МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Организация туристской деятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.03.02. Туризм
ПрофильТехнологии и организация внутреннего и международного туризма
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный планz43_03_02_Т-2020
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 161
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 3
курсовая работа: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 161 161 161 161
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
к.и.н., Доцент, Исаев Виктор Викторович

Рецензент(ы):
к.г.н., Доцент, Козырева Юлия Вячеславовна

Рабочая программа дисциплины
Организация туристской деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 43.03.02 Туризм (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 516)

составлена на основании учебного плана:
43.03.02 Туризм
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 08.06.2023 г. № 6
Срок действия программы: 20212027 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.п.н., доцент Биттер Наталья Викторовна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 08.06.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой к.п.н., доцент Биттер Наталья Викторовна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью дисциплины является формирование базовых знаний и представлений об организации туристской деятельности, раскрытие особенностей технологий организации туристской деятельности, ознакомление студентов с фундаментальными основами и особенностями организации туризма и туристской деятельности, формирование у будущих специалистов целостной системы знаний о туризме.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.4

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3Способен обеспечивать требуемое качество процессов оказания услуг в избранной сфере профессиональной деятельности
ОПК-3.1 Знает основные требования международных и национальных стандартов качества процессов оказания туристских услуг
ОПК-3.2 Использует международные и национальные стандарты для обеспечения требуемого качества процессов оказания туристских услуг при решении профессиональных задач
ОПК-3.3 Выявляет и учитывает мнения потребителей и заинтересованных сторон в процессе оказания качественных туристских услуг
ОПК-3.4
ПК-1Способен управлять внутрифирменными процессами в туристкой организации, в том числе по формированию и использованию материально-технических и трудовых ресурсов
ПК-1.1 Знает требования к формированию и использованию материально- технических и трудовых ресурсов в туристской организации
ПК-1.2 Умеет определить эффективную систему и конкретные методы управления персоналом и качеством обслуживания туристов
ПК-1.3 Умеет осуществлять планирование по формированию кадров туристской организации
ПК-1.4 Владеет навыками прогнозирования формирования и использования материально-технических ресурсов в туристской организации
ПК-2Способен разрабатывать и реализовывать проекты, направленные на развитие туристской организации
ПК-2.1 Знает методы и технологии проектирования деятельности туристского предприятия
ПК-2.2 Умеет проводить сравнительный анализ и маркетинг существующих предложений туроператоров
ПК-2.3 Умеет разрабатывать предложения по изменению составляющих туристского продукта с учетом индивидуальных и специальных требований туриста или осуществляет поиск туристских продуктов, наиболее отвечающих требованиям туристов
ПК-2.4 Умеет определять оптимальные способы оценки эффективности, планирования по различным направлениям проекта
ПК-2.5 Владеет навыками расчета качественных и количественных показателей, характеризующих эффективность реализуемого проекта
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает требования безопасного обслуживания потребителей туристских услуг
3.2.Уметь:
3.2.1.Обеспечивает требуемое качество процессов оказания туристских услуг в соответствии с международными и национальными стандартами
Соблюдает положения требований охраны труда и техники безопасности в подразделениях предприятий избранной сферы деятельности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет способами оказания качественных туристских услуг с учетом мнения потребителей и заинтересованных сторон

