МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Проектирование школьных образовательных программ

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
ПрофильМатематика/Экономика
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_03_05_МиЭ-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 89
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 89 89 89 89
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Тырина М.П.

Рецензент(ы):
д.п.н., профессор, Морозова О.П.

Рабочая программа дисциплины
Проектирование школьных образовательных программ

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)

составлена на основании учебного плана:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 23.05.2022 г. № 9
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Морозова Ольга Петровна, к.п.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 23.05.2022 г. № 9
Заведующий кафедрой Морозова Ольга Петровна, к.п.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у обучающихся системы научных знаний в области педагогического проектирования;
формирование опыта проектной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.4

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий)
ОПК-2.1 Разрабатывает программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), программы дополнительного образования в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования
ОПК-2.2 Проектирует индивидуальные образовательные маршруты освоения программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), программ дополнительного образования в соответствии с образовательными потребностями обучающихся
ОПК-2.3 Осуществляет отбор педагогических и других технологий, в том числе информационно-коммуникационных, используемых при разработке основных и дополнительных образовательных программ и их элементов
ПК-4Способен к разработке и реализации программ учебных дисциплин по математике и экономике в рамках основной общеобразовательной программы
ПК-4.1 Знает основные принципы разработки программ учебных дисциплин «Математика» и «Экономика»
ПК-4.2 Знает преподаваемый предмет в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов и основной общеобразовательной программы, его истории и места в мировой культуре и науки
ПК-4.3 Реализует цели и содержание программ учебных дисциплин по математике и экономике в рамках основной общеобразовательной
ПК-5Способен разрабатывать учебно-методическое обеспечение образовательного процесса при обучении математике и экономике
ПК-5.1 Знает способы планирования, разработки и создания оптимального комплекса учебно методической документации и средств обучения, необходимых для эффективной организации образовательного процесса по математике и экономике
ПК-5.2 Умеет анализировать федеральный государственный образовательный стандарт, типовые (примерные) образовательные программы по математике, экономике
ПК-5.3 Владеет технологиями разработки комплекса учебно методической документации и средств обучения, необходимых для эффективной организации образовательного процесса по математике и экономике
УК-2Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-2.1 Знает основные законодательные и нормативно-правовые документы, основные этические ограничения, принятые в обществе, основные понятия, методы выработки принятия и обоснования решений задач в рамках поставленной цели, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, методы выбора оптимального решения задач
УК-2.2 Формулирует перечень взаимосвязанных задач, обеспечивающих достижение поставленной цели, в том числе с использованием сервисных возможностей соответствующих информационных (справочных правовых) систем
УК-2.3 Определяет ожидаемые результаты решения задач и разрабатывает различные виды планов по реализации проектов учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, осуществлять поиск оптимальных способов решения поставленных задач, с учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-2.4 Проектирует решение задачи, выбирая оптимальный способ ее решения, оценивая вероятные риски и ограничения в выборе решения поставленных задач
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.содержание понятий "рабочая прогрмма", "образовательная программа";
типы школьных программ;
структуру школьных программ;
функции школьных программ;
принципы проектирования школьных программ;
способы проектирования школьных программ
3.2.Уметь:
3.2.1.выявлять структуру, типы, функции школьных программ;
применять принципы и способы проектирования школьных программ на практике
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.технологией проектирования школьных программ.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы проектирования школьных образовательных программ
1.1. Историко-культурные источники развития педагогического проектирования Лекции 4 4 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Педагогическое проектирование как механизм реализации инноваций в профессиональном образовании Практические 4 0,5 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Основные понятия педагогического проектирования Практические 4 0,5 Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
1.4. Функции проектной деятельности Практические 4 0,5 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.5. Уровни педагогического проектирования Сам. работа 4 12 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.6. Принципы проектной деятельности Сам. работа 4 12 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.7. Субъекты проектной деятельности Практические 4 0,5 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.8. Объекты проектной деятельности Сам. работа 4 12 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.9. Логика организации проектной деятельности Практические 4 0,5 Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Педагогическое проектирование в системе школьного и дополнительного эколого-биологического образования
2.1. Учебные проекты Практические 4 0,5 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Разработка учебных проектов Практические 4 0,5 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.3. Досуговые проекты Практические 4 0,5 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.4. Подготовка досуговых проектов Практические 4 0,5 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.5. Проекты личностного становления Практические 4 0,5 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.6. Сетевые проекты Практические 4 0,5 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.7. Проектирование содержания образования Практические 4 0,5 Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
2.8. Логика проектирования образовательных систем Сам. работа 4 6 Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
2.9. Проектирование педагогических технологий Сам. работа 4 6 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.10. Результаты и оценка проектной деятельности Сам. работа 4 6 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.11. Требования к участникам педагогического проектирования Сам. работа 4 4 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Педагогическое прогнозирование
3.1. Прогнозирование – необходимый элемент деятельности педагога Сам. работа 4 4 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
3.2. Основные направления педагогического прогнозирования Сам. работа 4 4 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
3.3. Прогнозирование, планирование и проектирование Сам. работа 4 2 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
3.4. Разработка прогностической модели одной из образовательных систем Сам. работа 4 5 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
3.5. Эссе "Прогнозирование в образовании – реальность или утопия?" Сам. работа 4 2 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
3.6. Подготовка к зачету Сам. работа 4 14

