МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Этнология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
ПрофильИстория. Право
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_03_05_Педобразование_ИП-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 88
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 88 88 88 88
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кин, доцент, Назаров И.И.

Рецензент(ы):
дин, профессор, Грушин С.П.

Рабочая программа дисциплины
Этнология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)

составлена на основании учебного плана:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., проф. А.А. Тишкин


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. А.А. Тишкин


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью курса является знакомство студентов с основами этнологической науки. Для достижения намеченной цели поставлены следующие задачи:
1. Характеристика этнологии как науки о народах-этносах. В процессе решения данной задачи предполагается раскрыть вопросы:
 место этнологии в системе специальных и общеобразовательных дисциплин;
 объект и предмет этнологии;
 понятия и проблемы этнологии;
 источники и методика этнологических исследований;
 прикладные аспекты этнологии;
 критерии классификации народов мира.
2. Анализ научных концепций в этнологии. Данная задача включает в себя три общих вопроса:
 обзор направлений и научных школ в зарубежной этнологии, их представители в России;
 теоретико-методологические и эмпирические разработки в отечественной этнологии;
 современные концепции в мировой этнологии.
3. Создание у слушателей цельной этнической и этнокультурной картины мира. В круг вопросов настоящей задачи входят:
 классификация этносов (этнических общностей);
 освещение проблем этногенеза и главных этапов этнической истории народов;
 хозяйственно-культурная характеристика этнических общностей или населения отдельных регионов;
 особенности социальной структуры и общественных, семейно-брачных отношений в рамках отдельных этносов или их групп;
 тенденции этнического и этносоциального развития народов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-8 Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
ПК-1 Способен осуществлять обучение истории и праву в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основы этнологической науки и специфику этнического состава разных регионов планеты.
3.2.Уметь:
3.2.1.Логично представлять освоенное знание, применять современные теории, концепции и инструментарий этнологии в практической работе.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Понятийным аппаратом этнологии;
Современными методами изучения культуры народов мира;
Основными технологиями, методами и приемами использования этнологических знаний в практической музейной работе.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основные проблемы этнологической науки
1.1. Объект и предмет этнологии, ее функции, методы и источниковая база Лекции 4 2 ПК-1, ОПК-8 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.2. Основные понятия этнологии Сам. работа 4 8 ПК-1, ОПК-8 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. История этнологической науки
2.1. Основные этапы истории этнологической науки в России и за рубежом Лекции 4 2 ПК-1, ОПК-8 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.2. Научные этнологические центры России Сам. работа 4 8 ПК-1, ОПК-8 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Народы Австралии и Океании
3.1. Районирование и этнологическая характеристика региона Лекции 4 1 ПК-1, ОПК-8 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.2. Освоение человеком Австралии и Океании Сам. работа 4 8 ПК-1, ОПК-8 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Народы Америки
4.1. Районирование и этнологическая характеристика региона Лекции 4 1 ПК-1, ОПК-8 Л2.1, Л1.1
4.2. Особенности культуры населения Америки Практические 4 2 ПК-1, ОПК-8 Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.3. Освоение человеком Америки Сам. работа 4 8 ПК-1, ОПК-8 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Народы Африки
5.1. Районирование и этнологическая характеристика региона Практические 4 4 ПК-1, ОПК-8 Л1.2, Л2.1, Л1.1
5.2. Особенности культуры населения Африки Практические 4 4 ПК-1, ОПК-8 Л2.1, Л1.1
5.3. Африка как прародина человечества Сам. работа 4 6 ПК-1, ОПК-8 Л1.2, Л2.1
Раздел 6. Народы Западной Азии
6.1. Районирование и этнологическая характеристика региона Сам. работа 4 4 ПК-1, ОПК-8 Л1.2, Л2.1, Л1.1
6.2. Особенности культуры населения Западной Азии Сам. работа 4 4 ПК-1, ОПК-8 Л2.1, Л1.1
6.3. Современные проблемы развития региона Сам. работа 4 4 ПК-1, ОПК-8 Л1.2, Л2.1
Раздел 7. Народы Южной и Восточной Азии
7.1. Районирование и этнологическая характеристика региона Сам. работа 4 4 ПК-1, ОПК-8 Л1.2, Л2.1, Л1.1
7.2. Особенности культуры населения Южной и Восточной Азии Сам. работа 4 5 ПК-1, ОПК-8 Л1.2, Л2.1, Л1.1
7.3. Современные проблемы развития региона Сам. работа 4 5 ПК-1, ОПК-8 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 8. Народы Сибири
8.1. Районирование и этнологическая характеристика региона Сам. работа 4 4 ПК-1, ОПК-8 Л1.2, Л2.1, Л1.1
8.2. Особенности культуры населения Сибири Сам. работа 4 2 ПК-1, ОПК-8 Л1.2, Л2.1, Л1.1
8.3. Современные проблемы развития региона Сам. работа 4 6 ПК-1, ОПК-8 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 9. Народы Западной и Восточной Европы
9.1. Районирование и этнологическая характеристика региона Сам. работа 4 4 ПК-1, ОПК-8 Л1.2, Л2.1, Л1.1
9.2. Особенности культуры населения Западной и Восточной Европы Сам. работа 4 4 ПК-1, ОПК-8 Л1.2, Л2.1, Л1.1
9.3. Современные проблемы развития региона Сам. работа 4 4 ПК-1, ОПК-8 Л1.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы к экзамену

