МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Дискретная математика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра алгебры и математической логики
Направление подготовки44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
ПрофильМатематика/Экономика
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz44_03_05_МиЭ-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 196
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 2 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 6 6 0 0 6 6
Практические 6 6 4 4 10 10
Сам. работа 96 96 100 100 196 196
Часы на контроль 0 0 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108 216 216

Программу составил(и):
к.ф.-м.н., доцент, Петров Е.П.

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., доцент, Журавлев Е.В.

Рабочая программа дисциплины
Дискретная математика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)

составлена на основании учебного плана:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2023 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра алгебры и математической логики

Протокол от 30.08.2023 г. № 6
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
профессор, д.ф.-м.н. Будкин А.И.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра алгебры и математической логики

Протокол от 30.08.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой профессор, д.ф.-м.н. Будкин А.И.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель - приобретение знаний в области дискретной и умение их применять в различных исследованиях теоретического и прикладного характера.
Задачи:
1. Изучение основных принципов дискретной математики.
2. Получение теоретических знаний в области дискретной математики.
3. Применение знаний к решению практических задач.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.1

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен осуществлять обучение математике и экономике в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования
ПК-1.1 Знает сущность, структуру, функции, движущие силы обучения математике и экономике в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования
ПК-1.2 Умеет ставить цели, проектировать содержание, оптимально отбирать методы обучения, формы и средства обучения математике и экономике
ПК-1.3 Владеет технологиями обучения математике и экономике в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает: базовые понятия комбинаторики, теории графов и булевых функций
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет: выявить задачи дискретной математики и выбрать необходимый типовой алгоритм для ее решения;



3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет: навыками применения базового инструментария дискретной математики для решения теоретических и практических задач
.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Булевы функции
1.1. Способы задания булевых функций. Элементарные функции и их свойства. Разложение функций по переменной Лекции 2 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л1.3
1.2. Способы задания булевых функций. Элементарные функции и их свойства. Разложение функций по переменной Практические 2 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л1.3
1.3. Способы задания булевых функций. Элементарные функции и их свойства. Разложение функций по переменной Сам. работа 2 20 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л1.3
Раздел 2. Комбинаторика
2.1. Выборки, перестановки, сочетания, перестановки с повторениями. Практические 3 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л1.3
2.2. Выборки, перестановки, сочетания, перестановки с повторениями. Сам. работа 3 16 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л1.3
Раздел 3. Графы
3.1. Графы, основные понятия. Изоморфные графы. Лекции 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л1.3
3.2. Графы, основные понятия. Изоморфные графы. Практические 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л1.3
3.3. Графы, основные понятия. Изоморфные графы. Сам. работа 2 28 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л1.3
3.4. Эйлеровы и гамильтоновы графы Лекции 2 3 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л1.3
3.5. Эйлеровы и гамильтоновы графы Практические 2 3 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л1.3
3.6. Эйлеровы и гамильтоновы графы Сам. работа 2 48 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л1.3
Раздел 4. Подготовка к зачету
4.1. Комбинаторика Практические 3 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л1.3
4.2. Комбинаторика. Сам. работа 3 42 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л1.3
4.3. Теория графов Практические 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л1.3
4.4. Теория графов. Сам. работа 3 42 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л1.3
4.5. промежуточная аттестация Зачет 3 0 ПК-1.1, ПК-1.2 Л1.1, Л2.1, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4207.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1:

Способен осуществлять обучение математике и экономике в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Каково число логических функций от 3 переменных?
(1) 8
(2) 9
(3) 28
ОТВЕТ: 2^8.

2. Существуют ли простые графы без петель с 5 вершинами со следующим набором степеней:
(1) (1,2,3,4,5)
(2) (1,2,3,3,5)
(3) (1,2,3,3,4)
(4) (2,2,3,3,4)
ОТВЕТ: (2,2,3,3,4).

