МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Физиология питания

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.03.03. Гостиничное дело
ПрофильГостинично-ресторанная деятельность
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz43_03_03_Гостиничное дело_ГРД-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 89
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 89 89 89 89
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.т.н, Доцент, Вайтанис М.А.

Рецензент(ы):
к.г.н, Доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Физиология питания

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 43.03.03 Гостиничное дело (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 515)

составлена на основании учебного плана:
43.03.03 Гостиничное дело
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 08.06.2023 г. № 6
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.п.н. доцент Биттер Н.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 08.06.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой к.п.н. доцент Биттер Н.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Ознакомление студентов с современным состоянием «Физиологии питания» как раздела физиологии и перспективами ее развития в будущем.
Задачи изучения дисциплины: Студенты, завершившие изучение данной дисциплины должны:
уметь выделить знания о функциях системы питания, как целой системы органов,
ориентироваться в выпускаемой научной и учебно-методической литературе по данному предмету.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
УК-1.1 Знает основные теоретико-методологические положения системного подхода как научной и философской категории
УК-1.2 Осуществляет поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов
УК-1.3 Сопоставляет разные источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений
УК-1.4 Анализирует информацию и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает основные теоретико-методологические положения системного подхода как научной и философской категории
3.2.Уметь:
3.2.1.Сопоставляет разные источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений
Осуществляет поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Анализирует информацию и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Значение белков, жиров, углеводов в питании человека.
1.1. Значение белков, жиров, углеводов в питании человека. Лекции 3 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Оценка макроэлементного состава рациона питания. Биоимпедансометрия. Практические 3 2 Л1.2, Л2.1
1.3. Потребности человека в белках и аминокислотах, жирах и углеводах. Незаменимые факторы пищи. Сам. работа 3 13 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Значение витаминов в питании человека.
2.1. Значение витаминов в питании человека. Лекции 3 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Оценка обеспеченности витаминами рациона питания Практические 3 2 Л1.2, Л2.1
2.3. Роль водорастворимых витаминов в питании человека. Сам. работа 3 26 Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Роль воды и минеральных веществ в поддержании гомеостаза
3.1. Роль воды и минеральных веществ в поддержании гомеостаза. Лекции 3 1 Л1.1, Л1.2
3.2. Оценка обеспеченности микроэлементами рациона питания Практические 3 1 Л1.2
3.3. Роль меди, цинка, марганца, хрома, йода, фтора, натрия в поддержании гомеостаза Сам. работа 3 22 Л1.2
Раздел 4. Концепции питания
4.1. Концепции питания Лекции 3 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.2. Составление персонифицированного рациона питания для людей с различными вариантами рекомендованной им ДНК-диеты по результатам генетического тестирования. Оценка пищевого поведения. Практические 3 1 Л1.2, Л2.1
4.3. Нутригенетика и нутригеномика – новые направления в нутрициологии Сам. работа 3 28 Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК -1
Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач

Тест 1
1. Охарактеризуйте значение белков в обеспечении жизнедеятельности человека.
2. Пищевые вещества и их значение в питании.


Тест 2
1. Какова химическая природа белков?
2. Что представляют собой по химической природе жиры?


Тест 3
1. Приведите существующие классификации белков.
2. Какую функцию выполняют жиры в обеспечении нормальной жизнедеятельности организма человека?

Тест 4
1. Назовите основные функции белков.
2. Приведите классификацию жиров.

Тест 5
1. Назовите эссенциальные (незаменимые) аминокислоты. Какие продукты питания содержат незаменимые аминокислоты в сбалансированном для человека виде.
2. Что такое коэффициент метаболизации эссенциальных жирных кислот (КЭМ)? Как он рассчитывается?

Тест 6
1. Какие существуют рекомендации по включению в рацион питания белков животного и растительного происхождения?
2. Назовите эссенциальные (незаменимые) жирные кислоты, рекомендумые нормы суточного потребления. В каких пищевых продуктах они находятся?

