МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Технология анимационной деятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.03.03. Гостиничное дело
ПрофильГостинично-ресторанная деятельность
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный планz43_03_03_ГД-2020
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 159
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 159 159 159 159
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Быкова В.А.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Технология анимационной деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 43.03.03 Гостиничное дело (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 515)

составлена на основании учебного плана:
43.03.03 Гостиничное дело
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 08.06.2023 г. № 6
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.п.н., доцент Биттер Н.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 08.06.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой к.п.н., доцент Биттер Н.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины – изучение теории и практики анимационной и выставочной деятельности, формирование у студентов системы теоретических знаний и практических умений и навыков в области создания и внедрения анимационных программ и организации выставок в деятельности туристского комплекса; формирование у студентов теоретических знаний и практических навыков в области проектирования анимационных и выставочных программ туристского и гостиничного комплекса.
Задачи дисциплины:
• Ввести понятия «анимация», «выставка» и дифференцировать их
• Познакомить с основными видами туристской анимации и видами выставок
• Сформировать представление об особенностях и значении анимации, выставочного дела
• Научить составлять сценарий анимационных программ туркомплекса и организации выставок
• Способствовать формированию профессионального мастерства будущих работников туристской индустрии

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.1.1

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3Способен применять технологии обслуживания с учетом международных и национальных нормативных документов и технологических инноваций в избранной профессиональной сфере
ПК-3.1 Знает специфику услуг организаций сферы гостеприимства и общественного питания на основе современных технологий и документов
ПК-3.2 Умеет применять современные технологии оказания услуг в организациях избранной профессиональной сферы, отвечающие требованиям потребителей по срокам, цене и уровню качества обслуживания, а также требованиям безопасности
ПК-3.3 Владеет навыками разработки предложения по совершенствованию технологий обслуживания в организациях избранной профессиональной сферы с учетом индивидуальных и специальных требований потребителя
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает основные технологии обслуживания с учетом международных и национальных нормативных документов и технологических инноваций в избранной профессиональной сфере
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет анализировать применяемые технологии обслуживания с учетом международных и национальных нормативных документов и технологических инноваций в избранной профессиональной сфере
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет навыками разработки предложений по совершенствованию технологий обслуживания с учетом международных и национальных нормативных документов и технологических инноваций в избранной профессиональной сфере

