Закреплена за кафедрой | Кафедра социальной психологии и педагогического образования |
---|---|
Направление подготовки | 44.05.01. Педагогика и психология девиантного поведения |
Специализация | Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | z44_05_01_ПиПДП-2020 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 4 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 6 | 6 | 6 | 6 |
Сам. работа | 130 | 130 | 130 | 130 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования
Протокол от 23.05.2022 г. № 9
Заведующий кафедрой Ирина Александровна Ральникова, д-р психол. наук, профессор
1.1. | Цель: обучение студентов основам разработки программы и проведения социально-психологического тренинга как метода практической работы психолога, направленного на развитие коммуникативной компетентности личности. Задачи: знакомство студентов с теорией и методологией тренинговой работы; правилами организации и проведения тренинга; психологическими механизмами, действующими в группе, в процессе ее функционирования и развития; динамикой тренинговой группы; эффектами и эффективностью тренинговой работы; основными областями применения социально-психологического тренинга; этапами тренинга, а также получение студентами практического опыта разработки программы тренингового занятия, участия в групповой работе в качестве участников и ведущих. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОК-5 | способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, культурные, конфессиональные и иные различия, предупреждать и конструктивно разрешать конфликтные ситуации в процессе профессиональной деятельности |
ПК-12 | способностью к комплексному воздействию на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сфер, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека, осуществлять психологическое и педагогическое вмешательство с целью оказания индивиду, группе психологической помощи |
ПСК-4.1 | способность применять методологию сопровождения детей и подростков группы риска |
ПСК-4.3 | способность планировать и реализовывать программы системного пролонгированного сопровождения |
ПСК-4.5 | способность оказывать индивидуальную и групповую психологическую помощь детям и подросткам с девиантным поведением |
ПСК-4.6 | готовность разрабатывать и реализовывать программы профилактической работы по предотвращению девиантного поведения молодежи |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | понятие, цели, задачи, принципы организации и проведения социально-психологического тренинга как метода развития компетентности личности в общении, правила разработки программы СПТ, технические приемы и упражнения для решения различных задач СПТ в условиях оказания психологической помощи индивиду, различным группам и организациям. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | разрабатывать и реализовывать программу социально-психологического тренинга, направленного на развитие коммуникативной компетентности личности в условиях группового взаимодейстаия в условиях разных групп и решения разных практикоориентированных задач, принципами, приемами, процедурами организации, проведения, анализа результатов осуществления программы социально-психологического тренинга по предупреждению отклонений в социальном и личностном статусе, профессиональных деформаций, принципами, приемами, процедурами организации, проведения, анализа результатов осуществления программы социально-психологического тренинга по вопросам интерперсональных отношений, планирования карьеры, профессинального и личностного развития, профилактики психологического здоровья. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | креативными приемами, принципами, процедурами организации, правилами разработки программы социально-психологического тренинга, направленного на развитие коммуникативной компетентности личности в условиях группового взаимодейстаия, техническими приемами реализации программы тренинга на практике с учетом специфики тренинговой группы и характера решаемой задачи, опытом разработки программы социально-психологического тренинга в области интерперсональных отношений, планирования карьеры, профессинального и личностного развития, профилактики психологического здоровья. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Теоретические и методологические основы технологии социально-психологического тренинга | ||||||
1.1. | Понятие социально-психологического тренинга | Лекции | 4 | 0 | ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.5, ПСК-4.6 | Л2.1, Л1.1 |
1.2. | Социально-психологический тренинг как метод психологического воздействия | Практические | 4 | 0 | ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.5, ПСК-4.6 | Л2.1, Л1.1 |
1.3. | Теоретические и методологические основы социально-психологического тренинга | Сам. работа | 4 | 40 | ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.5, ПСК-4.6 | Л2.1, Л1.1 |
1.4. | Ведущие направления групповой работы, виды тренинговых групп. | Лекции | 4 | 0 | ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.5, ПСК-4.6 | Л2.1, Л1.1 |
1.5. | Ведущие направления групповой работы, виды тренинговых групп | Практические | 4 | 0 | ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.5, ПСК-4.6 | Л2.1, Л1.1 |
1.6. | Характеристика видов тренингвых групп | Сам. работа | 4 | 30 | ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.5, ПСК-4.6 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 2. Социально-психологический тренинг как метод развития компетентности в общении | ||||||
2.1. | Основная характеристика организационно-подготовительной, вводно-ознакомительной, диагностической и коррекционной фаз СПТ. | Практические | 4 | 0 | ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.5, ПСК-4.6 | Л2.1, Л1.1 |
