МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Трудовое право

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра трудового, экологического права и гражданского процесса
Направление подготовки40.05.04. специальность Судебная и прокурорская деятельность
СпециализацияСудебная деятельность
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость8 ЗЕТ
Учебный планz40_05_04_Судебная и прокурорская деятельность-2022
Часов по учебному плану 288
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 251
контроль 13
Виды контроля по курсам
экзамены: 3
зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 251 251 251 251
Часы на контроль 13 13 13 13
Итого 288 288 288 288

Программу составил(и):
к.ю.н., доцент, Киселева Елена Викторовна;к.ю.н, доцент, Прасолова инна Анатольевна

Рецензент(ы):
к.ю.н., доцент, Серебряков Андрей Александрович

Рабочая программа дисциплины
Трудовое право

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 40.05.04 Судебная и прокурорская деятельность (приказ Минобрнауки России от 18.08.2020 г. № 1058)

составлена на основании учебного плана:
40.05.04 Судебная и прокурорская деятельность
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра трудового, экологического права и гражданского процесса

Протокол от 21.06.2022 г. № 8
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Рехтина Ирина Владимировна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра трудового, экологического права и гражданского процесса

Протокол от 21.06.2022 г. № 8
Заведующий кафедрой Рехтина Ирина Владимировна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью курса трудового права является овладение обучающимися его теоретическими положениями и практическими навыками применения норм трудового права. Цели освоения курса трудового права состоят в том, что обучающиеся должны уяснить, что нормы трудового права направлены на регулирование и охрану наиболее важных отношений в обществе - трудовых, которые касаются большинства его членов, будь они работниками или работодателями; нормы именно трудового права регулируют разрешение социально-трудовых конфликтов, регламентируют забастовки и т.д. Кроме того, обучающиеся должны ориентироваться в действующем трудовом законодательстве, иных актах, содержащих нормы трудового права, понимать перспективы его дальнейшего развития. Важнейшее значение при изучении трудового права отводится анализу правоприменительной практики, решению казусов. Обучающиеся должны приобрести необходимые прикладные знания, практические навыки работы с актами, содержащими нормы трудового права, научиться применять нормы трудового права к конкретной жизненной ситуации, доказательно решать казусы.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3Способен при решении задач профессиональной деятельности применять нормы материального и процессуального права
ОПК-3.1 Знает нормы материального и процессуального права.
ОПК-3.2 Умеет применять нормы материального и процессуального права при решении профессиональных задач.
ОПК-3.3 Владеет навыками квалификации юридико-фактических обстоятельств.
ПК-1Способен осуществлять правотворческую деятельность на основе знаний о механизме правового регулирования
ПК-1.1 Знает виды, особенности и иерархию нормативных правовых актов по юридической силе.
ПК-1.2 Умеет определять место нормативного правого акта в иерархии нормативных правовых актов по юридической силе.
ПК-1.3 Владеет навыками создания правовых норм с учетом правил юридической техники.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-3:
Знает нормы материального и процессуального права.
ПК-1:
Знает виды, особенности и иерархию нормативных правовых актов по юридической силе.
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-3:
Умеет применять нормы материального и процессуального права при решении профессиональных задач.
ПК-1:
Умеет определять место нормативного правого акта в иерархии нормативных правовых актов по юридической силе.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-3:
Владеет навыками квалификации юридико-фактических обстоятельств.
ПК-1:
Владеет навыками создания правовых норм с учетом правил юридической техники.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие, предмет, метод и система трудового права
1.1. Трудовое право как одна из отраслей российского права. Трудовое право и рынок труда. Социальное назначение трудового права. Понятие трудового права. Предмет трудового права: трудовые отношения граждан, работающих по трудовому договору; отношения, тесно связанные с трудовыми.Механизм правового регулирования общественного труда и метод трудового права. Система трудового права как отрасли права.Роль труда в жизни общества. Лекции 3 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.2. Трудовое право как одна из отраслей российского права. Трудовое право и рынок труда. Социальное назначение трудового права. Понятие трудового права. Предмет трудового права: трудовые отношения граждан, работающих по трудовому договору; отношения, тесно связанные с трудовыми.Механизм правового регулирования общественного труда и метод трудового права. Система трудового права как отрасли права.Роль труда в жизни общества. Сам. работа 3 16 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Источники трудового права
2.1. Понятие и виды источников трудового права. Конституция Российской Федерации. Международные правовые акты о труде. Трудовое законодательство: Трудовой кодекс РФ, другие законы. Иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. Разграничение компетенции между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ в сфере регулирования социально-трудовых отношений. Акты социального партнерства. Локальные нормы трудового права, и их значение в условиях рыночной экономики. Значение постановлений высших судебных органов в применении норм трудового законодательства. Единство и дифференциация в трудовом законодательстве РФ, общее и специальное законодательство о труде. Действие источников трудового права во времени, в пространстве и по кругу лиц. Сам. работа 3 12 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Индивидуальное трудовое правоотношение
3.1. Понятие и субъекты трудового правоотношения, его отличия от смежных с ним правоотношений, возникающих на основе применения труда. Содержание трудового правоотношения. Основания возникновения, изменения и прекращения трудовых правоотношений. Особенности возникновения, изменения и прекращения трудовых правоотношений с лицами, принимаемыми на работу по конкурсу; направленными службой занятости; молодежи, окончившей общеобразовательные школы, профессионально-технические учебные заведения, для которой установлена квота приема на работу; руководящих работников, избираемых, утверждаемых или назначаемых на должности. Сам. работа 3 12 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Профсоюзы и иные представители работников как субъекты трудового права
4.1. Законодательство о правах и гарантиях деятельности профсоюзов. Право профсоюзов на представительство интересов работников, на ведение коллективных переговоров, заключение коллективных договоров и соглашений. Защитная функция профсоюзов и главные направления ее реализации. Основные права профсоюза в области охраны труда. Защита прав профсоюзов. Иные представители работников в трудовых правоотношениях. Сам. работа 3 12 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 5. Социальное партнерство в сфере труда. Коллективные договоры и соглашения
5.1. Понятие и принципы социального партнерства, его социальное и юридическое значение. Стороны, уровни, формы социального партнерства. Представители работников и работодателей. Порядок ведения коллективных переговоров. Ответственность субъектов социального партнерства. Понятие коллективного договора. Стороны коллективного договора. Порядок заключения коллективных договоров и сроки их действия. Структура и содержание коллективного договора. Контроль за выполнением коллективного договора. Понятие, виды и стороны соглашений, регулирующих социально-трудовые отношения. Содержание соглашений. Порядок заключения и действия соглашений. Ответственность за невыполнение коллективных договоров и соглашений. Сам. работа 3 16 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 6. Правовое регулирование отношений в сфере занятости и трудоустройства
6.1. Государственная политика в области занятости населения. Общая характеристика законодательства о занятости населения. Понятие и виды занятости. Круг граждан, считающихся занятыми. Понятие безработного. Правовой статус безработного. Понятие трудоустройства. Право граждан на трудоустройство через посредничество службы занятости. Дополнительные гарантии трудоустройства для отдельных категорий граждан, испытывающих трудности в поисках работы. Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка граждан по направлению службы занятости населения. Гарантии материальной и социальной поддержки граждан, потерявших работу, впервые ищущих работу или желающих возобновить трудовую деятельность. Сам. работа 3 16 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 7. Понятие и порядок заключения трудового договора
7.1. Свобода труда. Трудовой договор как одна из форм реализации права на труд, значение трудового договора. Понятие и стороны трудового договора. Содержание трудового договора. Обязательные и дополнительные условия трудового договора. Форма трудового договора. Заключение и оформление трудового договора. Вступление его в силу. Юридические гарантии при приеме на работу. Испытание при приеме на работу. Трудовая книжка. Виды трудовых договоров. Контракт. Трудовые договоры на неопределенный срок. Срочные трудовые договоры. Особенности отдельных видов трудовых договоров, их содержания и порядка заключения: с руководителем организации и членами коллегиального исполнительного органа; для работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним; при работе по совместительству; у работодателей – физических лиц; при приеме на сезонные работы и в качестве временного работника, надомника и др. Аттестация работников: понятие и значение. Круг аттестуемых. Организация аттестации и порядок ее проведения. Правовые последствия аттестации. Гарантии для работников при аттестации. Порядок рассмотрения споров по результатам аттестации. Практические 3 2 Л2.1, Л1.1
