МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Практикум по решению школьных экономических задач

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
ПрофильМатематика/Экономика
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_03_05_МиЭ-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 96
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 96 96 96 96
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Тырина М.П.

Рецензент(ы):
д.п.н, профессор, Морозова О.П.

Рабочая программа дисциплины
Практикум по решению школьных экономических задач

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)

составлена на основании учебного плана:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 07.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
доктор психол. наук, профессор Ральникова И.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 07.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой доктор психол. наук, профессор Ральникова И.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.овладение методикой решения школьных задач по экономике;
формирование умений конструировать различные типы школьных задач по экономике;
развитие у будущих педагогов профессионального мышления

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.1

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен осуществлять обучение математике и экономике в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования
ПК-1.1 Знает сущность, структуру, функции, движущие силы обучения математике и экономике в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования
ПК-1.2 Умеет ставить цели, проектировать содержание, оптимально отбирать методы обучения, формы и средства обучения математике и экономике
ПК-1.3 Владеет технологиями обучения математике и экономике в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования
ПК-2Способен осуществлять целенаправленную воспитательную деятельность в процессе изучения математики и экономики
ПК-2.1 Проектирует воспитательную деятельность и методы ее реализации с учетом требований ФГОС
ПК-2.2 Умеет организовать трудовую, спортивную, художественную деятельность ребенка, применять методы и формы организации коллективных творческих дел, экскурсий, походов, экспедиций.
ПК-2.3 Владеет механизмами управления учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивации их учебно познавательную деятельность
ПК-3Способен осуществлять развивающую деятельность в процессе преподавания математики и экономики
ПК-3.1 Знает принципы реализации развивающей функции процесса обучения математике и экономике
ПК-3.2 Умеет разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся
ПК-4Способен к разработке и реализации программ учебных дисциплин по математике и экономике в рамках основной общеобразовательной программы
ПК-4.1 Знает основные принципы разработки программ учебных дисциплин «Математика» и «Экономика»
ПК-4.2 Знает преподаваемый предмет в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов и основной общеобразовательной программы, его истории и места в мировой культуре и науки
ПК-4.3 Реализует цели и содержание программ учебных дисциплин по математике и экономике в рамках основной общеобразовательной
ПК-5Способен разрабатывать учебно-методическое обеспечение образовательного процесса при обучении математике и экономике
ПК-5.1 Знает способы планирования, разработки и создания оптимального комплекса учебно методической документации и средств обучения, необходимых для эффективной организации образовательного процесса по математике и экономике
ПК-5.2 Умеет анализировать федеральный государственный образовательный стандарт, типовые (примерные) образовательные программы по математике, экономике
ПК-5.3 Владеет технологиями разработки комплекса учебно методической документации и средств обучения, необходимых для эффективной организации образовательного процесса по математике и экономике
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.фундаментальные знания в области экономики;
современные проблемы экономических наук;
ценностный потенциал воспитательной и развивающей деятельности;
межпредметные связи, необходимые для решения школьных задач по экономике;
типы школьных экономических задач;
общие способы решения конкретных экономических задач;
алгоритмы решения экономических задач базового и повышенного уровня сложности;
способы решения экономических задач в условиях ОГЭ и ЕГЭ;
способы конструирования школьных экономических задач.
3.2.Уметь:
3.2.1.решать экономические задачи, используя различные алгоритмы решения;
делать обобщение и систематизировать полученные знания в области экономики;
применять знания в новых и измененных ситуациях;
использовать знание различных типов школьных экономических задач для их конструирования;
применять современные методики и технологии для решения и конструирования школьных экономических задач.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.использования знания современных проблем экономических наук при решении профессиональных задач;
применения современных методик и технологий для решения различных типов школьных экономических задач;
применения современных методик и технологий для конструирования различных типов школьных экономических задач.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методика решения школьных задач.
1.1. Решение школьных экономических задач по вопросам формирования доходов и расходов домашних хозяйств. Практические 4 2 Л1.2, Л1.1
1.2. Решение школьных экономических задач по вопросам формирования доходов и расходов домашних хозяйств. Сам. работа 4 20 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.3. Решение школьных экономическихзадач в системе банковского кредитования. Практические 4 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.4. Решение школьных экономическихзадач в системе банковского кредитования. Сам. работа 4 20 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.5. Решение школьных экономическихзадач в системе налогообложения физических лиц. Практические 4 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.6. Решение школьных экономическихзадач в системе налогообложения физических лиц. Сам. работа 4 20 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.7. Решение школьных экономических задач по вопросам осуществления сбережений и личных инвестиций Практические 4 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.8. Решение школьных экономических задач по вопросам осуществления сбережений и личных инвестиций. Сам. работа 4 20 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 2. Конструирование школьных экономических задач (разработка личного проекта).
2.1. Формулировка условия школьной экономической задачи. Описание хода решения задачи. Сам. работа 4 16 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Примеры контрольных заданий открытого и закрытого типа для осуществления текущего контроля освоения дисциплины:

