Закреплена за кафедрой | Кафедра отечественной истории |
---|---|
Направление подготовки | 44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) |
Профиль | История. Право |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 6 ЗЕТ |
Учебный план | z44_03_05_Педобразование_ИП-2021 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 1 | 2 | Итого | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 6 | 6 | 6 | 6 | 12 | 12 |
Практические | 8 | 8 | 8 | 8 | 16 | 16 |
Сам. работа | 94 | 94 | 85 | 85 | 179 | 179 |
Часы на контроль | 0 | 0 | 9 | 9 | 9 | 9 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 | 216 | 216 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра отечественной истории
Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Демчик Е.В.
1.1. | Целями освоения учебной дисциплины "История России" являются формирование у студентов комплексного представления о культурно-историческом своеобразии России, ее месте в мировой и европейской цивилизации; формирование систематизированных знаний об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, с акцентом на изучение истории России; введение в круг исторических проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков получения, анализа и обобщения исторической информации. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.06 |
ОПК-8 | Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний |
ПК-1 | Способен осуществлять обучение истории и праву в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Характеризовать особенности внутренней и внешней политики России на отдельных этапах развития. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Определять значение и последствия деятельности великих личностей в российской и всемирной истории. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Устанавливать действие закономерностей исторического процесса. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. История России (с древнейших времен до конца первой трети XVI в.) | ||||||
1.1. | Проблемы этногенеза славян и этнокультурные процессы в восточном славянстве | Лекции | 1 | 3 | ПК-1, ОПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.2. | Проблемы этногенеза славян и этнокультурные процессы в восточном славянстве | Сам. работа | 1 | 20 | ПК-1, ОПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.3. | Происхождение и ранняя история восточных славян с древнейших времен до образования Древнерусского государства | Практические | 1 | 2 | ПК-1, ОПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.4. | Происхождение и ранняя история восточных славян с древнейших времен до образования Древнерусского государства | Сам. работа | 1 | 20 | ПК-1, ОПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.5. | Начало формирования российской цивилизации | Лекции | 1 | 3 | ПК-1, ОПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.6. | Начало формирования российской цивилизации | Сам. работа | 1 | 20 | ПК-1, ОПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.7. | Рождение Древнерусского государства и начало формирования древнерусской или российской цивилизации | Практические | 1 | 2 | ПК-1, ОПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.8. | Рождение Древнерусского государства и начало формирования древнерусской или российской цивилизации | Сам. работа | 1 | 12 | ПК-1, ОПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.9. | Крещение Руси и становление духовного единства Древнерусского общества | Практические | 1 | 2 | ПК-1, ОПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.10. | Крещение Руси и становление духовного единства Древнерусского общества | Сам. работа | 1 | 20 | ПК-1, ОПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.11. | Русская Правда как основной источник для реконструкции социально-экономического строя Киевской Руси | Практические | 1 | 2 | ПК-1, ОПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.12. | Русская Правда как основной источник для реконструкции социально-экономического строя Киевской Руси | Сам. работа | 1 | 2 | ПК-1, ОПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.13. | Причины вхождения Руси в период политической раздробленности | Лекции | 2 | 2 | ПК-1, ОПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.14. | Русь в период политической раздробленности. Формирование цивилизационных и социально-государственных альтернатив развития | Практические | 2 | 2 | ПК-1, ОПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.15. | Русь в период политической раздробленности. Формирование цивилизационных и социально-государственных альтернатив развития | Сам. работа | 2 | 8 | ПК-1, ОПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.16. | Русь в период монголо-татарских завоеваний и вассальной