МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История и культура Китая

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра востоковедения
Направление подготовки44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
ПрофильАнглийский язык. Китайский язык
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_03_05_Педобразование_АК-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 20 4 20
Практические 6 22 6 22
Сам. работа 94 39 94 39
Часы на контроль 4 27 4 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Анисимова Инна Владимировна;

Рецензент(ы):
к.и.н.., доцент, Колокольцева Н.Ю.

Рабочая программа дисциплины
История и культура Китая

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)

составлена на основании учебного плана:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра востоковедения

Протокол от 16.07.2023 г. № 7
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор Ю.А. Лысенко


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра востоковедения

Протокол от 16.07.2023 г. № 7
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор Ю.А. Лысенко


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование представлений о истории и культуре Китая как части мировой духовной культуры, приобщение к общечеловеческим и национальным ценностям в различных областях китайской культуры, изучение общих черт и особенностей культурно-исторических периодов, выделяемых в истории Китая, феноменов духовной культуры китайского народа.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3Способен осуществлять развивающую деятельность в процессе преподавания иностранных языков
ПК-3.1 Знает принципы реализации развивающей функции процесса обучения иностранным языкам
ПК-3.2 Умеет разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся
УК-5Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
УК-5.1 Знает основные подходы к изучению культурных явлений; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии во временной ретроспективе, формы межкультурного взаимодействия; особенности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира
УК-5.2 Применяет знания особенностей межкультурного взаимодействия в практической деятельности; критически осмысливает и формирует собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни с учетом их культурно-исторической обусловленности
УК-5.3 Владеет нормами взаимодействия и толерантного поведения в условиях культурного, религиозного, этнического, социального многообразия современного общества
УК-5.4 Владеет приемами презентации результатов собственных теоретических изысканий в области межкультурного взаимодействия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные этапы развития истории и культуры Китая; современные тенденции развития китайской культуры; особенности историчекого процесса в Китае; роль и местго Китая в современном мире
3.2.Уметь:
3.2.1.определять причинно-следственные связи исторических событий, анализировать актуальные исторические, политические, экономичекие, этнокультурные проблемы Китая; характеризовать этические концепции и религиозные традиции и обосновывать их роль в духовной культуре и истории Китая
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами научного анализа исторических процессов; категориальным аппаратом дисциплины и способностью применять его в учебно-исследовательской деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основные этапы исторического развития Китая
1.1. История древнего Китая Лекции 4 4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.2. Китай в эпоху раннего средневековья. Лекции 4 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.3. Равзитие Китая в позднее средневековье. Династия Мин и Цин. Лекции 4 2 Л1.1, Л1.2
1.4. История Китая в новейшее время. Ч. 1. Лекции 4 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.5. Образование КНР. Китай на рубеже XX - XXI вв. Лекции 4 4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.6. Цивилизация как новые этап исторического развития общества. особенности развития китайской цивилизации. Практические 4 2 Л1.1, Л1.2
1.7. Опиумные войны в Китае Практические 4 2 Л1.1, Л1.2
1.8. "Культурная революция" и ее последствия Практические 4 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.9. Реформы Дэн Сяопина Практические 4 2
1.10. Основные направления внешней политика КНР во второй половине XX в. Эволюция советско-/российско/-китайских отношений. Практические 4 2
1.11. Работа с рекомендованной литературой и вопросами для самоконтроля Сам. работа 4 20 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Равзитие духовной культуры Китая: основные направления и тенденции
2.1. История становления китайской письменности. История китайской литературы Лекции 4 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.2. Китайская живопись: основные этапы и школы Лекции 4 2 Л1.1, Л1.2
2.3. Равзитие архитектуры и скульптуры в Китае. Декоративно-прикладное творчество и его историческое значение Лекции 4 2 Л1.1, Л1.2
2.4. Живопись эпохи Тан Практические 4 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.5. Развитие культуры в эпоху Юань Практические 4 2 Л1.1, Л1.2
2.6. Формирование конфуцианского канона и его место в духовной культуре Китая Практические 4 2 Л1.1, Л1.2
2.7. Основные тенденции развития китайской литературы в первой половине XX в. Практические 4 2 Л1.1, Л1.2
2.8. Работа с рекомендованной литературой и вопросами для самоконтроля Сам. работа 4 12 Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Роль и место религии в духовной культуре Китая
3.1. Проникновение в Китай буддизма. Основные школы китайского буддизма Практические 4 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.2. Современное религиозное простанство в Китае: проблема религиозного синкретизма Практические 4 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.3. Работа с рекомендованной литературой и вопросами для самоконтроля Сам. работа 4 7 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.4. Подготовка к экзамену. Экзамен. Экзамен 4 27