1. «Цифровые рубли можно будет использовать точно так же, как и обычные купюры и монеты, банковские карты и электронные кошельки: расплачиваться за товары и услуги, делать переводы. Цифровые рубли будут эквивалентны наличным и безналичным: 1 наличный рубль = 1 безналичный рубль = 1 цифровой рубль».
(Выберите один верный ответ)
а) Да
б) Нет
(да)

2. Какие расходы, включенные в декларацию для получения налогового вычета, позволят уменьшить сумму налога на доходы физических лиц. (Отметьте все варианты):
а) Приобретение автомобиля в многодетной семье.
б) Расходы на образование налогоплательщика и его детей.
в) Расходы на благотворительность.
г) Проценты по потребительскому кредиту.
д) Оплата стоматологических услуг для детей налогоплательщика.
е) Приобретение подарков для пожилых родственников.
ж) Строительство гаража на даче.
з) Оплата пребывания ребенка в детском летнем лагере.
и) Расходы на заочные подготовительные курсы.
к) Расходы на обучение в вузе.
(б,в,д,ж,к)

3. Выберите самую высокую ставку из перечисленных ниже (один правильный ответ)
а. 1,5 % в день
б. 15 % в месяц
в. 25% в полгода
г. 50% в год
(а)

4. Максимальный размер выплаты на ремонт автомобиля по полису обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) составляет ____ рублей. (Ответ введите в виде целого числа).
(400000)

5. Документ, удостоверяющий, с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов, имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении - это _________бумага.
(ценная)

6. Денежные средства, предоставленные кредитором заемщику на основании кредитного договора, договора займа, в том числе с использованием электронных средств платежа, в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, в том числе с лимитом кредитования – это__________кредит.
(потребительский)

7. Обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований - это ____________.
(налог)

8. Признанная арбитражным судом или наступившая в результате завершения процедуры внесудебного банкротства гражданина неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей - это ______________.
(банкротство)

10. Выберите способы защиты от интернет-мошенников (несколько вариантов):
а) Никогда и никому не сообщать пароли
б) Сообщать пароли только сотрудникам банка
в) Никогда не делать копий файлов с секретной информацией
г) Не открывать сайты платежных систем по ссылке (например, в письмах)
д) При поиске удаленной работы не реагировать на просьбы оплаты каких-либо регистрационных взносов
(а,г,д)

11. На каких платформах можно оплатить налоги онлайн? (Несколько вариантов ответов). Выберите все верные ответы.
а. В личном кабинете на сайте своего банка
б. На сайте Министерства финансов
в. На портале «Госуслуги»
г. На сайте Федеральной налоговой службы
(а, б, в, г)

12. Федеральные государственные служащие имеют право на пенсию за выслугу лет при наличии стажа государственной службы не менее __ лет. (Ответ запишите в виде целого числа)
(15)

13. Средства, которые обязательно перечисляет работодатель за своего работника или самозанятые граждане сами за себя в Социальный Фонд России - _________взносы.
(страховые)

14. Особый вид деятельности, предметом которой является человек, нуждающийся в помощи это - _________ работа.
(социальная)

