МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История России с древнейших времен до конца XVIII века

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
ПрофильИстория. Право
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz44_03_05_Педобразование_ИП-2021
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 179
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 2

Распределение часов по курсам

Курс 1 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6 12 12
Практические 8 8 8 8 16 16
Сам. работа 94 94 85 85 179 179
Часы на контроль 0 0 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108 216 216

Программу составил(и):
к.и.н., Ст.преп., Гряникова Г.А.

Рецензент(ы):
к.и.н., Доцент, Колокольцева Н.Ю.

Рабочая программа дисциплины
История России с древнейших времен до конца XVIII века

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)

составлена на основании учебного плана:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Демчик Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Демчик Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины "История России" являются формирование у студентов комплексного представления о культурно-историческом своеобразии России, ее месте в мировой и европейской цивилизации; формирование систематизированных знаний об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, с акцентом на изучение истории России; введение в круг исторических проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков получения, анализа и обобщения исторической информации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-8 Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
ПК-1 Способен осуществлять обучение истории и праву в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Характеризовать особенности внутренней и внешней политики России на отдельных этапах развития.
3.2.Уметь:
3.2.1.Определять значение и последствия деятельности великих личностей в российской и всемирной истории.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Устанавливать действие закономерностей исторического процесса.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. История России (с древнейших времен до конца первой трети XVI в.)
1.1. Проблемы этногенеза славян и этнокультурные процессы в восточном славянстве Лекции 1 3 ПК-1, ОПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Проблемы этногенеза славян и этнокультурные процессы в восточном славянстве Сам. работа 1 20 ПК-1, ОПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Происхождение и ранняя история восточных славян с древнейших времен до образования Древнерусского государства Практические 1 2 ПК-1, ОПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.4. Происхождение и ранняя история восточных славян с древнейших времен до образования Древнерусского государства Сам. работа 1 20 ПК-1, ОПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.5. Начало формирования российской цивилизации Лекции 1 3 ПК-1, ОПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.6. Начало формирования российской цивилизации Сам. работа 1 20 ПК-1, ОПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.7. Рождение Древнерусского государства и начало формирования древнерусской или российской цивилизации Практические 1 2 ПК-1, ОПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.8. Рождение Древнерусского государства и начало формирования древнерусской или российской цивилизации Сам. работа 1 12 ПК-1, ОПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.9. Крещение Руси и становление духовного единства Древнерусского общества Практические 1 2 ПК-1, ОПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.10. Крещение Руси и становление духовного единства Древнерусского общества Сам. работа 1 20 ПК-1, ОПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.11. Русская Правда как основной источник для реконструкции социально-экономического строя Киевской Руси Практические 1 2 ПК-1, ОПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.12. Русская Правда как основной источник для реконструкции социально-экономического строя Киевской Руси Сам. работа 1 2 ПК-1, ОПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.13. Причины вхождения Руси в период политической раздробленности Лекции 2 2 ПК-1, ОПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.14. Русь в период политической раздробленности. Формирование цивилизационных и социально-государственных альтернатив развития Практические 2 2 ПК-1, ОПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.15. Русь в период политической раздробленности. Формирование цивилизационных и социально-государственных альтернатив развития Сам. работа 2 8 ПК-1, ОПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.16. Русь в период монголо-татарских завоеваний и вассальной зависимости от Золотой Орды Сам. работа 2 8 ПК-1, ОПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.17. Объединительный процесс в северо-восточных русских землях и создание на территории Великороссии единого Московского государства (XIV - первая треть XVI в.) Лекции 2 2 ПК-1, ОПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.18. Объединительный процесс в северо-восточных русских землях и создание на территории Великороссии единого Московского государства (XIV - первая треть XVI в.) Сам. работа 2 8 ПК-1, ОПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.19. Судьбы древнерусских земель во второй половине XIII – XV вв. Сам. работа 2 2 ПК-1, ОПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.20. Московское государство конца XV - первой трети XVI в Сам. работа 2 1 ПК-1, ОПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.21. Возникновение культурного единства в Московской руси в XV – начале XVI в. Сам. работа 2 1 ПК-1, ОПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. История России вторая треть XVI - конец XVIII в.
2.1. Политический строй России XVI в.: поиск моделей и путей развития Сам. работа 2 4 ПК-1, ОПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Царская власть и опричнина: генезис, содержательные характеристики и взаимосвязь явлений Сам. работа 2 2 ПК-1, ОПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Царская власть и опричнина: генезис, содержательные характеристики и взаимосвязь явлений Сам. работа 2 4 ПК-1, ОПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.4. Социально-экономическое развитие России в XVI в. Сам. работа 2 4 ПК-1, ОПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.5. Становление основных направлений внешней политики и территориальные приобретения Российского государства в XVI в. Сам. работа 2 4 ПК-1, ОПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.6. Эволюция судебно-правовой системы в Русском государстве XVI в. Сам. работа 2 2 ПК-1, ОПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.7. Ведущие тенденции эволюции социально-экономических отношений в Московском государстве второй половины XVI – начале XVII в. Сам. работа 2 2 ПК-1, ОПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.8. Причины Смутного времени Сам. работа 2 2 ПК-1, ОПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.9. Смутное время в истории России Сам. работа 2 3 ПК-1, ОПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.10. Эволюция политического строя Российского государства в XVII в Сам. работа 2 3 ПК-1, ОПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.11. Социальные и религиозные движения XVII в. Практические 2 2 ПК-1, ОПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.12. Социальные и религиозные движения XVII в. Сам. работа 2 2 ПК-1, ОПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.13. Внешняя политика России в XVII в.: борьба за восстановление могущества Сам. работа 2 4 ПК-1, ОПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.14. Сельское хозяйство, промышленность и торговля в XVII в. Сам. работа 2 4 ПК-1, ОПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.15. Власть, реформы и общество при Петре I Лекции 2 2 ПК-1, ОПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.16. Оценка личности Петра I и результатов реализации его программы по европеизации России Сам. работа 2 6 ПК-1, ОПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.17. Эпоха дворцовых переворотов и ее значение для исторического развития России Практические 2 2 ПК-1, ОПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.18. Эпоха дворцовых переворотов и ее значение для исторического развития России Сам. работа 2 4 ПК-1, ОПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.19. Сравнительная характеристика экономического развития России в XVII–XVIII вв. Сам. работа 2 4 ПК-1, ОПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.20. Эволюция социально-политического развития России во второй половине XVIII и протоевропеизация страны Сам. работа 2 3 ПК-1, ОПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.21. Основные направления внешней политики России во второй половине XVIII в.: укрепление имперского могущества Практические 2 2 ПК-1, ОПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
ВОПРОС 1. Исторический метод, выявляющий различия и сходство общественных явлений, называется:
а) ретроспективный;
б) описательно-повествовательный;
в) сравнительно-исторический;
г) биографический.
ОТВЕТ:в

