МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Стилизация

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильИмиджевый дизайн
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_03_04_ПО_ИмДиз-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 87
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 87 87 87 87
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кандидат исторических наук, доцент, Бочковская В.И.

Рецензент(ы):
кандидат искусствоведения, доцент, Черняева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Стилизация

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 124)

составлена на основании учебного плана:
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
кандидат искусствоведения, доцент Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой кандидат искусствоведения, доцент Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины «Стилизация» является формирование умения создавать на основе реальной действительности новый художественный образ, имеющий повышенную выразительность и декоративность и стоящий над реальными объектами окружающего мира, а также применять данный опыт в формировании профессиональной компетентности специалиста - парикмахера, имиджмейкера
Задачи:
-способствовать развитию творческого мышления;
-формировать чувство композиции;
-обучить методу творческого поиска;
-овладеть методом абстрактного теоретического отвлечения;
-создавать законченный образ применяя профессиональные парикмахерские методы

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4Способен создавать визуальный образ в соответствии с профилем профессиональной деятельности, используя творческие, практические знания и навыки полученные в процессе обучения
ПК-4.1 Знает: особенности композиции, конструирования, элементов при разработке визуального образа, основные методы и способы художественно технического проектирования визуального образа, этапы работы над образом в сфере имиджевого дизайна
ПК-4.2 Умеет: разрабатывать целостный образ, применять основные композиционные законы и понятия при создании визуального образа, разрабатывать авторские проекты на основе современных требований имиджевого дизайна
ПК-4.3 Владеет: навыками разработки имиджевого дизайна, используя творческие и практические знания, полученные в процессе обучения, способностью создания авторских проектов на основе современных требований дизайна
ПК-5Способен использовать теоретические знания в области истории и теории искусства в профессиональной деятельности
ПК-5.1 Знает: Содержание и основные этапы процесса формирования научных знаний в области истории искусства; формы и типы художественных культур, основных культурно исторических центров мира, закономерностей их функционирования и развития, основных концепций культурно исторических эпох и типов мировой культуры; законы функционирования художественного произведения и его структурных элементов, сущность методологических подходов к анализу художественных произведений, приемами научного анализа произведений архитектуры, изобразительного и декоративно-прикладного искусства
ПК-5.2 Умеет: определять место и значение художественных произведений в культурно историческом контексте развития искусства; интегрировать ранее полученные знания об искусстве и эстетический опыт общения с выдающимися художественными явлениями; воспринимать художественный образ как отражение эпохи, стиля, направления, национальной школы, творческой индивидуальности автора; выявлять нравственные и эстетические ценности искусства, воспринимать свою национальную культуру сквозь призму мировой культуры и тем самым оценивать ее уникальность и неповторимость
ПК-5.3 Владеет: методикой самостоятельной обработки информации и использование ее в решении профессиональных задач; принципами классификации художественных культур народов мира; навыками стилистического, иконографического и технологического анализа произведений искусства; навыками и приемами научного анализа произведений архитектуры, изобразительного и декоративно-прикладного искусства на основе глубокого знания их художественного языка и применения специальных исследовательских методов, включая анализ необходимых исторических источников и документов, важнейших художественных памятников и творчества крупнейших мастеров