зависимости от Золотой Орды | Сам. работа | 2 | 8 | ПК-1, ОПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.17. | Объединительный процесс в северо-восточных русских землях и создание на территории Великороссии единого Московского государства (XIV - первая треть XVI в.) | Лекции | 2 | 2 | ПК-1, ОПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.18. | Объединительный процесс в северо-восточных русских землях и создание на территории Великороссии единого Московского государства (XIV - первая треть XVI в.) | Сам. работа | 2 | 8 | ПК-1, ОПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.19. | Судьбы древнерусских земель во второй половине XIII – XV вв. | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-1, ОПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.20. | Московское государство конца XV - первой трети XVI в | Сам. работа | 2 | 1 | ПК-1, ОПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.21. | Возникновение культурного единства в Московской руси в XV – начале XVI в. | Сам. работа | 2 | 1 | ПК-1, ОПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 2. История России вторая треть XVI - конец XVIII в. | ||||||
2.1. | Политический строй России XVI в.: поиск моделей и путей развития | Сам. работа | 2 | 4 | ПК-1, ОПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.2. | Царская власть и опричнина: генезис, содержательные характеристики и взаимосвязь явлений | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-1, ОПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.3. | Царская власть и опричнина: генезис, содержательные характеристики и взаимосвязь явлений | Сам. работа | 2 | 4 | ПК-1, ОПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.4. | Социально-экономическое развитие России в XVI в. | Сам. работа | 2 | 4 | ПК-1, ОПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.5. | Становление основных направлений внешней политики и территориальные приобретения Российского государства в XVI в. | Сам. работа | 2 | 4 | ПК-1, ОПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.6. | Эволюция судебно-правовой системы в Русском государстве XVI в. | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-1, ОПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.7. | Ведущие тенденции эволюции социально-экономических отношений в Московском государстве второй половины XVI – начале XVII в. | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-1, ОПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.8. | Причины Смутного времени | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-1, ОПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.9. | Смутное время в истории России | Сам. работа | 2 | 3 | ПК-1, ОПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.10. | Эволюция политического строя Российского государства в XVII в | Сам. работа | 2 | 3 | ПК-1, ОПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.11. | Социальные и религиозные движения XVII в. | Практические | 2 | 2 | ПК-1, ОПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.12. | Социальные и религиозные движения XVII в. | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-1, ОПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.13. | Внешняя политика России в XVII в.: борьба за восстановление могущества | Сам. работа | 2 | 4 | ПК-1, ОПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.14. | Сельское хозяйство, промышленность и торговля в XVII в. | Сам. работа | 2 | 4 | ПК-1, ОПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.15. | Власть, реформы и общество при Петре I | Лекции | 2 | 2 | ПК-1, ОПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.16. | Оценка личности Петра I и результатов реализации его программы по европеизации России | Сам. работа | 2 | 6 | ПК-1, ОПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.17. | Эпоха дворцовых переворотов и ее значение для исторического развития России | Практические | 2 | 2 | ПК-1, ОПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.18. | Эпоха дворцовых переворотов и ее значение для исторического развития России | Сам. работа | 2 | 4 | ПК-1, ОПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.19. | Сравнительная характеристика экономического развития России в XVII–XVIII вв. | Сам. работа | 2 | 4 | ПК-1, ОПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.20. | Эволюция социально-политического развития России во второй половине XVIII и протоевропеизация страны | Сам. работа | 2 | 3 | ПК-1, ОПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.21. | Основные направления внешней политики России во второй половине XVIII в.: укрепление имперского могущества | Практические | 2 | 2 | ПК-1, ОПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА ВОПРОС 