МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы современного менеджмента

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки44.04.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильШкола директоров: управленческие команды в образовании
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_04_04_Профессиональное обучение_ШД-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 89
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 89 89 89 89
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, Горбунов Юрий Вадимович

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Капустян Лариса Анатольевна

Рабочая программа дисциплины
Основы современного менеджмента

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 129)

составлена на основании учебного плана:
44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 07.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 20222026 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.э.н.,доцент Рудакова Оксана Юрьевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 07.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой к.э.н.,доцент Рудакова Оксана Юрьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Основная цель курса – изложение системы научных знаний, которая составляет теоретические и практические основы современного менеджмента, обеспечивает практику менеджмента научными рекомендациями, а также формирование менеджерских навыков у студентов.
Задачи:
- сформировать понимание основных процессов управления организацией в условиях рынка;
- выявить общие характеристики в деятельности всех организаций, особенности работы менеджеров, функции и методы управления;
- рассмотреть процесс принятия управленческих решений;
- познакомить студентов с различными типами организационных структур и особенностями внутриорганизационных коммуникаций.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен осуществлять функции по руководству образовательной организацией любой организационно-правовой формы
ПК-1.1 Знает основные этапы, закономерности и механизмы формирования и функционирования системы образовательной организации
ПК-1.2 Умеет определять приоритеты профессиональной деятельности, разрабатывать и эффективно исполнять управленческие решения, применять адекватные инструменты и технологии регулирующего воздействия при реализации управленческого решения
ПК-1.3 Владеет навыками применения механизмов государственного и муниципального управления в сфере образования, в том числе управления государственными и муниципальными финансами, управления государственными и муниципальными закупками
УК-3Способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели
УК-3.1 Знает правила командной работы; необходимые условия для эффективной командной работы
УК-3.2 Планирует командную работу, распределяет поручения и делегирует полномочия членам команды; организует обсуждение разных идей и мнений; прогнозирует результаты действий; вырабатывает командную стратегию для достижения поставленной цели
УК-3.3 Осуществляет деятельность по организации и руководству работой команды для достижения поставленной цели
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.-основы управления современной организацией
3.2.Уметь:
3.2.1.- находить и принимать управленческие решения в условиях противоречивых требований
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Предмет и задачи учебной дисциплины
1.1. Методологические основы менеджмента Лекции 2 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.2. Методологические основы менеджмента Практические 2 0 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.3. Методологические основы менеджмента Сам. работа 2 20 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.4. Управление во внешней и внутренней среде организации Лекции 2 0 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.5. Управление во внешней и внутренней среде организациивнутренней Практические 2 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.6. Управление во внешней и внутренней среде организациивнутренней Сам. работа 2 20 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.7. Процесс и процедура принятия решения Лекции 2 0 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.8. Процесс и процедура принятия решения Практические 2 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.9. Процесс и процедура принятия решения Сам. работа 2 6 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.10. Организационные структуры управления Лекции 2 0 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.11. Организационные структуры управления Практические 2 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.12. Организационные структуры управления Сам. работа 2 20 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.13. Функции менеджмента и их взаимосвязь Лекции 2 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.14. Функции менеджмента и их взаимосвязь Практические 2 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.15. Функции менеджмента и их взаимосвязь Сам. работа 2 10 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.16. Групповая динамика и руководство Лекции 2 0 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.17. Групповая динамика и руководство Практические 2 0 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.18. Групповая динамика и руководство Сам. работа 2 13 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (контрольные вопросы, практические задания) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4152
Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Проверяемая компетенция ПК-1: Способен осуществлять функции по руководству образовательной организацией любой организационно-правовой формы
Тестовые задания (выбор одного из вариантов)
1 Управление организацией — это:
1. Целенаправленное воздействие, согласующее совместную деятельность людей в организациях
2. Осуществление лидерских способностей людей в организации
3. Процесс коммуникаций в организации
Ответ: 1

2 Из чего состоит организация с точки зрения менеджмента?
1. Из объекта и субъекта управления
2. Из технической и социальной подсистем
3. Из финансовой и коммуникационной подсистем
Ответ: 1

