Закреплена за кафедрой | Кафедра конституционного и международного права |
---|---|
Направление подготовки | 44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) |
Профиль | История. Право |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z44_03_05_Педобразование_ИП-2021 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 5 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 6 | 6 | 6 | 6 |
Практические | 8 | 8 | 8 | 8 |
Сам. работа | 90 | 90 | 90 | 90 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра конституционного и международного права
Протокол от 22.06.2022 г. № 4
Заведующий кафедрой д.ю.н., Аничкин Е.С.
1.1. | Основная цель курса заключается в определении объема информации,которую необходимо изучить студентам,в обеспечении определенным уровнем знаний будущего высококвалифицированного юриста. Курс также предназначен для эффективной организации самостоятельной работы студентов. Задачи курса состоят в оказании содействия в самостоятельной работе студентов,в усвоении знаний в области финансового права в соответствии с нынешним состоянием российской юридической науки,в формировании навыков и умений работы с финансово-правовыми актами,юридически обоснованной квалификации фактов и обстоятельств,научно-обоснованной оценки финансово-правовых явлений,формировании профессиональных компетенций юриста. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.07 |
ОПК-8 | Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний |
ПК-1 | Способен осуществлять обучение истории и праву в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | ПК-1 содержание,закономерности, особенности изучаемых явлений и процессов, базовые теории в предметной области;основы проектирования образовательного процесса в образовательных организациях общего образования ОПК-8научные основы педагогической деятельности; еѐ содержание и специфику с учѐтом современных требований |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | ПК-1 применять научнотеоретические знания и практические умения по предмету в профессиональной деятельности при проектировании образовательного процесса в образовательных организациях общего образования ОПК-8 проектировать и осуществлять педагогическую деятельность на основе анализа педагогической ситуации |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | ПК-1 навыками проектирования с использованием базовых научно-теоретических знаний и практических умений по предмету в профессиональной деятельности
ОПК-8 навыками проектирования и осуществления педагогической деятельности на основе анализа педагогической ситуации с учѐтом специальных научных знаний |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Финансы и финансовая деятельность государства и муниципальных образований | ||||||
1.1. | Финансы и финансовая деятельность государства и муниципальных образований | Лекции | 5 | 6 | ПК-1 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
1.2. | Финансы и финансовая деятельность государства и муниципальных образований | Практические | 5 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 2. Финансовое право как отрасль российского права | ||||||
2.1. | Финансовое право как отрасль российского права | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-1 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 3. Финансово-правовые нормы и отношения | ||||||
3.1. | Финансово-правовые нормы и отношения | Практические | 5 | 4 | ПК-1 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
3.2. | Финансово-правовые нормы и отношения | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-1 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 4. Правовые основы государственного и муниципального финансового контроля | ||||||
4.1. | Правовые основы государственного и муниципального финансового контроля | Практические | 5 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 5. Бюджетное право и бюджетное устройство РФ | ||||||
5.1. | Бюджетное право и бюджетное устройство РФ | Сам. работа | 5 | 5 | ПК-1 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 6. Бюджетная компетенция Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований | ||||||
6.1. | Бюджетная компетенция Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-1 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 7. Правовые основы бюджетного процесса | ||||||
7.1. | Правовые основы бюджетного процесса | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-1 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 8. Финансово-правовой режим целевых государственных внебюджетных фондов | ||||||
8.1. | Финансово-правовой режим целевых государственных внебюджетных фондов | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-1 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 9. Налоговое право: общая характеристика | ||||||
9.1. | Налоговое право: общая характеристика | Сам. работа | 5 | 5 | ПК-1 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 10. Федеральные налоги и сборы | ||||||
10.1. | Федеральные налоги и сборы | Сам. работа | 5 | 6 | ПК-1 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 11. Региональные и местные налоги | ||||||
11.1. | Региональные и местные налоги | Сам. работа | 5 | 6 | ПК-1 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 12. Специальные налоговые режимы | ||||||
12.1. | Специальные налоговые режимы | Сам. работа | 5 | 6 | ПК-1 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 13. Правовое регулирование обязательных платежей в государственные социальные внебюджетные фонды | ||||||