7.2. Свобода труда. Трудовой договор как одна из форм реализации права на труд, значение трудового договора. Понятие и стороны трудового договора. Содержание трудового договора. Обязательные и дополнительные условия трудового договора. Форма трудового договора. Заключение и оформление трудового договора. Вступление его в силу. Юридические гарантии при приеме на работу. Испытание при приеме на работу. Трудовая книжка. Виды трудовых договоров. Контракт. Трудовые договоры на неопределенный срок. Срочные трудовые договоры. Особенности отдельных видов трудовых договоров, их содержания и порядка заключения: с руководителем организации и членами коллегиального исполнительного органа; для работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним; при работе по совместительству; у работодателей – физических лиц; при приеме на сезонные работы и в качестве временного работника, надомника и др. Аттестация работников: понятие и значение. Круг аттестуемых. Организация аттестации и порядок ее проведения. Правовые последствия аттестации. Гарантии для работников при аттестации. Порядок рассмотрения споров по результатам аттестации. Сам. работа 3 16 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 8. Изменение трудового договора
8.1. Изменение трудового договора: общая характеристика. Изменение определенных сторонами условий трудового договора. Изменение трудового договора при смене собственника имущества организации. Отстранение от работы: основания, порядок, юридические последствия. Понятие и виды переводов на другую работу, отличие от перемещения. Переводы по инициативе работодателя и по инициативе работника. Постоянные и временные переводы. Лекции 3 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
8.2. Изменение трудового договора: общая характеристика. Изменение определенных сторонами условий трудового договора. Изменение трудового договора при смене собственника имущества организации. Отстранение от работы: основания, порядок, юридические последствия. Понятие и виды переводов на другую работу, отличие от перемещения. Переводы по инициативе работодателя и по инициативе работника. Постоянные и временные переводы. Практические 3 2 Л2.1, Л1.1
8.3. Изменение трудового договора: общая характеристика. Изменение определенных сторонами условий трудового договора. Изменение трудового договора при смене собственника имущества организации. Отстранение от работы: основания, порядок, юридические последствия. Понятие и виды переводов на другую работу, отличие от перемещения. Переводы по инициативе работодателя и по инициативе работника. Постоянные и временные переводы. Сам. работа 3 14 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 9. Прекращение трудового договора
9.1. Общая характеристика оснований прекращения трудового договора, их классификация. Отличие прекращения трудового договора от отстранения от работы. Основания прекращения трудового договора, зависящие и не зависящие от воли сторон. Общие и специальные основания прекращения трудового договора. Расторжение трудового договора по инициативе работника. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя. Увольнение работника по не зависящим от сторон основаниям, вследствие нарушения правил заключения трудового договора. Гарантии работникам при прекращении трудового договора: общие и специальные. Участие профсоюзного органа в расторжении трудового договора. Порядок оформления увольнения и производства расчета. Выходное пособие. Правовые последствия незаконного перевода и увольнения. Защита персональных данных работника. Практические 3 2 Л2.1, Л1.1
9.2. Общая характеристика оснований прекращения трудового договора, их классификация. Отличие прекращения трудового договора от отстранения от работы. Основания прекращения трудового договора, зависящие и не зависящие от воли сторон. Общие и специальные основания прекращения трудового договора. Расторжение трудового договора по инициативе работника. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя. Увольнение работника по не зависящим от сторон основаниям, вследствие нарушения правил заключения трудового договора. Гарантии работникам при прекращении трудового договора: общие и специальные. Участие профсоюзного органа в расторжении трудового договора. Порядок оформления увольнения и производства расчета. Выходное пособие. Правовые последствия незаконного перевода и увольнения. Защита персональных данных работника. Сам. работа 3 16 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 10. Рабочее время
10.1. Понятие рабочего времени и значение его правового регулирования. Нормы рабочего времени. Виды рабочего времени. Нормальное, сокращенное, неполное рабочее время. Работа за пределами установленной продолжительности рабочего времени. Сверхурочная работа: понятие, основания и порядок привлечения. Режим рабочего времени, порядок его установления. Особенности режима рабочего времени в отдельных отраслях народного хозяйства. Графики сменности работы. Ненормированный, раздробленный рабочий день. Вахтовый метод организации работ. Гибкое рабочее время. Учет рабочего времени. Суммированный учет рабочего времени. Практические 3 2 Л2.1, Л1.1
10.2. Понятие рабочего времени и значение его правового регулирования. Нормы рабочего времени. Виды рабочего времени. Нормальное, сокращенное, неполное рабочее время. Работа за пределами установленной продолжительности рабочего времени. Сверхурочная работа: понятие, основания и порядок привлечения. Режим рабочего времени, порядок его установления. Особенности режима рабочего времени в отдельных отраслях народного хозяйства. Графики сменности работы. Ненормированный, раздробленный рабочий день. Вахтовый метод организации работ. Гибкое рабочее время. Учет рабочего времени. Суммированный учет рабочего времени. Сам. работа 3 16 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 11. Время отдыха
11.1. Понятие и виды времени отдыха. Перерывы в течение рабочего дня, рабочей недели. Междусменные перерывы в работе. Праздничные дни. Еженедельный непрерывный отдых. Право граждан на отпуск и гарантии его реализации. Виды отпусков. Ежегодный основной отпуск и порядок его предоставления. Ежегодный дополнительный отпуск, его виды и порядок предоставления. Суммирование основного и дополнительного отпусков. Отпуска без сохранения заработной платы и порядок их предоставления. Случаи предоставления по заявлению работника отпуска без сохранения заработной платы в обязательном порядке. Лекции 3 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
11.2. Понятие и виды времени отдыха. Перерывы в течение рабочего дня, рабочей недели. Междусменные перерывы в работе. Праздничные дни. Еженедельный непрерывный отдых. Право граждан на отпуск и гарантии его реализации. Виды отпусков. Ежегодный основной отпуск и порядок его предоставления. Ежегодный дополнительный отпуск, его виды и порядок предоставления. Суммирование основного и дополнительного отпусков. Отпуска без сохранения заработной платы и порядок их предоставления. Случаи предоставления по заявлению работника отпуска без сохранения заработной платы в обязательном порядке. Практические 3 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
11.3. Понятие и виды времени отдыха. Перерывы в течение рабочего дня, рабочей недели. Междусменные перерывы в работе. Праздничные дни. Еженедельный непрерывный отдых. Право граждан на отпуск и гарантии его реализации. Виды отпусков. Ежегодный основной отпуск и порядок его предоставления. Ежегодный дополнительный отпуск, его виды и порядок предоставления. Суммирование основного и дополнительного отпусков. Отпуска без сохранения заработной платы и порядок их предоставления. Случаи предоставления по заявлению работника отпуска без сохранения заработной платы в обязательном порядке. Сам. работа 3 13 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 12. Заработная плата и нормирование труда
12.1. Заработная плата как форма вознаграждения за труд. Понятие заработной платы. Право работников на оплату по труду без дискриминации. Методы правового регулирования заработной платы. Основные государственные гарантии по оплате труда работников. Права работодателей в сфере правового регулирования заработной платы. Системы заработной платы и ее формы. Тарифная система оплаты труда, ее назначение и элементы. Тарифная система оплаты труда работников бюджетной сферы, тарифная система оплаты рабочих и служащих. Общая характеристика Единой тарифной сетки (ЕТС). Стимулирующие и поощрительные выплаты. Премирование. Оплата труда при отклонениях от установленных нормальных условий труда (оплата работы в сверхурочное время, в выходные и праздничные дни, в ночное и вечернее время, при совмещении профессий, в неблагоприятных условиях и др.). Порядок выплаты заработной платы. Правовая охрана заработной платы. Исчисление средней заработной платы. Нормирование труда. Понятие и виды норм труда Лекции 3 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
12.2. Заработная плата как форма вознаграждения за труд. Понятие заработной платы. Право работников на оплату по труду без дискриминации. Методы правового регулирования заработной платы. Основные государственные гарантии по оплате труда работников. Права работодателей в сфере правового регулирования заработной платы. Системы заработной платы и ее формы. Тарифная система оплаты труда, ее назначение и элементы. Тарифная система оплаты труда работников бюджетной сферы, тарифная система оплаты рабочих и служащих. Общая характеристика Единой тарифной сетки (ЕТС). Стимулирующие и поощрительные выплаты. Премирование. Оплата труда при отклонениях от установленных нормальных условий труда (оплата работы в сверхурочное время, в выходные и праздничные дни, в ночное и вечернее время, при совмещении профессий, в неблагоприятных условиях и др.). Порядок выплаты заработной платы. Правовая охрана заработной платы. Исчисление средней заработной платы. Нормирование труда. Понятие и виды норм труда Практические 3 2 Л2.1, Л1.1
