Закреплена за кафедрой | Кафедра социальной психологии и педагогического образования |
---|---|
Направление подготовки | 44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) |
Профиль | История. Обществознание |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z44_03_05_Педобразование_ИО-2022 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 5 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 6 | 6 | 6 | 6 |
Сам. работа | 94 | 94 | 94 | 94 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
1.1. | на основе изучения современной концепции образования взрослых заложить фундамент системы знаний о теории обучения взрослых; сформировать первоначальные навыки проведения занятий со взрослыми с применением современных методов организации учебной деятельности; способствовать осознанному и адекватному внешним условиям выбору магистрантами соответствующей андрагогической позиции |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01 |
ПК-1 | Способен осуществлять обучение истории и праву в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования |
ПК-1.1 | Знает сущность, структуру, функции, движущие силы обучения истории и обществознанию в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования |
ПК-1.2 | Умеет ставить цели, проектировать содержание, оптимально отбирать методы обучения, формы и средства обучения истории и обществознанию |
ПК-1.3 | Владеет методами обучения истории и обществознания в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | ПК-1.1: Знает сущность, структуру, функции, движущие силы обучения истории и обществознанию в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | ПК-1.2: Умеет ставить цели, проектировать содержание, оптимально отбирать методы обучения, формы и средства обучения истории и обществознанию |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | ПК-1.3: Владеет методами обучения истории и обществознания в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Основы андрагогики | ||||||
1.1. | Предметная область андрагогики | Лекции | 5 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
1.2. | Взрослый человек как субъект образования | Практические | 5 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
1.3. | Дидактические основы обучения взрослых | Сам. работа | 5 | 32 | Л2.1, Л1.1 | |
Раздел 2. Модели обучения | ||||||
2.1. | Педагогическая и андрагогическая модели обучения | Лекции | 5 | 1 | Л2.1, Л1.1 | |
2.2. | Модели деятельности преподавателя-андрагога и взрослого обучающегося | Практические | 5 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
2.3. | Андрагог в системе образования взрослых | Сам. работа | 5 | 32 | Л2.1, Л1.1 | |
Раздел 3. Психологические принципы обучения взрослых | ||||||
3.1. | Принципы динамического обучения | Лекции | 5 | 1 | Л2.1, Л1.1 | |
3.2. | Модель динамического обучения | Практические | 5 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
3.3. | Избегание стресса и страха | Сам. работа | 5 | 30 | Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3501 ПК-1: Способен осуществлять обучение истории и праву в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования. Примеры заданий закрытого типа 1. Что такое непрерывное образование... а) Это процесс и результат развития личности в реально функционирующей системе государственных и общественных учреждений, обеспечивающих возможность общеобразовательной и специальной подготовки человека б) Это результат развития личности в реально функционирующей системе государственных учреждений, обеспечивающих возможность общеобразовательной и специальной подготовки человека в) Это процесс и результат развития личности в реально функционирующей системе государственных и общественных учреждений, обеспечивающих возможность профессиональной подготовки человека Ответ: а 2. Программа и курсы, завершение которых не сопровождается получением сертификата, дающего право заниматься профессиональной деятельностью, — это... а) неформальное образование б) непрерывное образование в) самообразование Ответ: а 3. Учебная деятельность, направленная на формирование готовности работника к выполнению более сложных трудовых функций, — это... а) повышение квалификации б) переподготовка в) самообразование Ответ: а 4. Деятельность по оказанию превентивной и оперативной помощи в решении индивидуальных проблем — это... а) психологическая помощь б) коррекционная деятельность в) педагогическая поддержка Ответ: в 5. Длительное и систематическое наблюдение в ходе обучения одних и тех же педагогических явлений, позволяющее их глубоко изучить и проанализировать — это... а) педагогический эксперимент б) лонгитюдное исследование в) педагогическое наблюдение Ответ: б 6. Воспитание потребности в здоровье, формирование научного понимания сущности здорового образа жизни и выработки соответствующего поведения — это... а) физическое образование б) физическое воспитание в) валеологическое образование Ответ: в 7. Способность педагога дать себе и своим поступкам объективную оценку, понять, как его воспринимают обучающиеся — это... а) самокритика б) педагогическая рефлексия в) самооценка Ответ: б 8. Устойчивая настроенность внутреннего мира людей, сплачивающая их в социальные и исторические общности — это... а) ментальность б) толерантность в) рефлексия Ответ: а 9. Образование, цели и содержание которого не предусмотрены обязательной программой учебного заведения — это... а) дополнительное образование б) непрерывное образование в) политехническое образование Ответ: а 10. Процесс формирования и обогащения установок, освоения новых знаний и умений, протекающий вне рамок системы образования, т.