3. Даны множества A = {a,b,d,e,f}, B = {b,c,e,g}, С = {a,d,f}. Отметьте верное равенство:
(1) С = A∩B
(2) С = A\B
(3) С = A∪B
(4) С = B\A
ОТВЕТ: С = A\B.

4. Встретились 6 друзей, и каждый пожал руку каждому. Сколько всего было рукопожатий?
(1) 6
(2) 12
(3) 15
(4) 30
ОТВЕТ: 15.

5. Какие из множеств замкнуты относительно сложения?
(1) множество натуральных чисел
(2) множество нечетных чисел
(3) множество квадратных корней из натуральных чисел
(4) множество натуральных чисел, кратных 3
ОТВЕТ: множество натуральных чисел, множество натуральных чисел, кратных 3.

6. В таблице приведены три функции f1, f2, f3 от переменных x, y, z:
X y z f1 f2 f3
0 0 0 0 0 1
0 0 1 1 1 0
0 1 0 1 0 0
0 1 1 0 1 1
1 0 0 1 1 1
1 0 1 1 0 0
1 1 0 1 1 0
1 1 1 0 0 1
Какие из этих функций содержат несущественные переменные?
(1) f1
(2) f2
(3) f3
ОТВЕТ: f2, f3.

7. Сколько ребер могут иметь простые графы без петель с 5 вершинами?
(1) одно ребро
(2) 5 ребер
(3) 10 ребер
(4) 25 ребер
ОТВЕТ: одно ребро, 5 ребер, 10 ребер.

8. Множество A содержит 5 элементов, множество B содержит 8 элементов. Сколько элементов может содержать их пересечение?
(1) 8 элементов
(2) 6 элементов
(3) 5 элементов
(4) 3 элемента
ОТВЕТ: 5 элементов, 3 элемента.

9. Сколькими способами можно выбрать гласную и согласную буквы из слова «схема»?
(1) 5
(2) 6
(3) 12
(4) 25
ОТВЕТ: 6.

10. В группе из 17 человек английский язык изучают 10 человек, французский язык изучают 6 человек и оба языка изучают 2 человека. Сколько человек в группе не изучает ни английский, ни французский языки?
(1) 1
(2) 2
(3) 3
(4) 6
ОТВЕТ: 3.

11. Какое расстояние между двумя вершинами возможно графе с 5 вершинами?
(1) 3
(2) 4
(3) 5
(4) 6
ОТВЕТ: 3 или 4.

12. На вершину горы ведут пять дорог. Сколькими способами турист может подняться на гору и спуститься с нее?
(1) 5
(2) 10
(3) 25
(4) 100
ОТВЕТ: 25.

13. Какие из графов, приведенных на рисунке, являются эйлеровыми?
(1) первый граф
(2) второй граф
(3) третий граф
ОТВЕТ: первый граф.

14. Сколькими способами можно составить трехцветный полосатый флаг, если имеется материал пяти различных цветов?
(1) 5
(2) 20
(3) 60
(4) 125
ОТВЕТ: 60.

15. Граф задан матрицей смежности:
0 1 1 0 1
0 0 0 1 1
0 0 0 0 1
0 0 0 0 1
0 0 0 0 0
Отметьте каким он является:
(1) сильно связным
(2) односторонне связным
(3) слабо связным
(4) несвязным
ОТВЕТ: слабо связным.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Сколько различных слов можно получить перестановками букв в слове abcd?
ОТВЕТ: 24.

2. Сколькими способами можно выбрать три различные краски из имеющихся пяти (порядок красок важен)?
ОТВЕТ: 60.

3. Какую длину может иметь максимальный путь в ациклическом графе с n вершинами: 1, 2, n-1 или n?
ОТВЕТ: 1, 2, n-1.