ВОПРОС 2:Одно действие, локализованное в историческом пространстве и историческом времени называется...
а)историческим фактом
б)историческим событием
в)историческим экспериментом
г)историческим процессом
ОТВЕТ:а

ВОПРОС 3:Несколько исторических действий произошедших примерно в одно время и в одном месте называется ...
а)историческим фактом
б)историческим событием
в)историческим экспериментом
г)историческим процессом
ОТВЕТ:б

ВОПРОС 4:Анализ исторического источника, проводимый с помощью методов исторического исследования, направленный на извлечение исторических фактов называется...
а)историческим экспериментом
б)историческим процессом
в)историческим событием
г)историческим фактом
ОТВЕТ:а

ВОПРОС 5:Методологический подход, положивший в основу изучения истории тот или иной способ производства, который характеризуется определенным уровнем и характером развития производительных сил и соответствующими этому уровню и характеру производственными отношениями, получил название...
а)цивилизационный подход
б)формационный подход
в)многофакторный подход
г)теория локальных цивилизаций
ОТВЕТ:б

ВОПРОС 6:Историческая хронология изучает
а)системы летосчисления и календари разных народов и государств, помогает устанавливать даты исторических событий и время создания исторических источников
б)гербы, а также традиций и практики их использования
в)печати (матрицы) и их оттиски на различных материалах
г)историю монетной чеканки и монетного обращения
ОТВЕТ:а

ВОПРОС 7. Прогностическая функция науки заключается в:
а) формировании у людей научной картины мира;
б) поиске и производстве новых знаний;
в) составлении прогнозов о последствиях изменения окружающего мира, о возможных опасных тенденциях развития общества и рекомендаций по преодолению возможных конфликтов;
г) в обучении, развитии и воспитании людей.
ОТВЕТ:в