2.2. | Структура социально-психологического тренинга | Лекции | 4 | 0 | ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.5, ПСК-4.6 | Л2.1, Л1.1 |
2.3. | Принципы организации и проведения социально-психологического тренинга | Лекции | 4 | 0 | ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.5, ПСК-4.6 | Л2.1, Л1.1 |
2.4. | Правила взаимодействия участников в группе. Принципы обучения в СПТ. | Практические | 4 | 0 | ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.5, ПСК-4.6 | Л2.1, Л1.1 |
2.5. | Эмоциональная сфера как аспект социально-психологического воздействия. Роль ведущего в тренинге. | Сам. работа | 4 | 30 | ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.5, ПСК-4.6 | Л2.1, Л1.1 |
2.6. | Модели тренинговой работы | Лекции | 4 | 0 | ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.5, ПСК-4.6 | Л2.1, Л1.1 |
2.7. | Модели тренинговой работы. Характеристика и критерии различия моделей тренинга. | Практические | 4 | 2 | ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.5, ПСК-4.6 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 3. Разработка программы социально-психологического тренинга | ||||||
3.1. | Основные принципы разработки программы социально-психологического тренинга | Лекции | 4 | 2 | ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.5, ПСК-4.6 | Л2.1, Л1.1 |
3.2. | Основные этапы составления программы социально-психологического тренинга, их характеристика.Разработка целевой и инструментальной составляющей программы тренинговой работы. | Практические | 4 | 2 | ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.5, ПСК-4.6 | Л2.1, Л1.1 |
3.3. | Разработка и экспертиза программы социально-психологического тренинга. | Лекции | 4 | 2 | ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.5, ПСК-4.6 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 4. Социально-психологической тренинг эффективной коммуникации | ||||||
4.1. | Демонстрационный социально-психологический тренинг | Практические | 4 | 0 | ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.5, ПСК-4.6 | Л2.1, Л1.1 |
4.2. | Разработка программы социально-психологического тренинга. | Сам. работа | 4 | 30 | ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.5, ПСК-4.6 | Л2.1, Л1.1 |
4.3. | Апрбация элементов тренинговой программы, разработанной студентами. | Практические | 4 | 2 | ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.5, ПСК-4.6 | Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложения |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. приложения |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложения |
Приложения |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Ральникова И.А. | Социально-психологический тренинг: | Изд-во Алт. гос. ун-та, 2016 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Н. Н. Васильев | Тренинг профессиональных коммуникаций в психологической практике: [учеб. пособие] | СПб.: Речь, 2007 | www.studmed.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | ЭБС университетская библиотека on-line. | www.biblioclub.ru | ||
Э2 | Электронно-библиотечная система издательства «Лань». | e.lanbook.com | ||
Э3 | Курс в Moodle Социально-психологический тренинг | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Мicrosoft Office Excel, Microsoft Office Word, MS PowerPoint Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
312Л | учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95 |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Методические рекомендации к самостоятельной работе. Самостоятельная работа обеспечивает подготовку студента к текущим аудиторным занятиям и контрольным мероприятиям по дисциплине. Результаты этой подготовки проявляются в активности студента на занятиях и в качестве выполненных заданий, предложенных в рамках текущего контроля. Самостоятельная работа может осуществляться в следующих формах: изучение лекционного материала, предусматривающее проработку конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников информации по изучаемой проблеме; изучение материала, вынесенного на самостоятельное изучение; подготовка к практическим занятиям; подготовка к тестовому контролю; подготовка к промежуточной аттестации. Подготовка к практическим занятиям. В рамках практических занятий реализуется проверка усвоения теоретического и практического материала. Для подготовки к практическим занятиям по конкретной теме необходимо разобраться в вопросах, предложенных для подготовки к практическому занятию по данной теме, уметь раскрыть основное содержание вопросов,персоналии,уметь приводить примеры. Для подготовки к практическому занятию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных. Работа с учебной и научной литературой в рамках самостоятельной работы. При работе с книгой необходимо научиться правильно ее читать, вести записи. Важно помнить, что рациональные навыки работы с книгой позволяют экономить время и повышают продуктивность. Правильный подбор учебников рекомендуется преподавателем, читающим лекционный курс. Необходимая литература указана в РПД по данному курсу.Самостоятельная работа с учебниками и книгами - это важнейшее условие формирования научного способа познания. Основные приемы можно свести к следующим: прочитанные книги, учебники следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты; следует выработать способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием научиться «читать медленно», когда понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать). Подготовка к тестам контроля знаний. Подготовка к тестированию требует от обучающихся тщательного изучения материала лекционных и практических занятий, по тематике которых проводится тест. Для подготовки к тестированию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных. |