МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Организация туристской деятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.03.03. Гостиничное дело
ПрофильГостинично-ресторанная деятельность
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz43_03_03_Гостиничное дело_ГРД-2021
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 183
контроль 13
Виды контроля по курсам
экзамены: 3
зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 183 183 183 183
Часы на контроль 13 13 13 13
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.и.н., Доцент, Исаев Виктор Викторович

Рецензент(ы):
к.г.н., Доцент, Козырева Юлия Вячеславовна

Рабочая программа дисциплины
Организация туристской деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 43.03.03 Гостиничное дело (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 515)

составлена на основании учебного плана:
43.03.03 Гостиничное дело
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 08.06.2023 г. № 6
Срок действия программы: 20212027 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.п.н., доцент Биттер Наталья Викторовна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 08.06.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой к.п.н., доцент Биттер Наталья Викторовна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью дисциплины является формирование базовых знаний и представлений об организации туристской деятельности, раскрытие особенностей технологий организации туристской деятельности, ознакомление студентов с фундаментальными основами и особенностями организации туризма и туристской деятельности, формирование у будущих специалистов целостной системы знаний о туризме.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3Способен обеспечивать требуемое качество процессов оказания услуг в избранной сфере профессиональной деятельности
ОПК-3.1 Знает основные требования международных и национальных стандартов качества процессов оказания туристских услуг
ОПК-3.2 Использует международные и национальные стандарты для обеспечения требуемого качества процессов оказания туристских услуг при решении профессиональных задач
ОПК-3.3 Выявляет и учитывает мнения потребителей и заинтересованных сторон в процессе оказания качественных туристских услуг
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает требования безопасного обслуживания потребителей туристских услуг
3.2.Уметь:
3.2.1.Обеспечивает требуемое качество процессов оказания туристских услуг в соответствии с международными и национальными стандартами
Соблюдает положения требований охраны труда и техники безопасности в подразделениях предприятий избранной сферы деятельности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет способами оказания качественных туристских услуг с учетом мнения потребителей и заинтересованных сторон

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в дисциплину.
1.1. Определения, структура туризма, ее составляющие. Значение туризма в решении различных проблем общества. Цели, функции и задачи туризма. Факторы, влияющие на конкурентоспособность туристского обслуживания. Организации, занимающиеся туризмом в Российской Федерации и мире. Лекции 3 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.1, Л1.1
1.2. Определения, структура туризма, ее составляющие. Значение туризма в решении различных проблем общества. Цели, функции и задачи туризма. Факторы, влияющие на конкурентоспособность туристского обслуживания. Организации, занимающиеся туризмом в Российской Федерации и мире. Сам. работа 3 30 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.1, Л1.1
1.3. Определения, структура туризма, ее составляющие. Значение туризма в решении различных проблем общества. Цели, функции и задачи туризма. Практические 3 6 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.1, Л1.1
1.4. Туристские предприятия и их формы. Особенности и специализация предприятий туротрасли. Факторы роста. Определение миссии и целей деятельности предприятия. Обоснование производственной и организационной структур управления предприятием. Права и обязанности турфирм и туристов. Документация туристской фирмы. Лекции 3 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.1
1.5. Туристские предприятия и их формы. Особенности и специализация предприятий туротрасли. Факторы роста. Определение миссии и целей деятельности предприятия. Обоснование производственной и организационной структур управления предприятием. Права и обязанности турфирм и туристов. Документация туристской фирмы. Практические 3 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.1
1.6. Туристские предприятия и их формы. Особенности и специализация предприятий туротрасли. Факторы роста. Определение миссии и целей деятельности предприятия. Обоснование производственной и организационной структур управления предприятием. Права и обязанности турфирм и туристов. Документация туристской фирмы. Сам. работа 3 30 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.1
1.7. Услуги туриндустрии туризма, их значение в формировании туристского продукта.Гостиничный сервис и туризм. Ресторанный сервис и туризм. Транспортное обслуживание в туризме. Развлечения и система аттракций. Экскурсионная деятельность. Страхование в туризме. Банковские и финансовые услуги. Информационные услуги: их роль в развитии туризма. Практические 3 1 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.1
Раздел 2. Теоретические основы формирования, продвижения и реализации туристского продукта
2.1. Рынок туристских услуг. Сегменты рынка. Международный туристский рынок: состояние и тенденции развития. Туроператоры и турагенты на международном туристском рынке. Туристские услуги, входящие в турпродукт. Тур и туристский маршрут. Турпакет. Разновидности туров Лекции 3 1 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.1, Л1.1
2.2. Рынок туристских услуг. Сегменты рынка. Международный туристский рынок: состояние и тенденции развития. Туроператоры и турагенты на международном туристском рынке. Туристские услуги, входящие в турпродукт. Тур и туристский маршрут. Турпакет. Разновидности туров Практические 3 1 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.1, Л1.1
2.3. Рынок туристских услуг. Сегменты рынка. Международный туристский рынок: состояние и тенденции развития. Туроператоры и турагенты на международном туристском рынке. Туристские услуги, входящие в турпродукт. Тур и туристский маршрут. Турпакет. Разновидности туров Сам. работа 3 41 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.1, Л1.1
2.4. Классификация и виды туроперейтинга и туроператоров. Финансовое обеспечение и единый федеральный реестр.Основные технологии операторского бизнеса.Выставочная деятельность туроператоров и продвижение турпродукта. Практические 3 1 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.1
2.5. Туроператорская и турагентская деятельность: понятие и основные функции. Сам. работа 3 41 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.1
2.6. Роль государства в развитии технологий и инфраструктуры туризма: перспективные программы развития туризма в РФ и регионах России. Состояние нормативного правового регулирования в сфере туризма в Российской Федерации. Состояние статистической базы в сфере туризма. Классификация объектов туристской индустрии в РФ. Ростуризм и туристская политика. Лекции 3 1 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.1
2.7. Роль государства в развитии технологий и инфраструктуры туризма: перспективные программы развития туризма в РФ и регионах России. Состояние нормативного правового регулирования в сфере туризма в Российской Федерации. Состояние статистической базы в сфере туризма. Классификация объектов туристской индустрии в РФ. Ростуризм и туристская политика. Сам. работа 3 41 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.1
2.8. Роль государства в развитии технологий и инфраструктуры туризма: перспективные программы развития туризма в РФ и регионах России. Состояние нормативного правового регулирования в сфере туризма в Российской Федерации. Состояние статистической базы в сфере туризма. Классификация объектов туристской индустрии в РФ. Ростуризм и туристская политика. Практические 3 1 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.1
2.9. Экзамен 3 13 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины (экзамен) в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале "Цифровой университет АлтГУ" - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3653


ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-3: Способен обеспечивать требуемое качество процессов оказания услуг в избранной сфере профессиональной деятельности

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Слово туризм появилось в английском языке:
+ в начале XIX века
в начале XX века
в конце XIX века
в конце XVIII века
2. Нормативный документ, в котором приведен полный перечень существенных условий договора на туристское обслуживание…
-: Гражданском кодексе РФ
+: Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ»
-: «Законе РФ «О защите прав потребителей»
3. Географическое место временного пребывания туриста называют…
-: регионом, порождающим туристов
-: транзитным регионом
+: туристской дестинацией
4. В 1838 году выходят в свет «Заметки туриста» Ф. Стендаля. Слово которое, ввел в обиход этот автор…
-: альпинист
+: турист
-: путешественник
5. Основатель первой фирмы по массовому выпуску путеводителей для туристов…
-: Томас Кук
+: Карл Бедекер
-: Ф. Стендаль
6. Лечебно-оздоровительный туризм и курортология зародились в…
+: Греции
-: Китае
-: Англии
7. Эпоха ознаменовавшаяся «великим переселением народов»…
+: Средневековье
-: Античность
-: Новое время
8. Вид туризма, поощряемый всеми религиями, начиная с глубокой древности…
-: экотуризм
-: спортивный туризм
+: паломничество
9. «Крестовый поход» - это…
-: освоение новых земель
-: военные завоевания
+: паломничество
10. Прародителем краеведения и экскурсий в России можно считать:
+: Петра I
-: Александра I
-: Александра II
11. Первым из русских людей, описал Южную и Юго-Восточную Азию от Ирана до Китая…
+: Афанасий Никитин
-: Ломоносов
-: Семен Дежнев
12. Первооткрыватель Сибири…
-: Афанасий Никитин
+: Ермак
-: Богдан Брязга
13. Основная причины отсутствия массового туризма в средневековье в России…
+: отсутствовала свобода передвижения
-: плохие дороги
-: криминальная обстановка на дорогах
14. Становлению туристской индустрии в XIX в. способствовало…
-: открытие Суэцкого канала
-: железная дорога
+: промышленный переворот
15. Федеральный закон «Об организации страхового дела в РФ» вступил в действие в….
+: 1997
-: 2005
-: 2001

