МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология в туристской деятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки43.03.02. Туризм
ПрофильТехнологии и организация внутреннего и международного туризма
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz43_03_02_Т-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.пед.н., Доцент, Петухова Е.А.

Рецензент(ы):
д.психол.н., Зав.кафедрой соц. психол., Ральникова И.А.

Рабочая программа дисциплины
Психология в туристской деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 43.03.02 Туризм (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 516)

составлена на основании учебного плана:
43.03.02 Туризм
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.психол.н., профессор Ральникова Ирина Александровна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой д.психол.н., профессор Ральникова Ирина Александровна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформировать психологические знания и умения, необходимые для профессиональной деятельности

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.4

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-5Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
УК-5.1 Знает основные подходы к изучению культурных явлений; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии во временной ретроспективе, формы межкультурного взаимодействия; особенности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира
УК-5.2 Применяет знания особенностей межкультурного взаимодействия в практической деятельности; критически осмысливает и формирует собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни с учетом их культурно-исторической обусловленности
УК-5.3 Владеет нормами взаимодействия и толерантного поведения в условиях культурного, религиозного, этнического, социального многообразия современного общества
УК-5.4 Владеет приемами презентации результатов собственных теоретических изысканий в области межкультурного взаимодействия
УК-6Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
УК-6.1 Знает закономерности становления и развития личности; механизмы, принципы и закономерности процессов самоорганизации, самообразования и саморазвития; теорию тайм-менеджмента
УК-6.2 Умеет определять свои ресурсы и их пределы (личностные, ситуативные, временные и др.) для успешного выполнения порученной работы, ставить цели и устанавливать приоритеты собственного профессионально-карьерного развития с учетом условий, средств, личностных возможностей и временной перспективы достижения; осуществлять самоанализ и рефлексию собственного жизненного и профессионального пути
УК-6.3 Владеет методиками саморегуляции эмоционально- психологических состояний в различных условиях деятельности, приемами самооценки уровня развития своих индивидуально-психологических особенностей; технологиями проектирования профессионально-карьерного развития; способами планирования, организации, самоконтроля и самооценки деятельности
УК-6.4 Применяет разнообразные способы, приемы техники самообразования и самовоспитания на основе принципов образования в течение всей жизни
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.УК-6.1: Знает закономерности становления и развития личности; механизмы, принципы и закономерности процессов самоорганизации, самообразования и саморазвития; теорию тайм-менеджмента
3.2.Уметь:
3.2.1.УК-6.4: Применяет разнообразные способы, приемы техники самообразования и самовоспитания на основе принципов образования в течение всей жизни
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.УК-5.4: Владеет приемами презентации результатов собственных теоретических изысканий в области межкультурного взаимодействия