ВОПРОС 8. Метод, направленный на выявление основного содержания документа по частотам встречаемости слов и словосочетаний:
а) экстраполяция
б) контент-анализ
в) ретроспективный
г) анализ
ОТВЕТ: б

ВОПРОС 9. Культурно-мировоззренческая функция науки характеризуется:
а) формирование у людей научной картины мира
б) определение путей и способов практического использования добытых знаний, превращение науки в производительную силу общества
в) составление прогнозов о последствиях изменения окружающего мира, о возможных опасных тенденциях развития общества и рекомендации по преодолению возможных конфликтов
г) поиске и производстве новых знаний
ОТВЕТ: а

ВОПРОС 10. Исторический метод, выявляющий различия и сходство общественных явлений, называется:
а) ретроспективный;
б) описательно-повествовательный;
в) сравнительно-исторический;
г) биографический.
ОТВЕТ:в

ВОПРОС 11:Сфрагистика изучает
а)системы летосчисления и календари разных народов и государств, помогает устанавливать даты исторических событий и время создания исторических источников
б)гербы, а также традиций и практики их использования
в)печати (матрицы) и их оттиски на различных материалах
г)историю монетной чеканки и монетного обращения
ОТВЕТ:в

ВОПРОС 12. Выберите из предложенных одно правильное утверждение:
а) Конечным результатом функционального анализа урока является определение его развивающей цели;
б) Эмпирическое осознание исторических явлений происходит на репродуктивном, воспроизводящем уровне.
в) поисковая деятельность учащихся на уроках отличается новым способом действий и новым результатом познания исторической действительности.
г) При структурном анализе исторических фактов учитель может считать главными те, которые вызывают у учащихся бурную реакцию.
ОТВЕТ:в

ВОПРОС 13. К учебно-методическим комплексам не относится:
а) Учебные пособия
б) Методическая литература
в) Оформление кабинета истории
г) Наглядные средства обучения
ОТВЕТ: в
ВОПРОС 14. Какой из терминов выражает внешнюю сторону процесса обучения истории?
а) Прием
б) Умение
в) Метод
г) Действие
ОТВЕТ:г

ВОПРОС 15. Слово «методика» в переводе с древнегреческого означает
а) Педагогическая наука
б) Школьная методология
в) Путь исследования
г) Метод изучения
ОТВЕТ:в

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
ВОПРОС 1:Назовите два этапа источниковедческой критики:
ОТВЕТ:внешняя и внутренняя критика

ВОПРОС 2. Назовите виды письменных исторических источников.
ОТВЕТ:летописи,законодательные,делопроизводственные, статистические, документы личного происхождения (мемуары, дневники, письма)

ВОПРОС 3: Дайте термин согласно приведенному определению.
___________ — весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс и запечатлевших отдельные факты и свершившиеся события, на основании которых воссоздается представление о той или иной исторической эпохе, выдвигаются гипотезы о причинах или последствиях, повлёкших за собой те или иные исторические события.
ОТВЕТ: Исторический источник

ВОПРОС 4: Дайте термин согласно приведенному определению.
___________ — это последовательная череда сменяющих друг друга событий, в которых проявилась деятельность многих поколений людей.
ОТВЕТ: Исторический процесс

ВОПРОС 5:Прочитайте определение системного элемента науки и дайте ему определение.
«То, что произошло на самом деле и зафиксировано точным измерением его качественных и количественных параметров в знаковой форме конкретного языка науки».
ОТВЕТ: Научный факт

ВОПРОС 6: Прочитайте определение системного элемента науки и дайте ему определение.
«Актуальное противоречие, возникающее между теоретически незавершённым образом объекта и необходимостью его заполнения недостающими фрагментами, сторонами, связями и отношениями».
ОТВЕТ: Научная проблема

ВОПРОС 7: Дайте термин согласно приведенному определению.
___________________– признание закономерной связи между прошлым и настоящим. Любой процесс рассматривается не как циклический, а как последовательный. Любое событие, происходящее сейчас, имеет свои корни в прошлом.
ОТВЕТ: Принцип историзма

ВОПРОС 8: Дайте термин согласно приведенному определению.
___________________– научный принцип, который ориентирует исследователя на понимание определенной субъективности той информации, с которой ему приходится работать, умение оценить степень этой субъективности, умение и стремление минимизировать всякую субъективность, искажающую реальность.
ОТВЕТ: Принцип объективности

