Закреплена за кафедрой | Кафедра социальной психологии и педагогического образования |
---|---|
Направление подготовки | 44.05.01. Педагогика и психология девиантного поведения |
Специализация | Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z44_05_01_ПиПДП-2020 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 1 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 2 | 2 | 2 | 2 |
Практические | 4 | 4 | 4 | 4 |
Сам. работа | 93 | 93 | 93 | 93 |
Часы на контроль | 9 | 9 | 9 | 9 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования
Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна, д.психол.н., профессор
1.1. | Целью преподавания учебной дисциплины является подготовить студентов к профессиональной деятельности в социально-педагогической сфере, вооружить их специальными знаниями, умениями и навыками в области организации педагогически направленной досуговой деятельности, сформировать культуру досугового общения, помочь осознать роль досуга как важного культурно-воспитательного явления, дать навыки анализа практического опыта и поиска инновационных решений проблем культурного досуга, самостоятельной работы над опорными источниками, документами и публикациями. Основными задачами дисциплины являются: - обеспечение единства теории и практики подготовки студентов к организации досуга детей и подростков; - закрепление теоретических знаний студентов и применение их при организации досуга детей и подростков; - овладение разнообразными формами и методами организации досуга детей и подростков; - содействие овладению студентами умениями анализировать, проектировать, оценивать и корректировать процесс досуга детей и подростков; - развитие психолого-педагогического мышления, способности к самостоятельному осмыслению теоретических и прикладных аспектов современного образования; - создание условий для становления личности педагога как профессионала и как человека культуры, обладающего развитым интеллектом, культурой научного и гуманитарного мышления, устойчивой ценностной ориентацией на творческую самореализацию и саморазвитие в образовательном пространстве |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОПК-1 | способностью использовать закономерности и методы педагогики и психологии в профессиональной деятельности |
ПК-11 | способностью осуществлять психолого-педагогическое консультирование, разрабатывать модели психолого-педагогической диагностики проблем лиц, нуждающихся в коррекционных воздействиях, разрабатывать, выбирать, реализовывать и оценивать эффективность форм, методов коррекционных мероприятий, программ психолого-педагогической помощи и поддержки лиц, склонных к девиантному поведению, социально-психологической реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание, их адаптации к среде пенитенциарного учреждения или специального учебно-воспитательного учреждения |
ПК-12 | способностью к комплексному воздействию на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сфер, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека, осуществлять психологическое и педагогическое вмешательство с целью оказания индивиду, группе психологической помощи |
ПСК-4.3 | способность планировать и реализовывать программы системного пролонгированного сопровождения |
ПСК-4.6 | готовность разрабатывать и реализовывать программы профилактической работы по предотвращению девиантного поведения молодежи |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | сущность и функции досуговой деятельности в социализации современного человека; специфику становления и функционирования досуговых социальных институтов в различные исторические периоды, их роль в социализации детей и подростков; систему и организационно-правовое регулирование организации досуга и отдыха детей, подростков и молодежи в России, ее традиции, принципы, механизмы функционирования, проблемы; основные принципы, формы, методы и технологии организации досуга и отдыха детей и подростков с учетом их социально- и психолого-педагогических характеристик и специфики различных социальных институтов; возможности досуговой деятельности в организации профилактической и коррекционной работы с детьми и подростками с отклоняющимся (девиантным) поведением. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | использовать средства культурно-досуговой деятельности для коррекции воздействий (усиления позитивных, нейтрализации или переключения негативных), оказываемых на детей и подростков со стороны семьи, группы сверстников, воспитательных организаций, социума в целом; создавать условия для позитивных самореализации и самоутверждения детей и подростков, проявления и развития их творческого потенциала в культурно-досуговой деятельности; разрабатывать и реализовывать совместные с социальными партнерами планы и программы культурнодосуговой деятельности детей и подростков с учетом их социально- и психолого-педагогических характеристик, этнокультурных традиций и воспитательного потенциала региона и микросоциума, сложившихся муниципальных и локальных воспитательных систем, осуществлять мониторинг их эффективности в профилактике и коррекции девиантного поведения; разрабатывать рекомендации и вносить предложения по оптимизации управления развитием досуговой культуры детей и взрослых, консультировать педагогов, руководителей, родителей по вопросам организации детского и семейного досуга и отдыха. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | владеет способами и формами организации продуктивного досуга как средства профилактики и коррекции девиантного поведения детей и подростков; навыками разработки содержательного и технологического обеспечения организации детского и семейного досуга и отдыха с целью профилактики девиантного поведения детей и подростков; способами и приемами изучения и интеграции воспитательных возможностей семьи, образовательных и социальных учреждений, социума для успешной социализации и реабилитации детей и подростков с отклоняющимся поведением; технологиями социально-педагогического проектирования программ развития культуры детского, молодежного и семейного досуга и отдыха; навыками выявления, формулировки и решения во взаимодействии с различными партнерами возникающих в организации досуга и отдыха детей, подростков и молодежи проблем. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Методологические основы досуговой деятельности | ||||||
1.1. | Понятие досуга, свободного времени. Определение функций, задач и особенности досуга. Досуговая деятельность | Лекции | 1 | 1 | ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.6 | Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.1 |
1.2. | Основные структурные компоненты времени. Понятие свободной деятельности. Свобода и досуг. | Практические | 1 | 1 | ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.6 | Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.1 |
1.3. | Специфические особенности досуга. Педагогический процесс в сфере досуга. Уровни досуга. Понятие предмета педагогики досуга | Практические | 1 | 1 | ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.6 | Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.1 |
1.4. | Культурно-досуговая деятельность: сущность и основные понятия.Технология и методика культурно-досуговой деятельности. | Практические | 1 | 1 | ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.6 | Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.1 |