1. Исторический метод, выявляющий различия и сходство общественных явлений, называется: а) ретроспективный; б) описательно-повествовательный; в) сравнительно-исторический; г) биографический. ОТВЕТ:в ВОПРОС 2:Одно действие, локализованное в историческом пространстве и историческом времени называется... а)историческим фактом б)историческим событием в)историческим экспериментом г)историческим процессом ОТВЕТ:а ВОПРОС 3:Несколько исторических действий произошедших примерно в одно время и в одном месте называется ... а)историческим фактом б)историческим событием в)историческим экспериментом г)историческим процессом ОТВЕТ:б ВОПРОС 4:Анализ исторического источника, проводимый с помощью методов исторического исследования, направленный на извлечение исторических фактов называется... а)историческим экспериментом б)историческим процессом в)историческим событием г)историческим фактом ОТВЕТ:а ВОПРОС 5:Методологический подход, положивший в основу изучения истории тот или иной способ производства, который характеризуется определенным уровнем и характером развития производительных сил и соответствующими этому уровню и характеру производственными отношениями, получил название... а)цивилизационный подход б)формационный подход в)многофакторный подход г)теория локальных цивилизаций ОТВЕТ:б ВОПРОС 6:Историческая хронология изучает а)системы летосчисления и календари разных народов и государств, помогает устанавливать даты исторических событий и время создания исторических источников б)гербы, а также традиций и практики их использования в)печати (матрицы) и их оттиски на различных материалах г)историю монетной чеканки и монетного обращения ОТВЕТ:а ВОПРОС 7. Прогностическая функция науки заключается в: а) формировании у людей научной картины мира; б) поиске и производстве новых знаний; в) составлении прогнозов о последствиях изменения окружающего мира, о возможных опасных тенденциях развития общества и рекомендаций по преодолению возможных конфликтов; г) в обучении, развитии и воспитании людей. ОТВЕТ:в ВОПРОС 8. Метод, направленный на выявление основного содержания документа по частотам встречаемости слов и словосочетаний: а) экстраполяция б) контент-анализ в) ретроспективный г) анализ ОТВЕТ: б ВОПРОС 9. Культурно-мировоззренческая функция науки характеризуется: а) формирование у людей научной картины мира б) определение путей и способов практического использования добытых знаний, превращение науки в производительную силу общества в) составление прогнозов о последствиях изменения окружающего мира, о возможных опасных тенденциях развития общества и рекомендации по преодолению возможных конфликтов г) поиске и производстве новых знаний ОТВЕТ: а ВОПРОС 10. Исторический метод, выявляющий различия и сходство общественных явлений, называется: а) ретроспективный; б) описательно-повествовательный; в) сравнительно-исторический; г) биографический. ОТВЕТ:в ВОПРОС 11:Сфрагистика изучает а)системы летосчисления и календари разных народов и государств, помогает устанавливать даты исторических событий и время создания исторических источников б)гербы, а также традиций и практики их использования в)печати (матрицы) и их оттиски на различных материалах г)историю монетной чеканки и монетного обращения ОТВЕТ:в ВОПРОС 12. Выберите из предложенных одно правильное утверждение: а) Конечным результатом функционального анализа урока является определение его развивающей цели; б) Эмпирическое осознание исторических явлений происходит на репродуктивном, воспроизводящем уровне. в) поисковая деятельность учащихся на уроках отличается новым способом действий и новым результатом познания исторической действительности. г) При структурном анализе исторических фактов учитель может считать главными те, которые вызывают у учащихся бурную реакцию. ОТВЕТ:в ВОПРОС 13. К учебно-методическим комплексам не относится: а) Учебные пособия б) Методическая литература в) Оформление кабинета истории г) Наглядные средства обучения ОТВЕТ: в ВОПРОС 14. Какой из терминов выражает внешнюю сторону процесса обучения истории? а) Прием б) Умение в) Метод г) Действие ОТВЕТ:г ВОПРОС 15. Слово «методика» в переводе с древнегреческого означает а) Педагогическая наука б) Школьная методология в) Путь исследования г) Метод изучения ОТВЕТ:в КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА ВОПРОС 1:Назовите два этапа источниковедческой критики: ОТВЕТ:внешняя и внутренняя критика ВОПРОС 2. Назовите виды письменных исторических источников. ОТВЕТ:летописи,законодательные,делопроизводственные, статистические, документы личного происхождения (мемуары, дневники, письма) ВОПРОС 3: Дайте термин согласно приведенному определению. ___________ — весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс и запечатлевших отдельные