4. В палитре художника 5 различных красок. Художник берет кистью наугад любую из красок и ставит цветное пятно на ватмане. Затем берет следующую кисть, окунает ее в любую из красок и делает второе пятно по соседству. Сколько различных комбинаций существует для трех пятен? Порядок пятен на ватмане не важен?
ОТВЕТ: 35.

5. Чему равно число таблиц размером 23 с элементами из множества мощности 3?
ОТВЕТ: 729.

6. В каком случае степень матрицы смежности C ориентированного графа G содержит ненулевые элементы во всех клетках главной диагонали: все вершины G имеют петли, некоторые вершины G имеют петли, граф G содержит циклы, граф G - сильно связный?
ОТВЕТ: граф G содержит циклы.

7. Каково число логических функций от 4 переменных?
ОТВЕТ: 2^16.

8. Существуют ли простые графы без петель с 4 вершинами со следующим набором степеней: (1,2,3,4), (1,2,3,3), (1,2,2,3), (1,1,2,3)?
ОТВЕТ: (1,2,2,3).

9. Сколько четных двузначных чисел можно составить из цифр 2,3,6,7,9 (каждую цифру в числе можно использовать только 1 раз)?
ОТВЕТ: 8.

10. Какие из множеств замкнуты относительно умножения: множество натуральных чисел, множество нечетных чисел, множество положительных чисел, множество отрицательных чисел?
ОТВЕТ: множество натуральных чисел, множество нечетных чисел, множество положительных чисел.

11. Сколько ребер могут иметь простые графы без петель с 6 вершинами: 1, 6, 15, 36?
ОТВЕТ: одно ребро, 6 ребер, 15 ребер.
11. Сколькими способами можно выбрать гласную и согласную буквы из слова «здание»?
ОТВЕТ: 9.

12. В группе из 15 человек 6 человек увлекаются театром, 8 человек увлекаются спортом и 3 человека увлекаются и театром, и спортом. Сколько человек в группе не увлекаются ни театром, ни спортом?
ОТВЕТ: 4.

13. Какое расстояние между двумя вершинами возможно графе с 4 вершинами: 2, 3, 4 или 5?
ОТВЕТ: 2 или 3.

14. Надо послать 4 срочных письма. Сколькими способами можно это сделать, если для передачи писем можно послать трех курьеров и каждое письмо можно дать любому из курьеров?
ОТВЕТ: 24.

15. Сколькими способами из 10 спортсменов можно отобрать команду из 6 человек?
ОТВЕТ: сочетание из 10 по 6.

16. В кондитерском магазине продавались три сорта пирожных: эклеры, наполеоны и слоеные. Сколькими способами можно купить 4 пирожных?
ОТВЕТ: 15.

17. Во сколько цветов можно раскрасить цикл, содержащий 9 вершин: в 2 цвета, в 3 цвета, в 4 цвета?
ОТВЕТ: в 3 или в 4 цвета.

18. Чему равно число таблиц размером 33 с элементами из множества мощности 2?
ОТВЕТ: 512.

19. Каково число логических функций от 5 переменных?
ОТВЕТ: 2^32.

20. Существуют ли простые графы без петель с 6 вершинами со следующим набором степеней: (1,2,3,4,5,6), (1,2,3,4,5,5), (1,2,3,4,4,5), (1,3,3,3,3,5)?
ОТВЕТ: (1,3,3,3,3,5).

21. Сколько нечетных двузначных чисел можно составить из цифр 1,2,5,7,8 (цифры можно использовать только 1 раз)?
ОТВЕТ: 12.

22. Сколько различных слов можно получить перестановками букв в слове abc?
ОТВЕТ: 6.