Тест 7
1. Что понимают под положительным и отрицательным азотистым балансом?
2. Каким должно быть соотношение жиров животного и растительного происхождения для людей различных возрастных и профессиональных групп?
Тест 8
1. Что такое идеальный белок? Какие существуют рекомендации ФАО/ВОЗ по соотношению аминокислот в идеальном белке?
2. Охарактеризуйте физиологическую роль в питании человека жироподобных веществ: фосфолипидов, стеринов, холестерина.

Тест 9
1. Что такое аминокислотный скор? Как его вычисляют? Что такое лимитирующая аминокислота?
2. Какие эталоны можно использовать для определения показателей биологической ценности расчетным методом?

Тест 10
1. Что представляет собой процесс денатурации белков, его значение для усвоения белков в организме человека. Виды денатурации белка. Что такое изоэлектрическая точка белка?
2. Что представляет из себя процесс окисления (порчи) жиров?

Тест 11
1. Какие продукты являются источником биологически ценных белков?
2. Какова химическая природа углеводов: дайте характеристику?

Тест 12
1. . Какие факторы определяют потребности в белке?
2. На какие группы подразделяют углеводы?

Тест 13
1. Какова роль белков растительного происхождения в производстве комбинированных продуктов питания?
2. Охарактеризуйте биологическую роль и пищевые источники моносахаридов.

Тест 14
1. Какие три незаменимые аминокислоты являются наиболее ценными?
2. Охарактеризуйте биологическую роль и пищевые источники олигосахаридов.

Тест 15
1. В чем заключается высокая биологическая ценность белков молока и молочных продуктов?
2. Пищевые источники неперевариваемых полисахаридов, рекомендуемые нормы суточного потребления, их роль в обеспечении моторики кишечника.

Тест 16
1. Какими методами можно определить биологическую ценность белков?
2. Охарактеризуйте биологическую роль и пищевые источники перевариваемых полисахаридов.

Тест 17
1. Дайте определение понятиям: белковое голодание, биологическая ценность, моделирование, полноценные белки, проектирование
2. Что такое алиментарная гипергликемия, причины ее возникновения?

Тест 18
1. Какие численные показатели оценки биологической ценности белков можно вычислить на основе данных аминокислотного скора?
2. Охарактеризуйте понятие водный баланс в организме человека. Сколько содержится примерно воды в организме человека?

Тест 19
1. Есть ли связь между содержанием в организме воды и потреблением солей?
2. Назовите роль минеральных веществ в питании человека.

Тест 20
1. Приведите существующую классификацию витаминов. Что такое авитаминоз, гиповитаминоз и гипервитаминоз?
2. Приведите классификацию минеральных веществ.




КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.





5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК -1
Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач

Тест 1
1. Охарактеризуйте физиологическую роль следующих витаминов, источники нахождения, суточную потребность: − витамина А (каротина).
2. Кальций: его роль в обеспечении нормальной жизнедеятельности человека, кальциевый обмен, потребность и источники поступления.

Тест 2
1. Охарактеризуйте физиологическую роль следующих витаминов, источники нахождения, суточную потребность: витамина Е (токоферола).
2. Фосфор: его роль в обеспечении нормальной жизнедеятельности человека, фосфорный обмен, потребность и источники поступления.
3.
Тест 3
1. Охарактеризуйте физиологическую роль следующих витаминов, источники нахождения, суточную потребность: витамина D (эргокальциферола, холекальциферола).
2. Рекомендации по оптимальному соотношению Са: Р в рационах питания.

Тест 4
1. Охарактеризуйте физиологическую роль следующих витаминов, источники нахождения, суточную потребность: витамина С (аскорбиновой кислоты). Профилактика С-витаминной недостаточности.
2. Калий: его роль в обеспечении нормальной жизнедеятельности человека, калиевый обмен, потребность и источники поступления.

Тест 5
1. Охарактеризуйте физиологическую роль следующих витаминов, источники нахождения, суточную потребность: витамина Р (биофлавоноидов).
2. Железо: его роль в обеспечении нормальной жизнедеятельности человека, железистый обмен, потребность и источники поступления.

Тест 6
1. Охарактеризуйте физиологическую роль следующих витаминов, источники нахождения, суточную потребность: витамина В1 (тиамина).
2. Дайте классификацию функциональных воздействий на организм человека микроэлементов.


