Закреплена за кафедрой | Кафедра искусств |
---|---|
Направление подготовки | 44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям) |
Профиль | Имиджевый дизайн |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z44_03_04_ПО_ИмДиз-2019 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 5 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 8 | 8 | 8 | 8 |
Сам. работа | 87 | 87 | 87 | 87 |
Часы на контроль | 9 | 9 | 9 | 9 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра искусств
Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой кандидат искусствоведения, доцент Черняева И.В.
1.1. | Целью освоения учебной дисциплины «Стилизация» является формирование умения создавать на основе реальной действительности новый художественный образ, имеющий повышенную выразительность и декоративность и стоящий над реальными объектами окружающего мира, а также применять данный опыт в формировании профессиональной компетентности специалиста - парикмахера, имиджмейкера Задачи: -способствовать развитию творческого мышления; -формировать чувство композиции; -обучить методу творческого поиска; -овладеть методом абстрактного теоретического отвлечения; -создавать законченный образ применяя профессиональные парикмахерские методы |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.02 |
ПК-4 | Способен создавать визуальный образ в соответствии с профилем профессиональной деятельности, используя творческие, практические знания и навыки полученные в процессе обучения |
ПК-4.1 | Знает: особенности композиции, конструирования, элементов при разработке визуального образа, основные методы и способы художественно технического проектирования визуального образа, этапы работы над образом в сфере имиджевого дизайна |
ПК-4.2 | Умеет: разрабатывать целостный образ, применять основные композиционные законы и понятия при создании визуального образа, разрабатывать авторские проекты на основе современных требований имиджевого дизайна |
ПК-4.3 | Владеет: навыками разработки имиджевого дизайна, используя творческие и практические знания, полученные в процессе обучения, способностью создания авторских проектов на основе современных требований дизайна |
ПК-5 | Способен использовать теоретические знания в области истории и теории искусства в профессиональной деятельности |
ПК-5.1 | Знает: Содержание и основные этапы процесса формирования научных знаний в области истории искусства; формы и типы художественных культур, основных культурно исторических центров мира, закономерностей их функционирования и развития, основных концепций культурно исторических эпох и типов мировой культуры; законы функционирования художественного произведения и его структурных элементов, сущность методологических подходов к анализу художественных произведений, приемами научного анализа произведений архитектуры, изобразительного и декоративно-прикладного искусства |
ПК-5.2 | Умеет: определять место и значение художественных произведений в культурно историческом контексте развития искусства; интегрировать ранее полученные знания об искусстве и эстетический опыт общения с выдающимися художественными явлениями; воспринимать художественный образ как отражение эпохи, стиля, направления, национальной школы, творческой индивидуальности автора; выявлять нравственные и эстетические ценности искусства, воспринимать свою национальную культуру сквозь призму мировой культуры и тем самым оценивать ее уникальность и неповторимость |
ПК-5.3 | Владеет: методикой самостоятельной обработки информации и использование ее в решении профессиональных задач; принципами классификации художественных культур народов мира; навыками стилистического, иконографического и технологического анализа произведений искусства; навыками и приемами научного анализа произведений архитектуры, изобразительного и декоративно-прикладного искусства на основе глубокого знания их художественного языка и применения специальных исследовательских методов, включая анализ необходимых исторических источников и документов, важнейших художественных памятников и творчества крупнейших мастеров |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | особенности метода стилизации в искусстве, в том числе парикмахерском искусстве основы стилизации в моделировании и художественном оформлении причесок различного вида, назначения и уровня сложности и тенденции моды в стилистике и в технологиях парикмахерских услуг, в художественной творческой деятельности и применять стилизацию в подиумных и конкурсных работах |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | разрабатывать на основе стилизации конкурсные и подиумные работы в сфере парикмахерского искусства осуществлять взаимосвязь художественно-стилистического оформления прически, стрижки с используемыми технологическими процессами для повышения квалификационного уровня выполнять оформление профессиональных работ и составлять их экспозицию, оформлять авторский профессиональный портфолио |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | методами моделирования и художественного оформления прически с использованием стилизации способами имитации художественного стиля в дизайне прически стилизацией как методом профессиональной компетентности |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Стилизация в искусстве | ||||||
1.1. | Стилизация как форма имитации художественного стиля характерной исторической эпохи | Лекции | 5 | 2 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-5.1, ПК-5.2 | Л3.1, Л2.1, Л3.2, Л2.2, Л1.1 |
1.2. | Стилизация в прическе Древнего Египта | Практические | 5 | 2 | ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 | Л3.1, Л2.1, Л3.2, Л2.2, Л1.1 |
1.3. | Стилизация в искусстве Древнего Востока | Сам. работа | 5 | 7 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 | Л3.1, Л2.1, Л3.2, Л2.2, Л1.1 |
1.4. | Стилизация как основная форма в искусстве и культуре Древнего Египта | Сам. работа | 5 | 10 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 | Л3.1, Л2.1, Л3.2, Л2.2, Л1.1 |
1.5. | Стилизация как основная форма в искусстве и культуре Древней Месопотамии | Сам. работа | 5 | 10 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 | Л3.1, Л2.1, Л3.2, Л2.2, Л1.1 |
1.6. | Стилизация в прическе дальневосточных культур: Китая и Японии | Практические | 5 | 2 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 | Л3.1, Л2.1, Л3.2, Л2.2, Л1.1 |
1.7. | Проблема стиля и стилизация в прическе Индии, Китаяи Японии | Сам. работа | 5 | 10 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 | Л3.1, Л2.1, Л3.2, Л2.2, Л1.1 |
Раздел 2. Стилизация в парикмахерском искусстве Западной Европы | ||||||
2.1. | Методы симлизации в парикмахерском искусстве Западной Европы | Лекции | 5 | 2 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 | Л3.1, Л2.1, Л3.2, Л2.2, Л1.1 |
2.2. | Стилизация прически на заданную тему: "Прическа в стиле готика" | Практические | 5 | 2 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 | Л3.1, Л2.1, Л3.2, Л2.2, Л1.1 |
2.3. | Романский и готический стили в парикмахерском искусстве. Стилизация на заданную тему | Сам. работа | 5 | 10 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 | Л3.1, Л2.1, Л3.2, Л2.2, Л1.1 |
2.4. | Стилизация прически на заданную тему: "Прическа в стиле барокко" | Практические | 5 | 2 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 | Л3.1, Л2.1, Л3.2, Л2.2, Л1.1 |
2.5. | Стилизация в прическе барокко | Сам. работа | 5 | 10 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 | Л3.1, Л2.1, Л3.2, Л2.2, Л1.1 |
Раздел 3. Методы стилизации в современном парикмахерском искусстве | ||||||
3.1. | Стилизация авангардной прически | Сам. работа | 5 | 10 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 | Л3.1, Л2.1, Л3.2, Л2.2, Л1.1 |
3.2. | Стилизация в спортивном дизайне прически | Сам. работа | 5 | 10 | Л3.1, Л2.1, Л3.2, Л2.2, Л1.1 | |
3.3. | Моделирование прически в стиле гетсби | Сам. работа | 5 | 10 | Л3.1, Л2.1, Л3.2, Л2.2, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
5.1 Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля освоения дисциплины Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн–курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6401 ОЦЕНКА ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-4: владеет способен создавать визуальный образ в соответствии с профилем профессиональной деятельности, используя творческие практические знания и навыки полученные в процессе обучения Вопросы закрытого типа: 1. Стилизация это …. ? А) Украшение орнаментами Б) Трансформация объекта без потери узнаваемости В) Цветовая характеристика Ответ б 2. Семантика это …. ? А) Смысловое значение слов Б) Образное видение В) Четкие границы Ответ а 3. Комбинаторика это…? А) перестановка, сочетание элементов Б) вид искусства В) жанр живописи Ответ а 4 Гармония это …. ? А) цветовые контрасты Б) цветовые переходы В) соразмерность частей целого Ответ в 5. Цветовой круг был разработан художником и ученым ….? А) Леонардо да Винчи Б) Иоханес Иттен В) Поль Гоген