МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория и методика обучения и воспитания (китайский язык)

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра востоковедения
Направление подготовки44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
ПрофильАнглийский язык. Китайский язык
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_03_05_Педобразование_АК-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 87
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 87 87 87 87
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
Ст. преподаватель, Дикова Н.В.

Рецензент(ы):
к.и.н., Доцент, Колокольцева Н.Ю.

Рабочая программа дисциплины
Теория и методика обучения и воспитания (китайский язык)

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)

составлена на основании учебного плана:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра востоковедения

Протокол от 16.06.2023 г. № 7
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор Ю.А. Лысенко


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра востоковедения

Протокол от 16.06.2023 г. № 7
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор Ю.А. Лысенко


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины «Теория и методика обучения и воспитания (китайский язык)» является сформировать у обучающихся определенную систему знаний по теории и методике преподавания китайского языка, способствовать формированию определенной совокупности методических навыков и умений, обеспечивающих выполнение ими основных педагогических функций учителя китайского языка, что является одной из составляющих частей профессиональной компетенции обучающихся – будущих учителей китайского языка.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.07

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен осуществлять обучение иностранным языкам в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования
ПК-1.1 Владеет формами и методами обучения
ПК-1.2 Знает критерии оценивания знаний и умений обучающихся
ПК-2Способен осуществлять целенаправленную воспитательную деятельность в процессе изучения иностранных языков
ПК-2.1 Проектирует воспитательную деятельность и методы ее реализации с учетом требований ФГОС
ПК-2.2 Умеет организовать различные виды деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.), применяет методы и формы организации коллективных творческих дел, экскурсий, походов, экспедиций и других мероприятий (по выбору)
ПК-2.3 Знает механизмы управления учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность
ПК-3Способен осуществлять развивающую деятельность в процессе преподавания иностранных языков
ПК-3.1 Знает принципы реализации развивающей функции процесса обучения иностранным языкам
ПК-3.2 Умеет разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся
ПК-4Способен к разработке и реализации программ учебных дисциплин по иностранным языкам в рамках основной общеобразовательной программы
ПК-4.1 Знает основные принципы разработки программ учебных дисциплин по иностранным языкам
ПК-4.2 Знает преподаваемый предмет в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов и основной общеобразовательной программы, его истории и места в мировой культуре и науки
ПК-4.3 Реализует цели и содержание программ учебных дисциплин по иностранным языкам в рамках основной общеобразовательной программы
ПК-5Способен разрабатывать учебно-методическое обеспечение образовательного процесса при обучении иностранным языкам
ПК-5.1 Владеет основными образовательными технологиями преподавания иностранных языков
ПК-5.2 Планирует и осуществляет учебный процесс по иностранному языку в соответствии с основными общеобразовательными программами
ПК-5.3 Проводит учебные занятия по иностранному языку, опираясь на достижения в области педагогической и педагогической наук, возрастной физиологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения
ПК-5.4 Организует самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую, в области иностранных языков
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.особенности методики преподавания китайского языка;
цели и задачи преподавания китайского языка;
средства, которыми достигается наиболее оптимальное решение задач преподавания китайского языка;
основы теории и методологии китайского языка;
правила стилистически, грамотного использования русского и иностранного языка в различных ситуациях делового и повседневного общения, в устной коммуникации;
культуру и традиции стран изучаемого языка;
научно-техническую информацию, отечественного и зарубежного опыта по педагогическо-воспитательной деятельности
3.2.Уметь:
3.2.1.составлять планы урока, вести занятия, составлять методические задания по китайскому, составить учебно-методический комплекс в зависимости от уровня аудитории и курса,подготовливать методически грамотные практические занятия различных видов,составлять учебные планы,использовать знания общей теоритической подготовки,организовывать воспитательную деятельность на основе пройденной теории.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методической терминологией и документацией,теоретическими знаниями о методах и подходах, основами организации учебного процесса,методической терминологией и документацией,теоретическими знаниями о методах и подходах,навыками использования русского и иностранного языка в устной и письменной форме в сфере профессиональной коммуникации, в сфере межличностного и межкультурного взаимодействия.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методические принципы обучения китайскому языку
1.1. Методические принципы обучения китайскому языку Лекции 5 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-3.1, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4 Л2.1, Л1.1
Раздел 2.
2.1. Ознакомление с теорией методологии китайского языка. Обсуждение данной темы, написание эссе и рефератов. Практические 5 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-3.1, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4 Л2.1, Л1.1
