Закреплена за кафедрой | Кафедра социальной психологии и педагогического образования |
---|---|
Направление подготовки | 43.03.02. Туризм |
Профиль | Технологии и организация внутреннего и международного туризма |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z43_03_02_Т-2020 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 2 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 6 | 6 | 6 | 6 |
Сам. работа | 94 | 94 | 94 | 94 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования
Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой д.психол.н., профессор Ральникова Ирина Александровна
1.1. | Сформировать психологические знания и умения, необходимые для профессиональной деятельности |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.4 |
УК-5 | Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах |
УК-5.1 | Знает основные подходы к изучению культурных явлений; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии во временной ретроспективе, формы межкультурного взаимодействия; особенности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира |
УК-5.2 | Применяет знания особенностей межкультурного взаимодействия в практической деятельности; критически осмысливает и формирует собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни с учетом их культурно-исторической обусловленности |
УК-5.3 | Владеет нормами взаимодействия и толерантного поведения в условиях культурного, религиозного, этнического, социального многообразия современного общества |
УК-5.4 | Владеет приемами презентации результатов собственных теоретических изысканий в области межкультурного взаимодействия |
УК-6 | Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни |
УК-6.1 | Знает закономерности становления и развития личности; механизмы, принципы и закономерности процессов самоорганизации, самообразования и саморазвития; теорию тайм-менеджмента |
УК-6.2 | Умеет определять свои ресурсы и их пределы (личностные, ситуативные, временные и др.) для успешного выполнения порученной работы, ставить цели и устанавливать приоритеты собственного профессионально-карьерного развития с учетом условий, средств, личностных возможностей и временной перспективы достижения; осуществлять самоанализ и рефлексию собственного жизненного и профессионального пути |
УК-6.3 | Владеет методиками саморегуляции эмоционально- психологических состояний в различных условиях деятельности, приемами самооценки уровня развития своих индивидуально-психологических особенностей; технологиями проектирования профессионально-карьерного развития; способами планирования, организации, самоконтроля и самооценки деятельности |
УК-6.4 | Применяет разнообразные способы, приемы техники самообразования и самовоспитания на основе принципов образования в течение всей жизни |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | УК-6.1: Знает закономерности становления и развития личности; механизмы, принципы и закономерности процессов самоорганизации, самообразования и саморазвития; теорию тайм-менеджмента |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | УК-6.4: Применяет разнообразные способы, приемы техники самообразования и самовоспитания на основе принципов образования в течение всей жизни |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | УК-5.4: Владеет приемами презентации результатов собственных теоретических изысканий в области межкультурного взаимодействия |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Психология личности | ||||||
1.1. | Индивид. Индивидуальность. Личность. Темперамент. Характер | Лекции | 2 | 1 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 | |
1.2. | Самосознание. Самооценка. Воля | Практические | 2 | 1 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 | |
1.3. | Жизненный путь личности | Сам. работа | 2 | 20 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 | |
Раздел 2. Человек как субъект деятельности | ||||||
2.1. | Активность. Поведение. Деятельность | Лекции | 2 | 1 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 | |
2.2. | Потребности. Мотив. Мотивация | Практические | 2 | 1 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 | |
2.3. | Сознание | Сам. работа | 2 | 18 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 | |
Раздел 3. Человек как субъект познания | ||||||
3.1. | Высшие психические функции | Лекции | 2 | 1 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 | |
3.2. | Восприятие. Иллюзии. Внимание. Память. Воображение | Практические | 2 | 2 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 | |
3.3. | Мышление | Сам. работа | 2 | 18 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 | |
Раздел 4. Психология коллектива. Туристская группа | ||||||
4.1. | Психология общения в туристской группе | Лекции | 2 | 1 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 | |
4.2. | Воздействие и конфликты | Практические | 2 | 1 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 | |
4.3. | Воздействие и конфликты | Сам. работа | 2 | 18 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 | |
Раздел 5. Психология управления в туризме | ||||||
5.1. | Психологическая тактика руководства туристской группой | Лекции | 2 | 0 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 | |
5.2. | Руководителю о работе с людьми | Практические | 2 | 1 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 | |
5.3. | О развитии и совершенствовании навыков общения | Сам. работа | 2 | 20 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 | |
Раздел 6. | ||||||