Ответ б 6. Контрастные цвета это…. ? А) красный - зеленый Б) красный - оранжевый В) красный - фиолетовый 7. Верно ли, что в рисунке не нужно соблюдать основные законы композиции? А) Да, можно не соблюдать ; Б) Нужно обязательно соблюдать основные законы композиции; В) Для рисунка законы композиции не применяются. Ответ Б 8. Верно ли утверждение, что штриховка в учебном рисунке натюрморта должна накладываться по форме предмета? А) Штриховка в рисунке должна накладываться по форме предмета; Б) Штриховать можно без учета формы предмета; В) В рисунке штриховка не применяется. Ответ: А 9. Верно ли, что при построении куба с натуры необходимо учитывать законы линейной перспективы? А) При построении куба с натуры перспектива не учитывается; Б) При построении куба с натуры обязательно учитывается линейная перспектива; В) Куб с натуры нужно строить в обратной перспективе. Ответ: Б 10. Верно ли, что при построении цилиндра с натуры обязательно учитывать законы перспективного сокращения? А) При построении цилиндра с натуры необходимо учитывать законы перспективного сокращения окружности; Б) При рисовании цилиндра с натуры нужно только учитывать его пропорции; В) Учитывать законы перспективы не обязательно. Ответ: А 11. Верно ли, что объем предмета можно передать с помощью светотени? А) В рисунке светотень не учитывается; Б) С помощью светотени нельзя показать объем предметов в рисунке; В) Объем предметов в рисунке можно передать с помощью светотени. Ответ: В 12. Какое из утверждений является верным? А) Линогравюра – это выпуклая гравюра на линолеуме; Б) Линогравюра – это гравюра на дереве; В) Линогравюра – это гравюра на камне. Ответ: А 13. Верно ли, что при рисовании портрета человека необязательно учитывать пропорции частей лица? А) При рисовании портрета человека, пропорции частей его лица не учитываются; Б) Очень важно при рисовании портрета учитывать пропорции его лица; В) При рисовании портрета человека, нужно придерживаться утвержденных канонов. Ответ: Б 14. Верно ли, что точные тональные отношения - это основа грамотного учебного рисунка? А) Да, это верно; Б) Нет, это не верно; В) Тональные отношения используются только в живописи. Ответ: А 15. Верно ли, что законы линейной перспективы не обязательно учитывать при рисовании с натуры гипсовых тел? А) Да, это верно; Б) Это не верно; В) При рисовании гипсовых тел используют законы контраста. Ответ: Б КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. Вопросы открытого типа Вопрос 1 Что такое тональные отношения в учебном рисунке натюрморта? Ответ: степень различия по тону всех предметов в натюрморте. Вопрос 2 Для чего необходимо применять законы линейной перспективы в учебном рисунке натюрморта? Ответ: для реалистического изображения самих предметов и передачи пространства Вопрос 3 Что такое графика? Ответ: графика - это вид изобразительного искусства, где основными средствами выразительности являются линия, пятно и точка Вопрос 4 Что такое сюжетно-тематический натюрморт? Ответ: это натюрморт, где все предметы связаны между собой общей идеей, например: «Чаепитие» и т.п. Вопрос 5 Какие виды линейной перспективы Вы знаете? Ответ: фронтальная и угловая перспектива Вопрос 6 Сколько точек схода будет при рисовании куба в угловой перспективе? Ответ: две точки схода Вопрос 7 Что такое основные пропорции предмета? Ответ: это отношение ширины предмета к его высоте Вопрос 8 Зачем при рисовании натюрморта из бытовых предметов необходимо использовать разную силу тона? Ответ: для того чтобы показать различную степень тональности предметов в натюрморте Вопрос 9 Какие графические художественные материалы Вы знаете? Ответ: графитные карандаши, тушь, соус, сангина, уголь рисовальный, маркеры и т.п. Вопрос 10 Зачем нужно уметь строить эллипсы? Ответ: для реалистичного изображения любых предметов, в основе которых лежит окружность (ваза, бидон) необходимо уметь строить эллипс Вопрос 11 Назовите основные задачи учебного академического рисунка. Ответ: грамотная композиция изображения в листе, правильное конструктивное построение, соблюдение пропорций, верное тональное решение. Вопрос 12 Какие графические приемы нужно использовать в учебном рисунке натюрморта чтобы показать пространство? Ответ: все предметы, находящиеся на первом плане нужно прорисовывать четко и контрастно, а предметы дальнего плана более мягко, воздушно. Вопрос 13 Зачем дизайнеру уметь рисовать? Ответ: навыки академического рисунка помогут дизайнеру освоить законы композиции, разовьют пространственное