МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Нормативно-правовое обеспечение профессиональной деятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра трудового, экологического права и гражданского процесса
Направление подготовки44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
ПрофильМатематика/Экономика
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz44_03_05_МиЭ-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 202
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 3 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 2 2 0 0 2 2
Практические 4 4 4 4 8 8
Сам. работа 102 102 100 100 202 202
Часы на контроль 0 0 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108 216 216

Программу составил(и):
к.ю.н., доцент, Довгань К.Е.

Рецензент(ы):
ст.преп., А.А. Серебряков

Рабочая программа дисциплины
Нормативно-правовое обеспечение профессиональной деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)

составлена на основании учебного плана:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра трудового, экологического права и гражданского процесса

Протокол от 22.06.2023 г. № 8
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Рехтина Ирина Владимировна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра трудового, экологического права и гражданского процесса

Протокол от 22.06.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой Рехтина Ирина Владимировна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины являются профессиональная подготовка по вопросам правового регулирования общественных отношений в области правоведения, обеспечение высокого уровня знаний права на основе действующего законодательства, практики его применения с учетом общетеоретических положений и новейших течений в юридической науке.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.5

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики
ОПК-1.1 Понимает и объясняет сущность приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации, законов и иных нормативно-правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в Российской Федерации
ОПК-1.2 Применяет в своей деятельности основные нормативно-правовые акты в сфере образования и нормы профессиональной этики, обеспечивает конфиденциальность сведений о субъектах образовательных отношений, полученных в процессе профессиональной еятельности.
ПК-5Способен разрабатывать учебно-методическое обеспечение образовательного процесса при обучении математике и экономике
ПК-5.1 Знает способы планирования, разработки и создания оптимального комплекса учебно методической документации и средств обучения, необходимых для эффективной организации образовательного процесса по математике и экономике
ПК-5.2 Умеет анализировать федеральный государственный образовательный стандарт, типовые (примерные) образовательные программы по математике, экономике
ПК-5.3 Владеет технологиями разработки комплекса учебно методической документации и средств обучения, необходимых для эффективной организации образовательного процесса по математике и экономике
УК-2Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-2.1 Знает основные законодательные и нормативно-правовые документы, основные этические ограничения, принятые в обществе, основные понятия, методы выработки принятия и обоснования решений задач в рамках поставленной цели, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, методы выбора оптимального решения задач
УК-2.2 Формулирует перечень взаимосвязанных задач, обеспечивающих достижение поставленной цели, в том числе с использованием сервисных возможностей соответствующих информационных (справочных правовых) систем
УК-2.3 Определяет ожидаемые результаты решения задач и разрабатывает различные виды планов по реализации проектов учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, осуществлять поиск оптимальных способов решения поставленных задач, с учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-2.4 Проектирует решение задачи, выбирая оптимальный способ ее решения, оценивая вероятные риски и ограничения в выборе решения поставленных задач
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-1:основные положения российского законодательства в сфере образования и нормами профессиональной этики;
УК-2:Знает основные законодательные и нормативно-правовые документы, основные этические ограничения, принятые в обществе, основные понятия, методы выработки принятия и обоснования решений задач в рамках поставленной цели, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, методы выбора оптимального решения задач;
ПК-5:основные положения российского законодательства в области УМО;

3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-1:применять теоретические положения на практике, анализировать соответствующие нормы права в сфере образования и нормами профессиональной этики;
УК-2:Формулирует перечень взаимосвязанных задач, обеспечивающих достижение поставленной цели, в том числе с использованием сервисных возможностей соответствующих информационных (справочных правовых) систем;
ПК-5:применять теоретические положения на практике в области УМО;