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в дисциплину.
1.1. Определения, структура туризма, ее составляющие. Значение туризма в решении различных проблем общества. Цели, функции и задачи туризма. Факторы, влияющие на конкурентоспособность туристского обслуживания. Организации, занимающиеся туризмом в Российской Федерации и мире. Лекции 3 1 Л2.1, Л1.1
1.2. Определения, структура туризма, ее составляющие. Значение туризма в решении различных проблем общества. Цели, функции и задачи туризма. Факторы, влияющие на конкурентоспособность туристского обслуживания. Организации, занимающиеся туризмом в Российской Федерации и мире. Сам. работа 3 18 Л2.1, Л1.1
1.3. Определения, структура туризма, ее составляющие. Значение туризма в решении различных проблем общества. Цели, функции и задачи туризма. Практические 3 1 Л2.1, Л1.1
1.4. Туристские предприятия и их формы. Особенности и специализация предприятий туротрасли. Факторы роста. Определение миссии и целей деятельности предприятия. Обоснование производственной и организационной структур управления предприятием. Права и обязанности турфирм и туристов. Документация туристской фирмы. Лекции 3 1 Л2.1
1.5. Туристские предприятия и их формы. Особенности и специализация предприятий туротрасли. Факторы роста. Определение миссии и целей деятельности предприятия. Обоснование производственной и организационной структур управления предприятием. Права и обязанности турфирм и туристов. Документация туристской фирмы. Практические 3 1 Л2.1
1.6. Туристские предприятия и их формы. Особенности и специализация предприятий туротрасли. Факторы роста. Определение миссии и целей деятельности предприятия. Обоснование производственной и организационной структур управления предприятием. Права и обязанности турфирм и туристов. Документация туристской фирмы. Сам. работа 3 20 Л2.1
1.7. Услуги туриндустрии туризма, их значение в формировании туристского продукта.Гостиничный сервис и туризм. Ресторанный сервис и туризм. Транспортное обслуживание в туризме. Развлечения и система аттракций. Экскурсионная деятельность. Страхование в туризме. Банковские и финансовые услуги. Информационные услуги: их роль в развитии туризма. Практические 3 1 Л2.1
Раздел 2. Теоретические основы формирования, продвижения и реализации туристского продукта
2.1. Рынок туристских услуг. Сегменты рынка. Международный туристский рынок: состояние и тенденции развития. Туроператоры и турагенты на международном туристском рынке. Туристские услуги, входящие в турпродукт. Тур и туристский маршрут. Турпакет. Разновидности туров Лекции 3 1 Л2.1, Л1.1
2.2. Рынок туристских услуг. Сегменты рынка. Международный туристский рынок: состояние и тенденции развития. Туроператоры и турагенты на международном туристском рынке. Туристские услуги, входящие в турпродукт. Тур и туристский маршрут. Турпакет. Разновидности туров Практические 3 1 Л2.1, Л1.1
2.3. Рынок туристских услуг. Сегменты рынка. Международный туристский рынок: состояние и тенденции развития. Туроператоры и турагенты на международном туристском рынке. Туристские услуги, входящие в турпродукт. Тур и туристский маршрут. Турпакет. Разновидности туров Сам. работа 3 41 Л2.1, Л1.1
2.4. Классификация и виды туроперейтинга и туроператоров. Финансовое обеспечение и единый федеральный реестр.Основные технологии операторского бизнеса.Выставочная деятельность туроператоров и продвижение турпродукта. Практические 3 1 Л2.1
2.5. Туроператорская и турагентская деятельность: понятие и основные функции. Сам. работа 3 41 Л2.1
2.6. Роль государства в развитии технологий и инфраструктуры туризма: перспективные программы развития туризма в РФ и регионах России. Состояние нормативного правового регулирования в сфере туризма в Российской Федерации. Состояние статистической базы в сфере туризма. Классификация объектов туристской индустрии в РФ. Ростуризм и туристская политика. Лекции 3 1 Л2.1
2.7. Роль государства в развитии технологий и инфраструктуры туризма: перспективные программы развития туризма в РФ и регионах России. Состояние нормативного правового регулирования в сфере туризма в Российской Федерации. Состояние статистической базы в сфере туризма. Классификация объектов туристской индустрии в РФ. Ростуризм и туристская политика. Сам. работа 3 41 Л2.1
2.8. Роль государства в развитии технологий и инфраструктуры туризма: перспективные программы развития туризма в РФ и регионах России. Состояние нормативного правового регулирования в сфере туризма в Российской Федерации. Состояние статистической базы в сфере туризма. Классификация объектов туристской индустрии в РФ. Ростуризм и туристская политика. Практические 3 1 Л2.1
2.9. Экзамен 3 9 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины (экзамен) в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале "Цифровой университет АлтГУ" - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3653


ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ПК-2: Способен разрабатывать и реализовывать проекты, направленные на развитие туристкой организации

