Закреплена за кафедрой | Кафедра социальной психологии и педагогического образования |
---|---|
Направление подготовки | 44.05.01. Педагогика и психология девиантного поведения |
Специализация | Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z44_05_01_ПиПДП-2020 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 2 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 6 | 6 | 6 | 6 |
Сам. работа | 89 | 89 | 89 | 89 |
Часы на контроль | 9 | 9 | 9 | 9 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования
Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна
1.1. | Подготовка выпускников к использованию в профессиональной деятельности знаний проблемы социальных отклонений и представлений о различных видах девиаций, анализа современных тенденций отклоняющегося поведения в социуме, основ диагностики, профилактики и коррекции девиантного поведения. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОПК-1 | способностью использовать закономерности и методы педагогики и психологии в профессиональной деятельности |
ПК-9 | способностью выделять лиц группы риска, осуществлять психолого-педагогическую диагностику несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание в пенитенциарных учреждениях или содержащихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением |
ПК-10 | способностью устанавливать причины отклоняющегося поведения личности, причины кризиса, в котором оказался ребенок (подросток), причины социального неблагополучия семьи, изучать личностные особенности и социально-бытовые условия жизни детей, семьи и социального окружения, выявлять позитивные и негативные влияния на ребенка (подростка), а также различного рода проблемы в развитии личности и межличностных взаимоотношениях |
ПК-11 | способностью осуществлять психолого-педагогическое консультирование, разрабатывать модели психолого-педагогической диагностики проблем лиц, нуждающихся в коррекционных воздействиях, разрабатывать, выбирать, реализовывать и оценивать эффективность форм, методов коррекционных мероприятий, программ психолого-педагогической помощи и поддержки лиц, склонных к девиантному поведению, социально-психологической реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание, их адаптации к среде пенитенциарного учреждения или специального учебно-воспитательного учреждения |
ПК-12 | способностью к комплексному воздействию на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сфер, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека, осуществлять психологическое и педагогическое вмешательство с целью оказания индивиду, группе психологической помощи |
ПК-35 | способностью обрабатывать, анализировать и систематизировать научную информацию, отечественный и зарубежный опыт по теме научного исследования |
ПСК-4.1 | способность применять методологию сопровождения детей и подростков группы риска |
ПСК-4.2 | способность проводить динамическую диагностику психосоциальных проблем и отклонений развития, признаков семейной дисфункции, жестокого обращения и насилия |
ПСК-4.3 | способность планировать и реализовывать программы системного пролонгированного сопровождения |
ПСК-4.4 | способность проводить психологическое просвещение специалистов смежных профилей, а так же других лиц, участвующих в процессе сопровождения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | психологические феномены, категории, методы изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики с позиций существующих в отечественной и зарубежной науке подходов;возрастные особенности детей и подростков; основные подходы к психологическому воздействию на индивида, группы и сообщества |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | прогнозировать изменения и динамику уровня развития и функционирования различных составляющих психики в норме и при психических отклонениях; профессионально воздействовать на уровень развития и особенности познавательной и личностной сферы с целью гармонизации психического функционирования человека; помогать индивидам и группам переживать кризисные ситуации; сотрудничать со специалистами другого профиля; |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | основными приемами диагностики, профилактики, экспертизы, коррекции психологических свойств и состояний индивидов и групп; методиками диагностики детей и подростков с отклоняющимися формами поведения; приемами коррекционной работы с детьми, подростками; приемами коррекционной работы с семьей; приемами консультативной работы. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Методология и методы исследования психологии девиантного поведения | ||||||
1.1. | Предмет и задачи психологии девиантного поведения | Лекции | 2 | 2 | ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-35, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
1.2. | Методологические подходы исследования сущности девиантного поведения | Практические | 2 | 2 | ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-35, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
1.3. | Взаимосвязь психологии девиантного поведения с другими науками | Практические | 2 | 2 | ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-35, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
1.4. | Методы исследования психологии девиантного поведения | Сам. работа | 2 | 6 | ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-35, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
1.5. | Психология социальной нормы | Сам. работа | 2 | 6 | ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-35, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
1.6. | Деонтологические аспекты психологии девиантного поведения | Сам. работа | 2 | 4 | ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-35, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
1.7. | Психологические структуры личности | Сам. работа | 2 | 4 | ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-35, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
1.8. | Девиантологические структуры личности | Сам. работа | 2 | 4 | ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-35, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
1.9. | Современные типологии девиантного поведения | Сам. работа | 2 | 4 | ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-35, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
