МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Проективные методы в психологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра клинической психологии
Направление подготовки44.05.01. Педагогика и психология девиантного поведения
СпециализацияПсихолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz44_05_01_ПиПДП-2018
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 60
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 60 60 60 60
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
Ст.преп., Прайзендорф Екатерина Сергеевна;Преподаватель, Кислых Анна Александровна

Рецензент(ы):
канд.психол.наук, Доцент, Кузьмина Анна Сергеевна

Рабочая программа дисциплины
Проективные методы в психологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 44.05.01 ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016 г. № 1611)

составлена на основании учебного плана:
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра клинической психологии

Протокол от 31.08.2022 г. № 1
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Кузьмина Анна Сергеевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра клинической психологии

Протокол от 31.08.2022 г. № 1
Заведующий кафедрой Кузьмина Анна Сергеевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины «Проективные методы в психологии» является ознакомление со спецификой проективной психодиагностики и отработка основных приемов, используемых в проективной психодиагностике.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью использовать закономерности и методы педагогики и психологии в профессиональной деятельности
ПК-8 способностью выявлять специфику психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической и другим социальным группам, диагностировать психологические свойства и состояния человека, характеристики психических процессов и проявлений в различных видах деятельности, проводить мониторинг личностного развития и социального поведения индивидов и групп, составлять психодиагностические заключения и рекомендации по их использованию
ПК-9 способностью выделять лиц группы риска, осуществлять психолого-педагогическую диагностику несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание в пенитенциарных учреждениях или содержащихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением
ПК-10 способностью устанавливать причины отклоняющегося поведения личности, причины кризиса, в котором оказался ребенок (подросток), причины социального неблагополучия семьи, изучать личностные особенности и социально-бытовые условия жизни детей, семьи и социального окружения, выявлять позитивные и негативные влияния на ребенка (подростка), а также различного рода проблемы в развитии личности и межличностных взаимоотношениях
ПК-11 способностью осуществлять психолого-педагогическое консультирование, разрабатывать модели психолого-педагогической диагностики проблем лиц, нуждающихся в коррекционных воздействиях, разрабатывать, выбирать, реализовывать и оценивать эффективность форм, методов коррекционных мероприятий, программ психолого-педагогической помощи и поддержки лиц, склонных к девиантному поведению, социально-психологической реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание, их адаптации к среде пенитенциарного учреждения или специального учебно-воспитательного учреждения
ПК-36 способностью применять методы проведения прикладных научных исследований, анализировать, обрабатывать и интерпретировать их результаты
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные понятия проективной психологии и теоретические концепции, лежащие в основе
различных проективных методов исследования личности;
- специфику проективных методов исследования и отличие их от психологических тестов;
- основные практические проблемы использования проективных методов исследования
(стандартизация процедуры, валидность, надежность, субъективность интерпретации
полученных результатов);
- диагностические возможности и ограничения проективных методов исследования;
- классические проективные методы, основные модификации классических методов и
наиболее широко используемые в клинической практике проективные рисуночные методы;
- общую схему проведения исследования, с использованием проективных
методов;
- основные ошибки, встречающиеся в практике использования проективных методов;
- сферы практического применения рассматриваемых в курсе проективных методов;
3.2.Уметь:
3.2.1.- корректно интерпретировать полученные в ходе исследования результаты;
- формулировать итоговое заключение по результатам исследования с использованием
проективных методов;
- оформлять в письменном виде результаты исследования.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Теоретическими знаниями о создании общего психологического портрета личности
- навыками проведения проективного тестирования
- навыками распознания и описания психодиагностически значимых признаков
- навыками обобщения обнаруженных в процессе тестирования характеристик