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=11583

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-2: Способен проектировать основные и дополнительные образовательные программы и разрабатывать научно-методическое обеспечение их реализации
ОПК-2: Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий)
ПК-5: Способен разрабатывать учебно-методическое обеспечение образовательного процесса при обучении математике и экономике
ПК-4: Способен к разработке и реализации программ учебных дисциплин по математике и экономике в рамках основной общеобразовательной программы
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. В условиях перехода к профильному обучению наиболее актуальной формой индивидуальной оценки знаний учащихся считают
1) педагогические тесты
2) портфолио учебных достижений
3) рейтинговую систему оценивания
4) образовательный мониторинг
Правильный ответ: 2

2. Права учащихся образовательного учреждения определяются:
1) программой развития учреждения
2) образовательной программой
3) положением об образовательном учреждении
4) уставом образовательного учреждения
Правильный ответ: 4

3. Вид дополнительного профессионального образования, направленного на формирование готовности работника к выполнению более сложных трудовых функций, называется:

1) повышением квалификации
2) аттестацией
3) докторантурой
4) аспирантурой
Правильный ответ: 1

4. Нормативный документ, обеспечивающий реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом региональных (национальных) особенностей, типа, вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся (воспитанников):
1) программа развития образовательного учреждения
2) основная образовательная программа образовательного учреждения
3) базисный учебный план
4) дополнительная образовательная программа
Правильный ответ: 2

5. Умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации относится к метапредметным действиям:
1) регулятивным
2) коммуникативным
3) познавательным
4) личностным
Правильный ответ: 1

6. Умение осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и интернета, обмениваться информацией в образовательном процессе относится к метапредметным действиям:
1) регулятивным
2) коммуникативным
3) общеучебным
4) личностным
Правильный ответ: 3

7. Деятельность по преобразованию образовательной практики, за счет создания, распространения и освоения новых образовательных систем или их компонентов:
1) педагогическая
2) инновационная
3) проектно-исследовательская
4) экспертно-аналитическая
Правильный ответ: 2

8. Построение развивающих образовательных процессов в рамках определенного возрастного интервала, создающих условия для развития ребенка в качестве субъекта деятельности:
1) социально-педагогическое проектирование
2) педагогическое проектирование
3) психолого-педагогическое проектирование
4) дидактическое проектирование
Правильный ответ: 3

9. Обязательным признаком авторской школы является:
1) расширенное содержание обучения
2) оригинальная концепция функционирования
3) наличие позитивных результатов работы педагогического коллектива по реализации концепции
4) оригинальная основополагающая идея
Правильный ответ: 4

10. Разработка и создание формальной модели педагогического процесса или его составляющих, отражающей основные идеи, методы, формы, средства, приемы – это …
1) педагогическое моделирование
2) педагогическое конструирование
3) педагогическое проектирование
4) инновационный процесс
Правильный ответ: 1