3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-1:навыками поиска официально опубликованных документов в сфере образования и нормами профессиональной этики.
УК-2:Определяет ожидаемые результаты решения задач и разрабатывает различные виды планов по реализации проектов учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, осуществлять поиск оптимальных способов решения поставленных задач, с учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничени
ПК-5:навыками поиска официально опубликованных документов в области УМО.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы теории государства и права.
1.1. Основные теории происхождения государства и права. Лекции 3 2 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л2.2, Л1.1
1.2. Понятие государства. Правовое государство. Понятие и признаки права. Практические 3 0 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л2.2, Л1.1
1.3. Типология государств. Понятие, признаки, виды и структура правовой нормы. Понятие и виды источников права. Сам. работа 3 9 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Основы конституционного права.
2.1. Конституция Российской Федерации - основной закон государства и общества. Лекции 3 0 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л2.3, Л2.2, Л1.1
2.2. Предмет, метод и определение конституционного права Правовые основы конституционного строя. Конституционные основы государственной власти и местного самоуправления. Практические 3 4 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л2.3, Л2.2, Л1.1
2.3. Основные виды органов государственной власти. Понятие избирательной системы и избирательного права. Сам. работа 3 38 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л2.3, Л2.2, Л1.1
Раздел 3. Основы административного и экологического права.
3.1. Понятие, предмет, метод административного права. Понятие, предмет и метод экологического права. Лекции 3 0 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л2.2, Л1.1
3.2. Понятие, признаки и виды органов исполнительной власти. Субъекты и объекты экологического права. Практические 3 0 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л2.2, Л1.1
3.3. Понятие и состав административного правонарушения.Экологические правонарушения. Сам. работа 3 55 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л2.2, Л1.1
Раздел 4. Основы гражданского права.
4.1. Содержание, субъекты и объекты гражданского правоотношения. Понятие и предмет гражданского права. Лекции 4 0 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.2. Содержание, субъекты и объекты гражданского правоотношения. Практические 4 2 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.3. Правоспособность и дееспособность субъектов гражданского права: понятие и содержание. Сам. работа 4 52 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 5. Основы социального предпринимательства.
5.1. Понятие, предмет, метод, система и источники социального предпринимательства. Лекции 4 0 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л2.2, Л1.1
5.2. Виды субъектов предпринимательского права. Практические 4 0 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л2.2, Л1.1
5.3. Основные направления государственного регулирования предпринимательской деятельности. Сам. работа 4 20 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л2.2, Л1.1
Раздел 6. Основы трудового права.
6.1. Источники трудового права.Трудовые отношения, их стороны и основания возникновения. Практические 4 0 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л2.2, Л1.1
6.2. Трудовой договор: понятие, содержание, виды. Сам. работа 4 20 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л2.2, Л1.1
Раздел 7. Основы уголовного права. Правовые основы защиты защиты информации и государственной тайны.
7.1. Источники уголовного права. Уголовно-правовые отношения. Преступления:понятия и виды. Практические 4 2 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л2.2, Л1.1
7.2. Правовые основы защиты защиты информации и государственной тайны. Сам. работа 4 8 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3792

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-2
Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Совокупность знаний, навыков применения (соблюдения, использования) законов, а также их глубокое уважение – это
А) правовая культура;
Б) правовой нигилизм;
В) правомерное поведение.
Г)правовой империализм
Ответ: а

2. Предметом трудового права являются:
А. отношения, связанные с выполнением исправительных работ по приговору суда;
Б. отношения, связанные с выполнением трудовых обязанностей по трудовой функции;
В. отношения по выполнению работ, нацеленных на овеществленный результат;
Г. отношения по выполнению строительных подрядных работ.
Ответ: б


3. Основанием юридической ответственности является…
А) правонарушение;
Б) норма права;
В) вина;
Г) мотив и цель.
Ответ:а

4. Гражданское право, в основном, регулирует…
А) отношения, возникающие по поводу государственного управления;
Б) отношения в области обеспечения прав и свобод граждан;
В) имущественные отношения;
Г) личные неимущественные
Ответ:в


5. Обязанность родителей содержать своих несовершеннолетних детей (алиментные обязательства) возникает только при условии, что…
А) ребенок рожден в зарегистрированном в установленном порядке браке;
Б) родители ребенка состояли в зарегистрированном в установленном порядке браке, который на данный момент расторгнут;
В) родители ребенка состояли или продолжают состоять в зарегистрированном в установленном порядке браке;
Г) ничего из перечисленного не требуется.
Ответ:б