13.1. | Правовое регулирование обязательных платежей в государственные социальные внебюджетные фонды | Сам. работа | 5 | 6 | ПК-1 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 14. Правовые основы государственного и муниципального кредита и долга | ||||||
14.1. | Правовые основы государственного и муниципального кредита и долга | Сам. работа | 5 | 6 | ПК-1 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 15. Финансово-правовые основы страхования | ||||||
15.1. | Финансово-правовые основы страхования | Сам. работа | 5 | 6 | ПК-1 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 16. Финансово-правовые основы государственных и муниципальных расходов | ||||||
16.1. | Финансово-правовые основы государственных и муниципальных расходов | Сам. работа | 5 | 6 | ПК-1 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 17. Финансово-правовые основы расходов государственных внебюджетных фондов | ||||||
17.1. | Финансово-правовые основы расходов государственных внебюджетных фондов | Сам. работа | 5 | 6 | ПК-1 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 18. Правовые основы банковской деятельности | ||||||
18.1. | Правовые основы денежного обращения и расчетов | Сам. работа | 5 | 6 | ПК-1 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 19. Правовые основы валютного регулирования и валютного контроля | ||||||
19.1. | Правовые основы валютного регулирования и валютного контроля | Сам. работа | 5 | 6 | ПК-1 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. Приложение. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. Приложение. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | ; под ред. Е. М. Ашмариной. | Финансовое право : учебник для прикладного бакалавриата | М. : Издательство Юрайт, , 2018. | www.biblio-online.ru/book/20C5C885-D1F9-4383-ABF3-8DCCDE95F6C0 |
Л1.2 | А. Ю. Ильин, М. Н. Кобзарь-Фролова, И. Г. Ленева, В. А. Яговкина ; под ред. А. Ю. Ильина. | Финансовое право : учебник для академического бакалавриата | М. : Издательство Юрайт, , 2017. | biblio-online.ru |
Л1.3 | С. В. Запольский [и др.] ; под общ. ред. С. В. Запольского. | Финансовое право : учебник для академического бакалавриата | М. : Издательство Юрайт,, 2018. | www.biblio-online.ru/book/0E3B9855-BC87-466F-AA00-4D0F1B40B995 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Крохина, Ю. А. | Бюджетное право России : учебник для бакалавриата и магистратуры | М. : Издательство Юрайт,, 2018. | www.biblio-online.ru |
Л2.2 | Эриашвили, Н.Д. | Банковское право: учебник | Москва : Юнити-Дана, , 2015. | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Интернет-ресурсы органов государственной власти и иных государственных органов: | |||
Э2 | Правительство РФ - http://xn--80aealotwbjpid2k.xn--p1ai/ | |||
Э3 | Президент РФ - http://www.kremlin.ru/ | |||
Э4 | Конституционный Суд РФ - http://www.ksrf.ru/ru/Pages/default.aspx | |||
Э5 | Федеральное Собрание РФ - http://www.gov.ru/main/page7.html | |||
Э6 | курс в Мудл Финансовое право | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
202С | библиотека (читальный зал) - помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 53 посадочных места; компьютеры с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом к электронной информационно-образовательной среде АлтГУ; ноутбуки (по запросу) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Изучение финансового права отличается рядом особенностей, обусловленных, во-первых, тесной связью отрасли и науки с другими отраслями права (особенно с административным и гражданским правом); во-вторых, наличием специальных терминов и понятий, имеющих финансово-экономическое происхождение: это, с одной стороны, предполагает преемственность знаний, а, с другой – многие из этих понятий близки экономическим, но отличаются от них своей правовой направленностью и содержанием (например, «бюджетный кредит», «трансферт», «депозитные средства», «бюджетное обязательство» и т.п.). Кроме того, многие понятия иных отраслей права, в частности, гражданского, не применимы к финансовым (налоговым) отношениям, что нашло законодательное закрепление (ст. 11 НК РФ). В связи с этим возникает необходимость запоминания «нового» (по сравнению с курсом экономической теории, гражданским и предпринимательским правом) содержания уже известных студенту терминов, а также изучения большого количества новых достаточно сложных терминов и финансово- правовых категорий; в-третьих, периодом становления и развития отрасли и науки финансового права, когда происходит пересмотр и переоценка некоторых теоретических представлений и концепций; в-четвертых, обилием нормативного материала, многочисленностью источников права, включая акты федерального и регионального уровней. Названные особенности и специфические черты финансового права обусловливают необходимость системного изучения этой дисциплины. Усвоению проблемных тем курса помогают участие студентов в коллоквиумах, деловых и иных имитационных играх, дискуссиях, в анализе конкретных ситуаций и в других видах интерактивных занятий, выступления на научном кружке и научных студенческих конференциях, а также в написании курсовых работ. Выбор правовых источников и литературы для семинарских занятий обусловлен их значимостью (например, кодифицированные акты, некоторые ФЗ, объемом круга регулируемых финансовых отношений, доступностью (учебная, научная литература), необходимостью анализа различных научных подходов, раскрытия