Закреплена за кафедрой | Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства |
---|---|
Направление подготовки | 43.03.03. Гостиничное дело |
Профиль | Гостинично-ресторанная деятельность |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 6 ЗЕТ |
Учебный план | z43_03_03_Гостиничное дело_ГРД-2021 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 3 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Практические | 12 | 12 | 12 | 12 |
Сам. работа | 183 | 183 | 183 | 183 |
Часы на контроль | 13 | 13 | 13 | 13 |
Итого | 216 | 216 | 216 | 216 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Протокол от 08.06.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой к.п.н., доцент Биттер Наталья Викторовна
1.1. | Целью дисциплины является формирование базовых знаний и представлений об организации туристской деятельности, раскрытие особенностей технологий организации туристской деятельности, ознакомление студентов с фундаментальными основами и особенностями организации туризма и туристской деятельности, формирование у будущих специалистов целостной системы знаний о туризме. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04 |
ОПК-3 | Способен обеспечивать требуемое качество процессов оказания услуг в избранной сфере профессиональной деятельности |
ОПК-3.1 | Знает основные требования международных и национальных стандартов качества процессов оказания туристских услуг |
ОПК-3.2 | Использует международные и национальные стандарты для обеспечения требуемого качества процессов оказания туристских услуг при решении профессиональных задач |
ОПК-3.3 | Выявляет и учитывает мнения потребителей и заинтересованных сторон в процессе оказания качественных туристских услуг |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Знает требования безопасного обслуживания потребителей туристских услуг |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Обеспечивает требуемое качество процессов оказания туристских услуг в соответствии с международными и национальными стандартами Соблюдает положения требований охраны труда и техники безопасности в подразделениях предприятий избранной сферы деятельности |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Владеет способами оказания качественных туристских услуг с учетом мнения потребителей и заинтересованных сторон |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение в дисциплину. | ||||||
1.1. | Определения, структура туризма, ее составляющие. Значение туризма в решении различных проблем общества. Цели, функции и задачи туризма. Факторы, влияющие на конкурентоспособность туристского обслуживания. Организации, занимающиеся туризмом в Российской Федерации и мире. | Лекции | 3 | 4 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 | Л2.1, Л1.1 |
1.2. | Определения, структура туризма, ее составляющие. Значение туризма в решении различных проблем общества. Цели, функции и задачи туризма. Факторы, влияющие на конкурентоспособность туристского обслуживания. Организации, занимающиеся туризмом в Российской Федерации и мире. | Сам. работа | 3 | 30 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 | Л2.1, Л1.1 |
1.3. | Определения, структура туризма, ее составляющие. Значение туризма в решении различных проблем общества. Цели, функции и задачи туризма. | Практические | 3 | 6 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 | Л2.1, Л1.1 |
1.4. | Туристские предприятия и их формы. Особенности и специализация предприятий туротрасли. Факторы роста. Определение миссии и целей деятельности предприятия. Обоснование производственной и организационной структур управления предприятием. Права и обязанности турфирм и туристов. Документация туристской фирмы. | Лекции | 3 | 2 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 | Л2.1 |
1.5. | Туристские предприятия и их формы. Особенности и специализация предприятий туротрасли. Факторы роста. Определение миссии и целей деятельности предприятия. Обоснование производственной и организационной структур управления предприятием. Права и обязанности турфирм и туристов. Документация туристской фирмы. | Практические | 3 | 2 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 | Л2.1 |
1.6. | Туристские предприятия и их формы. Особенности и специализация предприятий туротрасли. Факторы роста. Определение миссии и целей деятельности предприятия. Обоснование производственной и организационной структур управления предприятием. Права и обязанности турфирм и туристов. Документация туристской фирмы. | Сам. работа | 3 | 30 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 | Л2.1 |
1.7. | Услуги туриндустрии туризма, их значение в формировании туристского продукта.Гостиничный сервис и туризм. Ресторанный сервис и туризм. Транспортное обслуживание в туризме. Развлечения и система аттракций. Экскурсионная деятельность. Страхование в туризме. Банковские и финансовые услуги. Информационные услуги: их роль в развитии туризма. | Практические | 3 | 1 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 | Л2.1 |
Раздел 2. Теоретические основы формирования, продвижения и реализации туристского продукта | ||||||
2.1. | Рынок туристских услуг. Сегменты рынка. Международный туристский рынок: состояние и тенденции развития. Туроператоры и турагенты на международном туристском рынке. Туристские услуги, входящие в турпродукт. Тур и туристский маршрут. Турпакет. Разновидности туров | Лекции | 3 | 1 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 | Л2.1, Л1.1 |
