МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психокоррекционная деятельность педагога-психолога

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра клинической психологии
Направление подготовки44.03.02. Психолого-педагогическое образование
ПрофильКоррекционная и консультативная деятельность психолога
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_03_02_Психолого-педагогическое образование_КиКДП-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 83
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Лабораторные 8 8 8 8
Сам. работа 83 83 83 83
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд.психол.н, доцент, Кузьмина Анна Сергеевна

Рецензент(ы):
канд.психол.н, доцент, Трофимова Юлия Владимировна

Рабочая программа дисциплины
Психокоррекционная деятельность педагога-психолога

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 122)

составлена на основании учебного плана:
44.03.02 Психолого-педагогическое образование
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра клинической психологии

Протокол от 31.08.2022 г. № 1
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд.психол.н.,доцент Труевцев Дмитрий Владимирович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра клинической психологии

Протокол от 31.08.2022 г. № 1
Заведующий кафедрой канд.психол.н.,доцент Труевцев Дмитрий Владимирович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.сформировать представления о необходимых психологических качествах субъекта для повышения его социализации и адаптации к изменяющимся жизненным условиям, а также исправления особенностей психологического развития.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 Способен применять методы психологической коррекции психических особенностей личности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.способы осуществления методик психологической помощи,коррекции и реабилитации сотрудников, выполняющих служебные обязанности; понимать особенности коррекции и реабилитации психики сотрудников участвующих в экстремальных ситуациях.
3.2.Уметь:
3.2.1.выделять основные экстремальные ситуации и понимать способы поведения в них психолога; отбирать форму, методы и программу коррекционных мероприятий в зависимости от специфики клиентского случая.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владения приемами диагностики типа поведения клиента в экстремальной ситуации и вариантами корректировки коррекционной программы в зависимости от сложности клиентского случая и специфики экстремальной ситуации.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие психологической коррекции и реабилитации
1.1. Психологическая коррекция и реабилитация как ведущие категории курса Лекции 5 2 ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.2. Анализ ведущих понятий, отличительные характеристики Лабораторные 5 4 ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.3. Диатез-стресс модель Сам. работа 5 6 ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.4. Анализ понятий и решение ситуаций Сам. работа 5 6 ПК-3 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Виды экстремальных ситуаций и особенности психологической работы с клиентом и сотрудниками в них
2.1. Анализ психологической работы в экстремальных ситуациях Лекции 5 2 ПК-3 Л1.1, Л2.1
2.2. Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) и стресс Сам. работа 5 6 ПК-3 Л1.1, Л2.1
2.3. Психологическая помощь при ПТСР и остром стрессе Лабораторные 5 2 ПК-3 Л1.1, Л2.1
2.4. Анализ психологической работы в экстремальных ситуациях Сам. работа 5 6 ПК-3 Л1.1, Л2.1
2.5. Особенности переживания горя и утраты: варианты психологической помощи Лекции 5 2 ПК-3 Л1.1, Л2.1
2.6. Психологическая помощь пережившим насилие Сам. работа 5 6 ПК-3 Л1.1, Л2.1
2.7. Возможности психологической помощи женщинам и мужщинам пережившим сексуальное насилие Сам. работа 5 6 ПК-3 Л1.1, Л2.1
2.8. Психологическая помощь пережившим насилие Сам. работа 5 6 ПК-3 Л1.1, Л2.1
2.9. Экстренная психологическая помощь пострадавшим при пожаре Лекции 5 1 ПК-3 Л1.1, Л2.1
2.10. Экстренная психологическая помощь пострадавшим при наводнении и землятресение Сам. работа 5 6 ПК-3 Л1.1, Л2.1
2.11. Психологическая помощь при голодовке Лабораторные 5 1 ПК-3 Л1.1, Л2.1
2.12. Субъект как заложник террорестических действий Сам. работа 5 2 ПК-3 Л1.1, Л2.1
2.13. Экстренная психологическая помощь пострадавшим при пожаре, наводнении и землятресении Лекции 5 1 ПК-3 Л1.1, Л2.1