1. Объект и предмет этнологии.
2. Концепции этноса в работах отечественных исследователей.
3. Место этнологии в системе наук и ее связи с другими областями знаний (историей, археологией, социологией и др.).
4. Лингвистическая классификация народов мира.
5. Антропологическая классификация народов мира.
6. Классификация народов мира по хозяйственно-культурным типам.
7. Историко-этнографические области Земли.
8. Источники этнологических исследований.
9. Методы исследования в этнологии.
10. Этнические процессы и их классификация.
11. Типы этнических общностей.
12. Прикладные аспекты этнологии: роль этнологических знаний в разрешении этнических конфликтов.
13. Культура: ее сферы и функции в концепциях этнологии.
14. Проблемы этнического самосознания.
15. Природная среда и этнос.
16. Основные направления и школы в этнологии (эволюционизм, диффузионизм, функционализм и др.).
17. Основоположник российской этнологии Н.Н. Миклухо-Маклай: биография, полевые работы, научное наследие.
18. Л.Я. Штернберг и В.Г. Богораз-Тан как полевики-этнографы и теоретики.
19. Хозяйство и материальная культура коренного населения Австралии и Тасмании в доколониальную эпоху.
20. Социальная организация аборигенного населения Австралии до прихода англичан. Половозрастные группы. Инициации.
21. Духовная культура аборигенов Австралии: тотемистическое мировоззрение, обряды, верования и т.д.
22. Общая характеристика народов Океании.
23. Происхождение народов Австралии и Океании. Последовательность заселения региона.
24. Папуасы Новой Гвинеи.
25. Происхождение коренного население Америки.
26. Индейцы северо-западного побережья Америки.
27. Индейцы прерий.
28. Хозяйство, культура и общественный строй инков в доколониальную эпоху.
29. Народы Северной Африки (этнический состав и культура).
30. Туареги-кочевники Северной Африки. Особенности хозяйства и социальной организации.
31. Коренное населения Южной Африки. Бушмены и готтентоты.
32. Народы Передней Азии: этнический состав и культура.
33. Этнический состав населения Южной Азии: этноязыковой состав и хозяйственно-культурные типы.
34. Этнический состав населения Восточной Азии: этноязыковой состав и хозяйственно-культурные типы.
35. Этнический состав населения Юго-Восточной Азии: этноязыковой состав и хозяйственно-культурные типы.
36. Этнический состав Центральной Азии: этноязыковой состав и хозяйственно-культурные типы.
37. Кочевничество (номадизм). Особенности хозяйства и культуры номадов.
38. Этнический состав населения Сибири.
39. Традиционные верования народов Сибири. Специфика шаманизма сибирских народов. Христианизация аборигенов Сибири.
40. Происхождение оленеводства и его типы. Оленеводческие народы Сибири.
41. Палеоазиатские народы Сибири. Юкагиры.
42. Хозяйство и культура обских угров (ханты и манси).
43. Народы Алтая: основные этнокультурные характеристики алтайцев и русских.
44. Хозяйственно-культурные типы тюркских народов Сибири (сибирские татары, якуты, тувинцы и др.).
45. Этнический состав населения европейской части России: этноязыковой состав и хозяйственно-культурные типы.
46. Этнический состав населения зарубежной Европы: этноязыковой состав и хозяйственно-культурные типы.
47. Мировые и национальные религии.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Жизнь и научная деятельность Н.Н. Миклухо-Маклая.
2. Жизнь и научная деятельность Л.Я. Штернберга.
3. Основные черты хозяйства и культуры кочевников-оленеводов Севера Сибири.
4. Основные черты алтайского шаманизма конца XIX - начала XX вв.
5. Особенности социальной структуры аборигенов Австралии.
6. Основные черты хозяйства и культуры народов Полинезии.
7. Духовная культура доколумбовых цивилизаций Южной Америки (инки).
8. Традиционное хозяйство и материальная культура пигмеев тропической Африки.
9. Особенности хозяйства и материальной культуры эскимосов.
10. Особенности социальной структуры индийского общества.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
В каждом вопросе отметьте один — правильный на Ваш взгляд ответ из предложенных четырех вариантов.
1. Этнос как биологическое явление в XX в. рассматривался в трудах:
1. Ю.В. Бромлея.
2. Н.Н. Чебоксарова.
3. В.И. Вернадского.
4. Л.Н. Гумилева.