12.3. Заработная плата как форма вознаграждения за труд. Понятие заработной платы. Право работников на оплату по труду без дискриминации. Методы правового регулирования заработной платы. Основные государственные гарантии по оплате труда работников. Права работодателей в сфере правового регулирования заработной платы. Системы заработной платы и ее формы. Тарифная система оплаты труда, ее назначение и элементы. Тарифная система оплаты труда работников бюджетной сферы, тарифная система оплаты рабочих и служащих. Общая характеристика Единой тарифной сетки (ЕТС). Стимулирующие и поощрительные выплаты. Премирование. Оплата труда при отклонениях от установленных нормальных условий труда (оплата работы в сверхурочное время, в выходные и праздничные дни, в ночное и вечернее время, при совмещении профессий, в неблагоприятных условиях и др.). Порядок выплаты заработной платы. Правовая охрана заработной платы. Исчисление средней заработной платы. Нормирование труда. Понятие и виды норм труда Сам. работа 3 12 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 13. Гарантии и компенсации
13.1. Понятие гарантий и компенсаций. Сходство и различия гарантийных и компенсационных выплат с заработной платой. Гарантийные выплаты и их виды и компенсаций (при командировках; при переезде в другую местность; при исполнении государственных и общественных обязанностей; при вынужденном прекращении работы не по вине работника; в некоторых случаях прекращения трудового договора; других случаях). Компенсационные выплаты и их виды. Сам. работа 3 10 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 14. Квалификация работника, профессиональный стандарт, подготовка и дополнительное профессиональное образование работников
14.1. Понятие квалификации работника, профессионального стандарта. Права и обязанности работодателя по подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников, в том числе по направлению работников на прохождение независимой оценки квалификации. Ученический договор. Его содержание, основания расторжения. Соотношение с трудовым договором. Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с получением образования по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры; среднего профессионального образования; основного общего образования, а также работникам, допущенным к соисканию ученой степени кандидата или доктора наук. Порядок предоставления гарантий и компенсаций. Сам. работа 3 10 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 15. Трудовой распорядок. Дисциплина труда
15.1. Понятие трудовой дисциплины и внутреннего трудового распорядка. Правовое регулирование внутреннего трудового распорядка. Правила внутреннего трудового распорядка. Основные нормативные акты о дисциплине труда. Трудовые обязанности работников и обязанности работодателя. Обязанности работников соблюдать трудовую дисциплину. Методы обеспечения дисциплины труда. Меры поощрения за успехи в труде и их значение. Виды, основания и порядок применения мер поощрения. Система материальных и моральных стимулов к труду. Дисциплинарная ответственность работников: понятие, виды. Дисциплинарный проступок. Понятие и виды дисциплинарных взысканий. Порядок наложения, обжалования и снятия дисциплинарных взысканий. Иные меры правового воздействия, применяемые к нарушителям трудовой дисциплины. Практические 3 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
15.2. Понятие трудовой дисциплины и внутреннего трудового распорядка. Правовое регулирование внутреннего трудового распорядка. Правила внутреннего трудового распорядка. Основные нормативные акты о дисциплине труда. Трудовые обязанности работников и обязанности работодателя. Обязанности работников соблюдать трудовую дисциплину. Методы обеспечения дисциплины труда. Меры поощрения за успехи в труде и их значение. Виды, основания и порядок применения мер поощрения. Система материальных и моральных стимулов к труду. Дисциплинарная ответственность работников: понятие, виды. Дисциплинарный проступок. Понятие и виды дисциплинарных взысканий. Порядок наложения, обжалования и снятия дисциплинарных взысканий. Иные меры правового воздействия, применяемые к нарушителям трудовой дисциплины. Сам. работа 3 10 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 16. Материальная ответственность сторон трудового правоотношения
16.1. Понятие материальной ответственности, отличие ее от гражданско-правовой ответственности. Условия наступления материальной ответственности сторон трудового договора. Понятие и значение материальной ответственности работника за ущерб, причиненный работодателю. Основание и условия привлечения к материальной ответственности работника. Обстоятельства, исключающие материальную ответственность работника. Виды материальной ответственности работника. Ограниченная материальная ответственность и ее пределы. Полная материальная ответственность. Индивидуальная и коллективная (бригадная) материальная ответственность. Определение размера ущерба, причиненного работником. Порядок взыскания ущерба. Материальная ответственность работодателя перед работником и ее виды: обязанность работодателя возместить работнику материальный ущерб в результате незаконного лишения его возможности трудиться; за ущерб, причиненный имуществу работника; за задержку выплаты заработной платы. Возмещение морального вреда. Сам. работа 3 10 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 17. Охрана труда
17.1. Понятие и значение охраны труда как социально-экономического и правового (межотраслевого и отраслевого) явления. Охрана труда как принцип трудового права; как правовой институт. Основные направления государственной политики в области охраны труда. Источники правового регулирования отношений по охране труда. Организационно-правовые формы обеспечения охраны труда. Организация охраны труда. Государственная экспертиза условий труда. Службы, комитеты (комиссии) по охране труда. Обязанности работника и работодателя по охране труда. Гарантии прав работника в области охраны труда. Специальные правила по охране труда женщин и лиц до 18 лет. Средства, обеспечивающие работникам компенсацию и нейтрализацию вредных и опасных производственных факторов (сокращение рабочего времени, предоставление дополнительных отпусков, обеспечение средствами индивидуальной защиты, выдача молока и лечебно-профилактического питания и пр.). Несчастные случаи на производстве. Порядок расследования и учет. Государственный надзор и Сам. работа 3 10 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 18. Защита трудовых прав и свобод
18.1. Правовой механизм защиты трудовых прав и свобод. Защита прав и интересов работников как важнейшая цель трудового законодательства. Способы защиты трудовых прав. Самозащита работниками трудовых прав. Защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Федеральная инспекция труда, принципы ее деятельности и основные задачи. Основные полномочия органов Федеральной инспекции труда. Права и обязанности государственных инспекторов труда. Специализированные органы в области государственного надзора и контроля за охраной труда. Судебная защита. Практические 3 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
18.2. Правовой механизм защиты трудовых прав и свобод. Защита прав и интересов работников как важнейшая цель трудового законодательства. Способы защиты трудовых прав. Самозащита работниками трудовых прав. Защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Федеральная инспекция труда, принципы ее деятельности и основные задачи. Основные полномочия органов Федеральной инспекции труда. Права и обязанности государственных инспекторов труда. Специализированные органы в области государственного надзора и контроля за охраной труда. Судебная защита. Сам. работа 3 10 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 19. Трудовые споры и порядок их рассмотрения и разрешения
19.1. Понятие, причины и виды трудовых споров. Трудовые конфликты и порядок их разрешения. Органы по рассмотрению трудовых споров. Подведомственность трудовых споров. Порядок организации КТС. Рассмотрение и разрешение индивидуальных трудовых споров в КТС. Рассмотрение и разрешение трудовых споров в судебном порядке. Споры, непосредственно подведомственные суду. Вынесение решений по трудовым спорам об увольнении и переводе на другую работу. Особенности рассмотрения индивидуальных трудовых споров работников отдельных категорий. Понятие коллективных трудовых споров. Этапы разрешения коллективных трудовых споров: примирительные комиссии, посредник и трудовой арбитраж. Служба по урегулированию коллективных трудовых споров. Забастовка. Порядок ее проведения. Признание забастовки незаконной и ее правовые последствия. Правовые последствия участия и неучастия работников в законной и незаконной забастовках. Исполнение решений по индивидуальным и коллективным трудовым спорам. Сам. работа 3 10 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 20. Общая характеристика законодательства о труде зарубежных стран и актов международных организаций в области трудовых отношений
20.1. Законодательное и коллективно-договорное регулирование труда в зарубежных странах. Характеристика основных институтов трудового права зарубежных стран. Международная организация труда (МОТ), ее функции и задачи. Значение конвенций и рекомендаций МОТ. Трудовые стандарты Совета Европы. Акты Содружества Независимых Государств Сам. работа 3 10 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 21. Экзамен
21.1. Экзамен Экзамен 3 13 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3208

