Закреплена за кафедрой | Кафедра социальной психологии и педагогического образования |
---|---|
Направление подготовки | 44.05.01. Педагогика и психология девиантного поведения |
Специализация | Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z44_05_01_ПиПДП-2020 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 5 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 6 | 6 | 6 | 6 |
Сам. работа | 89 | 89 | 89 | 89 |
Часы на контроль | 9 | 9 | 9 | 9 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования
Протокол от 23.05.2022 г. № 9
Заведующий кафедрой профессор, д.псх.н., Ральникова И.А.
1.1. | Цель курса: Изучение закономерностей формирования и развития человека как члена семьи, овладение методами диагностики семейных проблемных зон и технологией семейного психологического консультирования. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОПК-1 | способностью использовать закономерности и методы педагогики и психологии в профессиональной деятельности |
ПК-8 | способностью выявлять специфику психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической и другим социальным группам, диагностировать психологические свойства и состояния человека, характеристики психических процессов и проявлений в различных видах деятельности, проводить мониторинг личностного развития и социального поведения индивидов и групп, составлять психодиагностические заключения и рекомендации по их использованию |
ПК-9 | способностью выделять лиц группы риска, осуществлять психолого-педагогическую диагностику несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание в пенитенциарных учреждениях или содержащихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением |
ПК-10 | способностью устанавливать причины отклоняющегося поведения личности, причины кризиса, в котором оказался ребенок (подросток), причины социального неблагополучия семьи, изучать личностные особенности и социально-бытовые условия жизни детей, семьи и социального окружения, выявлять позитивные и негативные влияния на ребенка (подростка), а также различного рода проблемы в развитии личности и межличностных взаимоотношениях |
ПК-11 | способностью осуществлять психолого-педагогическое консультирование, разрабатывать модели психолого-педагогической диагностики проблем лиц, нуждающихся в коррекционных воздействиях, разрабатывать, выбирать, реализовывать и оценивать эффективность форм, методов коррекционных мероприятий, программ психолого-педагогической помощи и поддержки лиц, склонных к девиантному поведению, социально-психологической реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание, их адаптации к среде пенитенциарного учреждения или специального учебно-воспитательного учреждения |
ПК-12 | способностью к комплексному воздействию на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сфер, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека, осуществлять психологическое и педагогическое вмешательство с целью оказания индивиду, группе психологической помощи |
ПСК-4.1 | способность применять методологию сопровождения детей и подростков группы риска |
ПСК-4.2 | способность проводить динамическую диагностику психосоциальных проблем и отклонений развития, признаков семейной дисфункции, жестокого обращения и насилия |
ПСК-4.3 | способность планировать и реализовывать программы системного пролонгированного сопровождения |
ПСК-4.5 | способность оказывать индивидуальную и групповую психологическую помощь детям и подросткам с девиантным поведением |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные закономерности формирования и развития человека, функции, структуру, динамику, жизненный цикл семьи; роль детско-родительских и супружеских отношений в адаптации к жизненным ситуациям и вторичной травматизации личности; психологические закономерности преодоления детьми и семьями проблемных жизненных ситуаций (развод, повторный брак, кризис супружеской адаптации и др.). |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | с помощью наиболее распространенных психологических методов выявлять основную специфику функционирования человека как члена семьи; выделять основные факторы во внутрисемейных отношениях, облегчающие процесс адаптации личности; просвещать население, работников организаций социальной сферы в сфере проблем детей и семей. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | методами оценки семейной ситуации посредством диагностики функций, структуры, динамики и жизненного цикла семьи (генограмма семьи и другие проективные методы, тест психологической готовности к родительству, удовлетворенности браком, методами диагностики семейной тревоги, модифицированные опросники, скульптура семьи и пр.); методами психологической поддержки человека как члена семьи; основами организации психологического просвещения в сфере проблем детей и семей |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Семья как многоуровневая и многофункциональная система. | ||||||
1.1. | Социально-психологическая модель семьи. | Лекции | 5 | 1 | ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.5 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
1.2. | Социальные роли в семье. Функции семьи. | Сам. работа | 5 | 6 | ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.5 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
1.3. | Жизненный цикл семьи. | Лекции | 5 | 1 | ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.5 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
1.4. | Жизненный цикл семьи. | Практические | 5 | 2 | ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.5 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
1.5. | Факторы семейного благополучия, стадии и кризисные периоды брака. | Сам. работа | 5 | 12 | ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.5 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
1.6. | Развод как социально-психологический феномен. | Сам. работа | 5 | 8 | ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.5 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
1.7. | Нарушение функционирования семьи. | Сам. работа | 5 | 6 | ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.5 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
Раздел 2. Теория и практика семейного консультирования. | ||||||
2.1. | Семья как источник психической травмы. | Лекции | 5 | 2 | ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.5 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.2. | Семья как источник психической травмы. | Сам. работа | 5 | 14 | ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.5 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.3. | Состояние глобальной семейной неудовлетворенности. Семейная тревога. | Сам. работа | 5 | 8 | ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.5 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.4. | Модели консультирования семьи. | Сам. работа | 5 | 8 | ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.5 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.5. | Модели консультирования семьи. | Практические | 5 | 2 | ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.5 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.6. | Стандартизированные методы исследования детско-родительских отношений. | Сам. работа | 5 | 13 | ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.5 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.7. | Стандартизированные методы исследования детско-родительских отношений. | Практические | 5 | 1 | ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.5 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.8. | Стандартизированные методы исследования супружеских и детско-родительских отношений. | Сам. работа | 5 | 14 | ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.5 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.9. | Стандартизированные методы исследования супружеских отношений. | Практические | 5 | 1 | ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.5 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.10. | Экзамен | 5 | 9 | ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.5 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. Приложния |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. Приложения |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Суслова Т.Ф., Шаповаленко И.В. | ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ С ОСНОВАМИ СЕМЕЙНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Векилова С.А. | ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Прохорова О.Г., Торохтий В.С. | ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.2 | Векилова, С. А. | Психология семьи: учебник и практикум для академического бакалавриата | М.: Издательство Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2018 | www.biblio-online.ru/book/ABC96C93-8353-4F22-B767-8D8B92B5888C. |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | http://www.biblioclub.ru – университетская библиотека on-line. | |||
Э2 | http://e.lanbook.com – электронно-библиотечная система издательства «Лань». | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Для успешного освоения дисциплины студентам рекомендуется: 1). Обязательное посещение практических занятий, выступление на практических занятиях; при подготовке к практическим занятиям необходимо вдумчивое знакомство с обязательной и дополнительной литературой, указанной в рабочей программе дисциплины. 2). Активное участие в различных формах проведения практических занятий, а именно: обсуждении домашних заданий; дискуссиях, выполнении индивидуальных практических заданий, творческих заданиий и др. 3). При подготовке доклада студенту рекомендуется: 1. Составить план выступления; 2. При изложении материала стремиться воспроизвести содержание в доступной для слушателей форме; 3. Обозначать авторов научных подходов (идей, положений, взглядов и др.) 4. Подготовить примеры для иллюстрации ключевых положений доклада; 5. Время доклада 7 минут; 6. После доклада выступающий отвечает на вопросы аудитории; 7. Приветствуется использование электронной презентации; 8. Предварительно, в письменном виде (не более 1-2 стр.) по материалу доклада составляется краткое резюме, которое может быть использовано другими слушателями в процессе подготовки к экзамену. |