Закреплена за кафедрой | Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций |
---|---|
Направление подготовки | 44.04.04. Профессиональное обучение (по отраслям) |
Профиль | Школа директоров: управленческие команды в образовании |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z44_04_04_Профессиональное обучение_ШД-2022 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 2 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 6 | 6 | 6 | 6 |
Сам. работа | 89 | 89 | 89 | 89 |
Часы на контроль | 9 | 9 | 9 | 9 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Протокол от 07.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой к.э.н.,доцент Рудакова Оксана Юрьевна
1.1. | Основная цель курса – изложение системы научных знаний, которая составляет теоретические и практические основы современного менеджмента, обеспечивает практику менеджмента научными рекомендациями, а также формирование менеджерских навыков у студентов. Задачи: - сформировать понимание основных процессов управления организацией в условиях рынка; - выявить общие характеристики в деятельности всех организаций, особенности работы менеджеров, функции и методы управления; - рассмотреть процесс принятия управленческих решений; - познакомить студентов с различными типами организационных структур и особенностями внутриорганизационных коммуникаций. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03 |
ПК-1 | Способен осуществлять функции по руководству образовательной организацией любой организационно-правовой формы |
ПК-1.1 | Знает основные этапы, закономерности и механизмы формирования и функционирования системы образовательной организации |
ПК-1.2 | Умеет определять приоритеты профессиональной деятельности, разрабатывать и эффективно исполнять управленческие решения, применять адекватные инструменты и технологии регулирующего воздействия при реализации управленческого решения |
ПК-1.3 | Владеет навыками применения механизмов государственного и муниципального управления в сфере образования, в том числе управления государственными и муниципальными финансами, управления государственными и муниципальными закупками |
УК-3 | Способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели |
УК-3.1 | Знает правила командной работы; необходимые условия для эффективной командной работы |
УК-3.2 | Планирует командную работу, распределяет поручения и делегирует полномочия членам команды; организует обсуждение разных идей и мнений; прогнозирует результаты действий; вырабатывает командную стратегию для достижения поставленной цели |
УК-3.3 | Осуществляет деятельность по организации и руководству работой команды для достижения поставленной цели |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | -основы управления современной организацией |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - находить и принимать управленческие решения в условиях противоречивых требований |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Предмет и задачи учебной дисциплины | ||||||
1.1. | Методологические основы менеджмента | Лекции | 2 | 2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 | |
1.2. | Методологические основы менеджмента | Практические | 2 | 0 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 | |
1.3. | Методологические основы менеджмента | Сам. работа | 2 | 20 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 | |
1.4. | Управление во внешней и внутренней среде организации | Лекции | 2 | 0 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 | |
1.5. | Управление во внешней и внутренней среде организациивнутренней | Практические | 2 | 2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 | |
1.6. | Управление во внешней и внутренней среде организациивнутренней | Сам. работа | 2 | 20 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 | |
1.7. | Процесс и процедура принятия решения | Лекции | 2 | 0 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 | |
1.8. | Процесс и процедура принятия решения | Практические | 2 | 1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 | |
1.9. | Процесс и процедура принятия решения | Сам. работа | 2 | 6 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 | |
1.10. | Организационные структуры управления | Лекции | 2 | 0 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 | |
1.11. | Организационные структуры управления | Практические | 2 | 1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 | |
1.12. | Организационные структуры управления | Сам. работа | 2 | 20 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 | |
1.13. | Функции менеджмента и их взаимосвязь | Лекции | 2 | 2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 | |
1.14. | Функции менеджмента и их взаимосвязь | Практические | 2 | 2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 | |
1.15. | Функции менеджмента и их взаимосвязь | Сам. работа | 2 | 10 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 | |