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-3
Способен при решении задач профессиональной деятельности применять нормы материального и процессуального права

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Предметом трудового права являются:
а. отношения, связанные с выполнением исправительных работ по приговору суда;
б. отношения, связанные с выполнением трудовых обязанностей по трудовой функции;
в. отношения по выполнению работ, нацеленных на овеществленный результат;
г. отношения по выполнению работы в исправительных учреждениях.
Ответ: б
Вопрос 2. Функцией трудового права, защищающей интересы работодателя, является:
а. производственная функция;
б. регулятивная функция;
в. защитная функция;
г. охранительная функция.
Ответ: а
Вопрос 3: Гражданин РФ имеет право заключить трудовой договор по общему правилу:
а. с 16 лет;
б. с 17 лет;
в. с 18 лет;
г. с 14 лет.
Ответ: а
Вопрос 4: Срочный трудовой договор может быть заключен на срок:
а. не более трех лет;
б. не более пяти лет;
в. не более семи лет;
г. на любой срок по соглашению сторон.
Ответ: б
Вопрос 5: Обязательным условием трудового договора является:
а. условие об испытательном сроке;
б. условие о месте работы;
в. условие о неразглашении тайны (государственной, коммерческой и т.д.);
г. условие о дополнительном страховании работника.
Ответ: б
Вопрос 6: На децентрализованном уровне условия труда устанавливаются:
а. ТК РФ;
б. органами исполнительной власти субъектов РФ;
в. федеральными органами исполнительной власти;
г. локальными нормативными актами.
Ответ: г
Вопрос: 7: К категории «непосредственно связанные с трудовыми» относятся:
а. отношения по регистрации работодателя – юридического лица;
б. отношения по контролю и надзору за соблюдением трудового законодательства;
в. отношения между работодателями и службами занятости по подбору персонала;
г. отношения между работником и работодателем по выполнению трудовой функции.
Ответ: б
Вопрос 8: Срок предупреждения об увольнении по собственному желанию:
а. три недели;
б. две недели;
в. один месяц;
г. полтора месяца.
Ответ: б
Вопрос 9: Условия трудового договора по общему правилу могут быть изменены:
а. в устной форме по соглашению сторон;
б. в письменной форме по соглашению сторон;
в. ТК РФ не устанавливает форму изменения трудового договора;
г. по письменному распоряжению работодателя.
Ответ: б
Вопрос: 10: Срок испытания работника по общему правилу составляет:
а. шесть месяцев;
б. три месяца;
в. один год;
г. полтора года.
Ответ: б
Вопрос: 11: Право на отпуск за первый год работы возникает у работника по истечении:
а. 6 месяцев;
б. 8 месяцев;
в. 11 месяцев;
г. 12 месяцев.
Ответ: а
Вопрос 12: Периодичность выплаты заработной платы должна составлять:
а. не реже, чем каждые пол месяца;
б. не реже, чем раз в месяц;
в. периодичность законом не установлена;
г. не реже, чем раз в полтора месяца.
Ответ: а
Вопрос: 13: Договор о полной материальной ответственности можно заключить с работником, достигшим:
а. 14 лет;
б. 16 лет;
в. 18 лет;
г. 20 лет.
Ответ: в
Вопрос 14: На установление какого вида времени имеет право инвалид 2 гр.:
а. нормального;
б. сокращенного;
в. неполного.
Ответ: б
Вопрос 15: Дисциплинарное взыскание не может быть применено:
а. позднее месяца со дня обнаружения и шести месяцев со дня совершения;
б. позднее двух месяцев со дня обнаружения и шести месяцев со дня совершения;
в. позднее месяца со дня обнаружения и пяти месяцев со дня совершения;
г. позднее двух месяцев со дня обнаружения и пяти месяцев со дня совершения.
Ответ: а
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Назовите 2 основные функции трудового права
Ответ: социальная (защитная), экономическая (производственная).
2. Отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором - это
Ответ: индивидуальное трудовое отношение.
3. С какого возраста работник по общему правилу может заключить трудовой договор?
Ответ: с 16 лет.
4. Перечислите категории лиц, которые могут быть работодателями по трудовому договору.
Ответ: физическое лицо, юридическое лицо, органы государственной власти и местного самоуправления.
5. Назовите основные стороны социального партнерства
Ответ: работники и работодатели.
6. Уровень, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации - это
Ответ: региональный уровень
7. Соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя - это
Ответ: трудовой договор.
8. Сторонами трудового договора являются
Ответ: работник и работодатель.
9. Работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы - это
Ответ: трудовая функция.
10. Срочный трудовой договор по общему правилу может быть заключен на срок не более
Ответ: 5 лет.
11. Выполнение в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы у того же работодателя (внутреннее совместительство) и (или) у другого работодателя (внешнее совместительство) - это
Ответ: совместительство.
12. Общим выходным днем является
Ответ: воскресенье.
13. Форма трудового договора является
Ответ: письменной.
14. Срок испытания при приеме на работу по общему правилу не может превышать
Ответ: трех месяцев.
15. Постоянное или временное изменение трудовой функции работника и (или) структурного подразделения, в котором работает работник (если структурное подразделение было указано в трудовом договоре), при продолжении работы у того же работодателя, а также перевод на работу в другую местность вместе с работодателем - это
Ответ: перевод.
16. Отсутствие на рабочем месте без уважительных причин в течение всего рабочего дня (смены), независимо от его (ее) продолжительности, а также отсутствие на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня (смены) - это
Ответ: прогул.
17. Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать
Ответ: 40 часов в неделю.
18. Особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени - это
Ответ: ненормированный рабочий день.
19. Минимальная продолжительность перерыва для отдыха и питания составляет
Ответ: 30 минут.
20. Минимальная продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска составляет
Ответ: 28 календарных дней.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1
Способен осуществлять правотворческую деятельность на основе знаний о механизме правового регулирования