факты и свершившиеся события, на основании которых воссоздается представление о той или иной исторической эпохе, выдвигаются гипотезы о причинах или последствиях, повлёкших за собой те или иные исторические события. ОТВЕТ: Исторический источник ВОПРОС 4: Дайте термин согласно приведенному определению. ___________ — это последовательная череда сменяющих друг друга событий, в которых проявилась деятельность многих поколений людей. ОТВЕТ: Исторический процесс ВОПРОС 5:Прочитайте определение системного элемента науки и дайте ему определение. «То, что произошло на самом деле и зафиксировано точным измерением его качественных и количественных параметров в знаковой форме конкретного языка науки». ОТВЕТ: Научный факт ВОПРОС 6: Прочитайте определение системного элемента науки и дайте ему определение. «Актуальное противоречие, возникающее между теоретически незавершённым образом объекта и необходимостью его заполнения недостающими фрагментами, сторонами, связями и отношениями». ОТВЕТ: Научная проблема ВОПРОС 7: Дайте термин согласно приведенному определению. ___________________– признание закономерной связи между прошлым и настоящим. Любой процесс рассматривается не как циклический, а как последовательный. Любое событие, происходящее сейчас, имеет свои корни в прошлом. ОТВЕТ: Принцип историзма ВОПРОС 8: Дайте термин согласно приведенному определению. ___________________– научный принцип, который ориентирует исследователя на понимание определенной субъективности той информации, с которой ему приходится работать, умение оценить степень этой субъективности, умение и стремление минимизировать всякую субъективность, искажающую реальность. ОТВЕТ: Принцип объективности ВОПРОС 9: Дайте термин согласно приведенному определению. ___________________– исторический источниковедческий метод анализа формуляра актового источника, который дает возможность исследовать структуру документа, расположение и соотношение его элементов ОТВЕТ: метод формулярного анализа ВОПРОС 10: Дайте термин согласно приведенному определению. ___________________– метод, направленный на выявление основного содержания документа по частотам встречаемости слов и словосочетаний ОТВЕТ: контент-анализ ВОПРОС 11: Дайте термин согласно приведенному определению. ___________________– это подход ученого к исследованию исторической действительности с позиций определенного класса, проявляющийся в проведении в научных исследованиях интересов, взглядов, настроений этого класса. Значение принципа партийности в том, что он, выступая в качестве принципа исторического познания, открывает возможность глубже понять существующие между историческими фактами взаимосвязи и позволяет их объективно исследовать. Через принцип партийности осуществляется связь настоящего с прошлым. ОТВЕТ: Принцип партийности\классовости ВОПРОС 12: Перечислите базовые требования к проведению историографического анализа. ОТВЕТ: корректность; объективность; аналитическая стройность и структурированность. ВОПРОС 13: Дайте термин согласно приведенному определению. ___________________– метод для исследования документопотоков и, прежде всего, научно-технической документации ОТВЕТ: наукометрический метод ВОПРОС 14: Дайте термин согласно приведенному определению. ___________________– упрощение, сведение сложного к более простому, обозримому, понимаемому, более доступному для анализа и решения ОТВЕТ: метод редукции ВОПРОС 15: Дайте определение принципу историзма. ОТВЕТ: признание закономерной связи между прошлым и настоящим. Любой процесс рассматривается не как циклический, а как последовательный. Любое событие, происходящее сейчас, имеет свои корни в прошлом ВОПРОС 16. Что изучает геральдика как историческая дисциплина? ОТВЕТ: гербы, а также традиций и практики их использования ВОПРОС 17. Название мысленного дробления полного понятия ОТВЕТ: анализ ВОПРОС 18. Какая вспомогательная историческая дисциплина ставит и решает вопросы датировки исторических фактов? ОТВЕТ:хронология ВОПРОС 19. Дайте термин согласно приведенному определению. ___________________– исторические сочинения, изложение в которых ведется строго по годам и сопровождается хронографическими: календарными или хронометрическими датами. ОТВЕТ:летописи ВОПРОС 20. Дайте термин согласно приведенному определению. __________ критика – исторические условия возникновения источника; проблемы авторства; обстоятельства создания источника; авторский текст, произведения; функционирование произведения в культуре; интерпретация источника; анализ содержания; источниковедческий синтез. ОТВЕТ: внутренняя КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1: Способен осуществлять обучение истории и праву в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования ВОПРОС 1. Какое утверждение является верным? а)Ледовое побоище является событием XII в. б)Ледовое побоище является событием XIII в. ОТВЕТ:б ВОПРОС 2. Какой ряд исторических событий относится к XVII в.? а)Полтавсская битва, учреждение Сената б)Смута, церковный раскол в)"стояние на р.