МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы андрагогики

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
ПрофильИстория. Обществознание
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_03_05_Педобразование_ИО-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.пед.н., доцент, Петухова Е.А.

Рецензент(ы):
д.психол.н., зав. кафедрой, Ральникова И.А.

Рабочая программа дисциплины
Основы андрагогики

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)

составлена на основании учебного плана:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова И.А., д.пс.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.на основе изучения современной концепции образования взрослых заложить фундамент системы знаний о теории обучения взрослых; сформировать первоначальные навыки проведения занятий со взрослыми с применением современных методов организации учебной деятельности; способствовать осознанному и адекватному внешним условиям выбору магистрантами соответствующей андрагогической позиции

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен осуществлять обучение истории и праву в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования
ПК-1.1 Знает сущность, структуру, функции, движущие силы обучения истории и обществознанию в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования
ПК-1.2 Умеет ставить цели, проектировать содержание, оптимально отбирать методы обучения, формы и средства обучения истории и обществознанию
ПК-1.3 Владеет методами обучения истории и обществознания в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-1.1: Знает сущность, структуру, функции, движущие силы обучения истории и обществознанию в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-1.2: Умеет ставить цели, проектировать содержание, оптимально отбирать методы обучения, формы и средства обучения истории и обществознанию
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-1.3: Владеет методами обучения истории и обществознания в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы андрагогики
1.1. Предметная область андрагогики Лекции 5 2 Л2.1, Л1.1
1.2. Взрослый человек как субъект образования Практические 5 2 Л2.1, Л1.1
1.3. Дидактические основы обучения взрослых Сам. работа 5 32 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Модели обучения
2.1. Педагогическая и андрагогическая модели обучения Лекции 5 1 Л2.1, Л1.1
2.2. Модели деятельности преподавателя-андрагога и взрослого обучающегося Практические 5 2 Л2.1, Л1.1
2.3. Андрагог в системе образования взрослых Сам. работа 5 32 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Психологические принципы обучения взрослых
3.1. Принципы динамического обучения Лекции 5 1 Л2.1, Л1.1
3.2. Модель динамического обучения Практические 5 2 Л2.1, Л1.1
3.3. Избегание стресса и страха Сам. работа 5 30 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3501
ПК-1: Способен осуществлять обучение истории и праву в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования.
Примеры заданий закрытого типа
1. Что такое непрерывное образование...
а) Это процесс и результат развития личности в реально функционирующей системе государственных и общественных учреждений, обеспечивающих возможность общеобразовательной и специальной подготовки человека
б) Это результат развития личности в реально функционирующей системе государственных учреждений, обеспечивающих возможность общеобразовательной и специальной подготовки человека
в) Это процесс и результат развития личности в реально функционирующей системе государственных и общественных учреждений, обеспечивающих возможность профессиональной подготовки человека
Ответ: а
2. Программа и курсы, завершение которых не сопровождается получением сертификата, дающего право заниматься профессиональной деятельностью, — это...
а) неформальное образование
б) непрерывное образование
в) самообразование
Ответ: а
3. Учебная деятельность, направленная на формирование готовности работника к выполнению более сложных трудовых функций, — это...
а) повышение квалификации
б) переподготовка
в) самообразование
Ответ: а
4. Деятельность по оказанию превентивной и оперативной помощи в решении индивидуальных проблем — это...
а) психологическая помощь
б) коррекционная деятельность
в) педагогическая поддержка
Ответ: в
5. Длительное и систематическое наблюдение в ходе обучения одних и тех же педагогических явлений, позволяющее их глубоко изучить и проанализировать — это...
а) педагогический эксперимент
б) лонгитюдное исследование
в) педагогическое наблюдение
Ответ: б
6. Воспитание потребности в здоровье, формирование научного понимания сущности здорового образа жизни и выработки соответствующего поведения — это...
а) физическое образование
б) физическое воспитание
в) валеологическое образование
Ответ: в
7. Способность педагога дать себе и своим поступкам объективную оценку, понять, как его воспринимают обучающиеся — это...
а) самокритика
б) педагогическая рефлексия
в) самооценка
Ответ: б
8. Устойчивая настроенность внутреннего мира людей, сплачивающая их в социальные и исторические общности — это...
а) ментальность
б) толерантность
в) рефлексия
Ответ: а
9. Образование, цели и содержание которого не предусмотрены обязательной программой учебного заведения — это...
а) дополнительное образование
б) непрерывное образование
в) политехническое образование
Ответ: а
10. Процесс формирования и обогащения установок, освоения новых знаний и умений, протекающий вне рамок системы образования, т.е. в ходе повседневной жизнедеятельности человека — это...
а) информальное образование
б) неформальное образование
в) формальное образование
Ответ: а
11. Образовательная технология, при которой человек, проживающий в любом месте, получает возможность изучать программу любого колледжа или университета посредством современных информационных технологий — это...
а) дистанционное образование
б) информационное образование
в) дополнительное образование
Ответ: а
12. Образовательная технология — ...
а) это совокупность психолого-педагогических установок, приемов, методов обучения.
б) это содержательная техника реализации учебного процесса
в) это система совместной деятельности учащихся и учи теля по проектированию, организации и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата
Ответ: в
13. Раздел теории обучения, раскрывающий специфические закономерности освоения знаний и умений взрослым субъектом учебной деятельности, а также особенности руководства этой деятельностью со стороны профессионального педагога — это...
а) специальная педагогика
б) андрагогика
в) валеология
Ответ: б
14. Как называется стадия профессионального развития личности, по теории Э.Ф. Зеера, основными психологическими новообразованиями которой являются: профессиональная позиция, интегративные профессионально значимые констелляции (метапрофессиональные качества), индивидуальный стиль деятельности, квалифицированный труд?
