МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Личность в системе социально-политических отношений

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.05.01. Педагогика и психология девиантного поведения
СпециализацияПсихолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_05_01_ПиПДП-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 96
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 96 96 96 96
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.пед.н., доцент, Петухова Е.А.

Рецензент(ы):
д.психол.н., заведующий кафедрой, Ральникова И.А.

Рабочая программа дисциплины
Личность в системе социально-политических отношений

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 44.05.01 ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016 г. № 1611)

составлена на основании учебного плана:
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова И.А., д.пс.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой Ральникова И.А., д.пс.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.получение студентами начального социолого-политического образования, приобретение способности рационально – критически осмысливать политические и социальные явления и процессы.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-3 способностью ориентироваться в политических и социальных процессах
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.объект, предмет, категории, структуру, функции социологии и политологии;
методологию и методы исследования;
основные этапы и направления развития социологической и политологической мысли, основные современные концепции и парадигмы;
понятие, сущность, структуру и типологию общества как социополитической системы;
специфику подхода к анализу личности.
3.2.Уметь:
3.2.1.уметь анализировать современные социальные и политические проблемы общества;
формулировать проблемы и гипотезы, строить объект и предмет социологического и политологического исследования
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками восприятия и анализа текстов, приемами ведения дискуссии и полемики, навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Социология как наука
1.1. Понятие социального. Объект и предмет социологии. Лекции 2 1 ОК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Особенности социологических методов исследования. Структура и уровни социологических знаний. Практические 2 1 ОК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Функции социологии Сам. работа 2 4 ОК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Общество как целостная социокультурная система
2.1. Понятие «общество». Основные признаки общества. Типология общества. Лекции 2 1 ОК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Гражданское общество Практические 2 1 ОК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.3. Социальные институты Сам. работа 2 4 ОК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Социально-классовая структура общества
3.1. Социальная структура и социальное неравенство. Социально-классовая структура и социальная стратификация. Лекции 2 2 ОК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.2. Средний класс и его роль в обществе. Маргиналы. Практические 2 1 ОК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.3. Социальная мобильность Сам. работа 2 4 ОК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Социальные общности
4.1. Этнические общности Практические 2 1 ОК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.2. Понятие «Социальная общность». Большие социальные общности Сам. работа 2 4 ОК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.3. Малые социальные группы Сам. работа 2 4 ОК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Личность – основной элемент общества
5.1. Социологическое понятие личности. Структура личности. Социальные статусы и социальные роли Сам. работа 2 4 ОК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
5.2. Социализация личности Сам. работа 2 4 ОК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
5.3. Самореализация личности Сам. работа 2 4 ОК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Социальное действие, взаимодействие и поведение
6.1. Социальное действие: понятие и сущность. Социальное взаимодействие. Социальное поведение Сам. работа 2 4 ОК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
6.2. Социальный контроль Сам. работа 2 4 ОК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
6.3. Девиантное поведение Сам. работа 2 4 ОК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 7. Социальные конфликты
7.1. Конфликт как социальный феномен общественной жизни. Сам. работа 2 4 ОК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
7.2. Субъекты и участники конфликта. Объект конфликта. Основные виды социальных конфликтов Сам. работа 2 4 ОК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
7.3. Основные стадии развития конфликта Сам. работа 2 4 ОК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 8. Политика. Политическая система общества
8.1. Понятие и структура политической системы. Функции политической системы. Сам. работа 2 4 ОК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
8.2. Типология политических систем. Сам. работа 2 4 ОК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
8.3. Политическая система России. Сам. работа 2 2 ОК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 9. Политические режимы
9.1. Понятие «политический режим». Сам. работа 2 2 ОК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
9.2. Тоталитарный режим. Авторитарный режим. Военный режим. Демократический режим. Сам. работа 2 2 ОК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
9.3. Тоталитарный режим. Авторитарный режим. Военный режим. Демократический режим. Сам. работа 2 2 ОК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 10. Государство
10.1. Понятие государства. Основные признаки государства. Устройство государства и формы правления Сам. работа 2 2 ОК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
10.2. Структура и формы территориального устройства государства Сам. работа 2 2 ОК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
10.3. Структура федеративного устройства России. Сам. работа 2 2 ОК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 11. Политические партии
11.1. Политическая партия: понятие, сущность. История возникновения партий. Функции политической партии. Сам. работа 2 2 ОК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
11.2. Партийные системы Сам. работа 2 2 ОК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
11.3. Российская партийная система. Сам. работа 2 2 ОК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 12. Политическая власть и властные отношения
12.1. Понятие, структура и сущность власти. Особенности политической власти. Легитимность политической власти. Соотношение законности и легитимности власти. Сам. работа 2 2 ОК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
12.2. Политическая власть и политическое господство. Принципы разделения власти Сам. работа 2 2 ОК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
12.3. Структура политической власти в России Сам. работа 2 2 ОК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 13. Политическое лидерство
13.1. Понятие и сущность лидерства. Типология политических лидеров. Теории лидерства Сам. работа 2 2 ОК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
13.2. Функции политического лидера. Лидер или вождь Сам. работа 2 2 ОК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
13.3. Политическое лидерство в России Сам. работа 2 2 ОК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
прилагается
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
прилагается
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гаджиев, К. С. Политология: учебное пособие для вузов Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/20BC0745-33F4-4C62-B5B5-FA9D276D4271
Л1.2 А. И. Кравченко Социология: , М. : Издательство Юрайт, 2018. — 384 с www.biblio-online.ru/book/271CD108-E337-49B4-95F8-FF0BA69B7C6D
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ответственный редактор: Семененко И.С. Идентичность : Личность, общество, политика: энциклопедическое издание: Москва: Весь Мир, 2017 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Личность в системе социально-политических отношений ЭБС Алтайского государственного университета-http://elibrary.asu.ru
Э2 Личность в системе социально-политических отношений Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
Э3 Личность в системе социально-политических отношений portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Word, MS Excel, MS PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации по проведению практических занятий
Практические занятия - один из видов практического обучения, имеющий целью закрепление теоретических знаний и формирование практических умений и навыков.
Практические занятия способствуют более глубокому пониманию теоретического материала учебного курса, а также развитию, формированию и становлению различных уровней составляющих профессиональной компетентности студентов, пониманию межпредметных связей.
В процессе практического занятия студенты обсуждают поставленные вопросы под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала. Выполнение студентами практических занятий направлено на:
• обобщение, систематизацию, углубление теоретических знаний;
• формирование умений применять полученные знания в практической деятельности;
• развитие аналитических, проектировочных, конструктивных умений;
• выработку самостоятельности, ответственности, точности и творческой инициативы.оставляющие образования
формируются именно в процессе самостоятельной работы студентов.

Самостоятельная учебная деятельность студентов направлена на:
- расширение и углубление профессиональных знаний по отдельным темам;
- усвоение умений и навыков практической работы;
- развитие умений самопознания и саморазвития.
Для развития познавательной функции студентов, осмысленного усвоения знаний и понимания сущности понятий, теоретических положений и их связи и эмпирическими фактами используются следующие виды заданий:
- формулирование отдельных мыслей текста в другой стилистической и синтаксической формах;
- формулирование резюме по прочитанному материалу;
- составление опорной графической схемы с текстовыми пояснениями;
- составление краткого конспекта текста.