Закреплена за кафедрой | Кафедра социальной психологии и педагогического образования |
---|---|
Направление подготовки | 44.05.01. Педагогика и психология девиантного поведения |
Специализация | Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z44_05_01_ПиПДП-2020 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 4 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 4 | 4 | 4 | 4 |
Сам. работа | 91 | 91 | 91 | 91 |
Часы на контроль | 9 | 9 | 9 | 9 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования
Протокол от 23.05.2022 г. № 9
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна, д.психол.н., профессор
1.1. | Целью освоения учебной дисциплины является формирование у будущих специалистов основ культуры этического взаимодействия с детьми, их родителями и коллегами, овладение основами этики партнерских взаимоотношений и служебного этикета. Формирование представлений об этических нормах, принципах профессиональной деятельности психолога. Основными задачами дисциплины являются: -ознакомление с профессионально значимыми ценностями психолого-педагогической работы с учетом исторического и логического подходов; -ознакомление с этическим кодексом и профессионально –этическими требованиями к профессиограмме психолого-педагогического работника; -диагностика и развитие личностно-нравственных качеств, рассмотрение вопроса профессиональной пригодности в контексте философских понятий о морали и нравственности; -подготовка студента к реализации на практике стиля милосердной работы и гуманного взаимодействия с людьми, испытывающим социальные трудности и нуждающимся в психолого-педагогической поддержке; -подготовка к работе с «клиентом –конфликтоносителем» с учетом этики профессионального поведения; -получение навыков сохранения «профессионального здоровья» как одного из условий этического поведения в профессиональной деятельности;-овладение основами этики партнерских взаимоотношений и служебного э |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОК-4 | способностью выполнять профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета |
ПК-11 | способностью осуществлять психолого-педагогическое консультирование, разрабатывать модели психолого-педагогической диагностики проблем лиц, нуждающихся в коррекционных воздействиях, разрабатывать, выбирать, реализовывать и оценивать эффективность форм, методов коррекционных мероприятий, программ психолого-педагогической помощи и поддержки лиц, склонных к девиантному поведению, социально-психологической реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание, их адаптации к среде пенитенциарного учреждения или специального учебно-воспитательного учреждения |
ПК-12 | способностью к комплексному воздействию на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сфер, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека, осуществлять психологическое и педагогическое вмешательство с целью оказания индивиду, группе психологической помощи |
ПСК-4.1 | способность применять методологию сопровождения детей и подростков группы риска |
ПСК-4.3 | способность планировать и реализовывать программы системного пролонгированного сопровождения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | специфику и значение профессиональной этики психолога; содержание и особенности профессиональной этики; особенности формирования индивидуального стиля профессиональной деятельности на основе знания нормативно -одобренного способа деятельности; нормы профессиональной этики; современные закономерности и методы психологической науки в решении профессиональных задач; этапы профессионального развития и их содержательные характеристики; правовые и организационные основы психологопедагогической и комплексной системной помощи детям и подросткам «группы риска»; основные технологии психологического воздействия на развитие личности; содержание и особенности профессиональной этики и служебного этикета специалиста; принципы и методы делового взаимодействия. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | ориентироваться в предметной области науки этика; соблюдать правила служебного этикета и профессиональной этики в профессиональной деятельности; прогнозировать, анализировать и оценивать психологические условия профессиональной деятельности практического психолога; оценивать факты и явления профессиональной деятельности с нравственной точки зрения; профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета; осуществлять с позиции этики и морали выбор норм поведения в конкретных служебных ситуациях; проводить нормативно-правовой и этический анализ профессиональной деятельности и соотносить нормативно одобренный и субъективно принятый способ деятельности с точки зрения нормативно- правовой и этической стороны организации профессиональной деятельности; планировать и проводить исследование профессиональной деятельности; проводить комплексный анализ профессиональной деятельности с нормативно-правовых и этических принципов ее организации |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | методами обработки и анализа данных; интерпретации результатов исследований в области психологии; навыками оценки своих поступков и поступков, окружающих с точки зрения норм этики и морали; навыками позитивного взаимодействия в процессе профессиональной деятельности; принципами соотнесения способа деятельности с нормативно-правовым и этическим полем; планированием практико-ориентированного исследования с учетом нормативно-правовых и этических проблем в работе психолога; методологией и методами создания социальной и образовательной поддержки и среды для детей и подростков группы риска; принципами соотнесения способа деятельности с нормативно-правовым и этическим полем. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Этические основы профессиональной деятельности психолога | ||||||