3 Что относится к общим функциям управления?
1. Контроль
2. Бухгалтерский учет
3. Изучение рынка
Ответ: 1

4. С помощью чего реализуется воздействие руководителя на организацию?
1 С помощью финансов
2. С помощью механизма управления
3. С помощью коммуникаций
Ответ: 2

5 Что относится к характеристике менеджмента?
1. Управление организацией с учетом психологических особенностей работников
2. Управление организацией с учетом внешней и внутренней среды
3. Управление организацией в рыночных условиях
Ответ: 3

6. Что можно отнести к механизму кооперации в организации?
1. Установление заработных плат работникам
2. Проведение корпоративов
3. Распределение функций и закрепление их в организационной структуре управления
Ответ: 3

7 Какие принципы учитываются при формировании личности менеджера?
1. Развитие творческих способностей
2. Физическое развитие
3. Интеллектуальное развитие
Ответ: 3
8 По каким параметрам задается цель?
1. Времени, количеству, пространству
2. Задачам, функциям, операциям
3. Исполнителям, финансам, оборудованию
Ответ: 1
9. Какой инструмент используется для декомпозиции целей?
1. Треугольник целей
2. Круг целей
3. Дерево целей
Ответ: 3

10 Какова цель планирования?
1. Определение направления развития компании
2. Изучение потребителей
3. Изучение рынка
Ответ: 1

11 Что включает в себя планирование как процесс?
1. Работу с клиентами
2. Мотивацию сотрудников
3. Установку целей и задач
Ответ: 3

12 Какова цель финансового планирования?
1. Увеличить прибыль
2. Расплатиться со всеми кредиторами
3. Выполнить заданный бюджет
Ответ: 3
13 Какова цель перспективного планирования?
1. Увеличить прибыль
2. Выполнить заданный бюджет
3. Разработать направлений развития на основе предвидения изменений во внешней и внутренней среде
Ответ: 3

14 Какова цель стратегического планирования?
1. Увеличить прибыль
2. Приспособиться к внешним изменениям на основе прогнозов не только существующих, но и новых тенденций развития внешней и внутренней среды 3. Разработать направления развития на основе предвидения изменений на рынке, прогнозирования будущего
Ответ: 2

15 Какова цель стратегического менеджмента?
1. Использовать стратегические окна, т.е. внезапные возможности, вызванные как благоприятными, так и неблагоприятными изменениями на рынке
2. Приспособиться к внешним изменениям на основе прогнозов не только существующих, но и новых тенденций развития внешней и внутренней среды
3. Разработать направления развития на основе предвидения изменений на рынке, прогнозирования будущего
Ответ: 1
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)
1 Управление организацией — это:____________________
Ответ: Целенаправленное воздействие, согласующее совместную деятельность людей в организациях
2 Какова цель планирования?
Ответ: Определение направления развития компании
3 Планирование как процесс включает в себя____________
Ответ: Установку целей и задач
4 Цель финансового планирования______________
Ответ: Выполнить заданный бюджет
5 Цель перспективного планирования________________
Ответ: Разработать направлений развития на основе предвидения изменений во внешней и внутренней среде
5 Цель стратегического планирования________________
Ответ: Приспособиться к внешним изменениям на основе прогнозов не только существующих, но и новых тенденций развития внешней и внутренней среды
6 Цель стратегического менеджмента_________________
Ответ: Использовать стратегические окна, т.е. внезапные возможности, вызванные как благоприятными, так и неблагоприятными изменениями на рынке
7 Стратегическое управление дает ответ на вопрос___________
Ответ: Что должна делать организация сейчас, чтобы в будущем достичь желаемых результатов
8 Имеет ли стратегический менеджмента четкий алгоритм проведения?
Ответ: Нет
9 Определение миссии и целей организации относится к этапам ___________________ управления
Ответ: Стратегического
10 Количество людей, подчиненных одному руководителю называется_______
Ответ: Норма управляемости
11 Контроль относится к ____________ функциям управления?
Ответ: Общим
12 С помощью механизма управления реализуется ________________ руководителя на организацию
Ответ: Воздействие
13 Управление организацией в рыночных условиях является характеристикой
Ответ: Менеджмента
14 Распределение функций и закрепление их в организационной структуре управления относится к функции ___________ в менеджменте
Ответ: Организации
15 Цель задается по следующим параметрам_____________
Ответ: Времени, количеству, пространству
16 Для декомпозиции целей используется инструмент ___________
Ответ: Дерево целей
17 Источником власти и управления является ____________
Ответ: Собственность на средства производства
18 При делегировании полномочий_____________ не делегируется
Ответ: Ответственность
19 Перечень, характеристика и взаимосвязь подразделений организации – это ________________
Ответ: Организационная структура
20 Работник должен иметь только одного непосредственного руководителя и только от него получать распоряжения – это принцип ____________
Ответ: Единоначалия
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ, в сущности, неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Проверяемая компетенция УК-3: Способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели
Тестовые задания (выбор одного из вариантов)
1 На какой вопрос дает ответ стратегическое управление?
1. С какими бизнес-партнерами должна работать организация
2. Каков будет план действий в будущем
3. Что должна делать организация сейчас, чтобы в будущем достичь желаемых результатов
Ответ: 3