11. Педагогический процесс предполагает моделирование:
1) теоретической идеи, учебного плана, программы
2) тематического планирования
3) расписания занятий, графика контроля
4) конспектов занятий, сценариев, моделей учебных пособий
Правильный ответ: 1

12. Предметные результаты учебного занятия планируются в соответствии с:
1) перечнем основных видов деятельности раздела «Тематическое планирование»
2) предметным содержанием учебного занятия
3) содержанием раздела примерной рабочей программы «Метапредметные результаты»
4) содержанием раздела примерной рабочей программы «Предметные результаты»
Правильный ответ: 24

13. Основные компоненты Рабочей программы по учебному предмету?
1) пояснительная записка
2) список литературы для изучения
3) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
4) содержание учебного предмета, курса
Правильный ответ: 134

14. Объектами педагогического проектирования являются:
1) педагогические системы
2) педагогический процесс
3) педагогические ситуации
4) всё выше перечисленное
Правильный ответ: 4

15. Движущими силами педагогического процесса являются:
1) противоречия развивающейся личности
2) отношения между субъектами
3) закономерности, отражающие внутренние и внешние связи
4) взаимодействия между субъектами
Правильный ответ: 1


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Комплекс целенаправленно создаваемых и предлагаемых образовательным учреждением возможностей получения образования в рамках его образовательных программ с целью удовлетворения образовательных потребностей – это образовательные …
Правильный ответ: услуги.

2. Перечислите разделы основной образовательной программы.
Правильный ответ: целевой, содержательный и организационный.

3. В каком документе прописаны требования к основной образовательной программе?
Правильный ответ: федеральный государственный образовательный стандарт ИЛИ ФГОС

4. Комплекс основных характеристик образования; документ, определяющий объём, содержание и планируемые результаты обучения (знания, умения, навыки), а также формы аттестации – это …
Правильный ответ: образовательная программа.

5. Назовите не менее 4 направления деятельности воспитательной системы школы.
Правильный ответ: 1) профориентационная деятельность; 2) художественно-эстетическая деятельность; 3) трудовая деятельность; 4) профилактика ДДТТ; 5) гражданско-патриотическое воспитание; 6) нравственное воспитание; 7) спортивно-оздоровительная деятельность; 8) воспитание культуры семейных отношений.

6. В основе ФГОС лежит ______ подход, который предполагает: ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.
Правильный ответ: системно-деятельностный.

7. Какие две части в соответствии с ФГОС должна содержать образовательная программа высшего образования?
Правильный ответ: обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса, включающую в том числе курсы по выбору студентов.

8. Что включает в себя содержательный раздел основной образовательной программы основного общего образования?
Правильный ответ: федеральные рабочие программы учебных предметов, программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся и федеральную рабочую программу воспитания.

9. Назовите виды программ в рамках среднего профессионального образования согласно ст. 12 ФЗ об Образовании.
Правильный ответ: программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии (ППКРС) и программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ).

10. Что означает аббревиатура УУД в системе образования? Дайте определение.
Правильный ответ: Универсальные учебные действия (УУД) по ФГОС в широком значении – умение ученика учиться, способность к саморазвитию за счет активной познавательной деятельности. Это совокупность приемов, которые помогают успешно усваивать новые знания и навыки.

11. Чем отличается рабочая программа от учебного плана?
Правильный ответ: Учебный план регламентирует наименования дисциплин и их объем. Рабочая программа разрабатывается по каждой дисциплине учебного плана. Она определяет научное содержание, методическое построение учебной дисциплины, наименования и основные вопросы разделов и тем, распределение учебного времени по разделам, темам и видам учебных занятий.

12. Назовите три обязательных элемента, которые необходимо включить в раздел тематическое планирование в соответствии с актуализированным ФГОС?
Правильный ответ: 1) содержание предмета, модуля, курса; 2) планируемые результаты его освоения; 3) тематическое планирование.

13. Согласно ч. 5 ст. 12 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» «…образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются _____________».
Правильный ответ: организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

14. Что входит в содержание учебного плана высшего образования?
Правильный ответ: Учебный план содержит 1) перечень всех изучаемых дисциплин с указанием их трудоемкости, распределенных по учебным курсам и семестрам; 2) количество часов по видам занятий; 3) виды контроля.