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. На децентрализованном уровне условия труда устанавливаются:
а. ТК РФ;
б. органами исполнительной власти субъектов РФ;
в. федеральными органами исполнительной власти;
г. локальными нормативными актами.
Ответ: г
Вопрос 2. Постановления Правительства РФ не должны противоречить:
а. ТК РФ;
б. актам органов местного самоуправления;
в. актам органов государственной власти субъектов РФ;
г. локальным нормативным актам.
Ответ: а
Вопрос 3: Источник трудового права – это:
а. трудовой договор;
б. решение суда по индивидуальному трудовому спору;
в. коллективное соглашение;
г. приказ работодателя.
Ответ: в
Вопрос 4: Трудовое право в вопросах государственного социального страхования смежно с :
а. гражданским правом;
б. административным правом;
в. налоговым правом;
г. правом социального обеспечения.
Ответ: г
Вопрос 5: Трудовое законодательство относится:
а. к ведению федеральных органов государственной власти РФ;
б. к сфере совместного ведения федерации и субъектов федерации РФ;
в. к ведению субъектов федерации;
г. к ведению субъектов федерации РФ и органов местного самоуправления.
Ответ: б
Вопрос 6: Трудовой кодекс веден в действие с ________ 2002 г.:
а) 1 января;
б) 1 февраля;
в) 1 июля;
г) 1 сентября.
Ответ: б
Вопрос 7: Какой из перечисленных актов является локальным нормативным актом?
а. отраслевое тарифное соглашение;
б. правила внутреннего трудового распорядка организации;
в. приказ работодателя;
г. правовые акты органов местного самоуправления.
Ответ: б
Вопрос 8: Работодатель обязан принимать локальные нормативные акты по согласованию с профсоюзом:
а. всегда;
б. только в случаях, предусмотренных ТК РФ;
в. только в случаях, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;
г. только в случаях, предусмотренных актами органов местного самоуправления.
Ответ: в
Вопрос 9: В регулировании труда государственных гражданских служащих трудовое право соприкасается с:
а. конституционным правом:
б. административным правом;
в. гражданским правом.;
г. муниципальным правом.
Ответ: б
Вопрос 10: Трудовое законодательство состоит из:
а. только из ТК РФ;
б. ТК РФ, иных федеральных законов, законов субъектов;
в. ТК РФ, иных федеральных законов, законов субъектов, иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права;
г. ТК РФ, иных федеральных законов, законов субъектов, иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, актов социального партнерства, локальных нормативных актов.
Ответ: б
Вопрос 11: Если вновь принятый федеральный закон, содержащий нормы трудового права, противоречит ТК РФ, то:
а. применяется новый федеральный закон;
б. новый федеральный закон применяется при условии внесения соответствующих изменений в ТК РФ;
в. применяется только ТК РФ.
Ответ: б
Вопрос 12: На каком уровне заключается территориальное соглашение:
а. на уровне организации;
б. на уровне муниципального образования;
в. на уровне субъекта РФ;
г. на уровне Российской Федерации.
Ответ: б
Вопрос 13: Как по содержанию соотносятся между собой трудовой договор и трудовое правоотношение:
а. трудовой договор шире по содержанию, чем трудовое правоотношение;
б. трудовой договор и трудовое правоотношение равны по содержанию;
в. трудовое отношение шире по содержанию, чем трудовой договор.
Ответ: в
Вопрос 14: Максимальный срок, на который может заключаться коллективное соглашение:
а. один год;
б. три года;
в. пять лет;
г. шесть лет.
Ответ: б
Вопрос 15: Генеральное соглашение заключается на:
а. международном уровне;
б. федеральном уровне;
в. уровне двух и более субъектов;
г. уровне муниципального образования.
Ответ: б
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Трудовое законодательство состоит из
Ответ: ТК РФ, иных федеральных законов, законов субъектов.
2. К актам социального партнерства относятся
Ответ: коллективные договоры и коллективные соглашения.
3. Что выше по юридической силе: коллективный договор или коллективное соглашение?
Ответ: коллективное соглашение.
4. Когда был принят ТК РФ?
Ответ: 30 декабря 2001 г.
5. Часть ТК РФ, регулирующая особенности труда отдельных категорий работников, называется
Ответ: специальной.
6. В каких случаях при принятии локальных нормативных актов работодатель обязан получить согласие представительного органа работников?
Ответ: В случаях, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями.
7. В каких случаях при принятии локальных нормативных актов работодатель обязан получить согласие представительного органа работников?
Ответ: В случаях, предусмотренных коллективным договором, соглашениями.
8. Распространяется ли действие трудового законодательства на военнослужащих?
Ответ: нет.
9. На какой срок по общему правилу заключается коллективный договор?
Ответ: на три года.
10. На какой срок по общему правилу заключается коллективное соглашение?
Ответ: на три года.
11. Какой локальный нормативный акт устанавливает режим работы организации?
Ответ: правила внутреннего трудового распорядка.
12. Какой локальный нормативный акт устанавливает очередность предоставления отпусков?
Ответ: график отпусков.
13. Коллективный договор заключается в ходе
Ответ: коллективных переговоров.
14. Кто по общему правилу принимает локальные нормативные акты?
Ответ: работодатель.
15. В течение какого срока стороны должны предоставлять друг другу имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров?
Ответ: двух недель.
16. Правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей - это
Ответ: коллективный договор.
17. Кем определяются содержание и структура коллективного договора?
Ответ: сторонами коллективного договора.
18. Можно ли продлевать действие коллективного договора?
Ответ: да.
19. Правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции - это
Ответ: коллективное соглашение.
20. Какое коллективное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне субъекта Российской Федерации?
Ответ: региональное коллективное соглашение.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Письменные работы не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета/ экзамена (для обучающихся, не получивших зачет/экзамен по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет/экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Назовите признаки индивидуального трудового правоотношения. Охарактеризуйте их.
2. Назовите особенности метода трудового права. Охарактеризуйте их.
3. Назовите и охарактеризуйте основные функции трудового права.
4. Назовите и охарактеризуйте основные отраслевые принципы трудового права.
5. Назовите особенности системы источников трудового права.
6. Дайте понятие социального партнерства. Раскройте стороны социального партнерства.
7. Назовите и раскройте уровни социального партнерства.
8. Назовите и раскройте формы социального партнерства.
9. Дайте понятие трудового договора. Раскройте его признаки.
10. Охарактеризуйте основные этапы заключения трудового договора.
11. Охарактеризуйте основные виды изменения трудового договора.
12. Дайте понятие перевода на другую работу. Охарактеризуйте его виды.
13. Раскройте порядок расторжения трудового договора по инициативе работника.
14. Назовите и раскройте основания расторжения трудового договора по инициативе работодателя по основаниям, не связанным с виновными деяниями работника.
15. Назовите и раскройте основания расторжения трудового договора по инициативе работодателя за виновные деяния работника.
16. Дайте понятие времени отдыха. Охарактеризуйте его виды.
17. Назовите и охарактеризуйте основные виды дополнительных ежегодных оплачиваемых отпусков.
18. Охарактеризуйте порядок предоставления основного ежегодного оплачиваемого отпуска.
19. Дайте понятие рабочего времени. Охарактеризуйте его виды.
20. Назовите и охарактеризуйте основные виды режима рабочего времени.
21. Дайте понятие заработной платы. Раскройте ее состав.
22. Охарактеризуйте основные государственные гарантии по оплате труда.
23. Охарактеризуйте основные системы оплаты труда.
24. Раскройте понятие дисциплины труда и внутреннего трудового распорядка.
25. Охарактеризуйте основные виды дисциплинарной ответственности.
26. Назовите основные виды дисциплинарных взысканий. Раскройте порядок привлечения к дисциплинарной ответственности.
27. Назовите и раскройте основания привлечения работодателя к материальной ответственности.
28. Назовите и охарактеризуйте виды материальной ответственности работника.
29. Охарактеризуйте порядок привлечения работника к материальной ответственности.
30. Раскройте понятие охраны труда.
31. Назовите и раскройте основные организационно-правовые формы охраны труда.
32. Назовите и раскройте основные этапы расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
33. Дайте понятие индивидуального трудового спора. Охарактеризуйте его признаки.
34. Охарактеризуйте особенности рассмотрения индивидуального трудового спора комиссией по трудовым спорам.
35. Охарактеризуйте особенности рассмотрения индивидуального трудового спора судом.
36. Дайте понятие коллективного трудового спора. Охарактеризуйте начало коллективного трудового спора.
37. Охарактеризуйте примирительные процедуры по разрешению коллективного трудового спора.
38. Дайте понятие забастовки. Охарактеризуйте основные этапы ее провидения.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. Гражданин работает главным бухгалтером на предприятии, раз в квартал он за вознаграждение составляет нескольким индивидуальным предпринимателям налоговые декларации и бухгалтерскую отчетность, помогает сыну вести бухгалтерию в его фирме, а в летний период работает на собственном садовом участке.
Какие из названных отношений подлежат правовому регулированию? Какими отраслями права они регламентируются?
2. Директор завода отказался предоставить профсоюзу информацию, необходимую для проведения коллективных переговоров, при этом публично в грубой форме оскорбил председателя профкома. Последний обратился в суд с иском о защите чести и достоинства и компенсации морального вреда.
Какие отношения в данной ситуации возникли, нормами какой отрасли права они регулируются?
3. Директором машиностроительного завода Корниловым с учётом мнения профкома было утверждено положение о выплате вознаграждения по итогам годовой работы. Через месяц Корнилов единолично установил дополнительные условия, дающие право администрации снижать при определенных условиях размер этой выплаты. В результате 83 работника были лишены годового вознаграждения полностью или частично.
Законны ли действия директора? К какой категории нормативных актов относится Положение о выплате вознаграждения по итогам годовой работы? Каков порядок принятия таких актов?
4. Работник ООО «БИТ» Пенкин два месяца не получал заработную плату. В бухгалтерии он выяснил, что зарплата ему была начислена, но в связи с отсутствием денежных средств не была выдана. Пенкин обратился в суд с требованием о выплате причитающегося заработка. В заявлении он также указал: «Прошу начислить на сумму долга проценты за пользование чужими денежными средствами в соответствии со ст. 395 ГК РФ».
Можно ли применить в данном случае аналогию закона? Возможна ли аналогия закона и аналогия права в трудовом праве?
5. Потапов заключил от имени бригады договор с ООО «Факел» в соответствии с которым бригада обязуется в трехмесячный срок привести в полный порядок футбольное поле, а ООО «Факел» – оплатить работу после ее выполнения. По истечении трех месяцев при производстве расчета работники бригады потребовали, чтобы им была также выплачена компенсация за неиспользованный отпуск пропорционально отработанному времени.
Подлежит ли это требование выполнению? Какой вид договора о труде был заключен?
6. Соответствует ли трудовому законодательству РФ следующая ситуация:
14-летний Акулов поступил на работу курьером на период летных каникул в школе. Однако по требованию родителей трудовой договор с Акуловым был расторгнут, поскольку они не давали своего согласия на трудоустройство сына.

