Закреплена за кафедрой | Кафедра археологии, этнографии и музеологии |
---|---|
Направление подготовки | 44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) |
Профиль | История. Право |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z44_03_05_Педобразование_ИП-2021 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 4 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 6 | 6 | 6 | 6 |
Практические | 10 | 10 | 10 | 10 |
Сам. работа | 88 | 88 | 88 | 88 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии
Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. А.А. Тишкин
1.1. | Целью курса является знакомство студентов с основами этнологической науки. Для достижения намеченной цели поставлены следующие задачи: 1. Характеристика этнологии как науки о народах-этносах. В процессе решения данной задачи предполагается раскрыть вопросы: место этнологии в системе специальных и общеобразовательных дисциплин; объект и предмет этнологии; понятия и проблемы этнологии; источники и методика этнологических исследований; прикладные аспекты этнологии; критерии классификации народов мира. 2. Анализ научных концепций в этнологии. Данная задача включает в себя три общих вопроса: обзор направлений и научных школ в зарубежной этнологии, их представители в России; теоретико-методологические и эмпирические разработки в отечественной этнологии; современные концепции в мировой этнологии. 3. Создание у слушателей цельной этнической и этнокультурной картины мира. В круг вопросов настоящей задачи входят: классификация этносов (этнических общностей); освещение проблем этногенеза и главных этапов этнической истории народов; хозяйственно-культурная характеристика этнических общностей или населения отдельных регионов; особенности социальной структуры и общественных, семейно-брачных отношений в рамках отдельных этносов или их групп; тенденции этнического и этносоциального развития народов. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.06 |
ОПК-8 | Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний |
ПК-1 | Способен осуществлять обучение истории и праву в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основы этнологической науки и специфику этнического состава разных регионов планеты. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Логично представлять освоенное знание, применять современные теории, концепции и инструментарий этнологии в практической работе. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Понятийным аппаратом этнологии; Современными методами изучения культуры народов мира; Основными технологиями, методами и приемами использования этнологических знаний в практической музейной работе. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Основные проблемы этнологической науки | ||||||
1.1. | Объект и предмет этнологии, ее функции, методы и источниковая база | Лекции | 4 | 2 | ПК-1, ОПК-8 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
1.2. | Основные понятия этнологии | Сам. работа | 4 | 8 | ПК-1, ОПК-8 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 2. История этнологической науки | ||||||
2.1. | Основные этапы истории этнологической науки в России и за рубежом | Лекции | 4 | 2 | ПК-1, ОПК-8 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
2.2. | Научные этнологические центры России | Сам. работа | 4 | 8 | ПК-1, ОПК-8 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 3. Народы Австралии и Океании | ||||||
3.1. | Районирование и этнологическая характеристика региона | Лекции | 4 | 1 | ПК-1, ОПК-8 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
3.2. | Освоение человеком Австралии и Океании | Сам. работа | 4 | 8 | ПК-1, ОПК-8 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 4. Народы Америки | ||||||
4.1. | Районирование и этнологическая характеристика региона | Лекции | 4 | 1 | ПК-1, ОПК-8 | Л2.1, Л1.1 |
4.2. | Особенности культуры населения Америки | Практические | 4 | 2 | ПК-1, ОПК-8 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
4.3. | Освоение человеком Америки | Сам. работа | 4 | 8 | ПК-1, ОПК-8 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 5. Народы Африки | ||||||
5.1. | Районирование и этнологическая характеристика региона | Практические | 4 | 4 | ПК-1, ОПК-8 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
5.2. | Особенности культуры населения Африки | Практические | 4 | 4 | ПК-1, ОПК-8 | Л2.1, Л1.1 |
5.3. | Африка как прародина человечества | Сам. работа | 4 | 6 | ПК-1, ОПК-8 | Л1.2, Л2.1 |
Раздел 6. Народы Западной Азии | ||||||
6.1. | Районирование и этнологическая характеристика региона | Сам. работа | 4 | 4 | ПК-1, ОПК-8 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
6.2. | Особенности культуры населения Западной Азии | Сам. работа | 4 | 4 | ПК-1, ОПК-8 | Л2.1, Л1.1 |
6.3. | Современные проблемы развития региона | Сам. работа | 4 | 4 | ПК-1, ОПК-8 | Л1.2, Л2.1 |
