МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория чисел

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра алгебры и математической логики
Направление подготовки44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
ПрофильМатематика/Экономика
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_03_05_МиЭ-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 89
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 89 89 89 89
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ф.-м.н. , доцент, Петров Е.П.

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., доцент, Журавлев Е.В.

Рабочая программа дисциплины
Теория чисел

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)

составлена на основании учебного плана:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра алгебры и математической логики

Протокол от 31.08.2023 г. № 6
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
профессор, д.ф.-м.н. Будкин А.И.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра алгебры и математической логики

Протокол от 31.08.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой профессор, д.ф.-м.н. Будкин А.И.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.• представить логически полный и обоснованный раздел школьной арифметики;
• расширить и углубить школьную программу по арифметике;
• познакомить студентов с современными вопросами и их решениями в различных разделах теории чисел;
• подготовить студентов к изучению дисциплины "Криптография"

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.1

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен осуществлять обучение математике и экономике в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования
ПК-1.1 Знает сущность, структуру, функции, движущие силы обучения математике и экономике в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования
ПК-1.2 Умеет ставить цели, проектировать содержание, оптимально отбирать методы обучения, формы и средства обучения математике и экономике
ПК-1.3 Владеет технологиями обучения математике и экономике в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-1.1: Знает сущность, структуру, функции, движущие силы обучения математике и экономике в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-1.2: Умеет ставить цели, проектировать содержание, оптимально отбирать методы обучения, формы и средства обучения математике и экономике
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-1.3: Владеет технологиями обучения математике и экономике в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Кольцо целых чисел и числовые функции
1.1. Основные понятия. Основная теорема арифметики. Теорема Евклида. Решето Эратосфена. Алгоритм Евклида. Лекции 3 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.2. Основные понятия. Основная теорема арифметики. Теорема Евклида. Решето Эратосфена. Алгоритм Евклида. Практические 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.3. Основные понятия. Основная теорема арифметики. Теорема Евклида. Решето Эратосфена. Алгоритм Евклида. Сам. работа 3 30 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.4. Число положительных делителей натурального числа n. Сумма положительных делителей натурального числа n. Функция Мебиуса. Функция Эйлера. Целая часть числа. Теорема Чебышева. Лекции 3 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.5. Число положительных делителей натурального числа n. Сумма положительных делителей натурального числа n. Функция Мебиуса. Функция Эйлера. Целая часть числа. Теорема Чебышева. Практические 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.6. Число положительных делителей натурального числа n. Сумма положительных делителей натурального числа n. Функция Мебиуса. Функция Эйлера. Целая часть числа. Теорема Чебышева. Сам. работа 3 30 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 2. Сравнения