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Психология личности
1.1. Индивид. Индивидуальность. Личность. Темперамент. Характер Лекции 2 1 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.2. Самосознание. Самооценка. Воля Практические 2 1 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.3. Жизненный путь личности Сам. работа 2 20 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 2. Человек как субъект деятельности
2.1. Активность. Поведение. Деятельность Лекции 2 1 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.2. Потребности. Мотив. Мотивация Практические 2 1 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.3. Сознание Сам. работа 2 18 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 3. Человек как субъект познания
3.1. Высшие психические функции Лекции 2 1 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.2. Восприятие. Иллюзии. Внимание. Память. Воображение Практические 2 2 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.3. Мышление Сам. работа 2 18 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 4. Психология коллектива. Туристская группа
4.1. Психология общения в туристской группе Лекции 2 1 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
4.2. Воздействие и конфликты Практические 2 1 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
4.3. Воздействие и конфликты Сам. работа 2 18 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 5. Психология управления в туризме
5.1. Психологическая тактика руководства туристской группой Лекции 2 0 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
5.2. Руководителю о работе с людьми Практические 2 1 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
5.3. О развитии и совершенствовании навыков общения Сам. работа 2 20 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 6.
6.1. Зачет 2 4 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6839
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
УК-6: Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
Примеры заданий закрытого типа
1. Первую экспериментальную психологическую лабораторию в г. Лейпциг открыл:
A) Л.С. Выготский
B) В.Вундт
C) З. Фрейд
D) К. Юнг
Ответ: А
2. Сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков - это:
A) воля
B) темперамент
C) мотив
D) способность
Ответ: А
3. Субъект социальной деятельности – это:
A) человек
B) индивид
C) личность
D) персона
Ответ: С
4. Общение - это:
A) процесс взаимодействия, в результате которого происходит обмен информацией, чувствами, действиями
B) процесс, при котором формируются правильные суждения, мысли, решения
C) процесс, в результате которого устанавливается брачный союз
D) процесс, при котором происходит соответствие ощущений и переживаний словам, жестам, мимике
Ответ: А
5. Каузальная атрибуция - это:
А) осознание человеком того, что его понимают
B) приписывание другому человеку свое видение психологических причин поведения
C) способ понимания другого человека, основанный на нерациональном осмыслении
D) уподобление себя другому, когда представление о партнере по общению строится на основе понимания его действий
Ответ: В
6. Эмпатия – это:
A) осознанное восприятие событий прошлого
B) приписывание другому человеку свое видение психологических причин поведения
C) способность человека к сопереживанию и сочувствию другим людям
D) характеристика личности, проявляющаяся в частой смене эмоций
Ответ: С
7. Врожденные особенности человека, которые обусловливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде – это:
A) характер
B) темперамент
C) способности
D) направленность личности
Ответ: В
8. Высшая форма отражательной деятельности, позволяющая понять сущность предметов и явлений – это:
A) восприятие
B) мышление
C) ощущения
D) воображение
Ответ: В
9. Перцепция – это:
A) процесс восприятия одного человека другим
B) процесс изоляции от общества
C) процесс включения в коммуникативные связи
D) процесс осознания своих ошибок во взаимосотрудничестве
Ответ: А
10. Аффект – это:
A) бурно протекающее состояние сильного эмоционального возбуждения, дезорганизущее организм
B) полная потеря способности направлять и фиксировать внимание
C) зависимость от событий окружающего мира
D) состояние ясной осознанности
Ответ: А
11. Гедонизм в туризме – это:
A) ориентация на наслаждение жизнью
B) поворот к другой культуре
C) экологизация мировоззрения
D) мотивы поездок
Ответ: D
12. Аттракция – это:
A) характеристика состояний, находящихся вне сферы его сознания
B) патологическое увеличение волевой активности
C) механизм восприятия другого человека, возникающий на основе устойчивого положительного чувства
D) возможность в психическом развитии
Ответ: С
13. Идиосинкразический кредит – это:
A) поведение членов группы в соответствии с ролевыми предназначениями
B) предвидение результатов групповой работы
C) обеспечение туристской деятельности в долг
D) предоставление своеобразного разрешения на девиантное относительно групповых норм поведение
Ответ: D
14. Психологическая характеристика единства группы – это:
A) сплоченность
B) общность
C) интерес
D) однородность
Ответ: А
15. Референтная группа – это:
A) группа людей, объединенных общим интересом
B) группа людей, привлекательная для индивида, групповой источник индивидуальных ценностей, норм и правил
C) группа людей, имеющих общий социальный признак
D) коллективный субъект социального действия
Ответ: В
Примеры заданий открытого типа
1. Осознаваемые и неосознаваемые психологические препятствия при установлении коммуникативных контактов – это ….
Ответ: Психологические барьеры
2. Трудноразрешимое противоречие между людьми, вызванное несовместимостью их взглядов и интересов – это….
Ответ: Конфликт
3. Неосознанное психологическое состояние, внутреннее качество субъекта, базирующееся на его предшествующем опыте, предрасположенности к определённой активности в определённой ситуации – это…
Ответ: Установка
4. Немногочисленная по составу социальная группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов – это….
Ответ: Малая социальная группа
5. Процессы развития внутригрупповых взаимодействий членов малой группы – это….
Ответ: Групповая динамика
6. … - это использование непринудительных форм воздействия на людей для их мотивации к достижению целей организации
Ответ: Лидерство
7. … - это лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте).
Ответ: Турист
8. … - это туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий
Ответ: Туристская деятельность
9. … - это система отношений, влияющих на самочувствие личности в группе и тем самым определяющих направленность и характер деятельности.
Ответ: Психологический климат в группе
10. … - это следование правилам, установкам и нормам группы, под влиянием реального или воображаемого давления
Ответ: Конформизм
11. Дайте описание психологического портрета личности – заядлого туриста (не менее 3-х позиций)
Ответ: Оптимистичен; Любознателен; Вынослив; Целеустремленен; Терпелив; Открыт миру; Имеет подвижную психику; Спонтанен; Мобилен
12. Дайте описание психологического портрета личности – экскурсовода туристской группы (не менее 3-х позиций)
Ответ: Экскурсовод должен обладать: Ораторским искусством; Прочными знаниями в определенной отрасли; Широким кругозором, эрудицией, культурным уровнем; Хорошей памятью; Чистотой речи; Интуицией по отношению к составу группы; Доброжелательностью; Быть опрятным
13. Перечислите какими бывают ожидания участников путешествия….
Ответ: Спортивные, развлекательные, случайные.
14. …… — самый влиятельный член малой группы, организующий ее деятельность, направленную на достижение общих целей.
Ответ: Лидер
15. ……- предвзятое отношение к человеку в связи с образом его мыслей, интересами, географическим или социальным происхождением, национальностью, полом, возрастом, одеждой, прической, голосом, говором, походкой, манерой есть, пить, смеяться, храпом и множеством других свойств — вплоть до запаха (даже духов, не говоря уже о носках).
Ответ: Психологическая непереносимость
16. …… - один из важнейших инструментов социализации человека, способ его существования, удовлетворения и регуляции основных потребностей, главный канал взаимодействия людей.
……. - многоплановый процесс взаимодействия и взаимосвязи общественных субъектов, включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания людьми друг друга на основе включения в единую деятельность.
Ответ: Общение
17. …. - естественное общение, когда субъекты взаимодействия находятся рядом и общаются посредством речи, мимики и жестов. Данный вид общения является наиболее полноценным, потому что индивиды получают максимальную информацию друг о друге.
Ответ: Непосредственное общение (прямое)
18. ……. - осуществляется в ситуациях, когда индивиды отдалены друг от друга временем или расстоянием. Опосредованное общение – это неполный психологический контакт, когда обратная связь затруднена.
Ответ: Опосредованное (косвенное) общение
19. …… - множественные контакты незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами массовой информации.
Ответ: Массовое общение
20. …… - форма межличностного общения, при которой воздействие на партнера по общению осуществляется скрытно для достижения своих намерений
Ответ: Манипулятивное общение

