Закреплена за кафедрой | Кафедра искусств |
---|---|
Направление подготовки | 44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям) |
Профиль | Имиджевый дизайн |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z44_03_04_ПО_ИмДиз-2019 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 3 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 6 | 6 | 6 | 6 |
Практические | 6 | 6 | 6 | 6 |
Сам. работа | 92 | 92 | 92 | 92 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра искусств
Протокол от 25.06.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой Кирюшина Ю.В.
1.1. | Целью учебной дисциплины является изучить исторические особенности разных эпох и влияние их на формирование костюма и прически, а также применять полученные знания в профессиональной деятельности. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.06 |
ПК-4 | Способен создавать визуальный образ в соответствии с профилем профессиональной деятельности, используя творческие, практические знания и навыки полученные в процессе обучения |
ПК-4.1 | Знает: особенности композиции, конструирования, элементов при разработке визуального образа, основные методы и способы художественно технического проектирования визуального образа, этапы работы над образом в сфере имиджевого дизайна |
ПК-4.2 | Умеет: разрабатывать целостный образ, применять основные композиционные законы и понятия при создании визуального образа, разрабатывать авторские проекты на основе современных требований имиджевого дизайна |
ПК-4.3 | Владеет: навыками разработки имиджевого дизайна, используя творческие и практические знания, полученные в процессе обучения, способностью создания авторских проектов на основе современных требований дизайна |
ПК-5 | Способен использовать теоретические знания в области истории и теории искусства в профессиональной деятельности |
ПК-5.1 | Знает: Содержание и основные этапы процесса формирования научных знаний в области истории искусства; формы и типы художественных культур, основных культурно исторических центров мира, закономерностей их функционирования и развития, основных концепций культурно исторических эпох и типов мировой культуры; законы функционирования художественного произведения и его структурных элементов, сущность методологических подходов к анализу художественных произведений, приемами научного анализа произведений архитектуры, изобразительного и декоративно-прикладного искусства |
ПК-5.2 | Умеет: определять место и значение художественных произведений в культурно историческом контексте развития искусства; интегрировать ранее полученные знания об искусстве и эстетический опыт общения с выдающимися художественными явлениями; воспринимать художественный образ как отражение эпохи, стиля, направления, национальной школы, творческой индивидуальности автора; выявлять нравственные и эстетические ценности искусства, воспринимать свою национальную культуру сквозь призму мировой культуры и тем самым оценивать ее уникальность и неповторимость |
ПК-5.3 | Владеет: методикой самостоятельной обработки информации и использование ее в решении профессиональных задач; принципами классификации художественных культур народов мира; навыками стилистического, иконографического и технологического анализа произведений искусства; навыками и приемами научного анализа произведений архитектуры, изобразительного и декоративно-прикладного искусства на основе глубокого знания их художественного языка и применения специальных исследовательских методов, включая анализ необходимых исторических источников и документов, важнейших художественных памятников и творчества крупнейших мастеров |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | характерные стилевые особенности формирования костюма и прически в историческом контексте; связь костюма и прически с архитектурой и декоративно-прикладным искусством; содержание некоторых профессиональных компетенций рабочего (специалиста) в соответствии с квалификационным уровнем. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | анализировать исторические особенности разных эпох и влияние их на формирование костюма и прически; различать стилевые особенности прически разных эпох; применять полученные знания в профессиональной деятельности |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | знаниями и умениями, необходимыми для формирования профессиональных компетенций в области истории костюма и прически; профессиональными методами формирования стиля на базе знаний истории костюма и прически. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Развитие модной индустрии. | ||||||
1.1. | История костюма и прически как часть исторического знания. Предмет, цели и задачи курса. Источники изучения истории костюма и текстиля. | Лекции | 3 | 1 | Л1.1, Л2.1, Л3.2, Л3.3, Л3.1, Л1.2 | |
1.2. | Основные факторы формирования и развития костюма и прически у народов мира | Практические | 3 | 2 | Л1.1, Л2.1, Л3.2, Л3.1, Л1.2 | |
1.3. | Мода косюма и прически как социальный и эстетический феномен. | Сам. работа | 3 | 8 | Л1.1, Л2.1, Л3.2, Л3.3, Л1.2 | |
1.4. | Мода и прическа первой половины ХХ столетия. | Лекции | 3 | 1 | Л1.1, Л2.1, Л3.2, Л3.3, Л1.2 | |
1.5. | Взаимосвязь костюма и эстетического идеала в различных культурах. Семиотический анализ. | Сам. работа | 3 | 8 | Л1.1, Л2.1, Л3.2, Л3.3, Л1.2 | |