а) адаптивная профессионализация
б) первичная профессионализация
в) вторичная профессионализация
Ответ: б
15. Каким термином обозначается модель дистанционного обучения, предполагающая, что обучающийся находится на достаточно далеком расстоянии от образовательного учреждения, но при этом он может обучаться и дистанционно и через непосредственный контакт с преподавателем?
а) комбинированная
б) диффузная
в) сетевая
Ответ: в
Примеры заданий открытого типа
1. Понятие андрагогика было введено в научный обиход немецким историком педагогики _____________
Ответ: А. Каппом
2. Понятие андрагогика было введено в научный обиход в __________году.
Ответ: 1833 г.
3. Андрагогика – это наука об _________________
Ответ: Обучении взрослых
4. Отличается ли обучение взрослых от обучения детей (да, нет) ___________
Ответ: Да
5. Программа дополнительного профессионального образования объемом в 72 часа – это программа _______________________
Ответ повышения квалификации
6. Программа дополнительного профессионального образования объемом в 500 часов – это программа _______________________
Ответ: профессиональной переподготовки
7. Одной из форм дополнительного профессионального образования является стажировка. Её основная цель —_________________
Ответ: формирование и закрепление на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки.
8. В чем отличие андрагогической модели обучения от педагогической_______________
Ответ: В андрагогической модели обучающийся занимает позицию ведущего, участвуя в планировании и реализации учебного процесса, в оценивании своих результатов. Роль педагога состоит не в том, чтобы «вести», а в том, чтобы помочь обучающемуся в организации познания и применении новых знаний и умений.
9. Целенаправленный процесс интерактивного взаимодействия обучающих и обучающихся между собой и со средствами обучения, инвариантный к их расположению в пространстве и времени, который реализуется в специфической дидактической системе – это____________________________
Ответ: Дистанционное обучение
10. Перечислите средства, используемые в системе дистанционного обучения (не менее 3)
Ответ: печатные и электронные издания; компьютерные обучающие системы в обычных и мультимедийных вариантах исполнения; учебные аудио- и видеоматериалы; компьютерные сети.
11. Долговременная цель развития дистанционного обучения в мире — дать возможность обучающемуся в любом месте пройти курс обучения любого колледжа или университета (да, нет)
Ответ: Да
12. Организационная форма дополнительного образования взрослых, целью которой является дать практические знания, навыки и умения в области управления бизнесом лицам, уже имеющим высшее образование _______________________
Ответ: Бизнес-школа
13. Воркшоп - интенсивное учебное мероприятие, на котором участники учатся, прежде всего, благодаря собственной активной работе (да, нет)
Ответ: да
14. Взрослые часто сопротивляются попыткам извне перенести их знания на новую основу (да, нет)
Ответ: Да
15. Отличается ли воркшоп от лекции, семинара, тренинга (да, нет)
Ответ: Да
16. Лицо, выполняющее социально значимые продуктивные роли (гражданина, работника, члена семьи), лицо, обладающее: физиологической, психологической, социальной, нравственной зрелостью, лицо, обладающее: относительной экономической независимостью, жизненным опытом и уровнем самосознания, достаточными для ответственного самоуправляемого поведения – это характеристики ___________________
Ответ: взрослого человека
17. Наука об обучении человека на протяжении всей жизни – это __________________
Ответ: Антропагогика
18. Отрасль педагогической науки, раскрывающая теоретические и практические проблемы обучения, воспитания и образования взрослого человека в течение всей его жизни_______________________
Ответ: Андрагогика
19. Автор фундаментального труда по андрагогике «Современная практика образования взрослых. Андрагогика против педагогики», котором были сформулированы основные положения андрагогики________________
Ответ: М.Ш. Ноулс
20. Оптимальной формой обучения для взрослых является______________форма обучения
Ответ: групповая
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля (в соответствии с технологической картой) и набравшие не менее 60 баллов, получают зачет автоматически.
Для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости, организуется зачет в форме письменного опроса по всему изученному курсу.
Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 5.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 М.Т. Громкова Андрагогика: теория и практика образования взрослых: учебное пособие М.: Юнити-Дана, 2015 // ЭБС «Университетская библиотека online», 2 biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115183
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 С. И. Змеев Технология обучения взрослых: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2002
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Основы андрагогики Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
Э2 Основы андрагогики ЭБС Алтайского государственного университета-http://elibrary.asu.ru
Э3 Основы андрагогики Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации по проведению практических занятий
Практические занятия - один из видов практического обучения, имеющий целью закрепление теоретических знаний и формирование практических умений и навыков.
Практические занятия способствуют более глубокому пониманию теоретического материала учебного курса, а также развитию, формированию и становлению различных уровней составляющих профессиональной компетентности студентов, пониманию межпредметных связей.
В процессе практического занятия студенты обсуждают поставленные вопросы под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала. Выполнение студентами практических занятий направлено на:
• обобщение, систематизацию, углубление теоретических знаний;
• формирование умений применять полученные знания в практической деятельности;
• развитие аналитических, проектировочных, конструктивных умений;
• выработку самостоятельности, ответственности, точности и творческой инициативы.оставляющие образования
формируются именно в процессе самостоятельной работы студентов.
Самостоятельная учебная деятельность студентов направлена на:
- расширение и углубление профессиональных знаний по отдельным темам;
- усвоение умений и навыков практической работы;
- развитие умений самопознания и саморазвития.
Для развития познавательной функции студентов, осмысленного усвоения знаний и понимания сущности понятий, теоретических положений и их связи и эмпирическими фактами используются следующие виды заданий:
- формулирование отдельных мыслей текста в другой стилистической и синтаксической формах;
- формулирование резюме по прочитанному материалу;
- составление опорной графической схемы с текстовыми пояснениями;
- составление краткого конспекта текста.