При подготовке к занятиям следует проработать рекомендованную литературу и дополнить конспект. После изучения вопросов темы и их уяснения следует решить задачи по практикуму с обоснованием принимаемых решений. В учебном процессе используются активные формы и методы обучения, такие, например, как деловые игры, использование материалов конкретных гражданских дел и т.п. Применяются технические средства обучения, наглядные пособия. В необходимых случаях (это касается спорных положений законодательства, положений, критикуемых в юридической литературе) студентам следует также высказать существующие в правовой науке точки зрения. Кроме этого, при анализе законодательства необходимо критически оценить положение той или иной правовой нормы и, если это требуется, высказать свое мнение, как можно было бы её изменить. Если у студентов в процессе самостоятельной подготовки возникают трудности с усвоением материала они должны в установленные часы прийти на консультацию и вместе с преподавателем найти правильный ответ. При этом консультация должна строиться таким образом, что преподаватель не читает лекцию, а помогает студенту найти правильное решение, аргументировать его. |