2.1. Определение и основные свойства сравнений. Кольцо классов вычетов. Теорема Ферма Эйлера Лекции 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.2. Определение и основные свойства сравнений. Кольцо классов вычетов. Теорема Ферма Эйлера Практические 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.3. Определение и основные свойства сравнений. Кольцо классов вычетов. Теорема Ферма Эйлера Сам. работа 3 29 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6645.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1
Способен осуществлять обучение математике и экономике в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Какое из утверждений верно:
1) если a и b делятся на c, то a+b тоже делится на c;
2) если a и b не делятся на c, то a+b тоже не делится на c;
3) если a делится на c, а b не делится на c, то a+b делится на c;
4) если a делится на c, а b не делится на c, то a+b не делится на c.
ОТВЕТ: 1).
2. Определить, может ли сумма остатков от деления двух чисел на 5 быть равна:
1) 9;
2) –2;
3) 0;
4) 5.
ОТВЕТ: 0), 5).
3. Какое из утверждений верно:
1) Любые два целых числа имеют единственный НОД.
2) Любые два целых числа имеют ровно два НОД.
3) Любые два НОД целых чисел совпадают.
4) Любые два НОД целых чисел совпадают, с точностью до знака.
ОТВЕТ: 1)
4. Какое из утверждений верно:
1) Всякое НОК меньше любого ОК.
2) Всякое НОК не превышает любого ОК.
3) Существует ОК, меньшее некоторого НОК.
4) Существует НОК, не превышающее любого ОК.
ОТВЕТ: 4).
5. Какое из утверждений верно:
1) Любые два взаимно простых числа нечётные.
2) Существуют два чётных взаимно простых числа.
3) Любые два числа разной чётности взаимно простые.
4) Любые два различных простых числа взаимно простые.
ОТВЕТ: 4).
6. Какое из утверждений верно:
1) Все простые числа нечётные.
2) Число 1 простое.
3) Всякое число, не являющееся простым, – составное.
4) Существует целое число, не являющееся ни простым, ни составным.
ОТВЕТ: 3).
7. Функция f является мультипликативной функцией:
1) f(n) = n^3;
2) f(n) = 2^n;
3) f(n) = n^5;
4) f(x) = x^12.
ОТВЕТ: 1), 3).
8. Какое из сравнений верное:
1) 7=–15 (mod 11).
2) 83=–13 (mod 10).
3) 13=–83 (mod 12).
4) –37=93 (mod 4).
ОТВЕТ: 1), 3).
9. Кольцо вычетов по модулю 19:
1) является полем;
2) содержит делители нуля;
3) является целостным кольцом;
4) не является полем.
ОТВЕТ: 1), 3).
10. Приведённая система элементов по модулю 30 содержит:
1) 29 элементов;
2) 15 элементов;
3) 5 элементов;
4) 8 элементов.
ОТВЕТ: 4)
11. Какое из утверждений верно:
1) значение функции Эйлера от 8 равно 4;
2) значение функции Эйлера от 7 равно 6;
3) значение функции Эйлера от 6 равно 5;
4) значение функции Эйлера от 9 равно 6.
ОТВЕТ: 1), 2), 4).
12. Какое из утверждений верно (m - простое):
1) Если (a, m) = 1, то a^m=1 (mod m).
2) Если (a, m) = 1, то a^(m–1)+1=0 (mod m)
3) Если (a, m) = 1, то a^m=a (mod m).
ОТВЕТ: 3).
13. Какое из утверждений верно:
1) Всякая система сравнений первой степени по произвольной совокупности модулей имеет решение.
2) Не всякая система сравнений первой степени по произвольной совокупности модулей имеет решение.
3) Всякая система сравнений по произвольной совокупности попарно взаимно простых моделей имеет решение.
4) Не всякая система сравнений по произвольной совокупности попарно взаимно простых моделей имеет решение.
ОТВЕТ: 3).
14. Уравнение 6x + 15y = 21 имеет в целых числах …
1) 0 решений;
2) 1 решение;
3) 3 решения;
4) бесконечно много решений.
ОТВЕТ: 4).
15. Число 1 / 1500 представляется в виде:
1) конечной десятичной дроби;
2) бесконечной смешанной периодической десятичной дроби;
3) бесконечной чисто периодической десятичной дроби;
4) бесконечной не периодической десятичной дроби.
ОТВЕТ: 2).
16. Число 5/3:
1) представляется в виде конечной цепной дроби;
2) представляется в виде бесконечной цепной дроби;
3) не представляется в виде конечной цепной дроби.
ОТВЕТ: 1).
17. Единственность представления в цепную дробь.
1) Всякое иррациональное число единственным образом представляется в виде конечной цепной дроби.
2) Всякое рациональное число единственным образом представляется в виде конечной цепной дроби.
3) Всякое рациональное число не единственным образом представляется в виде цепной дроби.
ОТВЕТ: 2).