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. ФЗ РФ об основах туристской деятельности в РФ определяет туризм как:
а) туроператорскую и турагентскую деятельность по организации путешествий;
+б) временные выезды (путешествия) граждан с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране или месте временного пребывания;
в) временные выезды (путешествия) граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в страну (место) временного пребывания на срок от 24 часов до 1 года подряд.
2. Какое из нижеперечисленных положений не соответствует принципам государственного регулирования туристской деятельности:
а) содействие туристской деятельности;
+б) постепенный переход на полное государственное обеспечение туризма;
в) поддержка и защита российских туристов, туроператов, турагентов и их объединений.
3. Турист не имеет права:
а) на свободу передвижения и доступ к туристским услугам;
+б) на беспрепятственное и полное удовлетворение своих потребностей;
в) на личную безопасность, сохранность имущества и медицинскую помощь.
4. Какими временными параметрами пребывания вне постоянного местожительства ограничено понятие «турист»?
а) от 12 до 24 часов;
+б) от 24 часов до одного месяца;
в) от 24 часов до 1 года;
г) от 24 часов до нескольких лет.
5. Назовите основные потребности туристов во время путешествия:
а) потребности во впечатлениях, экскурсиях, встречах;
+б) потребности в проживании, питании, перемещении;
в) потребности в развлечениях, сувенирной продукции;
г) потребности в услугах предприятий сервиса, торговли.
6. Трансфер это:
+а) предоставление транспортных средств для обеспечения встречи — проводов туристов или туристских групп;
б) поездка за город;
в) индивидуальное путешествие на автомобиле.
7. Туристский продукт – это:
а) совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания и средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков;
б) право на тур, предназначенное для реализации туристу;
+в) комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, а также услуги гидов-переводчиков и другие услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия.
8. Туристская индустрия представляет собой:
а) деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем;
+б) совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания и средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги, а также услуги гидов-переводчиков;
в) комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, а также услуги гидов-переводчиков и другие услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия.
9. В каком году была принята Хартия Туризма:
а) 1975;
б) 1990;
+в) 1985;
10. В каком году был принят Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ»?
а) 2007;
+б) 1996;
в) 1965.
11.Туроператор - это...
а) предприятие, организующее рекламу и продвижение туристического продукта;
б) реализатор туристического продукта;
+в) предприятие, занимающееся разработкой туристического продукта, комплектацией тура и обеспечивающее их функционирование.
12.Турист - это гражданин, посещающий страну (место) временного пребывания:
а) с занятием оплачиваемой в этом месте деятельностью;
+б) без занятия оплачиваемой в этом месте деятельностью;
в) с целью поиска работы и устройства на постоянное место жительства
13. Важнейшее потребительское свойство туристского продукта: умение дать почувствовать клиенту достоинства данного туристского предприятия, гостиницы, ресторана и т.д.:
+а) гостеприимство;
б) сервис;
в) имидж турфирмы
14. К типам туризма по классификации ЮНВТО не относится:
а) внутренний туризм;
б) въездной туризм;
+в) самодеятельный туризм;
г) выездной туризм;
15. Талассотератия — это вид туризма:
а) экстремального;
+б) лечебного;
в) горного.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«5» – верно выполнено более 90% заданий.
«4» – верно выполнено от 70% до 89% заданий.
«3» – верно выполнено 51% до 69% заданий.
«2» – верно выполнено менее 51% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. На бланке туристической путевки обычно указывают вид питания туриста. Выберите то
сокращение, которое в международной практике гостиничного обслуживания предполагает
оплату и предоставление туристу только завтрака — это
{ВВ}
2. Разновидность гостиниц с небольшим набором услуг, мини-отель, где сдаются койко-места с удобствами на этаже. Это вид мини-отелей, с многоместными номерами ориентирован на молодежь и клиентов, ищущих экономичное размещение
{хостел}
3. Сколько стадий имеет эволюция продукта согласно теории жизненного цикла продукта?
{ четыре}
4. Как именуется иностранный гость, который не ночует в стране пребывания, а
возвращается, например, на судно или поезд, на котором он прибыл в страну?
{ экскурсант }
5. Посредник, занимающийся продажей сформированных туроператором туров, действующий на основе посреднических договоров, или продавец, действующий на основе договоров купли-продажи туристских продуктов
{турагент}
6. Туристическая поездка с использованием тран­спортного средства не только для перемещения, но и для временного проживания, питания и обслуживания
{круиз}
7. Комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену по договору о реализации туристского продукта
{туристский продукт}
8. Туризм организованной группы несовершеннолетних туристов в сопровождении руководителя, который несет обязанности их законного представителя
{детский туризм}
9. Система мирохозяйственных связей, в которой совершается процесс превращения туристско – экскурсионных услуг в деньги и обратного превращения денег в туристско – экскурсионные услуги
{туристский рынок}
10. Какой мореплаватель совершил первое известное кругосветное путешествие и открыл пролив, позже названный его именем, став первым европейцем, проследовавшим из Атлантического океана в Тихий.
{Фернан Магеллан}
11. Центр туризма превращается в полностью загруженную часть индустрии туризма с отелями крупных транснациональных гостиничных цепей и франчайзинговыми предприятиями на стадии жизненного цикла продукта, называемой
{зрелостью}
12. Деятельность туристской фирмы, направленная на создание привлекательного и конкурентоспособного туристского продукта для массовой или индивидуальной реализации на рынке туристских услуг, называется:
{планированием туров}
13. Деятельность, направленная на предоставление различного рода туристских услуг и товаров туристского спроса для удовлетворения культурных и духовных потребностей иностранных туристов, — это:
{международный туризм}
14. Документ, содержащий правила, общие принципы, характеристики, касающиеся определенных видов деятельности, в том числе туристской, и доступный широкому кругу потребителей, называется:
{стандарт}
15. Ситуация на рынке, при которой предложение соответствует спросу или опережает его, формирует:
{рынок покупателя}
16. Основной документ, определяющий взаимоотношения туриста с обслуживающей его фирмой, возможность предъявления претензий к ней и удовлетворения их в судебном порядке, — это:
{договор на туристское обслуживание}
17. Предварительно намеченный путь туристского похода, путешествия, экскурсии (заранее спланированная трасса продвижения в течение определенного времени с целью предоставления туристу определенной программы услуг) называется:
{маршрут}
18. Формирование маршрутов, туров, экскурсионных программ, предоставление основных, дополнительных и сопутствующих услуг составляют:
{технологию туристского обслуживания}
19. Подтверждение специальным органом соответствия реализованных услуг требованиям безопасности жизни, здоровья туристов и экскурсантов, сохранности имущества, защиты окружающей среды называется:
{обязательной сертификацией}
20. Согласно ФЗ 'Об основах туристской деятельности в РФ', реализация туристского продукта осуществляется на основании________
{договора}