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля (в соответствии с технологической картой) и набравшие не менее 60 баллов, получают зачет автоматически.
Для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости, организуется зачет в форме письменного опроса по всему изученному курсу.
Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 5.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Г. Р. Чернова, Т. В. Слотина Психология общения: учеб. пособие СПб.: Питер, 2012
Л1.2 А. М. Руденко Психология: учеб. для вузов Ростов н/Д: Феникс, 2012
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Леонтьев, Алексей Николаевич Деятельность. Сознание. Личность: Учебное пособие М. : Академия, 2004
Л2.2 Самосознание и защитные механизмы личности: Самара: БАХРАХ, 2006
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Психология в туристской деятельности Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
Э2 Психология в туристской деятельности ЭБС Алтайского государственного университета-http://elibrary.asu.ru
Э3 Психология в туристской деятельности portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации по проведению практических занятий
Практические занятия - один из видов практического обучения, имеющий целью закрепление теоретических знаний и формирование практических умений и навыков.
Практические занятия способствуют более глубокому пониманию теоретического материала учебного курса, а также развитию, формированию и становлению различных уровней составляющих профессиональной компетентности студентов, пониманию межпредметных связей.
В процессе практического занятия студенты обсуждают поставленные вопросы под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала. Выполнение студентами практических занятий направлено на:
• обобщение, систематизацию, углубление теоретических знаний;
• формирование умений применять полученные знания в практической деятельности;
• развитие аналитических, проектировочных, конструктивных умений;
• выработку самостоятельности, ответственности, точности и творческой инициативы.оставляющие образования
формируются именно в процессе самостоятельной работы студентов.

Самостоятельная учебная деятельность студентов направлена на:
- расширение и углубление профессиональных знаний по отдельным темам;
- усвоение умений и навыков практической работы;
- развитие умений самопознания и саморазвития.
Для развития познавательной функции студентов, осмысленного усвоения знаний и понимания сущности понятий, теоретических положений и их связи и эмпирическими фактами используются следующие виды заданий:
- формулирование отдельных мыслей текста в другой стилистической и синтаксической формах;
- формулирование резюме по прочитанному материалу;
- составление опорной графической схемы с текстовыми пояснениями;
- составление краткого конспекта текста.