1.16. | Групповая динамика и руководство | Лекции | 2 | 0 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 | |
1.17. | Групповая динамика и руководство | Практические | 2 | 0 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 | |
1.18. | Групповая динамика и руководство | Сам. работа | 2 | 13 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля (контрольные вопросы, практические задания) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4152 Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины Проверяемая компетенция ПК-1: Способен осуществлять функции по руководству образовательной организацией любой организационно-правовой формы Тестовые задания (выбор одного из вариантов) 1 Управление организацией — это: 1. Целенаправленное воздействие, согласующее совместную деятельность людей в организациях 2. Осуществление лидерских способностей людей в организации 3. Процесс коммуникаций в организации Ответ: 1 2 Из чего состоит организация с точки зрения менеджмента? 1. Из объекта и субъекта управления 2. Из технической и социальной подсистем 3. Из финансовой и коммуникационной подсистем Ответ: 1 3 Что относится к общим функциям управления? 1. Контроль 2. Бухгалтерский учет 3. Изучение рынка Ответ: 1 4. С помощью чего реализуется воздействие руководителя на организацию? 1 С помощью финансов 2. С помощью механизма управления 3. С помощью коммуникаций Ответ: 2 5 Что относится к характеристике менеджмента? 1. Управление организацией с учетом психологических особенностей работников 2. Управление организацией с учетом внешней и внутренней среды 3. Управление организацией в рыночных условиях Ответ: 3 6. Что можно отнести к механизму кооперации в организации? 1. Установление заработных плат работникам 2. Проведение корпоративов 3. Распределение функций и закрепление их в организационной структуре управления Ответ: 3 7 Какие принципы учитываются при формировании личности менеджера? 1. Развитие творческих способностей 2. Физическое развитие 3. Интеллектуальное развитие Ответ: 3 8 По каким параметрам задается цель? 1. Времени, количеству, пространству 2. Задачам, функциям, операциям 3. Исполнителям, финансам, оборудованию Ответ: 1 9. Какой инструмент используется для декомпозиции целей? 1. Треугольник целей 2. Круг целей 3. Дерево целей Ответ: 3 10 Какова цель планирования? 1. Определение направления развития компании 2. Изучение потребителей 3. Изучение рынка Ответ: 1 11 Что включает в себя планирование как процесс? 1. Работу с клиентами 2. Мотивацию сотрудников 3. Установку целей и задач Ответ: 3 12 Какова цель финансового планирования? 1. Увеличить прибыль 2. Расплатиться со всеми кредиторами 3. Выполнить заданный бюджет Ответ: 3 13 Какова цель перспективного планирования? 1. Увеличить прибыль 2. Выполнить заданный бюджет 3. Разработать направлений развития на основе предвидения изменений во внешней и внутренней среде Ответ: 3 14 Какова цель стратегического планирования? 1. Увеличить прибыль 2. Приспособиться к внешним изменениям на основе прогнозов не только существующих, но и новых тенденций развития внешней и внутренней среды 3. Разработать направления развития на основе предвидения изменений на рынке, прогнозирования будущего Ответ: 2 15 Какова цель стратегического менеджмента? 1. Использовать стратегические окна, т.е. внезапные возможности, вызванные как благоприятными, так и неблагоприятными изменениями на рынке 2. Приспособиться к внешним изменениям на основе прогнозов не только существующих, но и новых тенденций развития внешней и внутренней среды 3. Разработать направления развития на основе предвидения изменений на рынке, прогнозирования будущего Ответ: 1 КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом) 1 Управление организацией — это:____________________ Ответ: Целенаправленное воздействие, согласующее совместную деятельность людей в организациях 2 Какова цель планирования? Ответ: Определение направления развития компании 3 Планирование как процесс включает в себя____________ Ответ: Установку целей и задач 4 Цель финансового планирования______________ Ответ: Выполнить заданный бюджет 5 Цель перспективного планирования________________ Ответ: Разработать направлений развития на основе предвидения изменений во внешней и внутренней среде 5 Цель стратегического планирования________________ Ответ: Приспособиться к внешним изменениям на основе прогнозов не только существующих, но и новых тенденций развития внешней и внутренней среды 6 Цель стратегического менеджмента_________________ Ответ: Использовать стратегические окна, т.