1.5. | Педагогические технологии активного отдыха детей и подростков. | Сам. работа | 1 | 3 | ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.6 | Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.1 |
1.6. | Социально-педагогическое обоснование досуговой деятельности. Направления и формы досуговой деятельности | Лекции | 1 | 1 | ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.6 | Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.1 |
1.7. | Народные традиции в организации досуговой деятельности.Подготовка презентаций "Исторические формы досуга". | Сам. работа | 1 | 3 | ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.6 | Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.1 |
1.8. | Составление диаграммы "Распределение свободного, рабочего, нерабочего времени". | Сам. работа | 1 | 3 | ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.6 | Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.1 |
1.9. | Разработка плана - конспекта народного праздника. | Сам. работа | 1 | 3 | ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.6 | Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.1 |
Раздел 2. Учреждения, специализирующиеся на организации досуговой | ||||||
2.1. | Понятие инфраструктуры досуга. Основные элементы структуры досуга. | Сам. работа | 1 | 3 | ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.6 | Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.1 |
2.2. | Досуг детей и подростков как социально-педагогическая проблема. Понятийно-терминологическое занятие как средство развития умений осваивать теоретическую информацию по организации досуговой деятельности детей и подростков. | Сам. работа | 1 | 3 | ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.6 | Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.1 |
2.3. | Парки как социальные институты досуга. Виды парков и их роль в организации досуга. | Практические | 1 | 1 | ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.6 | Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.1 |
2.4. | Музеи и библиотеки как составляющая инфраструктуры досуга. Инфраструктура учреждений досуга спортивного характера. | Сам. работа | 1 | 3 | ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.6 | Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.1 |
2.5. | Досуг детей и подростков как социально-педагогическая проблема. Понятийно-терминологическое занятие как средство развития умений осваивать теоретическую информацию по организации досуговой деятельности детей и подростков. Презентация докладов и индивидуальных и групповых разработок. | Сам. работа | 1 | 4 | ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.6 | Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.1 |
2.6. | Инфраструктура досуга в городе, поселке. Школа как досуговый центр. Дворовые клубы; социально-педагогические комплексы, Дома творчества, студии, театры, молодежные объединения. Особенности организации детского досуга в микрорайоне. | Сам. работа | 1 | 4 | ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.6 | Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.1 |
2.7. | Составление таблицы "Функции досуга" | Сам. работа | 1 | 4 | ОПК-1, ПК-11, ПК-12 | Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.1 |
Раздел 3. Игра в структуре досуга. | ||||||
3.1. | Значение игры для психического развития и формирования личности детей и подростков. Условия возникновения и функции игры в психическом развитии детей и подростков | Сам. работа | 1 | 4 | ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.6 | Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.1 |
3.2. | Игра в структуре культурно – досуговых мероприятий. Педагогический эффект игры. Классификация игр по видам. Требования, предъявляемые к правилам игры. | Сам. работа | 1 | 4 | ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.6 | Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.1 |
3.3. | Организация игровой деятельности детей и подростков на досуге.Педагогическая ценность ролевых игр. | Сам. работа | 1 | 4 | ОПК-1, ПК-11, ПК-12 | Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.1 |
3.4. | Развивающие возможности настольных интеллектуальных игр. | Сам. работа | 1 | 2 | ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.6 | Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.1 |
3.5. | Концептуальные основы игровых досуговых технологий детей и подростков. Игровые досуговые технологии детей и подростков и их возможности. Интеллектуально-творческие формы работы по организации детского досуга. Педагогические технологии эколого-краеведческой работы с детьми и подростками во внеурочное время. | Сам. работа | 1 | 4 | ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.6 | Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.1 |
3.6. | плана - конспекта проведения творческой мастерской. | Сам. работа | 1 | 4 | ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.6 | Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.1 |
3.7. | Составление таблицы "Классификации игр". Составление аналитической справки "Развивающие возможности настольных интеллектуальных игр". | Сам. работа | 1 | 4 | ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.6 | Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.1 |
3.8. | Подбор игр для "Игротеки" с детьми младшего школьного возраста. | Сам. работа | 1 | 4 | ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.6 | Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.1 |
Раздел 4. Культура семейного досуга. | ||||||
4.1. | Особенности современного воспитания в семье. Значение совместной деятельности с родителями для ребёнка | Сам. работа | 1 | 4 | ОПК-1, ПК-11, ПК-12 | Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.1 |
4.2. | Организация совместного досуга с ребёнком. Культура семейного досуга. | Сам. работа | 1 | 2 | ОПК-1, ПК-11, ПК-12 | Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.1 |
4.3. | Проблема повышения досуговой квалификации родителей как воспитателей и организаторов. | Сам. работа | 1 | 4 | ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.6 | Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.1 |
4.4. | Межличностное общение родителей и детей как важнейший аспект в культуре семейного досуга. | Сам. работа | 1 | 4 | ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.6 | Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.1 |
4.5. | Составление таблицы «Формы семейного отдыха» | Сам. работа | 1 | 4 | ОПК-1, ПК-11, ПК-12 | Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.1 |
4.6. | Написание тезисов по теме «Причины разобщенности членов современной семьи». | Сам. работа | 1 | 4 | ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.6 | Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.1 |
4.7. | Подготовка видеоматериалов для проведения "Домашнеего кинозала" | Сам. работа | 1 | 4 | ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.6 | Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.1 |
4.8. | Разработка памятки для родителей по развитию интересов своих детей. | Сам. работа | 1 | 4 | ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.6 | Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. Приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. Приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. Приложение |
Приложения |
Приложение 1.