6. Состав преступления включает следующие элементы:
А) объект, стороны и содержание;
Б) субъект, объект, субъективная сторона и объективная сторона;
В) норма права, правоотношение, неправомерное поведение, юридическая ответственность;
Г)содержание
Ответ:б

7. Форма государства предполагает характеристику по следующим критериям:
А) основы конституционного строя, основы правового статуса личности, система органов государственной власти;
Б) форма правления, форма государственно устройства и политический режим;
В) тип экономической формации, тип правовой системы,
Г) политическая программа правящей партии.
Ответ:б


8. Указанное в законе обстоятельство, влекущее возникновение, изменение или прекращение правоотношения – это…
А) норма права;
Б) нормативный правовой акт;
В) правоотношение;
Г) юридический факт.
Ответ:г


9. Договор о полной материальной ответственности можно заключить с работником, достигшим:
1. 14 лет;
2. 16 лет;
3. 18 лет.
4. 20 лет
Ответ: 3



10. Трудовой договор может заключаться как на неопределенный срок, так и на срок до 5 лет. При этом…
А) по общему правилу, трудовой договор заключается на неопределенный срок, срочный же лишь в указанных в трудовом законодательстве случаях;
Б) стороны абсолютно свободны в выборе между срочным трудовым договором и договором на неопределенный срок
В)трудовой договор может быть в устной форме;
Г) трудовой договор может быть и в устной и в письменной письменой форме .
Ответ:б


11. Трудовой договор считается заключенным …
А) с момента подписания его сторонами, но не позднее фактического начала работы по поручению работодателя;
Б) с момента издания работодателем приказа о приеме на работу ;
В) со дня ознакомления работника (под роспись) с приказом о приеме на работу;
Г) с момента истечения испытательного срока, если работник был принят с испытанием
Ответ:а

12. Наследники, относящиеся по закону ко второй очереди …
А) наследуют в равных долях имущество, не принятое любым из наследников первой очереди;
Б) наследуют в равных долях ту часть имущества наследодателя, от принятия которого отказались все наследники первой очереди;
В) наследуют в равных долях все имущество наследодателя, но лишь в том случае, если
наследники первой очереди отсутствуют либо ни один из них не принял наследство;
Г) не существуют.
Ответ:в

13. Привлечение к сверхурочным работам производится:
А) с устного согласия работника;
Б) с письменного согласия;
В) по приказу работодателя
Г) по собственному желанию.
Ответ:2

14. Гражданин РФ имеет право заключить трудовой договор по общему правилу:
А. с 16 лет;
Б. с 17 лет;
В. с 18 лет;
Г. с 15 лет.


15. Срок предупреждения об увольнении по собственному желанию:
А. 3 недели;
Б. 2 недели;
В. 1 месяц;
Г. 6 месяцев.
Ответ: б

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Аналогия права – это:
Ответ: применение общих принципов и смысла права к отношениям, которые не урегулированы законом

2. Во сколько лет наступает полная дееспособность ?
Ответ:• 18 лет

3. В каких случаях возможно прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон?
Ответ:• призыв работника на военную службу

4. В какой форме должно быть заключено соглашение о неустойке?
Ответ:• в письменной форме

5. В какой форме должно быть совершено завещание?
Ответ:• письменной нотариальной, а в случаях, предусмотренных ГК РФ, – письменной с удостоверением должностного лица, указанного в законе, либо простой письменной

6. В какой форме производится выплата заработной платы?
Ответ:• в денежной форме (в рублях)

7. В какой форме, по общему правилу, может быть заключен договор?
Ответ:• в любой форме, предусмотренной для совершения сделок

8. В каком органе рассматривается индивидуальный трудовой спор об отказе в приеме на работу?
Ответ: непосредственно в суде

