МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История костюма и прически

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильИмиджевый дизайн
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_03_04_ПО_ИмДиз-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 92
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 92 92 92 92
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.иск., доцент, К.А. Мелехова

Рецензент(ы):
к.иск., доцент, И.В. Черняева

Рабочая программа дисциплины
История костюма и прически

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 124)

составлена на основании учебного плана:
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2023 г. № 6
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Кирюшина Ю.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой Кирюшина Ю.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью учебной дисциплины является изучить исторические особенности разных эпох и влияние их на формирование костюма и прически, а также применять полученные знания в профессиональной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4Способен создавать визуальный образ в соответствии с профилем профессиональной деятельности, используя творческие, практические знания и навыки полученные в процессе обучения
ПК-4.1 Знает: особенности композиции, конструирования, элементов при разработке визуального образа, основные методы и способы художественно технического проектирования визуального образа, этапы работы над образом в сфере имиджевого дизайна
ПК-4.2 Умеет: разрабатывать целостный образ, применять основные композиционные законы и понятия при создании визуального образа, разрабатывать авторские проекты на основе современных требований имиджевого дизайна
ПК-4.3 Владеет: навыками разработки имиджевого дизайна, используя творческие и практические знания, полученные в процессе обучения, способностью создания авторских проектов на основе современных требований дизайна
ПК-5Способен использовать теоретические знания в области истории и теории искусства в профессиональной деятельности
ПК-5.1 Знает: Содержание и основные этапы процесса формирования научных знаний в области истории искусства; формы и типы художественных культур, основных культурно исторических центров мира, закономерностей их функционирования и развития, основных концепций культурно исторических эпох и типов мировой культуры; законы функционирования художественного произведения и его структурных элементов, сущность методологических подходов к анализу художественных произведений, приемами научного анализа произведений архитектуры, изобразительного и декоративно-прикладного искусства
ПК-5.2 Умеет: определять место и значение художественных произведений в культурно историческом контексте развития искусства; интегрировать ранее полученные знания об искусстве и эстетический опыт общения с выдающимися художественными явлениями; воспринимать художественный образ как отражение эпохи, стиля, направления, национальной школы, творческой индивидуальности автора; выявлять нравственные и эстетические ценности искусства, воспринимать свою национальную культуру сквозь призму мировой культуры и тем самым оценивать ее уникальность и неповторимость
ПК-5.3 Владеет: методикой самостоятельной обработки информации и использование ее в решении профессиональных задач; принципами классификации художественных культур народов мира; навыками стилистического, иконографического и технологического анализа произведений искусства; навыками и приемами научного анализа произведений архитектуры, изобразительного и декоративно-прикладного искусства на основе глубокого знания их художественного языка и применения специальных исследовательских методов, включая анализ необходимых исторических источников и документов, важнейших художественных памятников и творчества крупнейших мастеров
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.характерные стилевые особенности формирования костюма и прически в историческом контексте;
связь костюма и прически с архитектурой и декоративно-прикладным искусством;
содержание некоторых профессиональных компетенций рабочего (специалиста) в соответствии с квалификационным уровнем.
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать исторические особенности разных эпох и влияние их на формирование костюма и прически;
различать стилевые особенности прически разных эпох;
применять полученные знания в профессиональной деятельности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.знаниями и умениями, необходимыми для формирования профессиональных компетенций в области истории костюма и прически;
профессиональными методами формирования стиля на базе знаний истории костюма и прически.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Развитие модной индустрии.
1.1. История костюма и прически как часть исторического знания. Предмет, цели и задачи курса. Источники изучения истории костюма и текстиля. Лекции 3 1 Л1.1, Л2.1, Л3.2, Л3.3, Л3.1, Л1.2
1.2. Основные факторы формирования и развития костюма и прически у народов мира Практические 3 2 Л1.1, Л2.1, Л3.2, Л3.1, Л1.2
1.3. Мода косюма и прически как социальный и эстетический феномен. Сам. работа 3 8 Л1.1, Л2.1, Л3.2, Л3.3, Л1.2
1.4. Мода и прическа первой половины ХХ столетия. Лекции 3 1 Л1.1, Л2.1, Л3.2, Л3.3, Л1.2
1.5. Взаимосвязь костюма и эстетического идеала в различных культурах. Семиотический анализ. Сам. работа 3 8 Л1.1, Л2.1, Л3.2, Л3.3, Л1.2
1.6. Освоение новых материалов в эпоху неолита и бронзы (ткани, войлок, кожевенные технологии). Совершенствование инструментов ткачества. Декор костюма и прически. Лекции 3 1 Л1.1, Л2.1, Л3.2, Л3.3, Л3.1, Л1.2
1.7. Особенности культуры восточных деспотий и их отражение в форме костюма и прически Месопотамии. Формообразование и типы костюма культур Двуречья. Сам. работа 3 8 Л1.1, Л2.1, Л3.2, Л3.3, Л3.1, Л1.2
1.8. Условия формирования культуры Древнего Египта и их роль в истории костюма и прически. Особенности египетского искусства, стадийность развития костюма. Лекции 3 2 Л1.1, Л2.1, Л3.2, Л3.1, Л1.2
1.9. Искусство традиционного костюма и прически в Индии. Сам. работа 3 6 Л1.1, Л2.1, Л3.2, Л3.3, Л3.1, Л1.2
1.10. Особенности формообразования китайского костюма и прически. Сам. работа 3 6 Л1.1, Л2.1, Л3.2, Л3.3, Л3.1, Л1.2
1.11. Эстетика японского костюма и прически Сам. работа 3 4 Л1.1, Л2.1, Л3.2, Л3.3, Л3.1, Л1.2
Раздел 2. Искусство костюма и прически Западной Европы
2.1. Искусство костюма и прически эпохи средневековья Лекции 3 1 Л1.1, Л2.1, Л3.2, Л3.3, Л3.1, Л1.2
2.2. Проблема стиля в западноевропейском искусстве костюма и прически Практические 3 4 Л1.1, Л2.1, Л3.2, Л3.3, Л3.1, Л1.2
2.3. Костюм и прическа романского и готического стиля Сам. работа 3 8 Л1.1, Л2.1, Л3.2, Л3.1, Л1.2
2.4. Искусство костюма и прически эпохи возрождения Сам. работа 3 7 Л1.1, Л2.1, Л3.2, Л3.1, Л1.2
2.5. Стиль барокко в искусстве костюма и прически Сам. работа 3 6 Л1.1, Л2.1, Л3.2, Л3.3, Л1.2
2.6. Эстетика классицизма в костюме и прическе Сам. работа 3 6 Л1.1, Л2.1, Л3.2, Л3.1, Л1.2
2.7. Искусство костюма и прически в ХХ веке Сам. работа 3 1 Л1.1, Л2.1, Л3.2, Л3.1, Л1.2
2.8. Стиль модерн в искусстве костюма и прически Сам. работа 3 6 Л1.1, Л2.1, Л3.2, Л3.1, Л1.2
2.9. Формообразование костюма и прически в 40-50 гг. ХХ века Сам. работа 3 6 Л1.1, Л2.1, Л3.2, Л3.1, Л1.2
2.10. Костюм и прическа 60-80 г. ХХ века Сам. работа 3 6 Л1.1, Л2.1, Л3.2, Л3.1, Л1.2
2.11. Современный костюм и прическа Сам. работа 3 6 Л1.1, Л2.1, Л3.2, Л3.1, Л1.2
2.12. Зачет 3 4 Л1.1, Л2.1, Л3.2, Л3.3, Л3.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» –https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7798