ФОС_ 44.05.01 орг. досуга дет и под..doc
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | А.В. Каменец, И.А. Урмина, Г.В. Заярская | Основы культурно-досуговой деятельности: учебник для академического бакалавриата | М.: Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/B19B1692-CC74-4024-8ED2-0F7C4EF41DB7 |
Л1.2 | Бочарова Н.И., Тихонова О.Г. | МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ. ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСУГА ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для СПО: Гриф УМО СПО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.3 | Каменец А. В., Урмина И. А., Заярская Г. В. ; под науч. ред. Каменца А.В. | ОСНОВЫ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Гунина Н. А., Шеленкова И. В., Шиповская А. А. | Компьютер для работы и досуга: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | Издательство ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2012 | biblioclub.ru |
Л2.2 | Хайретдинова О. А. | Организация досуга туристов: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | Уфимский государственный университет экономики и сервиса, 2015 | biblioclub.ru |
Л2.3 | Бурмистрова Е.В. | МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для СПО: Гриф УМО СПО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.4 | Мандель Б. Р. | Интеллектуальная игра и образование: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | Директ-Медиа, 2017 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | – университетская библиотека on-line. | www.biblioclub.ru | ||
Э2 | – электронно-библиотечная система издательства «Лань». | e.lanbook.com | ||
Э3 | курс в Moodle Организация доуга детей и подростков | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); 2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); 3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); 5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); 6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); 7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); 8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); 9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); 10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); 11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); 12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) 4.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Для полноценного успешного освоения материала студентам рекомендуется: 1. Посещение лекционных занятиях семестра. Так как лекции являются одним из важнейших видов учебных занятий и составляют фундамент теоретической подготовки обучаемых по данной дисциплине. Цель лекций - дать обучаемым основу теоретических знаний по дисциплине, на базе которых в последующем вырабатываются умения и навыки, сконцентрировать у них внимание на наиболее сложных и узловых вопросах, стимулировать их самостоятельную активную познавательную деятельность. 2. Обязательное посещение всех практических занятий, поскольку на них будут озвучиваться основные принципы анализа материала для подготовки к выполнению практических заданий, докладов; они будут проходить в форме деловых игр, дискуссий, проблемных занятий, пресс-конференций. На практических занятиях активно участвуйте в обсуждении. 3. В процессе подготовки домашних заданий по дисциплине «Организация досуга детей и подростков» придерживайтесь следующих общих рекомендаций. a. осмысливайте предлагаемый материал лекций и практических занятий; b. сосредотачивайтесь на понимании смысла научных понятий, в противовес автоматическому заучиванию; c. тренируйтесь рассказывать и объяснять подготовленный материал без обращения к зачитыванию материала из учебников, конспектов лекций и т.д. d. изучайте материал из всех рекомендуемых литературных источников, e. составляйте терминологический словарь и анализируйте интернет-ресурсы по темам раздела. 4. При подготовке к практическим занятиям следует При не только знакомиться с основной литературой, но и активно читать дополнительную литературу по проблеме, а также по результатам работы с литературой подготовить тематические доклады и выступления на пресс-конференциях и дискуссиях, для организации взаимодействия в разных социальных ситуациях учебного процесса. 5. Активное участие в различных формах проведения практических занятий, а именно: в экспериментировании, проигрывании позиций в практических ситуациях с последующим их анализом, кейсовых упражнениях. 6. Доклад – оценочное средство, позволяющее оценить рефлексивный процесс, умения студента осознавать и анализировать теоретический материал. 7. Условиями допуска к итоговой аттестации по дисциплине являются обязательное посещение семинаров, выполнение практических заданий, тестирование |