Закреплена за кафедрой | Кафедра отечественной истории |
---|---|
Направление подготовки | 44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) |
Профиль | История. Право |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 6 ЗЕТ |
Учебный план | z44_03_05_Педобразование_ИП-2021 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 2 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 12 | 12 | 12 | 12 |
Практические | 16 | 16 | 16 | 16 |
Сам. работа | 179 | 179 | 179 | 179 |
Часы на контроль | 9 | 9 | 9 | 9 |
Итого | 216 | 216 | 216 | 216 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра отечественной истории
Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Демчик Е.В.
1.1. | Целями освоения учебной дисциплины ИСТОРИЯ (история России, всеобщая история) являются формирование у студентов комплексного представления о культурно-историческом своеобразии России, ее месте в мировой и европейской цивилизации; формирование систематизированных знаний об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, с акцентом на изучение истории России; введение в круг исторических проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков получения, анализа и обобщения исторической информации. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.06 |
ОПК-8 | Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний |
ПК-1 | Способен осуществлять обучение истории и праву в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | движущие силы и закономерности исторического процесса; место человека в историческом процессе, политической организации общества; место России в мировом сообществе, ее взаимосвязи с Западом и Востоком, вклад в мировую цивилизацию, специфические особенности ее развития; важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в истории России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи; руководствуясь принципами научной объективности и историзма извлекать уроки из исторических событий и на их основе принимать осознанные решения; понимать и оценивать достижения культуры, зная исторический контекст их создания. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | представлениями о событиях российской и всемирной истории, основанными на принципе историзма; владеть опытом оценки исторических явлений и персоналий, уметь определять свое личностное отношение к ним, обосновывать собственные оценки и суждения; использует исторические знания для характеристики развития современной цивилизации. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Россия и мир в XIX в. Опыт европейской модернизации | ||||||
1.1. | Российская империя и Европа в XIX в. | Лекции | 2 | 4 | ПК-1, ОПК-8 | Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.2 |
1.2. | Общественная мысль и особенности общественного движения России Х1Х в. Буржуазные реформы 1860 – 1870-х гг. /Ср/ | Сам. работа | 2 | 38 | ПК-1, ОПК-8 | Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.2 |
1.3. | Внутренняя политика правительства Александра I в 1815-1825 гг. Внутренняя политика правительства Николая I в 1825–1855 гг. | Лекции | 2 | 8 | ПК-1, ОПК-8 | Л2.1, Л1.1, Л2.4, Л2.2 |
1.4. | Внешняя политика России в XIX в. /Ср/ | Сам. работа | 2 | 37 | ПК-1, ОПК-8 | Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.2 |
1.5. | Декабризм в истории России | Практические | 2 | 2 | ПК-1, ОПК-8 | Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.2 |
1.6. | Отечественная война 1812 г. Заграничные походы русской армии | Практические | 2 | 2 | ПК-1, ОПК-8 | Л2.1, Л1.1, Л2.4, Л2.2 |
1.7. | Освободительное движение и общественная мысль России во второй трети XIX в. | Практические | 2 | 2 | ПК-1, ОПК-8 | Л2.1, Л1.1, Л2.4, Л2.2 |
1.8. | Внешняя политика России во второй четверти XIX в. | Практические | 2 | 2 | ПК-1, ОПК-8 | Л2.1, Л1.1, Л2.4, Л2.2 |
1.9. | Крымская война 1853–1856 гг. | Практические | 2 | 2 | ПК-1, ОПК-8 | Л2.1, Л1.1, Л2.4, Л2.2 |
1.10. | Реформа 1861 г. | Практические | 2 | 2 | ПК-1, ОПК-8 | Л2.1, Л1.1, Л2.4, Л2.2 |
1.11. | Буржуазные реформы 1860-70-х гг. | Практические | 2 | 2 | ПК-1, ОПК-8 | Л2.1, Л1.1, Л2.4, Л2.2 |
1.12. | Развитие капиталистических отношений в сельском хозяйстве | Практические | 2 | 2 | ПК-1, ОПК-8 | Л2.1, Л1.1, Л2.4, Л2.2 |
1.13. | Общественно-политическое движение 1860 - 1880-х гг. | Сам. работа | 2 | 4 | ПК-1, ОПК-8 | Л2.1, Л1.1, Л2.4, Л2.2 |
1.14. | Внутренняя политика конца 70 – начала 90-х гг. XIX в. | Сам. работа | 2 | 20 | ПК-1, ОПК-8 | Л2.1, Л1.1, Л2.4, Л2.2 |