1.1. | Этические принципы в психологическом консультироании. | Лекции | 4 | 1 | ОК-4, ПК-11 | Л2.2, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Этические принципы психодиагностического обследования. | Лекции | 4 | 1 | ОК-4, ПК-11 | Л2.2, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Профессиональная этика – теория и мораль профессионалов. | Сам. работа | 4 | 4 | ОК-4, ПК-11 | Л2.2, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л2.1 |
1.4. | Этические принципы в психологическом консультироании.Требования к морально - этическим качествам психолога | Сам. работа | 4 | 6 | ОК-4, ПК-11 | Л2.2, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л2.1 |
1.5. | Этические принципы психодиагностического обследования.Этические и нормативно – правовые основы деятельности психолога. | Сам. работа | 4 | 6 | ОК-4, ПК-11 | Л2.2, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л2.1 |
1.6. | Этические аспекты построения взаимоотношений с разными группами клиентов. | Сам. работа | 4 | 4 | ОК-4, ПК-11 | Л2.2, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л2.1 |
1.7. | Основные уровни рассмотрения этических проблем.Моральный уровень регуляции профессиональной деятельности психолога.Нравстенный уровень регуляции деятельности психолога. | Сам. работа | 4 | 6 | ОК-4, ПК-11 | Л2.2, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л2.1 |
1.8. | Общие этические принципы психодиагностического обследования.Требования к разработчикам тестов. Требования к психологу - пользователю. Требования к специалистам - непсихологам. | Сам. работа | 4 | 8 | ОК-4, ПК-11 | Л2.2, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л2.1 |
1.9. | Профессионализм как нравственная черта личности | Сам. работа | 4 | 3 | ОК-4, ПК-11 | Л2.2, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л2.1 |
1.10. | Виды профессиональной этики. Понятие профессиональной этики и ее место в системе универсальной этики | Сам. работа | 4 | 4 | ПК-11 | Л2.2, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л2.1 |
1.11. | Требования к разработчикам тестов | Сам. работа | 4 | 4 | ОК-4, ПК-11 | Л2.2, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л2.1 |
1.12. | Требования к специалистам - непсихологам | Сам. работа | 4 | 4 | ОК-4, ПК-11 | Л2.2, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. Служебный этикет психолога. | ||||||
2.1. | Сущность служебного этикета. Этика форм делового общения: приветствия, представления, обращения. | Лекции | 4 | 1 | ОК-4, ПК-11 | Л2.2, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л2.1 |
2.2. | Стиль делового речевого воздействия и этикет. Дикция, скорость и ритм речи. Эмоциональное сопровождение. Особенности публичного выступления и требования к нему. | Лекции | 4 | 1 | ОК-4, ПК-11 | Л2.2, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л2.1 |
2.3. | Конфликты в деловой сфере. Природа и причины конфликтов.Типология конфликтов. Разрешение конфликтов. | Практические | 4 | 1 | ОК-4, ПК-11 | Л2.2, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л2.1 |
2.4. | Этикет деловых подарков и сувениров. Этикет в культуре внешности. Одежда для мужчин. Одежда для женщин. Аксессуары. | Практические | 4 | 1 | ОК-4, ПК-11 | Л2.2, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л2.1 |
2.5. | Особенности телефонного общения. Стадии и элементы телефонного разговора. Этические правила подготовки и ведения телефонного разговора. Правила поведения в ситуациях: «Звонят Вам», «Звоните Вы». | Практические | 4 | 1 | ОК-4, ПК-11 | Л2.2, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л2.1 |
2.6. | Вербальные средства в деловой коммуникации. Правила вербального этикета. Невербальные средства в деловой коммуникации. | Сам. работа | 4 | 4 | ОК-4, ПК-11 | Л2.2, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л2.1 |
2.7. | Правила составления резюме. Визитки. | Практические | 4 | 1 | ОК-4, ПК-11 | Л2.2, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л2.1 |
2.8. | Правила ведения деловой беседы. Национальные особенности делового общения. Деловой протокол: сущность, характеристика, значение. | Сам. работа | 4 | 6 | ОК-4, ПК-11 | Л2.2, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л2.1 |
2.9. | Роль этики в деловом общении. Особенности общения в коллективе «по горизонтали». Особенности общения «по вертикали». | Сам. работа | 4 | 6 | ОК-4, ПК-11 | Л2.2, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л2.1 |
2.10. | Особенности взаимоотношений с родителями детей и подростков | Сам. работа | 4 | 4 | ОК-4, ПК-11 | Л2.2, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л2.1 |
2.11. | Деловой протокол: сущность, характеристика, значение | Сам. работа | 4 | 4 | ОК-4, ПК-11 | Л2.2, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л2.1 |
2.12. | Особенности построения взаимоотношений с дошкольниками, со школьниками, студентами, воситанниками детских домов и школ - интернатов, с детьми - инвалидами | Сам. работа | 4 | 6 | ОК-4, ПК-11 | Л2.2, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л2.1 |
2.13. | Особенности профессиональной этики во взаимоотношениях с разными категориями взрослых клиентов | Сам. работа | 4 | 4 | ОК-4, ПК-11 | Л2.2, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л2.1 |
2.14. | Особенности общения в коллективе «по горизонтали». Особенности общения «по вертикали». | Сам. работа | 4 | 4 | ОК-4, ПК-11 | Л2.2, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л2.1 |
2.15. | Моральный уровень регуляции профессиональной деятельности психолога. Нравственный уровень регуляции деятельности психолога. | Сам. работа | 4 | 4 | ОК-4, ПК-11 | Л2.2, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л2.1 |
2.16. | Экзамен | 4 | 9 | ОК-4, ПК-11 | Л2.2, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. Приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. Приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. Приложение |
Приложения |
Приложение 1.