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Возникновение китайской цивилизации. Основные тенденции развития Китая в эпоху ранней древности
2. Конфуцианство как этико-философское обоснование китайской цивилизации
3. Экономическое развитие Китая в средние века
4. Китай в эпоху Цин.
5. Общественно-политическая мысль Китая во второй половине XIX - начале XX в.
6. Значение «гоминьдановского» периода в новейшей истории Китая
7. Китай в годы Второй мировой войны
8. Гражданская война между Гоминьданом и КПК (1947 – 1949 гг.)
9. «Культурная революция» в Китае (1966–1976 гг.) и ее последствия
10. Реформы Дэн Сяопина и общество в Китае (1980-е годы)
11.Становление русской-китайских отношений в XVII – первой половине XVIII в.
12. Погранично-территориальный вопрос в советско-(российско)- китайских отношениях во второй половине ХХ – начале ХХI вв.
13. Российско-китайские отношения на современном этапе
14. Стратегия экономических реформ в КНР (80-е гг. XX – начало XXI в.)
15. Становление и развитие традиционной китайской литературы
16. Особенности становления и развития современной китайской литературы (XX – начало XXI в.)
17. Китайское искусство: принципы эстетического обоснования мира
18. Становление и развитие музыкально-театральных жанров в Китае
19. Проникновение буддизма в Китай и его роль в религиозной жизни общества
19. Становление и развитие религиозной системы Китая
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Развитие Китая в эпоху Шан-Инь. Зарождение основ цивилизации.
2. Конфуций и его творчество.
3. Социально-экономическое развитие Китая эпохи Тан. Предпосылки расцвета культуры.
4. Развитие литературы в эпоху Мин
5. Начальный этап формирования станковой живописи (эпоха Шести династий). Творчество Гу Кайчжи.
6. Внешняя политикам в эпоху Цин. Проблема "закрытия" Китая
7. Опиумные войны и превращение Китая в полуколонию
8. Синьхайская революция
9. Гражданская война в Китае
10. Историческмий портрет Мао Цзэдуна
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 И. В. Анисимова [и др.] История Китая [Электронный ресурс]: учеб. пособие АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
Л1.2 Коломиец Г. Г., Колесникова И. В. Мировая культура и искусство: Учебники и учебные пособия для ВУЗов ОГУ, 2016 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Петракова А. Е. Искусство Древнего Востока: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Издательство «СПбКО», 2010 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт по истории древних цивилизаций, мифологии стран древнего Востока. www.ancient-east.ru
Э2 Научная электронная библиотека ELIBRARY.RU включает полнотекстовые версии и библиографические указатели статей из научных журналов по различным отраслям знаний. Режим доступа: www.elibrary.ru
Э3 Электронная библиотека восточной литературы: источники по истории и культуре древнего Египта, народов Передней Азии, древней Индии и древнего Китая eastlib.narod.ru
Э4 Российская национальная библиотека www.nlr.ru
Э5 Электронная библиотека Исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова www.hist.msu.ru
Э6 Курс в Moodle "История культуры Китая" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Сайт по истории древних цивилизаций, мифологии стран древнего Востока. Режим доступа: http://www.ancient-east.ru
Научная электронная библиотека ELIBRARY.RU. Режим доступа: http://www.elibrary.ru/
Российская национальная библиотека Режим доступа: http://www.nlr.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В ходе изучения дисциплины «История и культура Китая» студентам предстоит актуализировать знания по истории Китая, этнографии региона, религии Китая. Дисциплина состоит из 5 разделов, выделенных в соответствии с хронологическим и тематическим принципами.
Освоение дисциплины осуществляется в рамках аудиторных занятий. Большое внимание уделяется самостоятельной работе студента. Степень освоения курса зависит от успехов студента при подготовке и выполнении парктических заданий, умении рационально огранизовать свое учебное время. Работа на лекции - заключается в обсуждении контрольных вопросов, изучении рекомендованной литературы.
На практическом занятии студент должен аргументировано изложить полученные в ходе самостоятельной работы при подготовке знания, участвовать в дискуссии, отстаивать свою позицию, уметь презентовать свое выступление.
Активность студента на занятии предполагает: активное обсуждение на семинарах вопросов, поднимаемых преподавателем; участие в дискуссии, успешное выступление на лекционном или семинарском занятии с презентацией и докладом по теме, одобренной преподавателем.