15. Безработица, вызванная неудовлетворенностью содержанием и условиями труда, называется ________________ безработицей.
(фрикционной)

16. Особый вид деятельности, предметом которой является человек, нуждающийся в помощи это - _________ работа.
(социальная)

17. Граждане РФ, а также иностранные граждане могут получить кредит под залог недвижимости, который иначе называют _________. (ипотека)
1. Социальными целями домохозяйства могут выступать:
а. воспитание детей
б. повышение образовательного уровня
в. обеспечение условий для полноценного отдыха
г. всё вышеперечисленное
(Ответ: г)

18. К расходам, которые в случае падения доходов необходимо сокращать в первую очередь, относят:
а. расходы на питание
б. ежемесячные платежи банку по потребительскому кредиту
в. расходы на приобретение брендовой одежды
г. ежемесячные платежи за жилищно-коммунальные услуги
(Ответ: в)

19. Субъект экономики, который состоит из одного ведущего самостоятельное хозяйство индивида, или группы людей, живущих совместно и ведущих общее хозяйство с целью удовлетворения физиологических, духовных и культурных потребностей – это _______хозяйство.
(домашнее)

20. Минимальная, необходимая для обеспечения жизнедеятельности сумма доходов гражданина Российской Федерации, называется прожиточный __________.
(минимум)

21. Денежная единица одной страны или групп стран, используемая для измерения величины стоимости товаров, работ, услуг, а также как общепринятое средство платежа и расчетов – это __________.
(валюта)

22. Физическое лицо, которое находится на территории Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 месяцев, идущих подряд, согласно НК РФ определено как налоговый _________ .
(резидент)

23. Безвозмездное предоставление гражданам определенной суммы из бюджета согласно законодательству РФ представляет собой социальное _________.
(пособие)

24. Укажите правильное утверждение о соотношении риска и доходности при инвестировании на финансовом рынке:
а. риск и доходность не связаны между собой
б. чем выше ожидаемая доходность, тем ниже должен быть предполагаемый риск
в. чем ниже риск, тем выше должна быть ожидаемая доходность
г. чем выше риск, тем выше должна быть ожидаемая доходность
(г)

25. Ваши деньги лежат на депозите со ставкой 6% годовых, а ежегодная инфляция составляет 7% годовых. Это значит, что через год, сняв деньги со счета, вы сможете купить товаров и услуг:
а. меньше, чем могли бы купить на эти деньги сегодня
б. больше, чем могли бы купить на эти деньги сегодня
в. столько же, сколько могли бы купить на эти деньги сегодня
г. не хватает данных о валютном курсе.
(а)

26. Полис обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) гарантирует:
а. возмещение ущерба в результате ДТП, нанесенного собственному автомобилю в пределах установленной суммы
б. возмещение ущерба, причиненного владельцем полиса другому автомобилю в пределах установленной суммы
в. возмещение ущерба как собственному, так и чужому автомобилю в результате ДТП
(б)

27. Фраза «евро подорожал к рублю» означает:
а. за 1 евро стали давать меньше рублей
б. за 1 евро стали давать больше рублей
в. больше евро стали давать за один рубль
(б)

28. Если номинальная заработная плата увеличилась за год на 15%, а рост цен составил 10%, то реальная заработная плата уменьшилась на ______% (дать ответ в виде целого числа).
(5)

29. Если сумма начисленной заработной платы 30000 руб., то сумма налога на доходы физических лиц (НДФЛ) составит ________ руб. (дать ответ в виде целого числа).
(3900)

30. Предположим, что темп инфляции составляет 7%, а ставка по вкладу в банке – 8%. В такой ситуации Ваш доход будет равен _______% (дать ответ в виде целого числа).
(1)

31. Гражданин выиграл в лотерею, проводимую компанией в целях рекламы своей продукции, 50000 руб. Сумма налога на доходы физических лиц (НДФЛ), которую необходимо заплатить обладателю выигрыша составит __________ руб. (дать ответ в виде целого числа).
(16100)