Раздел 2. Феноменология девиантного поведения | ||||||
2.1. | Психология конфликта | Лекции | 2 | 2 | ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-35, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
2.2. | Деструктивное поведение | Практические | 2 | 2 | ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-35, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
2.3. | Криминальная девиантность подростково-молодежных субкультур | Сам. работа | 2 | 4 | ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-35, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
2.4. | Агрессия. Фрустрация. Депривация | Сам. работа | 2 | 4 | ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-35, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
2.5. | Психология социального риска | Сам. работа | 2 | 4 | ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-35, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
2.6. | Психология харассмента | Сам. работа | 2 | 6 | ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-35, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
2.7. | Брутальность в эпоху постмодерна | Сам. работа | 2 | 6 | ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-35, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
2.8. | Зависть как психологический маркер девиантологического ресурса личности | Сам. работа | 2 | 6 | ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-35, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
2.9. | Виктимная социализация личности (девиантологический подход) | Сам. работа | 2 | 6 | ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-35, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
2.10. | Девиантология хамства | Сам. работа | 2 | 6 | ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-35, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
2.11. | Прокрастинация: девиантологический контекст проблемы | Сам. работа | 2 | 4 | ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-35, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
2.12. | Девиантный имидж личности подростка | Сам. работа | 2 | 3 | ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-35, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
2.13. | Эпатаж и манипуляция | Сам. работа | 2 | 2 | ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-35, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
2.14. | Творчество как позитивная девиантность | Сам. работа | 2 | 2 | ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-35, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
2.15. | Девиантология терроризма и экстремизма | Сам. работа | 2 | 4 | ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-35, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
2.16. | Пенитенциарная психология | Сам. работа | 2 | 4 | ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-35, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
прилагается |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
прилагается |
Приложения |
Приложение 1.
ФОС Психология девиантного поведения ПСД 20.docx
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Клейберг Ю.А. | ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ 5-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для вузов: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | В. Д. Менделевич | Психология девиантного поведения: учеб. пособие для вузов | СПб.: Речь, 2005 | |
Л2.2 | Гилева Н. С. | Психология девиантного поведения: учебно-методическое пособие: | , 2012 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Психология девиантного поведения | Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) | ||
Э2 | Психология девиантного поведения | ЭБС Алтайского государственного университета-http://elibrary.asu.ru | ||
Э3 | Психология девиантного поведения | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); 2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); 3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); 5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); 6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); 7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); 8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); 9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); 10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); 11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); 12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Методические рекомендации по проведению практических занятий Практические занятия - один из видов практического обучения, имеющий целью закрепление теоретических знаний и формирование практических умений и навыков. Практические занятия способствуют более глубокому пониманию теоретического материала учебного курса, а также развитию, формированию и становлению различных уровней составляющих профессиональной компетентности студентов, пониманию межпредметных связей. В процессе практического занятия студенты обсуждают поставленные вопросы под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала. Выполнение студентами практических занятий направлено на: • обобщение, систематизацию, углубление теоретических знаний; • формирование умений применять полученные знания в практической деятельности; • развитие аналитических, проектировочных, конструктивных умений; • выработку самостоятельности, ответственности, точности и творческой инициативы.оставляющие образования формируются именно в процессе самостоятельной работы студентов. Самостоятельная учебная деятельность студентов направлена на: - расширение и углубление профессиональных знаний по отдельным темам; - усвоение умений и навыков практической работы; - развитие умений самопознания и саморазвития. Для развития познавательной функции студентов, осмысленного усвоения знаний и понимания сущности понятий, теоретических положений и их связи и эмпирическими фактами используются следующие виды заданий: - формулирование отдельных мыслей текста в другой стилистической и синтаксической формах; - формулирование резюме по прочитанному материалу; - составление опорной графической схемы с текстовыми пояснениями; - составление краткого конспекта текста. |