ВОПРОС 9: Дайте термин согласно приведенному определению.
___________________– исторический источниковедческий метод анализа формуляра актового источника, который дает возможность исследовать структуру документа, расположение и соотношение его элементов
ОТВЕТ: метод формулярного анализа

ВОПРОС 10: Дайте термин согласно приведенному определению.
___________________– метод, направленный на выявление основного содержания документа по частотам встречаемости слов и словосочетаний
ОТВЕТ: контент-анализ
ВОПРОС 11: Дайте термин согласно приведенному определению.
___________________– это подход ученого к исследованию исторической действительности с позиций определенного класса, проявляющийся в проведении в научных исследованиях интересов, взглядов, настроений этого класса. Значение принципа партийности в том, что он, выступая в качестве принципа исторического познания, открывает возможность глубже понять существующие между историческими фактами взаимосвязи и позволяет их объективно исследовать. Через принцип партийности осуществляется связь настоящего с прошлым.
ОТВЕТ: Принцип партийности\классовости

ВОПРОС 12: Перечислите базовые требования к проведению историографического анализа.
ОТВЕТ: корректность; объективность; аналитическая стройность и структурированность.

ВОПРОС 13: Дайте термин согласно приведенному определению.
___________________– метод для исследования документопотоков и, прежде всего, научно-технической документации
ОТВЕТ: наукометрический метод

ВОПРОС 14: Дайте термин согласно приведенному определению.
___________________– упрощение, сведение сложного к более простому, обозримому, понимаемому, более доступному для анализа и решения
ОТВЕТ: метод редукции

ВОПРОС 15: Дайте определение принципу историзма.
ОТВЕТ: признание закономерной связи между прошлым и настоящим. Любой процесс рассматривается не как циклический, а как последовательный. Любое событие, происходящее сейчас, имеет свои корни в прошлом

ВОПРОС 16. Что изучает геральдика как историческая дисциплина?
ОТВЕТ: гербы, а также традиций и практики их использования

ВОПРОС 17. Название мысленного дробления полного понятия
ОТВЕТ: анализ

ВОПРОС 18. Какая вспомогательная историческая дисциплина ставит и решает вопросы датировки исторических фактов?
ОТВЕТ:хронология

ВОПРОС 19. Дайте термин согласно приведенному определению.
___________________– исторические сочинения, изложение в которых ведется строго по годам и сопровождается хронографическими: календарными или хронометрическими датами.
ОТВЕТ:летописи

ВОПРОС 20. Дайте термин согласно приведенному определению.
__________ критика – исторические условия возникновения источника; проблемы авторства; обстоятельства создания источника; авторский текст, произведения; функционирование произведения в культуре; интерпретация источника; анализ содержания; источниковедческий синтез.
ОТВЕТ: внутренняя

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1: Способен осуществлять обучение истории и праву в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования
ВОПРОС 1. Какое утверждение является верным?
а)Ледовое побоище является событием XII в.
б)Ледовое побоище является событием XIII в.
ОТВЕТ:б

ВОПРОС 2. Какой ряд исторических событий относится к XVII в.?
а)Полтавсская битва, учреждение Сената
б)Смута, церковный раскол
в)"стояние на р.Угра", феодальная война в Московском княжестве
г)учреждение Земского собора, введение "урочных лет"
ОТВЕТ:б

ВОПРОС 3. Первые берестяные грамоты были обнаружены на территории____________
а)Москвы
б)Новгорода
в)Пскова
г)Киева
ОТВЕТ:б

ВОПРОС 4. Как назывался коллектив единомышленников Ивана IV, помогавший ему в проведении реформ 1550-х гг.:
а) земский собор;
б) государственный совет;
в) тайный комитет;
г) Избранная Рада.
ОТВЕТ:г

ВОПРОС 5. Кто, по мнению Екатерины II, мог даровать народу «правильные» законы:
а) сам народ посредством бессословного законодательного органа
б) дворянство посредством законосовещательного органа
в) духовенство посредством религиозного воспитания
г) самодержавное государство в лице просвещенного монарха
ОТВЕТ:г