Угра", феодальная война в Московском княжестве г)учреждение Земского собора, введение "урочных лет" ОТВЕТ:б ВОПРОС 3. Первые берестяные грамоты были обнаружены на территории____________ а)Москвы б)Новгорода в)Пскова г)Киева ОТВЕТ:б ВОПРОС 4. Как назывался коллектив единомышленников Ивана IV, помогавший ему в проведении реформ 1550-х гг.: а) земский собор; б) государственный совет; в) тайный комитет; г) Избранная Рада. ОТВЕТ:г ВОПРОС 5. Кто, по мнению Екатерины II, мог даровать народу «правильные» законы: а) сам народ посредством бессословного законодательного органа б) дворянство посредством законосовещательного органа в) духовенство посредством религиозного воспитания г) самодержавное государство в лице просвещенного монарха ОТВЕТ:г ВОПРОС 6. С чем связан отказ Екатерины II от политики «просвещенного абсолютизма»: а) с массовыми акциями протеста со стороны дворянства б) с крестьянским восстанием под предводительством Емельяна Пугачева в) с «королевской» революцией во Франции 1770 – 1774 гг. г) с войной за независимость в Северной Америке 1775 – 1783 гг. ОТВЕТ:б ВОПРОС 7. Что такое фетишизм? а) одухотворение явлений природы; б) вера в сверхъестественные возможности какого-либо материального предмета; в) вера в происхождении людей от какого-либо вида животных; г) обожествление мертвых. ОТВЕТ:б ВОПРОС 8. Часть погребального обряда у древних славян до и после похорон? а) поминальный пир; б) отпевание; в) молитвословия; г) тризна. ОТВЕТ:г ВОПРОС 9. Прозвище Красное Солнышко носил киевский князь: а) Владимир Всеволодович Мономах б)Ярослав Владимирович Мудрый в) Владимир Святославич г) Игорь ОТВЕТ:в ВОПРОС 10. Мировая религия, ставшая государственной на Руси: а) христианство б) буддизм в) иудаизм г) католичество ОТВЕТ:а ВОПРОС 11. Женское божество, помогает при засухе, связано с прядением и ткачество а) Симаргл б) Мокошь в) Русалка г) Перун ОТВЕТ:б ВОПРОС 12. Как славяне называли бога Солнца: а) Велес б) Стрибог в) Перун г) Мокошь ОТВЕТ:в ВОПРОС 13. Начало эпохи дворцовых переворотов связано: а) с началом правления Екатерины II б) со смертью Петра I в) с началом правления Петра I г) с началом правления Анны Иоановны ОТВЕТ:б ВОПРОС 14. Эпоха дворцовых переворотов закончилась воцарением: а) Елизаветы Петровны б) Екатерины II в) Петра III г) Петра I ОТВЕТ:б ВОПРОС 15. Какой новый орган власти был создан в годы правления Екатерины I: а) Святейший Синод б) Верховный тайный совет в) Правительствующий Сенат г) Избранная рада ОТВЕТ:б КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА ВОПРОС 1: Прочтите отрывок из Манифеста и укажите имя автора. «Тяжкое бремя возложено на Меня волею Брата Моего, передавшего Мне Императорский Всероссийский Престол в годину беспримерной войны и волнений народных. Одушевленный единою со всем народом мыслью, что выше всего благо Родины нашей, принял я твердое решение в том лишь случаи воспринять Верховную власть, если такова будет воля народа нашего, которому надлежит всенародным голосованием, чрез представителей своих в Учредительном собрании, установить образ правления и новые Основные Законы Государства Российского. Посему, призывая благословение Божие, прошу всех граждан Державы Российской подчиняться Временному правительству, по почину Государственной Думы возникшему и обличенному всей полнотой власти, впредь до того, в возможно кратчайший срок, на основании всеобщего, прямого, равного и тайного голосования, Учредительное собрание своим решением об образе правления выразит волю народа.» ОТВЕТ:Михаил Романов ВОПРОС 2: Прочтите отрывок из сочинения историка В.О. Ключевского, назовите имя князя о котором идет речь: «Молодость (умер в 39 лет), исключительные обстоятельства, с 11 лет посадившие его на боевого коня, четырехсторонняя борьба с Тверью, Литвой, Рязанью и Ордой, наполнявшая шумом и тревогами его 30-летнее княжение, и более всего великое побоище на Дону положили на него яркий отблеск Александра Невского». ОТВЕТ:Дмитрий Донской ВОПРОС 3: Прочтите отрывок из труда историка и напишите имя царя, при котором происходили указанные в отрывке события: «Но недовольство народа не переходило в общее открытое сопротивление <царю>. Народ, правда, уходил от тяжести государственной жизни целыми массами — в казаки, в Сибирь, даже в Польшу. Однако обаяние грозной личности <царя>, отсутствие самостоятельных общественных союзов, наконец, отсутствие единодушного отношения к <царю> и реформе привели к тому, что против реформ были лишь отдельные местные вспышки. В …. году