МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История отечественной культуры

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки46.03.01. История
ПрофильИстория России и всеобщая история
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz46_03_01_История_ИРиВИ-2021
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 130
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 130 130 130 130
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
кин, доцент, Чекрыжова О.И.

Рецензент(ы):
кин, доцент, Колокольцева Н.Ю.

Рабочая программа дисциплины
История отечественной культуры

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 46.03.01 История (приказ Минобрнауки России от 08.10.2020 г. № 1291)

составлена на основании учебного плана:
46.03.01 История
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., проф. Демчик Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Демчик Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- формирование у студентов целостного представления об истории культуры России от времен формирования государства IX-X вв. и до XXI века;
- уяснение специфики отечественной культуры, основанной на взаимодействии множества культур народов, входящих на разный исторических этапах в ее состав, а так же особенности их взаимодействия в ходе истории страны;
- знакомство с важнейшими достижениями российской культуры, сформировавшимися в ходе исторического развития;
- в конечном итоге – формирование у студентов понимания культуры как совокупности исторически обусловленных способов смыслополагания и коммуникаций, конгломерата изменчивых, открытых систем, коллективных представлений, ценностей, символов, поведенческих практик, отражающих единство и многообразие страны в прошлом и настоящем

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3Способен анализировать и содержательно объяснять исторические явления и процессы в их экономических, социальных, политических и культурных измерениях;
ОПК-3.1 Знает историческую фактологию, включая ее экономические, социальные, политические и культурные аспекты
ОПК-3.2 Умеет выявлять и формулировать причинно-следственные связи исторических явлений и процессов в их экономических, социальных, политических и культурных измерениях
ОПК-3.3 Владеет навыками многомерного и содержательного анализа исторических явлений и процессов путем привлечения методов социально-экономических, культурологических наук и политологии
ПК-1Способен к проведению научно-исследовательской деятельности и грамотному оформлению ее результатов в рамках реконструкции исторического процесса
ПК-1.1 Знает содержание исторических дисциплин, методы и методологию исторических наук, основные этапы научной деятельности
ПК-1.2 Умеет ставить цели и задачи научно-исследовательской работы, определять круг исследовательских методов, необходимых для реализации поставленных исследовательских задач; формулировать ее результаты; работать с историческими источниками, реконструировать прошлое человеческой цивилизации на разных ее этапах
ПК-1.3 Владеет навыками применения знаний содержания исторических дисциплин в научно- исследовательской работе и исследовательских методов, избранных для реализации запланированного исследования
УК-5Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
УК-5.1 Знает основные подходы к изучению культурных явлений; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии во временной ретроспективе, формы межкультурного взаимодействия; особенности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира
УК-5.2 Применяет знания особенностей межкультурного взаимодействия в практической деятельности; критически осмысливает и формирует собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни с учетом их культурно- исторической обусловленности
УК-5.3 Владеет нормами взаимодействия и толерантного поведения в условиях культурного, религиозного, этнического, социального многообразия современного общества
УК-5.4 Владеет приемами презентации результатов собственных теоретических изысканий в области межкультурного взаимодействия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.• Основные этапы развития культуры России от времен формирования государства IX-X вв. и до XXI века;
• Основные достижения культуры России, внесшие существенный вклад в мировое культурное наследие;
• основные тенденции и закономерности исторического развития России и ее культуры в контексте всемирно-исторического процесса, вклад культуры России в мировое культурное наследие.
.
3.2.Уметь:
3.2.1.• Выявлять наиболее важные достижения российской культуры в различных областях;
• Анализировать основные этапы развития культуры России от времен формирования государства IX-X вв. и до XXI века.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.• Навыками составления характеристики культурного развития России в разные исторические периоды и оценивать ее вклад в развитие мировой цивилизации;
• Навыками сравнения основных тенденций и закономерностей исторического развития культуры России в контексте всемирно-исторического процесса