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-5: Способен использовать теоретические знания в области истории и теории искусства в профессиональной деятельности
ПК-4: Способен создавать визуальный образ в соответствии с профилем профессиональной деятельности, используя творческие, практические знания и навыки полученные в процессе обучения

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. В Ассирии существовал обычай, по которому ___, выходя на улицу, скрывали волосы под платком и спускали на лицо тонкое покрывало:
а) замужние женщины +
б) рабыни
в) публичные женщины
2. Короткие дутые мужские штаны с набиванием ватой, соломой:
а) кюлоты
б) шоссы +
в) лосины

3. Метод для познания эволюционных процессов формообразования костюма:
а) теория фигуры
б) теория фасона
в) теория симметрии +

4. Пряжка, скрепляющая ткань на плече:
а) фибула +
б) фактура
в) фабула


5. Ткани, производимые в Передней Азии, были преимущественно:
а) льняными
б) хлопковыми
в) шерстяными +
6. Остроносые лакированные туфли относят к эпохе:
а) романтизм
б) гарсон +
в) модерн

7. Ткани Раннего Средневековья западноевропейского производства были:
а) мелкоузорными
б) крупноузорными
в) безузорными +

8. Первые пуговицы появились:
а) на Востоке +
б) в Германии
в) во Франции

9. Щеголи … иногда носили сразу 2 шапки: одну на голове, а вторую свешивали на лентах на спину:
а) античности
б) Египта эпохи Нового Царства
в) западноевропейского Средневековья +

10. Во второй половине XVI века, одной из главных испанских мужских одежд становится:
а) хамон
б) хубон +
в) хибаб

11. Первоначальный покрой одежды европейских варваров был близок к … , и именно он лег в основу дальнейшего развития европейского костюма:
а) древнеперсидскому +
б) древнеегипетскому
в) древнеримскому
12. Оплечье в костюме Византии — это:
а) верхняя одежда
б) воротник +
в) головной убор

13. В женском костюме Крита юбка представляла собой:
а) прообраз кринолина +
б) несшитые между собой полотнища ткани на шнурке
в) драпировку, отвечающую движениям тела