1.15. | Присоединение Средней Азии к России. Национальные окраины в пореформенный период | Сам. работа | 2 | 20 | ПК-1, ОПК-8 | Л2.1, Л1.1, Л2.4, Л2.2 |
1.16. | Внешняя политика пореформенной России | Сам. работа | 2 | 30 | ПК-1, ОПК-8 | Л2.1, Л1.1, Л2.4, Л2.2 |
1.17. | Общественно-политическое движение 1880 – начала 1890-х гг. | Сам. работа | 2 | 30 | ПК-1, ОПК-8 | Л2.1, Л1.1, Л2.4, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА ВОПРОС 1. Исторический метод, выявляющий различия и сходство общественных явлений, называется: а) ретроспективный; б) описательно-повествовательный; в) сравнительно-исторический; г) биографический. ОТВЕТ:в ВОПРОС 2:Одно действие, локализованное в историческом пространстве и историческом времени называется... а)историческим фактом б)историческим событием в)историческим экспериментом г)историческим процессом ОТВЕТ:а ВОПРОС 3:Несколько исторических действий произошедших примерно в одно время и в одном месте называется ... а)историческим фактом б)историческим событием в)историческим экспериментом г)историческим процессом ОТВЕТ:б ВОПРОС 4:Анализ исторического источника, проводимый с помощью методов исторического исследования, направленный на извлечение исторических фактов называется... а)историческим экспериментом б)историческим процессом в)историческим событием г)историческим фактом ОТВЕТ:а ВОПРОС 5:Методологический подход, положивший в основу изучения истории тот или иной способ производства, который характеризуется определенным уровнем и характером развития производительных сил и соответствующими этому уровню и характеру производственными отношениями, получил название... а)цивилизационный подход б)формационный подход в)многофакторный подход г)теория локальных цивилизаций ОТВЕТ:б ВОПРОС 6:Историческая хронология изучает а)системы летосчисления и календари разных народов и государств, помогает устанавливать даты исторических событий и время создания исторических источников б)гербы, а также традиций и практики их использования в)печати (матрицы) и их оттиски на различных материалах г)историю монетной чеканки и монетного обращения ОТВЕТ:а ВОПРОС 7. Прогностическая функция науки заключается в: а) формировании у людей научной картины мира; б) поиске и производстве новых знаний; в) составлении прогнозов о последствиях изменения окружающего мира, о возможных опасных тенденциях развития общества и рекомендаций по преодолению возможных конфликтов; г) в обучении, развитии и воспитании людей. ОТВЕТ:в ВОПРОС 8. Метод, направленный на выявление основного содержания документа по частотам встречаемости слов и словосочетаний: а) экстраполяция б) контент-анализ в) ретроспективный г) анализ ОТВЕТ: б ВОПРОС 9. Культурно-мировоззренческая функция науки характеризуется: а) формирование у людей научной картины мира б) определение путей и способов практического использования добытых знаний, превращение науки в производительную силу общества в) составление прогнозов о последствиях изменения окружающего мира, о возможных опасных тенденциях развития общества и рекомендации по преодолению возможных конфликтов г) поиске и производстве новых знаний ОТВЕТ: а ВОПРОС 10. Исторический метод, выявляющий различия и сходство общественных явлений, называется: а) ретроспективный; б) описательно-повествовательный; в) сравнительно-исторический; г) биографический. ОТВЕТ:в ВОПРОС 11:Сфрагистика изучает а)системы летосчисления и календари разных народов и государств, помогает устанавливать даты исторических событий и время создания исторических источников б)гербы, а также традиций и практики их использования в)печати (матрицы) и их оттиски на различных материалах г)историю монетной чеканки и монетного обращения ОТВЕТ:в ВОПРОС 12. Выберите из предложенных одно правильное утверждение: а) Конечным результатом функционального анализа урока является определение его развивающей цели; б) Эмпирическое осознание исторических явлений происходит на репродуктивном, воспроизводящем уровне. в) поисковая деятельность учащихся на уроках отличается новым способом действий и новым результатом познания исторической действительности. г) При структурном анализе исторических фактов учитель может считать главными те, которые вызывают у учащихся бурную реакцию. ОТВЕТ:в ВОПРОС 13. К учебно-методическим комплексам не относится: а) Учебные пособия б) Методическая литература в) Оформление кабинета истории г) Наглядные средства обучения ОТВЕТ: в ВОПРОС 14. Какой из терминов выражает внешнюю сторону процесса