32. Гражданин, зарегистрированный в качестве самозанятого, в течение года получил доход в сумме 500000 руб. от контрагентов физических лиц. Сумма налога с профессионального дохода, которую должен заплатить данный гражданин, составит ________руб. (дать ответ в виде целого числа).
(20000)

Оценочные материалы для текущего контроля (практические задания, задания для самостоятельной работы, разработка проекта личного решения) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=11431

Критерии оценивания заданий для самостоятельной работы:
1. Полнота и правильность выполнения заданий.
2. Своевременность выполнения заданий.
3. Самостоятельность выполнения заданий
Оценка «зачтено» выставляется, если:
- Студентом задание выполнено самостоятельно. При этом составлен правильный алгоритм выполнения задания, в логических рассуждениях и решении нет ошибок, получен верный ответ, задание выполнено рациональным способом. Отлично при защите результатов (повышенный уровень).
- Студентом задание выполнено с подсказкой преподавателя. При этом составлен правильный алгоритм выполнения задания, в логическом рассуждении и выполнении нет существенных ошибок; есть объяснение решения, допущено не более двух несущественных ошибок, получен верный ответ. Хорошо при защите результатов (базовый уровень).
Оценка «не зачтено» выставляется, если студентом задание не выполнено (уровень не сформирован).

Критерии оценивания практических заданий:
1. Полнота выполнения практических заданий.
2. Своевременность выполнения заданий.
3. Последовательность (алгоритм) и рациональность выполнения заданий.
4. Самостоятельность решения заданий.
5. Умение использовать различные варианты и способы решений.
Оценка «отлично» (повышенный уровень) выставляется, если студентом задание решено самостоятельно. При этом составлен правильный алгоритм решения задания, в логических рассуждениях, в выборе формул и решении нет ошибок, получен верный ответ, задание решено рациональным способом.
Оценка «хорошо» (базовый уровень) выставляется, если студентом задание решено с подсказкой преподавателя. При этом составлен правильный алгоритм решения задания, в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок; правильно сделан выбор формул для решения; есть объяснение решения, но задание решено нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок, получен верный ответ.
Оценка «удовлетворительно» (пороговый уровень) выставляется, если студентом задание решено с подсказками преподавателя. При этом задание понято правильно, в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущены ошибки в выборе формул или в математических расчетах; задание решено не полностью или в общем виде.
Оценка «неудовлетворительно» (уровень не сформирован) выставляется, если студентом задание не выполнено.


Критерии оценивания разработки и защиты проекта личного решения (проекта):
1. Полнота и правильность выполнения задания.
2. Своевременность выполнения задания.
3. Самостоятельность решения.
Оценка «зачтено» выставляется, если:
- (повышенный уровень освоения) Студентом задание выполнено самостоятельно. При этом использованы доступные цифровые сервисы и программы, составлен правильный алгоритм выполнения задания, в логических рассуждениях и решении нет ошибок, получен верный ответ, задание выполнено рациональным способом. При защите личного решения (проекта) показано понимание возможностей использования доступных цифровых сервисов для разработки личного решения.
- (базовый уровень освоения) Студентом задание выполнено самостоятельно. При этом использованы доступные цифровые сервисы и программы. При этом составлен правильный алгоритм выполнения задания, в логическом рассуждении и выполнении нет существенных ошибок; есть объяснение решения, допущено не более двух несущественных ошибок, получен верный ответ.
Оценка «не зачтено» выставляется, если студентом задание не выполнено (уровень не сформирован).