2.2. Прохождение теста. Сам. работа 5 7 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-3.1, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Цели обучения, пути и средства их достижения
3.1. Цели обучения, пути и средства их достижения Лекции 5 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-3.1, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4 Л2.1, Л1.1
3.2. Аннотирование и реферированиние. Практические 5 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-3.1, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4 Л1.1
3.3. прохождение теста. Сам. работа 5 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-3.1, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4 Л2.1, Л1.1
3.4. Система методов и приемов, обеспечивающих наиболее эффективные пути усвоения материала Лекции 5 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-3.1, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4
3.5. практическая отработска методов и приемов на занятиях у младших курсов. Практические 5 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-3.1, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4
3.6. Подготовка занятия, по выбранному студентом педагогическому методу и приему. Сам. работа 5 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-3.1, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4 Л2.1, Л1.1
3.7. Основные принципы построения китайского языка Лекции 5 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-3.1, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4
3.8. Студенты отрабатывают практические навыки владения китайским языком. Выполняют упражнения на заданные темы, а также анализируют допущенные ошибки. Практические 5 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-3.1, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4
3.9. Самостоятельное составление упражнений на занятия по китайскому языку и отработка их на реальной аудитории. Сам. работа 5 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-3.1, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4 Л2.1, Л1.1
3.10. Соотношение различных видов работы на занятиях китайского языка Лекции 5 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-3.1, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4
3.11. анализирование различных видов практической деятельности на занятиях китайского языка. Практические 5 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-3.1, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4
3.12. проведение теста. Сам. работа 5 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-3.1, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4 Л2.1
3.13. Образовательная и воспитательная функция обучения китайскому языку Лекции 5 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-3.1, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4
3.14. Отработка теоритичсеких знаний. Практические 5 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-3.1, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4
3.15. Подготовка презентаций на заданную тему. выполнение теста. Сам. работа 5 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-3.1, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4 Л2.1, Л1.1
3.16. анашлизирование распрастраненных ошибок, в результате проведенных тестов и самостоятельных работ, курсов, изучающих китайский язык. Сам. работа 5 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-3.1, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4 Л2.1, Л1.1
3.17. выполнение итогового теста Сам. работа 5 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-3.1, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4 Л2.1, Л1.1
3.18. подготовка к экзамену. Сам. работа 5 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-3.1, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Дайте определение терминам: методика, коммуникация, языковые навыки, тайминг.
2. Охарактеризуйте системы методов и приемов в обучении иероглифики, фонетики, аудирования и чтения.
3. Цели и задачи обучения второго иностранного языка (китайский).
4. Какая последовательность в выполнении упражнений на уроке и должна ли она быть?
5. Назовите основные принципы и особенности планирования урока.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. По какому принципу, по вашему мнению, должен отбираться языковой материал для подготовки к уроку?
3. Особенности преподавания кит.яз в средней школе (реферат)
4. В чем по вашему мнению заключается коммуникативный подход в преподавании языка? (эссе)
5. Развития навыков устной речи: теория, методика, практика. (Курсовая работа)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. Расскажите теорию и методику преподавания фонетики и иероглифики китайского языка.
2. Назовите основные методологические основы в преподавании китайского языка.
Приложения
Приложение 1.   ФОС теория и методика.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Глазунов, Дмитрий Александрович Китайский язык [Электронный ресурс]: учеб. пособие , 2017 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кондрашевский А. Ф Практический курс китайского языка : учеб. для вузов: в 2т. М.: АСТ: Восток-Запад, 2007
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Большой китайско-русский словарь bkrs.info
Э2 он-лайн курс portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://learn-chinese.ru/ Полезные материалы для изучения китайского языка
http://www.studychinese.ru/ Китайский язык онлайн
http://www.jazyki.ru/kitajskij Языковой портал, полезные ссылки на словари, форумы и т.п.
http://www.kitaist.info/ Информация о Китае, учебные материалы, словари и т.п.
http://www.chinalanguage.com Сайт на английском языке: учебные пособия, словари, форумы и т.п.
http://eleaston.com/chinese.html Сайт на английском языке
http://zhongwen.com/ Китайские иероглифы и культура, англо-китайский сайт

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Освоение дисциплины происходит как в результате лекционных и семинарских занятий, так и самостоятельной работы обучающихся. После лекции рекомендуется ознакомиться с материалами, предоставленными преподавателем.