МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Математическая логика и теория алгоритмов

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра алгебры и математической логики
Направление подготовки44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
ПрофильМатематика/Экономика
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_03_05_МиЭ-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ф.-м.н., Доцент, Петров Е.П.

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., Доцент, Журавлев Е.В.

Рабочая программа дисциплины
Математическая логика и теория алгоритмов

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)

составлена на основании учебного плана:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра алгебры и математической логики

Протокол от 31.08.2023 г. № 6
Срок действия программы: 2019-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
профессор, д.ф.-м.н. Будкин А.И.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра алгебры и математической логики

Протокол от 31.08.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой профессор, д.ф.-м.н. Будкин А.И.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель – теоретическое освоение студентами основных разделов математической логики, необходимых для понимания роли математической логики в профессиональной деятельности; формирования культуры мышления, способности к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения; освоения основных методов математической логики, применяемых в решении профессиональных задач и научно-исследовательской деятельности.
Задачи:
• Научить студентов основным методам математической логики, которые необходимы для понимания других дисциплин и дальнейшей исследовательской деятельности специалиста-математика;
• Повысить математическую грамотность специалистов-математиков;
• Сформировать и развить научное мышление (и такие его компоненты как критичность, доказательность, логичность и строгость изложения);
• Подготовить студентов к самостоятельному изучению тех разделов математики, которые могут дополнительно понадобиться в жизни и профессиональной деятельности специалисту-математику.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.1

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен осуществлять обучение математике и экономике в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования
ПК-1.1 Знает сущность, структуру, функции, движущие силы обучения математике и экономике в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования
ПК-1.2 Умеет ставить цели, проектировать содержание, оптимально отбирать методы обучения, формы и средства обучения математике и экономике
ПК-1.3 Владеет технологиями обучения математике и экономике в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-1.1 Знает сущность, структуру, функции, движущие силы обучения математике и экономике в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-1.2 Умеет ставить цели, проектировать содержание, оптимально отбирать методы обучения, формы и средства обучения математике и экономике
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-1.3 Владеет технологиями обучения математике и экономике в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Логические исчисления, модели.
1.1. Исчисление высказываний, аксиомы. Лекции 3 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.2, Л3.1, Л3.2
1.2. Исчисление высказываний, аксиомы. Практические 3 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.2, Л3.1, Л3.2, Л2.2
1.3. Исчисление высказываний, аксиомы. Сам. работа 3 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.2, Л3.1, Л3.2
1.4. Правило вывода. Производные правила вывода. Лекции 3 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л3.2, Л2.2
1.5. Правило вывода. Производные правила вывода. Практические 3 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
1.6. Правило вывода. Производные правила вывода. Сам. работа 3 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л3.1
1.7. Тождественная истинность выводимых формул. Сам. работа 3 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.8. Непротиворечивость исчисления высказываний. Теоре-ма о полноте исчисления высказываний. Сам. работа 3 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л3.1, Л2.2
1.9. Способы задания булевых функций. Лекции 3 0,5 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3
1.10. Способы задания булевых функций. Практические 3 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3
1.11. Способы задания булевых функций. Сам. работа 3 14 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3
1.12. Совершенная дизъюнктивная нормальная форма. Полные системы функций. Полиномы Жегалкина. Представление булевых функций полиномами Лекции 3 0,5 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3
1.13. Совершенная дизъюнктивная нормальная форма. Полные системы функций. Полиномы Жегалкина. Представление булевых функций полиномами Практические 3 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3
1.14. Совершенная дизъюнктивная нормальная форма. Полные системы функций. Полиномы Жегалкина. Представление булевых функций полиномами Сам. работа 3 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3
Раздел 2.
2.1. Вычислимые функции. Машины Тьюринга. Лекции 3 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л3.2
2.2. Вычислимые функции. Машины Тьюринга. Практические 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
2.3. Вычислимые функции. Машины Тьюринга. Сам. работа 3 15 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
2.4. Тезис Черча. Примеры вычислимых функций. Сам. работа 3 15 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Решение задач по разделу “Логические исчисления, модели”. Решение задач по разделу “Вычислимые функции”.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Игошин В.И. Математическая логика и теория алгоритмов: для бакалавров и магистров Академия, 2010
Л1.2 Иванов Б.Н. Дискретная математика. Алгоритмы и программы. Расширенный курс: учеб. пособие М.: Известия, 2011 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Жуков В.М. Практические занятия по математике: теория, задания, ответы: учеб. пособие Ростов н/Д: Феникс, 2012
Л2.2 Попов С.В., Брошкова Н.Л. Прикладная логика: учеб. пособие М.: ФИЗМАТЛИТ // ЭБС "Лань", 2011
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Мальцев Ю.Н. Основания математики: учебное пособие Барнаул, Изд-во АлтГУ, 1996
Л3.2 Ю. Н. Мальцев, Е. П. Петров Лекции по теории колец и модулей: учеб. пособие Барнаул : Изд-во АГУ, 2000
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт библиотеки АлтГУ: www.lib.asu.ru;
Э2 электронно-библиотечная система издательства «Лань»: www.e.lanbook.com;
Э3 электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online": www.biblioclub.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1062 - Единый образовательный портал

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации для обучения по усвоению дисциплины.

Сначала необходимо выучить все определения и формулировки теорем соответствующего раздела. Затем научиться решать стандартные задачи из раздела. После изучить доказательства теорем из каждого раздела. Предполагается выступление студентов с докладами на семинарах, с последующими обсуждениями их. Выступать с докладами следует без бумажек. Заранее студентам даются списки вопросов к контрольным работам, коллоквиуму, они к ним готовятся, в случае возникновения вопросов по соответствующей теме студенту нужно обратиться к преподавателю на консультации за разъяснениями. При плохих результатах контрольных работ они проводятся повторно, поэтому следует повторить пройденный материал.