2. Под этнической эндогамией подразумевается:
1. Преобладание смешанных межэтнических браков.
2. Традиции многоженства.
3.Преобладание этнически однородных семей.
4. Постепенная ассимиляция этноса.

3. Для характеристики быта в этнографии НЕ используется термин:
1. Обычай.
2. Обряд.
3. Ритуал.
4. Этногенез.

4. В широком плане проблемы хозяйственно-культурных типов и историко-этнографических областей в российской науке были поставлены:
1. Н.Н. Миклухо-Маклаем и В.Г. Богоразом.
2. В.Г. Богоразом и Н.М. Пржевальским.
3. Н.М. Пржевальским и Н.Н. Чебоксаровым.
4. Н.Н. Чебоксаровым и М.Г. Левиным.

5. Источник, отражающий прямое этнографическое наблюдение:
1. «История» Геродота.
2. Описание Н.Н. Миклухо-Маклаем папуасских обрядов.
3. Описание русских и французов в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».
4. Описание обеда и кушаний в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».

6. Ценные этнографические сведения содержит книга Ахмада Ибн-Фадлана о его поездке в:
1. Булгар Великий.
2. Сибирь.
3. Монголию.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Тавадов Г. Т. Этнология: учебник Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016 biblioclub.ru
Л1.2 под ред. В. А. Козьмина, В. С. Бузина Этнология (этнография): учебник для академического бакалавриата Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Садохин А. П. , Грушевицкая Т. Г. Основы этнологии: учебное пособие Юнити-Дана, 2015 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.iea.ras.ru
Э2 ethnography.omskreg.ru
Э3 www.kunstkamera.ru
Э4 Этнология portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Контроль и оценка работы студентов осуществляется на лекциях, практическимх занятиях и в Электронном учебно-методическом комплексе
http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=551

Инструкция по искользованию ЭУМК
Электронный учебно-методический комплекс дисциплины (ЭУМКД) включает материалы, сгруппированные тематически по разделам курса. В ЭУМКД представлены планы практических занятий и материалы (литература и интерактивные ссылки) для самостоятельного изучения. Темы пронумерованы и представлены в соответствующих разделах.
Лекции осваиваются студентами самостоятельно, переход от одной части лекции к другой осуществляется посредством ответа на контрольные вопросы.Максимальное количество баллов за лекции - 33 (10 лекций, в каждой из которых по три вопроса).
Представленные практические задания выполняются студентами самостоятельно и индивидуально в ходе освоения каждой из тем и направляются преподавателю. Оценка за каждое практическое задание выставляется по пятибалльной шкале. Максимальное количество баллов за практические задания - 40 (восемь заданий).

Доступ к тестовым заданиям открывается преподавателем в определенные дни. Выполнение теста ограничено по времени. Каждый вопрос оценивается в один балл. Максимальное количество баллов за тест - 27.

К устному зачету допускаются студенты, которые выполняли практические и тестовые задания, максимальное число баллов на экзамене 10.


Студенты, получившие 49 баллов и менее, получают "не зачтено".

Вид работы

Максимальное число баллов

Критерии оценки

Лекции

33
Изучены материалы лекций, даны верные ответы на контрольные вопросы

Практические задания

40

умение искать и находить необходимую информацию, исходный материал, литературу, источники;
логичность построения хода и результатов выполнения работы;
качество содержания работы (его соответствие требованиям, присланные вовремя материалы, использование рекомендованной литературы, источников, сайтов);
качество оформления результатов работы;
умение использовать дополнительные возможности информационных технологий;
умение делать выводы, обобщения, рекомендации, проектные разработки
Тест

27

Даны верные ответы на вопросы теста

ИТОГО

100