обучения истории? а) Прием б) Умение в) Метод г) Действие ОТВЕТ:г ВОПРОС 15. Слово «методика» в переводе с древнегреческого означает а) Педагогическая наука б) Школьная методология в) Путь исследования г) Метод изучения ОТВЕТ:в КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА ВОПРОС 1:Назовите два этапа источниковедческой критики: ОТВЕТ:внешняя и внутренняя критика ВОПРОС 2. Назовите виды письменных исторических источников. ОТВЕТ:летописи,законодательные,делопроизводственные, статистические, документы личного происхождения (мемуары, дневники, письма) ВОПРОС 3: Дайте термин согласно приведенному определению. ___________ — весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс и запечатлевших отдельные факты и свершившиеся события, на основании которых воссоздается представление о той или иной исторической эпохе, выдвигаются гипотезы о причинах или последствиях, повлёкших за собой те или иные исторические события. ОТВЕТ: Исторический источник ВОПРОС 4: Дайте термин согласно приведенному определению. ___________ — это последовательная череда сменяющих друг друга событий, в которых проявилась деятельность многих поколений людей. ОТВЕТ: Исторический процесс ВОПРОС 5:Прочитайте определение системного элемента науки и дайте ему определение. «То, что произошло на самом деле и зафиксировано точным измерением его качественных и количественных параметров в знаковой форме конкретного языка науки». ОТВЕТ: Научный факт ВОПРОС 6: Прочитайте определение системного элемента науки и дайте ему определение. «Актуальное противоречие, возникающее между теоретически незавершённым образом объекта и необходимостью его заполнения недостающими фрагментами, сторонами, связями и отношениями». ОТВЕТ: Научная проблема ВОПРОС 7: Дайте термин согласно приведенному определению. ___________________– признание закономерной связи между прошлым и настоящим. Любой процесс рассматривается не как циклический, а как последовательный. Любое событие, происходящее сейчас, имеет свои корни в прошлом. ОТВЕТ: Принцип историзма ВОПРОС 8: Дайте термин согласно приведенному определению. ___________________– научный принцип, который ориентирует исследователя на понимание определенной субъективности той информации, с которой ему приходится работать, умение оценить степень этой субъективности, умение и стремление минимизировать всякую субъективность, искажающую реальность. ОТВЕТ: Принцип объективности ВОПРОС 9: Дайте термин согласно приведенному определению. ___________________– исторический источниковедческий метод анализа формуляра актового источника, который дает возможность исследовать структуру документа, расположение и соотношение его элементов ОТВЕТ: метод формулярного анализа ВОПРОС 10: Дайте термин согласно приведенному определению. ___________________– метод, направленный на выявление основного содержания документа по частотам встречаемости слов и словосочетаний ОТВЕТ: контент-анализ ВОПРОС 11: Дайте термин согласно приведенному определению. ___________________– это подход ученого к исследованию исторической действительности с позиций определенного класса, проявляющийся в проведении в научных исследованиях интересов, взглядов, настроений этого класса. Значение принципа партийности в том, что он, выступая в качестве принципа исторического познания, открывает возможность глубже понять существующие между историческими фактами взаимосвязи и позволяет их объективно исследовать. Через принцип партийности осуществляется связь настоящего с прошлым. ОТВЕТ: Принцип партийности\классовости ВОПРОС 12: Перечислите базовые требования к проведению историографического анализа. ОТВЕТ: корректность; объективность; аналитическая стройность и структурированность. ВОПРОС 13: Дайте термин согласно приведенному определению. ___________________– метод для исследования документопотоков и, прежде всего, научно-технической документации ОТВЕТ: наукометрический метод ВОПРОС 14: Дайте термин согласно приведенному определению. ___________________– упрощение, сведение сложного к более простому, обозримому, понимаемому, более доступному для анализа и решения ОТВЕТ: метод редукции ВОПРОС 15: Дайте определение принципу историзма. ОТВЕТ: признание закономерной связи между прошлым и настоящим. Любой процесс рассматривается не как циклический, а как последовательный. Любое событие, происходящее сейчас, имеет свои корни в прошлом ВОПРОС 16. Что изучает геральдика как историческая дисциплина? ОТВЕТ: гербы, а также традиций и практики их