Дайте обоснование на основе норм трудового права.

7. Представитель выборного органа первичной профсоюзной организации обратился к руководителю организации с требованием об увольнением заместителя руководителя в связи с выявленными инспектором нарушениями условиями охраны труда. Руководитель отказался выполнить это требование, поскольку, по его мнению, оно не соответствует действующему трудовому законодательству.

Правомерен ли отказ руководителя?

8. В ООО «Завод транспортного машиностроения» 20 февраля 2021 года был заключен коллективный договор на три года. В январе 2022 года генеральный директор ООО заявил, что ввиду ухудшения экономического положения завод не в состоянии исполнять положения коллективного договора о дополнительных выплатах работникам при уходе в отпуск, компенсации стоимости питания в заводской столовой и пр., и предложил внести изменения в коллективный договор. Одновременно своим приказом он приостановил исполнение отдельных положения коллективного договора сроком на три месяца.

Каков порядок внесения в коллективный договор изменений и дополнений? Оцените правомерность действий директора завода.

9. После курсовой подготовки Гаврилову была присвоена квалификация токаря 4 разряда. Отработав месяц, он подал заявление об увольнении по собственному желанию. Директор ему в этом отказал и разъяснил, что согласно коллективному договору после окончания обучения необходимо отработать на заводе два года.
Является ли действительным такое условие коллективного договора? Вправе ли директор отказать Гаврилову в увольнении?