15. Какие 4 обязательных раздела входят в состав рабочей программы воспитания школы?
Правильный ответ: 1) Особенности организуемого в организации воспитательного процесса; 2) Цели и задачи воспитания; 3) Виды, формы и содержание деятельности; 4) Основные направления самоанализа воспитательной работы.

16. Определенный уровень знаний и умений, умственного, физического и нравственного развития, которого достигают выпускники образовательного учреждения в соответствии с планируемыми целями обучения и воспитания – это …
Правильный ответ: качество образования.

17. Что включает в себя оценка качества образования Образовательной организации?
Правильный ответ: оценка качества образовательных достижений обучающихся и оценка качества образовательного процесса.

18. Специально организованное взаимодействие старшего (обучающего) и младшего (обучаемого) поколений с целью передачи старшими и освоения младшими социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе, – это …
Правильный ответ: педагогический процесс.

19. Назовите 3 основных функции педагогического процесса.
Правильный ответ: образовательная (или учебная), воспитательная и развивающая.

20. Кто может осуществлять общую педагогическую деятельность?
Правильный ответ: Человек, имеющий педагогическое (профессиональное) образование.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы письменных рефератов
1. Обучение учащихся технологии проектной деятельности.
2. Метод проектов как средство активизации мыслительной деятельности учащихся.
3. Педагогическое проектирование в обучении учащихся гумутитарным дисциплинам.
4. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности преподавателя
5. Педагогическое проектирование как способ повышения качества профессионального образования
6. Система форм педагогического проектирования в профессиональном образовании
7. Правила и техники, обеспечивающие процесс педагогического проектированияв профессиональном образовании
8. Основные методы педагогического проектирования.
9. Профессионально-личностное развитие педагога профессионального образования в области педагогического проектирования.

Критерии и показатели, используемые при оценивании учебного реферата
Критерии Показатели
1.Новизна реферированного
текста
Макс. - 20 баллов
- актуальность проблемы и темы;
- новизна и самостоятельность в постановке проблемы, в фор-
мулировании нового аспекта выбранной для анализа проблемы;
- наличие авторской позиции, самостоятельность суждений.
2. Степень раскрытия сущности проблемы
Макс. - 30 баллов
- соответствие плана теме реферата;
- соответствие содержания теме и плану реферата;
- полнота и глубина раскрытия основных понятий проблемы;
- обоснованность способов и методов работы с материалом;
- умение работать с литературой, систематизировать и структу-
рировать материал;
- умение обобщать, сопоставлять различные точки зрения по
рассматриваемому вопросу, аргументировать основные поло-
жения и выводы.
3. Обоснованность выбора источников
Макс. - 20 баллов
- круг, полнота использования литературных источников по
проблеме;
- привлечение новейших работ по проблеме (журнальные пуб-
ликации, материалы сборников научных трудов и т.д.).
4. Соблюдение требований к оформлению Макс. - 15
баллов
- правильное оформление ссылок на используемую литературу;
- грамотность и культура изложения;
- владение терминологией и понятийным аппаратом проблемы;
- соблюдение требований к объему реферата;
- культура оформления: выделение абзацев.
5. Грамотность
Макс. - 15 баллов
- отсутствие орфографических и синтаксических ошибок, сти-
листических погрешностей;
- отсутствие опечаток, сокращений слов, кроме общепринятых;
- литературный стиль.
Оценивание реферата
Реферат оценивается по 100 балльной шкале, балы переводятся в оценки успеваемо-
сти следующим образом:
• 86 – 100 баллов – «отлично»;
• 70 – 75 баллов – «хорошо»;
• 51 – 69 баллов – «удовлетворительно;
• мене 51 балла – «неудовлетворительно».
Баллы учитываются в процессе текущей оценки знаний программного материала