2.14. Психологическая работа с суицидентом Сам. работа 5 8 ПК-3 Л1.1, Л2.1
2.15. Работа психолога при катастрофе Сам. работа 5 8 ПК-3 Л1.1, Л2.1
2.16. Моббинг и боссинг: варинты психологической помощи Лабораторные 5 1 ПК-3 Л1.1, Л2.1
2.17. Работа с клиентами со смертельным диагнозом Сам. работа 5 8 ПК-3 Л1.1, Л2.1
2.18. Решение практических задач Сам. работа 5 9 ПК-3 Л1.1, Л2.1
2.19. Экзамен Экзамен 5 9 ПК-3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы к экзамену
1. Понятие «психологическая коррекция» и «реабилитация».
2. Анализ диатез-стресс модели.
3. Виды экстремальных ситуаций и типы поведения субъекта в них.
4. Виды экстремальных ситуаций и особенности поведения психолога.
5. Анализ психологической работы в экстремальных ситуациях.
6. Особенности посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) и стресса.
7. Психологическая помощь при ПТСР и остром стрессе.
8. Особенности переживания горя и утраты: варианты психологической помощи.
9. Психологическая помощь пережившим насилие.
10. Возможности психологической помощи женщинам и мужщинам пережившим сексуальное насилие.
11. Экстренная психологическая помощь пострадавшим при пожаре.
12. Экстренная психологическая помощь пострадавшим при наводнении и землятресение.
13. Психологическая помощь при голодовке.
14. Субъект как заложник террорестических действий.
15. Экстренная психологическая помощь пострадавшим при пожаре, наводнении и землятресении.
16. Психологическая работа с суицидентом.
17. Работа психолога при катастрофе.
18. Моббинг и боссинг: варинты психологической помощи.
19. Работа с клиентами со смертельным диагнозом.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Авдиенко Г. Ю. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И РЕАБИЛИТАЦИЯ УЧАСТНИКОВ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ. Учебник и практикум для бакалавриата и специалитета: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Будич Н. Ю. Психологическая коррекция личностного самоопределения: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Кемеровский государственный университет, 2010 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС издательства «Лань» e.lanbook.com
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э4 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
Э5 Психологическая коррекция и реабилитация portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/
ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95
313Л лаборатория "Общепсихологического и психолого-педагогического практи-кума" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания студентам для подготовки к выполнению практических заданий
Для выполнения заданий по текущему контролю студентам рекомендуется анализировать литературу, рекомендованную в рабочей программе дисциплины, конспекты лекций, готовиться и работать на практических занятиях по дисциплине. Текущий контроль осуществляется на занятиях в форме коротких заданий.
Студенту также рекомендуется проверять свои формирующиеся знания посредством ответа на вопросы и решение заданий для самоконтроля, а также проходя собеседование с преподавателем после написания промежуточных тестов по дисциплине.

Методические указания студентам для выполнения самостоятельной работы
Выполнение обязательной самостоятельной работы студента обеспечивают его подготовку к практическим занятиям, к активному участию на занятии, к выполнению текущих работ.
Для формирования представлений и навыков качественного ответа студенту необходимо ознакомиться с предложенной в рабочей программе дисциплины основной и дополнительной литературой по дисциплине, составить развернутый конспект. Для удобства ориентировки в качестве подготовки студента, рекомендуется отвечать на вопросы и решать задания для самопроверки.

Методические указания студентам для подготовки к экзамену.
Экзамен по дисциплине состоит из решения заданий, составленных по вариантам, а также теоретических вопросов. Вопросы заданий сконструированы по проблематикам теоретических вопросов к экзамену(см. список вопросов к экзамену).
При подготовке к прохождению экзамена студентам рекомендуется проанализировать предлагаемую литературу для подготовки по темам, принимать участие и активно работать на практических занятиях при разборе проблемных областей дисциплины, по возможности активно принимать участие в осуществлении заданий по дисциплине.