мышление, помогут стать профессионалом высокого уровня. Вопрос 14 Какие навыки важны для дизайнера? Ответ: креативность, нестандартное мышление, владение специализированным ПО Вопрос 15 Какие основные законы композиции Вы знаете? Ответ: равновесие, ритм, выделение композиционного центра. Вопрос 16 Художественный образ – это….. Ответ: форма мышления в искусстве. Вопрос 17 Как формируется художественный образ в изобразительном искусстве? Ответ: возникновение идеи, создание произведения, восприятие созданного другим человеком. Вопрос 18 Академический рисунок - это Ответ: это рисунок, выполненный в рамках классического подхода к обучению изобразительному искусству. Вопрос 19 Что такое центральная симметрия? Ответ: это соразмерность, пропорциональность частей чего-либо, расположенных по обе стороны от центра Вопрос 20 Что такое эскиз? Ответ: быстро выполненный предварительный рисунок. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | учебное пособие | Сергеенко Е. Н.: Основы стилистики в парикмахерском искусстве и декоративной косметике | Минск , 2016. | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=463674 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Горчакова В. Г. | Имидж. Искусство и реальность.: Учебное пособие | Юнити-Дана,, 2015 | biblioclub.ru |
Л2.2 | Смирнова Л. Э. | История и теория дизайна: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | Сибирский федеральный университет, 2014 | biblioclub.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Усанова А. Л. | Основы композиции в дизайне: прогр. и метод. рекомендации | Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2009 | http://elibrary.asu.ru/handle/asu/3557 |
Л3.2 | Смирнова М. А. | Композиционные основы и графическая стилизация в курсе рисунка: Методическая литература | Архитектон, 2010 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Изящество и роскошь французского двора: прически барокко | tvoilokony.ru | ||
Э2 | Основные стили причесок | ona-znaet.ru | ||
Э3 | ПРИНЦИПЫ СТИЛЕОБРАЗОВАНИЯ И СТИЛИЗАЦИИ | modnitsi.ru | ||
Э4 | Электронный курс на образовательном портале | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); 2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); 3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); 5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); 6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); 7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); 8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); 9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); 10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); 11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); 12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Обучение стилизации сопровождается выполнением самостоятельных (домашних) работ. Самостоятельные работы представляют собой – упражнения с изображением декоративных элементов по текущим разделам и темам, и также создание декоративного стилизованного натюрморта и панорамного пейзажа, что, безусловно, способствует развитию образно - творческого мышления будущих дизайнеров. Для того чтобы закрепить полученные на практических занятиях знания, умения, навыки, студенты должны как можно больше самостоятельно рисовать. Это могут быть быстрые наброски, более продолжительные зарисовки и длительные работы. Также для того, чтобы изображения предметов было приближено к реальности необходимо развивать умение наблюдать и анализировать окружающий мир, природу, объекты окружающего мира. Умение выделять главное и делать на нем акцент. При обучении стилизации необходимо изучить такие виды графических материалов, как тушь, акварель и технику работы ими. Во время выполнения самостоятельной работы студенты закрепляют и развивают навыки графических техник, композиционного решения орнамента, полученные на аудиторных занятиях, выполняя зарисовки с натуры, а также используя элементы стилизации и декоративно-графического решения. Наброски и зарисовки с натуры, этюды и композиционные поиски с использованием различных материалов являются важнейшим условием подготовки будущего дизайнера. Студенты должны на основе выполненных с натуры зарисовок, используя элементы стилизации и декоративно – графического решения разработать выразительные композиции. Для выполнения стилизованной композиции необходимо делать множество эскизов и поисков, как в тоновом решении, так и в цвете, чтобы выбрать наиболее удачный вариант. Работа должна быть выполнена аккуратно. |