2.2. | Рынок туристских услуг. Сегменты рынка. Международный туристский рынок: состояние и тенденции развития. Туроператоры и турагенты на международном туристском рынке. Туристские услуги, входящие в турпродукт. Тур и туристский маршрут. Турпакет. Разновидности туров | Практические | 3 | 1 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 | Л2.1, Л1.1 |
2.3. | Рынок туристских услуг. Сегменты рынка. Международный туристский рынок: состояние и тенденции развития. Туроператоры и турагенты на международном туристском рынке. Туристские услуги, входящие в турпродукт. Тур и туристский маршрут. Турпакет. Разновидности туров | Сам. работа | 3 | 41 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 | Л2.1, Л1.1 |
2.4. | Классификация и виды туроперейтинга и туроператоров. Финансовое обеспечение и единый федеральный реестр.Основные технологии операторского бизнеса.Выставочная деятельность туроператоров и продвижение турпродукта. | Практические | 3 | 1 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 | Л2.1 |
2.5. | Туроператорская и турагентская деятельность: понятие и основные функции. | Сам. работа | 3 | 41 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 | Л2.1 |
2.6. | Роль государства в развитии технологий и инфраструктуры туризма: перспективные программы развития туризма в РФ и регионах России. Состояние нормативного правового регулирования в сфере туризма в Российской Федерации. Состояние статистической базы в сфере туризма. Классификация объектов туристской индустрии в РФ. Ростуризм и туристская политика. | Лекции | 3 | 1 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 | Л2.1 |
2.7. | Роль государства в развитии технологий и инфраструктуры туризма: перспективные программы развития туризма в РФ и регионах России. Состояние нормативного правового регулирования в сфере туризма в Российской Федерации. Состояние статистической базы в сфере туризма. Классификация объектов туристской индустрии в РФ. Ростуризм и туристская политика. | Сам. работа | 3 | 41 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 | Л2.1 |
2.8. | Роль государства в развитии технологий и инфраструктуры туризма: перспективные программы развития туризма в РФ и регионах России. Состояние нормативного правового регулирования в сфере туризма в Российской Федерации. Состояние статистической базы в сфере туризма. Классификация объектов туристской индустрии в РФ. Ростуризм и туристская политика. | Практические | 3 | 1 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 | Л2.1 |
2.9. | Экзамен | 3 | 13 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 | Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины (экзамен) в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале "Цифровой университет АлтГУ" - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3653 ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-3: Способен обеспечивать требуемое качество процессов оказания услуг в избранной сфере профессиональной деятельности ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1. Слово туризм появилось в английском языке: + в начале XIX века в начале XX века в конце XIX века в конце XVIII века 2. Нормативный документ, в котором приведен полный перечень существенных условий договора на туристское обслуживание… -: Гражданском кодексе РФ +: Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ» -: «Законе РФ «О защите прав потребителей» 3. Географическое место временного пребывания туриста называют… -: регионом, порождающим туристов -: транзитным регионом +: туристской дестинацией 4. В 1838 году выходят в свет «Заметки туриста» Ф. Стендаля. Слово которое, ввел в обиход этот автор… -: альпинист +: турист -: путешественник 5. Основатель первой фирмы по массовому выпуску путеводителей для туристов… -: Томас Кук +: Карл Бедекер -: Ф. Стендаль 6. Лечебно-оздоровительный туризм и курортология зародились в… +: Греции -: Китае -: Англии 7. Эпоха ознаменовавшаяся «великим переселением народов»… +: Средневековье -: Античность -: Новое время 8. Вид туризма, поощряемый всеми религиями, начиная с глубокой древности… -: экотуризм -: спортивный туризм +: паломничество 9. «Крестовый поход» - это… -: освоение новых земель -: военные завоевания +: паломничество 10. Прародителем краеведения и экскурсий в России можно считать: +: Петра I -: Александра I -: Александра II 11. Первым из русских людей, описал Южную и Юго-Восточную Азию от Ирана до Китая… +: Афанасий Никитин -: Ломоносов -: Семен Дежнев 12. Первооткрыватель Сибири… -: Афанасий Никитин +: Ермак -: Богдан Брязга 13. Основная причины отсутствия массового туризма в средневековье в России… +: отсутствовала свобода передвижения -: плохие дороги -: криминальная обстановка на дорогах 14. Становлению туристской индустрии в XIX в. способствовало… -: открытие Суэцкого канала -: железная дорога +: промышленный переворот 15. Федеральный закон «Об организации страхового дела в РФ» вступил в действие в…. +: 1997 -: 2005 -: 2001 КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: «5» – верно выполнено более 90% заданий. «4» – верно выполнено от 70% до 89% заданий. «3» – верно выполнено 51% до 69% заданий. «2» – верно выполнено менее 51% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. Вид транспорта развитие, которого увеличило объем перевозок туристов в начале XX века… {автомобильного транспорта} 2. Напишите вид туризма, путешествие лиц, постоянно проживающих в РФ, в другую страну {выездной туризм} 3. Право на тур, предназначенное для