МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Проектирование программ социально-педагогической направленности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.05.01. Педагогика и психология девиантного поведения
СпециализацияПсихолого-педагогическая коррекция и реабилитация лиц с девиантным поведением
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz44_05_01_Педагогика и психология девиантного поведения_ППКиРЛДП-2022
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 14
самостоятельная работа 193
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 2
курсовой проект: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 193 193 193 193
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.пед.н., Доцент, Петухова Е.А.

Рецензент(ы):
д.психол.н., Зав. каф., Ральникова И.А.

Рабочая программа дисциплины
Проектирование программ социально-педагогической направленности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения (приказ Минобрнауки России от 15.04.2021 г. № 297)

составлена на основании учебного плана:
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова Ирина Александровна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Освоение вопросов, связанных с проектированием образовательныцх программ

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-6Способен взаимодействовать с различными категориями несовершеннолетних, в том числе в сложных социально-педагогических ситуациях; осуществлять контроль кризисных ситуаций, предупреждение и конструктивное разрешение конфликтов; оказывать помощь в разрешении межличностных конфликтов
ОПК-6.1 Знает: способы взаимодействия с различными категориями несовершеннолетних, в том числе в сложных социально-педагогических ситуациях
ОПК-6.2 Умеет: разрабатывать и реализовывать программы социально-психологических тренингов для несовершеннолетних, направленных на предупреждение и разрешение кризисных ситуаций
ОПК-6.3 Владеет: навыками разработки информационно-методических материалов для программ социально-педагогической поддержки обучающихся, предназначенные для их участников - педагогов, родителей (законных представителей), обучающихся
ОПК-7Способен использовать средства психоло-гопедагогического воздействия на межличностные и межгрупповые отношения, реализовывать психолого-педагогические технологии, ориентированные на формирование установок в отношении здорового образа жизни, преодоления жизненных трудностей, толерантности во взаимодействии с социумом, а также на формирование нравственно-правовой устойчивости детей и подростков
ОПК-7.1 Знает: средства психолого-педагогического воздействия на межличностные и межгрупповые отношения, психолого-педагогические технологии, ориентированные на формирование установок в отношении здорового образа жизни, преодоления жизненных трудностей, толерантности во взаимодействии с социумом, а также на формирование нравственно-правовой устойчивости детей и подростков
ОПК-7.2 Умеет: использовать при решении профессиональных задач психолого-педагогические технологии, направленные на формирование здорового образа жизни
ОПК-7.3 Владеет: навыками разработки мероприятий, ориентированных на формирование установок в отношении здорового образа жизни, преодоления жизненных трудностей, толерантности во взаимодействии с социумом, а также на формирование нравственно-правовой устойчивости детей и подростков
ОПК-8Способен понимать и оценивать психологические свойства и состояния личности, характер поведения личности и социальных групп с позиции социокультурной нормы, проводить мониторинг личностного развития и социального поведения отдельных лиц и групп
ОПК-8.1 Знает: психологические свойства и состояния личности, характер поведения личности и социальных групп с позиции социокультурной нормы, основы и специфику организации мониторинга личностного развития и социального поведения отдельных лиц и групп
ОПК-8.2 Умеет: диагностировать психологические свойства и состояния личности, характер поведения личности и социальных групп с позиции социокультурной нормы
ОПК-8.3 Владеет: навыками проведения мониторинга личностного развития и социального поведения отдельных лиц и групп
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-6.1: Знает: способы взаимодействия с различными категориями несовершеннолетних, в том числе в сложных социально-педагогических ситуациях
ОПК-7.1: Знает: средства психолого-педагогического воздействия на межличностные и межгрупповые отношения, психолого-педагогические технологии, ориентированные на формирование установок в отношении здорового образа жизни, преодоления жизненных трудностей, толерантности во взаимодействии с социумом, а также на формирование нравственно-правовой устойчивости детей и подростков
ОПК-8.1: Знает: психологические свойства и состояния личности, характер поведения личности и социальных групп с позиции социокультурной нормы, основы и специфику организации мониторинга личностного развития и социального поведения отдельных лиц и групп
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-6.2: Умеет: разрабатывать и реализовывать программы социально-психологических тренингов для несовершеннолетних, направленных на предупреждение и разрешение кризисных ситуаций
ОПК-7.2: Умеет: использовать при решении профессиональных задач психолого-педагогические технологии, направленные на формирование здорового образа жизни
ОПК-8.2: Умеет: диагностировать психологические свойства и состояния личности, характер поведения личности и социальных групп с позиции социокультурной нормы
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-6.3: Владеет: навыками разработки информационно-методических материалов для программ социально-педагогической поддержки обучающихся, предназначенные для их участников - педагогов, родителей (законных представителей), обучающихся
ОПК-7.3: Владеет: навыками разработки мероприятий, ориентированных на формирование установок в отношении здорового образа жизни, преодоления жизненных трудностей, толерантности во взаимодействии с социумом, а также на формирование нравственно-правовой устойчивости детей и подростков
ОПК-8.3: Владеет: навыками проведения мониторинга личностного развития и социального поведения отдельных лиц и групп