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. 1. Основные понятия туристской анимации. Предпосылки возникновения туристской анимации. Виды анимации. Типология анимации. Структура туристского досуга.
1.1. Основные понятия туристской анимации. Предпосылки возникновения туристской анимации. Виды анимации. Типология анимации. Структура туристского досуга. Лекции 4 1 Л1.1
1.2. Основные понятия туристской анимации. Предпосылки возникновения туристской анимации. Виды анимации. Типология анимации. Структура туристского досуга. Сам. работа 4 22 Л1.1
Раздел 2. 2. Понятие культуры и её связь с анимацией. Этнографический туризм. Праздники. Карнавальное движение. Костюмированные туры.
2.1. Понятие культуры и её связь с анимацией. Этнографический туризм. Праздники. Карнавальное движение. Костюмированные туры. Практические 4 1 Л1.1
2.2. Понятие культуры и её связь с анимацией. Эт-нографический туризм. Праздники. Карнавальное движение. Костюмированные туры. Сам. работа 4 22 Л1.1
Раздел 3. 3. Индустрия развлечений. Тематические парки. Игорный бизнес в анимационной деятельности
3.1. Индустрия развлечений. Тематические парки. Игорный бизнес в анимационной деятельности Лекции 4 1 Л1.1
3.2. Индустрия развлечений. Тематические парки. Игорный бизнес в анимационной деятельности Практические 4 1 Л1.1
3.3. Индустрия развлечений. Тематические парки. Игорный бизнес в анимационной деятельности Сам. работа 4 22 Л1.1
Раздел 4. 4. Функции гостиничной анимации. Материальная база для обеспечения работы анимационной службы. Виды анимации как элементы анимационных программ.
4.1. Функции гостиничной анимации. Материальная база для обеспечения работы анимационной службы. Виды анимации как элементы анимационных программ. Лекции 4 1 Л1.1
4.2. Функции гостиничной анимации. Материальная база для обеспечения работы анимационной службы. Виды анимации как элементы анимационных программ. Практические 4 1 Л1.1
4.3. Функции гостиничной анимации. Материальная база для обеспечения работы анимационной службы. Виды анимации как элементы анимационных программ. Сам. работа 4 25 Л1.1
Раздел 5. 5. Применение игровых методов в туристской анимации. Игра как вид человеческой деятель-ности. Основные направления игровой деятельности в туристской анимации.
5.1. Применение игровых методов в туристской анимации. Игра как вид человеческой деятель-ности. Основные направления игровой деятельности в туристской анимации. Лекции 4 1 Л1.1
5.2. Применение игровых методов в туристской анимации. Игра как вид человеческой деятель-ности. Основные направления игровой деятельности в туристской анимации. Практические 4 1 Л1.1
5.3. Применение игровых методов в туристской анимации. Игра как вид человеческой деятель-ности. Основные направления игровой деятельности в туристской анимации. Сам. работа 4 28 Л1.1
Раздел 6. Классификация туристов. Особенности работы с туристами разных категорий. Анимационные услуги и программы в гостиницах и туркомплексах. Подготовка и разработка анимационных программ гостиницы и туркомплекса.
6.1. Классификация туристов. Особенности работы с туристами разных категорий. Анимационные услуги и программы в гостиницах и туркомплексах. Подготовка и разработка анимационных программ гостиницы и туркомплекса. Лекции 4 0 Л1.1
6.2. Классификация туристов. Особенности работы с туристами разных категорий. Анимационные услуги и программы в гостиницах и туркомплексах. Подготовка и разработка анимационных программ гостиницы и туркомплекса. Практические 4 1 Л1.1
6.3. Классификация туристов. Особенности работы с туристами разных категорий. Анимационные услуги и программы в гостиницах и туркомплексах. Подготовка и разработка анимационных программ гостиницы и туркомплекса. Сам. работа 4 22 Л1.1
Раздел 7. Деятельность анимационной службы. Персонал анимационных служб. Требования, предъявляемые к персоналу анимационной службы.
7.1. Деятельность анимационной службы. Персонал анимационных служб. Требования, предъявляемые к персоналу анимационной службы. Лекции 4 0 Л1.1
7.2. Деятельность анимационной службы. Персонал анимационных служб. Требования, предъявляемые к персоналу анимационной службы. Сам. работа 4 18 Л1.1
7.3. терминология и классификация выставочной- ярмарочной деятельности Лекции 4 0 Л1.1
7.4. крупнейшие выставочные центры мира Практические 4 1 Л1.1
7.5. выставочная деятельность как инструмент маркетинга Лекции 4 0 Л1.1
7.6. организация выставки Лекции 4 0 Л1.1
7.7. роль государства в организации выставок. международное сотрудничество в выставочной сфере Практические 4 1 Л1.1
7.8. особенности работы на стенде Лекции 4 0 Л1.1
7.9. выставочные центры и организации регионов России Практические 4 1 Л1.1
7.10. экономические аспекты выставочной деятельности Лекции 4 0 Л1.1
7.11. инфраструктура выставочной деятельности Практические 4 0 Л1.1
7.12. Экзамен 4 9 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6751

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

1. Культуру можно рассматривать как:
а) высокий уровень владения людьми нормами, стандартами деятельности, закрепленной в той или иной области социальной практики;
б) согласованность с традициями и современными требованиями общества;
в) организационную подсистему.

2. Система различных видов человеческой деятельности, ориентированная на реализацию разнообразных потребностей людей – это
а) досуг;
б) свободное время;
в) рекреация.

3. Из каких подсистем состоит технология культурно-досуговой деятельности как система? Охарактеризуйте их.

4. По субъекту анимационной деятельности различают:
а) домашние и внедомашние культурно-досуговые виды деятельности;
б) массовую, групповую, индивидуальную деятельность;
в) институционные, общественно-организационные и личностные
формы.