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Теория культуры.
1.1. Введение в курс «История отечественной культуры» Лекции 3 2 ПК-1.1, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.3, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Раздел 2. Культура Древней Руси
2.1. Культура Древней Руси Сам. работа 3 2 ПК-1.1, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.3, Л1.2, Л1.1
2.2. Традиции, обычаи и образ жизни в Древней Руси как составная часть культуры народа Сам. работа 3 2 ПК-1.1, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.3, Л1.2, Л1.1
2.3. Христианское искусство Киевской Руси (конец IX – первая треть XII вв.) Практические 3 2 ПК-1.1, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.3, Л1.2, Л1.1
2.4. Культура Древней Руси Сам. работа 3 10 ПК-1.1, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.3, Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Раздел 3. Русская культура второй половины XIII—XVI веков
3.1. Русская культура второй половины XIII—XVI веков Сам. работа 3 2 ПК-1.1, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.3, Л1.2, Л1.1
3.2. Музыка Древней Руси Сам. работа 3 2 ПК-1.1, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.3, Л1.2, Л1.1
3.3. Характерные черты русского православного сознания Сам. работа 3 2 ПК-1.1, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.3, Л1.2, Л1.1
3.4. Русская культура второй половины XIII—XVI веков Сам. работа 3 26 ПК-1.1, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.3, Л1.2, Л1.1
Раздел 4. Раздел 4. Русская культура XVII-XVIII веков
4.1. Русская культура XVII-XVIII веков Сам. работа 3 2 ПК-1.1, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.3, Л1.2, Л1.1
4.2. Русская культура XVIII в. Сам. работа 3 4 ПК-1.1, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.3, Л1.2, Л1.1
4.3. Русская культура XVII в. Влияние исторических, политических, социальных, экономических, демографических, лингвистических, этнических, религиозных факторов на культуру страны Сам. работа 3 20 ПК-1.1, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.3, Л1.2, Л1.1
Раздел 5. Раздел 5. XIX век. «Золотой век» русской культуры
5.1. XIX век. «Золотой век» русской культуры. Влияние исторических, политических, социальных, экономических, демографических, лингвистических, этнических, религиозных факторов на культуру страны Сам. работа 3 4 ПК-1.1, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.3, Л1.2, Л1.1
5.2. "Золотой век" русской литературы Сам. работа 3 6 ПК-1.1, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.3, Л1.2, Л1.1
5.3. Русская культура XIX века Сам. работа 3 20 ПК-1.1, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.3, Л1.2, Л1.1
Раздел 6. Раздел 6. Культура XX-XXI вв.
6.1. «Серебряный век» русской культуры (конец XIX – начало XX вв.) Сам. работа 3 2 ПК-1.1, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.3, Л1.2, Л1.1
6.2. "Серебряный век" русской литературы Практические 3 2 ПК-1.1, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.3, Л1.2, Л1.1
6.3. Российская культура советского периода (1917-1929 гг.) Сам. работа 3 2 ПК-1.1, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.3, Л1.2, Л1.1
6.4. Развитие русского кинематографа в конце XIX-XX веке Практические 3 2 ПК-1.1, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.3, Л1.2, Л1.1
6.5. Российская культура советского периода в 1929-1953 гг. Сам. работа 3 4 ПК-1.1, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.3, Л1.2, Л1.1
6.6. Российская культура XX века Сам. работа 3 20 ПК-1.1, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.3, Л1.2, Л1.1
6.7. Российская культура начала XXI века. Влияние политических, социальных, экономических, демографических, лингвистических, этнических, религиозных факторов на культуру страны Лекции 3 2 ПК-1.1, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.3, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины


ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1.
Собор Василия Блаженного:
а) это однокупольное сооружение;
б) это сложное, девятикупольное многоцветное сооружение;
в) это крестово-купольное сооружение с тремя главами;
г) это простое и строгое здание.
Ответ: б

Вопрос 2.
Искусство Киевской Руси – это развитие традиций:
а) романского искусства;
б) готического искусства;
в) искусства Византии.
Ответ: в

Вопрос 3.
В Древней Руси особенно активно развивалась:
а) скульптура;
б) мозаика;
в) иконопись
Ответ: в

Вопрос 4.
Изображение Христа – Пантократора в храме находится:
а) в центральной аспиде;
б) в главном куполе;
в) на столбе;
г) на парусах.
Ответ: б

Вопрос 5.
Успенский собор Московского кремля построил:
а) Алевиз Новый;
б) Симон Ушаков;
в) Аристотель Фиораванти.
Ответ: в

Вопрос 6.
В конце XVII в. русском искусстве появляется:
а) парсуна;
б) пейзаж;
в) бытовой жанр
Ответ: а