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. ИСТОРИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ
1.1. Историко-культурные источники развития педагогического проектирования Практические 2 2 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.2. Развитие и применение идей проектной деятельности в педагогике Практические 2 2 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.3. Проектирование как способ инновационного преобразования педагогической действительности Сам. работа 2 48 Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
2.1. Основные понятия педагогического проектирования. Педагогическая сущность проектирования Практические 2 2 Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.2. Функции проектной деятельности и виды педагогического проектирования. Уровни педагогического проектирования. Практические 2 2 Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.3. Принципы проектной деятельности Сам. работа 2 48 Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1. Многообразие субъектов проектной деятельности Практические 2 2 Л2.2, Л2.1, Л1.1
3.2. Проблема организации совокупного субъекта Практические 2 2 Л2.2, Л2.1, Л1.1
3.3. Объекты проектирования и специфика предмета проектной деятельности Сам. работа 2 48 Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 4. ЛОГИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
4.1. Этапы проектирования Практические 2 1 Л2.2, Л2.1, Л1.1
4.2. Этапы проектирования Практические 2 1 Л2.2, Л2.1, Л1.1
4.3. Этапы проектирования Сам. работа 2 49 Л2.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОПК-6: Способен взаимодействовать с различными категориями несовершеннолетних, в том числе в сложных социально-педагогических ситуациях; осуществлять контроль кризисных ситуаций, предупреждение и конструктивное разрешение конфликтов; оказывать помощь в разрешении межличностных конфликтов
ОПК-7: Способен использовать средства психоло-гопедагогического воздействия на межличностные и межгрупповые отношения, реализовывать психолого-педагогические технологии, ориентированные на формирование установок в отношении здорового образа жизни, преодоления жизненных трудностей, толерантности во взаимодействии с социумом, а также на формирование нравственно-правовой устойчивости детей и подростков
ОПК-8: Способен понимать и оценивать психологические свойства и состояния личности, характер поведения личности и социальных групп с позиции социокультурной нормы, проводить мониторинг личностного развития и социального поведения отдельных лиц и групп
Примеры заданий закрытого типа:
1. Предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов
а) педагогическое моделирование;
б) педагогическое конструирование;
в) педагогическое проектирование.
2. Способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом
а) проект;
б) план;
в) программа .
3. Тип педагогического проекта
а) исследовательский, творческий, игровой;
б) технический, исследовательский, игровой;
в) социальный, исследовательский, творческий.
4. Сознательная активность человека с четким определением цели, мотивов, достижения результативности
а) методика;
б) деятельность;
в) проектирование.
5. Проектная деятельность – это…
а) сознательная активность человека с четким определением цели, мотивов, достижения результативности;
б) план с четким определением, цели, мотивов, достижения результатов;
в) предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов.
6. Разработка и создание формальной модели педагогического процесса или его составляющих, отражающей основные идеи, методы, формы, средства, приемы
а) педагогическое моделирование;
б) педагогическое конструирование;
в) педагогическое проектирование.
7. План – это
а) схематически записанная совокупность коротко сформулированных мыслей;
б) последовательность команд, которую выполняет в процессе обработки данных;
в) предварительный текст какого-нибудь документа, материал.
8. На каком этапе ставиться цель, определяется актуальность и значимость проекта
а) подготовительный этап;
б) основной этап;
в) заключительный этап.
9. Что входит в основной этап
а) анализ результатов проекта;
б) подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин; организация развивающей среды в группе;
в) ознакомление детей с художественной литературой, проведение бесед, работа с родителями, проведение занятий, проведение мероприятия.
10. Совокупность приемов контроля и оценки, направленных на решение задач оптимизации учебного процесса, дифференциации учащихся, а также совершенствования образовательных программ и методов педагогического воздействия
а) педагогическое моделирование;
б) педагогическая диагностика;
в) педагогическое конструирование.
11. Педагогика – это
а) раздел психологии развития, исследующий закономерности и механизмы, обеспечивающие возможность достижения высшей ступени (акме) индивидуального развития;
б) наука, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности человека и групп людей;
в) наука о воспитании и обучении человека, прежде всего в детско-юношеском возрасте.
12. Процесс разработки и реализации проектов, направленных на организацию образовательного процесса и отдельных его видов и направлений
а) педагогическое проектирование;
б) образовательное проектирование;
в) педагогическое конструирование.
13. Дальнейшая детализация созданного проекта, приближающая его для использования в конкретных условиях реальными участниками воспитательных отношений
а) педагогическое моделирование;
б) педагогическая диагностика;
в) педагогическое конструирование.
14. Последовательность команд, которую выполняет в процессе обработки данных
а) проект;
б) план;
в) программа .
15. Образовательное проектирование включает в себя
а) воспитание и обучение личности;
б) построение методов и технологий;
в) воспитание и развитие учащихся.