5. По отраслевому признаку на основе типологического подхода к классификации анимационной деятельности различают:
а) этнографическую, межнациональную, национальную;
б) массовую, групповую, индивидуальную;
в) туристскую, рекреационную, гостиничную, трансферную.

6. На решение каких задач направлена технология создания и реализации анимационных программ?

7. Охарактеризуйте составляющие технологии создания и реализации анимационных программ как системы.

8. Верно ли утверждение: «Стержнем технологии культурнодосуговой деятельности служит удовлетворение круга человеческих потребностей»?
а) да;
б) нет.

9. Верно ли утверждение: «Анимационная деятельность является качественной характеристикой способа человеческой деятельности, которая превращает его в средство раскрытия и реализации сущностных сил человека»?
а) да;
б) нет.

10. Какие элементы включает в себя технологический процесс создания анимационных программ? Охаракетризуйте их.

11. С какими критериями необходимо определиться для того, чтобы составить развлекательную программу?

12. Содержание формулы успешной анимации. Как Вы ее понимаете?

13. Охарактеризуйте этапы разработки и проведения анимационной программы.

14. Формой культурно-досуговых программ с высшим уровнем активности участников является?
а) театрализованное представление;
б) театрализованное действо;
в) агитационнно-художественное представление.

15. Формой культурно-досуговых программ с активным участием участников в отдельных фрагментах является?
а) театрализованное представление;
б) театрализованное действо;
в) агитационнно-художественное представление.

16. Функциональная значимость досуговой деятельности
а) в ее преобладании над всеми другими отраслями развития досугой деятельности;
б) в ее многозначимости перед государственной политикой страны;
в) в ее эффекте, который может предстать как в материальнопредметной, так в ориентационной и коммуникативной формах;
г) в ее отражении перед государственной политикой страны, когда правительство берет на себя ограничение предпринимательской деятельности.

17. Комплекс приемов труда аниматора, организация этого труда, использование специальных технических средств
а) техника анимации;
б) технология создания анимационных программ;
в) стратегия реализации анимационных программ;
г) концепция анимационной деятельности;
д) стратегическое планирование анимационной деятельности.

18. К режиссерской подсистеме технологии создания анимационных программ относится
а) распределение ролей, составление планов репетиций, постановка спектакля, шоу;
б) организация совместной деятельности анимационной команды, экономических, технических, рекламных отделов;
в) создание и разработка сценариев мероприятия, текстов экскурсий;
г) подбор спортивных игр и соревнований, составление маршрутов походов с последующей разработкой методических рекомендаций на основе обобщения опыта;
д) подготовка технических средств, площадки для анимационных мероприятий, реквизита, декораций, освещения, музыкального сопровождения и пр.

19: Подготовка технических средств, площадки для анимационных мероприятий, реквизита, декораций, освещения, музыкального сопровождения и пр.
а) инструкторско-методическая функция анимационной программы;
б) режиссерская функция анимационной программы;
в) монтажно-постановочная функция анимационной программы;
г) организационная функция анимационной программы;
д) техническая функция анимационной программы.

20. Культура досуга
а) деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой индивид восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе в основном те умения и способности;
б) источник творческого преобразования индивида в личность;
в) внутренняя культура человека, предполагающая наличие у него определенных личностных свойств, которые позволяют содержательно и с пользой проводить свободное время;
г) небольшое объединение людей, охваченных общим интересом, занятием;
д) процесс становления личности, обучения, усвоения ценностей, норм, установок образцов поведения, принятых в данном обществе.

21. Создание и разработка сценариев мероприятия, текстов экскурсий, подбор спортивных игр и соревнований, составление маршрутов походов с последующей разработкой методических рекомендаций на основе обобщения опыта
а) инструкторско-методическая функция анимационной программы
б) режиссерская функция анимационной программы
в) монтажно-постановочная функция анимационной программы
г) организационная функция анимационной программы
д) техническая функция анимационной программы

22. Предприятия, относящиеся к индустрии развлечений
а) учебные центры;
б) турфирмы;
в) цирки, театры, зоопарки;
г) курортные гостиницы;
д) заказники.