6.1. | Зачет | 2 | 4 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6839 УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах УК-6: Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни Примеры заданий закрытого типа 1. Первую экспериментальную психологическую лабораторию в г. Лейпциг открыл: A) Л.С. Выготский B) В.Вундт C) З. Фрейд D) К. Юнг Ответ: А 2. Сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков - это: A) воля B) темперамент C) мотив D) способность Ответ: А 3. Субъект социальной деятельности – это: A) человек B) индивид C) личность D) персона Ответ: С 4. Общение - это: A) процесс взаимодействия, в результате которого происходит обмен информацией, чувствами, действиями B) процесс, при котором формируются правильные суждения, мысли, решения C) процесс, в результате которого устанавливается брачный союз D) процесс, при котором происходит соответствие ощущений и переживаний словам, жестам, мимике Ответ: А 5. Каузальная атрибуция - это: А) осознание человеком того, что его понимают B) приписывание другому человеку свое видение психологических причин поведения C) способ понимания другого человека, основанный на нерациональном осмыслении D) уподобление себя другому, когда представление о партнере по общению строится на основе понимания его действий Ответ: В 6. Эмпатия – это: A) осознанное восприятие событий прошлого B) приписывание другому человеку свое видение психологических причин поведения C) способность человека к сопереживанию и сочувствию другим людям D) характеристика личности, проявляющаяся в частой смене эмоций Ответ: С 7. Врожденные особенности человека, которые обусловливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде – это: A) характер B) темперамент C) способности D) направленность личности Ответ: В 8. Высшая форма отражательной деятельности, позволяющая понять сущность предметов и явлений – это: A) восприятие B) мышление C) ощущения D) воображение Ответ: В 9. Перцепция – это: A) процесс восприятия одного человека другим B) процесс изоляции от общества C) процесс включения в коммуникативные связи D) процесс осознания своих ошибок во взаимосотрудничестве Ответ: А 10. Аффект – это: A) бурно протекающее состояние сильного эмоционального возбуждения, дезорганизущее организм B) полная потеря способности направлять и фиксировать внимание C) зависимость от событий окружающего мира D) состояние ясной осознанности Ответ: А 11. Гедонизм в туризме – это: A) ориентация на наслаждение жизнью B) поворот к другой культуре C) экологизация мировоззрения D) мотивы поездок Ответ: D 12. Аттракция – это: A) характеристика состояний, находящихся вне сферы его сознания B) патологическое увеличение волевой активности C) механизм восприятия другого человека, возникающий на основе устойчивого положительного чувства D) возможность в психическом развитии Ответ: С 13. Идиосинкразический кредит – это: A) поведение членов группы в соответствии с ролевыми предназначениями B) предвидение результатов групповой работы C) обеспечение туристской деятельности в долг D) предоставление своеобразного разрешения на девиантное относительно групповых норм поведение Ответ: D 14. Психологическая характеристика единства группы – это: A) сплоченность B) общность C) интерес D) однородность Ответ: А 15. Референтная группа – это: A) группа людей, объединенных общим интересом B) группа людей, привлекательная для индивида, групповой источник индивидуальных ценностей, норм и правил C) группа людей, имеющих общий социальный признак D) коллективный субъект социального действия Ответ: В Примеры заданий открытого типа 1. Осознаваемые и неосознаваемые психологические препятствия при установлении коммуникативных контактов – это …. Ответ: Психологические барьеры 2. Трудноразрешимое противоречие между людьми, вызванное несовместимостью их взглядов и интересов – это…. Ответ: Конфликт 3. Неосознанное психологическое состояние, внутреннее качество субъекта, базирующееся на его предшествующем опыте, предрасположенности к определённой активности в определённой ситуации – это… Ответ: Установка 4. Немногочисленная по составу социальная группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов – это…. Ответ: Малая социальная группа 5. Процессы развития внутригрупповых взаимодействий членов малой группы – это…. Ответ: Групповая динамика 6. … - это использование непринудительных форм воздействия на людей для их мотивации к достижению целей организации Ответ: Лидерство 7. … - это лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте). Ответ: Турист 8. … - это туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий Ответ: Туристская деятельность 9. … - это система отношений, влияющих на самочувствие личности в группе и тем самым определяющих направленность и характер деятельности. Ответ: Психологический климат в группе 10. … - это следование правилам, установкам и нормам группы, под влиянием реального или воображаемого давления Ответ: Конформизм 11. Дайте описание психологического портрета личности – заядлого туриста (не менее 3-х позиций) Ответ: Оптимистичен; Любознателен; Вынослив; Целеустремленен; Терпелив; Открыт миру; Имеет подвижную психику; Спонтанен; Мобилен 12. Дайте описание психологического портрета личности – экскурсовода туристской группы (не менее 3-х позиций) Ответ: Экскурсовод должен обладать: Ораторским искусством; Прочными знаниями в определенной отрасли; Широким кругозором, эрудицией, культурным уровнем; Хорошей памятью; Чистотой речи; Интуицией по отношению к составу группы; Доброжелательностью; Быть опрятным 13. Перечислите какими бывают ожидания участников путешествия…. Ответ: Спортивные, развлекательные, случайные. 