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация проводится в форме тестирования. Тест содержит 20 вопросов. На каждое тестовое задание отводится до 1 минуты. Тестовое задание может иметь один или более правильных ответов. В последнем случае после формулировки вопроса приводится количество позиций, которые нужно отметить для получения правильного ответа на вопрос. За каждый правильный ответ закрытого типа дается 1 балл. Для получения зачета по курсу необходимо ответить на 50% вопросов теста и более.
Пример оценочного средства:
Пример типового задания 1. В РФ порог индексации определен на уровне:
а) 2%;
б) 5%;
в) 6%;
г) 10%.
Пример типового задания 2. В рамках социального партнерства на уровне субъекта РФ заключаются:
а) профессиональное соглашение;
б) генеральное соглашение;
в) отраслевое соглашение;
г) коллективное соглашение.
Пример типового задания 3. Какой метод индексации доходов установлен законодательством РФ?
а) метод скользящей шкалы;
б) метод периодической индексации;
в) метод пограничной величины;
г) метод дифференцированной индексации.
Пример типового задания 4. Пособие по временной нетрудоспособности относится к пособиям в сфере
а) занятости;
б) пенсионного обеспечения;
в) социального страхования;
г) медицинского страхования.
Пример типового задания 5. Молодая семья берет кредит в банке для приобретения мебели. Какая форма кредита реализуется в описанных кредитных отношениях?
а. банковский;
б. ипотечный;
в. государственный;
г. потребительский.
Пример типового задания 6. В каком случаях возникают отношения потребительского кредита? (2 позиции)
а. кредит частному предпринимателю для организации производства;
б. кредит под залог квартиры;
в. кредит предприятия своему работнику для приобретения товаров собственного производства;
г. кредит банка частному лицу для приобретения квартиры.

Критерии оценивания тестирования:
1. Полнота выполнения тестовых заданий
2. Своевременность выполнения
3. Правильность ответов на вопросы
4. Самостоятельность тестирования
5. Умение пользоваться полученными знаниями
Оценка «зачтено» выставляется, если:
- студентом понимаются используемые при составлении тестового вопроса термины, их взаимосвязи и взаимообусловленность, правильно выполнено 85 -100 % заданий предложенного теста (повышенный уровень);
- студентом в основном понимаются используемые при составлении тестового вопроса термины, их взаимосвязи и взаимообусловленность, правильно выполнено 50-84% заданий предложенного теста (базовый уровень).
Оценка «не зачтено» выставляется, если студентом не понимаются используемые при составлении тестового вопроса термины, их взаимосвязи и взаимообусловленность. Правильно выполнено менее 50 % заданий предложенного теста (уровень не сформирован).


6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Корнейчук Б.В. Микроэкономика: учебник и практикум для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru
Л1.2 под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской, Н.Г. Ивановой. Финансы, денежное обращение и кредит : учебник для академического бакалавриата Юрайт, 2019 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Под ред. Гончаренко Л.И. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Мазаева М.В. СТРАХОВАНИЕ. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Кумбашева, Ю. А. Человек в современном мире : учебное пособие Москва : ФЛИНТА, 2021 URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=83373
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Практикум по решению школьных экономических задач portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от
08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от
22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ),
(бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader
(http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf),
(бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION
(https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/),
(бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/),
(бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/),
(до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/),
(бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/),
(бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Прежде всего будущие учителя должны понять, что учебная задача имеет форму, структуру и содержание. Рассматривая различные типологии школьных задач (терминологические, ситуационные и др.), важно осознать что в основе комплексной типологии школьных задач лежит принцип их системного конструирования, согласно которому задачи могут быть типологизированы по разным основаниям. Особое внимание следует обратить на решение творческих познавательных задач, задач проблемного характера. В проблемной задаче обнажены противоречия между приведенными утверждениями или между утверждением и известной информацией. Возникающая при этом информационная конфликтность создает стимул для активизации познавательного поиска и вместе с тем определяет предмет и границы этого поиска.
Умение решать школьные экономические задачи требует от студентов развитого владения основными мыслительными операциями: анализ, синтез, сравнение, конкретизация, обобщение. Вместе с тем важнейшими характеристиками мышления при этом должны выступать системность, диалектичность, гибкость, варитивность и др.
Основной формой подготовки к занятиям является самостоятельная работа студента. Эта форма учебной работы предполагает усвоение студентами основных понятий и категорий науки; ознакомление с дискуссионными проблемами; развитие у студентов умения выражать и обосновывать свою позицию по актуальным проблемам изучаемой научной дисциплины. Перед занятием необходимо проработать теоретический материал и уметь быть готовым к промежуточному контролю и к ответу на вопросы. Читать не только обязательную литературу, рекомендуемую к теме, но и дополнительную в соответствии с предложенным перечнем.