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.



ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ПК-1: Способен управлять внутрифирменными процессами в туристкой организации, в том числе по формированию и использованию материально-технических и трудовых ресурсов

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Слово туризм появилось в английском языке:
+ в начале XIX века
в начале XX века
в конце XIX века
в конце XVIII века
2. Нормативный документ, в котором приведен полный перечень существенных условий договора на туристское обслуживание…
-: Гражданском кодексе РФ
+: Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ»
-: «Законе РФ «О защите прав потребителей»
3. Географическое место временного пребывания туриста называют…
-: регионом, порождающим туристов
-: транзитным регионом
+: туристской дестинацией
4. В 1838 году выходят в свет «Заметки туриста» Ф. Стендаля. Слово которое, ввел в обиход этот автор…
-: альпинист
+: турист
-: путешественник
5. Основатель первой фирмы по массовому выпуску путеводителей для туристов…
-: Томас Кук
+: Карл Бедекер
-: Ф. Стендаль
6. Лечебно-оздоровительный туризм и курортология зародились в…
+: Греции
-: Китае
-: Англии
7. Эпоха ознаменовавшаяся «великим переселением народов»…
+: Средневековье
-: Античность
-: Новое время
8. Вид туризма, поощряемый всеми религиями, начиная с глубокой древности…
-: экотуризм
-: спортивный туризм
+: паломничество
9. «Крестовый поход» - это…
-: освоение новых земель
-: военные завоевания
+: паломничество
10. Прародителем краеведения и экскурсий в России можно считать:
+: Петра I
-: Александра I
-: Александра II
11. Первым из русских людей, описал Южную и Юго-Восточную Азию от Ирана до Китая…
+: Афанасий Никитин
-: Ломоносов
-: Семен Дежнев
12. Первооткрыватель Сибири…
-: Афанасий Никитин
+: Ермак
-: Богдан Брязга
13. Основная причины отсутствия массового туризма в средневековье в России…
+: отсутствовала свобода передвижения
-: плохие дороги
-: криминальная обстановка на дорогах
14. Становлению туристской индустрии в XIX в. способствовало…
-: открытие Суэцкого канала
-: железная дорога
+: промышленный переворот
15. Федеральный закон «Об организации страхового дела в РФ» вступил в действие в….
+: 1997
-: 2005
-: 2001