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«5» – верно выполнено более 90% заданий.
«4» – верно выполнено от 70% до 89% заданий.
«3» – верно выполнено 51% до 69% заданий.
«2» – верно выполнено менее 51% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Вид транспорта развитие, которого увеличило объем перевозок туристов в начале XX века…
{автомобильного транспорта}
2. Напишите вид туризма, путешествие лиц, постоянно проживающих в РФ, в другую страну
{выездной туризм}
3. Право на тур, предназначенное для реализации туристу
{туристский продукт}
4. Документ, устанавливающий право туриста на услуги, входящие в состав тура, и подтверждающий факт их оказания
{туристский ваучер}
5. Посредник, занимающийся продажей сформированных туроператором туров, действующий на основе посреднических договоров, или продавец, действующий на основе договоров купли-продажи туристских продуктов
{турагент}
6. Основные отличия туриста от экскурсанта
{в длительности путешествия}
7. Комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену по договору о реализации туристского продукта
{туристский продукт}
8. Туризм организованной группы несовершеннолетних туристов в сопровождении руководителя, который несет обязанности их законного представителя
{детский туризм}
9. Система мирохозяйственных связей, в которой совершается процесс превращения туристско – экскурсионных услуг в деньги и обратного превращения денег в туристско – экскурсионные услуги
{туристский рынок}
10. Способность туристского рынка "поглотить" то или иное количество туристского продукта.
{ёмкость}
11. Совокупность элементов и деятельности, которые прямо или косвенно вовлечены в производство благ для удовлетворения многочисленных потребностей туристов, и которые в соответствии с эволюцией общественных, экономических и политических отношений все время развиваются, усложняются, приобретают новые контуры - это
{туристская система}
12. Профессионально подготовленное лицо, свободно владеющее иностранным языком, знание которого необходимо для перевода и осуществления деятельности по ознакомлению экскурсантов (туристов) с объектами показа в стране (месте) временного пребываниям
{гид-переводчик}
13.Управляемая социально-экономическая территориальная система, обладающая туристским ресурсным потенциалом, представляющим конкурентоспособную потребительскую ценность и устойчиво привлекающая туристские потоки
{туристская дестинация}
14. Территория, обладающая природными лечебными ресурсами и пригодная для организации лечения и профилактики заболеваний, а также для отдыха населения
{лечебно-оздоровительная местность}
15. Вид туризма, где отдых в сельской местности, где все организационное обеспечение проживания туристов (в том числе питание, досуг, обслуживание и др.) берет на себя принимающая семья. {сельский туризм}
16. Вид туризма в пределах территории Российской Федерации лиц, не проживающих постоянно в Российской Федерации
{въездной}
17. Вид туризма, путешествия лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации, в другую страну{выездной}
18. Как по-другому называется туризм, совершаемый лицами «третьего» возраста
{туризм лиц пенсионного возраста}
19. Как по-другому называется туризм, совершаемый лицами «четвертого» возраста
{туризм лиц с ограниченными возможностями или инвалидов}
20. Вид туризма, полностью или частично осуществляемый за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а также средств работодателей.
{туризм социальный}

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации составляет 20.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом:
Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сухов Р. И. Организация туристской деятельности: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Издательство Южного федерального университета, 2016 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Темный Ю.В. Экономика туризма: ЭБС "Туризм" "Финансы и статистика", 2010
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://tourlib.net/lib.html
Э2 http://ktmz.boom.ru/library/region/index.html
Э3 http://www.outdoors.ru/russiaoutdoors/index.php
Э4 http://www.russiatourism.ru/
Э5 Курс в Moodle "Организация туристской деятельности" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)


Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://tourlib.net/lib.htm
http://ktmz.boom.ru/library/region/index.html
http://www.outdoors.ru/russiaoutdoors/index.php
ttp://www.russiatourism.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции
При подготовке к лекционному занятию следует тщательно проработать конспект предыдущей лекции, прочитать и законспектировать соответствующие лекционному материалу разделы в рекомендованной преподавателем литературе, составить конспект ответов на контрольные вопросы и вопросы для самостоятельной подготовки.
Практические (лабораторные) занятия
При изучении дисциплины «Организация туристской деятельности» практическим (лабораторным) занятиям отводится более 50% аудиторной нагрузки. Практические (лабораторные) занятия способствуют овладению студентом навыками подбора периодических, электронных, литературных, статистических и прочих источников и самостоятельной работы с ними. На основе изучения, обобщения, систематизации и анализа этих материалов, а также лекций студент готовится к предстоящей лабораторной работе по обозначенной преподавателем теме. В ходе лабораторного проводится небольшая дискуссия по выбранной теме, таким образом, студентом навыки научного подхода к решению задач. В ходе ее студенты и преподаватель обсуждают вопросы, связанные с предстоящей работой, в ходе обсуждения которых преподаватель имеет возможность контролировать понимание и усвоение главных вопросов участниками дискуссии. Далее студенты высказывают свои соображения по поводу главных вопросов лабораторного занятия. Дискуссия способствует развитию навыков у студентов ведения научной полемики и уточнению ими основных моментов предстоящей работы. Также для понимания преподавателем освоения студентами предыдущего материала проводится контрольная работа.