2 Имеет ли стратегический менеджмента четкий алгоритм проведения?
1. Нет
2. Да
Ответ: 1

3 Что относится к этапам стратегического управления?
1. Разработка мотивационного механизма
2. Определение миссии и целей организации
3. Проведение рекламной кампании организации
Ответ: 2

4 При разработке организационной структуры менеджер учитывает:
1. Цели, стоящие перед организацией
2. Размер предприятия
3. Технологии, квалификацию персонала
4. Всё вышеперечисленное
Ответ: 4
5 Как называется количество людей, подчиненных одному руководителю?
1. Норма управляемости
2. Норма учета
3. Норма руководства
Ответ: 1

6 Управление – это:
1. Процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимые для того, чтобы сформулировать и достичь целей;
2. Особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективно и целенаправленно работающую производственную группу;
3. Эффективное и производительное достижение целей предприятия посредством планирования, организации и лидерства руководителя
Ответ: 1

7 Менеджмент – это:
1. Процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимые для того, чтобы сформулировать и достичь целей;
2. Особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективно и целенаправленно работающую производственную группу;
3. Эффективное и производительное достижение целей предприятия посредством планирования, организации и лидерства руководителя
Ответ: 3

8 Кто является родоначальником классической школы менеджмента:
1. Ч. Бебидж;
2. М. Вебер;
3. Ф. Тейлор
Ответ: 3

9. Какие бывают виды разделения труда менеджеров?
1. Функциональное;
2. Вертикальное;
3. Прямое
Ответ: 2

10. Планирование – это:
1. Управленческая деятельность, отраженная в планах и фиксирующая будущее состояние менеджмента в текущее время;
2. Перспективная ориентация в рамках распознавания проблем развития;
3. Обеспечение целенаправленного развития организации в целом и всех её подразделений.
Ответ: 1

11. Сформулируйте задачи планирования:
1. Перспективная ориентация в рамках распознавания проблем развития;
2. Обеспечение целенаправленного развития организации в целом и всех её подразделений
3. Создание базы для эффективного контроля путем сравнения показателей
Ответ: 1

12. По форме планирование бывает:
1. Абстрактное
2. Конкретное
3. Перспективное
Ответ: 3

13. Установление постоянных и временных связей между всеми подразделениями организации осуществляет функция:
1. Планирования;
2. Организации;
3. Контроля.
Ответ: 2

14. Каковы цели делегирования руководителем часть своих задач подчиненным?
1. Высвобождение времени для решения стратегических задач
2. Поощрение подчиненного
3. Повышение автономности подразделений организации
4. Всё вышеперечисленное
Ответ: 4