1.6. | Освоение новых материалов в эпоху неолита и бронзы (ткани, войлок, кожевенные технологии). Совершенствование инструментов ткачества. Декор костюма и прически. | Лекции | 3 | 1 | Л1.1, Л2.1, Л3.2, Л3.3, Л3.1, Л1.2 | |
1.7. | Особенности культуры восточных деспотий и их отражение в форме костюма и прически Месопотамии. Формообразование и типы костюма культур Двуречья. | Сам. работа | 3 | 8 | Л1.1, Л2.1, Л3.2, Л3.3, Л3.1, Л1.2 | |
1.8. | Условия формирования культуры Древнего Египта и их роль в истории костюма и прически. Особенности египетского искусства, стадийность развития костюма. | Лекции | 3 | 2 | Л1.1, Л2.1, Л3.2, Л3.1, Л1.2 | |
1.9. | Искусство традиционного костюма и прически в Индии. | Сам. работа | 3 | 6 | Л1.1, Л2.1, Л3.2, Л3.3, Л3.1, Л1.2 | |
1.10. | Особенности формообразования китайского костюма и прически. | Сам. работа | 3 | 6 | Л1.1, Л2.1, Л3.2, Л3.3, Л3.1, Л1.2 | |
1.11. | Эстетика японского костюма и прически | Сам. работа | 3 | 4 | Л1.1, Л2.1, Л3.2, Л3.3, Л3.1, Л1.2 | |
Раздел 2. Искусство костюма и прически Западной Европы | ||||||
2.1. | Искусство костюма и прически эпохи средневековья | Лекции | 3 | 1 | Л1.1, Л2.1, Л3.2, Л3.3, Л3.1, Л1.2 | |
2.2. | Проблема стиля в западноевропейском искусстве костюма и прически | Практические | 3 | 4 | Л1.1, Л2.1, Л3.2, Л3.3, Л3.1, Л1.2 | |
2.3. | Костюм и прическа романского и готического стиля | Сам. работа | 3 | 8 | Л1.1, Л2.1, Л3.2, Л3.1, Л1.2 | |
2.4. | Искусство костюма и прически эпохи возрождения | Сам. работа | 3 | 7 | Л1.1, Л2.1, Л3.2, Л3.1, Л1.2 | |
2.5. | Стиль барокко в искусстве костюма и прически | Сам. работа | 3 | 6 | Л1.1, Л2.1, Л3.2, Л3.3, Л1.2 | |
2.6. | Эстетика классицизма в костюме и прическе | Сам. работа | 3 | 6 | Л1.1, Л2.1, Л3.2, Л3.1, Л1.2 | |
2.7. | Искусство костюма и прически в ХХ веке | Сам. работа | 3 | 1 | Л1.1, Л2.1, Л3.2, Л3.1, Л1.2 | |
2.8. | Стиль модерн в искусстве костюма и прически | Сам. работа | 3 | 6 | Л1.1, Л2.1, Л3.2, Л3.1, Л1.2 | |
2.9. | Формообразование костюма и прически в 40-50 гг. ХХ века | Сам. работа | 3 | 6 | Л1.1, Л2.1, Л3.2, Л3.1, Л1.2 | |
2.10. | Костюм и прическа 60-80 г. ХХ века | Сам. работа | 3 | 6 | Л1.1, Л2.1, Л3.2, Л3.1, Л1.2 | |
2.11. | Современный костюм и прическа | Сам. работа | 3 | 6 | Л1.1, Л2.1, Л3.2, Л3.1, Л1.2 | |
2.12. | Зачет | 3 | 4 | Л1.1, Л2.1, Л3.2, Л3.3, Л3.1, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» –https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7798 ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-5: Способен использовать теоретические знания в области истории и теории искусства в профессиональной деятельности ПК-4: Способен создавать визуальный образ в соответствии с профилем профессиональной деятельности, используя творческие, практические знания и навыки полученные в процессе обучения ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1. В Ассирии существовал обычай, по которому ___, выходя на улицу, скрывали волосы под платком и спускали на лицо тонкое покрывало: а) замужние женщины + б) рабыни в) публичные женщины 2. Короткие дутые мужские штаны с набиванием ватой, соломой: а) кюлоты б) шоссы + в) лосины 3. Метод для познания эволюционных процессов формообразования костюма: а) теория фигуры б) теория фасона в) теория симметрии + 4. Пряжка, скрепляющая ткань на плече: а) фибула + б) фактура в) фабула 5. Ткани, производимые в Передней Азии, были преимущественно: а) льняными б) хлопковыми в) шерстяными + 6. Остроносые лакированные туфли относят к эпохе: а) романтизм б) гарсон + в) модерн 7. Ткани Раннего Средневековья западноевропейского производства были: а) мелкоузорными б) крупноузорными в) безузорными + 8. Первые пуговицы появились: а) на Востоке + б) в Германии в) во Франции 9. Щеголи … иногда носили сразу 2 шапки: одну на голове, а вторую свешивали на лентах на спину: а) античности б) Египта эпохи Нового Царства в) западноевропейского Средневековья + 10. Во второй половине XVI века, одной из главных испанских мужских одежд становится: а) хамон б) хубон + в) хибаб 11. Первоначальный покрой одежды европейских варваров был близок к … , и именно он лег в основу дальнейшего развития европейского костюма: а) древнеперсидскому + б) древнеегипетскому в) древнеримскому 12. Оплечье в костюме Византии — это: а) верхняя одежда б) воротник + в) головной убор 13. В женском костюме Крита юбка представляла собой: а) прообраз кринолина + б) несшитые между собой полотнища ткани на шнурке в) драпировку, отвечающую движениям тела 14. Женская верхняя одежда в Древнем Риме называлась: а) стола б) туника в) палла + 15. Римляне информировали провинции об изменениях в моде при помощи: а) раскрашенных глиняных фигурок + б) глиняных табличек с описанием костюмов в) одетых манекенов в человеческий рост ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА Вопрос 1 Предмет моделирование обучает Варианты ответов правильному подбору формы прически и цвета волос правильному подбору одежды правильному подбору прически, цвета волос, в сочетании с выбранным стилем Вопрос 2 Мода -это: Варианты ответов не продолжительное господство определённого стиля не продолжительное господство определённого вкуса в какой — либо сфере жизни или культуры. продолжительное господство определённого стиля Вопрос 3 Прически Древнего Египта выполнялись Варианты ответов Из натуральных волос из волос животных (это были парики) из натуральных волос и волос животных Вопрос 4 . Моделирование -это: Варианты ответов процесс индивидуального подбора прически процесс создания моделей и разработку на основе различных вариантов процесс реконструкции Вопрос 5 В прическах древнего Рима и Греции преобладали Варианты ответов гладкие формы гладкие формы и локоны локоны Вопрос 6 Прическа должна соответствовать образу в целом Варианты ответов да нет не всегда Вопрос 7 Прическа -это Варианты ответов завивка фигурная укладка волос, фигурная укладка волос, завивка, стрижка. Вопрос 8 Прически эпохи возрождения (XV- XIV) в Европе отличались Варианты ответов помпезностью и разнообразием скромностью и не приметностью однообразием Вопрос 9 Стиль ампир появился в Варианты ответов в конце XIX в. в серединеXVI в. в начале XIX в. Вопрос 10 В исторических прическах можно было распознать к какой социальной принадлежности относится человек Варианты ответов да не всегда нет КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. • «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. • «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. • «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. • «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета. Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля (в соответствии с технологической картой) и набравшие не менее 60 баллов, получают зачет автоматически. Для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости, организуется зачет в форме письменного опроса по всему изученному курсу. Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 5. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Сергеенко Е. Н. | Основы стилистики в парикмахерском искусстве и декоративной косметике: учебное пособие: Учебное пособие | Минск: РИПО, // ЭБС "Университетская библиотека online", 2016 | biblioclub.ru |
Л1.2 | Миронова Е. П. | История прически: учебное пособие | РИПО , 2017 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=487931 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Старикова Ю. А. | Индустрия моды: Учебное пособие | Москва: А-Приор. // ЭБС "Университетская библиотека online", 2009 | biblioclub.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Тихонова Н.В. | Композиция костюма: учебное пособие | КНИТУ, 2017 | e.lanbook.com |
Л3.2 | Черняева Е.Н. | История костюма: учебно-методический комплекс: Методическая литература | Кемерово: КемГУКИ. // ЭБС "Университетская библиотека online", 2014 | biblioclub.ru |
Л3.3 | Цветкова Н. Н. | История текстильного искусства и костюма. Древний мир: учебное пособие: Учебное пособие | Санкт-Петербург.: Издательство «СПбКО» // ЭБС "Университетская библиотека online", 2010 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки. 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) (уровень бакалавриата) [Электронный ресурс] // Fgosvo.ru. – Электрон. текст. дан. – 2015. | fgosvo.ru | ||
Э2 | Курс в Moodle "История костюма и прически" | portal.edu.asu.ru | ||
Э3 | Открытый образовательный портал Алтайского Государственного Университета [Электронный ресурс] // Asu.ru. – Электрон. текст. дан. – [Барнаул]. | public.edu.asu.ru | ||
Э4 | ИСТОРИЯ КОСТЮМА И МОДЫ | mir-kostuma.com | ||
Э5 | История Костюма | www.costumehistory.ru | ||
Э6 | История прически: Учебник для театральных художественно-технических училищ | rasti-kosa.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); 2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); 3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); 5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); 6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); 7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); 8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); 9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); 10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); 11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); 12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к лекционным занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы: 1. Изучение конспекта лекций, ознакомление с литературой по теме лекции (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно); 2. Изучение основных требований к личности специалиста, уровню его профессиональной подготовки 3. Изучение основы культуры учебного труда и отдыха, самоменеджмента, организации самовоспитания, самообразования, саморазвития в вузе; 4. Составление развернутого плана по каждому из предложенных к обсуждению вопросов, выделение в них главного, наиболее существенного; подготовку презентации; 5. Использование при самостоятельной подготовке мультимедиа средств обучения Организация самостоятельной работы студента (СРС) по дисциплине Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя: - углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом; - работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом; - аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование); - подготовку и написание рефератов, эссе, глоссария. Дисциплина обеспечена учебно-методической и справочной литературой в объеме, достаточном для обеспечения выполнения студентами всех видов самостоятельной работы: - наличие учебно-методических материалов, тем рефератов со списком рекомендуемой литературы; - используемые библиотечно-информационные ресурсы представлены как в традиционной (печатные, аудио- и видеоматериалы), так и в электронной и мультимедийной формах. |