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«5» – верно выполнено более 90% заданий.
«4» – верно выполнено от 70% до 89% заданий.
«3» – верно выполнено 51% до 69% заданий.
«2» – верно выполнено менее 51% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Вид транспорта развитие, которого увеличило объем перевозок туристов в начале XX века…
{автомобильного транспорта}
2. Напишите вид туризма, путешествие лиц, постоянно проживающих в РФ, в другую страну
{выездной туризм}
3. Право на тур, предназначенное для реализации туристу
{туристский продукт}
4. Документ, устанавливающий право туриста на услуги, входящие в состав тура, и подтверждающий факт их оказания
{туристский ваучер}
5. Посредник, занимающийся продажей сформированных туроператором туров, действующий на основе посреднических договоров, или продавец, действующий на основе договоров купли-продажи туристских продуктов
{турагент}
6. Основные отличия туриста от экскурсанта
{в длительности путешествия}
7. Комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену по договору о реализации туристского продукта
{туристский продукт}
8. Туризм организованной группы несовершеннолетних туристов в сопровождении руководителя, который несет обязанности их законного представителя
{детский туризм}
9. Система мирохозяйственных связей, в которой совершается процесс превращения туристско – экскурсионных услуг в деньги и обратного превращения денег в туристско – экскурсионные услуги
{туристский рынок}
10. Способность туристского рынка "поглотить" то или иное количество туристского продукта.
{ёмкость}
11. Совокупность элементов и деятельности, которые прямо или косвенно вовлечены в производство благ для удовлетворения многочисленных потребностей туристов, и которые в соответствии с эволюцией общественных, экономических и политических отношений все время развиваются, усложняются, приобретают новые контуры - это
{туристская система}
12. Профессионально подготовленное лицо, свободно владеющее иностранным языком, знание которого необходимо для перевода и осуществления деятельности по ознакомлению экскурсантов (туристов) с объектами показа в стране (месте) временного пребываниям
{гид-переводчик}
13.Управляемая социально-экономическая территориальная система, обладающая туристским ресурсным потенциалом, представляющим конкурентоспособную потребительскую ценность и устойчиво привлекающая туристские потоки
{туристская дестинация}
14. Территория, обладающая природными лечебными ресурсами и пригодная для организации лечения и профилактики заболеваний, а также для отдыха населения
{лечебно-оздоровительная местность}
15. Вид туризма, где отдых в сельской местности, где все организационное обеспечение проживания туристов (в том числе питание, досуг, обслуживание и др.) берет на себя принимающая семья. {сельский туризм}
16. Вид туризма в пределах территории Российской Федерации лиц, не проживающих постоянно в Российской Федерации
{въездной}
17. Вид туризма, путешествия лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации, в другую страну{выездной}
18. Как по-другому называется туризм, совершаемый лицами «третьего» возраста
{туризм лиц пенсионного возраста}
19. Как по-другому называется туризм, совершаемый лицами «четвертого» возраста
{туризм лиц с ограниченными возможностями или инвалидов}
20. Вид туризма, полностью или частично осуществляемый за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а также средств работодателей.
{туризм социальный}