5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу.
Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.
ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Историко-культурные источники развития педагогического проектирования.
2. Педагогическое проектирование как механизм реализации инноваций в профессиональном образовании.
3. Основные понятия педагогического проектирования.
4. Функции проектной деятельности.
5. Уровни педагогического проектирования.
6. Принципы проектной деятельности.
7. Субъекты проектной деятельности.
8. Объекты проектной деятельности.
9. Логика организации проектной деятельности.
10. Учебные проекты.
11. Разработка учебных проектов в сфере туризма.
12. Досуговые проекты.
13. Подготовка досуговых проектов.
14. Социально-педагогические проекты.
15. Проекты личностного становления.
16. Сетевые проекты в области туристских дисциплин.
17. Проектирование содержания профессионального образования в сфере туризма.
18. Логика проектирования образовательных систем.
19. Проектирование педагогических технологий для профессионального образования в сфере туризма.
20. Результаты и оценка проектной деятельности в профессиональном образования в сфере туризма.
21. Требования к участникам педагогического проектирования.
22. Прогнозирование – необходимый элемент деятельности педагога.
23. Основные направления педагогического прогнозирования.
24. Прогнозирование, планирование и проектирование в сфере профессионального образования: проблемы взаимоотношений.


ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА

1. Сравните современные подходы к определению видов, типов и уровней педагогического проектирования.
2. Докажите актуальность проблемы формирования проектной культуры.
3. Установите соотношение видов и уровней педагогического проектирования. Результат пред-ставьте в виде схемы.
4. Раскройте особенности историко-педагогического контекста активизации проектной дея-тельности в России.
5. Составьте общие требования к условиям проектной деятельности педагога.
6. Разработайте тематику учебных проектов по выбранной теме.
7. Разработайте фрагмент проектного исследования и определите его педагогический потенци-ал.
8. Постройте алгоритм поэтапного педагогического сопровождения проектной деятельности обучающихся.
9. Познакомьтесь с системой проектирования рабочей программы в вашем вузе. Какие разделы, на ваш взгляд, проектировать тяжелее и почему.
10. Разработайте глоссарий по теме «Оценка результата проектной деятельности».
11. Разработайте алгоритм работы творческой группы педагогов из позиции «дидакт» для анали-за и оценки проектирования педагогом учебного занятия.
12. Разработайте алгоритм работы творческой группы педагогов из позиции «методист» для ана-лиза и оценки проектирования педагогом учебного занятия.
13. Актуализируя знания, связанные с логикой организации проектной деятельности, постройте алгоритм поэтапного педагогического сопровождения проектной деятельности. Для этого:
- обозначьте, какие процедуры являются обязательными для каждого из четырех этапов работы в проекте.
- что должны знать, уметь, чувствовать участники проекта, чтобы успешно справиться с каждой из них;
- какие трудности они могут испытывать по каждой из них;
- какие виды помощи в связи с этим целесообразно оказать со стороны педагога;
- что он для этого должен знать, уметь, чувствовать.
14. Спроектируйте модель пространства урока туристской направленности или внеклассного ме-роприятия по туризму.
15. Выскажите и обоснуйте свою точку зрения на значение индивидуального педагогического творчества для разработки педагогических проектов.
Определите пути осуществления профессионального и личностного самообразования в данном направлении.
16. Обсудите, каким образом педагогическое проектирование связано с развитием личности пе-дагога, с ростом его профессиональной компетентности.
17. Сформулируйте сущность и задачи диагностики при создании педагогических проектов, объ-яснив, какие принципы необходимо соблюдать для эффективной организации педагогической диагностики.
18. Предложите, исходя из особенностей своих увлечений, педагогических интересов эколого-биологической направленности тему проекта, который Вы могли бы разработать и реализовать с коллективом педагогов-единомышленников в системе школьного или дополнительного образо-вания детей. Обоснуйте выбор данной темы.
19. Сформулируйте свои «Правила для педагога, занимающегося проектной деятельностью». Предлагаем разработать такие правила в формате мини-проекта.
20. Составьте план-ответ на вопрос: «В чем значение разработки тактических действий педагогов в форме планов педагогической деятельности при реализации проектов различного характера?» Проанализируйте планы ответов в группе, в результате совместного анализа внесите коррекци-онные изменения в свой ответ.
21. Попробуйте объяснить, почему в деятельности проектирования так важна способность к ре-флексивной позиции. Почему способность к педагогической рефлексии оказывает воздействие на результаты проектирования в образовательных процессах, и каким образом эта способность влия-ет на профессиональный рост педагога? Определите, чтобы Вы могли предложить в плане разви-тия собственной рефлексивной позиции как участник или организатор проектной деятельности.
Критерии оценивания:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 И.А. Колесникова; М. П. Горчакова-Сибирская Педагогическое проектирование : учеб. пособие для вузов М. : Академия, 2007
Л1.2 Бермус, А.Г. Введение в педагогическую деятельность: учебник Директ-Медиа, 2013 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=209242
Л1.3 Ю.Г. Татур. Высшее образование: методология и опыт проектирования : учебно-методическое пособие : учебно-методическое пособие Москва : Логос, 2006. biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 К.Р. Овчинникова Дидактическое проектирование электронного учебника в высшей школе: теория и практика : Учебное пособие М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/D00B3285-B780-435A-9CCF-2B4B24AFB9F4.
Л2.2 Л. В. Байбородова, И. Г. Харисова, М. И. Рожков, А. П. Чернявская ; отв. ред. Л. В. Байбородова. Теория обучения и воспитания, педагогические технологии : учебник и практикум для академического бакалавриата : учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/C77D12F3-14D7-483E-8C87-886ECDB61980
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система издательства «Лань» e.lanbook.com
Э2 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 Электронно-библиотечная система "Юрайт" www.biblio-online.ru
Э4 Курс в Мудл portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)

