МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Проектирование цифровой образовательной среды

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра информатики
Направление подготовки44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
ПрофильМатематика/Экономика
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_03_05_МиЭ-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Алябышева Юлия Анатольевна

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., доцент, Пономарев И.В.

Рабочая программа дисциплины
Проектирование цифровой образовательной среды

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)

составлена на основании учебного плана:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра информатики

Протокол от 26.06.2023 г. № 4
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф.-м.н., доцент Козлов Д.Ю.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра информатики

Протокол от 26.06.2023 г. № 4
Заведующий кафедрой к.ф.-м.н., доцент Козлов Д.Ю.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины является получение навыков работы с основными офисными программами и графическими пакетами.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.2

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен осуществлять обучение математике и экономике в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования
ПК-1.1 Знает сущность, структуру, функции, движущие силы обучения математике и экономике в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования
ПК-1.2 Умеет ставить цели, проектировать содержание, оптимально отбирать методы обучения, формы и средства обучения математике и экономике
ПК-1.3 Владеет технологиями обучения математике и экономике в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования
ПК-2Способен осуществлять целенаправленную воспитательную деятельность в процессе изучения математики и экономики
ПК-2.1 Проектирует воспитательную деятельность и методы ее реализации с учетом требований ФГОС
ПК-2.2 Умеет организовать трудовую, спортивную, художественную деятельность ребенка, применять методы и формы организации коллективных творческих дел, экскурсий, походов, экспедиций.
ПК-2.3 Владеет механизмами управления учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивации их учебно познавательную деятельность
ПК-3Способен осуществлять развивающую деятельность в процессе преподавания математики и экономики
ПК-3.1 Знает принципы реализации развивающей функции процесса обучения математике и экономике
ПК-3.2 Умеет разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся
ПК-4Способен к разработке и реализации программ учебных дисциплин по математике и экономике в рамках основной общеобразовательной программы
ПК-4.1 Знает основные принципы разработки программ учебных дисциплин «Математика» и «Экономика»
ПК-4.2 Знает преподаваемый предмет в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов и основной общеобразовательной программы, его истории и места в мировой культуре и науки
ПК-4.3 Реализует цели и содержание программ учебных дисциплин по математике и экономике в рамках основной общеобразовательной
ПК-5Способен разрабатывать учебно-методическое обеспечение образовательного процесса при обучении математике и экономике
ПК-5.1 Знает способы планирования, разработки и создания оптимального комплекса учебно методической документации и средств обучения, необходимых для эффективной организации образовательного процесса по математике и экономике
ПК-5.2 Умеет анализировать федеральный государственный образовательный стандарт, типовые (примерные) образовательные программы по математике, экономике
ПК-5.3 Владеет технологиями разработки комплекса учебно методической документации и средств обучения, необходимых для эффективной организации образовательного процесса по математике и экономике
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основы работы с текстовыми процессорами, электронными таблицами, графическими пакетами.
3.2.Уметь:
3.2.1.применять возможности издательских систем, офисных и графических пакетов в процессе обучения и дальнейшей профессиональной деятельности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками редактирования текстовых файлов и работы с электронными таблицами и программами, предназначенными для создания и обработки изображений.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Текстовые процессоры
1.1. Основные офисные пакеты и их содержание. Функции текстовых процессоров Лекции 4 1 Л1.1, Л2.1
1.2. Основы работы с текстовыми процессорами. Обработка текста. Практические 4 0,5 Л1.1, Л2.1
1.3. Основы работы с текстовыми процессорами. Обработка текста. Сам. работа 4 11 Л1.1, Л2.1
1.4. Таблицы и табуляция. Практические 4 0,5 Л1.1, Л2.1
1.5. Таблицы и табуляция. Вставка формул. Сам. работа 4 15 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Электронные таблицы
2.1. Элементы управления в электронных таблицах. Основные функции электронных таблиц. Лекции 4 1 Л1.1, Л2.1
2.2. Основы работы с электронными таблицами Практические 4 1 Л1.1, Л2.1
2.3. Основы работы с электронными таблицами Сам. работа 4 18 Л1.1, Л2.1
2.4. Построение графиков, поверхностей, диаграмм. Практические 4 1 Л1.1, Л2.1
2.5. Построение графиков, поверхностей, диаграмм. Сам. работа 4 18 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Растровая и векторная графика
3.1. Растровая графика Лекции 4 1 Л1.1, Л2.1
3.2. Основы работы в растровом редакторе. Создание изображений Практические 4 1 Л1.1, Л2.1
3.3. Основы работы в растровом редакторе Сам. работа 4 16 Л1.1, Л2.1
3.4. Основы работы в растровом редакторе. Обработка изображений Практические 4 1 Л1.1, Л2.1
3.5. Векторная графика Лекции 4 1 Л1.1, Л2.1
3.6. Основы работы в векторном редакторе Практические 4 1 Л1.1, Л2.1
3.7. Основы работы в векторном редакторе Сам. работа 4 16 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=10474


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ:

1. Что можно отнести к программным продуктам?