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.особенности метода стилизации в искусстве, в том числе парикмахерском искусстве
основы стилизации в моделировании и художественном оформлении причесок различного вида, назначения и уровня сложности и тенденции моды в стилистике и в технологиях парикмахерских услуг, в художественной творческой деятельности и применять стилизацию в подиумных и конкурсных работах
3.2.Уметь:
3.2.1.разрабатывать на основе стилизации конкурсные и подиумные работы в сфере парикмахерского искусства
осуществлять взаимосвязь художественно-стилистического оформления прически, стрижки с используемыми технологическими процессами для повышения квалификационного уровня
выполнять оформление профессиональных работ и составлять их экспозицию, оформлять авторский профессиональный портфолио
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами моделирования и художественного оформления прически с использованием стилизации
способами имитации художественного стиля в дизайне прически
стилизацией как методом профессиональной компетентности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Стилизация в искусстве
1.1. Стилизация как форма имитации художественного стиля характерной исторической эпохи Лекции 5 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-5.1, ПК-5.2 Л3.1, Л2.1, Л3.2, Л2.2, Л1.1
1.2. Стилизация в прическе Древнего Египта Практические 5 2 ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л3.1, Л2.1, Л3.2, Л2.2, Л1.1
1.3. Стилизация в искусстве Древнего Востока Сам. работа 5 7 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л3.1, Л2.1, Л3.2, Л2.2, Л1.1
1.4. Стилизация как основная форма в искусстве и культуре Древнего Египта Сам. работа 5 10 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л3.1, Л2.1, Л3.2, Л2.2, Л1.1
1.5. Стилизация как основная форма в искусстве и культуре Древней Месопотамии Сам. работа 5 10 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л3.1, Л2.1, Л3.2, Л2.2, Л1.1
1.6. Стилизация в прическе дальневосточных культур: Китая и Японии Практические 5 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л3.1, Л2.1, Л3.2, Л2.2, Л1.1
1.7. Проблема стиля и стилизация в прическе Индии, Китаяи Японии Сам. работа 5 10 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л3.1, Л2.1, Л3.2, Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Стилизация в парикмахерском искусстве Западной Европы
2.1. Методы симлизации в парикмахерском искусстве Западной Европы Лекции 5 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л3.1, Л2.1, Л3.2, Л2.2, Л1.1
2.2. Стилизация прически на заданную тему: "Прическа в стиле готика" Практические 5 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л3.1, Л2.1, Л3.2, Л2.2, Л1.1
2.3. Романский и готический стили в парикмахерском искусстве. Стилизация на заданную тему Сам. работа 5 10 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л3.1, Л2.1, Л3.2, Л2.2, Л1.1
2.4. Стилизация прически на заданную тему: "Прическа в стиле барокко" Практические 5 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л3.1, Л2.1, Л3.2, Л2.2, Л1.1
2.5. Стилизация в прическе барокко Сам. работа 5 10 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л3.1, Л2.1, Л3.2, Л2.2, Л1.1
Раздел 3. Методы стилизации в современном парикмахерском искусстве
3.1. Стилизация авангардной прически Сам. работа 5 10 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л3.1, Л2.1, Л3.2, Л2.2, Л1.1
3.2. Стилизация в спортивном дизайне прически Сам. работа 5 10 Л3.1, Л2.1, Л3.2, Л2.2, Л1.1
3.3. Моделирование прически в стиле гетсби Сам. работа 5 10 Л3.1, Л2.1, Л3.2, Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.1 Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн–курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6401