Вопрос 7.
В Новгороде был построен:
а) храм Покрова на Нерли;
б) церковь Вознесения в Коломенском;
в) церковь Спаса на Нередице;
г) Дмитриевский собор.
Ответ: в

Вопрос 8.
Завершение центрических сооружений (колоколен, башен, храмов, ворот) в виде четырехгранной пирамиды либо конуса, характерное для архитектуры XVI– XVII в в .,называется:
а) куполом;
б) шатром;
в) башней.
Ответ: б


Вопрос 9.
Главный собор Московского кремля XV в.:
а) Благовещенский;
б) Успенский;
в) Архангельский.
Ответ: б

Вопрос 10.
Икону «Донская Богоматерь» написал:
а) Андрей Рублев;
б) Феофан Грек;
в) Дионисий;
г) Симон Ушаков.
Ответ: б

Вопрос 11.
Придворным художником Петра Первого был:
а) А. Матвеев;
б) И. Никитин;
в) А. Антропов;
г) Ф. Рокотов.
Ответ: б

Вопрос 12.
А. Зубов был:
а) архитектором;
б) живописцем;
в) графиком;
г)скульптором.
Ответ: в

Вопрос 13.
В XVIII в. наиболее активно развивался такой жанр изобразительного искусства, как:
а) бытовой;
б) портрет;
в) пейзаж;
г) натюрморт.
Ответ: б

Вопрос 14.
Парсуна представляет собой:
а) портрет;
б) пейзаж;
в) натюрморт;
г) изображение животного.
Ответ: а

Вопрос 15
Пенсионерами Петра Первого были:
а) И. Никитин;
б) Д. Левицкий
в) А. Матвеев;
г) И. Аргунов;

Ответ: а


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Изображение Богоматери, стоящей в полный рост с руками, воздетыми вверх, называется…
Ответ: Оранта
2. Полукруглое завершение верхней части стены церковного здания средневековой русской архитектуры называется ...
Ответ: Закомара
3. Иконы в Древней Руси писали краской …
Ответ: Темпера
4. Церковь Спаса Преображения в Новгороде расписывал ...
Ответ: Феофан Грек
5. Из Византии в Киев, а затем во Владимир была перевезена икона с изображением Богоматери, которая называется ...
Ответ: Владимирская Богоматерь
6. Автор известных икон XVI в. «Митрополит Петр» и «Митрополит Алексей».
Ответ: Дионисий
7. Скульптурную группу «Анна Иоанновна с арапчонком» создал ...
Ответ: Растрелли
8. Портрет канцлера Головкина написал …
Ответ: И. Никитин
9. Портрет Сары Фермор написал …
Ответ: И.А. Вишнков
10. Зимний дворец творение архитектора …
Ответ: Бартоломео Растрелли
11. Архитектор Растрелли в основном работал в городе …
Ответ: Санкт - Петербург
12. Памятник А. Суворову на Марсовом поле в Петербурге создал скульптор…
Ответ: М.И. Козловский
13. Статуя М. Козловского «Самсон, разрывающий пасть льва», находится…
Ответ: Бассейн большого каскада Петергофа
14. Портреты воспитанниц Смольного института писал…
Ответ: Д. Левицкий
15. Автор портрета М.И. Лопухиной
Ответ: В. И. Боровиковский
16. Автор «Портрета Екатерины II Законодательницы в храме богини Правосудия»
Ответ: Д. Левицкий
17. Памятник Петру Первому, получивший название «Медный всадник», создал ...
Ответ: Фальконе
18. Автор «Портрета Хрущевой и Хованской»
Ответ: Левицкий
19. Расцвет русской культуры первой трети XIX в. связан с победоносной войной с армией императора
Ответ: Наполеона
20 Памятник Минину и Пожарскому находится на ... в Москве.
Ответ: Красной площади


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.




ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-3: Способен анализировать и содержательно объяснять исторические явления и процессы в их экономических, социальных, политических и культурных измерениях;


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1.
Скульптуры для Летнего сада были завезены в Россию в эпоху:
а) Петра Первого;
б) Екатерины Второй;
в) Елизаветы Петровны
Ответ: а

Вопрос 2.
Доменико Трезини был:
а) скульптором;
б) архитектором;
в) графиком;
г) живописцем
Ответ: б

Вопрос 3.
Архитектор Б.Ф. Растрелли работал в стиле:
а) барокко;
в) классицизм;
г) рококо;
д) готика.
Ответ: а

Вопрос 4.
Крепостным художником был:
а) И. Никитин;
б) А. Антропов;
в) И. Вишняков;
г) И. Аргунов.
Ответ: г

Вопрос 5.
Автором какого сооружения не является Б.Ф. Растрелли?
а) Екатерининский дворец в Царском Селе;
б) Большой дворец в Петергофе;
в) Петропавловский собор;
г) Смольный монастырь.
Ответ: в

Вопрос 6.
Пышность, декоративность, обилие позолоты и лепнины характерно для архитектурного стиля:
а) готика;
б) классицизм;
в) барокко.
Ответ: в

Вопрос 7.
Конный памятник (конные памятники) Петру Первому создал (создали):
а) М. Козловский;
б) Б.К. Растрелли;
в) Э.М. Фальконе;
г) С. Пименов;
д) Б. Орловский.
Ответ: б,в

Вопрос 8.
Ф. Шубин в основном создавал:
а) надгробия;
б) памятники;
в) портреты;
г) скульптурные группы на античные темы
Ответ: в
Вопрос 9.
Архитекторы, работавшие в стиле классицизм:
а) В. Баженов;
б) Д. Кваренги;
в) К. Росси;
г) М. Казаков
Ответ: а,б, в,г

Вопрос 10.
В Российской Академии художеств наиболее почетным считался жанр:
а) портрет;
б) натюрморт;
в) бытовой;
г) исторический.
Ответ: г

Вопрос 11.
Российская Академия художеств была открыта:
а) в XVII в.;
б) в XVIII в.;
в) в XIX в.
Ответ: б

Вопрос 12.
Ф. Рокотов в основном писал портреты:
а) парадные;
б) камерные.
Ответ: б



Вопрос 13.
Придворным живописцем Екатерины Второй был:
а) Д. Левицкий;
б) И. Аргунов;
в) Ф. Рокотов;
г) А. Антропов;
д) И. Вишняков
Ответ: а

Вопрос 14.
Д. Левицкий не является автором портрета:
а) Кокоринова;
б) Дьяковой;
в) Хрущевой и Хованской;
г) Безбородко с дочерьми.
Ответ: г

Вопрос 15.
Обращение к античным сюжетам характерно для скульптурного стиля:
а) барокко;
б) реализм;
в) классицизм;
г) романтизм.
Ответ: в


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1.Автор здания Биржи в СПб
Ответ: Тома де Томон
2. Автор здания Адмиралтейства
Ответ: Захаров
3. Автор Казанского собора
Ответ: Воронихин
4. Архитектор здания Михайловского дворца
Ответ: К. Росси
5. Памятник Минину и Пожарскому создал …
Ответ: И. Мартос
5. Парадный портрет гусара Д. Давыдова написал ...
Ответ: Кипренский
6. Картину «Гумно» написал ...
Ответ: Венецианов
7. Картину «Пряха» написал ...
Ответ: Тропинин
8. Автор картины «Утро в сосновом лесу»
Ответ: Шишкин
9. Автор картины «Озеро Горных духов»
Ответ: Гуркин
10. Страна, в которую ездили художники первой половины XIX в. для совершенствования мастерства.
Ответ:Италия
11Художник первой трети XIX в., создавший в своем имении художественную школу.
Ответ: Венецианов
12Автор картины «Последний день Помпеи»
Ответ: Брюллов
13. Событие, изображенное на картине К. Брюллова «Последний день Помпеи»
Ответ: извержение Везувия
14. В центре картины А. Ивáнова «Явление Христа народу» помещена фигура…
Ответ: Христа
15. Автор работы «Весна. На пашне»
Ответ: Венецианов
16. «Бунт 14» и петербургскую Артель художников возглавлял ...
Ответ: Крамской
17. «Чаепитие в Мытищах» написал
Ответ: Перов
18. Картину «Неизвестная» написал ...
Ответ: Крамской
19. И. Айвазовский большую часть своей жизни провел:.
Ответ: Феодосия
20. Картины художников-передвижников покупал и собирал …
Ответ:Третьяков


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ

ПК-1: Способен к проведению научно-исследовательской деятельности и грамотному оформлению ее результатов в рамках реконструкции исторического процесса