* Системы программирования, операционные системы, прикладные пакеты программ
* Периферийные устройства, линии связи, различные материальные ресурсы

2. Наука о закономерностях и формах движения и использования информации в обществе – это…
* социальная информатика
* теоретическая информатика
* теория алгоритмов

3. Что является предметом изучения информатики?
* информация
* компьютер
* алгоритмы

4. Назовите основную единицу измерения информации
* бит
* байт
* бод

5. При каком подходе к измерению информации количество информации не зависит от смысла сообщения?
* алфавитный
* вероятностный
* цифровой

6. В каком виде данные представляются в компьютере?
* числовой
* текстовый
* графический
* цифровой

7. При каком подходе к измерению информации количество информации не зависит от смысла сообщения?
* алфавитный
* вероятностный
* цифровой

8. Верно ли, что любая информация в памяти компьютера кодируется нулями и единицами?
* верно
* неверно

9. Какой код не используется для представления положительных и отрицательных чисел в машинах?
* прямой
* обратный
* дополнительный

10. В какой системе счисления значение каждого знака в числе зависит от позиции, которую занимает знак в записи числа?
* позиционная
* непозиционная
* с плавающей точкой


11. Какой цифре соответствует запись латинской буквой H?
* 17
* 10
* 7

12. К какому виду ПО относится операционная система?
* прикладное
* системное
* инструментальные программные средства


13. К каким программам относятся программы, предназначенные для обслуживания и настройки компьютера?
* служебные
* стандартные
* специальные
* настраиваемые


14. Какие утилиты используются для исправления ошибок и для оптимизации работы компьютерной системы?
* средства диагностики
* средства компьютерной безопасности
* антивирусные программы

15. В чем заключается функция интерпретатора?
* переводит и выполняет программу строка за строкой
* читает и переводит программу целиком
* создает законченный машинный вариант
* интерпретирует данные



КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: "зачтено" – верно выполнено 50%, "не зачтено" - менее 50% заданий.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце каждого семестра зачета по всему изученному за семестр материала. Зачет проводится в виле теста.

Перечень вопросов для промежуточной аттестации для 1 семестра.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ:

1. Укажите виды информационно-поисковых систем:
• документальные
• фактографические
• информационно-логические
• групповые
• сетевые
2. Укажите пути получения информации:
• работа с литературными источниками
• привлечение к работе консультантов или экспертов
• поиск информации в автоматизированных информационных системах
• собственные наблюдения
3. Обычная Web-страница представляет собой:
• текстовый файл с расширением txt или doc
• текстовый файл с расширением htm или html
• двоичный файл
• графический файл
• мультимедиа файл
4. Панель ЭЛЕМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ не содержит:
• надпись
• переключатель
• кнопка
• таблицы
5. Эффективность дистанционного обучения зависит от:
• эффективности взаимодействия преподавателя и учащихся
• используемых педагогических технологий
• используемых методических материалов и способов их доставки
• эффективности обратной связи
• эффективности выхода в информационные сети
6. Самый популярный сервис сети Интернет:
• WWW
• http
• ftp
• e-mail
7. Верно ли, что цель любой информационной технологии – это производство информации для анализа человеком и принятия на ее основе решения по выполнению какого-либо действия?
• верно
• неверно
8. Что из перечисленного не является поисковой системой Интернета:
• abc.ru
• rambler.ru
• yandex.ru
• aport.ru
9. Персональный компьютер – это…
• устройство для работы с текстами
• электронное вычислительное устройство для обработки чисел
• устройство для хранения информации любого вида
• многофункциональное электронное устройство для работы с информацией и решения задач пользователя
10. В момент включения персонального компьютера программа тестирования персонального компьютера записана в…
• оперативной памяти
• регистрах процессора
• в микросхеме BIOS
• на внешнем носителе
11. Персональный компьютер не будет функционировать, если отключить…
• дисковод
• оперативную память
• мышь
• принтер
12. Отличительная черта открытого программного обеспечения:
• Исходный код программ распространяется бесплатно
• Исходный код программ доступен для просмотра и изменения
• Исходный код программ можно продавать неограниченному числу пользователей
13. К прикладным программам общего назначения относятся:
• текстовые и графические редакторы
• системы управления базами данных (СУБД)
• программы сетевого планирования и управления
• оболочки экспертных систем и систем искусственного интеллекта
• средства разработки приложений
• бухгалтерские программы
14. Прикладные программы называют …
• утилитами
• приложениями
• драйверами
• браузерами
15. Самая известная программа оптического распознавания текстов
• Prompt
• Fine Reader
• Fine Writer
• Stylus


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Зачтено: Даны верные ответы на не менее 67% вопросов.
Не зачтено: Даны правильные ответы на менее 67% вопросов.
Приложения
Приложение 1.   фос ЦТ.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 под общ. ред. В. И. Колесникова Информатика. Общий курс : учебник / 2008. -: основная литература М. : Дашков и К ; М. : Наука-Пресс,, 2008 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Несен А.В. Microsoft Word 2010: от новичка к профессионалу: учеб. пособие "ДМК Пресс", 2011 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Проектирование цифровой образовательной среды portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Программное обеспечение для проведения практических занятий: MS Office, Gimp, Inkscape, система дистанционного обучения Moodle.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
www.researcher.ru – Портал исследовательской деятельности учащихся
http://www.nlr.ru:8101/ - Российская национальная библиотека
http://www.rubricon.ru/ - Крупнейший энциклопедический ресурс Интернета
http://www.gpntb.ru/win/search/ Государственная публичная научно-техническая библиотека России (ГПНТБ России)
http://uwh.lib.msu.su/ - Научная библиотека МГУ им. М.В. Ломоносова
Электронная библиотека: http://do.gendocs.ru
Доступ онлайн Электронная библиотека eLIBRARY.RU

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на практических занятиях, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для индивидуального выполнения или самостоятельного изучения.
Для подготовки к зачету используйте перечень примерных вопросов и заданий, предложенный в ФОС.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, лабораторных занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, лабораторном занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации.
- Продумайте свой ответ на зачете, его логику.