ФОС Проф этика девиант.doc
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Афашагова А. А. | Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | Директ-Медиа, 2014 | biblioclub.ru |
Л1.2 | Протанская Е.С., Семенова С.В., Ходаковская О.В. | ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ПСИХОЛОГА. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Канке Алла Анатольевна | Профессиональная этика и психология делового общения: Учебное пособие | ФОРУМ, 2016 | znanium.com |
Л2.2 | Кошевая И.П., Канке А.А. | Профессиональная этика и психология делового общения: Учебное пособие | М.:ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, , 2016 | znanium.com |
Л2.3 | Загорская Л. М. | Профессиональная этика и этикет: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | НГТУ, 2012 | biblioclub.ru |
Л2.4 | Нестерова А.А., Суслова Т.Ф. | ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ПСИХОЛОГА. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | – университетская библиотека on-line. | www.biblioclub.ru | ||
Э2 | – электронно-библиотечная система издательства «Лань». | e.lanbook.com | ||
Э3 | курс в Moodle "Профессиональная этика и служебный этикет" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Мicrosoft Office Excel, Microsoft Office Word, MS PowerPoint Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) 4.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Для полноценного успешного освоения материала студентам рекомендуется: 1. Посещение лекционных занятиях семестра. Так как лекции являются одним из важнейших видов учебных занятий и составляют фундамент теоретической подготовки обучаемых по данной дисциплине. Цель лекций - дать обучаемым основу теоретических знаний по дисциплине, на базе которых в последующем вырабатываются умения и навыки, сконцентрировать у них внимание на наиболее сложных и узловых вопросах, стимулировать их самостоятельную активную познавательную деятельность. 2. Обязательное посещение всех практических занятий, поскольку на них будут озвучиваться основные принципы анализа материала для подготовки к выполнению практических заданий, докладов; они будут проходить в форме деловых игр, дискуссий, проблемных занятий, пресс-конференций. На практических занятиях активно участвуйте в обсуждении. 3. Активное участие в различных формах проведения практических занятий, а именно: в экспериментировании, проигрывании позиций в практических ситуациях с последующим их анализом, кейсовых упражнениях. 4. В процессе подготовки домашних заданий по дисциплине «Профессиональная этика и служебный этикет» придерживайтесь следующих общих рекомендаций. a. осмысливайте предлагаемый материал лекций и практических занятий; b. сосредотачивайтесь на понимании смысла научных понятий, в противовес автоматическому заучиванию; c. тренируйтесь рассказывать и объяснять подготовленный материал без обращения к зачитыванию материала из учебников, конспектов лекций и т.д. d. изучайте материал из всех рекомендуемых литературных источников, e. составляйте терминологический словарь и анализируйте интернет-ресурсы по темам раздела. 5. При подготовке к практическим занятиям следует не только знакомиться с основной литературой, но и активно читать дополнительную литературу по проблеме, а также по результатам работы с литературой подготовить тематические доклады и выступления на пресс-конференциях и дискуссиях, для организации взаимодействия в разных социальных ситуациях учебного процесса. 6. Доклад – оценочное средство, позволяющее оценить рефлексивный процесс, умения студента осознавать и анализировать теоретический материал. 7. Условиями допуска к итоговой аттестации по дисциплине являются обязательное посещение семинаров, выполнение практических заданий, тестирование |