23. Сколько существует двухэлементных подмножеств множества {a,b,c,d}?
ОТВЕТ: 6.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
Основные комбинаторные принципы
Перестановки. Количество перестановок (с повторениями и без).
Сочетания. Количество сочетаний (с повторениями и без).
Тождество C_n^k=C_(n-1)^(k-1)+C_(n-1)^k. Комбинаторное доказательство.
Теорема Вандермонда. Следствие.
Перестановки с повторениями, имеющие фиксированный состав. Их количество.
Граф. Основные определения.
Степень вершины. Утверждение о взаимосвязи степеней вершин и количества рёбер. Следствия.
Пути и циклы.
Связность.
Эйлеровы обходы. Теорема Эйлера.
Алгоритм Флери.
Способы задания булевых функций.
Элементарные функции и их свойства.
Разложение функций по переменной.
Совершенная дизъюнктивная нормальная форма.
Дизъюнктивные нормальные формы (ДНФ).
Виды ДНФ, их свойства, методы построения

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА

1. Найти количество положительных целых чисел, меньших или равных 2300, взаимно простых с числом 700.
2. Сколько существует способов рассадить за круглым столом пятерых мужчин и пятерых женщин, если двое мужчин не должны сидеть рядом?
3. Сколько различных коллекций из десяти монет можно собрать из монет стоимостью 1 копейка, 5 копеек, 10 копеек и 50 копеек?
4. Пол комнаты площадью 6 м2 покрыт тремя коврами, площадь каждого из которых равна 3 м2. Докажите, что какие-то два из этих ковров перекрываются по площади, не меньшей 1 м2.
5. Некоторые из областей, очерчиваемых прямыми на плоскости, бесконечны, в то время как другие конечны. Каково максимально возможное число конечных областей?
6. Доказать, что если граф минимальный связный, то он максимальный ациклический.
7. Доказать, что среди шести человек всегда найдутся трое, которые либо попарно знакомы, либо ни один из трех не знает двух других.
8. Доказать, что граф эйлеров тогда и только тогда, когда каждая его вершина имеет четную степень.
9. Доказать, что если граф минимальный связный, то он максимальный ациклический.
10. Доказать, что среди шести человек всегда найдутся трое, которые либо попарно знакомы, либо ни один из трех не знает двух других.
11. Доказать, что K_5 не является плоским.
12. Найдите сокращенную, все тупиковые и минимальные ДНФ булевой функции
f(0,1,0) = f(1,0,0) = f(1,0,1)=0.
13. Найдите сокращенную, все тупиковые и минимальные ДНФ или КНФ булевой функции f (x1, x2, x3, x4), заданной вектором своих значений: f = (1101 1101 0011 0011).
14. Построить формулу от трех переменных, истинную тогда и только тогда, когда большинство переменных ложны.
15. Найти все полные системы функций, состоящие из одной двухместной функции.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.


6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Шевелев Ю.П. Дискретная математика: учеб. пособие для вузов СПб.: Лань // ЭБС "Лань", 2008 e.lanbook.com
Л1.2 Микони С.В. Дискретная математика для бакалавра: множества, отношения, функции, графы: СПб.: Лань // ЭБС "Лань", 2012 e.lanbook.com
Л1.3 С. Б. Гашков, А. Б. Фролов Дискретная математика: Дискретная математика Юрайт, 2020 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Микони С.В. Дискретная математика для бакалавра: множества, отношения, функции, графы: СПб.: Лань // ЭБС "Лань", 2012 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт библиотеки АлтГУ: www.lib.asu.ru; www.lib.asu.ru
Э2 электронно-библиотечная система издательства «Лань»: www.e.lanbook.com; www.e.lanbook.com
Э3 электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online": www.biblioclub.ru; www.biblioclub.ru
Э4 Образовательный математический сайт exponenta.ru
Э5 Курс в системе Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. http://www.lib.asu.ru - Научная библиотека Алтайского государственного университета;
2. http://www.biblioclub.ru - электронно-библиотечная система издательства «Лань»;
3. http://exponenta.ru - Образовательный математический сайт
4. http://www.biblioclub.ru - электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online";

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
-На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3.Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
- Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя).
- Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
- На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
- Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
- Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у преподавателя.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
- Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.