е. внезапные возможности, вызванные как благоприятными, так и неблагоприятными изменениями на рынке 7 Стратегическое управление дает ответ на вопрос___________ Ответ: Что должна делать организация сейчас, чтобы в будущем достичь желаемых результатов 8 Имеет ли стратегический менеджмента четкий алгоритм проведения? Ответ: Нет 9 Определение миссии и целей организации относится к этапам ___________________ управления Ответ: Стратегического 10 Количество людей, подчиненных одному руководителю называется_______ Ответ: Норма управляемости 11 Контроль относится к ____________ функциям управления? Ответ: Общим 12 С помощью механизма управления реализуется ________________ руководителя на организацию Ответ: Воздействие 13 Управление организацией в рыночных условиях является характеристикой Ответ: Менеджмента 14 Распределение функций и закрепление их в организационной структуре управления относится к функции ___________ в менеджменте Ответ: Организации 15 Цель задается по следующим параметрам_____________ Ответ: Времени, количеству, пространству 16 Для декомпозиции целей используется инструмент ___________ Ответ: Дерево целей 17 Источником власти и управления является ____________ Ответ: Собственность на средства производства 18 При делегировании полномочий_____________ не делегируется Ответ: Ответственность 19 Перечень, характеристика и взаимосвязь подразделений организации – это ________________ Ответ: Организационная структура 20 Работник должен иметь только одного непосредственного руководителя и только от него получать распоряжения – это принцип ____________ Ответ: Единоначалия КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ, в сущности, неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины Проверяемая компетенция УК-3: Способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели Тестовые задания (выбор одного из вариантов) 1 На какой вопрос дает ответ стратегическое управление? 1. С какими бизнес-партнерами должна работать организация 2. Каков будет план действий в будущем 3. Что должна делать организация сейчас, чтобы в будущем достичь желаемых результатов Ответ: 3 2 Имеет ли стратегический менеджмента четкий алгоритм проведения? 1. Нет 2. Да Ответ: 1 3 Что относится к этапам стратегического управления? 1. Разработка мотивационного механизма 2. Определение миссии и целей организации 3. Проведение рекламной кампании организации Ответ: 2 4 При разработке организационной структуры менеджер учитывает: 1. Цели, стоящие перед организацией 2. Размер предприятия 3. Технологии, квалификацию персонала 4. Всё вышеперечисленное Ответ: 4 5 Как называется количество людей, подчиненных одному руководителю? 1. Норма управляемости 2. Норма учета 3. Норма руководства Ответ: 1 6 Управление – это: 1. Процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимые для того, чтобы сформулировать и достичь целей; 2. Особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективно и целенаправленно работающую производственную группу; 3. Эффективное и производительное достижение целей предприятия посредством планирования, организации и лидерства руководителя Ответ: 1 7 Менеджмент – это: 1. Процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимые для того, чтобы сформулировать и достичь целей; 2. Особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективно и целенаправленно работающую производственную группу; 3. Эффективное и производительное достижение целей предприятия посредством планирования, организации и лидерства руководителя Ответ: 3 8 Кто является родоначальником классической школы менеджмента: 1. Ч. Бебидж; 2. М. Вебер; 3. Ф. Тейлор Ответ: 3 9. Какие бывают виды разделения труда менеджеров? 1. Функциональное; 2. Вертикальное; 3. Прямое Ответ: 2 10. Планирование – это: 1. Управленческая деятельность, отраженная в планах и фиксирующая будущее состояние менеджмента в текущее время; 2. Перспективная ориентация в рамках распознавания проблем развития; 3. Обеспечение целенаправленного развития организации в целом и всех её подразделений. Ответ: 1 11. Сформулируйте задачи планирования: 1. Перспективная ориентация в рамках распознавания проблем развития; 2. Обеспечение целенаправленного развития организации в целом и всех её подразделений 3. Создание базы для эффективного контроля путем сравнения показателей Ответ: 1 12. По форме планирование бывает: 1. Абстрактное 2. Конкретное 3. Перспективное Ответ: 3 13. Установление постоянных и временных связей между всеми подразделениями организации осуществляет функция: 1. Планирования; 2. Организации; 3. Контроля. Ответ: 2 14. Каковы цели делегирования руководителем часть своих задач подчиненным? 1. Высвобождение времени для решения стратегических задач 2. Поощрение подчиненного 3. Повышение автономности подразделений организации 4. Всё вышеперечисленное Ответ: 4 15. Выберите основные принципы организации менеджмента: 1. Непрерывность; 2. Ритмичность; 3. Надежность; 4. Все ответы верны Ответ: 4 КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом) 1 Коммуникации между подразделениями или работниками, находящимися на одном уровне иерархии называются ______________ Ответ: Горизонтальными 2 Качественные цели организации определяются с помощью метода_____________ Ответ: Экспертных оценок 3 Вход, процесс, выход – это характеристики_____________ Ответ: Системы 4 Функция мотивации относится к управлению___________ ресурсами Ответ: Трудовыми 5 Решение, не зависящее от прошлого опыта, а основанное на объективном аналитическом процессе, является____________ Ответ: Рациональным 6 Цель стратегического менеджмента_________________ Ответ: Использовать стратегические окна, т.