Тест 7
1. Охарактеризуйте физиологическую роль следующих витаминов, источники нахождения, суточную потребность: витамина В2 (рибофлавина).
2. Цинк: его роль в обеспечении нормальной жизнедеятельности человека, цинковый обмен, потребность и источники поступления.

Тест 8
1. Охарактеризуйте физиологическую роль следующих витаминов, источники нахождения, суточную потребность: витамина В6 (пиридоксина).
2. Марганец: его роль в обеспечении нормальной жизнедеятельности человека, марганцевый обмен, потребность и источники поступления.

Тест 9
1. Охарактеризуйте физиологическую роль следующих витаминов, источники нахождения, суточную потребность: витамина РР (никотиновой кислоты).
2. Хром: его роль в обеспечении нормальной жизнедеятельности человека, хромовый обмен, потребность и источники поступления.

Тест 10
1. Йод: его роль в обеспечении нормальной жизнедеятельности человека, йодистый обмен, потребность и источники поступления.
2. Какие вещества пищевых продуктов являются источником энергии в организме?

Тест 11
1. Фтор: его роль в обеспечении нормальной жизнедеятельности человека, фтористый обмен, потребность и источники поступления.
2. Энергетическая ценность пищи, принцип расчета. От чего зависит количество пищи, необходимое каждому индивидууму в сутки.

Тест 12
1. Роль хлорида натрия в питании человека.
2. Каковы нормы потребления белка, жира, углеводов организмом человека? От чего зависит их оптимальное соотношение.

Тест 13
1. Перечислите пять групп пищевых продуктов в зависимости от калорийности.
2. Рациональность ассортимента продуктов внутри каждой группы (нет ли избытка картофеля внутри овощной группы).

Тест 14
1. Какие принципы служат основой для определения физиологических потребностей в энергии у разных групп населения?
2. Питание людей, работающих во вредных условиях (лечебно-профилактическое питание).

Тест 15
1. Как изменились энергетические потребности человека в современных условиях существования?
2. Рекомендации в части распределения белков, жиров, углеводов и общей калорийности рациона по приемам пищи.

Тест 16
1. Правильность распределения блюд по энергетической ценности и вкусовым особенностям в течение суток.
2. Принципы режима питания пожилых людей. Особенности питания долгожителей. Профилактическая направленность питания пожилых людей.

Тест 17
1. Требования к энергетической ценности и химическому составу питания детей и подростков. Рекомендуемый режим питания детей.
2. Особенности организации питания сельскохозяйственных рабочих и составления меню для сельскохозяйственных рабочих.

Тест 18
1. Продуктовый набор питания детей и подростков и виды кулинарной обработки. Неблагоприятные последствия неполноценного питания и нарушения режима питания.
2. Физиологические и биохимические особенности растущего организма.

Тест 19
1. Питание при тяжелом физическом труде.
2. Особенности организации питания в общеобразовательных школах. Принципы составления меню школьных завтраков и обедов.

Тест 20
1. Особенности организации питания рабочих горячих цехов, особенности режима питания и составления меню для работающих в ночные смены.
2. Соотношение между первыми и вторыми блюдами, между крупяными и овощными гарнирами, между свежими и консервированными продуктами.

Тест 21
1. Характеристика процессов старения организма. Рациональное питание людей пожилого возраста. Требования к рекомендуемым продуктам и способам кулинарной обработки.
2. Рекомендации в части соотношения молочного и растительного жира, растительного и животного белка, простых и сложных углеводов.

Тест 22
1. Рациональное питание крайних возрастных групп населения. Особенности питания детей и подростков.
2. Питание при умственном труде.

Тест 23
1. Особенности построения рационального питания для детей различного возраста.
2. Требования к меню комплексных обедов для различных групп населения. Физиологические принципы сочетаемости продуктов и блюд, достижение разнообразия питания в течение двух рабочих недель.

Тест 24
1. Школьное питание, физиологические требования к составлению меню школьных завтраков и обедов.
2. Физиологические требования к составлению меню и организации питания в столовых и промышленных предприятиях.