произошел бунт в Астрахани, не имевший ни твердой организации, ни ясно сознанной цели. Бунтовщики объявили, что встали за веру, но не против <царя>, а против бояр, воевод и немцев, утеснителей и веры, и народа. Перед бунтом в Астрахани ходили самые нелепые слухи о положении дел в государстве: так, астраханцы спешили выдать замуж дочерей, боясь, что будут присланы казенные женихи -немцы из Казани. Бунт был подавлен... В … году вспыхнул один бунт среди инородцев (башкир), в другой — на Дону у казаков под предводительством атамана Булавина. Казачье движение было очень серьезно и охватило обширный район: казаки штурмовали неудачно Азов и приближались к Тамбову. Направлялось неудовольствие казаков против той государственной опеки, которой с течением времени все более и более подпадали прежде вольные казачьи общины. Не знавшие прежде такого крутого отношения со стороны Москвы, казаки восстали против государства за свою отжившую вольность, но были усмирены..» ОТВЕТ:Петр I ВОПРОС 4: Дайте термин согласно приведенному определению. ___________ — период российской истории с 1725 г. по 1762 г., когда в Российской империи смена власти происходила в основном путем переворотов, совершавшихся дворянскими группировками при содействии гвардейских полков. В переносном значении термин обозначает «тихий» переворот, смену власти, произведенную обычно ближайшими сподвижниками правителя или лидера партии, группы. ОТВЕТ:Дворцовые перевороты ВОПРОС 5: Прочтите отрывок из «Повести временных лет» и назовите имя князя, о котором идет речь: «Отпустил дружину свою домой, а сам с малой частью дружины вернулся, желая большего богатства. Древляне же, услышав, что идет снова, держали совет с князем своим Малом: «Если повадится волк к овцам, то вынесет все стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит». И послали к нему, говоря: "Зачем идешь опять? Забрал уже всю дань". И не послушал их...» ОТВЕТ:Игорь ВОПРОС 6: Прочтите отрывок из летописи и укажите, в чье правление произошли описываемые события: «В том же году пришла весть к великому князю, что царь Ахмат идет со всею Ордою... Князь же великий послал своего сына и брата и воевод со всеми войсками на Угру. И придя, они стали на Угре и заняли броды и перевозы... Ахмат пришел к Угре со всем войском, желая перейти реку. И пришли татары и начали стрелять в наших, а наши в них... И отбили татар от берега, и много дней они подступали и не могли перейти реку, и стояли, ожидая, когда замерзнет река...». ОТВЕТ:Ивана III ВОПРОС 7: Прочтите отрывок из воспоминаний современника, о каком правители Российской империи идет речь? «<…>, сперва враг французской революции, готовый на все пожертвования для её подавления, раздосадованный своими недавними союзниками, которым справедливо приписывал неудачи, испытанные его войсками – поражение генералов Римского-Корсакова в Швейцарии и Германа в Голландии – после славной кампании Суворова в Италии, вдруг совершенно изменяет свою политическую систему. Он не только мирится с первым консулом Французской республики, умевшим ловко польстить ему, но и становится его восторженным почитателем и угрожает войною Англии. Разрыв с ней наносил неизъяснимый вред нашей заграничной торговле. Англия снабжала нас произведениямии мануфактурными, и колониальными за сырые произведения нашей почвы. Разрыв с Англиею, нарушая материальное благосостояние дворянства, усиливал в нём ненависть к <…>, и без того возбуждённую его жестоким деспотизмом». ОТВЕТ:Павел I ВОПРОС 8: На экономическое и общественно-политическое развитие восточных славян повлиял проходивший через Восточно-Европейскую равнину «путь ______________________». ОТВЕТ:из варяг в греки ВОПРОС 9: В Московском государстве совещательным органом при государе была _______, состоявшая в XV в. из представителей двух чинов: бояр и окольничьих. ОТВЕТ:Боярская дума ВОПРОС 10: Дайте термин согласно приведенному определению. ___________ — система чрезвычайных мероприятий, примененных русским царем Иваном IV Грозным в 1565–1572 во внутренней политике для разгрома боярско-княжеской оппозиции и укрепления Русского централизованного государства. ОТВЕТ:опричнина ВОПРОС 11: Дайте термин согласно приведенному определению. ___________ — сословно-представительный орган в России в XVI – XVII вв., созываемый по инициативе царя для решения государственно важных вопросов. ОТВЕТ:Земский собор ВОПРОС 12: После свержения Василия Шуйского в России у власти находилось боярское правительство, вошедшее в историю под названием _________________________ ОТВЕТ:семибоярщина ВОПРОС 13: Прочтите отрывок из сочинения историка В. О. Ключевского и укажите имя русского царя, о котором идёт речь: «При доброте и мягкости характера это уважение к человеческому достоинству в подданном