9. В каком размере оплачивается сверхурочная работа за первые два часа работы?
Ответ: не менее чем в полуторном размере

10. В каком случае выплачивается двойная сумма задатка?
Ответ: если за неисполнение договора, в обеспечение исполнения которого был дан задаток, ответственна сторона, получившая задаток

11. В каком случае федеральный закон считается одобренным Советом Федерации?
Ответ: если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации

12. В пределах какой территории действуют законы Московской области?
Ответ: в пределах Московской области

13. В состав преступления входят:
Ответ: субъект, объект, объективная сторона, субъективная сторона

14. В течение какого периода времени должна не выплачиваться заработная плата, чтобы у работника возникло право на приостановление работы?
Ответ:15 дней

15. В течение какого срока правонарушитель считается подвергнутым административному наказанию?
Ответ: 1 год со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания

16. В течение какого срока со дня открытия наследства может быть, по общему правилу, принято наследство?
Ответ: шести месяцев

17. Вправе ли государственный служащий заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности?
Ответ: не вправе

18. Вправе ли граждане России иметь землю в частной собственности?
Ответ: вправе, если условия и порядок пользования землей определены на основе федерального закона

19. Гражданин РФ, исполняющий в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств бюджета субъекта РФ, является:
Ответ: государственным служащим субъекта РФ

20. Ежегодный оплачиваемый отпуск составляет:
Ответ: 28 календарных дней

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-1
Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Какие из перечисленных ниже общественных отношений регулирует гражданское законодательство:
1. брачно-семейные;
2. отношения в сфере государственного управления;
3. имущественные и связанные с ними личные неимущественные;
4. отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства.
Ответ: 3
2. Гражданское законодательство в Российской Федерации находится:
1. в ведении Российской Федерации;
2. в ведении субъектов Российской Федерации;
3. в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов;
4. в ведении органов местного самоуправления.
Ответ: 1

3. С достижением какого возраста гражданское законодательство связывает наступление у граждан полной дееспособности:
1. с момента рождения;
2. с 14 лет;
3. с 18 лет;
4. с 21 года.
Ответ: 3

4. Опека устанавливается над:
1. лишёнными родительского попечения несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет;
2. гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства;
3. гражданами, ограниченными судом в дееспособности;
4. над всеми категориями лиц, перечисленными выше.
Ответ: 2

5. Периодичность выплаты заработной платы должна составлять:
1. не реже, чем каждые пол месяца;
2. не реже, чем раз в месяц;
3. периодичность законом не установлена;
4. каждую неделю.
Ответ: 1

6. Процедура объявления несовершеннолетнего, достигшего шестнадцати лет и работающего по трудовому договору (контракту), полностью дееспособным называется:
1. регистрацией;
2. эмансипацией;
3. инициацией;
4. верный ответ отсутствует.
Ответ: 2

7. Какой из перечисленных ниже признаков является признаком юридического лица:
1. имущественная обособленность;
2. одним из учредителей является государство;
3. наличие недвижимости;
4. все перечисленные выше признаки.
Ответ: 1

8. Сделки граждан между собой на сумму, превышающую не менее чем в десять раз установленный законом минимальный размер оплаты труда, должны совершаться:
1. в устной форме;
2. в простой письменной форме;
3. в нотариальной письменной форме;
4. могут совершаться в любой из перечисленных выше форм.
Ответ: 2

9. Какие общественные отношения регулирует административное право:
1. отношения, связанные с совершением преступлений;
2. отношения в сфере государственного управления;
3. имущественные и связанные с ними личные неимущественные;
4. отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства.
Ответ: 2

10.Принудительный труд в Российской Федерации разрешен в случаях:
1. необходимости поддержания трудовой дисциплины;
2. как мера ответственности за участие в забастовке;
3. принудительный труд в Российской Федерации запрещен,
4. как мера ответственности за участие в деятельности профсоюза.
Ответ: 3

11. Стороны трудовых отношений – это:
1. работник и работодатель;
2. работник, работодатель и посредник (например, биржа труда);
3. работодатель и посредник (например, биржа труда).
4. работник и профсоюз
Ответ: 1