реализации туристу {туристский продукт} 4. Документ, устанавливающий право туриста на услуги, входящие в состав тура, и подтверждающий факт их оказания {туристский ваучер} 5. Посредник, занимающийся продажей сформированных туроператором туров, действующий на основе посреднических договоров, или продавец, действующий на основе договоров купли-продажи туристских продуктов {турагент} 6. Основные отличия туриста от экскурсанта {в длительности путешествия} 7. Комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену по договору о реализации туристского продукта {туристский продукт} 8. Туризм организованной группы несовершеннолетних туристов в сопровождении руководителя, который несет обязанности их законного представителя {детский туризм} 9. Система мирохозяйственных связей, в которой совершается процесс превращения туристско – экскурсионных услуг в деньги и обратного превращения денег в туристско – экскурсионные услуги {туристский рынок} 10. Способность туристского рынка "поглотить" то или иное количество туристского продукта. {ёмкость} 11. Совокупность элементов и деятельности, которые прямо или косвенно вовлечены в производство благ для удовлетворения многочисленных потребностей туристов, и которые в соответствии с эволюцией общественных, экономических и политических отношений все время развиваются, усложняются, приобретают новые контуры - это {туристская система} 12. Профессионально подготовленное лицо, свободно владеющее иностранным языком, знание которого необходимо для перевода и осуществления деятельности по ознакомлению экскурсантов (туристов) с объектами показа в стране (месте) временного пребываниям {гид-переводчик} 13.Управляемая социально-экономическая территориальная система, обладающая туристским ресурсным потенциалом, представляющим конкурентоспособную потребительскую ценность и устойчиво привлекающая туристские потоки {туристская дестинация} 14. Территория, обладающая природными лечебными ресурсами и пригодная для организации лечения и профилактики заболеваний, а также для отдыха населения {лечебно-оздоровительная местность} 15. Вид туризма, где отдых в сельской местности, где все организационное обеспечение проживания туристов (в том числе питание, досуг, обслуживание и др.) берет на себя принимающая семья. {сельский туризм} 16. Вид туризма в пределах территории Российской Федерации лиц, не проживающих постоянно в Российской Федерации {въездной} 17. Вид туризма, путешествия лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации, в другую страну{выездной} 18. Как по-другому называется туризм, совершаемый лицами «третьего» возраста {туризм лиц пенсионного возраста} 19. Как по-другому называется туризм, совершаемый лицами «четвертого» возраста {туризм лиц с ограниченными возможностями или инвалидов} 20. Вид туризма, полностью или частично осуществляемый за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а также средств работодателей. {туризм социальный} КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации составляет 20. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Сухов Р. И. | Организация туристской деятельности: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | Издательство Южного федерального университета, 2016 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Темный Ю.В. | Экономика туризма: ЭБС "Туризм" | "Финансы и статистика", 2010 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | http://tourlib.net/lib.html | |||
Э2 | http://ktmz.boom.ru/library/region/index.html | |||
Э3 | http://www.outdoors.ru/russiaoutdoors/index.php | |||
Э4 | http://www.russiatourism.ru/ | |||
Э5 | Курс в Moodle "Организация туристской деятельности" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
http://tourlib.net/lib.htm http://ktmz.boom.ru/library/region/index.html http://www.outdoors.ru/russiaoutdoors/index.php ttp://www.russiatourism.ru |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Лекции При подготовке к лекционному занятию следует тщательно проработать конспект предыдущей лекции, прочитать и законспектировать соответствующие лекционному материалу разделы в рекомендованной преподавателем литературе, составить конспект ответов на контрольные вопросы и вопросы для самостоятельной подготовки. Практические (лабораторные) занятия При изучении дисциплины «Организация туристской деятельности» практическим (лабораторным) занятиям отводится более 50% аудиторной нагрузки. Практические (лабораторные) занятия способствуют овладению студентом навыками подбора периодических, электронных, литературных, статистических и прочих источников и самостоятельной работы с ними. На основе изучения, обобщения, систематизации и анализа этих материалов, а также лекций студент готовится к предстоящей лабораторной работе по обозначенной преподавателем теме. В ходе лабораторного проводится небольшая дискуссия по выбранной теме, таким образом, студентом навыки научного подхода к решению задач. В ходе ее студенты и преподаватель обсуждают вопросы, связанные с предстоящей работой, в ходе обсуждения которых преподаватель имеет возможность контролировать понимание и усвоение главных вопросов участниками дискуссии. Далее студенты высказывают свои соображения по поводу главных вопросов лабораторного занятия. Дискуссия способствует развитию навыков у студентов ведения научной полемики и уточнению ими основных моментов предстоящей работы. Также для понимания преподавателем освоения студентами предыдущего материала проводится контрольная работа. |