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОПК-3: Способен обеспечивать требуемое качество процессов оказания услуг в избранной сфере профессиональной деятельности
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Передвижная гостиница, представляющая собой вагон с одно- или двухместными номерами- спальными отсеками, в которых имеются также помещения для переодевания, общая кухня и общий туалет - это
a) мотель
b) флотель
c) ротель
d) ботель.
Ответ флотель
2. Площадь номеров, доля одноместных номеров, однокомнатных и многокомнатных номеров, наличие коммунальных удобств в номерах и этажах, комфортность номеров определяется как _____ номерного фонда
a) характеристики
b) категорийность
c) категории
d) качество
Ответ характеристики
3. Возникновение первых предприятий гостиничной индустрии связано с
a) Древней Грецией
b) Древней Ассирией
c) Древним Египтом
d) Древним Римом
Ответ Древним Римом
4. Самый высокий отель мира находится в
a) Нью-Йорке
b) Токио
c) Гонконге
d) Сингапуре
Ответ Сингапуре
5. Качественным параметром стандарта гостиниц является _______ разрядности
a) шкала
b) система
c) категория
d) таблица.
Ответ категория
6. В гостиничном хозяйстве во всем мире занято примерно _____ млн. человек
a) 42
b) 68
c) 50
d) 73
Ответ 50
7. В Португалии гостиницы подразделяются на _______ категорий
a) 7
b) 5
c) 6
d) 8
Ответ 8
8. Конфедерация национальных ассоциаций гостиниц и ресторанов Европейского экономического сообщества имеет следующую аббревиатуру:
a) ХОРТЕК
b) КОМПЭС
c) ОПЕК
d) ХОРТЕКС
Ответ ХОРТЕК
9. Первой гостиницей, открытой в США , был "City Hotel" в
a) Нью-Йорке
b) Вашингтоне
c) Бостоне
d) Филадельфии
Ответ Нью-Йорке
10. “Звездная" система классификации гостиниц, распространенная в большинстве стран, основана на национальной классификации
a) Германии
b) Франции
c) США
d) Англии
Ответ Франции
11. Самым крупным отелем в мире является
a) "Ambassador City Jomtien"
b) "Caesars Palace"
c) "Royal Marriott"
d) "Holiday Inn"
Ответ "Ambassador City Jomtien"
12. Определение соответствия конкретной гостиницы и ее номеров критериям или стандартам обслуживания - это _______ гостиниц
a) лицензирование
b) определение разрядности
c) классификация
d) сертификация
Ответ классификация
13. Самый высокогорный отель мира расположен на одном из хребтов
a) Гималаев
b) Альп
c) Кавказских гор
d) Кордильер
Ответ Гималаев
14. Cамым распространенным в мире и относительно дешевым вариантом размещения в так называемых негостиничных объектах являются
a) кемпинги
b) молодежные дома(хостелы)
c) туристские деревни
d) пансионаты
Ответ кемпинги

15. Балльная система, в основе которой лежит оценка гостиниц экспертной комиссией называется также
a) итальянской
b) индийской
c) французской
d) малазийской.
Ответ индийской