существующих тенденций развития финансового права как отрасли права, так и отрасли российского законодательства и науки. В методических указаниях дается общий список нормативных правовых актов ко всем темам семинарских занятий, где приводится перечень, во-первых, кодифицированных нормативных правовых актов (кодексов), во-вторых, иных, наиболее значимых актов, содержащих финансово-правовые нормы. Студентам необходимо систематически знакомиться с изменениями действующего федерального и регионального (Алтайского края) законодательства и использовать к семинарским занятиям НПА в последней, действующей на момент проведения занятия редакции. В методических рекомендациях не приводятся акты, имеющие временный характер (например, ФЗ о страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на соответствующий финансовый год или Закон Алтайского края на соответствующий финансовый год и плановый период: поиск таких актов и их изучение является составной частью СРС). Из подзаконных актов рекомендуется только минимум, необходимый для ознакомления с соответствующим финансово-правовым институтом или изучения специфики правового регулирования соответствующего блока финансовых отношений. Не является исчерпывающим и перечень дополнительной специальной литературы. Финансовое право является развивающейся отраслью права, поэтому постоянно появляются новые монографические исследования, научные статьи в специальных юридических и финансовых журналах (см. список журналов, в которых имеется большое количество публикаций по финансовому праву). Самостоятельный поиск таких исследований и анализ их с последующим выступлением на семинарских занятиях оценивается как максимально эффективное изучение соответствующего вопроса. При изучении учебной дисциплины «Финансовое право» студент может пользоваться библиотечным фондом Алтайского государственного университета, в том числе электронно-библиотечной системой, а также юридическими базами информационных справочных систем типа «КонсультантПлюс», «Гарант» Согласно учебному плану, изучение дисциплины «Финансовое право» завершается экзаменом. Итоговое оценивание работы студента по результатам освоения дисциплины «Финансовое право» производится в рамках 4-балльной системы. Итоговое выставление оценки производится на основании ответа студента на вопросы экзаменационного билета с учетом результатов решения задач, практических заданий, выполненных им в течение семестра, а также пройденного тестирования. Теоретические вопросы рассматриваются на практических занятиях. Ответ на теоретический вопрос производится в устной форме. После завершения основного ответа, преподаватель задает студенту уточняющие и/или дополнительные вопросы. Ответ студента оцениваются по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены выше. Решение задач проводится на семинарских занятиях. Решение задач осуществляется студентом самостоятельно в процессе подготовки к практическому занятию, ответ при решении задачи озвучивается устно. Каждая задача оценивается отдельно по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены выше. Работа с вопросами и заданиями к текущему и рубежному контролю проводится на специально выделенном для этого семинарском занятии и представляет собой экспресс-опрос по заявленной теме. Проводится он по окончании каждого раздела программы дисциплины. Критерии оценивания представлены выше. Практические задания представляют собой представляет собой творческо-практическое задание, требующее умственных усилий и направленное на проявление аналитических способностей. Выполнение практического задания оценивается по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены выше. Контрольная работа (для заочного отделения) предполагает письменное решение задачи, подразумевающее анализ предложенной ситуации, поиск и изучение соответствующих нормативных и научных источников, а также развернутое аргументирование сделанного вывода. Студенты, фамилии которых начинаются с «А» до «П», выполняют первый вариант, а с «Р» до «Я» - второй вариант.Выполнение контрольной работы оценивается по бинарной системе. Критерии оценивания представлены выше. Письменные работы являются дополнительным оценочным средством. Работы подготавливаются студентом самостоятельно. Тема письменной работы обговаривается с преподавателем. Письменная работа является творческим заданием, работа над которым должна продемонстрировать уровень владения студентом материала по данному вопросу. Письменные работы назначаются в инициативном (по желанию студента) и обязательном (в случае наличия неудовлетворительных оценок по иным видам оценочных средств) порядке. Письменные работы оцениваются по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены выше. Тестовые задания решаются на семинарских занятиях. Каждый вопрос содержит четыре варианта ответа, только один из которых является правильным. Итоговая оценка за тест выставляется с учетом количества верно выполненных заданий (в процентном соотношении от всего количества предложенных вопросов). Тестирование оценивается по бинарной системе. Критерии оценивания представлены выше. Вопросы на экзамен включаются в экзаменационные билеты. Каждый экзаменационный билет содержит два вопроса, которые соответствуют содержанию формируемых компетенций. На подготовку ответа студенту дается 30 минут. Экзамен проводится в устной форме. После основного ответа преподавателем могут быть заданы дополнительные вопросы. Экзамен оценивается по 4-балльной шкале. |