Закреплена за кафедрой | Кафедра социальной психологии и педагогического образования |
---|---|
Направление подготовки | 44.05.01. Педагогика и психология девиантного поведения |
Специализация | Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z44_05_01_Педагогика и психология девиантного поведения_ППСД-2021 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 4 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 2 | 2 | 2 | 2 |
Практические | 4 | 4 | 4 | 4 |
Сам. работа | 98 | 98 | 98 | 98 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования
Протокол от 23.05.2022 г. № 9
Заведующий кафедрой Ирина Александровна Ральникова, д-р психол. наук, профессор
1.1. | Цель: развитие представлений студентов о психологическом консультировании как методе оказания психологической помощи. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.06 |
ОПК-1 | способностью использовать закономерности и методы педагогики и психологии в профессиональной деятельности |
ПК-11 | способностью осуществлять психолого-педагогическое консультирование, разрабатывать модели психолого-педагогической диагностики проблем лиц, нуждающихся в коррекционных воздействиях, разрабатывать, выбирать, реализовывать и оценивать эффективность форм, методов коррекционных мероприятий, программ психолого-педагогической помощи и поддержки лиц, склонных к девиантному поведению, социально-психологической реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание, их адаптации к среде пенитенциарного учреждения или специального учебно-воспитательного учреждения |
ПК-12 | способностью к комплексному воздействию на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сфер, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека, осуществлять психологическое и педагогическое вмешательство с целью оказания индивиду, группе психологической помощи |
ПК-34 | способностью консультировать в области интерперсональных отношений, профориентации, планирования личностного роста |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | понятие психологического консультирования, этику, цели, задачи, принципы, техники, основные ориентиры работы в индивидуальном и групповом контексте, этапы процесса консультирования, особенности психологического консультирования в типичных коррекционных случаях, частности, в области интерперсональных отношений, профориентации, планирования карьеры, профессионального и личностного роста, в случаях сопровождения детей и подростков группы риска, знает принципы, задачи, способы включения и реализации психологического консультирования в процесс осуществления программ системного пролонгированного сопровождения; |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | проводить консультативную беседу, направленную на оказание помощи клиенту в решении психологических проблем в области развития и функционирования познавательной, мотивационно-волевой сфер, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме с целью гармонизации психического функционирования человека, осуществлять психологическое и педагогическое вмешательство с целью оказания индивиду, группе психологической помощи; применять знания психологического консультирования к области интерперсональных отношений, профориентации, планирования карьеры, профессионального и личностного роста в конкретном консультативном случае; применять метод психологического консультирования в процессе сопровождение детей и подростков группы риска; определять место психологического консультирования в рамках программы системного пролонгированного сопровождения и решать в рамках данной программы консультативные задачи; |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками организации и проведения психологического консультирования по вопросам развития и функционирования познавательной, мотивационно-волевой сфер, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме с целью гармонизации психического функционирования человека, осуществления психологического и педагогического вмешательство с целью оказания индивиду, группе психологической помощи; приемами и методами психологического консультирования в области интерперсональных отношений, профориентации, планирования карьеры, профессионального и личностного роста; приемами психологического консультирования, необходимыми для осуществления сопровождения детей и подростков группы риска; принципами осуществления психологического консультирования в рамках реализации программ системного пролонгированного сопровождения. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Психологическое консультирование, психотерапия, психокоррекция как область науки и направление практической деятельности психолога | ||||||
1.1. | Понятие психологического консультирования, психотерапии и психокоррекции. | Практические | 4 | 2 | ПК-34, ПК-12, ПК-11, ОПК-1 | Л2.4, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3 |
1.2. | Виды психологического консультирования. | Сам. работа | 4 | 2 | ПК-34, ПК-12, ПК-11, ОПК-1 | Л2.4, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3 |