23. Основные характеристики процесса развлечения
а) добровольный выбор вида развлечения, комбинирование развлечений с другими занятиями;
б) комбинирование развлечений;
в) ограниченный перечень видов развлечений;
г) постоянство правил;
д) высокая стоимость;

24. Комплекс приемов труда аниматора, организация этого труда, использование специальных технических средств
а) технология создания анимационных программ;
б) цель создания анимационных программ;
в) методы создания анимационных программ;
г) инструкторско-методическая подсистема анимационных программ;
д) технология управления персоналом.

25. Подсистема технологии создания и реализации анимационных программ для молодежи предусматривает распределение ролей, составление планов репетиций, постановку спектакля, шоу
а) организационная;
б) режиссерская;
в) техническая;
г) инструкторско-методическая;
д) лирическая

26. Какие задачи решает аниматор в ходе анимационного процесса (5 задач)?

27. Назовите и охарактеризуйте основные функции туристской анимации.

28. Верно ли утверждение: «Рекреационный эффект проявляется в ощущении бодрости и удовлетворения от проведенного отдыха, что связано с восстановлением душевного равновесия, а также с достижением организмом необходимого уровня энергообмена со средой в результате физиологического и психологического оздоровления»?
а) да;
б) нет.

29. К объектам анимационного интереса относятся:
а) естественные природные ресурсы; спортивно-оздоровительные и курортные ресурсы;
б) культурно-исторические ресурсы; спортивно-оздоровительные и курортные ресурсы; важнейшие культурные события;
в) рекреационные пространства; объекты индустрии развлечений; тематические развлекательные парки

30. Какие виды анимации, удовлетворяющие различные потребности туристов, Вы знаете?
а) анимация в движении; анимация через успокоение;
б) анимация через переживание; культурная анимация;
в) анимация через общение; творческая анимация.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

1. Терминология и классификация выставочной деятельности.
2. Выставочная деятельность как инструмент маркетинга.
3. Планирование выставочного процесса.
4. Формы участия в выставке.
5. Выбор экспонатов и выставочной программы.
6. Значение выставочного стенда в организационном процессе.
7. Особенности работы на стенде.
8. Экономический анализ рисков выставочного участия.
9. Инфраструктура выставочной деятельности.
10. Структуры, координирующие выставочную деятельность.
11. Международные соглашения в области выставочной деятельности.
12. Значение специализированных выставочных центров для выставочного бизнеса.
13. Выставочная деятельность в регионах России.
14. Выставки стран СНГ и Балтии.
15. Роль государства в организации торговых выставок.
16. Выставочные комплексы Европы.
17. Выставочные центры Азии.
18. Выставочные центры Северной и Южной Америки.
19. Выставочные центры Африки.
20. Выставочные комплексы Австралии.
21. Особенности выставочной деятельности в США, Канаде и Мексике.
22. Особенности международных выставок в системе туристического маркетинга.
23. Теоретические основы анимационной деятельности.
24. Особенности и значение гостиничной анимации.
25. Функции и типологии анимационной деятельности.
26. Организация анимационной деятельности.
27. Структура анимационной службы.
28. Создание и реализация анимационных программ.
29. Функционирование анимационной службы на туристском или сервисном предприятии.
30. Анимация как вид культурно-досуговой деятельности.
31. Виды анимационных программ.




6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Третьякова, Татьяна Николаевна Анимационная деятельность в социально-культурном сервисе и туризме: уч. пособие Академия, 2008
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://biblioclub.ru/
Э2 Технологии и организация анимационной и выставочной деятельности portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно

Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Ratanews [ Электронный ресурс] : Еженедельная туристская газета. / Электрон. газета.– М. , 1998 – 2011. – Режим доступа к газете: http://www.ratanews.ru – Загл. с экрана.
2. Турбизнес[Электронный ресурс]: Ежемесячный туристский журнал/ Электрон.журнал. –М., 1998-2011. - Режим доступа к журналу: http://www.tourbus.ru – Загл. с экрана.
3. Туризм: практика, проблемы, перспективы[ Электронный ресурс] : Ежемесячный журнал/ Электрон. журнал – М., 1997-2011. Режим доступа к журналу: http://www.tpnews.ru - Загл. с экрана.
4. Поисковая система: http://www.google.com/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
 На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
 Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
 Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.