Ответы: 1 - В; 2 – А; 3 – А; 4 – Б; 5 – Б; 6 – А; 7 – А; 8 – А; 9 – В; 10 – Б; 11 – В; 12 – Б; 13 – В; 14 – В; 15 – А.

Примеры заданий открытого типа:
1. Тесно связанная с наукой и инженерией деятельность по созданию проекта, созданию образа будущего предполагаемого явления – это____________
Ответ: проектирование
2. Практико-ориентированная деятельность, целью которой является разработка новых, не существующих в практике образовательных систем и видов педагогической деятельности;
Новая развивающаяся область знания, способ трактовки педагогической действительности (А. П. Тряпицына);
Прикладное научное направление педагогики и организуемой практической деятельности, нацеленное на решение задач развития, преобразования, совершенствования, разрешения противоречий в современных образовательных системах (Е.С. Заир-Бек) – это всё характеристики
Ответ: педагогического проектирования
3. Один из этапов процесса, в котором используются возможности проектирования – это____
Ответ: Проектировочный этап
4. Автор проектного воспитания_________________
Ответ: О. С. Газман
5. Смысл ________________ образования — не столько в передаче ученику опыта прошлого, сколько в расширении его собственного опыта, обеспечивающего его личностный и общекультурный рост
Ответ: проективного
6. Искусственно созданный образец в виде схемы, описания, физических конструкций или формул, подобный исследуемому объекту (явлению) и отражающий или воспроизводящий в более простом виде структуру, свойства и отношения между элементами объекта (явления) – это _________
Ответ: модель
7. Проектирование, направленное на изменение социальной среды или решение социальных проблем педагогическими средствами называется_______________
Ответ: социально-педагогическим
8. Проектирование, целью которого становится преобразование человека и межличностных отношений в рамках образовательных процессов называется ________________
Ответ: психолого-педагогическим
9. Проектирование, ориентированное на проектирование качества образования и инновационные изменения образовательных систем и институтов называется____________
Ответ: образовательным
10. Назовите субъектов педагогического проектирования__________________
Ответ: индивидуальные, групповые
11. Основной круг людей (специалистов), непосредственно участвующих в социально-педагогическом или образовательном проекте называется ________________
Ответ: проектной командой
12. Группа участников, осуществляющих пилотажные (пробные, экспериментальные) действия в логике проекта называется______________
Ответ: пилотной группой
13. Группа участников проекта проходит опережающее по отношению к остальным обучение, с тем, чтобы впоследствии передать свои знания и опыт другим называется __________
Ответ: группой тьюторов (тренеров)
14. Вхождение в проект предваряется этапом, задача которого — создать предпосылки для успешности проектирования и его психолого-педагогического, методического, организационного, материально-технического обеспечения, он называется__________
Ответ: предпроектным
15. В структуру ________________ входят сведения о целях, предполагаемом продукте, средствах его получения, а также об объектах преобразования и процедурах управленческой деятельности в рамках проектирования.
Ответ: программы
16. Документ, дающий содержательные ориентиры деятельности, определяющий ее порядок, объем, временные границы – это______________
Ответ: план
17. _____________ процессы связаны с анализом собственного сознания и деятельности, а также с пониманием смысла межличностного общения.
Ответ: Рефлексивные
18. Три этапа (ступени) проектирования - _______________________
Ответ: I этап — моделирование; II этап — проектирование; III этап — конструирование
19. Если предполагается создать концепцию _____________ образования, имеет смысл обратиться к многочисленным существующим в философии, культурологии, педагогике теориям и подходам, связанным с проблемой гуманитарности.
Ответ: гуманитарного
20. Документ, регламентирующий тип и способы построения содержания учебно-воспитательного процесса в условиях той или иной педагогической системы – это _________
Ответ: образовательная программа