Тест 25
1. Допустимая частота повторяемости блюд в течение недели.
2. Организация питания людей умственного труда и тяжелого физического труда.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.












Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 под ред. Андрея Глебовича Камкина, Андрея Александровича Каменского Фундаментальная и клиническая физиология: учебник М.: Академия, 2004 10
Л1.2 Любимова З. В., Никитина А. А. ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ В 2 Т. Т.2 ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ И ВИСЦЕРАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Рубина Елена Александровна Микробиология, физиология питания, санитария: Учебник Форум, 2018 znanium.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная база данных «Scopus» www.scopus.com
Э2 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э3 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э4 ЭУМКД Физиология питания portal.edu.asu.ru
Э5 Курс в Moodle "Физиология питания" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)

Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем

1. Ratanews [ Электронный ресурс] : Еженедельная туристская газета. / Электрон. газета.– М. , 1998 – 2011. – Режим доступа к газете: http://www.ratanews.ru – Загл. с экрана.
2. Турбизнес[Электронный ресурс]: Ежемесячный туристский журнал/ Электрон.журнал. –М., 1998-2011. - Режим доступа к журналу: http://www.tourbus.ru – Загл. с экрана.
3. Туризм: практика, проблемы, перспективы[ Электронный ресурс] : Ежемесячный журнал/ Электрон. журнал – М., 1997-2011. Режим доступа к журналу: http://www.tpnews.ru - Загл. с экрана.
4. Поисковая система: http://www.google.com/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
227Л лаборатория физиологии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; лабораторные столы – 8 шт.; весовой стол; химической посуды; реактивы; 2 раковины; компьютер: марка Aquarius модель Pro P30 S46 - 1 единица; стационарный проектор: марка Casio XJ модель M140 - 1 единица; стационарный экран: марка Digis Optimal-C 1:1 111" (200*200) модель MW DSOC-1103 - 1 единица; монитор: марка Acer модель AL 1917; шкаф вытяжной ЛАБ-900 ШВ-Н ЛОиП; сухожаровой шкаф; весы электронные ВСП-0,5/0,1-1; термометры автоматические и водные; автоматический гематологический анализатор в комплекте Mythic 22; глюкометр ONE TOUCH ULTRA; коагулометр автоматический MaxmatPL Coag с принадлежностями; анализатор оценки баланса водных секторов организма МЕДАСС; капнометр ультразвуковой КП-01 ЕЛАМЕД; электрокардиограф ЭК1Т-07; индикатор глазного давления; динамометр кистевой ДК-100; спирометр сухой портативный; тазомер акушерский; ростомер электронный РЭП; термометр Checktemp; тонометр OMRON М6 Comfort с адаптером; холодильник «Саратов»; спиртовые горелки; дозаторы автоматические 0,5*5 мл, 1-10 мкл, 10-100 мкл, 100-1000 мкл; камера УФ-бактерицидная КВ-02-«Я»-ФП; облучатель-рециркулятор УФ-бактерицидный «СИБЭСТ-20»; полка ультравиола-ультрафиолет; тонометры МТ-20; штатив Rekam QPod S-500; комплект лабораторной посуды и реактивы для проведения лабораторных работ по физиологии.
119Л абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины «Физиология питания».
Изучение данной дисциплины строится по модели смешанного обучения, при котором работа в аудитории (лекции, лабораторные работы), сочетается с самостоятельной работой в электронной среде (СДО Moodle, https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2297).
Дисциплина «Физиология питания» включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, лабораторные занятия, самостоятельную работу.
Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете «Физиология питания». Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников.
Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков работы с лабораторным оборудованием, предметами и материалами, с живыми объектами и фиксированными препаратами. В ходе занятий предусматривается проверка освоенности материала курса и компетенции в виде защиты лабораторной работы. Выполнение всех лабораторных работ является обязательным условием получения допуска к сдаче зачета, экзамена.
При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, проработать соответствующие разделы практикума; продумать ответы на контрольные вопросы.
Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу.
Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем.
В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом лабораторном занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС.
Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета, экзамена.
Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины или по итогам учета показателей балльно-рейтинговой системы.