12.Право на отпуск за первый год работы возникает у работника по истечении:
1. 6 месяцев;
2. 8 месяцев;
3. 11 месяцев
4. 12 месяцев.
Ответ: 1

13. Трудовой договор – это:
1. соглашение между работодателем и представителем работника;
2. соглашение между работником и представителем работодателя;
3. соглашение между работодателем и работником;
4. соглашение между работодателем ипрофсоюзом;
Ответ: 3

14. Заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста:
1. 10 лет;
2. 12 лет;
3. 16 лет
4. 21 лет
Ответ: 3

15. Основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже является:
1. трудовой договор;
2. личное дело;
3. трудовая книжка;
4. документ об образовании.
Ответ: 3

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Ежегодный оплачиваемый отпуск работникам моложе 18 лет может быть использован ими в (во):
Ответ:• любое удобное для них время года

2. Если один и тот же вопрос регулируется нормативными документами, обладающими равной юридической силой, то применяется акт, более ...
Ответ:• поздний

3. Забота о детях, их воспитании — равное право и обязанность ...
Ответ:• родителей

4. Законом установлен предельный возраст обучающихся для получения общего образования:
Ответ:• 18 лет

5. Законы и иные нормативные акты субъектов РФ должны соответствовать и не могут противоречить ________________ законам.
Ответ: Федеральным

6. Залог недвижимого имущества определяется как:
Ответ:ипотека

7. Иерархическая система российских нормативно-правовых актов берет начало от основного государственного нормативного документа:
Ответ:Конституции РФ

8. Изданные государством нормативно-правовые акты являются основным ________________ права.
Ответ:источником

9. Индивидуальные обязанности работника образовательного учреждения предусматриваются в заключаемом с ним документе, именуемом:
Ответ: трудовым договором

10. Конвенция о гражданских аспектах международной практики насильственного увоза детей была утверждена в:
Ответ:1980 году

11. Локальный нормативный акт, определяющий условия и правила организации деятельности образовательного учреждения:
Ответ: правила внутреннего трудового распорядка

12. Материальный объект в различном физическом состоянии, по поводу которого возникают гражданские правоотношения, рассматривается в сфере права как:
Ответ: вещь

13. Международное соглашение, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились, определяется как:
• конвенция

14. Международный документ, определяющий права ребёнка:
Ответ:Конвенция

15. Международный правовой документ, определяющий права ребенка:
Ответ: Декларация о правах ребенка

16. Ориентиры в поведении индивида или социальных групп, позволяющие оценивать социальные явления, действия и поступки людей с позиций общепринятых исторически сложившихся правил, определяются как:
Ответ: нравственные ценности

17. Основанием для прекращения с работником трудовых отношений является локальный нормативный акт:
Ответ: приказ

18. Основанием для проведения аттестации работника является его ...
Ответ: заявление

19. Основной документ о трудовой деятельности работника, определяющий его трудовой стаж:
Ответ: трудовая книжка

20. Основной документ, определяющий государственные требования по содержанию образования:
Ответ:Государственный образовательный стандарт

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-5
Способен разрабатывать учебно-методическое обеспечение образовательного процесса при обучении математике и экономике