использования ВОПРОС 17. Название мысленного дробления полного понятия ОТВЕТ: анализ ВОПРОС 18. Какая вспомогательная историческая дисциплина ставит и решает вопросы датировки исторических фактов? ОТВЕТ:хронология ВОПРОС 19. Дайте термин согласно приведенному определению. ___________________– исторические сочинения, изложение в которых ведется строго по годам и сопровождается хронографическими: календарными или хронометрическими датами. ОТВЕТ:летописи ВОПРОС 20. Дайте термин согласно приведенному определению. __________ критика – исторические условия возникновения источника; проблемы авторства; обстоятельства создания источника; авторский текст, произведения; функционирование произведения в культуре; интерпретация источника; анализ содержания; источниковедческий синтез. ОТВЕТ: внутренняя КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1: Способен осуществлять обучение истории и праву в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА ВОПРОС 1. Что было одной из характерных черт развития культуры и искусства в России в первой трети XIX в.? а) расцвет «усадебной культуры» (культуры «дворянских гнёзд») б) проведение «Русских сезонов» в Париже в) расцвет творчества художников-передвижников г) деятельность объединения «Мир искусства» («мирискуссников») ОТВЕТ:а ВОПРОС 2. Кто осуществлял верховную законодательную и судебную власть в России в XIX веке? а) III отделение императорской канцелярии б) Правительствующий Сенат в) Российский император г) Государственная Дума ОТВЕТ:в ВОПРОС 3. Какое общее наименование получили представители идейного течения в среде радикальной интеллигенции второй половины XIX века, выступавшие с позиций «крестьянского социализма» против развития страны по капиталистическому пути? а) народники б) социал-демократы в) славянофилы г) анархо-синдикалисты ОТВЕТ:а ВОПРОС 4. Какая пара исторических деятелей были современниками? а)Петр I и Екатерина Дашкова б)Александр I и Михаил Сперанский в)князь Игорь и хан Батый г)Борис Годунов и патриарх Никон ОТВЕТ:б ВОПРОС 5. Какое утверждение является НЕ верным? а)Коллегии – центральные органы государственного управления, ведавшие отдельными отраслями хозяйства и жизни государства. В России были образованы в 1802 г., существовали до 1917 г. б)Коллегии – центральные органы отраслевого управления в Российской империи, сформированные в петровскую эпоху взамен утратившей своё значение системы приказов. ОТВЕТ:а ВОПРОС 6. Какое утверждение является НЕ верным? а)Александр III, вступив на престол, под давлением общественности избрал курс на либеральные преобразования в стране. б)Александр I в 1801 г. заявил о приверженности внутриполитическому курсу Екатерины II. ОТВЕТ:а ВОПРОС 7:Какое утверждение является верным? а)Континентальная блокада – введенный Наполеоном I в 1806 г. запрет поддерживать отношения с Британской империей. Россия по Тильзитскому миру 1807 г. вынуждена была присоединиться к блокаде. б)Континентальная блокада – это запрет на присутствие военного флота в водах Черного моря по итогам Крымской войны. ОТВЕТ:а ВОПРОС 8: Венская модель системы международных отношений получила название: а) «марлезонского балета»; б) «концерта Европы»; в) «весны народов»; г) «Европы без границ». ОТВЕТ:б ВОПРОС 9:Реформа управления государственными крестьянами была проведена П.Д. Киселёвым в…: а) 1801-1803 гг. б) 1837-1841 гг. в) 1861-1863 гг. г) 1881-1884 гг. ОТВЕТ: б ВОПРОС 10:В первой четверти ХIХ в. с понятием «аракчеевщина» современниками связывали…: а) разработку проектов, ограничивших власть царя б) ослабление цензурного гнёта, распространение иностранных книг в) возвращение из ссылки тех, кто попал в опалу при Павле I г) создание военных поселений, ужесточение дисциплины в армии ОТВЕТ:г ВОПРОС 11:В Крымской войне 1853-1856 гг. Россия противостояла коалиции государств, в которую входили… а) Пруссия, Венгрия, Англия б) Персия, Турция, Англия в) Турция, Англия, Франция г) Франция, Персия, Греция ОТВЕТ:в ВОПРОС 12: Внешнеполитическое событие в период царствования Александра III: а) присоединение Средней Азии б) сближение с Францией в) сближение с Германией и Австро-Венгрией г) заключение Сан-Стефанского мира ОТВЕТ:а ВОПРОС 13. В каком году произошло восстание декабристов? а) 1814 г. б) 1821 г. в) 1825 г. г)1826 г. ОТВЕТ:в ВОПРОС 14. Как назывался программный документ Южного общества? а) Русская правда б) Манифест к русскому народу в) Конституция г) Северное общество ОТВЕТ: а ВОПРОС 15. В XIX веке «военными