Раздел 7. Народы Южной и Восточной Азии | ||||||
7.1. | Районирование и этнологическая характеристика региона | Сам. работа | 4 | 4 | ПК-1, ОПК-8 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
7.2. | Особенности культуры населения Южной и Восточной Азии | Сам. работа | 4 | 5 | ПК-1, ОПК-8 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
7.3. | Современные проблемы развития региона | Сам. работа | 4 | 5 | ПК-1, ОПК-8 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 8. Народы Сибири | ||||||
8.1. | Районирование и этнологическая характеристика региона | Сам. работа | 4 | 4 | ПК-1, ОПК-8 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
8.2. | Особенности культуры населения Сибири | Сам. работа | 4 | 2 | ПК-1, ОПК-8 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
8.3. | Современные проблемы развития региона | Сам. работа | 4 | 6 | ПК-1, ОПК-8 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 9. Народы Западной и Восточной Европы | ||||||
9.1. | Районирование и этнологическая характеристика региона | Сам. работа | 4 | 4 | ПК-1, ОПК-8 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
9.2. | Особенности культуры населения Западной и Восточной Европы | Сам. работа | 4 | 4 | ПК-1, ОПК-8 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
9.3. | Современные проблемы развития региона | Сам. работа | 4 | 4 | ПК-1, ОПК-8 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Вопросы к экзамену 1. Объект и предмет этнологии. 2. Концепции этноса в работах отечественных исследователей. 3. Место этнологии в системе наук и ее связи с другими областями знаний (историей, археологией, социологией и др.). 4. Лингвистическая классификация народов мира. 5. Антропологическая классификация народов мира. 6. Классификация народов мира по хозяйственно-культурным типам. 7. Историко-этнографические области Земли. 8. Источники этнологических исследований. 9. Методы исследования в этнологии. 10. Этнические процессы и их классификация. 11. Типы этнических общностей. 12. Прикладные аспекты этнологии: роль этнологических знаний в разрешении этнических конфликтов. 13. Культура: ее сферы и функции в концепциях этнологии. 14. Проблемы этнического самосознания. 15. Природная среда и этнос. 16. Основные направления и школы в этнологии (эволюционизм, диффузионизм, функционализм и др.). 17. Основоположник российской этнологии Н.Н. Миклухо-Маклай: биография, полевые работы, научное наследие. 18. Л.Я. Штернберг и В.Г. Богораз-Тан как полевики-этнографы и теоретики. 19. Хозяйство и материальная культура коренного населения Австралии и Тасмании в доколониальную эпоху. 20. Социальная организация аборигенного населения Австралии до прихода англичан. Половозрастные группы. Инициации. 21. Духовная культура аборигенов Австралии: тотемистическое мировоззрение, обряды, верования и т.д. 22. Общая характеристика народов Океании. 23. Происхождение народов Австралии и Океании. Последовательность заселения региона. 24. Папуасы Новой Гвинеи. 25. Происхождение коренного население Америки. 26. Индейцы северо-западного побережья Америки. 27. Индейцы прерий. 28. Хозяйство, культура и общественный строй инков в доколониальную эпоху. 29. Народы Северной Африки (этнический состав и культура). 30. Туареги-кочевники Северной Африки. Особенности хозяйства и социальной организации. 31. Коренное населения Южной Африки. Бушмены и готтентоты. 32. Народы Передней Азии: этнический состав и культура. 33. Этнический состав населения Южной Азии: этноязыковой состав и хозяйственно-культурные типы. 34. Этнический состав населения Восточной Азии: этноязыковой состав и хозяйственно-культурные типы. 35. Этнический состав населения Юго-Восточной Азии: этноязыковой состав и хозяйственно-культурные типы. 36. Этнический состав Центральной Азии: этноязыковой состав и хозяйственно-культурные типы. 37. Кочевничество (номадизм). Особенности хозяйства и культуры номадов. 38. Этнический состав населения Сибири. 39. Традиционные верования народов Сибири. Специфика шаманизма сибирских народов. Христианизация аборигенов Сибири. 40. Происхождение оленеводства и его типы. Оленеводческие народы Сибири. 41. Палеоазиатские народы Сибири. Юкагиры. 42. Хозяйство и культура обских угров (ханты и манси). 43. Народы Алтая: основные этнокультурные характеристики алтайцев и русских. 44. Хозяйственно-культурные типы тюркских народов Сибири (сибирские татары, якуты, тувинцы и др.). 45. Этнический состав населения европейской части России: этноязыковой состав и хозяйственно-культурные типы. 46. Этнический состав населения зарубежной Европы: этноязыковой состав и хозяйственно-культурные типы. 47. Мировые и национальные религии. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1. Жизнь и научная деятельность Н.Н. Миклухо-Маклая. 2. Жизнь и научная деятельность Л.Я. Штернберга. 3. Основные черты хозяйства и культуры кочевников-оленеводов Севера Сибири. 4. Основные черты алтайского шаманизма конца XIX - начала XX вв. 5. Особенности социальной структуры аборигенов Австралии. 6. Основные черты хозяйства и культуры народов Полинезии. 7. Духовная культура доколумбовых цивилизаций Южной Америки (инки). 8. Традиционное хозяйство и материальная культура пигмеев тропической Африки. 9. Особенности хозяйства и материальной культуры эскимосов. 10. Особенности социальной структуры индийского общества. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