производило обаятельное действие на своих и чужих и заслужило ему прозвище «тишайшего царя». Иностранцы не могли надивиться тому, что этот царь при беспредельной власти своей над народом, привыкшим к полному рабству, не посягнул ни на чье имущество, ни чью жизнь, ни на чью честь». ОТВЕТ:Алексей Михайлович ВОПРОС 14: Дайте термин согласно приведенному определению. ___________ — система содержания должностных лиц (наместников, волостелей и др.) за счёт местного населения. ОТВЕТ:кормления ВОПРОС 15: Дайте термин согласно приведенному определению. ___________ — служилые люди, составлявшие первое постоянное войско в России в XVI – XVII вв., имевшие на вооружении огнестрельное оружие. ОТВЕТ:стрельцы ВОПРОС 16: Прочтите отрывок из работы современного историка и напишите имя правителя, к которому он относится: «На весь XVIII в. и шире – петербургский период русской истории – ложится одна гигантская тень. И пусть он действовал в том направлении, которое вполне определилось при его отце, пусть его реформы были рождены самой логикой исторического развития XVII века… – все равно нельзя отрицать, что именно он стал создателем новой России.» ОТВЕТ:Петр I ВОПРОС 17: Дайте термин согласно приведенному определению. ___________ — языческое культовое сооружение, где приносились жертвы богам. ОТВЕТ:капище ВОПРОС 18: Дайте термин согласно приведенному определению. ___________ —одухотворение явлений природы. ОТВЕТ:анимизм ВОПРОС 19: Как звали внука Петра I, сына царевича Алексея, который был одним из возможных претендентов на престол после смерти Петра I ОТВЕТ:Петр ВОПРОС 20: Какое нашествие согласно Н.Я. Эйдельману «определило во многом то “азиатское начало”, которое обернулось на Руси крепостным правом и лютым самодержавием». ОТВЕТ: монгольское КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце 1 курса зачета и в конце 2 курса экзамена по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | : В. А. Скубневский, Т. Н. Соболева | История России с древнейших времен до конца XIXв.: учеб. пособие: Учебное пособие | Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2013. | http://elibrary.asu.ru/handle/asu/445 |
Л1.2 | под ред. В. Н. Разгона | История России ХХ – начало XXI в.: учеб. пособие | Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2013 | http://elibrary.asu.ru/handle/asu/790 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Девлетов, О.У. | Курс отечественной истории: учебное пособие | М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2015 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета | elibrary.asu.ru | ||
Э2 | Электронно-библиотечная система издательства «Юрайт» | biblio-online.ru | ||
Э3 | Курс в Moodle "История России, ч. 1" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова: http://www.hist.msu.ru/ER/index.html Интернет-библиотека Гумер: http://www.gumer.info История государства: http://statehistory.ru/list/ История России: http://www.historymffl.com/A/16_konsult/01_kons.htm Материалы по русской истории: http://www.magister.msk.ru/library Хронос: http://www.hrono.ru/ Электронная библиотека учебников и учебных пособий по истории: http://www.histerl.ru/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формировнаию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные), с использованием презентационных материалов. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю. При работе с основной и дополнительной литературой целесообразно придерживаться такой последовательности. Сначала прочитать весь заданный текст в быстром темпе. Цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом материале, понять общий смысл прочитанного. Затем прочитать вторично, более медленно, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом. Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План – это схема прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе, затем выполнить самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. При подготовке к семинару можно выделить 2 этапа: - организационный, - закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в просе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, разобраться в иллюстративном материале, задачах. Заканчивать подготовку следует составлением плана (перечня основных пунктов) по изучаемому материалу (вопросу). Такой план позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам и структурировать изученный материал. Целесообразно готовиться к семинарским занятиям за 1- 2 недели до их начала, а именно: на основе изучения рекомендованной литературы выписать в контекст основные категории и понятия по учебной дисциплине, подготовить развернутые планы ответов и краткое содержание выполненных заданий. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии. |