10. Игнатова с 1 марта 2013 г. работала в ООО «Лана» в качестве рабочего по озеленению территории по ежемесячно заключаемым с предприятием договорам подряда. В сентябре 2016 г. ей заявили, что больше в ее услугах не нуждаются и отказались заключать с ней следующий договор. Игнатова обратилась в суд с иском о признании отношений трудовыми, восстановлении на работе и возмещении морального вреда. В исковом заявлении указала, что считает отношения трудовыми, поскольку в течение длительного периода времени выполняла однообразную работу, подчинялась внутреннему трудовому распорядку (работа в будние дни и отдых – в выходные и праздничные дни), ей выдавался инвентарь (грабли, шланги и т.д.), на работу привозили на автобусах, как и всех работников ООО «Лана», зарплату она получала через банкомат.

Какое решение должен вынести суд?

11. Митрохина была принята на должность товароведа в магазин. При этом трудовой договор с ней подписан не был, приказ о приеме на работу не издавался, трудовая книжка на нее не заводилась. Когда наступил день выплаты заработной платы, то Митрохиной было заявлено, что она в магазине вообще не работала, и претендовать на получение зарплаты не может. На возражение Митрохиной, что фактически она работала, ей ответили, что даже в штатном расписании должность товароведа не предусмотрена. Тогда Митрохина написала заявление об увольнении по собственному желанию, на что ей было заявлено, что если она не работала, то и увольнять ее не будут. Митрохина обратилась в юридическую консультацию.

Дайте квалифицированную оценку ситуации. Какие требования может заявить Митрохина в случае, если решит обратиться в суд?

12. Головина работала на швейной фабрике в должности швеи-мотористки. 30 апреля ею было получено заключение врачебно-консультационной комиссии о том, что ей по состоянию здоровья противопоказана ее работа. В связи с этим заключением Головина была переведена без ее согласия на работу по нумерации кроя. Поскольку к этой работе она не приступила, ее уволили с работы по п. 3 ст. 81 ТК РФ. Головина обратилась в суд с иском о восстановлении ее на работе в должности швеи-мотористки.

Какое решение должен вынести суд?

13. Соблюдено ли действующее трудовое законодательство при следующих переводах, осуществленных без согласия работников:
- из-за сильных морозов в поселке Керчево возникла угроза повреждения отопительной системы объектов коммунального хозяйства, в связи с этим слесарь-сантехник АО «Бытснаб» Николаев был переведен на 10 дней слесарем-сантехником в муниципальное ремонтно-строительное управление;
- Санько, плотник 5-го разряда автобазы, был переведен на три недели в качестве раскладчика запасных частей с формулировкой «для предотвращения порчи запасных частей».

14. Комендант общежития технического университета Романова 8 апреля подала заявление об увольнении по собственному желанию. По истечении двух недель администрация университета отказалась увольнять Романову, поскольку, во-первых, она не смогла найти ей замену, а во- вторых, Романова не сдала материальные ценности. Романова продолжила работу. 26 апреля она вышла на работу в нетрезвом состоянии, а 27 апреля был издан приказ о ее увольнении по п. «б» п.6 ст. 81 ТК РФ. Романова обратилась с иском в суд о признании ее увольнения незаконным и изменении формулировки основания увольнения на п. 3 ст. 77 ТК РФ.

Оцените правомерность действий работодателя. Какое решение должен вынести суд?

15. При проверке режима работы экономиста кондитерской фабрики Непоседовой было установлено, что она отсутствовала на рабочем месте 28 июня более четырех часов. Приказом директора Непоседова уволена 29 июня за прогул. Не согласившись с приказом, она обратилась в суд с иском о восстановлении в прежней должности, указав в своем заявлении, что прогула она не совершала, поскольку отсутствовала на рабочем месте только три часа до обеденного перерыва, а два часа после него находилась на работе, но в другом отделе. Кроме того, по ее мнению, был нарушен порядок увольнения. 29 июня у нее попросили дать объяснения по поводу отсутствия на работе 28 июня. Она ответила отказом (хотела подумать). И в это же день ее уволили, хотя должны были дать два дня для предоставления объяснения.

Как следует поступить суду?

16. При строительстве дома в связи с необходимостью завершения укладки бетона 5 сентября прораб отдал устное распоряжение остаться всем бетонщикам на работе до полной укладки бетона. Рабочий день у бетонщиков с 8.00 до 17.00. 5 сентября они закончили укладывать бетон только в 23.15. В результате бетонщики подали заявления о компенсации данной переработки отгулом. Однако им было отказано. Прораб объяснил, что поскольку бетон 5 сентября привезли только к 16.00, соответственно, до 16.00 в течение рабочего дня бетонщики не работали. Поэтому и переработки как таковой не было, следовательно, не будет и компенсации.
Имела ли место в данном случае сверхурочная работа? Какие нарушения трудового законодательства допущены работодателем? Должна ли быть компенсирована переработка бетонщикам и в каком размере?

17. В юридическую консультацию обратился Круглов. Он пояснил, что работает анестезиологом реаниматором в реанимации в дневное время на полную ставку, а также осуществляет дежурства в отделении по графику дежурств. Больница, где он работает, является многопрофильной и оказывает круглосуточную экстренную и плановую помощь пациентам. Лечебный процесс продолжается непрерывно. В данных условиях практически невозможно выделять строго определенное время для обеда персонала. В настоящее время администрация просто не оплачивает сотрудникам 30 минут рабочего времени, хотя в это время фактически персонал работает. Таким образом, если Круглов работает круглые сутки, то в табель учета рабочего времени ему проставляют только 23 ч. 30 мин. Между тем он слышал, что на производствах с непрерывным процессом (например, если невозможно остановить операцию) администрация должна выделять время на обед сотрудника во время рабочего времени и оплачивать его. Круглов просит разъяснить, прав ли он.

18. Начальнику отдела по технике безопасности Васькину согласно графику отпусков был предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск с 1 по 29 мая. 7 мая ему позвонили и вызвали на работу для расследования группового несчастного случая. Однако Васькин отказался выполнить распоряжение администрации, в связи с чем ему пообещали объявить выговор. 12 мая Васькин заболел и пробыл на больничном до 16 мая. Никого не предупредив, он приступил к работе 3 июня. За отсутствие на работе Васькина уволили по подп. «а» п. 6 ст. 81 ТК РФ.

Дайте правовую оценку действиям сторон трудовых правоотношений в данном случае.

19. При заключении коллективного договора на машинострои¬тельном заводе между представителями работодателя и работников возникли разногласия по следующим вопросам оплаты труда: 1) по минимальной заработной плате, действующей на предп¬риятии. Представители работодателя настаивали на том, чтобы она была равна минимальной заработной плате, установленной федеральным за¬коном. Представители работников утверждали, что мини-мальная заработная плата должна быть не ниже минимальной заработной платы, установленной в субъекте РФ; 2) по ежегодной индексации заработной платы. Представителя работодателя настаивали на размере индексации в 1 %, а представители работников, что размер индексации должен соответствовать проценту инфляции.
Как должны быть разрешены данные разногласия?