1.3. | Специфика раскрытия понятий: личность, психологическая проблема, цель помощи с позиций бихевиорально-когнитивного, экзистенциально-гуманистического, психоаналитического и др. направлений. | Сам. работа | 4 | 2 | ПК-34, ПК-12, ПК-11, ОПК-1 | Л2.4, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3 |
1.4. | Семейное, индивидуальное, возрастно-психологическое, психолого-педагогическое, бизнес консультирование. | Сам. работа | 4 | 2 | ПК-34, ПК-12, ПК-11, ОПК-1 | Л2.4, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3 |
1.5. | Психологическое консультирование в области интерперсональных отношений, профориентации, планирования карьеры, личностного развития. | Сам. работа | 4 | 2 | ПК-34, ПК-12, ПК-11, ОПК-1 | Л2.4, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3 |
Раздел 2. Психологическая характеристика участников консультирования и психотерапии | ||||||
2.1. | Основные составляющие пространства консультативной встречи. | Сам. работа | 4 | 2 | ПК-34, ПК-12, ПК-11, ОПК-1 | Л2.4, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3 |
2.2. | «Консультант», «клиент», «контакт» как базовые элементы пространства встречи.Терапевтический климат встречи. | Сам. работа | 4 | 2 | ПК-34, ПК-12, ПК-11, ОПК-1 | Л2.4, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3 |
Раздел 3. Процесс организации и проведения консультативной беседы и психотерапевтической встречи | ||||||
3.1. | Процесс консультативной беседы. | Лекции | 4 | 2 | ПК-34, ПК-12, ПК-11, ОПК-1 | Л2.4, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3 |
3.2. | Знакомство с клиентом и начало беседы. | Сам. работа | 4 | 4 | ПК-34, ПК-12, ПК-11, ОПК-1 | Л2.4, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3 |
3.3. | Сбор информации о проблеме клиента. | Сам. работа | 4 | 4 | ПК-34, ПК-12, ПК-11, ОПК-1 | Л2.4, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3 |
3.4. | Работа с проблемой. | Сам. работа | 4 | 4 | ПК-34, ПК-12, ПК-11, ОПК-1 | Л2.4, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3 |
3.5. | Поиск способов решения проблемы и завершение беседы. | Сам. работа | 4 | 4 | ПК-34, ПК-12, ПК-11, ОПК-1 | Л2.4, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3 |
3.6. | Содержание процесса консультирования. Технические приемы. | Сам. работа | 4 | 4 | ПК-34, ПК-12, ПК-11, ОПК-1 | Л2.4, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3 |
Раздел 4. Специальные проблемы психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии | ||||||
4.1. | Психологическое консультирование клиентов с различными эмоциональными переживаниями | Практические | 4 | 2 | ПК-34, ПК-12, ПК-11, ОПК-1 | Л2.4, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3 |
4.2. | Консультирование тревожных клиентов | Сам. работа | 4 | 2 | ПК-34, ПК-12, ПК-11, ОПК-1 | Л2.4, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3 |
4.3. | Консультирование при переживании страха | Сам. работа | 4 | 2 | ПК-34, ПК-12, ПК-11, ОПК-1 | Л2.4, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3 |
4.4. | Консультирование при переживании чувства вины | Сам. работа | 4 | 4 | ПК-34, ПК-12, ПК-11, ОПК-1 | Л2.4, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3 |
4.5. | Консультирование враждебно настроенных клиентов | Сам. работа | 4 | 2 | ПК-34, ПК-12, ПК-11, ОПК-1 | Л2.4, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3 |
4.6. | Консультирование при переживании утраты | Сам. работа | 4 | 4 | ПК-34, ПК-12, ПК-11, ОПК-1 | Л2.4, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3 |
4.7. | Консультирование клиентов с особенностями характера. | Сам. работа | 4 | 4 | ПК-34, ПК-12, ПК-11, ОПК-1 | Л2.4, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3 |
4.8. | Консультирование немотивированных клиентов | Сам. работа | 4 | 4 | ПК-34, ПК-12, ПК-11, ОПК-1 | Л2.4, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3 |
4.9. | Психологическое консультирование клиентов с различными эмоциональными переживаниями | Сам. работа | 4 | 4 | ПК-34, ПК-12, ПК-11, ОПК-1 | Л2.4, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3 |
4.10. | Консультирование при переживании утраты | Сам. работа | 4 | 4 | ПК-34, ПК-12, ПК-11, ОПК-1 | Л2.4, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3 |
4.11. | Консультирование клиентов с особенностями характера. | Сам. работа | 4 | 4 | ПК-34, ПК-12, ПК-11, ОПК-1 | Л2.4, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3 |
4.12. | Консультирование немотивированных клиентов | Сам. работа | 4 | 4 | ПК-34, ПК-12, ПК-11, ОПК-1 | Л2.4, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3 |
Раздел 5. Психологическая коррекция девиантного поведения | ||||||
5.1. | Особенности организации и проведения психокоррекционной работы с клиентами с девиантным поведением. | Сам. работа | 4 | 4 | ПК-34, ПК-12, ПК-11, ОПК-1 | Л2.4, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3 |
5.2. | Психокоррекция суицидального поведения. | Сам. работа | 4 | 4 | ПК-34, ПК-12, ПК-11, ОПК-1 | Л2.4, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3 |