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Дополнительные профессиональные программы включают в себя:
а) программы повышения квалификации
б) программы понижения квалификации
в) программы подтверждения квалификации
г) программы заключения квалификации
Ответ: а
2. Применительно к Российской Федерации как федеративному государству можно говорит о нескольких критериях дифференциации образовательного законодательства:
а) нет, образовательное законодательство находится только в ведении РФ
б) да, образовательное законодательство находится только в совместном ведении РФ и ее субъектов
в) нет, образовательное законодательство находится только в ведении субъектов РФ
г) нет, образовательное законодательство находится только в международных организаций
Ответ: б
3. Дополнительные профессиональные программы включают в себя:
а) программы подтверждения квалификации
б) программы частной переподготовки
в) программы профессиональной переподготовки
г) программы повышения квалификации
Ответ: в
4. К академическим правам обучающегося относится:
а) право на зачет организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке результатов освоения обучающимися учебных предметов в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность
б) право на выбор формы получения образования и формы обучения
в) оба варианта верны
г) нет верного ответа
Ответ: а
5. Образовательные программы высшего образования включает в себя:
а) программы специалитета
б) программы бакалавриата
в) оба варианта верны
г) нет верного ответа
Ответ: в
6. К академическим правам обучающегося относится:
а) право на выбор формы получения образования и формы обучения
б) право на обучение с учетом особенностей психофизического развития и состояния здоровья обучающегося
в) оба варианта верны
г) нет верного ответа
Ответ: б
7. Образовательные программы высшего образования включает в себя:
а) программы магистратуры
б) программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре
в) оба варианта верны
г) нет верного ответа
Ответ: в
8. К академическим правам обучающегося относится:
а) право на выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность
б) право на признание неполного высшего образования, полученного до 29 декабря 2012 г.
в) оба варианта верны
г) нет верного ответа
Ответ: а
9. Образовательные программы среднего профессионального образования:
а) программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
б) образовательные программы начального общего образования
в) образовательные программы основного общего образования
г) программы повышения квалификации
Ответ: а
10. Как называется основной закон в России, регулирующей сферу образования:
а) «Об образовании и науке в Российской Федерации»
б) «Об образовании в Российской Федерации»
в) «О науке в Российской Федерации»
г) "Об общем образовании"
Ответ: б
11. Образовательные программы среднего профессионального образования:
а) программы подготовки специалистов среднего звена
б) образовательные программы начального общего образования
в) образовательные программы основного общего образования
г) программы повышения квалификации
Ответ: а
12. Что из нижеперечисленного разрабатывает способы управления системами образования и образовательными учреждениями:
а) методология педагогики
б) педагогический менеджмент
в) методика преподавания
г) правоведение
Ответ: б
13. Основные общеобразовательные программы:
а) образовательные программы дошкольного образования
б) образовательные программы начального профессионального образования
в) образовательные программы среднего профессионального образования
г) программы повышения квалификации
Ответ: а
14. По сферам жизнедеятельности права человека бывают:
а) материальные
б) духовно-политические
в) личные
г) криминальные
Ответ: в
15. Основные общеобразовательные программы:
а) образовательные программы начального общего образования
б) образовательные программы среднего профессионального образования
в) образовательные программы начального профессионального образования
г) программы повышения квалификации
Ответ: а

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Установленное в законном порядке покровительство, социальный контроль и попечительство недееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, — это:
Ответ: патронат

2. Учитель как физическое лицо вступившее в трудовые отношения с работодателем, определяется в качестве:
Ответ: работника

3. Учредительным документом образовательного учреждения, действующего в качестве юридического лица, является:
Ответ: • устав

4. Учреждение, осуществляющее образовательный процесс, реализующее одну или несколько образовательных программ и обеспечивающее воспитание и обучение воспитанников рассматривается как:
Ответ: • образовательное

5. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» был утвержден в:
Ответ: • июле 1998 года

6. Физическое или юридическое лицо, обладающее правами и обязанностями по отношению к лицу, которое оно представляет, определяется как:
Ответ: • управомоченное лицо

7. Физическое или юридическое лицо, по закону обладающее способностью иметь и осуществлять непосредственно или через своего представителя права и юридические обязанности, определяется как:
Ответ: • субъект права

8. Физическое или юридическое лицо, создавшее образовательное учреждение, является его ...
Ответ: • учредителем

9. Согласно принципу международного права, при осуществлении культурного сотрудничества следует уважать:
Ответ: самобытность каждой из культур

10. Согласно семейному кодексу РФ, ребенок имеет право на обоих ...
Ответ: • родителей

11. Согласно Типовому положению, основанием для прохождения аттестации педагогическим работником является его ...
Ответ: • заявление