15. Выберите основные принципы организации менеджмента:
1. Непрерывность;
2. Ритмичность;
3. Надежность;
4. Все ответы верны
Ответ: 4 КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)
1 Коммуникации между подразделениями или работниками, находящимися на одном уровне иерархии называются ______________
Ответ: Горизонтальными
2 Качественные цели организации определяются с помощью метода_____________
Ответ: Экспертных оценок
3 Вход, процесс, выход – это характеристики_____________
Ответ: Системы
4 Функция мотивации относится к управлению___________ ресурсами
Ответ: Трудовыми
5 Решение, не зависящее от прошлого опыта, а основанное на объективном аналитическом процессе, является____________
Ответ: Рациональным
6 Цель стратегического менеджмента_________________
Ответ: Использовать стратегические окна, т.е. внезапные возможности, вызванные как благоприятными, так и неблагоприятными изменениями на рынке
7 Стратегическое управление дает ответ на вопрос___________
Ответ: Что должна делать организация сейчас, чтобы в будущем достичь желаемых результатов
8 Имеет ли стратегический менеджмента четкий алгоритм проведения?
Ответ: Нет
9 Определение миссии и целей организации относится к этапам ___________________ управления
Ответ: Стратегического
10 Количество людей, подчиненных одному руководителю называется_______
Ответ: Норма управляемости
11 Контроль относится к ____________ функциям управления?
Ответ: Общим
12 С помощью механизма управления реализуется ________________ руководителя на организацию
Ответ: Воздействие
13 Управление организацией в рыночных условиях является характеристикой
Ответ: Менеджмента
14 Распределение функций и закрепление их в организационной структуре управления относится к функции ___________ в менеджменте
Ответ: Организации
15 Цель задается по следующим параметрам_____________
Ответ: Времени, количеству, пространству
16 Для декомпозиции целей используется инструмент ___________
Ответ: Дерево целей
17 Источником власти и управления является ____________
Ответ: Собственность на средства производства
18 При делегировании полномочий_____________ не делегируется
Ответ: Ответственность
19 Перечень, характеристика и взаимосвязь подразделений организации – это ________________
Ответ: Организационная структура
20 Работник должен иметь только одного непосредственного руководителя и только от него получать распоряжения – это принцип ____________
Ответ: Единоначалия
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ, в сущности, неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4152
Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
Для экзамена: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 М.М. Максимцова, М.А. Комарова Менеджмент: Учебник М. : Юнити-Дана, 2015, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115008
Л1.2 Н.Л. Карданская Принятие управленческого решения: Учебник для вузов М. :Юнити-Дана, 2015 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В.В. Лукашевич, И.В. Бородушко Основы менеджмента: Учебник М. :Юнити-Дана, 2015, 03.07.2017 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=118632
Л2.2 Н.А. Петров, С.В. Мелихов Основы менеджмента : Учебное пособие Самара : Самарский государственный архитектурно-строительный университет, 2010, 03.07.2017 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. www.aup.ru (Административно-управленческий портал).
Э2 2. www.fcsm.ru (Федеральная служба по финансовым рынкам).
Э3 3. www.cfin.ru (Корпоративный менеджмент).
Э4 4. www.kommersant.ru (Коммерсант).
Э5 5. www.raexpert.ru («ЭкспертРА»).
Э6 6. www.change-russia.com (Ассоциация менеджеров по управлению изменениями).
Э7 7. www.amr.ru (Ассоциация менеджеров России).
Э8 8. www.stplan.ru (Стратегическое управление и планирование).
Э9 9. www.StrategPlann.ru (Стратегическое планирование и стратегическое управление).
Э10 10. www.InvenTech.ru (Центр креативных технологий).
Э11 Курс в MOODLE: Основы менеджмента portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения

Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС Консультант+, Гарант

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические (лабораторные) занятия. Последовательность проведения данных занятий, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов.
В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала, обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
Практическое (лабораторное) занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе. Результат такой работы должен проявиться в способности свободно ответить на теоретические вопросы, обсуждаемые на практическом занятии, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания.
Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса, является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных, правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы.
Цель самостоятельной работы - закрепить полученные знания на лекциях, практических (лабораторных) занятиях, углубить и расширить их, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющих содержание курса.
При необходимости в процессе самостоятельной работы студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.