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1.Каким является число 401 - простым или составным?
ОТВЕТ: простым.
2. Какая последняя цифра числа 7^2013?
ОТВЕТ: 7.
3. НОД чисел 1345 и 340 равен …
ОТВЕТ: 5.
4. Известно, что число a делится на 11 и число b делится на 7. Верно ли, что число 11b+7a делится на 77.
ОТВЕТ: да.
5. Если к некоторому двузначному числу прибавить сумму его цифр, его цифры поменяются местами. Что это за число?
ОТВЕТ: 45.
6. Число и сумма натуральных делителей числа 400 соответственно равны …
ОТВЕТ: 15, 961.
7. Верно ли равенство 14 = 145 в кольце вычетов по модулю 49?
ОТВЕТ: нет.
8. Сколько имеется четырехзначных чисел, которые делятся на 45, а две средние цифры из них – 97?
ОТВЕТ: 2 (это числа 6975, 2970).
9. Верно ли, что число, состоящее из 3n одинаковых цифр, делится на 37?
ОТВЕТ: да.
10. Найти две последние цифры числа 702^140.
ОТВЕТ: 76
11. Что нужно приписать к числу 15 слева и справа по одной цифре так, чтобы полученное число делилось на 15?
ОТВЕТ: 3150, 6150, 9150, 1155, 4155, 7155.
12. Является ли число 2200 …. 0011 (100 нулей) точным квадратом?
ОТВЕТ: нет (использовать признаки делимости на 3 и на 9).
13. Сколько имеется четырехзначных чисел, которые делятся на 45, а две средние цифры из них – 97?
ОТВЕТ: 2 (это числа 6975, 2970).
14. Является ли функция Эйлера мультипликативной?
ОТВЕТ: да.
15. Является ли функция Мебиуса мультипликативной?
ОТВЕТ: да.
16. Является ли функция ЦЕЛАЯ ЧАСТЬ ЧИСЛА мультипликативной?
ОТВЕТ: нет.
17. Может ли уравнение ax + by = c не иметь в целых числах решений?
ОТВЕТ: да, может.
18. Верно ли, что кольцо вычетов по модулю простого числа является полем?
ОТВЕТ: да.
19. Верно ли, что простых чисел вида 6k+1 существует бесконечно много?
ОТВЕТ: да.
20. Верно ли, что рациональные числа и только они являются конечными цепными дробями?
ОТВЕТ: да.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Отношение делимости на Z. Деление с остатком.
2. НОД чисел.
3. Взаимно простые числа.
4. НОК чисел.
5. Простые числа. Основная теорема арифметики.
6. Расположение простых чисел в натуральном ряде.
7. Мультипликативные функции.
8. Функции целая и дробная часть числа.
9. Числовые сравнения.
10.Признаки делимости.
11.Кольца классов вычетов.
12.Полная и приведенная системы вычетов.
13.Функция Эйлера.
14.Теоремы Эйлера и Ферма.
15.Решение сравнений с переменной.
16.Теорема Вильсона.
17.Решение сравнений 1 степени.
18.Неопределенные уравнения 1 степени.
19.Системы линейных сравнений.
20.Сравнения степени n по составному модулю.
21.Порядок класса вычетов.
22. Первообразные корни. Индексы.
23. Обращение обыкновенных дробей в бесконечные десятичные дроби.
24.Конечные цепные дроби. Представление рационального числа в виде КЦД и его единственность.
25.Подходящие дроби.
26.Бесконечные цепные дроби.
27. Квадратические иррациональности и бесконечные периодические цепные дроби.
28. Приближение действительных чисел подходящими дробями.
29. Алгебраические и трансцендентные числа. Теорема Лиувилля.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. Найти НОД и НОК чисел 3367 и 8099.
2. Доказать делимость в целых числах n^4+3n^3–n^2–3n на 6.
3. Найти число и сумму натуральных делителей у числа 4520.
1. Решить в целых числах уравнение первой степени 53x+47y = 100.
2. Решить сравнение первой степени 8x=17(mod 31).
3. Найти остаток от деления 2^15783 на 25.
4. Найти НОД и выразить его линейно, используя аппарат цепных дробей 3953 и 871.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.


6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 И.М. Виноградов Основы теории чисел: учебник для вузов СПб. : Лань, 2009 e.lanbook.com
Л1.2 Курош А.Г. Курс высшей алгебры: Учебник СПб.: Лань, 2013 // ЭБС «Лань» e.lanbook.com
Л1.3 Бухштаб А.А. Теория чисел: Учебные пособия Издательство "Лань", 2015 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт библиотеки АлтГУ: www.lib.asu.ru;
Э2 электронно-библиотечная система издательства «Лань»: www.e.lanbook.com;
Э3 электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online": www.biblioclub.ru.
Э4 Теория чисел portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. http://www.lib.asu.ru - Научная библиотека Алтайского государственного университета;
2. http://www.biblioclub.ru - электронно-библиотечная система издательства «Лань»;
3. http://exponenta.ru - Образовательный математический сайт
4. http://www.biblioclub.ru - электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online";
5. База данных литературы информационно-методического кабинета факультета социологии АлтГУ "ФОЛИАНТ"

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
-На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3.Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
- Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя).
- Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
- На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
- Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
- Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у преподавателя.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
- Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.