поселениями» называли: а) военные лагеря в сельской местности б) организация войск, при которой солдаты совмещали военную службу с хозяйственной деятельностью + в) военные учения организуемые регулярно г)военные лагеря вблизи городов ОТВЕТ:б КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА ВОПРОС 1. Судебная реформа 1864 года включала в себя: ОТВЕТ: единый суд для всех сословий (кроме крестьянского суда по мельчайшим делам); полное отделение судебной власти от административной; право сторон и подсудимых на защиту в суде. ВОПРОС 2. Укажите имя и прозвище киевского князя, о котором идет речь в отрывке из сочинения историка XIX века. «Деятельность его имела исключительное значение: он создал из разобщенных городов и племен большое государство, вывел славян из подчинения хазарам и устроил, путем договоров, правильные торговые отношения Руси с Византией; словом, он был создателем русско-славянской независимости и силы». ОТВЕТ: Олег ВОПРОС 3:Прочтите отрывок из записок современника и укажите название войны, о которой в нем говорится. «Грустно... я болен Севастополем... Мученик – Севастополь!.. Что стало с нашими морями?.. Кого поражаем мы? Кто внимает нам? Наши корабли потоплены, сожжены или заперты в наших гаванях. Неприятельские флоты безнаказанно опустошают наши берега... Друзей и союзников у нас нет» ОТВЕТ:Крымская ВОПРОС 4:Прочтите отрывок из записок декабриста Н.И. Лорера и напишите фамилию участника движения декабристов, о котором идет речь. «...Во всю длину его немногих комнат тянулись полки с книгами, более политическими, экономическими и вообще ученого содержания... Не знаю, чего этот человек не прочел на своем веку на многих иностранных языках. 12 лет писал он свою «Русскую правду» ОТВЕТ: Пестель Павел ВОПРОС 5:Прочтите отрывок из труда историка и назовите войну, о завершении которой идет речь в тексте. «13 февраля 1856 г. в Париже для подведения итогов войны открылся конгресс представителей великих европейских держав. Это был самый грандиозный европейский форум после 1815 г. В работе конгресса принимали участие представители Франции, Англии, России, Австрии, Турции и Сардинии. Позднее были приглашены и представители Пруссии. Первым актом Парижского конгресса было заключение перемирия с прекращением военных действий. После семнадцати заседаний конгресса, 18 марта, в Париже был подписан мирный договор, главные постановления которого заключались в следующем. Восстанавливается довоенный территориальный статус-кво. В мирное время Турция закрывает Проливы для всех военных судов, независимо от их принадлежности, за исключением стационеров в Стамбуле. Черное море объявляется нейтральным и открытым для торговых судов всех наций. Россия и Турция обязуются не иметь на его берегах военно- морских арсеналов». ОТВЕТ:Крымская ВОПРОС 6:Как называлось объединение российских художников, существовавшее в последней трети XIX века, основателями которого были И. Н. Крамской, Г. Г. Мясоедов, Н. Н. Ге и В. Г. Перов? ОТВЕТ:Товарищество передвижных художественных выставок ВОПРОС 7:Выборные органы самоуправления, учрежденные земской реформой 1864 года, назывались ____________ ОТВЕТ: земства ВОПРОС 8. Прочтите отрывок из биографии декабриста и напишите фамилию участника движения: «Возглавлял авангард во время перехода суворовской армии через обледенелый хребет Панике. В 1810 г. был назначен на пост военного губернатора Киева; в 1812 г. оставлен в резерве. Командуя арьергардом, он провёл Тарутинский манёвр, а в преследовании Наполеона I возглавил авангард.С 1818 г. ч занимал пост военного губернатора Петербурга.Утром 14 декабря 1825 г. во время восстания декабристов на Сенатской площади обратился к войскам с призывом сохранить верность императору и был застрелен П. Г. Каховским.» ОТВЕТ: Милорадович Михаил Андреевич ВОПРОС 9. Какие страны входили в состав Священного союза с 1815 года? ОТВЕТ: Австрия, Пруссия, Россия ВОПРОС 10. Какие три принципа являлись идейной основой согласно «теории официальной народности» 1833 г., сформулированной министром просвещения Уваровым? ОТВЕТ: православие, самодержавие, народность ВОПРОС 11. Какая бесцензурная газета выпускалась в Лондоне 1857-1865 гг. ОТВЕТ: Колокол ВОПРОС 12. Дайте термин согласно приведенному определению. ___________________– революционная народническая организация, возникшая в 1879 г. после раскола организации «Земля и воля» и распада террористической группы «Свобода или смерть», поставившая основной целью принуждение правительства к демократическим реформам, после которых можно было бы проводить борьбу за социальное преобразование общества. ОТВЕТ: Народная воля ВОПРОС 13. Какое название получила ситуация в XIX в., когда резко возросло крестьянское малоземелье вследствие естественного прироста населения деревни, но при сохранении в прежнем размере крестьянского надельного землепользования. ОТВЕТ: аграрный вопрос ВОПРОС 14. О ком идёт речь: «...