QTEPLOT, http://www.qtiplot.com/doc/manual-en/index.html
NETBEANS, https://netbeans.org/about/legal/index.html
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru);
Поисковая система «Google».
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронный курс в Moodle https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=11583

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Освоение дисциплины предполагает активную самостоятельную работу студентов, которая организована для оптимизации и закрепления теоретических знаний и практических умений студентов, формирования умений использовать нормативную, справочную документацию и специальную литературу, развития познавательных способностей и активности студентов. Самостоятельная работа студентов - это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций;
- работу с литературой для изучения тем, которые не разбираются на занятиях;
- выполнение самостоятельных работ, направленных на формирование практических навыков деловой коммуникации.
В начале семестра студенту необходимо ознакомиться с основным содержанием курса, перечнем литературы и учебно-методических материалов, графиком контроля, шкалой оценок и правилом вычисления рейтинга, возможностями повышения рейтинга.
При выполнении студентом индивидуальной работы предусмотрено посещение консультаций: 1) с целью снятия возможных затруднений; 2) с целью демонстрации максимального готового материала для возможной корректировки.
При подготовке к лекции рекомендуется:
1) просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал;
2) полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции;
3) если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая;
4) психологически настроиться на лекцию.
Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине.
Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов.
При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов.
При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.
Занятия проводятся в форме свободной дискуссии при активном участии всех обучаемых. Поэтому магистранты имеют возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать и отстаивать альтернативные точки зрения, поправлять выступающих, задавать им вопросы, предлагать для обсуждения новые проблемы, анализировать практику применения знаний по рассматриваемому вопросу. Дискуссия не ис-ключает стихийного возникновения полемики. Вопросы могут быть заданы и преподавателю.
Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы, упражнения и задачи, выполненные во время подготовки к ним, тексты нормативных актов, литературные источники. Обсуждение каждого вопроса, упражнения, задачи (ситуации) обычно заканчивается кратким заключением преподавателя. По окончании занятия преподаватель подводит итоги дискуссии и высказывает свою точку зрения, отмечает как положительные, так и отрицательные моменты, проявившиеся в ходе занятия. Одновременно преподаватель дает студентам задание к следующему практическому занятию.
В случае пропусков студентом лекционных или практических занятий ему необходимо восстановить учебный материал самостоятельно с использованием учебно-методических пособий по курсу и пройти собеседование по пропущенным темам для контроля усвоения материала.
Для получения итоговой аттестации (зачета) автоматически студент не должен иметь пропусков занятий без уважительных причин, успешно и в установленный срок проходить текущий контроль, выполнить контрольную работу, иметь семестровый рейтинг более 75 баллов. Если семестровый рейтинг студента менее 50 баллов, то к итоговой аттестации он не допускается.