20. В мае работодатель без согласия работника удержала из его заработка следующие денежные суммы: а) 1/4 ежедневного заработка за опоздание на работу на 2 часа; б) алименты в размере 50 %; в) налог на доходы физических лиц.

Оцени¬те правомерность действий работодателя.

21. Буфетчица столовой завода Ткачева была уволена по п.5 ст.81 ТК РФ. Она, несмотря на неоднократные напоминания, не прош¬ла медицинский осмотр, за что приказом заведующей столовой сна¬чала была отстранена от работы с объявлением выговора, а затем из-за дальнейших отказов уволена (приказ об увольнении подписан директором завода).

Оцените правомерность увольнения Ткачевой.

22. Работодатель затребовал у работника письменное объяснение по поводу совершенных им действий на рабочем месте. Работник отказался предоставить объяснение. Данный отказ был расценен работодателем как дисциплинарный проступок. К работнику было применено дисциплинарное взыскание.

Оцените правомерность действий работодателя.

23. При проходе Северо-Муйского тоннеля начальник строительного участка дал указание провести подготовительные работы нап¬рямую по застывшим озерам. Трактора были оснащены специальными широкими гусеницами и поплавками-понтонами, их дверцы были отк¬рыты, водители одеты в специальные жилеты. Предварительно была проведена аэросъемка толщины льда, сделаны расчеты тяжести поез¬дов по каждому участку. Экспедицию сопровождал вертолет. Предп¬ринятая операция позволяла сократить сроки строительства на 1 год и сэкономить сотни миллионов рублей. Однако на болотистом участке трассы один из тракторов вместе с грузом провалился под лед и затонул. К начальнику строительства был предъявлен иск о взыскании материального ущерба.

Вынесите свое заключение по делу.

24. Водитель такси Удалов допустил аварию, за что был прив¬лечен к уголовной ответственности. Через две недели следователь прекратил производство по делу. Пос¬кольку с Удаловым был заключен договор о полной материальной от-ветственности, работодатель обратился в суд с иском о взыска¬нии с него убытков, связанных с аварией. Сумма иска слагалась из: 1) убытков, причиненных ремонтом автомашины; 2) сумм, идущих на возмещение несданной выручки в течение 2 дней ремонта машины; 3) сумм, выплаченных пассажиру в связи с его длительной нетру¬доспособностью.

Какое решение должен вынести суд?

25. Бухгалтер Крепина пришла в свой выходной день в офис, где она работала, для того, чтобы взять документы, которые на следующий день ей необходимо было представить в налоговую инспекцию. Когда она выхода из здания, где находился офис, на нее обрушился карниз. В результате Крепина получила многочисленные травмы и находилась в больнице 85 дней.

Является ли этот случай несчастным случаем на производстве?

26. Определите вид спора и его подведомственность в следующих случаях:
– безработная бухгалтер Воробьева органами службы занятости направлена для трудоустройства в городскую библиотеку. В приеме ей было отказано. Она обратилась в суд с требованием понудить работодателя заключить с ней трудовой договор;
– слесарь-сантехник Санников работал на устранении аварии в выходные дни, но оплату за работу получил в одинарном размере;
– за отказ поехать в командировку инженеру Салахову приказом директора объявили выговор и лишили месячной премии.

27. Борисов, работающий бухгалтером в фирме «Весна», обратился к директору фирмы с требованием повысить ему заработную плату. На что директор ответил, что он будет вести соответствующие переговоры только с профсоюзным органом. Борисов обратился за разъяснением в юридическую консультацию, где ему пояснили, что в соответствие с Трудовым кодексом РФ споры об установлении условий труда теперь вправе решать комиссия по трудовым спорам и суд.

Решите дело.

28. После рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией работники предприятия обратились к работодателю с предложением пригласить посредника. В течение трех дней велись переговоры относительно кандидатуры посредника, работниками предлагались различные варианты, однако работодатель их все отклонил, при этом от него предложений по поводу кандидатуры посредника не поступило. Посчитав это уклонением от участия в примирительных процедурах, работники объявили забастовку.

Правомерны ли действия работников?

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Орловский Ю.П. - отв. ред. ТРУДОВОЕ ПРАВО В 2 Т. ТОМ 1. ОБЩАЯ ЧАСТЬ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Орловский Ю.П. - отв. ред. ТРУДОВОЕ ПРАВО В 2 Т. ТОМ 2. ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА 2-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 под ред. В.Л.Гейхмана Трудовое право: учебник для прикладного бакалавриата Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/0DED3058-B153-4A07-B952-A5FA3D2FAC4A/trudovoe-pravo
Л2.2 под общ ред С.Ю. Головиной Трудовое право: учебник для академического бакалавриата Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Мудл (Трудовое право) https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7168 portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows,
Microsoft office
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации позволяют обучающемуся оптимально организовать процесс по изучению дисциплины. Объем нормативного и научного материала в области правового регулирования трудовых отношений не позволяет обучающимся проработать и обсудить с преподавателем за время аудиторных занятий на достаточно глубоком уровне весь курс в целом.
Обучающимся рекомендуется после прослушивания лекции по каждой теме самостоятельно проработать лекционный материал, изучить рекомендованные к каждой теме нормативные правовые акты и специальную литературу. Для закрепления пройденного материала обучающимся в Фонде оценочных средств предлагается ряд теоретических вопросов, практических заданий и задач, на которые они должны дать максимально полные ответы, которые предполагают умение использовать понятийно-категориальный аппарат юридической науки, умение анализировать действующее законодательство, высказывать свое аргументированное мнение по спорным положениям. Теоретические вопросы рассматриваются на практических занятиях. Ответ на теоретический вопрос производится в устной форме. После завершения основного ответа, преподаватель задает обучающемуся уточняющие и/или дополнительные вопросы. Помимо ответа на теоретические вопросы обучающимся предлагается решить ряд практических заданий, ответы на которые должны быть полными, сделанными с приведением положений теории и анализа законодательства. Решения практических заданий необходимо делать письменно, что развивает письменную речь, поскольку изложить письменно ответ на юридический вопрос всегда сложнее, чем дать устную консультацию.
Преподаватель, ведущий занятий и руководящий самостоятельной работой обучающихся, проверяет письменное решение практических заданий и задач, делает пояснения и замечания в случае наличия ошибок или неточностей. Если у обучающихся в процессе самостоятельной подготовки возникают трудности с усвоением материала, они должны в установленные часы прийти на консультацию и вместе с преподавателем найти правильный ответ. При этом консультация должна строиться таким образом, что преподаватель не читает лекцию, а помогает обучающемуся найти правильное решение, аргументировать его.
Согласно учебному плану, изучение дисциплины «Трудовое право» завершается экзаменом. Итоговое оценивание работы обучающегося по результатам освоения дисциплины «Трудовое право» производится в рамках 4-балльной системы. Каждый билет содержит два вопроса (теоретический и практическое задание), которые соответствуют содержанию формируемых компетенций. На подготовку ответа студенту дается 30 минут. Экзамен проводится в устной форме. После основного ответа преподавателем могут быть заданы дополнительные вопросы. Итоговое выставление оценки производится на основании ответа студента на вопросы экзаменационного билета с учетом результатов решения задач, практических заданий, а также иных оценочных средств, выполненных им в течение учебного года.