е. внезапные возможности, вызванные как благоприятными, так и неблагоприятными изменениями на рынке 7 Стратегическое управление дает ответ на вопрос___________ Ответ: Что должна делать организация сейчас, чтобы в будущем достичь желаемых результатов 8 Имеет ли стратегический менеджмента четкий алгоритм проведения? Ответ: Нет 9 Определение миссии и целей организации относится к этапам ___________________ управления Ответ: Стратегического 10 Количество людей, подчиненных одному руководителю называется_______ Ответ: Норма управляемости 11 Контроль относится к ____________ функциям управления? Ответ: Общим 12 С помощью механизма управления реализуется ________________ руководителя на организацию Ответ: Воздействие 13 Управление организацией в рыночных условиях является характеристикой Ответ: Менеджмента 14 Распределение функций и закрепление их в организационной структуре управления относится к функции ___________ в менеджменте Ответ: Организации 15 Цель задается по следующим параметрам_____________ Ответ: Времени, количеству, пространству 16 Для декомпозиции целей используется инструмент ___________ Ответ: Дерево целей 17 Источником власти и управления является ____________ Ответ: Собственность на средства производства 18 При делегировании полномочий_____________ не делегируется Ответ: Ответственность 19 Перечень, характеристика и взаимосвязь подразделений организации – это ________________ Ответ: Организационная структура 20 Работник должен иметь только одного непосредственного руководителя и только от него получать распоряжения – это принцип ____________ Ответ: Единоначалия КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ, в сущности, неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4152 Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: Для экзамена: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий. |
Приложения |
Приложение 1.
![]() |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | М.М. Максимцова, М.А. Комарова | Менеджмент: Учебник | М. : Юнити-Дана, 2015, 2015 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115008 |
Л1.2 | Н.Л. Карданская | Принятие управленческого решения: Учебник для вузов | М. :Юнити-Дана, 2015 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | В.В. Лукашевич, И.В. Бородушко | Основы менеджмента: Учебник | М. :Юнити-Дана, 2015, 03.07.2017 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=118632 |
Л2.2 | Н.А. Петров, С.В. Мелихов | Основы менеджмента : Учебное пособие | Самара : Самарский государственный архитектурно-строительный университет, 2010, 03.07.2017 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | 1. www.aup.ru (Административно-управленческий портал). | |||
Э2 | 2. www.fcsm.ru (Федеральная служба по финансовым рынкам). | |||
Э3 | 3. www.cfin.ru (Корпоративный менеджмент). | |||
Э4 | 4. www.kommersant.ru (Коммерсант). | |||
Э5 | 5. www.raexpert.ru («ЭкспертРА»). | |||
Э6 | 6. www.change-russia.com (Ассоциация менеджеров по управлению изменениями). | |||
Э7 | 7. www.amr.ru (Ассоциация менеджеров России). | |||
Э8 | 8. www.stplan.ru (Стратегическое управление и планирование). | |||
Э9 | 9. www.StrategPlann.ru (Стратегическое планирование и стратегическое управление). | |||
Э10 | 10. www.InvenTech.ru (Центр креативных технологий). | |||
Э11 | Курс в MOODLE: Основы менеджмента | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС Консультант+, Гарант |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ: - работа с преподавателем; - самостоятельная работа. Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические (лабораторные) занятия. Последовательность проведения данных занятий, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов. В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала, обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций. Практическое (лабораторное) занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе. Результат такой работы должен проявиться в способности свободно ответить на теоретические вопросы, обсуждаемые на практическом занятии, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания. Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса, является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных, правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы. Цель самостоятельной работы - закрепить полученные знания на лекциях, практических (лабораторных) занятиях, углубить и расширить их, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющих содержание курса. При необходимости в процессе самостоятельной работы студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя. |