ОЦЕНКА ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ
ПК-4: владеет способен создавать визуальный образ в соответствии с профилем профессиональной деятельности, используя творческие практические знания и навыки полученные в процессе обучения
Вопросы закрытого типа:

1. Стилизация это …. ?
А) Украшение орнаментами
Б) Трансформация объекта без потери узнаваемости
В) Цветовая характеристика
Ответ б
2. Семантика это …. ?
А) Смысловое значение слов
Б) Образное видение
В) Четкие границы
Ответ а
3. Комбинаторика это…?
А) перестановка, сочетание элементов
Б) вид искусства
В) жанр живописи
Ответ а
4 Гармония это …. ?

А) цветовые контрасты
Б) цветовые переходы
В) соразмерность частей целого
Ответ в
5. Цветовой круг был разработан художником и ученым ….?

А) Леонардо да Винчи
Б) Иоханес Иттен
В) Поль Гоген
Ответ б
6. Контрастные цвета это…. ?
А) красный - зеленый
Б) красный - оранжевый
В) красный - фиолетовый
7. Верно ли, что в рисунке не нужно соблюдать основные законы композиции?
А) Да, можно не соблюдать ;
Б) Нужно обязательно соблюдать основные законы композиции;
В) Для рисунка законы композиции не применяются.
Ответ Б
8. Верно ли утверждение, что штриховка в учебном рисунке натюрморта должна накладываться по форме предмета?
А) Штриховка в рисунке должна накладываться по форме предмета;
Б) Штриховать можно без учета формы предмета;
В) В рисунке штриховка не применяется.
Ответ: А
9. Верно ли, что при построении куба с натуры необходимо учитывать законы линейной перспективы?
А) При построении куба с натуры перспектива не учитывается;
Б) При построении куба с натуры обязательно учитывается линейная перспектива;
В) Куб с натуры нужно строить в обратной перспективе.
Ответ: Б
10. Верно ли, что при построении цилиндра с натуры обязательно учитывать законы перспективного сокращения?
А) При построении цилиндра с натуры необходимо учитывать законы перспективного сокращения окружности;
Б) При рисовании цилиндра с натуры нужно только учитывать его пропорции;
В) Учитывать законы перспективы не обязательно.
Ответ: А
11. Верно ли, что объем предмета можно передать с помощью светотени?
А) В рисунке светотень не учитывается;
Б) С помощью светотени нельзя показать объем предметов в рисунке;
В) Объем предметов в рисунке можно передать с помощью светотени.
Ответ: В
12. Какое из утверждений является верным?
А) Линогравюра – это выпуклая гравюра на линолеуме;
Б) Линогравюра – это гравюра на дереве;
В) Линогравюра – это гравюра на камне.
Ответ: А
13. Верно ли, что при рисовании портрета человека необязательно учитывать пропорции частей лица?
А) При рисовании портрета человека, пропорции частей его лица не учитываются;
Б) Очень важно при рисовании портрета учитывать пропорции его лица;
В) При рисовании портрета человека, нужно придерживаться утвержденных канонов.
Ответ: Б
14. Верно ли, что точные тональные отношения - это основа грамотного учебного рисунка?
А) Да, это верно;
Б) Нет, это не верно;
В) Тональные отношения используются только в живописи.
Ответ: А
15. Верно ли, что законы линейной перспективы не обязательно учитывать при рисовании с натуры гипсовых тел?
А) Да, это верно;
Б) Это не верно;
В) При рисовании гипсовых тел используют законы контраста.
Ответ: Б
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