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Теоретические основы проективной психологии Лекции 4 1 ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-36 Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л1.4, Л2.4
1.2. В виде таблицы оформите основные предпосылки возникновения проективного метода Сам. работа 4 6 ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-36 Л1.1, Л1.4, Л2.4
1.3. Сравнительная характеристика проекций в норме и патологии Сам. работа 4 4 ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-36 Л1.3, Л2.6, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л1.4, Л2.4
1.4. Выделите отличительные признаки проективного обследования. оформив анализ в виде конспекта. Сам. работа 4 6 ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-36 Л1.3, Л2.6, Л2.3, Л2.2, Л1.5, Л1.1, Л1.4, Л2.4
1.5. Импрессивные и экспрессивные проективные методы. Лекции 4 1 ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-36 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.5, Л1.4, Л2.4
1.6. Импрессивные методы: особенности проведения и интепретации Практические 4 1 ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-36 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.5, Л1.4, Л2.4
1.7. Профести обследование с помощью импрессивного (по выбору)проективного теста. Описать результаты. Сам. работа 4 6 ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-36 Л2.3, Л1.1, Л2.5, Л1.4, Л2.4
1.8. Создание картотеки методов: Цветовой тест М. Люшера. Опишите структуру, процедуру теста. Подготовьте стимульный материал, еритерии обработки результатов тестирования. Сам. работа 4 6 ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-36 Л2.1, Л1.4
1.9. Экспрессивные методы: особенности проведения и интепретации Сам. работа 4 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-36 Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
1.10. Провести обследование с помощью экпрессивного (по выбору)проективного теста. Описать результаты. Сам. работа 4 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-36 Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
1.11. Создание картотеки методов: "Дом. Дерево. Человек". Опишите структуру, процедуру теста, критерии интепретации Сам. работа 4 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-36 Л1.2, Л2.3, Л1.4, Л2.4
1.12. Конститутивные,конструктивные, интерпретативные проективные методы Лекции 4 1 ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-36 Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л1.4, Л2.4
1.13. Конститутивные проективные методы: особенности проведения и интепретации Практические 4 1 ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-36 Л2.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
1.14. Провести обследование с помощью конститутивного (по выбору) проективного теста. Описать результаты. Сам. работа 4 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-36 Л2.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
1.15. Создание картотеки методов: тест Роршаха. Опишите структуру, процедуру теста. Подготовьте стимульный материал, еритерии обработки результатов тестирования. Сам. работа 4 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-36 Л2.3, Л1.4, Л2.4
1.16. Конструктивные проективные методы: особенности проведения и интепретации Практические 4 1 ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-36 Л2.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
1.17. Провести обследование с помощью конструктивного (по выбору) проективного теста. Описать результаты. Сам. работа 4 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-36 Л2.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
1.18. Интерпретативные проективные методы Сам. работа 4 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-36 Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
1.19. Профести обследование с помощью интепретативного (по выбору) проективного теста. Описать результаты. Сам. работа 4 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-36 Л2.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
1.20. Создание картотеки методов: ТАТ. Опишите структуру, процедуру теста. Подготовьте стимульный материал, еритерии обработки результатов тестирования. Сам. работа 4 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-36 Л1.3, Л2.3, Л2.5, Л1.4
1.21. Аддитивные проективные методы Лекции 4 1 ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-36 Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л1.4, Л2.4
1.22. Аддитивные проективные методы: особенности проведения и интепретации Сам. работа 4 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-36 Л2.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
1.23. Провести обследование с помощью аддитивного (по выбору) проективного теста. Описать результаты. Сам. работа 4 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-36 Л2.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
1.24. Создание картотеки методов: "Неоконченные предложения" (Сакса-Леви). Опишите структуру, процедуру теста. Подготовьте стимульный материал, критерии обработки результатов тестирования. Сам. работа 4 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-36 Л2.2, Л1.1, Л2.4
1.25. Катартические проективные методы: особенности проведения и интепретации Практические 4 1 ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-36 Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л1.4, Л2.4
1.26. Составить конспект проведения какртического проективного метода. Сам. работа 4 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-36 Л2.3, Л1.1, Л2.4
1.27. Принципы интерпретации результатов проективных методов Сам. работа 4 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-36 Л2.6, Л2.3, Л1.1, Л2.4
1.28. Анализ и интерпретация результатов.Оформление заключения. Сам. работа 4 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-36 Л2.6, Л2.3, Л2.2, Л1.5, Л1.1, Л2.4
1.29. Подготовить памятку для оформления злючения по результатам проведения проективных методик Сам. работа 4 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-36 Л2.6, Л2.3, Л1.5, Л1.1, Л2.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кошелева А.Н. - Отв. ред., Хороших В.В. - Отв. ред. ПСИХОДИАГНОСТИКА. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Романова Е.С. Графические методы в практической психологии: учеб. пособие для вузов М.: Аспект Пресс, 2011
Л1.3 Суркова Е.Г. Проективные методы диагностики. Психологическое консультирование детей и подростков: учеб. пособие для вузов М.: Аспект Пресс, 2008
Л1.4 Духновский, С. В. Психодиагностика : учебник и практикум для вузов : Москва : Издательство Юрайт, 2022, https://urait.ru/bcode/496785
Л1.5 Чиркова Ю.В., Колосова Т.А. ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ В ДИАГНОСТИКЕ НАРУШЕНИЙ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ. Учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Драгунский В.В. Цветовой личностный тест: практ. пособие Харвест, 2004
Л2.2 Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование: тесты: Питер, 2007
Л2.3 Шапарь В.Б., Шапарь О.В. Практическая психология. Проективные методики: Феникс, 2006
Л2.4 Рамендик Д.М., Рамендик М.Г. Практикум по психодиагностике : учебное пособие для вузов : Гриф УМО ВО Москва : Издательство Юрайт, 2022 https://urait.ru/bcode/490570
Л2.5 Чиркова, Ю. В. Специальная психология. Тест детской апперцепции в диагностике психологической защиты : учебное пособие для вузов: Москва : Издательство Юрайт, 2022. , 2022 https://urait.ru/bcode/493289
Л2.6 Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию: учеб. пособие Издат. Дом БАХРАХ-М, 2003
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС издательства «Лань» e.lanbook.com
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э4 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
Э5 НЭБ elibrary.ru
Э6 Единый образовательный портал portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader


Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС издательства «Лань»
ЭБС «Университетская библиотека»
ЭБС издательства «Юрайт»
ЭБС АлтГУ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95
313Л лаборатория психолого-педагогического практикума - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия; переносной ноутбук из № 106Л

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение дисциплины осуществляется в форме учебных занятий под руководством профессорско-преподавательского состава кафедры и самостоятельной работы обучающихся. Основными видами учебных занятий по изучению данной дисциплины являются лекционные, практические занятия. При проведении учебных занятий используются элементы классических и современных педагогических технологий, в том числе проблемного и проблемно-деятельностного обучения.
Предусматриваются следующие формы работы обучающихся:
▪ прослушивание лекционного курса;
▪ чтение и конспектирование рекомендованной литературы;
▪ ознакомление с планом практического занятия.
▪ уяснение содержание вопросов, вынесенных на обсуждение, или заданий, выполняемых на занятии.
▪ повторение содержание лекционного материала.
▪ изучение рекомендуемой литературы и при необходимости законспектировать содержащиеся в них основные положения и примеры, а также возникшие при этом вопросы (эти записи можно использовать на занятии).
▪ ответы на вопросы, указанные в плане практического занятия.
▪ получение консультации у преподавателя.
▪ написание рефератов (по согласованию с преподавателем).
▪ самостоятельная работа.
Контроль знаний обучающихся проводится в форме текущей и предварительной аттестации.
Контроль текущей успеваемости обучающихся – текущая аттестация – проводится в ходе семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний; сформированности у них знаний, умений, владений; своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по ее корректировке; совершенствованию методики обучения; организации учебной работы и оказания обучающимся индивидуальной помощи.
К контролю текущей успеваемости относятся проверка знаний, умений и навыков обучающихся:
▪ на занятиях;
▪ по результатам выполнения обучающимися индивидуальных заданий;
▪ по результатам проверки качества конспектов лекций и иных материалов;
▪ по результатам отчета обучающихся в ходе индивидуальной консультации преподавателя по освоению дисциплины и имеющимся задолженностям.
На каждом занятии слушателям необходимо иметь рабочую тетрадь (48 л), листы белой бумаги формата А4, письменные принадлежности. Рабочие тетради необходимы для конспектирования рекомендаций преподавателя по теме занятия, а листы бумаги для самостоятельных, контрольных проверочных работ.
При отработке пропущенных занятий обучающиеся самостоятельно изучают вопросы, указанные в плане занятия. На консультации обучающиеся представляют результаты своего труда и отвечают на вопросы преподавателя.
При подготовке к практическим занятиям обучающиеся должны:
1. Ознакомиться с планом практического занятия.
2. Уяснить содержание вопросов, вынесенных на обсуждение, или заданий, выполняемых на занятии.
3. Повторить содержание лекционного материала.
4. Изучить литературу и при необходимости законспектировать содержащиеся в них основные положения и примеры, а также возникшие при этом вопросы (эти записи можно использовать на занятии).
5. Подготовить ответы на вопросы, указанные в плане практического/лабораторного занятия.
6. Выполнить задания, обусловленные темой практического занятия.
7. Получить консультацию у преподавателя.
10. Выполнить индивидуальные задания преподавателя.
11. Написать реферат.
Обязательным условием подготовки к занятию является выполнение в полном объеме заданий предыдущего занятия.
На занятиях обучающимся рекомендуется активно использовать личный жизненный опыт, примеры из специальной и художественной литературы.
Контроль за выполнением обучающимися каждого вида работ может осуществляться поэтапно и служит основанием для промежуточной аттестации по дисциплине.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится с целью выявления соответствия уровня теоретических знаний, практических умений и владений, степени освоенности компетенций, обучающихся по дисциплине в форме зачета.
Зачет проводится после завершения изучения дисциплины в объеме рабочей учебной программы.