5.3. | Психокоррекция психологических зависимостей и созависимостей. | Сам. работа | 4 | 4 | ПК-34, ПК-12, ПК-11, ОПК-1 | Л2.4, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3 |
5.4. | Психологическая помошь при сексуальных девиациях. | Сам. работа | 4 | 4 | ПК-34, ПК-12, ПК-11, ОПК-1 | Л2.4, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3 |
5.5. | Особенности психокоррекции девиантного поведения подростков | Сам. работа | 4 | 4 | ПК-34, ПК-12, ПК-11, ОПК-1 | Л2.4, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3 |
5.6. | Психологическая помощь по проблемам химических и нехимических аддикций.Психокоррекционная работа с созависимыми. | Сам. работа | 4 | 4 | ПК-34, ПК-12, ПК-11, ОПК-1 | Л2.4, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3 |
5.7. | Психологическая помощь человеку с суицидальными намерениями.Особенности психокоррекционной работы в случае сексуальных девиаций. | Сам. работа | 4 | 4 | ПК-34, ПК-12, ПК-11, ОПК-1 | Л2.4, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см.Приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см.Приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см.Приложение |
Приложения |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е. | ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Линде Н.Д. | Психологическое консультирование: теория и практика: учеб. пособие для вузов | М.: Аспект Пресс, 2011 | |
Л1.3 | Якиманская И. С., Биктина Н. Н. | Психологическое консультирование: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | Оренбургский государственный университет, 2015 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Решетников М.М. | ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ. СЛУЧАИ ИЗ ПРАКТИКИ 2-е изд. Практическое пособие: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.2 | Григорьев Н. Б. | Психологическое консультирование, психокоррекция и профилактика зависимости: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2012 | biblioclub.ru |
Л2.3 | Меновщиков В. | Психологическое консультирование. Работа с кризисными и проблемными ситуациями: | М.: Смысл, 2012 | |
Л2.4 | Бурлачук Л.Ф., Кочарян А.С., Жидко М.Е. | Психотерапия. Психологические модели: [учеб. для вузов] | СПб.[и др.]: Питер, 2007 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | ЭБС университетская библиотека on-line. | www.biblioclub.ru | ||
Э2 | Ээлектронно-библиотечная система издательства «Лань». | e.lanbook.com | ||
Э3 | курс в Moodle "Основы консультативной психологии" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Мicrosoft Office Excel, Microsoft Office Word, MS PowerPoint Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Методические рекомендации к самостоятельной работе. Самостоятельная работа обеспечивает подготовку студента к текущим аудиторным занятиям и контрольным мероприятиям по дисциплине. Результаты этой подготовки проявляются в активности студента на занятиях и в качестве выполненных заданий, предложенных в рамках текущего контроля. Самостоятельная работа может осуществляться в следующих формах: изучение лекционного материала, предусматривающее проработку конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников информации по изучаемой проблеме; изучение материала, вынесенного на самостоятельное изучение; подготовка к практическим занятиям; подготовка к тестовому контролю; подготовка к промежуточной аттестации. Подготовка к практическим занятиям. В рамках практических занятий реализуется проверка усвоения теоретического и практического материала. Для подготовки к практическим занятиям по конкретной теме необходимо разобраться в вопросах, предложенных для подготовки к практическому занятию по данной теме, уметь раскрыть основное содержание вопросов,персоналии,уметь приводить примеры. Для подготовки к практическому занятию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных. Работа с учебной и научной литературой в рамках самостоятельной работы. При работе с книгой необходимо научиться правильно ее читать, вести записи. Важно помнить, что рациональные навыки работы с книгой позволяют экономить время и повышают продуктивность. Правильный подбор учебников рекомендуется преподавателем, читающим лекционный курс. Необходимая литература указана в РПД по данному курсу.Самостоятельная работа с учебниками и книгами - это важнейшее условие формирования научного способа познания. Основные приемы можно свести к следующим: прочитанные книги, учебники следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты; следует выработать способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием научиться «читать медленно», когда понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать). Подготовка к тестам контроля знаний. Подготовка к тестированию требует от обучающихся тщательного изучения материала лекционных и практических занятий, по тематике которых проводится тест. Для подготовки к тестированию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных. |