е. в ходе повседневной жизнедеятельности человека — это... а) информальное образование б) неформальное образование в) формальное образование Ответ: а 11. Образовательная технология, при которой человек, проживающий в любом месте, получает возможность изучать программу любого колледжа или университета посредством современных информационных технологий — это... а) дистанционное образование б) информационное образование в) дополнительное образование Ответ: а 12. Образовательная технология — ... а) это совокупность психолого-педагогических установок, приемов, методов обучения. б) это содержательная техника реализации учебного процесса в) это система совместной деятельности учащихся и учи теля по проектированию, организации и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата Ответ: в 13. Раздел теории обучения, раскрывающий специфические закономерности освоения знаний и умений взрослым субъектом учебной деятельности, а также особенности руководства этой деятельностью со стороны профессионального педагога — это... а) специальная педагогика б) андрагогика в) валеология Ответ: б 14. Как называется стадия профессионального развития личности, по теории Э.Ф. Зеера, основными психологическими новообразованиями которой являются: профессиональная позиция, интегративные профессионально значимые констелляции (метапрофессиональные качества), индивидуальный стиль деятельности, квалифицированный труд? а) адаптивная профессионализация б) первичная профессионализация в) вторичная профессионализация Ответ: б 15. Каким термином обозначается модель дистанционного обучения, предполагающая, что обучающийся находится на достаточно далеком расстоянии от образовательного учреждения, но при этом он может обучаться и дистанционно и через непосредственный контакт с преподавателем? а) комбинированная б) диффузная в) сетевая Ответ: в Примеры заданий открытого типа 1. Понятие андрагогика было введено в научный обиход немецким историком педагогики _____________ Ответ: А. Каппом 2. Понятие андрагогика было введено в научный обиход в __________году. Ответ: 1833 г. 3. Андрагогика – это наука об _________________ Ответ: Обучении взрослых 4. Отличается ли обучение взрослых от обучения детей (да, нет) ___________ Ответ: Да 5. Программа дополнительного профессионального образования объемом в 72 часа – это программа _______________________ Ответ повышения квалификации 6. Программа дополнительного профессионального образования объемом в 500 часов – это программа _______________________ Ответ: профессиональной переподготовки 7. Одной из форм дополнительного профессионального образования является стажировка. Её основная цель —_________________ Ответ: формирование и закрепление на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки. 8. В чем отличие андрагогической модели обучения от педагогической_______________ Ответ: В андрагогической модели обучающийся занимает позицию ведущего, участвуя в планировании и реализации учебного процесса, в оценивании своих результатов. Роль педагога состоит не в том, чтобы «вести», а в том, чтобы помочь обучающемуся в организации познания и применении новых знаний и умений. 9. Целенаправленный процесс интерактивного взаимодействия обучающих и обучающихся между собой и со средствами обучения, инвариантный к их расположению в пространстве и времени, который реализуется в специфической дидактической системе – это____________________________ Ответ: Дистанционное обучение 10. Перечислите средства, используемые в системе дистанционного обучения (не менее 3) Ответ: печатные и электронные издания; компьютерные обучающие системы в обычных и мультимедийных вариантах исполнения; учебные аудио- и видеоматериалы; компьютерные сети. 11. Долговременная цель развития дистанционного обучения в мире — дать возможность обучающемуся в любом месте пройти курс обучения любого колледжа или университета (да, нет) Ответ: Да 12. Организационная форма дополнительного образования взрослых, целью которой является дать практические знания, навыки и умения в области управления бизнесом лицам, уже имеющим высшее образование _______________________ Ответ: Бизнес-школа 13. Воркшоп - интенсивное учебное мероприятие, на котором участники учатся, прежде всего, благодаря собственной активной