МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология семьи и семейное консультирование

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.05.01. Педагогика и психология девиантного поведения
СпециализацияПсихолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_05_01_ПиПДП-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 89
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 89 89 89 89
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.пс.н., доцент, Ипполитова Е.А.

Рецензент(ы):
Ст. преп., Кроян Г.Ф.

Рабочая программа дисциплины
Психология семьи и семейное консультирование

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 44.05.01 ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016 г. № 1611)

составлена на основании учебного плана:
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 23.05.2022 г. № 9
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
профессор, д.псх.н., Ральникова И.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 23.05.2022 г. № 9
Заведующий кафедрой профессор, д.псх.н., Ральникова И.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса:
Изучение закономерностей формирования и развития человека как члена семьи, овладение методами диагностики семейных проблемных зон и технологией семейного психологического консультирования.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью использовать закономерности и методы педагогики и психологии в профессиональной деятельности
ПК-8 способностью выявлять специфику психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической и другим социальным группам, диагностировать психологические свойства и состояния человека, характеристики психических процессов и проявлений в различных видах деятельности, проводить мониторинг личностного развития и социального поведения индивидов и групп, составлять психодиагностические заключения и рекомендации по их использованию
ПК-9 способностью выделять лиц группы риска, осуществлять психолого-педагогическую диагностику несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание в пенитенциарных учреждениях или содержащихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением
ПК-10 способностью устанавливать причины отклоняющегося поведения личности, причины кризиса, в котором оказался ребенок (подросток), причины социального неблагополучия семьи, изучать личностные особенности и социально-бытовые условия жизни детей, семьи и социального окружения, выявлять позитивные и негативные влияния на ребенка (подростка), а также различного рода проблемы в развитии личности и межличностных взаимоотношениях
ПК-11 способностью осуществлять психолого-педагогическое консультирование, разрабатывать модели психолого-педагогической диагностики проблем лиц, нуждающихся в коррекционных воздействиях, разрабатывать, выбирать, реализовывать и оценивать эффективность форм, методов коррекционных мероприятий, программ психолого-педагогической помощи и поддержки лиц, склонных к девиантному поведению, социально-психологической реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание, их адаптации к среде пенитенциарного учреждения или специального учебно-воспитательного учреждения
ПК-12 способностью к комплексному воздействию на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сфер, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека, осуществлять психологическое и педагогическое вмешательство с целью оказания индивиду, группе психологической помощи
ПСК-4.1 способность применять методологию сопровождения детей и подростков группы риска
ПСК-4.2 способность проводить динамическую диагностику психосоциальных проблем и отклонений развития, признаков семейной дисфункции, жестокого обращения и насилия
ПСК-4.3 способность планировать и реализовывать программы системного пролонгированного сопровождения
ПСК-4.5 способность оказывать индивидуальную и групповую психологическую помощь детям и подросткам с девиантным поведением
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные закономерности формирования и развития человека, функции, структуру, динамику, жизненный цикл семьи; роль детско-родительских и супружеских отношений в адаптации к жизненным ситуациям и вторичной травматизации личности; психологические закономерности преодоления детьми и семьями проблемных жизненных ситуаций (развод, повторный брак, кризис супружеской адаптации и др.).
3.2.Уметь:
3.2.1.с помощью наиболее распространенных психологических методов выявлять основную специфику функционирования человека как члена семьи; выделять основные факторы во внутрисемейных отношениях, облегчающие процесс адаптации личности;
просвещать население, работников организаций социальной сферы в сфере проблем детей и семей.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами оценки семейной ситуации посредством диагностики функций, структуры, динамики и жизненного цикла семьи (генограмма семьи и другие проективные методы, тест психологической готовности к родительству, удовлетворенности браком, методами диагностики семейной тревоги, модифицированные опросники, скульптура семьи и пр.); методами психологической поддержки человека как члена семьи; основами организации психологического просвещения в сфере проблем детей и семей

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Семья как многоуровневая и многофункциональная система.
1.1. Социально-психологическая модель семьи. Лекции 5 1 ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.5 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.2. Социальные роли в семье. Функции семьи. Сам. работа 5 6 ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.5 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.3. Жизненный цикл семьи. Лекции 5 1 ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.5 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.4. Жизненный цикл семьи. Практические 5 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.5 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.5. Факторы семейного благополучия, стадии и кризисные периоды брака. Сам. работа 5 12 ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.5 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.6. Развод как социально-психологический феномен. Сам. работа 5 8 ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.5 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.7. Нарушение функционирования семьи. Сам. работа 5 6 ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.5 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Теория и практика семейного консультирования.
2.1. Семья как источник психической травмы. Лекции 5 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.5 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.2. Семья как источник психической травмы. Сам. работа 5 14 ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.5 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.3. Состояние глобальной семейной неудовлетворенности. Семейная тревога. Сам. работа 5 8 ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.5 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.4. Модели консультирования семьи. Сам. работа 5 8 ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.5 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.5. Модели консультирования семьи. Практические 5 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.5 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.6. Стандартизированные методы исследования детско-родительских отношений. Сам. работа 5 13 ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.5 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.7. Стандартизированные методы исследования детско-родительских отношений. Практические 5 1 ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.5 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.8. Стандартизированные методы исследования супружеских и детско-родительских отношений. Сам. работа 5 14 ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.5 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.9. Стандартизированные методы исследования супружеских отношений. Практические 5 1 ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.5 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.10. Экзамен 5 9 ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.5 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложния

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Суслова Т.Ф., Шаповаленко И.В. ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ С ОСНОВАМИ СЕМЕЙНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Векилова С.А. ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Прохорова О.Г., Торохтий В.С. ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Векилова, С. А. Психология семьи: учебник и практикум для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2018 www.biblio-online.ru/book/ABC96C93-8353-4F22-B767-8D8B92B5888C.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.biblioclub.ru – университетская библиотека on-line.
Э2 http://e.lanbook.com – электронно-библиотечная система издательства «Лань».
6.3. Перечень программного обеспечения

Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения дисциплины студентам рекомендуется:
1). Обязательное посещение практических занятий, выступление на практических занятиях; при подготовке к практическим занятиям необходимо вдумчивое знакомство с обязательной и дополнительной литературой, указанной в рабочей программе дисциплины.
2). Активное участие в различных формах проведения практических занятий, а именно: обсуждении домашних заданий; дискуссиях, выполнении индивидуальных практических заданий, творческих заданиий и др.
3). При подготовке доклада студенту рекомендуется:
1. Составить план выступления;
2. При изложении материала стремиться воспроизвести содержание в доступной для слушателей форме;
3. Обозначать авторов научных подходов (идей, положений, взглядов и др.)
4. Подготовить примеры для иллюстрации ключевых положений доклада;
5. Время доклада 7 минут;
6. После доклада выступающий отвечает на вопросы аудитории;
7. Приветствуется использование электронной презентации;
8. Предварительно, в письменном виде (не более 1-2 стр.) по материалу доклада составляется краткое резюме, которое может быть использовано другими слушателями в процессе подготовки к экзамену.