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«5» – верно выполнено более 90% заданий.
«4» – верно выполнено от 70% до 89% заданий.
«3» – верно выполнено 51% до 69% заданий.
«2» – верно выполнено менее 51% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. На бланке туристической путевки обычно указывают вид питания туриста. Выберите то
сокращение, которое в международной практике гостиничного обслуживания предполагает
оплату и предоставление туристу только завтрака — это
{ВВ}
2. Разновидность гостиниц с небольшим набором услуг, мини-отель, где сдаются койко-места с удобствами на этаже. Это вид мини-отелей, с многоместными номерами ориентирован на молодежь и клиентов, ищущих экономичное размещение
{хостел}
3. Комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену по договору о реализации туристского продукта
{туристский продукт}
4. Наличие зала для завтраков не обязательно в гостиницах:
{1-2 звезды}
5. Система молодежных домов (хостелов) возникла в:
{1949 году}
6. Среди наиболее известных пионеров гостиничной индустрии начала XX века были:
{ Хилтон, Марриотт}
7. Какой регион располагает наибольшим объемом номерного фонда
{ европейский регион}
8. Определение соответствия конкретной гостиницы и ее номеров критериям или стандартам обслуживания — это ____________________ гостиниц.
{ классификация}
9. в каком городе находится самый высокий отель мира находится
{ Сингапуре}
10. Подача завтраков в специальном зале с 7 до 10 часов утра (не исключая возможности подачи завтрака в номер) должна быть предусмотрена в гостиницах, начиная с категории:
{3 звезды}
11. За единицу времени пользования услугами в тайм-шер индустрии принимается:
{одна неделя}
12. Передвижная гостиница, представляющая собой вагон с одно- или двухместными номерами — спальными отсеками, в которых имеются также помещения для переодевания, общая кухня и общий туалет — это:
{ ротель}
13. Английское слово “hospitality” (гостеприимство) происходит от старофранцузского “hospice”, что означает:
{ странноприимный дом}
14. Метод предпринимательства, благодаря которому предприниматель может объединиться с уже действующей большой цепью, называется:
{ франчайзингом}
15. Совокупность основных и вспомогательных зданий и сооружений, предназначенных для предоставления туристам полного комплекса услуг, — это:
{ гостиничный комплекс}
16. В Китае гостиницы двух-, трехзвездного уровня называются:
{домами для гостей}
17. Обеспечивают функционирование систем энергообеспечения, кондиционирования, теплоснабжения в гостинице ____________________ службы.
{ инженерные (технические)}
18. Формирование маршрутов, туров, экскурсионных программ, предоставление основных, дополнительных и сопутствующих услуг составляют:
{технологию туристского обслуживания}
19. Возглавляет работу гостиничного комплекса
{генеральный директор}
20. Постельное белье (кроме полотенец) меняют 2 раза в неделю в гостиницах категории:
{1-2 звезды}

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не представлено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации составляет 20.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом:
Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сухов Р. И. Организация туристской деятельности: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Издательство Южного федерального университета, 2016 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Темный Ю.В. Экономика туризма: ЭБС "Туризм" "Финансы и статистика", 2010
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://tourlib.net/lib.html
Э2 http://ktmz.boom.ru/library/region/index.html
Э3 http://www.outdoors.ru/russiaoutdoors/index.php
Э4 http://www.russiatourism.ru/
Э5 Курс в Moodle "Организация туристской деятельности" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)


Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://tourlib.net/lib.htm
http://ktmz.boom.ru/library/region/index.html
http://www.outdoors.ru/russiaoutdoors/index.php
ttp://www.russiatourism.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции
При подготовке к лекционному занятию следует тщательно проработать конспект предыдущей лекции, прочитать и законспектировать соответствующие лекционному материалу разделы в рекомендованной преподавателем литературе, составить конспект ответов на контрольные вопросы и вопросы для самостоятельной подготовки.
Практические (лабораторные) занятия
При изучении дисциплины «Организация туристской деятельности» практическим (лабораторным) занятиям отводится более 50% аудиторной нагрузки. Практические (лабораторные) занятия способствуют овладению студентом навыками подбора периодических, электронных, литературных, статистических и прочих источников и самостоятельной работы с ними. На основе изучения, обобщения, систематизации и анализа этих материалов, а также лекций студент готовится к предстоящей лабораторной работе по обозначенной преподавателем теме. В ходе лабораторного проводится небольшая дискуссия по выбранной теме, таким образом, студентом навыки научного подхода к решению задач. В ходе ее студенты и преподаватель обсуждают вопросы, связанные с предстоящей работой, в ходе обсуждения которых преподаватель имеет возможность контролировать понимание и усвоение главных вопросов участниками дискуссии. Далее студенты высказывают свои соображения по поводу главных вопросов лабораторного занятия. Дискуссия способствует развитию навыков у студентов ведения научной полемики и уточнению ими основных моментов предстоящей работы. Также для понимания преподавателем освоения студентами предыдущего материала проводится контрольная работа.