ВОПРОС 6. С чем связан отказ Екатерины II от политики «просвещенного абсолютизма»:
а) с массовыми акциями протеста со стороны дворянства
б) с крестьянским восстанием под предводительством Емельяна Пугачева
в) с «королевской» революцией во Франции 1770 – 1774 гг.
г) с войной за независимость в Северной Америке 1775 – 1783 гг.
ОТВЕТ:б

ВОПРОС 7. Что такое фетишизм?
а) одухотворение явлений природы;
б) вера в сверхъестественные возможности какого-либо материального предмета;
в) вера в происхождении людей от какого-либо вида животных;
г) обожествление мертвых.
ОТВЕТ:б

ВОПРОС 8. Часть погребального обряда у древних славян до и после похорон?
а) поминальный пир;
б) отпевание;
в) молитвословия;
г) тризна.
ОТВЕТ:г

ВОПРОС 9. Прозвище Красное Солнышко носил киевский князь:
а) Владимир Всеволодович Мономах
б)Ярослав Владимирович Мудрый
в) Владимир Святославич
г) Игорь
ОТВЕТ:в

ВОПРОС 10. Мировая религия, ставшая государственной на Руси:
а) христианство
б) буддизм
в) иудаизм
г) католичество
ОТВЕТ:а

ВОПРОС 11. Женское божество, помогает при засухе, связано с прядением и ткачество
а) Симаргл
б) Мокошь
в) Русалка
г) Перун
ОТВЕТ:б

ВОПРОС 12. Как славяне называли бога Солнца:
а) Велес
б) Стрибог
в) Перун
г) Мокошь
ОТВЕТ:в

ВОПРОС 13. Начало эпохи дворцовых переворотов связано:
а) с началом правления Екатерины II
б) со смертью Петра I
в) с началом правления Петра I
г) с началом правления Анны Иоановны
ОТВЕТ:б

ВОПРОС 14. Эпоха дворцовых переворотов закончилась воцарением:
а) Елизаветы Петровны
б) Екатерины II
в) Петра III
г) Петра I
ОТВЕТ:б

ВОПРОС 15. Какой новый орган власти был создан в годы правления Екатерины I:
а) Святейший Синод
б) Верховный тайный совет
в) Правительствующий Сенат
г) Избранная рада
ОТВЕТ:б

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
ВОПРОС 1: Прочтите отрывок из Манифеста и укажите имя автора.
«Тяжкое бремя возложено на Меня волею Брата Моего, передавшего Мне Императорский Всероссийский Престол в годину беспримерной войны и волнений народных. Одушевленный единою со всем народом мыслью, что выше всего благо Родины нашей, принял я твердое решение в том лишь случаи воспринять Верховную власть, если такова будет воля народа нашего, которому надлежит всенародным голосованием, чрез представителей своих в Учредительном собрании, установить образ правления и новые Основные Законы Государства Российского. Посему, призывая благословение Божие, прошу всех граждан Державы Российской подчиняться Временному правительству, по почину Государственной Думы возникшему и обличенному всей полнотой власти, впредь до того, в возможно кратчайший срок, на основании всеобщего, прямого, равного и тайного голосования, Учредительное собрание своим решением об образе правления выразит волю народа.»
ОТВЕТ:Михаил Романов

ВОПРОС 2: Прочтите отрывок из сочинения историка В.О. Ключевского, назовите имя князя о котором идет речь:
«Молодость (умер в 39 лет), исключительные обстоятельства, с 11 лет посадившие его на боевого коня, четырехсторонняя борьба с Тверью, Литвой, Рязанью и Ордой, наполнявшая шумом и тревогами его 30-летнее княжение, и более всего великое побоище на Дону положили на него яркий отблеск Александра Невского».
ОТВЕТ:Дмитрий Донской