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1.
Парные и семейные портреты писал:
а) Ф. Рокотов;
б) Д. Левицкий;
в) В. Боровиковский;
г) И. Фирсов
Ответ: в

Вопрос 2.
Автор портрета Струйской:
а) А. Лосенко;
б) Ф. Рокотов;
в) Д. Левицкий;
г) В. Боровиковский.
Ответ: б

Вопрос 3.
Автор картины «Владимир и Рогнеда»
а) М. Шибанов;
б) А. Лосенко;
в) Д. Левицкий;
г) В. Боровиковский.
Ответ: б

Вопрос 4.
Архитектор К. Росси работал в стиле:
а) барокко;
б) высокий классицизм;
в) модерн
Ответ: б

Вопрос 5.
Памятники М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю-де-Толли скульптора Б. Орловского находятся:
а) у Казанского собора;
б) у собора Василия Блаженного;
в) у здания Адмиралтейства;
г) на Сенатской площади.
Ответ: а

Вопрос 6.
Здание Главного штаба и министерств находится в СанктПетербурге:
а) на Дворцовой площади;
б) на Сенатской площади;
в) на Марсовом поле;
г) на Невском проспекте.
Ответ: а

Вопрос 7.
Кипренский работал в стиле:
а) барокко;
б) романтизм;
в) классицизм;
г) реализм
Ответ: б

Вопрос 8.
Кто из художников не писал портрет Пушкина?
а) В. Тропинин;
б) О. Кипренский;
в) А. Венецианов;
Ответ: в

Вопрос 9.
Основоположник изображения интерьера в русской живописи:
а) В. Тропинин;
б) К. Брюллов;
в) Александр Ивáнов;
г) А. Венецианов;
Ответ: г

Вопрос 10.
К. Брюллов изобразил себя на картине:
а) «Нарцисс»;
б) «Итальянский полдень»;
в) «Последний день Помпеи»;
г) «Всадница».
Ответ: в

Вопрос 11.
П. Федотов был:
а) гравером;
б) живописцем;
в) скульптором;
г) архитектором
Ответ: б

Вопрос 12.
П. Федотов писал:
а) портреты;
б) исторические композиции;
в) пейзажи;
г) жанровые композиции.
Ответ: г

Вопрос 13.
Товарищество передвижных художественных выставок возникло в начале:
а) 1860-х годов;
б) 1870-х годов;
в) 1880-х годов;
г) 1890-х годов.
Ответ: б

Вопрос 14.
Художник, который не писал портрет Л. Толстого:
а) Н. Ге;
б) И. Крамской; 20
в) И. Репин;
г) В. Поленов;
Ответ: г

Вопрос 15.
Н. Ге работал в основном в жанре:
а) историческом;
б) пейзаж;
в) натюрморт;
г) бытовом.
Ответ: а


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Картину «Что есть истина? Христос и Пилат» написал …
Ответ:Ге
2. И. Айвазовский чаще всего изображал …
Ответ: море
3. Крупнейший художник-баталист второй половины XIX в.
Ответ: Верещагин
4. Картина, на которой изображена груда черепов на фоне мертвого города, называется …
Ответ: апофеоз войны
5. Художник, писавший эффектные ночные пейзажи:
Ответ: Куинджи
6. Картину «Ночь на Днепре» написал …
Ответ: Куинджи

7. Дипломная работа И. Репина «Воскрешение дочери...».
Ответ: Иоира
8. Действие картины В. Сурикова «Утро стрелецкой казни» происходит возле собора...
Ответ: Храм Василия блаженного
1. Юродивый изображен на картине В. Сурикова
Ответ: «Боярыня Морозова»;

2. Автор картины «Взятие снежного городка»
Ответ: Суриков
3. Великий художник, родившийся в Красноярском крае
Ответ: Суриков
4. Подмосковное имение мецената Саввы Мамонтова, где собирались художники, называлось …
Ответ: Абрамцево
5. Цвет, преобладающий в исторических произведениях А. Рябушкина.
Ответ: красный
15 Автор картины «Девочка на фоне персидского ковра».
Ответ: Врубель
16.Центральный образ творчества М. Врубеля.
Ответ: демон
17. Автор портрета Иды Рубинштейн
Ответ: Серов
18. Русский портрет XVII в., представляющий собой сочетание светского портрета и иконописной техники
Ответ: парсуна
19. Автор дома Пашкова в Москве
Ответ: Баженов
20. Автор здания Академии художеств
Ответ: Кокоринов