14. Женская верхняя одежда в Древнем Риме называлась:
а) стола
б) туника
в) палла +

15. Римляне информировали провинции об изменениях в моде при помощи:
а) раскрашенных глиняных фигурок +
б) глиняных табличек с описанием костюмов
в) одетых манекенов в человеческий рост

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1

Предмет моделирование обучает


Варианты ответов

правильному подбору формы прически и цвета волос
правильному подбору одежды
правильному подбору прически, цвета волос, в сочетании с выбранным стилем

Вопрос 2

Мода -это:


Варианты ответов

не продолжительное господство определённого стиля
не продолжительное господство определённого вкуса в какой — либо сфере жизни или культуры.
продолжительное господство определённого стиля

Вопрос 3

Прически Древнего Египта выполнялись


Варианты ответов

Из натуральных волос
из волос животных (это были парики)
из натуральных волос и волос животных

Вопрос 4

. Моделирование -это:


Варианты ответов

процесс индивидуального подбора прически
процесс создания моделей и разработку на основе различных вариантов
процесс реконструкции


Вопрос 5

В прическах древнего Рима и Греции преобладали
Варианты ответов

гладкие формы
гладкие формы и локоны
локоны

Вопрос 6

Прическа должна соответствовать образу в целом


Варианты ответов

да
нет
не всегда

Вопрос 7

Прическа -это


Варианты ответов

завивка
фигурная укладка волос,
фигурная укладка волос, завивка, стрижка.

Вопрос 8

Прически эпохи возрождения (XV- XIV) в Европе отличались


Варианты ответов

помпезностью и разнообразием
скромностью и не приметностью
однообразием

Вопрос 9

Стиль ампир появился в


Варианты ответов

в конце XIX в.
в серединеXVI в.
в начале XIX в.

Вопрос 10
В исторических прическах можно было распознать к какой социальной принадлежности относится человек

Варианты ответов

да
не всегда
нет
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля (в соответствии с технологической картой) и набравшие не менее 60 баллов, получают зачет автоматически.
Для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости, организуется зачет в форме письменного опроса по всему изученному курсу.
Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 5.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сергеенко Е. Н. Основы стилистики в парикмахерском искусстве и декоративной косметике: учебное пособие: Учебное пособие Минск: РИПО, // ЭБС "Университетская библиотека online", 2016 biblioclub.ru
Л1.2 Миронова Е. П. История прически: учебное пособие РИПО , 2017 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=487931
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Старикова Ю. А. Индустрия моды: Учебное пособие Москва: А-Приор. // ЭБС "Университетская библиотека online", 2009 biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Тихонова Н.В. Композиция костюма: учебное пособие КНИТУ, 2017 e.lanbook.com
Л3.2 Черняева Е.Н. История костюма: учебно-методический комплекс: Методическая литература Кемерово: КемГУКИ. // ЭБС "Университетская библиотека online", 2014 biblioclub.ru
Л3.3 Цветкова Н. Н. История текстильного искусства и костюма. Древний мир: учебное пособие: Учебное пособие Санкт-Петербург.: Издательство «СПбКО» // ЭБС "Университетская библиотека online", 2010 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки. 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) (уровень бакалавриата) [Электронный ресурс] // Fgosvo.ru. – Электрон. текст. дан. – 2015. fgosvo.ru
Э2 Курс в Moodle "История костюма и прически" portal.edu.asu.ru
Э3 Открытый образовательный портал Алтайского Государственного Университета [Электронный ресурс] // Asu.ru. – Электрон. текст. дан. – [Барнаул]. public.edu.asu.ru
Э4 ИСТОРИЯ КОСТЮМА И МОДЫ mir-kostuma.com
Э5 История Костюма www.costumehistory.ru
Э6 История прически: Учебник для театральных художественно-технических училищ rasti-kosa.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к лекционным занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы:
1. Изучение конспекта лекций, ознакомление с литературой по теме лекции (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
2. Изучение основных требований к личности специалиста, уровню его профессиональной подготовки
3. Изучение основы культуры учебного труда и отдыха, самоменеджмента, организации самовоспитания, самообразования, саморазвития в вузе;
4. Составление развернутого плана по каждому из предложенных к обсуждению вопросов, выделение в них главного, наиболее существенного; подготовку презентации;
5. Использование при самостоятельной подготовке мультимедиа средств обучения
Организация самостоятельной работы студента (СРС) по дисциплине
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- подготовку и написание рефератов, эссе, глоссария.
Дисциплина обеспечена учебно-методической и справочной литературой в объеме, достаточном для обеспечения выполнения студентами всех видов самостоятельной работы:
- наличие учебно-методических материалов, тем рефератов со списком рекомендуемой литературы;
- используемые библиотечно-информационные ресурсы представлены как в традиционной (печатные, аудио- и видеоматериалы), так и в электронной и мультимедийной формах.