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Социально-педагогические курсовые проекты
Тематика проектов предлагается проектной командой
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Вопросы к экзамену:
1. Социальное проектирование. Задачи, содержание и структура курса. Особенности социального проектирования. Субъекты и объекты социального проектирования. Социальный заказ, социальное участие, социальное партнерство. Уровни социального проектирования. Компетенции социального проектировщика.
2. Проектирование в разных социокультурных средах. Социальный институт. Проектирование как специализированная деятельность. Типы проектов. Общее и особенное в разных типах проектов.
3. Философия социального проектирования.
4. Методы проектирования
5. Методы моделирования проблем и организации взаимодействий: «мозговая атака», метод синектики, деловая игра, метод фокальных объектов, теория решения исследовательских задач, метод контрольный вопросов, метод создания сценариев.
6. Компьютерные средства проектирования
7. Бизнес-план – понятие, структура, показатели, назначение.
8. Написание рефератов, заучивание терминологии по разделу
9. Задание на проектирование. Идея, замысел, концепция проекта. Целостность проекта. Прототипы. Постановка и анализ проблем. Целеполагание. Анализ ситуации. Анализ ресурсов. Разные типы ресурсов
10. Требования к оформлению карты проекта. Социальные и культурные ресурсы. Постановка задач.
11. Управление социальными проектами. Жизненный цикл проекта. Бизнес-план. Организационное проектирование и проектное управление. Проектирование и консультирование. Компьютерные средства проектирования. Понятие прогноза и экспертизы. Технологии социального прогнозирования. Цель, задачи и предмет социальной экспертизы. Организация социальной экспертизы. Защита и оформление проекта. Тактика презентации проекта. Кадровое обеспечение
12. Этапы процесса проектирования.
13. Процесс проектирования Анализ заинтересованных сторон
14. Понятие прогноза и экспертизы.Технологии социального прогнозирования. Цель, задачи и предмет социальной экспертизы. Организация социальной экспертизы.
15. Контроль за реализацией проекта. Завершение работ. Ликвидация проекта. Нормативно- правовая база проектирования в системе государственного и муниципального управления РФ.
16. Написание рефератов, заучивание терминологии по разделу

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 К.Р. Овчинникова Дидактическое проектирование электронного учебника в высшей школе: теория и практика : Учебное пособие М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/D00B3285-B780-435A-9CCF-2B4B24AFB9F4.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 И.А. Колесникова; М. П. Горчакова-Сибирская Педагогическое проектирование : учеб. пособие для вузов М. : Академия, 2007
Л2.2 Ю.Г. Татур. Высшее образование: методология и опыт проектирования : учебно-методическое пособие : учебно-методическое пособие Москва : Логос, 2006. biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Проектирование образовательных программ Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
Э2 Проектирование образовательных программ ЭБС Алтайского государственного университета-http://elibrary.asu.ru
Э3 Проектирование образовательных программ portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
312Л центр (класс) деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95; учебно-наглядные пособия; переносной ноутбук из № 106Л
119Л абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации по проведению лабораторных занятий
Лабораторные занятия - один из видов практического обучения, имеющий целью закрепление теоретических знаний и формирование практических умений и навыков.
Лабораторные занятия способствуют более глубокому пониманию теоретического материала учебного курса, а также развитию, формированию и становлению различных уровней составляющих профессиональной компетентности студентов, пониманию межпредметных связей.
В процессе занятия студенты обсуждают поставленные вопросы под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала. Выполнение студентами лабораторных занятий направлено на:
• обобщение, систематизацию, углубление теоретических знаний;
• формирование умений применять полученные знания в практической деятельности;
• развитие аналитических, проектировочных, конструктивных умений;
• выработку самостоятельности, ответственности, точности и творческой инициативы.оставляющие образования
формируются именно в процессе самостоятельной работы студентов.
Самостоятельная учебная деятельность студентов направлена на:
- расширение и углубление профессиональных знаний по отдельным темам;
- усвоение умений и навыков практической работы;
- развитие умений самопознания и саморазвития.
Для развития познавательной функции студентов, осмысленного усвоения знаний и понимания сущности понятий, теоретических положений и их связи и эмпирическими фактами используются следующие виды заданий:
- формулирование отдельных мыслей текста в другой стилистической и синтаксической формах;
- формулирование резюме по прочитанному материалу;
- составление опорной графической схемы с текстовыми пояснениями;
- составление краткого конспекта текста.