вошёл в историю как реформатор и освободитель. В его царствование было отменено крепостное право, введена всеобщая воинская повинность, учреждены земства, проведена судебная реформа, ограничена цензура, проведён ряд других реформ.»? ОТВЕТ: Александр II ВОПРОС 15. Дайте термин согласно приведенному определению. ___________________–общественно-политическое течение в среде интеллигенции, которая выступала за введение конституционных начал в политико-правовую систему, демократические свободы и продолжение реформ. ОТВЕТ: либерализм ВОПРОС 16. При каком правителе произошла неудачная революция декабристов? ОТВЕТ: Александр I ВОПРОС 17. Участок земли, который достался крестьянам в результате реформы 1861 года, назывался ОТВЕТ: надел ВОПРОС 18. Города, между которыми была проложена первая железная дорога: ОТВЕТ: Санкт-Петербург и Царское село ВОПРОС 19. Назовите фамилию ученого-хирурга, которые проводил операции в годы Крымской войны прямо на поле боя ОТВЕТ: Пирогов ВОПРОС 20. Годы правления императора Николая I: ОТВЕТ: 1825-1855 КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Кириллов, В. В. | История России : учебное пособие для академического бакалавриата : | М. : Издательство Юрайт, , 2016 | www.biblio-online.ru/book/2403A02B-BA75-4C85-AD78-982A9E6AAB57 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | К. А. Пожарская, Н. Ю. Колокольцева | История: Россия и мир: учеб. пособие для бакалавров непрофильных направлений подготовки: | Изд-во АлтГУ, 2013 | elibrary.asu.ru |
Л2.2 | Л. Г. Мокроусова, А. Н. Павлова. | История России: учебное пособие для вузов | М. : Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/D4977FBF-4F9C-45B2-8A9F-CE9D823E8EDC |
Л2.3 | под ред. В. Н. Разгона | История России ХХ – начало XXI в.: учеб. пособие | Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2013 | http://elibrary.asu.ru/handle/asu/790 |
Л2.4 | Колокольцева, Наталья Юрьевна; Пожарская, Ксения Александровна | Учебная программа курса "История": для бакалавров непрофильных направлений подготовки: | Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2015 | elibrary.asu.ru |
Л2.5 | науч. ред. и сост. В. А. Скубневский, Т . Н. Соболева | История России (с древнейших времен до конца XIX в.): Курс лекций | Барнаул : Изд-во АлтГУ // ЭБС АлтГУ, 2013 г. | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета | elibrary.asu.ru | ||
Э2 | portal.edu.asu.ru | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
не требуется |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся в форме диалога (интерактивные), с использованием презентационных материалов и обсуждением проблемных, узловых, методологически значимых вопросов. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю. При работе с основной и дополнительной литературой целесообразно придерживаться следующих правил: прочитать весь заданный текст в быстром темпе, цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом материале, понять общий смысл прочитанного. Затем прочитать вторично, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом. Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План – это схема прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе, затем выполнить самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. При подготовке к семинару можно выделить 2 этапа: - организационный, - закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в просе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, разобраться в иллюстративном материале, задачах. Заканчивать подготовку следует составлением плана (перечня основных пунктов) по изучаемому материалу (вопросу). Такой план позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам и структурировать изученный материал. Целесообразно готовиться к семинарским занятиям за 1- 2 недели до их начала, а именно: на основе изучения рекомендованной литературы выписать в контекст основные категории и понятия по учебной дисциплине, подготовить развернутые планы ответов и краткое содержание выполненных заданий. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии. |