В каждом вопросе отметьте один — правильный на Ваш взгляд ответ из предложенных четырех вариантов. 1. Этнос как биологическое явление в XX в. рассматривался в трудах: 1. Ю.В. Бромлея. 2. Н.Н. Чебоксарова. 3. В.И. Вернадского. 4. Л.Н. Гумилева. 2. Под этнической эндогамией подразумевается: 1. Преобладание смешанных межэтнических браков. 2. Традиции многоженства. 3.Преобладание этнически однородных семей. 4. Постепенная ассимиляция этноса. 3. Для характеристики быта в этнографии НЕ используется термин: 1. Обычай. 2. Обряд. 3. Ритуал. 4. Этногенез. 4. В широком плане проблемы хозяйственно-культурных типов и историко-этнографических областей в российской науке были поставлены: 1. Н.Н. Миклухо-Маклаем и В.Г. Богоразом. 2. В.Г. Богоразом и Н.М. Пржевальским. 3. Н.М. Пржевальским и Н.Н. Чебоксаровым. 4. Н.Н. Чебоксаровым и М.Г. Левиным. 5. Источник, отражающий прямое этнографическое наблюдение: 1. «История» Геродота. 2. Описание Н.Н. Миклухо-Маклаем папуасских обрядов. 3. Описание русских и французов в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». 4. Описание обеда и кушаний в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». 6. Ценные этнографические сведения содержит книга Ахмада Ибн-Фадлана о его поездке в: 1. Булгар Великий. 2. Сибирь. 3. Монголию. |
Приложения |
Приложение 1.
ФОС этнология историки.docx
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Тавадов Г. Т. | Этнология: учебник | Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016 | biblioclub.ru |
Л1.2 | под ред. В. А. Козьмина, В. С. Бузина | Этнология (этнография): учебник для академического бакалавриата | Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Садохин А. П. , Грушевицкая Т. Г. | Основы этнологии: учебное пособие | Юнити-Дана, 2015 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | www.iea.ras.ru | |||
Э2 | ethnography.omskreg.ru | |||
Э3 | www.kunstkamera.ru | |||
Э4 | Этнология | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru/) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Контроль и оценка работы студентов осуществляется на лекциях, практическимх занятиях и в Электронном учебно-методическом комплексе http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=551 Инструкция по искользованию ЭУМК Электронный учебно-методический комплекс дисциплины (ЭУМКД) включает материалы, сгруппированные тематически по разделам курса. В ЭУМКД представлены планы практических занятий и материалы (литература и интерактивные ссылки) для самостоятельного изучения. Темы пронумерованы и представлены в соответствующих разделах. Лекции осваиваются студентами самостоятельно, переход от одной части лекции к другой осуществляется посредством ответа на контрольные вопросы.Максимальное количество баллов за лекции - 33 (10 лекций, в каждой из которых по три вопроса). Представленные практические задания выполняются студентами самостоятельно и индивидуально в ходе освоения каждой из тем и направляются преподавателю. Оценка за каждое практическое задание выставляется по пятибалльной шкале. Максимальное количество баллов за практические задания - 40 (восемь заданий). Доступ к тестовым заданиям открывается преподавателем в определенные дни. Выполнение теста ограничено по времени. Каждый вопрос оценивается в один балл. Максимальное количество баллов за тест - 27. К устному зачету допускаются студенты, которые выполняли практические и тестовые задания, максимальное число баллов на экзамене 10. Студенты, получившие 49 баллов и менее, получают "не зачтено". Вид работы Максимальное число баллов Критерии оценки Лекции 33 Изучены материалы лекций, даны верные ответы на контрольные вопросы Практические задания 40 умение искать и находить необходимую информацию, исходный материал, литературу, источники; логичность построения хода и результатов выполнения работы; качество содержания работы (его соответствие требованиям, присланные вовремя материалы, использование рекомендованной литературы, источников, сайтов); качество оформления результатов работы; умение использовать дополнительные возможности информационных технологий; умение делать выводы, обобщения, рекомендации, проектные разработки Тест 27 Даны верные ответы на вопросы теста ИТОГО 100 |