ВОПРОС 3: Прочтите отрывок из труда историка и напишите имя царя, при котором происходили указанные в отрывке события:
«Но недовольство народа не переходило в общее открытое сопротивление <царю>. Народ, правда, уходил от тяжести государственной жизни целыми массами — в казаки, в Сибирь, даже в Польшу. Однако обаяние грозной личности <царя>, отсутствие самостоятельных общественных союзов, наконец, отсутствие единодушного отношения к <царю> и реформе привели к тому, что против реформ были лишь отдельные местные вспышки. В …. году произошел бунт в Астрахани, не имевший ни твердой организации, ни ясно сознанной цели. Бунтовщики объявили, что встали за веру, но не против <царя>, а против бояр, воевод и немцев, утеснителей и веры, и народа. Перед бунтом в Астрахани ходили самые нелепые слухи о положении дел в государстве: так, астраханцы спешили выдать замуж дочерей, боясь, что будут присланы казенные женихи -немцы из Казани. Бунт был подавлен... В … году вспыхнул один бунт среди инородцев (башкир), в другой — на Дону у казаков под предводительством атамана Булавина. Казачье движение было очень серьезно и охватило обширный район: казаки штурмовали неудачно Азов и приближались к Тамбову. Направлялось неудовольствие казаков против той государственной опеки, которой с течением времени все более и более подпадали прежде вольные казачьи общины. Не знавшие прежде такого крутого отношения со стороны Москвы, казаки восстали против государства за свою отжившую вольность, но были усмирены..»
ОТВЕТ:Петр I

ВОПРОС 4: Дайте термин согласно приведенному определению.
___________ — период российской истории с 1725 г. по 1762 г., когда в Российской империи смена власти происходила в основном путем переворотов, совершавшихся дворянскими группировками при содействии гвардейских полков. В переносном значении термин обозначает «тихий» переворот, смену власти, произведенную обычно ближайшими сподвижниками правителя или лидера партии, группы.
ОТВЕТ:Дворцовые перевороты

ВОПРОС 5: Прочтите отрывок из «Повести временных лет» и назовите имя князя, о котором идет речь:
«Отпустил дружину свою домой, а сам с малой частью дружины вернулся, желая большего богатства. Древляне же, услышав, что идет снова, держали совет с князем своим Малом: «Если повадится волк к овцам, то вынесет все стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит». И послали к нему, говоря: "Зачем идешь опять? Забрал уже всю дань". И не послушал их...»
ОТВЕТ:Игорь

ВОПРОС 6: Прочтите отрывок из летописи и укажите, в чье правление произошли описываемые события:
«В том же году пришла весть к великому князю, что царь Ахмат идет со всею Ордою... Князь же великий послал своего сына и брата и воевод со всеми войсками на Угру. И придя, они стали на Угре и заняли броды и перевозы... Ахмат пришел к Угре со всем войском, желая перейти реку. И пришли татары и начали стрелять в наших, а наши в них... И отбили татар от берега, и много дней они подступали и не могли перейти реку, и стояли, ожидая, когда замерзнет река...».
ОТВЕТ:Ивана III

ВОПРОС 7: Прочтите отрывок из воспоминаний современника, о каком правители Российской империи идет речь?
«<…>, сперва враг французской революции, готовый на все пожертвования для её подавления, раздосадованный своими недавними союзниками, которым справедливо приписывал неудачи, испытанные его войсками – поражение генералов Римского-Корсакова в Швейцарии и Германа в Голландии – после славной кампании Суворова в Италии, вдруг совершенно изменяет свою политическую систему. Он не только мирится с первым консулом Французской республики, умевшим ловко польстить ему, но и становится его восторженным почитателем и угрожает войною Англии. Разрыв с ней наносил неизъяснимый вред нашей заграничной торговле. Англия снабжала нас произведениямии мануфактурными, и колониальными за сырые произведения нашей почвы. Разрыв с Англиею, нарушая материальное благосостояние дворянства, усиливал в нём ненависть к <…>, и без того возбуждённую его жестоким деспотизмом».
ОТВЕТ:Павел I

ВОПРОС 8: На экономическое и общественно-политическое развитие восточных славян повлиял проходивший через Восточно-Европейскую равнину «путь ______________________».
ОТВЕТ:из варяг в греки

ВОПРОС 9: В Московском государстве совещательным органом при государе была _______, состоявшая в XV в. из представителей двух чинов: бояр и окольничьих.
ОТВЕТ:Боярская дума

ВОПРОС 10: Дайте термин согласно приведенному определению.
___________ — система чрезвычайных мероприятий, примененных русским царем Иваном IV Грозным в 1565–1572 во внутренней политике для разгрома боярско-княжеской оппозиции и укрепления Русского централизованного государства.
ОТВЕТ:опричнина

ВОПРОС 11: Дайте термин согласно приведенному определению.
___________ — сословно-представительный орган в России в XVI – XVII вв., созываемый по инициативе царя для решения государственно важных вопросов.
ОТВЕТ:Земский собор