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Полный перечень оценочных средств, в т.ч.банк тестовых вопросов, планы практических заданий и др. представлен в Электронном учебно-методическом комплексе на Едином образовательном портале АлтГУ по адресу http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2474
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце 5 и 6 семестра зачета по всему изученному курсу в данный момент времени.
Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».
Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50 % заданий;
«незачтено» – верно выполнено 50 % и менее

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Березовая Л. Г., Берлякова Н. П. ИСТОРИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Горелов, А. А. История русской культуры: учебник для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru
Л1.3 Ильина Т. В., Фомина М.С. История отечественного искусства от Крещения Руси до начала третьего тысячелетия : учеб. для бакалавров Юрайт, 2020 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн». biblioclub.ru
Э2 Электронно-библиотечная система издательства «Юрайт» biblio-online.ru
Э3 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э4 Курс на Moodle "История отечественной культуры" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru)
Научная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Предлагаемый курс должен обеспечить слушателей теоретической базой и практическими умениями и навыками в рамках изучаемой дисциплины. Курс состоит из лекционных, практических занятий и самостоятельной работы студента.
Методика преподавания курса строится на основе выполнения следующих видов учебных занятий и работ: лекции, практические занятия, самостоятельные занятия. В процессе работы над курсом используются: графические материалы, наглядные материалы представляемые в виде раздаточного материала или в ЭУМКД при самостоятельном освоении тем.

Практические занятия организуются для закрепления лекционного материала в ходе их проведения используются активные формы, предполагающие значительную работу студентов с конкретными документами и выполнение определенных видов работ в том числе с документами для выработки практических умений и навыков работы.
При подготовке к практическим занятиям студент должен придерживаться следующих правил:
– внимательно изучить основные вопросы темы практического занятия, определить место темы занятия в общем содержании, ее связь с другими темами;
– найти и проработать соответствующие разделы в рекомендованной литературе;
– после ознакомления с теоретическим материалом ответить на вопросы для самопроверки;
– продумать свое понимание сложившейся ситуации в изучаемой сфере, пути и способы решения проблемных вопросов;
– продумать развернутые ответы на предложенные вопросы темы, опираясь на лекционные материалы, расширяя и дополняя их данными из источников дополнительной литературы.
Самостоятельная подготовка студентов базируется на изучении рекомендованной по курсу литературы, законодательных актов, нормативных материалов. В процессе изучения курса студенты должны обратить внимание на изучение основных понятий, общих закономерностей и тенденций развития в рамках изучаемой дисциплины.
Самостоятельная работа выполняется в удобное для студента время, представляется преподавателю и обсуждается в ходе практических занятий и консультаций. Данный формат предусматривает большую самостоятельность студентов, большую индивидуализацию заданий, ряд психолого-педагогических новаций, касающихся как содержательной части заданий, так и характера консультаций и контроля.
Подготовка к зачету заключается в изучении и тщательной проработке студентом учебного материала дисциплины с учётом рекомендованной литературы, лекционных и семинарских занятий, сгруппированном в виде контрольных вопросов теоретического и практического характера. Необходимо учесть, что выполнение практических заданий предполагает комплексное осмысление материала всего курса и требует от студента творческого подхода и самостоятельной аргументации собственной позиции.
Готовиться к зачету необходимо последовательно. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если обучающийся сможет ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.
Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед зачетом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.
При подготовке необходимо выявлять наиболее сложные, дискуссионные вопросы, с тем, чтобы обсудить их с преподавателем на лекциях и консультациях. Нельзя ограничивать подготовку к зачету простым повторением изученного материала. Необходимо углубить и расширить ранее приобретенные знания за счет новых идей и положений.
На зачете требуется ответить на один вопрос, соответствующий содержанию формируемых компетенций. Зачет проводится в устной форме. На подготовку к ответу отводится 30 минут. Преподаватель имеет право задавать дополнительные вопросы, если студент недостаточно полно осветил тематику вопроса, если затруднительно однозначно оценить ответ, если студент не может ответить на вопрос билета.