12. Согласно Трудовому кодексу РФ, для работников в возрасте до 18 лет устанавливается ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью:
Ответ: • 31 календарный день

13. Согласно Федеральному закону «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», студенты в период производственного обучения и практики получают установленную им заработную плату и стипендию в объеме:
Ответ: • 100%

14. Содействие и защита прав, несение ответственности за малолетних граждан или граждан, признанных судом недееспособными вследствие психического расстройства, определяются как:
Ответ: • опека
15. Специальный (коррекционный) детский дом, специальная (коррекционная) школа-интернат создаются для детей:
Ответ: • с особенностями развития

16. Спорные вопросы, не урегулированные комиссией по правам человека жалобы рассматривает:
Ответ: • суд

17. Способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права и обязанности определяет его ...
Ответ: • дееспособность

18. Способность субъекта права самостоятельно отвечать за свои действия и поступки рассматривается как его ...
Ответ: • деликтоспособность

19. Способность физического или юридического лица иметь гражданские права и обязанности определяется как:
Ответ: • правоспособность

20. Средствами реализации законодательных норм служат:
Ответ: • подзаконные нормативные акты

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачет (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Охарактеризуйте правовое государство
2. Охарактеризуйте понятие и признаки права
3. Охарактеризуйте источники права
4. Охарактеризуйте Конституцию Российской Федерации как основной закон государства.
5. Назовите основы конституционного строя
6. Охарактеризуйте понятие и систему государственных органов
7. Понятие и основные черты административной ответственности. Назовите их.
8. Охарактеризуйте гражданское правоотношение: понятие, структура, основания возникновения.
9. Охарактеризуйте физических лиц как субъектов гражданского права
10. Раскройте особенности юридических лиц как субъектов гражданского права: понятие, признаки, виды
11. Охарактеризуйте сделки: понятие, форма, виды.
12. Охарактеризуйте гражданско-правовой договор как основание возникновения обязательств
13. Понятие и принципы семейного права. Назовите их.
14. Основы социального предпринимательства.
15. Понятие трудового права
16. Заключение трудового договора. Оформление приема на работу .Трудовая книжка
17. Понятие уголовного права
18. Понятие преступления, состав преступления
19. Уголовная ответственность и наказание, виды наказаний
20. Основы правового регулирования профессиональной деятельности