ВОПРОС 12: После свержения Василия Шуйского в России у власти находилось боярское правительство, вошедшее в историю под названием _________________________
ОТВЕТ:семибоярщина

ВОПРОС 13: Прочтите отрывок из сочинения историка В. О. Ключевского и укажите имя русского царя, о котором идёт речь: «При доброте и мягкости характера это уважение к человеческому достоинству в подданном производило обаятельное действие на своих и чужих и заслужило ему прозвище «тишайшего царя». Иностранцы не могли надивиться тому, что этот царь при беспредельной власти своей над народом, привыкшим к полному рабству, не посягнул ни на чье имущество, ни чью жизнь, ни на чью честь».
ОТВЕТ:Алексей Михайлович

ВОПРОС 14: Дайте термин согласно приведенному определению.
___________ — система содержания должностных лиц (наместников, волостелей и др.) за счёт местного населения.
ОТВЕТ:кормления

ВОПРОС 15: Дайте термин согласно приведенному определению.
___________ — служилые люди, составлявшие первое постоянное войско в России в XVI – XVII вв., имевшие на вооружении огнестрельное оружие.
ОТВЕТ:стрельцы

ВОПРОС 16: Прочтите отрывок из работы современного историка и напишите имя правителя, к которому он относится: «На весь XVIII в. и шире – петербургский период русской истории – ложится одна гигантская тень. И пусть он действовал в том направлении, которое вполне определилось при его отце, пусть его реформы были рождены самой логикой исторического развития XVII века… – все равно нельзя отрицать, что именно он стал создателем новой России.»
ОТВЕТ:Петр I

ВОПРОС 17: Дайте термин согласно приведенному определению.
___________ — языческое культовое сооружение, где приносились жертвы богам.
ОТВЕТ:капище

ВОПРОС 18: Дайте термин согласно приведенному определению.
___________ —одухотворение явлений природы.
ОТВЕТ:анимизм

ВОПРОС 19: Как звали внука Петра I, сына царевича Алексея, который был одним из возможных претендентов на престол после смерти Петра I
ОТВЕТ:Петр

ВОПРОС 20: Какое нашествие согласно Н.Я. Эйдельману «определило во многом то “азиатское начало”, которое обернулось на Руси крепостным правом и лютым самодержавием».
ОТВЕТ: монгольское

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце 1 курса зачета и в конце 2 курса экзамена по всему изученному курсу.
Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».
Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий;
«хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий;
«удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий;
«неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 : В. А. Скубневский, Т. Н. Соболева История России с древнейших времен до конца XIXв.: учеб. пособие: Учебное пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2013. http://elibrary.asu.ru/handle/asu/445
Л1.2 под ред. В. Н. Разгона История России ХХ – начало XXI в.: учеб. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2013 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/790
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Девлетов, О.У. Курс отечественной истории: учебное пособие М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2015 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э2 Электронно-библиотечная система издательства «Юрайт» biblio-online.ru
Э3 Курс в Moodle "История России, ч. 1" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова:
http://www.hist.msu.ru/ER/index.html
Интернет-библиотека Гумер: http://www.gumer.info
История государства: http://statehistory.ru/list/
История России: http://www.historymffl.com/A/16_konsult/01_kons.htm
Материалы по русской истории: http://www.magister.msk.ru/library
Хронос: http://www.hrono.ru/
Электронная библиотека учебников и учебных пособий по истории: http://www.histerl.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формировнаию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные), с использованием презентационных материалов. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю.
При работе с основной и дополнительной литературой целесообразно придерживаться такой последовательности. Сначала прочитать весь заданный текст в быстром темпе. Цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом материале, понять общий смысл прочитанного. Затем прочитать вторично, более медленно, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом. Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План – это схема прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника.
Для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе, затем выполнить самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. При подготовке к семинару можно выделить 2 этапа: - организационный, - закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в просе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, разобраться в иллюстративном материале, задачах. Заканчивать подготовку следует составлением плана (перечня основных пунктов) по изучаемому материалу (вопросу). Такой план позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам и структурировать изученный материал. Целесообразно готовиться к семинарским занятиям за 1- 2 недели до их начала, а именно: на основе изучения рекомендованной литературы выписать в контекст основные категории и понятия по учебной дисциплине, подготовить развернутые планы ответов и краткое содержание выполненных заданий. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.