14. …… — самый влиятельный член малой группы, организующий ее деятельность, направленную на достижение общих целей. Ответ: Лидер 15. ……- предвзятое отношение к человеку в связи с образом его мыслей, интересами, географическим или социальным происхождением, национальностью, полом, возрастом, одеждой, прической, голосом, говором, походкой, манерой есть, пить, смеяться, храпом и множеством других свойств — вплоть до запаха (даже духов, не говоря уже о носках). Ответ: Психологическая непереносимость 16. …… - один из важнейших инструментов социализации человека, способ его существования, удовлетворения и регуляции основных потребностей, главный канал взаимодействия людей. ……. - многоплановый процесс взаимодействия и взаимосвязи общественных субъектов, включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания людьми друг друга на основе включения в единую деятельность. Ответ: Общение 17. …. - естественное общение, когда субъекты взаимодействия находятся рядом и общаются посредством речи, мимики и жестов. Данный вид общения является наиболее полноценным, потому что индивиды получают максимальную информацию друг о друге. Ответ: Непосредственное общение (прямое) 18. ……. - осуществляется в ситуациях, когда индивиды отдалены друг от друга временем или расстоянием. Опосредованное общение – это неполный психологический контакт, когда обратная связь затруднена. Ответ: Опосредованное (косвенное) общение 19. …… - множественные контакты незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами массовой информации. Ответ: Массовое общение 20. …… - форма межличностного общения, при которой воздействие на партнера по общению осуществляется скрытно для достижения своих намерений Ответ: Манипулятивное общение КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. • «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. • «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. • «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. • «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета. Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля (в соответствии с технологической картой) и набравшие не менее 60 баллов, получают зачет автоматически. Для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости, организуется зачет в форме письменного опроса по всему изученному курсу. Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 5. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Г. Р. Чернова, Т. В. Слотина | Психология общения: учеб. пособие | СПб.: Питер, 2012 | |
Л1.2 | А. М. Руденко | Психология: учеб. для вузов | Ростов н/Д: Феникс, 2012 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Леонтьев, Алексей Николаевич | Деятельность. Сознание. Личность: Учебное пособие | М. : Академия, 2004 | |
Л2.2 | Самосознание и защитные механизмы личности: | Самара: БАХРАХ, 2006 | ||
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Психология в туристской деятельности | Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) | ||
Э2 | Психология в туристской деятельности | ЭБС Алтайского государственного университета-http://elibrary.asu.ru | ||
Э3 | Психология в туристской деятельности | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); 2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); 3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); 5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); 6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); 7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); 8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); 9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); 10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); 11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); 12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Методические рекомендации по проведению практических занятий Практические занятия - один из видов практического обучения, имеющий целью закрепление теоретических знаний и формирование практических умений и навыков. Практические занятия способствуют более глубокому пониманию теоретического материала учебного курса, а также развитию, формированию и становлению различных уровней составляющих профессиональной компетентности студентов, пониманию межпредметных связей. В процессе практического занятия студенты обсуждают поставленные вопросы под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала. Выполнение студентами практических занятий направлено на: • обобщение, систематизацию, углубление теоретических знаний; • формирование умений применять полученные знания в практической деятельности; • развитие аналитических, проектировочных, конструктивных умений; • выработку самостоятельности, ответственности, точности и творческой инициативы.оставляющие образования формируются именно в процессе самостоятельной работы студентов. Самостоятельная учебная деятельность студентов направлена на: - расширение и углубление профессиональных знаний по отдельным темам; - усвоение умений и навыков практической работы; - развитие умений самопознания и саморазвития. Для развития познавательной функции студентов, осмысленного усвоения знаний и понимания сущности понятий, теоретических положений и их связи и эмпирическими фактами используются следующие виды заданий: - формулирование отдельных мыслей текста в другой стилистической и синтаксической формах; - формулирование резюме по прочитанному материалу; - составление опорной графической схемы с текстовыми пояснениями; - составление краткого конспекта текста. |