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА

Вопрос 1. 1 августа 2004 г. в департамент здравоохранения Московской городской администрации поступила жалоба от учителя истории Жукова. Не получив ответа 25 сентября Жуков попытался выяснить, почему нет никакой информации, однако ему ничего не пояснили, предложив еще подождать.Какие права попытался реализовать гражданин Жуков?
Вопрос 2. Ученик 5-го класса школы № 82 Петров на период школьных каникул решил устроиться на работу в качестве курьера в редакцию газеты «Московский комсомолец». Родители не возражали против его трудоустройства. Однако в редакции ему отказали в приеме на вакантную должность. Правомерны ли такие действия?
Вопрос 3. Необходимо представить перечень и краткую компетенцию органов, осуществляющих государственную политику в области правового регулирования образовательной сферы на федеральном и региональном уровнях.
Вопрос 4. Приведите примеры международных договоров, рамочных соглашений, международных актов стран СНГ , касающиеся основ правовой деятельности педагога.
Вопрос 5. Приведите пример ограничения прав и свобод педагога в области трудового права.
Вопрос 6. Два друга поступили в государственный университет за счет бюджетных средств: один поступил на программу бакалавриата, другой на программу – специалитета. Отучившись положенные сроки, они оба выразили желание поступить в магистратуру на бесплатной основе. Однако им было отказано, аргументируя это тем, что магистратура является вторым высшим образованием, а так как первое образование было получено ими бесплатно, то они не имеют права претендовать на бюджетные места по программе магистратуры. В их случае обучение возможно только на платной основе. Дайте правовую оценку ситуации.
Вопрос 7. Согласно ч. 4 ст. 43 Конституции РФ, основное общее образование является обязательным. Однако ч. 5 ст. 66 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает, что начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования.
Получение какого образования в таком случае является обязательным? Предусматривается ли ответственность за невыполнение данной обязанности? Выскажите свое мнение, подкрепленное аргументами.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Рыженков А.Я. - под ред. ПРАВОВЕДЕНИЕ 4-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата и специалитета: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 А. П. Анисимов, А. Я. Рыженков, С. А. Чаркин Гражданское право России. Особенная часть в 2 т. Том 1: учебник Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/F4517C44-5072-4E1F-B61C-121D596A2C43
Л2.2 Белов В.А. - под ред., Абросимова Е.А. - под ред. ПРАВОВЕДЕНИЕ 4-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2022 biblio-online.ru
Л2.3 Конюхова, И. А. Алешкова. Конституционное право Российской Федерации: учебник : Конституционное право Российской Федерации: учебник Юрайт, , 2020 www.biblio-online.ru/book/7337C642-F9F2-4927-BBFC-CC757EE4817D.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Справочная правовая система Консультант Плюс
Э2 Официальный сайт Верховного Суда РФ www.supcourt.ru
Э3 Официальный сайт Конституционного Суда РФ www.ksrf.ru
Э4 Курс в Moodle “Нормативно-правовое обеспечение профессиональной деятельности ” https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3792 portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95
119Л абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При изучении дисциплины «Нормативно-правовое обеспечение профессиональной деятельности» спредполагает изучение теоретических и практических вопросов правового регулирования гражданских, семейных, трудовых,уголовных правоотношений. Она предполагает на основе знаний, полученных в ходе лекций и при других формах аудиторного обучения, глубокое изучение теоретических работ по проблемам правоведения, действующего законодательства и практики его применения.
Освоение дисциплины начинается с посещения лекционных занятий, которые ориентированы на выяснение кардинальных, стержневых проблем учебной дисциплины. После прослушивания лекции по каждой теме обучающимся рекомендуется самостоятельно проработать лекционный материал, изучить рекомендованные к каждой теме нормативно-правовые акты и литературу. Особое внимание необходимо уделить изучению научных взглядов и концепций, актуальных проблем, существующих в науке, норм права, регулирующих гражданско-правовые отношения. Используя лекционный материал, доступные учебники или учебные пособия, проявляя творческий подход, обучающийся готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Выносимые на практические занятия вопросы, задачи, тесты представляют значимость для изучения конкретных тем, способствуют наиболее полному пониманию и уяснению, как отдельной изучаемой темы, так и дисциплины в целом.
Важнейшее значение при изучении дисциплины отводится анализу правоприменительной практики, решению казусов, разработке правовых документов. Обучающиеся должны приобрести необходимые прикладные знания, практические навыки работы с правовыми актами,научиться применять нормы права к конкретной жизненной ситуации, доказательно решать задачи.
При подготовке к занятиям следует проработать нормативные правовые акты и рекомендованную литературу, используя информационную справочную систему: СПС КонсультантПлюс, электронные базы данных, библиотечных систем, интернет-ресурсы органов государственной власти и иных государственных органов. После изучения теоретических вопросов темы и их уяснения следует решить задачи по практикуму с обоснованием принимаемых решений. Тестовые задания решаются либо на семинарских занятиях, либо через Единый образовательный портал Алтайского государственного университета Moodle https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=676.
Таким образом, организационные формы обучения включают в себя:
• контактную работу с преподавателем в рамках аудиторных практических занятий;
• самостоятельную работу по изучению нового материала, отработке учебных навыков и навыков практического применения приобретённых знаний; выполнение индивидуальных заданий творческого характера.
Согласно учебному плану изучение дисциплины завершается зачетом. Вопросы на зачет включаются в зачетные билеты. На подготовку ответа студенту дается 15 минут. Зачет проводится в устной форме. После основного ответа преподавателем могут быть заданы дополнительные вопросы. Зачет оценивается по бинарной шкале: зачтено и не зачтено.