Вопросы открытого типа
Вопрос 1 Что такое тональные отношения в учебном рисунке натюрморта?
Ответ: степень различия по тону всех предметов в натюрморте.
Вопрос 2 Для чего необходимо применять законы линейной перспективы в учебном рисунке натюрморта?
Ответ: для реалистического изображения самих предметов и передачи пространства
Вопрос 3 Что такое графика?
Ответ: графика - это вид изобразительного искусства, где основными средствами выразительности являются линия, пятно и точка
Вопрос 4 Что такое сюжетно-тематический натюрморт?
Ответ: это натюрморт, где все предметы связаны между собой общей идеей, например: «Чаепитие» и т.п.
Вопрос 5 Какие виды линейной перспективы Вы знаете?
Ответ: фронтальная и угловая перспектива
Вопрос 6 Сколько точек схода будет при рисовании куба в угловой перспективе?
Ответ: две точки схода
Вопрос 7 Что такое основные пропорции предмета?
Ответ: это отношение ширины предмета к его высоте
Вопрос 8 Зачем при рисовании натюрморта из бытовых предметов необходимо использовать разную силу тона?
Ответ: для того чтобы показать различную степень тональности предметов в натюрморте
Вопрос 9 Какие графические художественные материалы Вы знаете?
Ответ: графитные карандаши, тушь, соус, сангина, уголь рисовальный, маркеры и т.п.
Вопрос 10 Зачем нужно уметь строить эллипсы?
Ответ: для реалистичного изображения любых предметов, в основе которых лежит окружность (ваза, бидон) необходимо уметь строить эллипс
Вопрос 11 Назовите основные задачи учебного академического рисунка.
Ответ: грамотная композиция изображения в листе, правильное конструктивное построение, соблюдение пропорций, верное тональное решение.
Вопрос 12 Какие графические приемы нужно использовать в учебном рисунке натюрморта чтобы показать пространство?
Ответ: все предметы, находящиеся на первом плане нужно прорисовывать четко и контрастно, а предметы дальнего плана более мягко, воздушно.
Вопрос 13 Зачем дизайнеру уметь рисовать?
Ответ: навыки академического рисунка помогут дизайнеру освоить законы композиции, разовьют пространственное мышление, помогут стать профессионалом высокого уровня.
Вопрос 14 Какие навыки важны для дизайнера?
Ответ: креативность, нестандартное мышление, владение специализированным ПО
Вопрос 15 Какие основные законы композиции Вы знаете?
Ответ: равновесие, ритм, выделение композиционного центра.
Вопрос 16 Художественный образ – это…..
Ответ: форма мышления в искусстве.
Вопрос 17 Как формируется художественный образ в изобразительном искусстве?
Ответ: возникновение идеи, создание произведения, восприятие созданного другим человеком.
Вопрос 18 Академический рисунок - это
Ответ: это рисунок, выполненный в рамках классического подхода к обучению изобразительному искусству.
Вопрос 19 Что такое центральная симметрия?
Ответ: это соразмерность, пропорциональность частей чего-либо, расположенных по обе стороны от центра
Вопрос 20 Что такое эскиз?
Ответ: быстро выполненный предварительный рисунок.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 учебное пособие Сергеенко Е. Н.: Основы стилистики в парикмахерском искусстве и декоративной косметике Минск , 2016. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=463674
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Горчакова В. Г. Имидж. Искусство и реальность.: Учебное пособие Юнити-Дана,, 2015 biblioclub.ru
Л2.2 Смирнова Л. Э. История и теория дизайна: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Сибирский федеральный университет, 2014 biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Усанова А. Л. Основы композиции в дизайне: прогр. и метод. рекомендации Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2009 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/3557
Л3.2 Смирнова М. А. Композиционные основы и графическая стилизация в курсе рисунка: Методическая литература Архитектон, 2010 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Изящество и роскошь французского двора: прически барокко tvoilokony.ru
Э2 Основные стили причесок ona-znaet.ru
Э3 ПРИНЦИПЫ СТИЛЕОБРАЗОВАНИЯ И СТИЛИЗАЦИИ modnitsi.ru
Э4 Электронный курс на образовательном портале portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)

6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Обучение стилизации сопровождается выполнением самостоятельных (домашних) работ. Самостоятельные работы представляют собой – упражнения с изображением декоративных элементов по текущим разделам и темам, и также создание декоративного стилизованного натюрморта и панорамного пейзажа, что, безусловно, способствует развитию образно - творческого мышления будущих дизайнеров.
Для того чтобы закрепить полученные на практических занятиях знания, умения, навыки, студенты должны как можно больше самостоятельно рисовать. Это могут быть быстрые наброски, более продолжительные зарисовки и длительные работы. Также для того, чтобы изображения предметов было приближено к реальности необходимо развивать умение наблюдать и анализировать окружающий мир, природу, объекты окружающего мира. Умение выделять главное и делать на нем акцент.
При обучении стилизации необходимо изучить такие виды графических материалов, как тушь, акварель и технику работы ими.
Во время выполнения самостоятельной работы студенты закрепляют и развивают навыки графических техник, композиционного решения орнамента, полученные на аудиторных занятиях, выполняя зарисовки с натуры, а также используя элементы стилизации и декоративно-графического решения. Наброски и зарисовки с натуры, этюды и композиционные поиски с использованием различных материалов являются важнейшим условием подготовки будущего дизайнера. Студенты должны на основе выполненных с натуры зарисовок, используя элементы стилизации и декоративно – графического решения разработать выразительные композиции.
Для выполнения стилизованной композиции необходимо делать множество эскизов и поисков, как в тоновом решении, так и в цвете, чтобы выбрать наиболее удачный вариант. Работа должна быть выполнена аккуратно.