работе (да, нет) Ответ: да 14. Взрослые часто сопротивляются попыткам извне перенести их знания на новую основу (да, нет) Ответ: Да 15. Отличается ли воркшоп от лекции, семинара, тренинга (да, нет) Ответ: Да 16. Лицо, выполняющее социально значимые продуктивные роли (гражданина, работника, члена семьи), лицо, обладающее: физиологической, психологической, социальной, нравственной зрелостью, лицо, обладающее: относительной экономической независимостью, жизненным опытом и уровнем самосознания, достаточными для ответственного самоуправляемого поведения – это характеристики ___________________ Ответ: взрослого человека 17. Наука об обучении человека на протяжении всей жизни – это __________________ Ответ: Антропагогика 18. Отрасль педагогической науки, раскрывающая теоретические и практические проблемы обучения, воспитания и образования взрослого человека в течение всей его жизни_______________________ Ответ: Андрагогика 19. Автор фундаментального труда по андрагогике «Современная практика образования взрослых. Андрагогика против педагогики», котором были сформулированы основные положения андрагогики________________ Ответ: М.Ш. Ноулс 20. Оптимальной формой обучения для взрослых является______________форма обучения Ответ: групповая КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. • «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. • «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. • «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. • «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета. Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля (в соответствии с технологической картой) и набравшие не менее 60 баллов, получают зачет автоматически. Для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости, организуется зачет в форме письменного опроса по всему изученному курсу. Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 5. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | М.Т. Громкова | Андрагогика: теория и практика образования взрослых: учебное пособие | М.: Юнити-Дана, 2015 // ЭБС «Университетская библиотека online», 2 | biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115183 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | С. И. Змеев | Технология обучения взрослых: учеб. пособие для вузов | М.: Академия, 2002 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Основы андрагогики | Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) | ||
Э2 | Основы андрагогики | ЭБС Алтайского государственного университета-http://elibrary.asu.ru | ||
Э3 | Основы андрагогики Moodle | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); 2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); 3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); 5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); 6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); 7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); 8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); 9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); 10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); 11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); 12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Методические рекомендации по проведению практических занятий Практические занятия - один из видов практического обучения, имеющий целью закрепление теоретических знаний и формирование практических умений и навыков. Практические занятия способствуют более глубокому пониманию теоретического материала учебного курса, а также развитию, формированию и становлению различных уровней составляющих профессиональной компетентности студентов, пониманию межпредметных связей. В процессе практического занятия студенты обсуждают поставленные вопросы под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала. Выполнение студентами практических занятий направлено на: • обобщение, систематизацию, углубление теоретических знаний; • формирование умений применять полученные знания в практической деятельности; • развитие аналитических, проектировочных, конструктивных умений; • выработку самостоятельности, ответственности, точности и творческой инициативы.оставляющие образования формируются именно в процессе самостоятельной работы студентов. Самостоятельная учебная деятельность студентов направлена на: - расширение и углубление профессиональных знаний по отдельным темам; - усвоение умений и навыков практической работы; - развитие умений самопознания и саморазвития. Для развития познавательной функции студентов, осмысленного усвоения знаний и понимания сущности понятий, теоретических положений и их связи и эмпирическими фактами используются следующие виды заданий: - формулирование отдельных мыслей текста в другой стилистической и синтаксической формах; - формулирование резюме по прочитанному материалу; - составление опорной графической схемы с текстовыми пояснениями; - составление краткого конспекта текста. |